Введение
Формирование рыночной среды в Украине и заострениямеждународной конкуренции на фоне всеобъемлющей глобализации объективно требуюткардинально изменить взгляды на источники и факторы экономического ростанациональной экономики. Утверждение в развитых странах „новой экономики”, чтобазируется на знаниях и инновациях, использовании информационных технологий,подталкивает к осознанию того, что поиск неиспользованных резервов, оптимальныхпутей для эффективного долгосрочного развития Украины следует вести в плоскостипризнания теории человеческого капитала и реального внедрения ее ведущихположений в практику рыночных превращений, в частности, идей относительноинвестирования в развитие человеческого капитала.
Концептуальные основы стратегии экономического исоциального развития Украины на 2002-2011 гг. „Европейский выбор” определенныев ежегодном Послании Президента Украины в Верховную Раду. Они касаютсяконкретных аспектов заданий, которые необходимо решать нашей стране насовременном этапе. Среди них вопросы научно-технического прогресса и перспективыразвития человеческого занимают одно из главных мест [8].
В условиях стремительного сокращения часовых характеристикмежду основными этапами научно-технического прогресса человек становитсянеотъемлемой и главной составляющей всех без исключения технологических систем,а человеческий интеллект занимает место непосредственной и решающейпроизводительной силы новой постиндустриальной эры.
Уровень развития стран во многом определяют темпы ипропорции накопления его невещественных элементов в результате изменения типавоссоздавания, форм накопления и представлений о критериях эффективностиразвития экономики, что обусловило переход к пересмотру системы признаков,которые отображают характер наблюдаемых экономических тенденций, и определилопонятие нового качества экономического роста [1].
Целью контрольной работы является анализ факторовэкономического роста; моделей экономического роста с учетом человеческогокапитала; влияния уровней инвестирования в человеческий капитал наэкономический рост; механизма влияния экстенсивного и интенсивного увеличениячеловеческого капитала на экономический рост.
Человеческий капитал является важнейшим факторомэкономического развития, которое определяет эффективность использованияпроизводственного, финансового и естественного капитала и непосредственновлияет не только на темпы, но и на качество экономического роста.
1.Теоретические аспекты человеческого капитала
1.1 Сущность человеческого капитала
Понятие человеческий капитал вошло в науку в начале 60-хгодов XX век в западной экономической литературе. Возникновение и развитиетеории человеческого капитала связано с именами известных американскихученых-экономистов Т. Шульца, Г. Беккера, Л. Туроута других.
Человеческий капитал представляет собой самый ценныйресурс, намного важнее чем природные ресурсы или накопленное богатство.
Именно человеческий капитал является краеугольным камнемэкономического роста и эффективности. Человеческий капитал — это экономическаякатегория, которая характеризует совокупность сформированных и развитых врезультате инвестиций производительных способностей, личных черт и мотивацийиндивидов, которые находятся в их собственности, используются в экономическойдеятельности, способствуют росту производительности труда и благодаря этомувлияют на рост доходов (заработков) своего владельца и национального дохода.
Следовательно, человеческий капитал — это не простосовокупность отмеченных характеристик, а именно сформированный или развитой врезультате инвестиций, а также накопленный определенный запас производительныхспособностей (здоровья, знаний, навыков, мотивов), которые принадлежат человекуи неотъемлемые от нее, и она целесообразно их использует.
На уровне предприятия человеческий капитал представляетсобой совокупную квалификацию, физические и профессиональные способности всехработников. В XXI веке во время появления до сих пор не известных технологий,сокращения жизненных циклов товаров, специфика человеческого капиталаоказывается в росте требований к его качеству в целом, непрерывности иускорении приобретения работниками новых навыков, знаний и умений. Поэтому,если рассмотреть социально-историческое развитие деятельности в сфереобразования в индустриально развитых странах, то можно констатировать факт ихвхода в фазу «бума» в направлениях повышения квалификации.
Для обеспечения конкурентоспособности предприятиянеобходимые инвестиции в человеческий капитал, и это прерогатива не толькобольших, но и реальность и потребность малых и средних предприятий, потому чтоименно они будут отвечать, по мнению большинства западных экономистов, зарешение ведущих позиций экономическими гигантами планеты.
Следовательно, теория человеческого капитала сводится ктому, что в центре концепции инвестиционной политики есть человек, которыйрассматривается как наибольшая ценность для предприятия. Поэтому системауправления предприятием (организацией) должна быть направлена на развитиеразнообразных способностей работников с целью максимального их использования впроцессе работы, а работник содействовал бы развитию организации, где работает.Инвестиции в образование выгодные как работнику, так и работодателю, причемвторому больше, чем первому. Рентабельность инвестиции в человеческие ресурсыявляется всегда оптимальной. В результате повышения профессионального уровняработников они получают высшую заработную плату, но эффективность отдачи от ихдеятельности намного больше. Теория человеческого капитала основывается напризнании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с наборомперсонала, поддержкой его в работоспособном состоянии, непрерывной учебой,выявлением способностей, потенциальных возможностей, что заложенные в личностиработникам следующим развитием тех способностей, которые являются важными впрофессиональной деятельности. Характерными особенностями концепциичеловеческого капитала являются: применение экономических критериев для оценкироли человеческого фактора в производстве; внутриорганизационное управление;перестройка всей кадровой политики. Теория человеческого капитала, котораяэффективно применяется на практике в странах с развитой рыночной экономикой,бесспорно доводит, что инвестиции в образование, профессиональную подготовку имобильность работников ощутимо повышают стоимость и цену его рабочей силы иприносят существенную прибыль, а также обеспечивают конкурентоспособностьработников на рынке труда.
1.2 Классификация человеческого капитала
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капиталапредставляет собой накопленные затраты на общее образование, специальнуюподготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы12. Виды «человеческогокапитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческийкапитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие:капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по егомнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
ЧК = Кз + Кк + Ко,
Где ЧК – человеческий капитал;
Ко – капитал образования;
Кз – капитал здоровья;
Кк – капитал культуры.
Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека,осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования егоздоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией,основой для человеческого капитала вообще13. Инвестиции в здоровье, егоохрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлеваюттрудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционированиячеловеческого капитала. Состояние здоровья человека — это его естественныйкапитал, часть которого является наследственной. Другая часть являетсяприобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизничеловека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные сохраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции вчеловека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те,которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровьяявляется национальным достоянием.
И.В. Ильинский в понятии капитала здоровья выделяетбазовый и приобретенный капитал. Первый, по его мнению, определяется совокупностьюфизиологических свойств человека, получаемых наследственным путём. Эти свойстваво много определены заранее, хотя при современной генной инженерии возможныдовольно успешные корректировки.
Приобретенный капитал образуется в процессе формирования ипотребления физических свойств человека, осуществляемом в производственнойдеятельности. В условиях инновационного производства от человека требуетсявысокая скорость обработки информации, выносливость, быстрота реакции, скоростьпринятия решений.
С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капиталрассматривают как качественную характеристику рабочей силы, как способностьчеловека к трудовой деятельности, его знания. По их мнению, человеческийкапитал складывается из природных способностей отдельного человека. Онисчитают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования,профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Инвестиции вчеловеческий капитал – затраты времени и денежных средств, необходимые дляполучения образования и профессиональной подготовки. Если инвестиции приносятотдачу, окупаются, т.е. приносят более высокий доход, то только в этом случаеони приносят более высокий доход14 .
Инвестиционный оборот имеет место в условиях качественногообновления и совершенствования физического капитала и требует не толькозначительных инвестиций, но и активного использования достижений НТП и новыхнаучно-образовательных знаний (технологий). В процессе воспроизводствачеловеческого капитала С.А. Дятлов различает следующие циклы: микроциклы,локальные циклы и макроциклы оборота человеческого капитала.
Различают два вида человеческого капитала:потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно(творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление,которого содействует общественной полезности (создание средств производства,технологий, производственных услуг и продуктов).
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которыхон воплощен:
живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённоев человеке;
неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются вфизических, материальных формах;
институциональный капитал представляет собой институты,содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.
2.Анализ оценки и развития человеческого капитала вУкраине
2.1 Развитие методов количественной оценки человеческогокапитала
Развитие современной экономической теории характеризуетсяколоссальным увеличением количества работ посвященных проблеме расширенноговоспроизводства рабочей силы. Неоклассическая школа развивает теориюпотребительской деятельности, в том числе теорию “инвестиций в человека” итеорию “производства человеческого капитала”. Как отмечает В. Гойло; “авторыэтих доктрин значительное место в своих исследованиях отводяттехнико-экономическим разработкам прикладного назначения, и в ряде случаев ихпредставления в данной области отражают реальные естественнонаучные, в томчисле технические, элементы, как самого строения главной производительной силыобщества, так и процессов, структуры и границ ее производства ивоспроизводства”.
Неоклассическая школа занимается построением моделейиндивидуального потребления на основе потребительских функций, зависящих отразмера дохода, процентной ставки, от отношения вещного богатства к доходу ипрочих факторов, касающихся вкусов потребителей и предпочтений к текущемупотреблению за счет накопления. Теория потребительской деятельности,развиваемая этой школой, используется для изучения “поведения потребителя” сточки зрения отдельного капиталиста.
В 60-х годах Кэлвин Ланкастер выдвинул новую концепцию втеории “потребительской деятельности”, включив в сферу рассмотрения труд самогопотребителя и членов его семьи, в частности “труд в домашнем хозяйстве”.Сторонники новой концепции отмечают, что только около 30 % времени,затрачиваемого работниками наемного труда, приходится на рабочее время,остальные 70 % времени расходуются в сфере досуга и потребления.
Если же взять все население, самодеятельное инесамодеятельное, то не более 15 % всего общественного времени приходится нарабочее время, остальное время расходуется в сфере воспроизводства рабочейсилы.
Среди имен западных экономистов, которые рассматривалилюдей или их мастерство как капитал, имеются такие хорошо известные в историизападной экономической мысли авторы, помимо Вильяма Петти и Адама Смита, какЖан-Батист Сэй, Нассау Сениор, Фридрих Лист, Иоганн фон Тюнен, Вальтер Багехот,Эрнст Энгель, Генри Сиджвик, Леон Вальрас и Ирвинг Фишер. В основномиспользовались два метода стоимостных оценок человеческих существ: стоимостьпроизводства и процедура капитализации заработка. Первая процедура заключаетсяв оценивании реальных затрат (обычно чистого расхода средств существования (netof maintenance)) на “производство” человека; вторая — заключается в оцениваниинастоящей (приведенной к настоящему моменту времени) ценности будущего потокадоходов индивидуума (чистого или валового дохода).
Вильям Петти оценивал величину запаса человеческогокапитала капитализацией заработка как пожизненной ренты, с рыночной ставкойпроцента; величину заработка он определял путём вывода личного дохода изнационального дохода.
Уильям Фарр усовершенствовал методику В. Петти дляоценивания человеческого капитала. Его метод заключался в исчислении сегодняшнейстоимости будущих чистых заработков индивидуума (будущие заработки минус личныезатраты на жизнь), причем Фарр брал поправки, учитывающие возможность смерти, всоответствии с коэффициентами смертности.
Эрнст Энгель предпочитал метод цен производства дляоценивания денежной ценности человеческих существ. Он считал, что выращиваниедетей стоило затрат их родителям, эти затраты могут быть оценены и взяты какмера денежной стоимости детей для общества.
Как бы то ни было, не имеется простого и непосредственногоотношения между затратами на производство и соответствующей экономическойценностью. Все это особенно верно для человеческих существ, стоимостьпроизводства которых не предусмотрена непосредственно с точки зренияэкономической цели.
Также видится очень мало пользы в методе цены производствадля оценивания человеческих существ как таковых, тем не менее модифицированныйподход Э. Энгеля полезен в оценивании компонентов человеческого капитала, такихкак капитализированные услуги здравоохранения и образования.
Теодор Витстейн рассматривал человеческие существа какосновные фонды (капитальные товары) и использовал подходы к оценкечеловеческого капитала, разработанные У. Фарром (капитализированный заработок)и Э. Энгелем (цена производства). Интерес Т. Витстейна к концепциичеловеческого капитала сформировался под влиянием потребностей сферыстрахования жизни и необходимости разработки справочных таблиц, используемыхдля расчётов величин исков на компенсацию за потерю жизни. Он предположил, чтовеличина заработка за время жизни индивидуума равна затратам на его содержаниеплюс затраты на образование. Этот подход порождает такие оценки человека,которые неизбежно равны нулю в момент его рождения.
Витстейном выведены следующие формулы:
/>
/>
где а — годовые расходы на потребление, включаяобразование на одного взрослого немца определенной профессии;
r = (1+i),
где i — рыночная процентная ставка;
P=1/r;
Ln — число людей в возрасте n в таблице жизни;
Rn — величина стоимости одноталерной ренты человека ввозрасте n, приобретенной им в момент своего рождения (для данного r);
Х — величина будущего дохода на одного человекаопределенной профессии;
N — возраст, в котором человек вступает в трудовую жизнь.
Т. Витстейн предположил для простоты, что а и Х являютсяпостоянными на протяжении жизни индивидуума, что первое уравнение (котороеосновывается на производственных затратах) может быть использовано для оценкистоимости человека в денежных единицах при N>n, в то время как при N
Можно отметить неудовлетворительность основного положения,заключающегося в том, что заработок за время жизни человека и расходы на егосодержание равны. Следует указать и на то, что какое-либо комбинированиеметодов капитализации заработков и цены производства является порочным,создающим возможность удвоения величины.
Американские экономисты и социологи Луис Дублин и АльфредЛотка также работали в сфере страхования жизни и отметили ценность подходов У.Фарра и Т. Витстейна к исчислению человеческого капитала для определения суммпри страховании жизни.
Они вывели следующую формулу:
/>
где V0 — ценность индивидуума в момент рождения;
/>
ценность в данный момент одного доллара, полученного черезх лет;
Рх — вероятность дожития человека до возраста х;
Yx — годовой заработок человека с момента х до х+1;
Ех — доля занятых в производстве в возрасте от х до х+1(У. Фарр предполагал полную занятость);
Сх — величина затрат на жизнь человека в возрасте от х дох+1.
Для определения денежной стоимости человека определенного возраста(например, а), формула может быть преобразована к виду:
/>
Такой метод капитализации заработка индивидуума, завычетом затрат на его потребление или содержание, дает полезную для многихцелей оценку. Например, рассчитывается экономическая ценность человека для егосемьи, что явилось целью для Дублина и Лотки.
Если работник умер, то семья обеднела на величину еговклада в нее, который равен величине дохода работника за вычетом расходов наего содержание. Кроме того, аналогичным путем может определяться экономическаяценность человека для самого себя и для общества. В расчетах оценок человекадля этих целей может использоваться метод капитализации валовых заработков(включая расходы на существование) или капитализация налогов, выплаченныхгосударству данным человеком.
Стоимость производства (воспитания) человека в возрасте а- Са, по Дублину и Лотке, равна:
/>
Эта формула может быть упрощена до вида:
/>
Следовательно, стоимость производства человека до возрастаа равна разнице между его ценностью в возрасте а и ценностью в момент рождения,умноженной на />. Это усовершенствованный вариантметода Э. Энгеля.
С точки зрения сторонников теории человеческого капитала,работы Фарра, Дублина и Лотки являются отправным пунктом для ученых,занимающихся методами оценивания величины человеческого капитала или егокомпонентов. Анализ метода капитализации заработка (как с чистыми, так и сваловыми расходами на существование) проделанный Л.Дублиным и А.Лоткой,является ясным, сжатым и одним из лучших изложений этого метода. Хотя имеютсяявные понятийные трудности, связанные с этим подходом, он дает наиболее точныерезультаты, если существуют необходимые для расчетов данные. Действительно,разработанные этими авторами методы оценивания экономической значимостиспособностей человека к труду (или человеческого капитала) технически совершенныи пригодны для практического использования на реальной информации.
Многие экономисты указывали на необходимость и возможностьэкономической оценки рабочей силы, а также говорили об использовании этихоценок для конкретных целей. Многие из них рассматривали человеческие существаили их приобретенные способности и мастерство как компонент капитала. Болеетого, некоторые пытались оценить величину этого капитала как намикроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях и использовать эти оценкидля частных целей (например, для оценки общих экономических потерь в результатевойн); другие просто включали человеческие существа (или их приобретенныеспособности и мастерство) в свое определение капитала и признавали важностьинвестиций в человеческие существа как средство увеличения их продуктивности.Это вторая группа теоретиков, никогда не пыталась ни оценить человеческийкапитал, ни применить это понятие для каких — либо частных целей.
Большинство экономистов полагали, что человеческиесущества должны быть включены в категорию капитала по трем причинам:
затраты на воспитание и образование человеческих существявляются реальными затратами;
продукт их труда увеличивает национальное богатство;
расходы на человека, которые увеличивают этот продукт,будут увеличивать национальное богатство.
Адам Смит, хотя и не определял точно понятие “капитал”,включал в эту категорию фиксированного капитала мастерство и полезныеспособности человеческих существ. Мастерство человека, говорил он, может бытьрассмотрено как бы соответствующим свойствам машины, которая имеет подлиннуюстоимость и оборот прибыли. Жан-Батист Сэй утверждал, что поскольку мастерствои способности приобретаются за цену и увеличивают производительность рабочих,они должны рассматриваться как капитал. Эта тема рассматривалась также вработах Джона Стюарта Милля, Вильяма Рошера, Вальтера Багехота и намикроэкономическом уровне Генри Сиджвиком.
Согласно Фридриху Листу, мастерство и приобретенныеспособности человеческих существ, унаследованные большей частью от прошлоготруда и самоограничений, являются наиболее важным компонентом национальногозапаса капитала. Он утверждал, что как в производстве, так и в потребленииможет быть рассмотрен вклад человеческого капитала в выпуск.
2.2 Оценка человеческого капитала Украины на примере Автономнойреспублики Крым
Украина как индустриальная держава находится на начальнойстадии перехода к постиндустриальному типу общества, на этапе которого нетолько предприниматели, но и рабочие относят свои производительные способностик вложениям, как к капитализированным накоплениям.
Инвестиции в образование, здравоохранение, культуручеловека, несомненно, влекут за собой возрастание человеческого капитала, аэто, в свою очередь, ведёт к росту производительности труда, и, следовательно,к росту доходов, социальной отдачи от таких вложений.
Человеческий капитал – это адекватная индустриальномуобществу форма выражения производительных сил человека, включенных в системусоциально ориентированной смешанной экономики рыночного типа в качествеведущего фактора общественного воспроизводства.
Человеческий капитал в национальной экономике имеетогромное значение. Экономическая эффективность производства обусловлена нетолько качественным составом индивидов человеческого капитала в общественномпроизводстве, но и степенью их взаимного соответствия и сочетаемости качествсовокупного капитала нации, уровнем разделения труда, его специализации икооперации. [1]
Сегодня, в период перехода к рыночным отношениям, вусловиях падения жизненного уровня населения, безработицы, систематическихмногомесячных задержек оплаты труда, обострения социально-политическойобстановки, роста алкоголизма, наркомании, возрастания экологическогонеблагополучия, роста заболеваемости, смертности, ухудшения питания человека иособенно детей, возрастания стрессовой ситуации, проблема кризисавоспроизводства человеческого капитала стала объективной реальностью.
Затраты на рабочую силу включают в себя расходы навоспроизводство рабочей силы, осуществляемые на протяжении всего жизненногоцикла работников и обеспечивающие нормальную жизнедеятельность как самихработников, так и членов их семей.
Источниками необходимых средств являются:
затраты работодателей;
бюджетные расходы социальных программ;
индивидуальные расходы граждан на формированиеспособностей к труду и поддержание здоровья.
Нужно отметить, что одним их главных источниковфинансирования затрат на рабочую силу являются затраты работодателя.
Источники финансирования в руках работодателей — это частьзатрат на производство (часть себестоимости) и часть прибыли предприятий.
Отсюда было бы закономерным поднять вопрос обответственности современных предпринимателей в вопросах воспроизводствачеловеческого капитала.
Отмена централизованного порядка установления пропорций ииспользования национального дохода и контроля над потреблением и накоплением вусловиях падения производства привела к стихийному формированию этихсоотношений.
Поэтому необходимость расчета величины человеческогокапитала, его износа и его воспроизводства встала в настоящее время с особойостротой, т.к. пока будет существовать человеческое общество, будетсуществовать проблема воспроизводства человека, суммы его профессиональныхзнаний, суммы его здоровья. Этот процесс в товарном обществе выступает какдвижение капитала (как средств производства, так и человеческого капитала), еговозрастание, его воспроизводство.
Важно, чтобы работник как личность постоянно сохранялотношение к рабочей силе как к своей собственности. Право владения остается уработника, а покупатель рабочей силы имеет право лишь временно распоряжаться ипользоваться ею в процессе производительного потребления. Речь должна идти,возможно, не просто о купле-продаже рабочей силы как о любом другом товаре, аоб особых арендных условиях ее найма. При этом рабочая сила является товаром ипо форме, и по содержанию.
В основе рассматриваемых явлений лежат стоимостныепроцессы. Стоимость рабочей силы не может сводиться к минимуму средствсуществования, она должна включать потребности, порожденные экономическими,социальными, культурными условиями формирования рабочей силы.
Важным свойством товара рабочая сила является егопотребительная стоимость, то есть способность создавать качественный продукт иновую стоимость, причем большую, чем стоимость его рабочей силы. Потребительнаястоимость подвержена влиянию исторических и социальных условий и находится впрямой зависимости от способностей рабочей силы к постоянному динамичномуразвитию и совершенствованию.
Любой человек как носитель способностей к труду являетсяодновременно элементом природы и элементом общества. В первом случае онвыступает со своими психофизиологическими характеристиками. Во втором – эточеловек экономический, т. е. часть единой системы воспроизводства. В домашнемхозяйстве – элемент семейной, социальной кооперации труда. В индивидуальномвоспроизводстве ее фактор, элемент капитала. В общественном воспроизводстве этоэлемент производительных сил и общественного воспроизводства, товар.
Диалектический подход к познанию сущности рабочей силыпозволяет исследовать эту категорию в развитии и самодвижении. В условиях рынкаэто приобретает особую важность, так как позволяет учитывать объем, структуру,темпы высвобождения рабочей силы и потребности в ней со стороны производства.
Однако в Украине до сих пор осуществляется процесспростого воспроизводства рабочей силы, причем он затрудняется низкой долейфонда заработной платы в национальном доходе. На деле произошел отрывзаработной платы от требований закона возмещения затрат рабочей силы ипрожиточного минимума.
Заработная плата покрывает лишь часть расходов, другуючасть, в этой ситуации, должно взять на себя государство. При этом важноучитывать динамику изменения всех качеств рабочей силы и потребностей в ней,чтобы рационально управлять ее движением.
В обществе должен произойти переход от управленияперсоналом к управлению человеческим капиталом, что определенным образомповлияет на систему воспроизводства рабочей силы предприятия. В центре вниманияобщества должен быть человек, с его интересами, потребностями и возможностями.Только в условиях уверенности в завтрашнем дне работник сможет развивать свойтворческий потенциал. Эффективность использования той или иной формыгосударственного регулирования рынка рабочей силы предприятий обусловленазначением ее в общественном и индивидуальном воспроизводстве человеческогокапитала, конкретным содержанием, параметрами функционирования во времени ипространстве, возможностями быстрого реагирования на потребности производства.
Из сказанного напрашивается вывод о необходимоститщательного, взвешенного подхода к расчету величины человеческого капитала, стем, чтобы обеспечить его полное воспроизводство.
Рассмотрим этот вопрос детальнее. Существует несколькометодов расчета величины человеческого капитала. Воспользуемся методомкалькуляции затрат на воспроизводство рабочей силы, на определение стоимостичеловеческого капитала, аккумулированного за период от рождения человека до егосовершеннолетия и начала трудовой деятельности.
Сложность применения этого метода для решения поставленнойзадачи состоит в соизмерении величины затрат в историческом плане из-за сменыпоказателей денежной оценки, т. е. рубля на купон, купона на гривну и т. д.Было бы закономерным сегодня оценивать все виды затрат в национальной валюте.Однако рождение, детство, формирование здоровья, образование нынешнегоработника пришлись на период рублевой оценки единицы затрат, затем появилсякупон как временная единица оценки расхода средств на жизнедеятельностьчеловека. Причем купоны 1992, 1993, 1994, 1995 годов резко отличались как мерастоимости. Шла инфляция. Потому, делая оценку стоимости человеческого капиталав гривнах, придется приводить ее к сроку отсчета методом дисконтирования.Анализ многих работ показал, что украинские экономисты определили наиболееточным коэффициентом дисконтирования для описания тенденции роста экономикиУкраины, ее массы прибыли, темпов роста доходности, воспроизводства жизненныхблаг за длительный (20 лет) период как 5%. Это значит, что взятые 20 лет назадпоказатели возрастут в стоимостном значении в 2,65 раза, как 1,05 в степени 20.Можно признать справедливым использование коэффициента дисконтирования 1,05.Например, средняя оплата труда работника в 1960 г. была 59,97 руб. в месяц, а в 1980 г. — 158,77 руб. в месяц, т. е. рост оплаты труда составил2,64 раза, т. е. отклонение от норматива составило 0,38%, что вполне приемлемов инженерно-экономических расчетах.
Следовательно, стоимость рабочей силы, человеческогокапитала будет определяться расходами среднедушевого человека на питание,одежду, обувь, содержание жилья, транспортные расходы, культурно-зрелищные идуховные потребности человека, а также расходами на здравоохранение,образование, воспитание, начиная с детского возраста по формуле:
/>
где Hk — человеческий капитал, денежная оценка стоимостирабочей силы одного работника; r — коэффициент дисконтирования, процентнаяставка: 5% годовых; А — капитал, вклад, стоимость жизни одного человека; t — число лет (например, 20 до вступления в активную трудовую деятельность).
Для того, чтобы воспользоваться для расчетов стоимостичеловеческого капитала данной формулой, нужно знать стоимость физиологическихпотребностей взрослого человека. Они составляют 122,6 гривен в месяц. [2]
Кроме того, надо предусмотреть расходы на одежду, обувь,содержание жилища, транспортные расходы, удовлетворение культурных потребностей(газеты, телевидение, книги и т. д., телефон и т.д.). Они рассчитаны в той жестатье на одного человека, как 129,94 грн. в месяц. Таким образом, суммарно всерасходы составляют 122,60+129,94=252,54 грн. в месяц.
К этой потребительской корзине следует добавить расходы наобразование, здравоохранение и другие из фондов общественного потребления,тогда расходы составят 2904 грн. (к сожалению, государство, общество далеко неудовлетворяет всю совокупность человеческих потребностей). Положив в основупотребности взрослого человека, следует их условно дифференцировать повозрастным периодам: до 5 лет включительно 25%, или 726 грн. в год от 6 до 12лет включительно 50%, или 1452 грн. в год от 13 до 15 лет включительно — 80%,или 2323 грн. в год от 16 до 20 лет включительно -100%, или 2904 грн. в год.
Следовательно, средний ежегодный авансированныйчеловеческий капитал при условии полного физиологического нормативногообеспечения должен составить:
/>
Отсюда суммарный человеческий капитал работника в 20-летнемвозрасте с учетом дисконтирования определяется как:
/>
Исходя из различий в уровне полученного образования,работник со средним и ниже среднего образования имеет сумму вложений в своюподготовку и формирование здоровья в размере 45511 грн., а специалист,получивший среднее специальное и высшее образование, требует 64614 грн. инвестиций.Отрасли народн. хозяйст. числоработн. тыс. чел. в т.ч. специал. тыс. чел. чел. капитал млн. грн. числоработн. тыс. чел. в т.ч. специал. тыс. чел. чел. капитал млн. грн. Всего 922,5 316,7 48033,8 609,2 247,0 32443,6 Промышленность 227,3 41,7 11141,2 117,9 27,4 5889,2 Сельское хоз-во 123,8 18,4 5985,7 88,2 11,4 4231,8 Лесное хоз-во 1,8 1,0 101,0 1,7 0,9 94,5 Транспорт 73,2 15,2 3621,8 43,2 11,5 2185,7 Связь 15,0 3,9 757,2 11,7 3,7 603,2 Строительство 78,9 23,2 4033,9 40,3 10,6 2036,6 Торговля 90,7 21,4 4536,6 47,4 11,7 2380,7 Инф.выч. Обслужив. 2,5 2,2 155,8 0,4 0,4 25,8 ЖКО, быт 52,5 10,3 2572,4 55,4 17,1 2834,3 Здравоохран. Физк. 95,0 50,6 5290,1 81,6 52,3 4712,7 Образов. 80,2 37,4 4364,4 65,9 50,0 3954,9 Культура 13,8 8,9 798,0 11,4 10,4 717,5 Искусств. 4,4 4,0 276,7 3,1 2,9 196,5 Наука 28,7 10,1 1499,1 8,6 5,7 500,3 Кредитов., страхов. 6,3 2,3 330,7 7,2 6,4 449,9 Коммерч. обслуж. - - - 0,4 0,3 23,9 Аппаратвласти 12,4 9,4 743,9 24,1 22,2 1520,9
О динамике человеческого капитала в отраслях народногохозяйства Крыма можно судить из приведенной таблицы. Из данных таблицы видно,что за период 2000-2005 годов Крым потерял человеческий капитал на общую сумму15,6 млрд. грн. Это огромный урон. Часть специалистов и высококвалифицированныхрабочих эмигрировала. Зарубежным государствам это очень выгодно: не надозатрачивать огромные суммы на подготовку специалистов. Они приехали из Крыма.
Произошло структурное изменение числа занятых в народномхозяйстве, что повлекло изменение в составе человеческого капитала. Если в егоструктуре в 2000 г. промышленность занимала 23,2%, то в 2005 г. только 18%. Сельское хозяйство в 2000 г. располагало человеческим капиталом на 5,9 млрд.грн., а в 2005 г. человеческого капитала осталось на 4,2 млрд. грн.
Учитывая специализацию Крыма какрекреационно-оздоровительного комплекса, можно считать позитивной тенденциейто, что доля человеческого капитала в отраслях здравоохранения, туризма, физкультурывозросла с 11% в 2000 г. до 14,5% в 2005 г.
Однако за этот же период неоправданно возрос человеческийкапитал, занятый в аппарате управления Крыма. В 2005 г. он составил 4,68% всех занятых в народном хозяйстве, в то время как в 2000 году этотпоказатель составил всего 1,5%.
Приведенные данные свидетельствуют о серьезной угрозе ввоспроизводстве кадров, подготовке специалистов и приводят к заключению, чтопроблема формирования человеческого капитала и его сохранения становитсяпервостепенной задачей настоящего и будущего Крыма.
3.Мероприятия направленные на повышения уровнячеловеческого развития
Сложившаяся система образования не в полной мересоответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетныминаправлениями деятельности Верховной Рады Украины в сфере образования являютсязаконодательное обеспечение модернизации украинской системы образования,приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров всоответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступностикачественных образовательных услуг, создание системы независимой оценкиконтроля качества образования.
Необходимо модернизировать систему образования, начиная сдошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием,путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большейориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательствгосударства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провестиреструктуризацию сети образовательных организаций, изменить систему бюджетногофинансирования путем перехода на нормативно-подушевое финансирование ивнедрения образовательных кредитов. Необходимо также повысить контроль заэффективностью использования внебюджетных средств.
Основные усилия Верховной Рады Украины в среднесрочнойперспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проектав сфере образования.
Предусматривается осуществление следующих мероприятий:
стимулирование образовательных учреждений, активновнедряющих инновационные образовательные программы;
информатизация образования;
расширение возможностей получения начальногопрофессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу попризыву;
формирование 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ;
дополнительное вознаграждение учителей за классноеруководство, в том числе учителей начальных классов;
ежегодное поощрение лучших учителей.
Кроме того, первоочередными мерами являются:
оказание государственной поддержки высшим иобщеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования,программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовкепреподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационныеобразовательные программы;
внедрение в образовательных учреждениях современныхобразовательных технологий и дистанционных программ обучения, а такжеподключение общеобразовательных школ к сети Интернет;
переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьныхучреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершениеперехода к нормативному финансированию учебного процесса;
оказание способной и талантливой молодежи государственнойподдержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодыхспециалистов.Задачи обеспечения качества, доступности и эффективностиобразования определены в Концепции модернизации украинского образования на периоддо 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы.Применительно к предстоящему среднесрочному периоду эти задачи могут бытьрешены путем осуществления следующих мер:
а) обеспечение развития инфраструктуры непрерывногопрофессионального образования, включающей: создание общенациональной системыоценки качества образования на всех уровнях образования, а также припрохождении различных образовательных программ, обеспечивающих повышениеквалификации, профессиональную переподготовку, смену форм и областейпрофессиональной деятельности;
расширение числа организаций, реализующих образовательныепрограммы непрерывного профессионального образования (в первую очередь,повышения квалификации и переподготовки кадров) путем привлечения в эту сферуразличных не образовательных организаций, имеющих ресурсы для осуществленияразнообразных дополнительных профессиональных программ;
развитие общественных профессиональных организаций сшироким представительством работодателей, деятельность которых будет направленана формирование адекватных запросам рынка труда требований к реализациипрофессиональных образовательных программ подготовки специалистов, поиск иотбор современных образовательных технологий, а также проведение оценки(аттестации и аккредитации) качества образовательных программ;
реструктуризацию системы профессионального образования,
переход от управления образовательными учреждениями куправлению образовательными программами. Вследствие этого такие управленческиефункции, как контроль, финансирование и оценка качества деятельности, будутосуществляться в отношении образовательных программ;
б) осуществление перехода на уровневую систему высшегопрофессионального образования, создание организационных и правовых механизмовинтеграции программ начального и среднего профессионального образования,включения их в систему непрерывного профессионального образования.
Будут разработаны новые образовательные стандартыпрофессионального образования с учетом современных квалификационных требованийк различным категориям работников, будет обеспечено участие работодателей вразработке указанных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговойгосударственной аттестации выпускников учебных заведений профессиональногообразования.
На всех уровнях образовательной системы повышение качестваи инновационный характер образования будут обеспечиваться путем внедрения новыхобразовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкогоиспользования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальныеситуации, а также современных обучающих программ. Повышение качества высшего ипослевузовского образования будет основываться на интеграции образования, наукии практической деятельности;
в) значительное повышение эффективности системы образованиядетей предшкольного возраста с обеспечением максимального охвата программамипредшкольного обучения детей 5 — 6 лет, в первую очередь детей измалообеспеченных семей, с тем чтобы предоставить им равные стартовыевозможности в получении школьного образования.
Для удовлетворения индивидуальных потребностей детей вполучении знаний в течение всего периода обучения в общеобразовательной школеим будут предоставляться услуги дополнительного образования;
г)создание условий для повышения инвестиционной привлекательностисистемы образования путем:
преобразования образовательных учреждений в новыеорганизационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономныхучреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов иполучающих эти ресурсы по результатам своей деятельности;
повышения качества кадрового состава системы образования.Следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы системы оплатытруда педагогических работников, ориентированных на повышение качества и эффективностиработы. Важным элементом роста качества кадрового состава станет модернизациясистемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работниковобразования. Будут созданы условия для повышения квалификации и переподготовкидействующего управленческого персонала среднего звена;
создания условий для развития общественных институтов вуправлении образованием. Распространение практики использования таких формобщественного участия в управлении, как попечительские и наблюдательные советы,позволит повысить контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средствобразовательных учреждений, что будет способствовать снижению инвестиционныхрисков при инвестировании в образовательную сферу;
обеспечения прозрачности процессовфинансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;
внедрения новых механизмов финансирования учебныхзаведений на основе нормативно-подушевого и программного принципов, разработкии апробации механизмов государственной поддержки образовательного кредитования.
Реализация указанных мер позволит обеспечить болееэффективное включение образования в процессы повышения уровня благосостоянияграждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданскогообщества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Заключение
Развитие, накопление и использование способностей человекак труду уже два с лишним века интересуют экономистов-теоретиков. Уже В. Петти,А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человекав понятие основного капитала. В Х1Х веке не прерывалась дискуссия онеобходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей каксвоеобразного основного капитала. Такие известные экономисты, как Жан-БатистСэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, ЛеонВальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовкучеловека как основного капитала. Для оценки величины человеческого капиталаиспользовались методы «стоимости производства» и «капитализациизаработков» (или их комбинации). Аналитическая схема человеческогокапитала применялась для показа экономической выгодности миграции, инвестиций вздоровье, в образование, экономических потерь от болезней, войн и т.п.
Из трактовки человека как основного капиталанепосредственно вытекала необходимость разработки количественной оценкичеловеческого капитала. Метод «стоимости производства», восходящий кА. Смиту, заключается в оценивании реальных затрат на «производствочеловека» (чистого расхода средств существования). Второй метод — «капитализация заработков» восходит к В.Петти и заключается воценивании настоящей (приведенной к настоящему моменту времени) ценностибудущего потока доходов индивидуума (чистого или валового дохода). У. Фарр, Э.Энгель, Т. Витстейн разработали методы экономической оценки человека,практически применимые в сфере страхования жизни. Американские экономистыЛ.Дублин и А.Лотка усовершенствовали методику Т. Витстейна и Э. Энгеля исделали её пригодной для оценки как величины человеческого капитала, так и егокомпонентов.
Экономические оценки человеческого капитала стали широкоиспользоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях дляопределения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезнейи стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций вобразование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.
/>/>/>
Литература
1. Гойло В.С. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы:Критический очерк. — М.: Наука, 1975.
2. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. — СПб.: СПбУЭФ,1994.
3. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. — СПб.: СПбУЭФ,1995.
4. Додонова М.В. Источники выживания сельской семьи. « Экономика иуправление». Симферополь, 2000. № 6 ;.22.
5. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // ВестникРУДН, серия «Социология». — 2003. — № 4. — С. 268–280.
6. «Человеческий капитал в истории экономической мысли » ав.Т.Кирьян;
7. Серия «Экономика Украины» № 9 2008 г.с.64
8. «Человеческий капитал как основной источник экономического роста» ав.Е.Бородина; серия «Экономика Украины» № 7 2003г с.48