Реферат по предмету "Социология"


Проблемы правового государства в России

Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю. В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни стра­ны, получили новое направление, новое содержание: возникло Совет­ское государство. Его первая Конституция 1918 г. закрепляла дикта­туру пролетариата и беднейшего крестьянства. Как известно, диктату­ра представляет собой власть, которая не связана законами. В этих ус­ловиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался право­вой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, инсти­тутов, норм, процедур и гарантий в общественной и политической жизни.
В теории и практике советского государственного строительства от­вергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуаз­ный и неприемлемый для управления Советским государством. Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьез­но вести речь о необходимости создания правового государства. 1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить дальнейшее реформирование всей системы государствен­ной власти. В основе этих преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в статье 13 Декларации о госу­дарственном суверенитете Российской Федерации от 12 июня 1990 г. Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.») закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства: 1. «Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. 4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»); Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Сове­та Федерации и Государственной Думы (это парламент РФ — предста­вительный и законодательный орган Российской Федерации); Прави­тельство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Конечно, еще много предстоит сделать для выработки процедур, формирования определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной власти. 2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении судебной власти в государствен­ном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной . 3. В правовом государстве человек, его права и свободы — выс­шая ценность. Крупнейший русский философ Н. Бердяев после ок­тябрьских событий 1917 г. отметил: идея класса убила в России идею человека. Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины — административно-управленческой систе­мы. Обеспечение прав и свобод личности оставалось на втором плане. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, новая Конститу­ция исходят из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, ко­торые обеспечивали бы реальность этих конституционных положе­ний, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответствен­ность государства и личности. 4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формиро­ванием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по су­ществу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном су­веренитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция Россий­ской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейше­го развития и совершенствования правовой системы России. 5. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала одно­партийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официаль­ной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. 6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преоб­разований в государственной и политической жизни нашего обще­ства, является уровень политической и правовой культуры в обще­стве. Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который осо­бенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблю­дение Конституции, закона всеми членами общества, всеми должност­ными лицами — неотъемлемая черта демократического правового го­сударства, а также современное демократическое правовое государство предполага­ет развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют раз­личные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официаль­ной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом го­сударстве строится на основе идеологического, политического много­образия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой ра­боты является развитие гражданского общества, являющегося важ­ным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов поли­тического плюрализма. Становление и развитие гражданского общества. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результа­те отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновре­менно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества склады­вались современное право и государство.
Категория «гражданское общество», отличная от понятий государ­ства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII-XIX веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) . В «философии права» отмечено, что право­выми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости обще­ственного строя от разделения труда и форм собственности стали гро­мадным шагом в развитии общественных наук.
Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в том числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соот­ношения общества и государства, основанная на изменении форм соб­ственности и разделения труда. Примитивные формы разделения тру­да, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и сред­невековой общности . — писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высво­бождению частной собственности из общности (Gemeinwesen), государ­ство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его .» . Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Отдельные элементы гражданского общества существовали в неко­торых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее офор­мление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были только элементы, очаги граждан­ского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и соче­тавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ. Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми движениями, столкно­вениями классов, коренными преобразованиями общественной идео­логии. На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданско­го общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политиче­ском идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального Неравенства и привилегий стояли горожане. От начала буржуазной Революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет Нового Времени. На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наибо­лее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринима­тельстве.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исполнительное производство как завершающая стадия гражданского процесса
Реферат Информационные технологии в коммерческой деятельности
Реферат Financial planning business and ways to improve its performance
Реферат Морские истории
Реферат Життя та творчість Брейгеля - художника епохи Відродження
Реферат Тактические планы в менеджменте
Реферат Политические и правовые учения во Франции XVIII в.
Реферат Анализ оборачиваемости оборотных активов предприятия как один из элементов анализа платёжеспособности
Реферат Разработка и принятие управленческих решений
Реферат Религиозные (гражданские) войны во Франции в XVI веке
Реферат Социально- культурная деятельность
Реферат Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 ле
Реферат Организация внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников
Реферат Советско-польский обмен участками территорий 1951 года
Реферат Виды оздоровительной физической культуры (по степени влияния на организм)