Министерство образования и науки Самарской области
Самарский торгово-экономическийколледж
Кафедра экономики, бухгалтерскогоучета и менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Организациякоммерческой деятельности»
Тема: Анализ источников поступлениятоваров в организацию (предприятие).
Выполнила: студентка
очного отделения
специальности 080501.52
Менеджмент (по отраслям)
Группа 4 Мк
Потёмкина А. А.
Преподаватель: Сазанова И.Е.
г. Самара 2010
Содержание
Введение
1. Значение источниковпоступления товаров на предприятие
1.1 Источники закупки товаров, коммерческие сделки иконтрактные соглашения
1.2 Организация прямых закупок товаров у производителей
2. Характеристика организационно-экономической деятельностипредприятия с учетом анализа источников поступления товаров на предприятие
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристикаторгового предприятия ОАО «Магнит»
2.2 Анализ и оценка источников поступления товаров
2.3 Организация работы по изучению и отбору потенциальных поставщиковтовара
2.4. Контроль и учет за поступлением товаров от поставщиков
Заключение
Список информационных источников
Приложения
Введение
Коммерческаядеятельность — это комплекс коммерческих процессов и операций, направленных наэффективность купли-продажи с ориентацией на спрос и получение реальнойприбыли. Она актуальна и подлежит рассмотрению во все времена.
Важностьвыбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынкебольшого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, чтоон должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя вреализации его стратегии организации производства.
Большоеколичество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальныхресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех,которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешнуюпроизводственно-сбытовую деятельность предприятия.
Роль рынкакак регулятора отношений в обществе и экономике хорошо известна. Следует, тем неменее, выделить несколько конкретных функций, которые определяют значение рынкадля всей системы коммерческих отношений:
— рынокформирует условия для оценки общественной значимости труда, затрачиваемого насоздание товаров. Акт обмена, совершенный на рынке по известной схеме «товар -деньги», означает, что труд создателя данного товара являетсяобщественно-полезным. Предпосылкой для этого служит реальная возможность дляпокупателя свободного выбора необходимого ему товара и, соответственно,источника (продавца) данного товара;
— рынокрегулирует размер общественно-необходимых затрат на производство товара. Впроцессе обмена формируется четкое представление об уровнеобщественно-необходимых затрат труда на производство того или иного продукта.При этом рынок косвенным способом воздействует на экономические показателипредприятий, в частности, на себестоимость и прибыль: убыточные фирмы невыдерживают конкуренции и «уходят» с рынка;
— рынокформирует основные пропорции экономики, состав и структуру общественногопродукта. Причиной служит естественное стремление предпринимателей производитьи продавать товары, которые пользуются спросом в первую очередь. Иначе говоря,капитал концентрируется в тех отраслях, где параметры спроса наиболее близковстречаются с предложением.
На основаниивышеизложенного, целью курсовой работы является анализ источников поступления товаровна предприятие, поскольку осуществление правильно организованных закупоктоваров является одним из значимых условий для его успешной работы.
Актуальность данной темызаключается в том, что анализ и изучение источников поступления товаров напредприятие способствует не только удовлетворению потребительского спроса исоотношение этой величины с предложением, но и позволяет узнать сложившуюся ситуациюна рынке различных товаров и услуг, а также о новых участниках рынка итенденциях развития в данной отрасли.
Объектом исследования в курсовой работеявляется ОАО «Магнит», а предметом исследования являются источники поступлениятоваров на предприятие, их оценка, а также контроль и учет их поступления отпоставщиков.
В первойглаве курсовой работы будут рассмотрены источники закупки товаров, их значение,а также коммерческие сделки и контрактные соглашения, необходимые дляосуществления коммерческой деятельности.
Во второйглаве курсовой работы будет проведен анализ и оценка источников поступлениятоваров на предприятие, контроль и учет за их поступлением от поставщиков, атакже рассмотрена организация работы по изучению и отбору потенциальныхпоставщиков исследуемого объекта.
1. Значение источников поступлениятоваров на предприятие
1.1 Источники закупки товаров,коммерческие сделки и контрактные соглашения
Правильноорганизованное товарное снабжение способствует удовлетворению спроса населения на товары иуспешному выполнению плана товарооборота и других экономических показателейработы торговых предприятий.
Составной частьюкоммерческой деятельности торгового предприятия является закупка товаров,которая включает в себя не только организацию хозяйственных связей споставщиками товаров (включая разработку и заключение договоров поставки), но иорганизацию учета и контроля выполнения договорных обязательств, изучение ипрогнозирование покупательского спроса, выявление источников поступления товаровнепосредственно на предприятие и поставщиков товара. Также она дает возможностьсформировать необходимый торговый ассортимент товаров для торговой сети,осуществлять воздействие торговли на производство в соответствии с требованиямипокупательского спроса.
Источниками поступлениятоваров на предприятие являются:
— промышленные исельскохозяйственные предприятия, местная промышленность, индивидуальныепроизводства;
— оптово-посредническиеструктуры;
— оптовые иоптово-розничные склады;
— поставки от зарубежныхфирм и компаний.
Правильно организованныезакупки товаров являются необходимым условием создания оптимальных товарныхзапасов, повышения товарооборачиваемости, получения прибыли и удовлетворенияспроса населения.
Планирование закупок напредприятии должно осуществляется согласно следующим этапам:
— сбор информации; — анализпотребности и возможностей (поставщика и покупателя); — выбор стратегиизакупки (форм товароснабжения); — определение метода закупок; — оперативныерешения, связанные с процессом товародвижения; — контроль; — анализ ходавыполнения плана; — корректировка плана.
Принципами закупкитоваров, на предприятии являются: 1) на ранних этапах планирования и формированияассортимента закупать и продавать лишь ограниченное количество наименованийтоваров, чтобы коммерческие службы могли сосредоточить свои усилия на повышениикачества и установлении стандартов на качество основных товаров. Только послеэтого можно дальше расширять ассортимент; 2) установить тесное сотрудничествона всех уровнях между товароведами коммерческих служб и технологами производства,между поставщиками, оптовыми и розничными покупателями. Приветствоватьсовместную работу по формированию ассортимента, формированию качества, иразработке новых товаров. Достижение наиболее рациональной закупки товаровозначает приобретение товаров:
— нужного качества; — внужном количестве; — в нужное время; — у надежного поставщика; — поприемлемой цене.
Одним из главных этаповкоммерческой деятельности предприятия торговли является выявление и изучениеисточников поступления, выбор поставщиков, каналов продвижения товаров. Оченьважно выявить, изучить и выбрать наиболее подходящие источники поступлениятоваров, в которых будет осуществляться закупка. Многообразие поставщиков зависитот разнообразия ассортимента вырабатываемых товаров. Возникает необходимостьвсестороннего изучения источников поступления товара с точки зренияассортимента и объема производимых товаров, условий поставки и других факторов.
Коммерческиеработники должны посещать производственные предприятия, т.е поставщиковизготовителей, для знакомства с объемом ассортимента, выпускаемого даннымпоставщиком, и качеством выпускаемой продукции, а также для изученияпроизводственных возможностей потенциальных поставщиков. Следует постоянноследить и анализировать рекламные объявления в средствах массовой информации,проспекты, каталоги и другую информацию о производстве. Тщательный анализполученной информации позволит торговому предприятию составить необходимоепредставление об источниках поступления товаров.
К организациитоварного снабжения в современный период предъявляются высокие требования.Прежде всего, торговые предприятия должны установить тесные хозяйственные связис поставщиками и своевременно предоставлять им заказы на поставку товаров.Снабжение должно быть организовано по плану в полном соответствии с продажейтоваров и наличием товарных запасов в торговых предприятиях.
Кпоставщикам товаров относятся конкретные предприятия различных источниковпоступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различнойпроизводственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги. Всвязи с большим многообразием поставщиков товаров применяется их классификацияпо различным признакам.
Классификация поставщиков:
1. Потерриториальному признаку поставщики бывают:
— Местные
— Внутриобластные (поставляющие товар непосредственно розничным торговымпредприятиям, минуя оптовые базы)
— Внеобластные
— Республиканские
— Внереспубликанские
2. По формесобственности:
— Государственные
— Муниципальные
— Частные
— Кооперативные
— Поставщики иных форм поставки
3. Поведомственной принадлежности:
— Внутрисистемные – относятся к той же системе, в которую входят иоптовые покупатели
— Внесистемные – все остальные.
4. По функциональным признакам:
- Поставщики изготовители — производственные предприятия, частные предприятия, фирмы выпускающие товарыпотребительского назначения.
- Поставщики посредники (оптовыепредприятия) – они закупают товары у поставщиков изготовителей, у оптовыхпосредников и реализуют их оптовым покупателям и другие.
Любоеторговое предприятие осуществляет закупки товаров у различных поставщиков и подвлиянием большого числа переменных, а важным здесь является не толькоустановление хозяйственных связей между ними, но и расширение контактов, сутькоторых сводится к взаимовыгодным коммерческим сделкам и товарообменнымоперациям при купле-продаже товаров. Заключаемые коммерческие сделки рассчитанына закупаемую продукцию и определяются под влиянием конкретных признаков:традиционная или модифицированная продукция, степень её новизны, стадияжизненного цикла товара, рыночная ситуация и другие, а следовательно, сделкипри закупке не являются неизменными и зависят от множества воздействующихфакторов.
Коммерческимдокументом, представляющим договорные соглашения купли-продажи товара, являетсяконтракт. Его непременным условием является переход права собственности натовар от продавца к покупателю. В контракте указываются содержание договорныхусловий, порядок исполнения взаимных соглашений и ответственность сторон, атакже предусматриваются следующие обстоятельства:
— наименование и объем подлежащего поставке товара;
— качество,комплектность, упаковка и маркировка товара;
— цена иформа расчетов;
— сроки выполненияпоставок и порядок сдачи — приема товара;
— базисныеусловия поставки;
— гарантийнаязащита и санкции;
— юридическиеадреса сторон и дата заключения контракта.
Одним изсущественных условий контракта является исходная цена, устанавливаемая назакупаемую продукцию. Она может быть двух видов: твердая, которая применяется всделках с короткими сроками поставки товаров, указывается в контракте и неподлежит изменениям при расчете, и скользящая цена — цена, исчисленная в периодисполнения сделки в результате принятия в расчет переменных рыночных величинпри пересмотре договорной цены в сторону повышения или понижения. Её используютчаще при сделках с длительными сроками поставок товаров.
Базисныеусловия поставки товаров определяют обязанности продавца и покупателя подоставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели илиповреждения товара от продавца к покупателю. Порядок расчетов за поставляемуюпродукцию осуществляется безналично через банк путем перечисления денег сосчета покупателя на счет поставщика. Чаще всего при таких расчетах используютсяплатежные поручения, чеки и аккредитивы. Однако возникают финансовые трудностиво взаиморасчетах торговых предприятий и поставщиков, препятствующиепредварительной оплате за полученную продукцию, поэтому наиболеераспространенной формой стала оплата по реализации поставленных товаров.
Исполнение контрактакупли-продажи товаров оформляется документацией, которая подразделяется на:
— документыпо подготовке товара к отправке;
— документы,отражающие стоимостную, качественную и количественную оценку товара;
— документыпо платежно-банковским операциям;
— транспортно-экспедиторские документы;
-документыстрахового назначения;
— документы,отражающие таможенные процедуры.
Одной изразновидностей договора купли-продажи является договор поставки, согласнокоторому поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок или сроки,производимые или закупаемые им товары покупателю для использования впредпринимательской деятельности. Его заключению предшествуют переговоры опредстоящей сделке и согласование её основных условий. В преддоговорной периодобычно составляется проект договора, в котором учитывается договоренность,достигнутая сторонами.
Такой договорзаключается посредством предложения заключить договор одной из сторон ипринятия предложения другой стороной (ст. 432 ГК РФ). Договор признаетсязаключенным в момент получения лицом, направившим оферту (предложение заключитьдоговор), её акцепта (принятия предложения), и должен быть подписан тольколицами, имеющими право подписи таких документов на основании устава илидоверенности, содержать юридические адреса сторон, банковские реквизиты,скреплен печатями предприятий, заключивших договор. Изменения или расторжениедоговора поставки возможны только по соглашению сторон (ст. 450 ГК РФ), еслиимеются существенные нарушения договора одной из сторон, то возможноодностороннее его изменение или отказ от исполнения договора (ст. 523 ГК РФ).
Существеннымнарушением договора поставки поставщиком является:
— поставкатоваров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут бытьустановлены в приемлемый для покупателя срок;
— неоднократное нарушение сроков поставки;
Существеннымнарушением договора покупателем является:
— неоднократное нарушение невыборки товаров;
— неоднократное нарушение сроков оплаты товаров.
Периодпоставки товаров, порядок их поставки и непосредственно доставка товаровпоставщиком осуществляются согласно заключенному договору. Принятие покупателемтоваров сопровождается действиями в соответствии с договором поставки,требованиями, указанными в стандартах, инструкциями о порядке приемки товаровпродукции производственно-технического назначения и товаров народногопотребления по количеству и качеству, а также другой нормативно-техническойдокументацией. В обязанности покупателя после принятия товаров входит проверкаколичества и качества принятых товаров в установленный срок и если обнаруженынедостатки товаров или выявлены несоответствия, то письменно уведомить об этомпоставщика. Если же по каким-либо причинам покупатель отказывается от принятиятовара, в соответствии с законом, нормативно-правовыми актами и договором, тоон должен обеспечить его сохранность (ответственное хранение) и незамедлительноуведомить поставщика.
1.2 Организация прямыхзакупок у производителей
Прямые закупки товаров упроизводителей играют немаловажную роль в товароснабжении торговых предприятий.Они осуществляются посредством двусторонних сделок и контрактов между торговымпредприятием и производителем. Данная форма товарного обеспечения имеет рядпреимуществ:
— происходит сокращениепути и сроков доставки товаров;
— увеличиваются источникизакупок товаров, и предоставляется возможность их выбора;
— появляется возможностьоперативно воздействовать на производителя в целях обновления ассортимента иповышения качества товаров;
— снижается степенькоммерческого риска;
— сохраняется стабильныйуровень цен на реализуемую продукцию
-сокращается числопосредников.
Прямые поставки товаровдля оптовых и розничных предприятий имеют неодинаковое значение, потому чтооптовой торговле, охватывающей практически все виды продукции, принадлежитведущая роль в формировании товарно-материальных ресурсов, и именно поэтому онаявляется важнейшим оптово-посредническим звеном между сферой производства ипотреблением. В основном производители товаров устанавливают хозяйственныесвязи с оптовыми предприятиями, поскольку в отличие от розничных они имеютзначительные объемы товарооборота, располагают необходимыми размерами торговыхи складских площадей. При этом производители заинтересованы поставлятьполучателям товары в объеме не ниже минимальных норм отгрузки и с необходимойчастотой. Если происходит сокращение частоты поставок и одновременно увеличениеразмеров поставляемых партий, то предприятие сталкивается со сложностьюхранения и размещения поставленных товаров.
Розничная торговляотличается от других форм торговли большей территориальной разобщенностью своейсети. Она характеризуется разнообразием форм собственности и предпринимательства.Предприятия розничной торговли, реализуя товары непосредственно населению,окончательно завершают товарное обращение. При рыночном взаимодействиирозничные предприятия должны проявлять высокую инициативность и оперативность втехнологии продажи товаров.
Для реализации в розницунеобходимы не только специальные торговые помещения, приспособленные длясервисного обслуживания покупателей, но и организация серьезной работы поподбору и формированию торгового ассортимента в условиях постоянно изменяющихсяспроса и требований покупателей.
Закупочная деятельностьрозничных торговых предприятий при прямых поставках, исходя из коммерческихсоображений, в основном направлена на продовольственные товары повседневногоспроса, а также простой ассортимент непродовольственного назначения.
Коммерческим инструментомв торговле является система заявок и заказов на куплю-продажу и поставкутоваров. Заявка – документ торгового предприятия, отражающий потребность втоварах в соответствии со спросом. Заказ – дальнейшая конкретизация заявки,посредством которой торговое предприятие сообщает производителю развернутыйассортимент, количество, качество товаров, подлежащих поставке. Представлениезаказа является предварительной стадией вступления в сделку, и его правомернорассматривать как преддоговорный документ на закупку товара. Таким образом,заявки и заказы информируют о выявленной потребности в продукции и ориентируютпроизводителя на выпуск нужных населению товаров.
Процедура закупок товаровне является односторонней, она обусловливается взаимовыгодными условиями, какпоставщика, так и торгового предприятия. Для этого каждой стороной определяютсямотивы и возможности по купле продаже товаров (см. таблицу 1). После того какбудут достигнуты обоюдные интересы по позициям производителя и торговогопредприятия происходят коммерческие сделки, заключение контракта на закупку итоварно-денежный обмен.
Таблица 1 – Предложения,ориентированные на куплю-продажу продукцииПозиции производителей Позиции торгового предприятия
— качество продукции, обусловленное технологией производства;
— обеспеченность торговым ассортиментом исходя из потребностей заказчиков;
— престижность и устойчивость марки торгового предприятия;
— расширение ассортимента, увеличение товарооборота;
— приемлемость цены товара, получение прибыли от выручки;
— обеспеченность и устойчивость финансирования;
— гарантированный объем поставки продукции;
— договорная цена, регулируемая рынком;
— коммерческие сделки и товарно-денежный обмен с учетом заинтересованности сторон;
— взаиморасчеты на основе договора.
— надежность поставщика и вероятность поставки;
— ориентация на качество и конкурентоспособность продукции;
— удовлетворение запросов покупателей;
— привлечение потенциальных покупателей.
2. Характеристикаорганизационно-экономической деятельности предприятия с учетом анализаисточников поступления товаров на предприятие
2.1 Краткаяорганизационно-экономическая характеристика торгового предприятия
Объектом исследования вданной курсовой работе стало изучение и анализ источников поступления товаровна предприятие на примере Открытого акционерного общества «Магнит», далеесокращенно ОАО «Магнит», осуществляющее свою деятельность в соответствии сФедеральным законом «Об открытых акционерных обществах» № 208-ФЗ, Гражданскимкодексом РФ с целью получения прибыли, путем удовлетворения потребностейграждан, предприятий, учреждений, организаций в услугах, работах, товаров,насыщении ими рынка.
ЗАО «Тандер» (управляющаякомпания сети магазинов «Магнит») основана в 1994 г. как оптовый поставщикбытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственногосегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьюторов в России. В 2000г. руководство принимает решение о реорганизации работы розничного направления.Все магазины переводят в формат дискаунтера и объединяются под брендом«Магнит».
ОАО «Магнит» являетсявладельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети вРоссии, что позволяет осуществлять закупки на специальных условиях.
Большое вниманиеуделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, чтопозволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежимитоварами местного производства.
Общество являетсяюридическим лицом по действующему законодательству, имеет самостоятельныйбаланс, круглую печать, содержащую его полное наименование, расчетный ивалютный банковские счета.
Местонахождение: головноепредприятие: 350072, г. Краснодар, ул. Колхозная, 18.
Филиал в г. Самара(Центральный офис): 443082, г. Самара, ул. Владимирская, 50.
ОАО «Магнит»работает на продовольственном рынке Самары с 2000 года. Все это времяпредприятие развивалось и продолжает развиваться, превращаясь в стабильную иэффективную организацию, способную конкурировать на самарском рынке в областипродажи как продовольственных так и не продовольственных товаров,ориентированную на требования клиентов и высокое качество продукции. За всевремя работы торговое предприятие ОАО «Магнит» зарекомендовало себя какнадежный партнер, стабильная в финансовом отношении фирма.
Основными направлениямидеятельности ОАО «Магнит» согласно Уставу (см. приложение А) являются:
1. Оптово-розничнаяторговля, как в специализированных, так и в неспециализированных магазинахпродуктами питания и непродовольственными товарами;
2. Сдача внаемсобственного нежилого недвижимого имущества;
3. Осуществление всехвидов внешнеэкономической деятельность в порядке, установленном действующимзаконодательством;
4. Осуществлениекоординации дочерних обществ (в частности привлечение финансовых ресурсов ипредоставление денежных средств дочерним обществам) и др.
Исполнительным органомОбщества является – Директор (Галицкий С. Н.)
ЦельОАО «Магнит» заключается не только в получение максимальной прибыли, но и втом, чтобы активно развиваться и выжить в условиях рынка для того, чтобы бытьконкурентоспособными.
Миссия предприятия: «Мыработаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы напокупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсамкомпании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников».
Стратегия развитияпредприятия:
1. Достижение максимальнойзоны покрытия сети магазинов «Магнит»:
— Стратегическоенаправление – открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек– где проживает 73% городского населения России;
— Целевая аудитория«магазина у дома» — покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможностьсети «Магнит» проникать в небольшие города и населенные пункты.
2. Дальнейшее развитиесети фокусируется на укреплении позиций сети «Магнит» в Уральском и Центральномрегионах:
— Стратегия снижения цендля региональной экспансии;
— Наличие достаточныхсредств, обеспечивающих открытие не менее 250 магазинов в год.
3. Поддержание индустриилидерства в контроле над издержками:
— Дальнейшееусовершенствование эффективности логистической системы.
На предприятии ОАО«Магнит» организационная структура управления – линейно-функциональная (см.приложение Б). Во главе компании находится генеральный директор, которыйруководит деятельностью всей организации. Он имеет у себя в подчинениизаместителя, главного бухгалтера, секретаря и восемь отделов: бухгалтерия,экономический отдел, юридический отдел, отдел кадров, отдел маркетинга (закупкатовара, работа с поставщиками, ценообразование), административно хозяйственныйотдел, отдел контроля (контроль и проверка работы персонала), и отделпрограммного обеспечения. Поскольку директор руководит большим числомподчиненных, и осуществлять контроль одному тяжело, поэтому он делегирует частьсвоих полномочий заместителю, который помогает ему в этом.
По результатам финансово- хозяйственной деятельности за з квартала 2010 года ОАО «Магнит» имеетследующие показатели:
источникпоступление товар закупка
Таблица 2 – Результатыфинансово — хозяйственной деятельности ОАО «Магнит» на 30 сентября 2010 года (согласнобухгалтерскому балансу за 2010 год) (см. приложение В)Валюта баланса 33147148 тыс. рублей Нераспределенная прибыль 552829 тыс. рублей Основные средства 784925 тыс. рублей Дебиторская задолженность 148214 тыс. рублей Денежные средства 95 тыс. рублей Кредиторская задолженность 8796 тыс. рублей Инвестиции (КФВ + ДФВ) 32111426 тыс. рублей
Для сравнения можнопосмотреть те же показатели в 2009 и 2008 годах:
Таблица 3 – Результатыфинансово — хозяйственной деятельности ОАО «Магнит» за 2009 год (согласнобухгалтерскому балансу за 2009 год) (см. приложение Г)Валюта баланса 28231347 тыс. рублей Нераспределенная прибыль 1028590 тыс. рублей Основные средства 421763 тыс. рублей Дебиторская задолженность 170125 тыс. рублей Денежные средства 508 тыс. рублей Кредиторская задолженность 22187 тыс. рублей Инвестиции (КФВ + ДФВ) 27547517 тыс. рублей
Таблица 4 – Результатыфинансово — хозяйственной деятельности ОАО «Магнит» за 2008 год (согласнобухгалтерскому балансу за 2008 год) (см. приложение Д)Валюта баланса 17423307 тыс. рублей Нераспределенная прибыль 140379 тыс. рублей Основные средства 581979 тыс. рублей Дебиторская задолженность 211563 тыс. рублей Денежные средства 57 тыс. рублей Кредиторская задолженность 1044575 тыс. рублей Инвестиции (КФВ + ДФВ) 16488642 тыс. рублей
Как видно изпредставленных таблиц за 2010 год валюта баланса ОАО «Магнит» выросла посравнению с 2009 годом на 4915801 тыс. руб., что свидетельствует о повышенииэффективности деятельности и о росте стоимости компании. Нераспределеннаяприбыль компании в 2010 году уменьшилась на 475761 тыс. рублей (в 2009 годуданный показатель равен 1028590 тыс. рублей) – снижение прибыли свидетельствуето менее эффективной работе предприятия в 2010 году и о том, что остается меньшесредств в его распоряжении на развитие
Дебиторская задолженностьОАО «Магнит» уменьшилась на 29911тыс. руб., что хорошо сказывается надеятельности любого предприятия, поскольку это говорит об уменьшении периодавозврата долгов, причитающихся компании, и то, что недостаток денежных средств,отвлеченных из оборота компании, пополняется в течение меньшего времени.Снижение кредиторской задолженности благоприятно для предприятия, так как егодолги по отношению к бюджету, внебюджетным фондам, персоналу сократились, тоесть оно, своевременно выполняет свои обязательства. А также кредиторскаязадолженность может компенсировать часть средств компании, находящихся в долгахдебиторов (если это необходимо). Инвестиции предприятия увеличились на 4563909тыс. руб., что благоприятно для компании, поскольку инвестиции – неотъемлемыйэлемент развития любого предприятия и при правильном использовании хорошийисточник дохода. Увеличение основных средств способствует повышению показателейвыпуска продукции и экономической эффективности деятельности предприятия, ауменьшение денежных средств с одной стороны благоприятно влияет на работупредприятия, поскольку они не теряют свою стоимость во времени (необесцениваются), что может свидетельствовать об их эффективном использовании(инвестициях), с другой – у предприятия появляется недостаток свободныхденежных средств, которые могут быть использованы при возникновениинепредвидимых обстоятельств (вынужденных расходов).
Таким образом, по даннымпредставленным в балансе, можно сказать, что ОАО «Магнит» работает эффективно.
Представим данные таблицв виде гистограммы для сравнения показателей за 2008, 2009 и 2010 год:
/>
Рисунок 1 — Сравнениерезультатов финансовых показателей компании (2008 — 2010 г.г.).
Показатели 2008 года Показатели 2009 года Показатели 2010 года Выручка (нетто) 192477 тыс. руб. Выручка (нетто) 215147 тыс. руб. Выручка (нетто) 164932 тыс. руб. Управленческие расходы 54071 тыс.руб. Управленческие расходы 55917 тыс.руб. Управленческие расходы 53772 тыс. руб. Валовая прибыль 160433 тыс. руб. Валовая прибыль 182171 тыс. руб. Валовая прибыль 130321 тыс. руб. Прибыль от продаж 106362 тыс. руб. Прибыль от продаж 126254 тыс. руб. Прибыль от продаж 76549 тыс. руб. Чистая прибыль 121571 тыс. руб. Чистая прибыль 1415549 тыс. руб. Чистая прибыль 429046 тыс. руб.
Таблица 5 – Данныеотчета о прибылях и убытках
Анализируя отчет оприбылях и убытках (см. приложение Е) видно, что за 2009 год управленческиерасходы ОАО «Магнит» выросли, по сравнению с предыдущим, и составили 55917 тыс.руб. Рост управленческих расходов неблагоприятен для любой организации, поэтомуруководству необходимо предпринять определенные меры, чтобы данная сумма росламеньшими темпами. Однако за три квартала 2010 года сумма управленческихрасходов сократилась и составила 53772 тыc. руб. Доходы компании по обычнымвидам деятельности (выручка) за 2009 год составили 215147 тыс. руб., чтопревысило данный показатель за предыдущий год на 22670 тыс. руб., что оченьхорошо для торгового предприятия, т.к. его торговая деятельность эффективна.Однако в 2010 году наблюдается снижение этого показателя, что не очень благоприятнодля его торговой деятельности. Валовая прибыль и прибыль от продаж упредприятия увеличились в среднем на 20 тыс. рублей, что сказывается оченьблагоприятно, но в 2010 году эти показатели значительно снижаются, этому могутсвидетельствовать высокие цены на продукцию или небольшой спрос, поэтомупредприятию необходимо пересмотреть свою ценовую политику и провестимаркетинговое исследование, целью которого будет изучение спроса и цен напродукцию, а также мнений и предпочтений потребителей по предлагаемой импродукции. Чистая прибыль за 2009 год составила 1415549 тыс. руб., чтозначительно выше чистой прибыли в 2008 году, которая составила 121571 тыс. руб.Поскольку целью деятельности любой коммерческой организации является получениеприбыли, то в данном случае такой высокий результат свидетельствует об эффективнойдеятельности предприятия торговли за данный период.
Уставной капитал обществасоставляет 889750,73 (восемьсот восемьдесят девять тысяч семьсот пятьдесят)рублей 73 копейки. Он состоит 88 975 073 (восемьдесят восемь миллионовдевятьсот семьдесят пять тысяч семьдесят три) штук обыкновенных именных акцийноминальной стоимостью 0,01 рубля каждая, приобретенных акционерами.
Рассчитаем показателирентабельности для ОАО «Магнит»:
1. Рентабельностьпродаж:
/>
Где P — выручка от реализации продукции(работ, услуг); /> - прибыль от реализации продукции (работ, услуг).
/> показывает, сколько прибыли приходится на единицуреализованной продукции. Рост рентабельности продаж является следствием ростацен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ,услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшениекоэффициента рентабельности продаж свидетельствует о снижении цен припостоянных затратах на производство или о росте затрат на производство припостоянных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию предприятия.
/>
/>
/>
Рентабельность продаж в2008 году составила 55,3 %, а в 2009 году ее значение составило 58,7 %,следовательно, наблюдается положительная динамика рентабельности, что в своюочередь свидетельствует об эффективной работе предприятия в 2009 году. Можносделать прогноз, что к концу 2010 года данный показатель будет превышатьзначение предыдущего. Увеличение рентабельности продаж могло быть вызваноувеличением прибыли предприятия.
2. Рентабельностьсобственного капитала:
/>
Где /> - средний собственный капитал страховой компании.
/> показывает эффективность использования собственногокапитала.
Расчет рентабельностисобственного капитала ОАО «Магнит» (в качестве прибыли в числителе выступаетчистая прибыль):
/>
/>
/>
Из расчетоврентабельности собственного капитала видно, что рентабельность собственногокапитала имеет положительную динамику (в 2008 году составила 1,13%, в 2009 годусоставила 6,37%). Увеличение рентабельности свидетельствует об эффективнойдеятельности компании в 2009 году. В данном случае увеличение рентабельностисвязано с увеличением прибыли. Поскольку рентабельность за 2010 год рассчитанатолько за 3 квартала, то она значительно меньше значения предыдущего года и вцелом вывод о её динамике к концу года сделать сложно.
3. Рентабельностьзатрат:
/> * 100% ;
Рост рентабельностизатрат свидетельствует об эффективности деятельности компании, и показывает величинуприбыли, приходящуюся на один рубль затрат.
/>
/>
/>
Рентабельность затратторгового предприятия имеет положительную динамику, если в 2008 году рентабельностьзатрат составляла 331,9 %, то в 2009 году она составила 382,9%, увеличение данногопоказателя свидетельствует об эффективной работе компании, по сравнению с 2008годом, т.к. на единицу затрат приходится большее значение прибыли. Можносделать прогноз, что к концу 2010 года значение данного показателя будет выше,что очень благоприятно.
4. Рентабельностьвсего капитала компании:
/>
Где /> — средний за период итог баланса, в качестве П могутвыступать как балансовая прибыль, так и прибыль от реализации.
/> показывает эффективность использования всегоимущества предприятия. Снижение /> также свидетельствует о падающем спросе на продукциюфирмы и о перенакоплении активов.
/>
/>
/>
Рентабельность всегокапитала компании снижается, что неблагоприятно для ее деятельности, т.к. этосвидетельствует о неэффективном использовании всего имущества компании.
/>
Рисунок 2 – Сравнениеотносительных показателей компании за 2008 – 2010 г.г.
Анализ деятельностикомпании с помощью относительных величин, в конкретном случае — определениерентабельности компании, показал, что компания имеет положительную динамику попоказателям рентабельности, что в свою очередь говорит об эффективнойдеятельности компании в 2010 году по сравнению с предыдущими периодами.
Рассчитаем показателиделовой активности предприятия:
1. Коэффициент общейоборачиваемости капитала (активов) показывает эффективность использованияимущества предприятия. Он отражает скорость оборота всего капитала предприятия.
Коб. активов/> ;
Коб. активов 2008 г./> = 0,016
Коб. активов 2009 г./> = 0,009
Коб. активов 2010 г./> = 0,005
Коэффициентоборачиваемости активов предприятия в 2010 году снизился по сравнению с 2008 и2009 годом. Снижение коэффициента оборачиваемости активов приводит к снижениюэффективности деятельности предприятия, так как снижается количество оборотоввсего капитала предприятия, это может быть вязано с перенакоплением активов,снижением цен на продукцию предприятия, увеличением затрат на производство.Однако можно сделать прогноз, о том, что значение данного показателя будетбольше значения предыдущего периода к концу года.
2. Коэффициентоборачиваемости основных средств (показывает скорость оборота основных средствпредприятия).
Коб. осн. средств/>;
Коб. осн. средств2008 г./> = 0,41
Коб. осн. средств2009 г./> = 0,43
Коб. осн. средств2010 г./> = 0,27
Динамика коэффициентаоборачиваемости основных средств не соответствует динамике коэффициентаоборачиваемости активов предприятия. Увеличение коэффициента оборачиваемостиосновных средств в 2009 году благоприятно влияет на эффективность деятельностипредприятия и связано с эффективным использованием имеющегося оборудования, аснижение в 2010 году свидетельствует об обратном.
3. Коэффициентоборачиваемости собственного капитала
Коб. ск/> ;
Коб. ск 2008 г./> = 0,02
Коб. ск 2009 г./> = 0,009
Коб. ск 2010 г./> = 0,005
Коэффициентоборачиваемости собственного капитала показывает, сколько рублей выручкиприходится на один рубль вложенного собственного капитала. Он характеризует количествооборотов собственного капитала предприятия за анализируемый период. Коэффициентоборачиваемости собственного капитала характеризуется отрицательной динамикой.Данная тенденция свидетельствует об уменьшении количества оборотов собственногокапитала предприятия, что понижает эффективность деятельности предприятия.
Теперь рассмотримпоказатели управления активами:
1. Коэффициентоборачиваемости запасов (показывает скорость оборотов запасов предприятия).
Коб запасов/> ;
Коб запасов 2008 г./> = 684,97
Коб запасов 2009 г./> = 1434,3
Коб запасов 2010 г./> = 11,47
Увеличение данногопоказателя в 2009 году (по сравнению с 2008 годом) свидетельствует обэффективном использовании запасов предприятия, и соответственно об эффективнойдеятельности предприятия за анализируемый период, а значительное снижение в2010 году говорит об обратном.
2. Коэффициентоборачиваемости денежных средств
Коб. ден. средств/> ;
Коб. ден. средств 2008 г./> = 504,5
Коб. ден. средств 2009 г./> = 761,6
Коб. ден. средств 2010 г./> = 547,03
Коэффициентоборачиваемости денежных средств показывает количество оборотов денежныхсредств предприятия за анализируемый период. Увеличение данного показателя в2009 году по сравнению с 2008 свидетельствует об эффективной работепредприятия. Можно сделать прогноз, что в 2010 году значение этого показателябудет выше, чем за аналогичный период предыдущего года.
3. Коэффициентоборачиваемости всей дебиторской задолженности (показывает количество оборотовсредств в дебиторской задолженности за анализируемый период).
Коб. деб. зад./> ;
Коб. деб. зад. 2008г./> = 0,57
Коб. деб. зад. 2009г./> = 1,13
Коб. деб. зад. 2010г./> = 1,04
Коэффициентоборачиваемости всей дебиторской задолженности имеет положительную динамику,что хорошо сказывается на деятельности предприятия, поскольку уменьшаются срокивозврата долгов.
5. Коэффициентоборачиваемости всей кредиторской задолженности
Коб. кред. зад./> ;
Коб. кред. зад. 2008г./> = 0,36
Коб. кред. зад. 2009г./> = 0,20
Коб. кред. зад. 2010г./> = 10,65
Данный коэффициентпоказывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемогопредприятию. Рассчитанный коэффициент имеет отрицательную динамику в 2009 году,однако за 3 квартала 2010 года проявляется его положительная динамика, чтосвидетельствует об эффективной деятельности предприятия в 2010 году, посколькупредприятие начало быстрее расплачиваться по своим долгам.
Динамика показателейоборачиваемости ОАО «Магнит» в большей части положительная, что характеризуетделовую активность предприятия как удовлетворительную, и, как следствие,благоприятно сказывается на его финансовой устойчивости.
2.2 Анализ и оценкаисточников поступления товаров
Выбор источникапоступления товаров осуществляется коммерческим предприятием с учетом объемапродажи товаров. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов наформирование товарных запасов, поступление и реализацию товаров. Главным из нихявляется соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когдаспрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется ихоборачиваемость, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мереувеличения предложения товаров, насыщения рынка, наблюдается некотороезамедление скорости обращения товаров. Изучение спроса населения – одно изусловий, способствующих нормализации товарных запасов.
Анализ поступлениятоваров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарнымгруппам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезеторговых предприятий — получателей товаров. При этом используют какстоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей иданных о средних розничных ценах на товары позволяет с большей глубинойпроанализировать выполнение плана поступления по ассортименту и качеству,определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Оценкавыполнения плана и динамики поступления товаров должна проводиться не только загод и по кварталам, но и нарастающим итогом с начала каждого квартала и года.
Проводя анализ источниковпоступления товаров, на предприятии четко устанавливается информация, от какихпоставщиков, и в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах,какие имеются возможности расширения их закупки в будущем и другая информация.
Дляанализа и оценки поступления товаров в стоимостном и натуральном выражениисоставляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно глубокоизучить товароснабжение. Используя данные о поступлении отдельных товаров итоварных групп в стоимостном и натуральном выражении, можно рассчитать средниерозничные цены на товары и измерить влияние ценового фактора на размер товарныхресурсов. Средние цены определяют делением розничной стоимости поступившихтоваров на их количество. Далее отклонение от плана или в динамике по среднейрозничной цене товара (товарной группы) умножают на фактическое количествопоступившего товара за отчетный период и в результате определяют влияниеценового фактора на розничную стоимость поступившего товара.
Результатытакого анализа покажут, сможет ли предприятие значительно расширить закупкитоваров непосредственно у определенных производителей, а также дополнительно ихзакупить для реализации в розничную сеть (поскольку запасы предприятияреализуются быстрыми темпами). Или же на предприятии по некоторым товарнымгруппам темпы роста поступления товаров опережают темпы увеличения их реализации,что приводит к росту товарных запасов и затовариванию.
Завершаетсяанализ обобщением выявленных резервов роста товарных ресурсов, особеннопрогнозных, разработкой рекомендаций по совершенствованию товароснабжения,дополнительному вовлечению в товарооборот товарных ресурсов и повышениюэффективности их использования в будущем.
2.3 Организация работы по изучению иотбору потенциальных поставщиков товара
Поставщики товаров — деловыефирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальнымиресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг.
Выбор поставщиков — задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность производства,а, в конечном счете, рентабельность и репутация фирмы перед клиентами, потребителямиее продукции. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм или фирм,меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующиефирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмыуспешно сотрудничают с поставщиком, то целесообразно сохранить эти связи, подкорректировавих в соответствии с новыми требованиями. Менять поставщика — процедураболезненная с непредсказуемыми последствиями. Если все же связи нарушаются илипоставщик оказывается несостоятельным, то следует обратиться к выбору новогопоставщика. Однако этот шаг должен быть тщательно взвешенным. К новому поставщикуследует сразу предъявлять повышенные требования. Считается, что лишитьсяпоставщика легко, труднее найти нового.
Грамотному руководителю простонеобходимо производить выбор поставщиков для осуществления своей коммерческойдеятельности. Важность выбора поставщика объясняется не толькофункционированием на современном рынке большого количества поставщиководинаковых материальных ресурсов, но и том, что он должен быть, прежде всего,надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организациипроизводства.
Выбор поставщика товарана предприятии ОАО «Магнит» осуществляется отделом закупок под руководством иконтролем директора предприятия по следующим критериям:
1. Надежностьснабжения (поставщика) - (честность, отзывчивость, обязательность,заинтересованность в ведении бизнеса с данной компанией, финансоваястабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемовпоставки и сроков поставки и т. д.);
2. Качествопоставляемой продукции (относится к способности поставщика обеспечить товары иуслуги в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителянезависимо от того, соответствует ли она спецификации.);
3. Приемлемаяцена (в цене должны учитываться все затраты на закупку конкретногоматериального ресурса, т. е. транспортировку, административные расходы, рискизменения курсов валют, таможенные пошлины и т. д.);
4. Срокивыполнения текущих и экстренных заказов;
6. Психологическийклимат в трудовом коллективе поставщика;
7.Организация управления качеством продукции у поставщика;
8.Кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
9. Репутацияи роль в своей отрасли;
10. Имидж;
11. Качествообслуживания (оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточноширокого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников.Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщикак скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам отехнической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.);
12.Оформление товара (упаковка);
13. Наличиерезервных мощностей у источника поставки и другие.
После выбора поставщиков,подходящих для предприятия по всем составляющим, отдел закупок заключаетдоговора с данными поставщиками, развивает дальнейшие отношения и хозяйственныесвязи, формирует ассортимент товаров, управляет доставкой товаров, а такжепроводит с ними постоянную работу, направленную на совершенствованиеассортимента выпускаемых товаров и повышение их качества.
Предприятием должен бытьорганизован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зренияполноты их выполнения, как по объему, так и по срокам. Причем соблюдение сроковпоставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение длякоммерческого предприятия, поскольку это обеспечивает бесперебойную продажутоваров и не требует дополнительных товарных затрат в виде страховых запасов.
Рассмотрим схематичнопроцесс выбора поставщика на предприятии:
/>
Рисунок 3 — Процессвыбора и оценки поставщика
Для выбора и оценки поставщиковна предприятии, а также расчета рейтинга используется следующая схема:
Например:
В течениепервых двух месяцев года фирма получала от поставщиков № 1 и № 2 товары А и Б.Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков, необходиморассчитать рейтинг каждого поставщика. Оценку поставщиков выполняют попоказателям:
1. Цена;
2. Надежность поставки;
3. Качество поставляемого товара.
При расчетерейтинга необходимо принять следующий удельный вес показателей: цена – 0,5%,качество поставляемого товара – 0,3%, надежность поставки – 0,2%.Поставщик Месяц Товар Объем поставки, ед. в месяц Цена за единицу, в руб. № 1 Январь А 2000 10 Январь Б 1000 5 № 2 Январь А 9000 9 Январь Б 6000 4 № 1 Февраль А 1200 11 Февраль Б 1200 6 № 2 Февраль А 7000 10 Февраль Б 10000 6
Таблица 6 – Динамикацен на поставляемые товарыМесяц Поставщик Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение месяца, ед. Январь № 1 75 № 2 300 Февраль № 1 120 № 2 425
Таблица 7 – Динамикапоставки товаров ненадлежащего качества
Поставщик 1 Поставщик 2 месяц Кол-во поставок, ед. Всего опозданий, дней месяц Кол-во поставок, ед. Всего опозданий, дней Январь 8 28 Январь 10 45 Февраль 7 35 Февраль 12 36
Таблица 8 – Динамиканарушений установленных сроков поставки
Расчетсредневзвешенного темпа роста цен (показателя цены) производится по формуле:
/>цi * di, где
di – доля i-разновидности товара в общем объеме поставок текущегопериода;
Тцi – темп роста цены на i- разновидность поставляемого товара;
n – количество поставляемыхразновидностей товара.
Темп ростацены на i- разновидность поставляемого товарарассчитывается по формуле:
Тцi = (P i1 / Pi0) *100%, где
Pi0 – цена и разновидности товаров впредшествующем периоде;
P i1 – цена и разновидности товаров в текущем периоде.
di = (Si / ∑Si),где
Si – сумма на которую поставлен товар иего разновидности в текущем
периоде в рублях.
В качествепримера рассмотрим средневзвешенный темп роста цен первого поставщика по товаруА.
Тц А = 11/10* 100% = 110 %; Тц Б = 6/5 * 100% = 120%.
Доля товара Ав общем объеме поставок текущего периода:
d А = 1200*11/(1200 * 11 + 1200*6) = 0,65– удельный вес товара А;
d Б = 1200*6/(1200*6 + 1200*11) = 0,35– удельный вес товара Б.
Средневзвешенныйтемп роста составит:
/>ц для № 1 = 110*0,65 + 120*0,35 = 113,5%
Аналогичнымспособом производится расчет средневзвешенного темпа роста цен второгопоставщика по товару Б.
Представимрезультаты расчета в таблице:Поставщик Тц А Тц Б S А S Б d А d Б
/>ц № 1 110 % 120 % 13200 7200 0,65 0,35 113,5 % № 2 111 % 150 % 70000 60000 0,54 0,46 128,9 %
Таблица 9 – Данныео средневзвешенных темпах роста по поставщикам
Расчет темпароста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества):
Для оценкипоставщиков по качеству поставляемого товара рассчитаем темп роста поставкитоваров ненадлежащего качества:
Т н.к. = d н.к.1/ d н.к.0 * 100%, где
d н.к.0 – доля товара ненадлежащегокачества в общем объеме поставок предшествующего периода;
d н.к.1 — доля товара ненадлежащегокачества в общем объеме поставок текущего периода.
За январь:
d н.к. № 1 = 75*100% / 3000 = 2,5; d н.к. № 2 = 300*100% / 15000 = 2;
За февраль:
d н.к. № 1 = 120*100% / 2400 = 5; d н.к. № 2 = 425*100% / 17000 = 2,5.
Т н.к. № 1 =5 / 2,5 * 100% = 200 %; Т н.к. № 2 =2,5 / 2 * 100% = 125%.Месяц Поставщик Общая поставка, ед. в месяц Доля товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок, в % Январь № 1 3000 2,5 № 2 15000 2 Февраль № 1 2400 5,0 № 2 17000 2,5
Таблица 10 – Расчетдоли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок
Рассчитываемтемп роста среднего опоздания (показатель надежности поставки):
Т с.о. = (Оср.1 / О ср.0) * 100%, где
О ср.0 –среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде (дней);
О ср.1 — среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде (дней).
Т с.о. =(35/7) / (28/8) * 100% = 142,9% (поставщик № 1);
Т с.о. =(36/12) / (45/10) * 100% = 66,7 % (поставщик № 2).Показатель Вес показателя Оценка поставщика по показателю Произведение оценки на вес №1 № 2 № 1 № 2 Цена 0,5 113,5 128,9 56,8 64,5 Качество 0,3 200 125 60 37,5 Надежность 0,2 142,9 66,7 28,6 13,34 Рейтинг поставщика 145,4 115,34
Таблица 11 – Расчетрейтинга поставщика
Из расчетовможно сделать вывод, что в данном случае предприятию целесообразно выбратьпоставщика № 1, поскольку рейтинг его на порядок выше, чем другого.
Такимобразом, оценку поставщиков следует осуществлять по трем направлениям: сборобщей информации, которая характеризует деятельность поставщика, данные порезультатам выполнения договоров и оценка использования продукции впроизводственном процессе. А также по большому числу параметров: качествопродукции (услуг), управление проектом, документация, своевременность поставок,монтаж оборудования, техника безопасности, экология, компетенции и обучение,инновации и тщательно проводить анализ собранной информации. Благодаря чему предприятияполучают отраслевую базу потенциальных поставщиков, что позволяет сократитьсобственные затраты на проведение маркетинговых исследований и сделать выбор впользу более надежного поставщика для дальнейшего сотрудничества.
2.4 Контроль и учет запоступлением товаров от поставщиков
Учет поступления товаровна предприятии ОАО «Магнит» подразделяется на 4 этапа: планированиепотребностей в продуктах, закупка продуктов, приход продуктов, оплатапоставщику.
Механизм учета спланированием потребностей, является оптимальным способом учета, так какпозволяет контролировать весь процесс от заказа до приобретения наименованиятовара, автоматически формировать заказы поставщикам на основе планапотребностей, предполагает контроль и анализ объемов заказов. После того каксформирован план потребностей, сотрудники формируют заказы поставщикам иосуществляют закупки. Заказ поставщику это заявка поставщику на отгрузкупродуктов (товаров). Приобретенные продукты (товары) приходуются на склад. Дляоформления прихода товаров на склад служит «Приходная накладная». А затем послепринятия товара, если не обнаружено никаких нарушений, производится оплатапоставщику, как по наличному, так и по безналичному расчетам (в зависимости отоговоренных условий).
Как и любые другие,операции, связанные с оборотом товара, должны подтверждаться первичнымидокументами. Относиться к оформлению документов, связанных с поступлением ивыбытием товара, следует очень внимательно, так как здесь напрямуюзатрагивается материальная сторона деятельности торговой организации.
Партия товара должнасопровождаться соответствующим документом, в котором должны содержатьсянаименование поставщика и покупателя, их адреса, наименование поставляемоготовара, единицы измерения товара, его количество, цена и стоимость товара, атакже подписи ответственных представителей поставщика и покупателя, заверенныепечатями.
На предприятие ОАО«Магнит», которое является объектом исследования в курсовой работе, движениетовара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительнымидокументами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозкигрузов. Это такие документы, как товарная накладная, товарно-транспортнаянакладная, счет-фактура и другие (см. приложение Ж).
Товарная накладная может выступатьи как приходный, и как расходный документ. Для поставщика накладная служитдокументом, обосновывающим выбытие товаров, а для покупателя та же накладнаяявляется основанием для оприходования товара. Накладная выписываетсяматериально ответственным лицом организации-поставщика при отгрузке товаров сосклада. Обязательными реквизитами накладной являются номер и дата составлениядокумента, наименование поставщика и покупателя, наименование (краткоеописание) товара, количество в единицах измерения, цена за единицу товара,общая сумма отпущенного товара с учетом налога на добавленную стоимость. Подписываетсянакладная со стороны поставщика материально ответственным лицом, сдавшим товар,а при приеме товара – материально ответственным лицом со стороны покупателя,принявшим товар.
После поступления товарана склад ОАО «Магнит» материально-ответственным лицом осуществляется проверкасоответствия количества, номенклатуры и качества товара путем внешнего осмотраи подсчета. Если при приемке товара обнаруживаются расхождения, то они вносятсяв товаросопроводительный документ. Такого рода исправления подтверждаютсяподписями материально-ответственных лиц поставщика и покупателя, причемответственным лицом от покупателя выступает сотрудник, непосредственно принимающийтовар, а от продавца (если сотрудник, выписывавший накладную, не сопровождаетгруз) – экспедитор или другое лицо, сопровождающее товар до склада покупателя.
В учетнойполитике предприятия ОАО «Магнит» четко закреплен способ учета товаров.Поскольку предприятие ОАО «Магнит» в своей торговой деятельности ведетрозничную и оптовую торговлю, то учет товаров ведется следующими способами:
1) попокупным ценам (учет товаров по покупным ценам предполагаетнатурально-стоимостную схему, когда движение и остатки товаров учитываются покаждому наименованию товаров);
2) по фактической себестоимости (сумма фактических затрат на их приобретение);
3) попродажным ценам (учет товаров по продажным ценам дает возможность предприятиюторговли не вести учет каждой реализованной единицы товаров, а списывать скредита (счета 41) в дебет (счета 90) «Продажи» стоимость всех реализованных попродажной цене товаров одной суммой, которая всегда равна сумме полученной заэти товары выручки).
Приобнаружении недостачи или дефекта товара, которые не могли быть обнаруженвизуально при первичном приеме товара, покупатель (ОАО «Магнит»)незамедлительно извещает об этом продавца (при этом используя факс, так как этодостаточно быстрый способ и при необходимости может служить доказательствомтого, что покупатель действительно известил поставщика). Поставщик долженприслать на склад покупателя своего представителя. Представители покупателя ипоставщика составляют акт об обнаружении недостачи (или обнаружении дефекта,нарушении товарного вида).
Поскольку ОАО«Магнит» является крупным торговым предприятием, имеющим сеть магазинов искладов, поэтому бухгалтерии более удобно вести учет товаров по каждомуотдельно взятому магазину и складу. Это помогает отслеживать движение товара (впервую очередь предотвращать и оперативно выявлять возможные недостачи), атакже дает информацию о рентабельности того или иного подразделения.
ОАО «Магнит»использует партионный способ хранения товаров. Он удобен, поскольку,предприятие осуществляет торговлю продуктами питания, косметикой и другимигруппами товаров, имеющими относительно небольшие сроки годности. В этомслучае, сводится к минимуму риск «зависания» товаров с меньшим сроком годности,когда более поздняя партия товаров реализуется покупателю, а более ранняяостается на складе организации-поставщика.
Такимобразом, для правильного руководства деятельностью торгового предприятия иведению контроля и учета за поступлением товаров необходимо располагать полной,точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономическойинформацией. Для чего правильно вести хозяйственный (бухгалтерский) учет,оформлять грамотно товаросопроводительную документацию, работать только с темипоставщиками, которые своевременно производят поставку товара, имеют хорошую деловуюрепутацию, надежность обслуживания и хорошее качество товаров (продукции,услуг).
Заключение
Целью курсовой работыявляется анализ источников поступления товаров на предприятие, посколькуправильное организованное товарное снабжение (закупка товаров) является однимиз значимых условий его успешной работы. Актуальной задачей коммерческой работыявляется механизация и автоматизация учета поставок с помощью ЭВМ и другойсовременной компьютерной техники. Успешному проведению закупочной работы способствуетразработка коммерческим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающихсуммы товаров, подлежащих закупке, сроки заключения договоров, а такжесогласования и уточнения спецификаций и отгрузки товаров, ответственных лиц запроведением закупок, а также изучение и прогнозирование покупательского спроса.
Изученная информация опокупательском спросе используется предприятием для: обоснования развернутогоассортимента и сроков поставки в условиях договоров; текущей корректировкиассортимента поставки товаров; заключения договоров, контрактов; организациизавоза товаров; оперативного регулирования завоза товаров с учетом измененияконъюнктуры рынка; организации закупки товаров; регулирования ТЗ; обоснованияпредложений по улучшению потребительских свойств и обновлению ассортиментапоступающих товаров; обоснованию предложений по снятию с производства непользующихся спросом товаров.
Организация учета иконтроль над закупками товаров — важная часть коммерческой работы. Цельюоперативного учета и контроля закупок является осуществление повседневногонаблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечениясвоевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованномассортименте, надлежащего качества и количества.
Для успешного выполнениякоммерческих операций по закупке товаров руководству ОАО «Магнит» необходимосистематически заниматься выявлением и изучением источников закупки ипоставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свойэкономический район, его промышленность и сельское хозяйство, а также производственныевозможности и ассортимент товаров предприятий-конкурентов. Важная роль вкоммерческой работе ОАО «Магнит» должна отводиться изысканию дополнительныхресурсов из местного сырья, продукции индивидуальной трудовой деятельности.ПредставителиОАО «Магнит» должны посещать производственные предприятия, т.е. поставщиков-изготовителейс целью ознакомления с их производственными возможностями, объемом и качествомвыпускаемой продукции, а также участвовать в выставках-просмотрах новых образцовизделий, оптовых ярмарках и др.
Как и любое другоепредприятие торговли, ОАО «Магнит» стремиться получить максимальную прибыль, ипри этом пытается вовлечь в товарооборот максимальное количество товарныхресурсов, но поскольку источником дохода предприятия является покупатель, торуководство учитывает следующее: платежеспособность конечных покупателейтоваров, недопущение неоправданного роста цен и предоставление покупателямвозможности приобретения товара по доступным ценам, что и является рациональнымспособом получения прибыли.
В курсовой работе былирассмотрены критерии выбора поставщика, которыми руководствуется отдел закупокпредприятия, также выявлены источники поступления товаров на предприятие,разработаны принципы закупки товаров, представлена классификация поставщиков поразличным признакам, в связи с их большим многообразием, приведен примеррасчета рейтинга поставщика, рассмотрено документальное оформление заключаемыхсделок на поставку товаров и более рациональная форма их закупки.
Анализ деятельностикомпании с помощью относительных величин (определение рентабельности компании)показал, что компания имеет положительную динамику по показателямрентабельности, что говорит об эффективной деятельности компании в 2010 году посравнению с предыдущими периодами.
Рассмотренная динамикапоказателей оборачиваемости ОАО «Магнит» в большей части положительная, этосвидетельствует что деловая активность предприятия удовлетворительная, и, какследствие, благоприятно сказывается на его финансовой устойчивости.
Таким образом, торговаядеятельность, является активным проводником товаров отечественного производстваи достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок.Она заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаровдля завоевания прочного места, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Преследуяопределенную цель необходимо опираться не только на изученную информацию,накопленный опыт и знания, но и уметь применять их на практике. Только приправильно организованной закупке товаров и выбранных источников их поступления,будет, достигнут наиболее рациональный процесс товародвижения, а,следовательно, вся торговая деятельность осуществляемая предприятием будетэффективной.
Список информационных источников
1. Балабанова Л.В.Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. — М.: Экономика. 2004. – 208 с.
2. Бунеева Р.И.Коммерческая деятельность. Организация и управление. – Феникс, 2009. – 365 с.
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ
4. Данько Т.П.,Иванов Г.Г., и др. Торговое дело: экономика и организация. — М: ИНФРА-М, 2004. — 256 с.
5. Дашков Л.П.,Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник. – М.: Маркетинг,2006. – 423 с.
6. Денисова И.Н.Организация и технология коммерческой деятельности. – Инфра – М, 2006. – 208 с.
7. Каплина С.А.Организация коммерческой деятельности. — Феникс, 2004. – 231 с.
8. Ланкин В.Е.Менеджмент организации: Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2006. — 257 с.
9. Панкратов А.П.Коммерческая деятельность. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 231 с.
10. Половцева Ф.П. Коммерческаядеятельность. — Инфра -М, 2007. – 248 с.
11. Синяева И.М. Коммерческаядеятельность в сфере товарного обращения. – ЮНИТИ, 2005. – 368 с.
12. Чечевицына Л.Н. Чуев И.Н. Анализфинансово-хозяйственной деятельности. – Феникс, 2004. – 368 с.
13. Организация товарного снабжения.Электронный источник www.promtorgovlya.ru/content/organizacija-tovarnogo-snabzhenija
14. Поступление и закупка товаров.Электронный источник uamconsult.com/book_516_chapter7_Tema_6._Postuplenie_i_zakupka_tovarov..html