Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ конкурентной позиции на примере ОАО Городецкий хлеб

--PAGE_BREAK--2. Анализ организационной структуры


Организационная структура управления ОАО «Городецкий хлеб» является неотъемлемой подсистемой управления организацией. Она наравне с другими внутренними факторами играет существенную роль в адаптации организации к внешней среде, а, следовательно, в ее способности выживать.

Организационная структура управления обеспечивает реализацию ее стратегии, достижение ее целей и эффективное решение стоящих перед организацией задач. Организационная структура управления состоит из структуры аппарата управления предприятия и его производственной структуры, т.е. структуры субъекта и объекта управления. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в ОАО «Городецкий хлеб» осуществлено разбивкой всей работы на составные части. Применяемая организационная структура управления — линейно-функциональная, которая обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления «по функциям».

Принципиальная схема организационной структуры управленияприведена в прил.1.

Организационная структура управления характеризуется:

·                   высокой централизацией стратегических решений и децентрализацией оперативных,

·                   организацией директивных связей по однолинейному принципу,

·                   преобладающим применением инструментов координации с технической поддержкой.

 Для оценки возможностей организационной структуры управления применяются следующие критерии:

Первый критерий. Определение степени способности применяемой организационной структуры управления обеспечить получение нормы прибыли.

Второй критерий. Степень способности существующей структуры управления создавать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий


Третий критерий. Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять действия.

Четвертый критерий. Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда за счет подетальной специализации общественного труда и производства.

Организационная структура управления характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Следовательно, под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределением между ними прав, обязанностей и ответственности.

В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные.

Вертикальные связи мы только что рассмотрели, характеризуя иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.

Кроме того, в системе управления существуют горизонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга.

В связи с тем, что в системе управления наряду с горизонтальными связями функционируют и связи вертикальные, существуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо вырисовывается иерархическая соподчиненность разных структурных уровней управленческой деятельности. Типичным проявлением такой управленческой структуры является «управленческая вертикаль». На вершине этой вертикали действует Президент страны — высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. В его непосредственном подчинении — администрация президента. Ниже ее, по степени убывания властности и масштабов управленческой деятельности, располагаются областные администрации, а еще ниже — администрации районов и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления.

Применяемая организационная линейно-функциональная структура управления в ОАО «Городецкий хлеб» имеет преимущества и недостатки, которые указаны в табл.2.
Таблица 2



Генеральная цель ОАО "Городецкий хлеб" — экономическая — получение расчетной величины прибыли от производства работ. Менеджеры сформулировали еще цели в таких областях, как: объемы продаж (доля рынка); разработка новых видов продукции, цен на них; качество; подготовка и отбор персонала. Приоритеты целей ОАО «Городецкий хлеб» определяются и уровнем прибыльности предприятия. При выборе предпочтительных целей учтены интересы всех основных групп.

Регламенты — это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения и организации. Существующие регламентразделяются по признакам на общесистемные (устав, договор учредителей, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.) и элементные (персонал, информация, техника, процесс и др.) и представляют собой комплекс нормативных документов по регулированию отдельных направлений деятельности.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Функционирование


В ОАО «Городецкий хлеб» существуют несколько разновидностей решений, типичных для сферы управления:

1.                 В процессе планирования принимаются следующие решения: решение о сверхзадаче и природе бизнеса; о целях; о взаимодействии с внешним окружением; о стратегии и тактике, которые выбираются организацией для достижения поставленных целей.

2.                 В процессе организации деятельности компании принимаются следующие решения: о структурировании работы организации; о координации функционирования различных блоков; о распределении полномочий между руководителями подразделений; о структуре организации при изменении внешнего окружения.

3.                 В процессе мотивации персонала принимаются следующие решения: о потребностях подчиненных; об удовлетворении их потребностей; о производительности работы подчиненных и об их удовлетворенности работой.

4.                 В процессе контроля принимаются следующие решения: об измерении результатов работы; об оценке этих результатов; о том, насколько достигнуты цели организации; о корректировке целей.

Рациональным признается решение, которое основывается на базе аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта.

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным в ОАО «Городецкий хлеб» менеджеры соблюдают определенные методологические основы, которые представляют собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций разработки решений. Так же достаточно квалифицированно применяются методы разработки управленческих решений включающиеся в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр. Организации разработки правильных управленческих решенийспособствует упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности. Управленческие решения менеджерами принимаются по определенной технологии, которая представляет собой вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы. Чтоб управленческие решения обладали качеством они принимаются включают в себя следующую совокупность: своевременность, адресность, конкретность и др.

Объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

·        техническое развитие;

·        организация основного и вспомогательного производства;

·        маркетинговая деятельность;

·        экономическое и финансовое развитие;

·        техническое развитие;

·        организация основного и вспомогательного производства;

·        маркетинговая деятельность;

·        экономическое и финансовое развитие;

·        организация заработной платы и премирования;

·        социальное развитие;

·        управление;

·        бухгалтерская деятельность;

·        кадровое обеспечение;

·        прочие виды деятельности.

Таким образом, управленческое решение представляет собой результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана.

Все принимаемые решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.

Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия. Принятию решения предшествуют несколько этапов:

·        возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;

·        выбор критериев, по которым будет принято решение;

·        разработка и формулировка альтернатив;

·        выбор оптимальной альтернативы из их множеств;

·        утверждение (принятие) решения;

·        организация работ по реализации решения — обратная связь.

Объектом для возникновения проблем служат итоговые показатели деятельности предприятия: показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров. А также следующие факторы:

·        политические;

·        социальные;

·        экономические;

·        технические;

·        технологические;

·        организационные.

Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:

·        общие;

·        организационные;

·        запрограммированные;

·        незапрограммированные;

·        рациональные;

·        нерациональные;

·        вероятностные;

·        решения в условиях неопределенности;

·        интуитивные;

·        на основе компромисса;

·        альтернативные.

Управленческое решение устанавливает переход от того, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.

Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

Решения в управлении ОАО «Городецкий хлеб» подразделяются на два вида:

1.                 Решения обязательные:

·        назначение на должность;

·        определение принципов финансирования;

·        утверждение решений по распределению прибыли.

2.                 Вероятные решения:

·        санкционирование капитальных вложений;

·        утверждение сделок.

При выборе критериев для принятия решения менеджерыОАО «Городецкий хлеб» руководствуются системой норм и нормативов, с которыми можно сравнить альтернативное решение. Нормы, как правило, ограничивают выбор критериев, так как менеджеры не могут изменить трактовку того или иного закона, что конечно сужает деятельность в принятии решения. К числу таких ограничений относится отсутствие достаточного опыта и квалификации, наличие острой конкуренции и др.

Эффективность принятия решения на среднем и низшем уровнях управления, отмечают менеджерыОАО «Городецкий хлеб», во многом определяется полномочиями, которые им делегировало высшее звено управления. Таким образом, критерии при принятии управленческого решения служат своего рода стандартом ограничения.

Организационная коммуникацияОАО «Городецкий хлеб» — форма деятельности, осуществляемая людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

·                   информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;

·                   интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

·                   гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

·                   аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

·                   нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

·                   семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

·                   практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.

Выявление перечисленных аспектов коммуникативного акта происходит с помощью как вербальных, так и невербальных средств. Эти средства благодаря своей стратификационной и ситуативной вариативности способны передать не только текст самого сообщения, но и информацию о его отправителе (его социальном статусе, территориальной принадлежности, возрасте, образовании, самооценке). В зависимости от соответствующей комбинации вербальных и невербальных средств, выбранных норм речевого этикета и поведения становится ясно и отношение отправителя к адресату. При этом нужно учитывать, что если вербальную информацию контролировать достаточно легко, то невербальные средства плохо поддаются контролю. Поэтому самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к какому-то нужному для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании или плохом контроле невербальных и паравербальных средств.

Взаимодействуя друг с другом, включаясь в процесс общения, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся следующие:

·                   обеспечение эффективного обмена информацией (прием и передача) между субъектами и объектами управления;

·                   совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

·                   создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;

·                   регулирование и рационализация информационных потоков в рамках организации и за ее пределами;

·                   формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;

·                   формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

·                   обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

·                   изменение мотивации поведения;

·                   обмен эмоциями.

Коммуникации в организации или в группе выполняют ряд значимых функций:

·                   информативную функцию — передачу сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений;

·                   мотивационную функцию — побуждает сотрудников к лучшему исполнению задач, используя убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;

·                   контрольную функцию — отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;

·                   экспрессивную функцию способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.

Коммуникативная функция в организации специфична и включает ряд основополагающих установок, таких как:

·                   раскрытие сущности и определение особенностей коммуникативной функции;

·                   рассмотрение и анализ типов и видов коммуникаций в организационных системах;

·                   характеристика разнообразных форм реализации коммуникативной функции в организации;

·                   установление структурных элементов и ключевых этапов коммуникативного процесса;

·                   выявление и разрешение типичных проблем и ошибок (так называемых «коммуникационных барьеров»), которые могут быть характерны для той или иной коммуникативной функции;

·                   формулирование принципов оптимальной коммуникации и отображение общих требований, направленных на совершенствование коммуникативной функции.

В деятельности руководителя коммуникация играет значимую и, при этом, специфическую роль. Данная особенность заключается в том, что будучи существенной сама по себе, коммуникативная функция входит в совокупность иных управленческих функций, является средством их реализации и взаимной координации. Таким образом, коммуникативная функция, наряду с остальными (например, функция принятия решения) представляет собой элемент «связующего процесса» в организации.

Сущность коммуникационной функции руководителя и ее основополагающая задача заключается в обеспечении и регулировании оптимального обмена информацией как внутри организации (между отдельными подразделениями и индивидами), так и вовне (с внешним окружением). Критерий оптимальности в данном случае то, насколько имеющаяся коммуникативная сеть способствует достижению общих организационных целей.

Формирование эффективных коммуникаций в организации достигается несколькими способами.

Во-первых, формулирование ясной, четкой, практически достижимой и определенной цели организации, последующая ее конкретизация на подцели, соответствующие для каждого подразделения. Таким образом, нет необходимости для дополнительных разъяснений и, непосредственно, оптимизации.

Во-вторых, соответствующий организационной цели и детализированный план, который регламентирует основные виды работ и подразделений и их нормативы. Вместе с тем, организационный план является эффективным средством урегулирования деловых контактов и контроля за значимыми коммуникациями.

В-третьих, грамотно выбранный тип организации (рациональная экономичность организационной структуры, отсутствие повторяемых подразделений, непредставленность множественного подчинения в организации и пр.) способствует формированию и развитию эффективной коммуникативной сети.

В-четвертых, эффективно налаженная система организационного контроля, которая характеризуется справедливостью, понятностью для сотрудников, открытостью и регулярностью.

Следовательно, первостепенным средством осуществления коммуникативной функции в современной организации является совокупность основных управленческих функций, таких как целеполагание, планирование, организация и контроль. Указанный факт отражает специфичность коммуникативной функции. Так, с одной стороны, коммуникативная функция представляет собой предмет социального регулирования с позиции руководителя. А с другой стороны, коммуникативная функция в организации преимущественно обеспечивается не естественным образом, а посредством других управленческих функций в процессе их осуществления. Вместе с тем, имеет место и обратная зависимость: посредством применения коммуникативной функции руководителем осуществятся остальные управленческие функции в рамках организации. Данный аспект раскрывает ключевую специфику представленной функции: чем в меньшей степени она представлена как самостоятельная и чем в большей степени она осуществляется посредством других функций, тем выше ее собственная эффективность. И наоборот, коммуникативная функция является превалирующей в деятельности руководителя, требует от него особого внимания в тех ситуациях, когда организация испытывает те или иные проблемы и работает без должного эффекта.

Таким образом, через коммуникативную функцию осуществятся различные управленческие функции деятельности.

Абсолютную эффективность хозяйствования ОАО «Городецкий хлеб» характеризуют показатели основных экономических показателей (табл.3).
Таблица 3. Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности ОАО «Городецкий хлеб» в динамике за 2007-2009 гг.



Как видно на представленной табл.3, в динамике — снижение всех основных экономических показателей. Прибыль от реализации за три года снизилась на 2263 тыс. руб. что почти в два раза ниже уровня 2007 года. Несмотря на увеличение объемов реализации на 29736 тыс. руб. в 2009 году по сравнению с 2007 годом, себестоимость тоже увеличилась. В результате в2009 году от деятельности ОАО «Городецкий хлеб» чистой прибыли получено очень мало. Рентабельность продаж за период с 2007 по 2009 годы снизилась на 1,03% и стала почти нулевой. Однако производительность труда в 2009 году выросла на 61,92 руб. /ч. По сравнению с 2007 годом. Повышение производительности труда, скорее всего, было вызвано снижением численности персонала. Фондоотдача же практически не изменилась (немного снизилась).
Таблица 4. Анализ прибылей и убытков ОАО «Городецкий хлеб» в динамике за 2007-2009 гг.



Темп роста себестоимости в период 2007-2008 годы был немного выше, чем темп роста выручки, поэтому валовая прибыль выросла только на 12,53% за этого период. В 2009 году она выросла еще меньше (7,6%). Коммерческие расходы «съели» практически всю прибыль от продаж, поэтому в 2009 году она составила 3150 тыс. руб., это 58,7% от уровня 2007 года. Прочая деятельность так же не принесла дохода и занизила показатель прибыли до налогообложения, которая за вычетом налога на прибыль практически нулевая (чистая прибыль).

Таким образом, анализ показывает довольно плачевное финансовое состояние предприятия — основной финансовый результат — чистая прибыль в 2009 году всего 28 тыс. руб. Если и далее будет происходить снижение эффективности его деятельности, предприятие будет работать в убыток.


    продолжение
--PAGE_BREAK--4. Организация деятельности и управление


ОАО «Городецкий хлеб» представляет собой целенаправленную последовательность операций управления, результатом которых является принятое и реализованное решение. Процесс (технология) управления моделируется с помощью сетевого графика процесса управления, оперограмм и органиграмм решения задач и технологических карт процесса управления.

Информация управления— совокупность сведений (данных, сообщений), устраняющих неопределенность знаний и получателей сообщений, передаваемых устным, письменным, аудиовизуальным и электронным способом по различным каналам связи и используемых персоналом для выработки управленческого решения. В сфере управления имеют распространение получили документальные и электронные формы представления информации.

Техника управления вОАО «Городецкий хлеб» представляет собой взаимосвязанный комплекс технических средств (сбора и регистрации, передачи, ввода, накопления, обработки, вывода, отображения и размножения информации), предназначенный для механизации и автоматизации информационных процессов в системе управления производством с целью выработки рациональных решений.

Основными функциями управления целесообразно считать в самом общем виде — планирование, организацию, мотивацию, контроль. Конкретные функции управления следующие: функции управления ресурсами, функции управления процессами и функции управления результатами.

Планирование — один из важнейших процессов принятия управленческих решений ОАО «Городецкий хлеб». Оно состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.

Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, ОАО «Городецкий хлеб» занимается стратегическим планированием. Процесс стратегического планирования включает определение миссии организации, установление целей, анализ внутренней и внешней среды, выбор стратегии на основе анализа стратегических альтернатив, планирование реализации стратегии и ее оценку.

Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными задачами ОАО «Городецкий хлеб» являются: формирование структуры организации исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных; установление режимов работы подразделений предприятия, отношений между ними, обеспечение деятельности предприятия необходимыми ресурсами. Организация как функция управления должна обеспечивать соответствие существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях.

Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий, которое заключается в передаче задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Ответственность при делегировании полномочий не снимается с руководителя, хотя и распространяется на подчиненного. На практике эффективная реализация делегирования бывает затруднена вследствие многих причин. Для преодоления препятствий они выявляются и предпринимаются меры по их существу: создается система стимулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечения необходимыми ресурсами и т.п.

Чтобы ОАО «Городецкий хлеб» работало эффективно в этом заинтересовывают его персонал. Для этого применяются современные теории мотивации с учетом человеческого поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию.

Не менее важное значение имеет функция контроля. Контроль— это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей ОАО «Городецкий хлеб» путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды. Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса. Инструментами выполнения этой функции являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Процедура контроля состоит из выработки стандартов, сопоставления с ними реальных результатов и принятия необходимых корректирующих действий. Чтобы система контроля была эффективной, ее необходимо периодически оценивать. Предназначением контроля является предупреждение возможных отклонений, а не их ликвидация. Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой. Пользуясь результатами контроля, ОАО «Городецкий хлеб» составляет новые планы, принимает решения в области организации и мотивации труда.


5. Человеческий фактор в организации


К элементам, составляющим организационную культуру относятся следующие качества личности: позитивная реакция на людей, имеющих власть, желание конкурировать, умение убеждать, стремление играть роль неформального лидера, терпимость к рутинной административной работе.

Следующей неотъемлемой частью организационной культуры являются лозунги. Лозунги, даже если они обладают изысканной примитивностью, часто позволяют нам составить довольно полное представление о том, какие основные ценности выдвигаются на первый план предприятием или фирмой.

Следующим важным звеном организационной культуры можно назвать легенды. Легенды отражают историю. Они имеют в своей основе изменения, происходящие на предприятии, в закодированной форме передают унаследованные ценности организации, способствуют так же развитию новых культур. Как показывают последние исследования в этой области, легенды практически никогда не связаны с профилем производства.

Говоря о структуре организационной культурыОАО «Городецкий хлеб», необходимо также отметить положительную роль ритуалов. В повседневной жизни ритуалы играют важную роль. Они укрепляют структуру организации. Ритуалы символизируют убеждение, играют существенную роль в организации. Они прямо или косвенно высвечивают образ предприятия и господствующие на нем династные ориентации. Ритуалы, выражающие признание. Например: юбилеи, празднование успехов, зачисление в перспективный резерв, публичные поощрения — все эти события должны продемонстрировать, что вознаграждается, и что торжественно отмечается. Ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентации фирмы.

Ритуалы (обряды) и церемонии в фирменной среде являются в некотором смысле подлинным воплощением предприимчивости, красивых и наиболее значимых моментов, которые символизируют корпоративный дух и единство всего персонала, сближение всех членов трудовой общности, демонстрируют им новые и еще неизвестные страницы прошлой истории и настоящего их фирмы, приобщают всех участников ритуала к основным фирменным ценностям и традициям.

Ведь ритуал — это специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. А потребность в признании — первая, с которой начинается взаимодействие людей, и без ее насыщения невозможно удовлетворить другие потребности.

В фирменных ритуалах большое внимание следует уделить одежде. Одежда как материализованная сущность различных актов повседневной жизни и праздников является необходимым компонентом ритуалов и обычаев, как торжественных, так и более простых церемоний.

В обрядовых процессах одежда — знаковая система, которая имеет кодовое значение и является средством выражения смысла данного ритуала. Семиотика (т.е. комплекс научных теорий, изучающих различные свойства знакомых систем) одежды обращена или связана в первую очередь с внешней конкретной средой ритуала (веселый или печальный, трагический, оригинальный, специфический или традиционный, банальный). Одежда через свой покрой и фасон, цветовую гамму, длину, через разнообразие и фееристичность, или, наоборот, посредством строгости и цветовой монотонности выражает эмоциональное состояние людей, совершающих обряд, подчеркивает и дополняет характер игрового компонента ритуала.

Рассматривая в самом общем плане ритуалы, применяемые в трудовой среде, их можно разделить на следующие основные типы:

·                   ритуалы при поступлении на работу;

·                   организационные ритуалы, или ритуалы открытия,

·                   интегрирующие ритуалы,

·                   ритуалы, связанные с отдыхом и восстановлением.

Обряды, характерные при поступлении на работу, обязательно включают обучающий момент (знакомство новичка с историей и традициями фирмы, с основными ее ценностями, с наиболее существенными ее особенностями фирменного управления).

Организационные (открывающие) ритуалы чаще всего имеют цель дополнительно подчеркнуть важность того или иного события в жизни организации и ее членов с помощью торжественных вечеров, праздничных обедов, посвященных знаменательному событию в жизни фирмы, специальных церемоний награждения какого-нибудь сотрудника или отдела за достигнутые успехи.

Интегрирующие ритуалы направлены к достижению еще большей сплоченности персонала и созданию благоприятной, дружеской морально-психологической атмосферы в фирме. С помощью таких ритуалов сотрудники лучше узнают друг друга, что способствует созданию корпоративного духа и отношениям солидарности между сотрудниками. Это особенно важно для предпринимательских организаций, которые смело, встречают все новые веяния времени, ищут новые неизведанные пути. В таких фирмах качественные изменения, реформы, инновации превращаются не только в цель, но и в своеобразный культ.

Ритуалы, связанные с отдыхом и восстановлением, помогают людям полноценно отдохнуть и восстановить свои силы. Здесь стоит вопрос не только о возможностях, которыми располагает та или иная организация, — базы отдыха, санатории и спортивные лагеря.

К сожалению, в современной российской предпринимательской практике больше негативных примеров в вопросе организации фирменных ритуалов. Как правило, такие важные моменты в жизни человека, как поступление на работу, повышение в должности, выход на пенсию, организуются самым формальным способом. Управляющий, генеральный директор или президент фирмы очень редко испытывает желание подумать, как оригинально организовать ту или иную церемонию, чтобы добиться ее торжественности и значимости для конкретного сотрудника.

Следующими неотъемлемыми частями организационной культуры ОАО «Городецкий хлеб» выступают язык и этика. Язык всегда позволяет сделать вывод о культуре, причем без особых усилий. Все зависит лишь от того, насколько люди внимательно слушают, или читают. Именно с помощью языка формируется и передается культура.

В современном менеджменте огромное внимание уделяется также вопросам деловой этики. Ведь от того, как мы себя ведем, как общаемся, зачастую зависит успех нашего дела.

Этика, как известно, — это совокупность принципов, отделяющих правильное поведение от неправильного. Распространяя это определение на область предпринимательства, можно утверждать, что деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности. В связи с этим представляется целесообразным выделить в деловой этике те моральные ценности, которые являются ее структурообразующими компонентами. Первая и самая важная ценность — честность и порядочность в деловых отношениях. Требование честности в бизнесе вытекает из его природы. Обычай не может служить основой для нормального экономического процесса. Честность и порядочность в деловых отношениях были присущи и русскому купечеству.

Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это значит, что бизнесмен или менеджер должен ценить не только свободу своих экономических действий, но и свободу тех, с кем он имеет дело, будь то его подчиненный, или конкурент.

Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодолеть «с наскока» слабости и недостатки партнеров, клиентов, или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает гасить конфликтные ситуации в самом их зародыше. Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода шероховатостями и конфликтами. Поэтому, такие взаимоотношения, как никакие другие, требуют тактичности и деликатности.

Такт в таком общении, это не только понимание соответствующих целей и норм поведения, но и умение применять эти нормы к конкретному человеку. Быть тактичным — это значит, в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента, подчиненного как самоценную личность с учетом ее биосоциальных характеристик, пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.п.

Таким образом, организационная культура ОАО «Городецкий хлеб» содержит совокупность следующих элементов: лозунги, легенды, обряды, традиции, ритуалы. Неотъемлемыми частями организационной культуры выступают язык и этика.

Целенаправленная подготовка специалиста к управленческой деятельности в ОАО «Городецкий хлеб» предполагает необходимость получения им знаний о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях с последующей рефлексией, что существенным образом повысит его общий уровень культуры, профессиональную компетентность. При этом важно помнить: где бы ни работал будущий специалист и чем бы ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко — руководящее). Условием его эффективной деятельности, а, в конечном итоге, жизненного успеха, является знание организационных, управленческих закономерностей. При этом большое внимание должно уделяться психологическим вопросам управления и самоуправления, саморазвития, что собственно и означает обретение профессионализма.

Непрерывное обучение — это одна из стержневых компетенций, ОАО «Городецкий хлеб», которая хочет выжить и развиваться в новой экономике, движимой знаниями. Лидеры рынка постоянно ставят перед собой нацеленные на обучение задачи, постоянно учатся тому, как делать вещи лучше, и постоянно распространяют эти новые знания в своих компаниях. Обучение является катализатором развития и источником интеллектуальных ресурсов, используемых для создания устойчивого конкурентного преимущества.

Движимый знаниями ОАО «Городецкий хлеб» создает свое устойчивое конкурентное преимущество с помощью постоянного обучения, как индивидуального, так и коллективного. В процессе обучения сотрудников обучается и вся организация. Перемены в отношении людей к делу отражаются в изменениях как формальных, так и неформальных правил, которые определяют поведение всей организации. Главная задача построения системы эффективного использования знаний заключается в том, чтобы одновременно повышать потребительскую ценность, создаваемую бизнесом, улучшать процесс обучения и оптимизировать управление организационными переменами.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.