Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений
Содержание
Введение
Глава 1. Акмеологический подход к развитию руководства иоптимизации его деятельности
1.1 Профессиональное и акмеологическое развитие руководства
1.2 Оптимизация управленческой деятельности
1.3 Различия понимания управления в акмеологии и психологиименеджмента
Глава 2. Управленческая деятельность в акмеологии
2.1 Управленческая компетентность
2.2 Признаки управленческой деятельности
Заключение
Литература
Введение
Данная работа посвященаисследованию проблемы акмеологических особенностей оптимизации управленческихрешений.
Акмеологический подход,акмеологические методы и технологии находят все более широкое применение впрактике подготовки кадров высшей квалификации, разработке индивидуальныхпрограмм личностно-профессионального развития, в планировании и воплощениипрофессиональной карьеры.
По определению А.А. Деркача,управленческая акмеология — область научного знания, характеризующаясямножеством методов и технологий, отражающая и обеспечивающая осуществлениевысших форм управленческой деятельности и развитие способностейпрофессиональному совершенствованию специалистов сферы управления.
Данное направление акмеологииполучило особое развитие и популярность, так как ориентировано на оптимизациюдеятельности руководителя вне зависимости от области профессиональнойдеятельности, данные подход адаптирован для всех групп специальностей.
Специфика управленческойдеятельности определяется тем, что собственное виденье мира, которое создаетсяу руководителя, не является продуктом только его собственного труда, аопределяется мнением других людей, информацией, которую они сообщаютруководителю, исходя их собственных представлений.
Известно расхождение в пониманииуправленческой деятельности в психологии и акмеологии. Рассмотрению данногофакта уделяется место в данной работе.
Объект исследования: управленческаядеятельность руководителя.
Предмет исследования: акмеологическиеаспекты оптимизации управленческих решений.
Цель: Исследовать акмеологическиефакторы оптимизации управленческих решений
Задачи:
1. рассмотреть феноменакмеологических основ руководства и ее оптимизации;
2. рассмотреть феноменуправленческой деятельности в акмеологии и факторов ее улучшения.
Гипотеза: Оптимизации управленческойдеятельности способствуют факторы принятия ответственности на себя задеятельность, рефлексии и личностной активности.
Глава 1. Акмеологический подход к развитиюруководства и оптимизации его деятельности
1.1 Профессиональное и акмеологическое развитиеруководства
Личность руководителясамовыражается в профессиональной деятельности. Проблемы профессионализма ипрофессионала руководителя, выявление условий, при которых обеспечиваетсяпрофессиональный рост и достижение управленцем профессионального «акме»,разрабатываются в плане исследования продуктивного личностно-профессиональногороста, профессионализма личности, субъективных условий и факторов развитияпрофессионала руководителя. Большой вклад в разработку теоретических положенийпринадлежит О.С. Анисимову, В.Г. Асееву, А.А. Бодалеву, В.М. Герасимову, А.А. Деркачу.(1) (2) (5) (6) (7)
Г.В. Акопов и Е.М. Савицкаяотмечают среди инвариантов акмеологического профессионализма среди прочих умениебыстро принимать решение, особенно в дефиците времени, способность принять насебя ответственность за принятые решения, перспективность, умение четкоформулировать цели, наличие жизненных планов как конкретных программ реализациицелей и др. Перечисленные инварианты являются важными составными частямипринятия грамотного управленческого решения.
В социокультурных условиях,когда управленец принимает решения и осуществляет его реализацию, возникающаянеобходимость коррекционных действии всегда несет моменткоррекцииобъектов. Чем более технологизирован процесс реализации решений, чем большедиктат нормы для исполнителей, тем в большей степени отношение кисполнительской деятельности сохраняет этот момент, а все остальные моменты,учитывающие жизнедеятельностные, социальные и другие обстоятельства,редуцируются. (11)
Золотовская Л.М. описываяуправленческую деятельность, отмечала, что она сама по себе сама по себеспецифична и имеет ряд специфичных особенностей, относящиеся к внешним ивнутренним. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временныеограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокойответственности за конечные результаты, не регламентированность труда,постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых; экстремальных- стрессовых ситуаций.
К внутренним условиям относятся,в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решениямногих задач, противоречивость нормативных (в том числе и законодательныхпредписаний, их неопределенность, а часто — и отсутствие), несформулированностьв четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногдаих отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящиминстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практическиполная неалгоритмизованность деятельности и др.
Специфика управленческойдеятельности определяется тем, что собственное виденье мира, которое создаетсяу руководителя, не является продуктом только его собственного труда, аопределяется мнением других людей, информацией, которую они сообщаютруководителю, исходя их собственных представлений. (10)
Таким образом, управленческаядеятельность — целенаправленная, самоорганизующаяся, развивающаясясоциально-психологическая система взаимосвязанных структурных и функциональныхкомпонентов, связанных с решением управленческих задач, достижением новыхрезультатов в соответствии с основной целью. Этой точки зрения придерживалисьтакие исследователи, как А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Е.А. Климов, Е.С. Кузьмин,Н.В. Кузьмина и др. (1)
В социокультурных средах в техслучаях, когда можно учитывать индивидуальные особенности исполнителей,управленцы часто встречаются с барьером индивидуальных жестких стереотиповжизнедеятельностного типа, с инстинктивной основой тех, кем приходитсяуправлять. Управленец должен достаточно хорошо анализировать, прогнозироватьэти возможные, доступные для исполнителя усложнения, чтобы вписывать в своипланы достижения намеченных целей. В силу малой прогнозируемости промежуточныхшагов в поведении исполнителя, процессуально-нормативное управление в большейстепени становится целевым, а ситуационно-нормативная рефлексия управленцапреобладает над иными формами рефлексии. Естественно, что для совмещения поставленныхзадач с возможностями указанного типа исполнителей требуется тщательный анализиндивидуальных особенностей людей, наличие больших типологических карт,помогающих опознать принадлежность человека к определенному типу ипрогнозировать наиболее вероятные рисунки поведения. (12)
1.2 Оптимизация управленческой деятельности
Оптимизация мотивационнойрегуляции профессиональной деятельности в сверхнормативном режиме, формированиеконструктивной мотивационной стратегии поведения и индивидуализациямотивационной сферы личности являются действенными инструментами повышениякомпетентности руководителя.
Для того, чтобы моделироватьуправленческую деятельность требуется иметь ее фиксированные образцы иконцептуальные воззрения относительно сущности этой деятельности. Фиксацияобразцов, в силу рефлексивного характера мыследеятельности управленца идемонстрационной скрытности многих мыслительных, субъективно-реализационныхпроцедур, может сталкиваться со сложностями. Непосредственно действенная,коррекционная сторона не раскрывает внутренних оснований действий, если этиоснования, их порождение не выражено таким же внешне замечаемым действиями врефлексивной коммуникации и общении. Следовательно, при осуществлениимоделирования управленческой мыследеятельности нужно снять проблемудемонстративного выражения всех основных процедур.
Для оптимизации управленческихпроцессов исследователи предлагают использовать элементы проигровки их практикигештальт терапии. В наибольшей степени рефлексивный театр, рефлексивные игрыприносят практическую пользу в проблемных ситуациях, когда обеспечиваетсяпродолжение попыток реализации прежних норм, когда инновационная и творческаяориентации, ценности становятся ведущими. Иначе говоря, в задачу актеравходит демонстрация рефлексивного выхода, рефлексивного процесса, в которомменяется роль практического слоя, превращающегося в источник материалазатруднений, в место апробаций решений, в приложение к рефлексивному процессу.
Рождаемые игромодели уже неповторяют практики, а являются инновационными. Сценарии перестают быть жестконормативными, так как нельзя заранее предусмотреть содержание будущегорезультата. Может быть фиксирован лишь тип результата. Кроме того, содержаниесценария становится меняющимся в ходе самой игры и выделяется абстрактнаяоснова сменяемости содержания временного сценарного замысла. Для реализациифункций режиссера требуется исключительная чувствительность к динамикерефлексивно-действенного процесса на сцене, что стимулирует быстрый рост рефлексивнойсамоорганизации. Кроме того, управление и организация актерскими действиямистановится доступной лишь при наличии мощной критериальной базы, какинтеллектуально ориентированной, так и духовно организованной. Это означает,что режиссер превращается в профессионального потребителя методологических,культурологических и духовных содержаний, как результатов соответствующейподготовки.
Естественным результатом поэтомуявляется огромное значение для игротехники владение современной мыслительнойкультурой, культурой межсубъективных взаимодействий, этической компетентностьюи адекватностью и т.д. Игры подобного рода позволяют вовлекать в рефлексивноемоделирование носителей соответствующих знаний, способностей, опыта, напряженияпроблемных ситуаций. Сложилось название игр указанного типа — «организационно-деятельностныеигры» или ОДИ. (5)
Как уже было сказано,профессиональное мастерство опирается при благоприятных внешних условиях, напройденный путь от простейших профессиональных процедур к наиболее сложным, науровень развитости механизма рефлексивной самоорганизации и уровень развитияличности.
Поэтому чем сложнее проблема,поставленная перед игро-моделированием, чем более высокий уровень требований кпрофессиональным процедурам, рефлексивной саморегуляции и личности онапредполагает для ее разрешения, тем в большей степени игра становитсямоделирующей профессиональное мастерство управленца или управленческой команды.Высочайший уровень тогда требуется и от игротехнического коллектива, посколькуновые типы игр проводятся в межгрупповом взаимодействии, когда каждая группаигроков актуализирует действия определенного персонажа и каждой группепридается отдельный игротехник. Кроме того, руководитель игры может иметь свойаналитический и диагностический сервис, следящий за движением общезначимогосодержания, хода игры, характером межсубъективных взаимодействий,мыслекоммуникативных отношений, межгрупповой динамики, состоянием отдельныхигроков, лидеров, аутсайдеров, состоянием и уровнем дееспособности, успешности,неуспешности и т.д. самих игротехников и игротехнической команды в целом.
Высшее мастерство управленца вобычных условиях очень трудно фиксировать и выявляется лишь косвенно вотрывочных наблюдениях исследователей, в фрагментарных рассказах самих мастерови т.п. Как правило, в реальных условиях нет возможности спокойнореконструировать все детали принятия решений, динамику коррекционныхвоздействий. Какие бы ни были полными материалы по произведенным управленческимпроцедурам, они оставляют большое поле для догадок, которые нельзя проверить всилу принципиальной рефлексивности и непредсказуемости в траектории конкретныхдействий, присущих управленцу достаточно высокого уровня профессионализма.
Факторы успешной реализацииуправленческого решения являются следующие: удовлетворение от самого процессавыполнения, возможность проявить особенности личного стиля в организациирешения, моральное признание результатов труда, наличие материальногопоощрения, желание следовать инструкции жесткий контроль за выполнением,стремление избежать конфликтов, высокозначимый результат для личной карьеры,нетрудно достичь результата, доказать другим и себе, что можешь сделать это.
Основные причины неуспешнойреализации и нереализации: недостаточное владение профессиональными навыками,стремление избежать перегрузки, отсутствие регламентации и контроля, нехваткавремени, общая загруженность, игнорирование требований, отсутствие объективныхсопутствующих факторов, недооценка возможностей в контексте задачи, переоценкавозможностей личных и коллектива, слишком отдаленные цели, слишком легкая,неинтересная задача, результат важен для других, достижение отнимает много сили средств, последствия не предсказуемы для общества и исполнителя.
Факт принятия оптимальногоуправленческого решения связано с высокой профессиональной компетентностью руководителя.
Е.В. Куликова, обобщившаяакмеологические исследования в области проблем профессиональной компетентностии выявившая общее и особенное в процессе ее развития, показала, что общие акмеологическиезакономерности развития профессиональной компетентности отражают ее взаимосвязьс:
1) субъектностью какинтегральной способностью к саморегуляции в деятельности и саморазвитии;
2) рефлексией как процессомосмысления и переосмысления содержания профессиональной деятельности ижизнедеятельности в целом;
3) акме-мотивацией какнаправленностью зрелой личности на эффективное решение задач.
4) управления и задачличностно-профессионального развития и обеспечение его поступательного,акме-ориентированного характера.
При этом установлено, что ссоциально-психологической точки зрения развитие профессиональной компетентностидетерминировано такими факторами, как необходимость освоения новых социальныхролей, изменение коммуникативных функций, расширение круга и уровня общения. Зависимостьмежду развитием профессиональной компетентности и социальным статусомспециалиста состоит в том, что расширение спектра решаемых коммуникативных,социально-перцептивных, собственно социально-психологических задач (что связано,как правило, с карьерным ростом) детерминирует развитие всех компонентовпрофессиональной компетентности. (5)
С организационно-психологическойточки зрения развитие профессиональной компетентности ограничено недостаточнополным осознанием своих недостатков и слабых сторон, что связано с работоймеханизмов психологической защиты и других блокирующих механизмов. Наконец,развитие познавательной сферы специалиста повышает его компетентность впринятии профессиональных решений, решении проблемных ситуаций и т.д., что вцелом делает его более конкурентоспособным.
Перспективными направлениями визучении профессиональной компетентности как компонента акмеологической моделиконкурентоспособного специалиста являются исследования особенностей содержанияи структуры профессиональной компетентности конкурентоспособных специалистов вразличных отраслях, акмеологических закономерностей и механизмов развитияпрофессиональной компетентности.
Основным акмеологическимфактором развития конкурентоспособного специалиста является формированиесубъектной позиции в профессиональной деятельности и саморазвитии. Субъектнаяпозиция проявляется в:
осуществлении осознанного выборапри решении любых профессиональных и личностных задач;
самоорганизации в условияхнеопределенности;
гибкости в проектировании иреализации организационных и межличностных отношений;
критическом отношении к себе,своей деятельности, социуму;
психологической устойчивости кпеременам в социальной, экономической и производственной среде;
ответственности за принятыерешения в области профессиональной деятельности и саморазвития;
активности в разрешенииличностных и профессиональных проблем;
рефлексивной саморегуляции. (7)
Использование управленцем возможностиучесть сознание, самосознание и другие высшие возможности другого человекапозволят повысит эффективность управленческой деятельности. Этому посвященылюбые рефлексивные фазы, обсуждение конфликтов, инновационных предложений,диагностики ситуации и поведения конкретных лиц и т.п.
Процесс вхождения в новую деятельностьили даже повторное вхождение в знакомое звено любой деятельности включает всебя и знакомство с содержанием нормы деятельности, и самоопределениеисполнителя. Оба процесса не могут осуществляться вне тех дополнительныхвозможностей, которыми обладает человек.
Часто управленческаядеятельность руководителя связана с организацией исполнительной деятельности,которая имеет в свою очередь ряд особенностей. Ее исходным принципом выступаетреализация норм, что, связано с сознательной формой отчуждения от принципаудовлетворения своих потребностей на время деятельности. Следовательно, осуществлениюисполнительской деятельности предшествует согласовательный в общении и мыслекоммуникативныйпроцесс понимания содержания нормы, его соотнесение с индивидуальнымипотребностями, их прогнозом, прогнозом типа существования в рамках предлагаемойдеятельности, сопоставление следствий пребывания в реализации нормы сперспективой удовлетворения различных потребностей, прогноз реализуемоститребований наличными способностями и т.д.
Особенностью согласовательного икоммуникативного процессов является то, что уровень жесткости иконсервативности у сторон разный. Поскольку именно управленец является предлагающейстороной, человеку остается примерять свои возможности и желания с уже готовыми мало меняющимся представлением о способе деятельности, а чувствительность киндивидуальным особенностям будущего исполнителя со стороны управляющегоявляется, сервисом для более осознанного понимания и принятия нормы.
Каким бы ни было вовлечениечеловека в исполнительскую деятельность, переход к ней означает переход кконтролю за правильностью реализации нормы как системообразующей частью единогорефлексивного сопровождения реализации, которой подчинена возможностькоррекционных воздействий и критики исполнительской деятельности с лекальнымидеформациями нормативного содержания.
При этом в качестве предметаконтроля выступает не только само поведение исполнителя, но вся целостностьисполнительства как функционирования деятельности.
Управленец должен выявлять мерунеполноты ответственности исполнителя как следствие самого принципасуществования исполнительской деятельности. В отличии от этого управленческаядеятельность имеет иной критерий приобретения ответственности в силу того, чтоона по природе рефлексивна. В рефлексии не может быть заранее определенногорезультата и полноты траектории его получения. Рефлексия имеет дело снеопределенностью как ее базовой характеристикой. Поэтому приобретениерефлексивной культуры, обеспечение ее средствами интеллектуального и духовноготипа и т.п. ведет к большей определенности рефлексивного процесса, аследовательно и управленческого в целом. (9)
Наряду с особенностями,непосредственно присущими управленческой деятельности, выделяют и те ее черты,которые обусловлены организационным статусом руководителя. Они обозначаютсяпонятием «особенности поста руководителя» и состоят в следующем:
Руководитель организации — этоединственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность. Например, директорпредприятия, являясь его членом, одновременно входит в состав органа управленияболее высшего порядка (совет директоров);
Руководитель организации — этоединственный человек в организации, на которого возложена ответственность за еефункционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части; пост руководителяпредоставляет руководителю гораздо больших возможностей, чем у всех другихчленов организации, для влияния на нее в целом.
Процесс управления реализуется вдеятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующиекомпоненты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческойподсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной наизменение состояний управленческого объекта в заданном направлении; организацияисполнения решения. В личности руководителя психологией управления различаются:
1) его управленческиепотребности и способности;
2) его управленческая концепция.
Таким образом, сущность илисодержательная сторона управления заключается в поддержании целостности,достижении целей, развития организации, представляющей собой системускоординированнойдеятельности двух и более лиц, обеспечивающихся засчет планирования, организации, регулирования и контроля, опирающихся наповторяющиеся циклы получения и переработки информации.
Необходимо остановится та же науровнях профессионализма руководителя, то которого зависит степень успешностипринятия управленческого решения.
Уровень профессионализмаопределяется тремя группами факторов. С одной стороны, это индивидуальныеособенности и их изменение по ходу жизни и опыта профессиональной деятельности.
С другой стороны, свою лептувносят социокультурные формы, которые обнаруживает специалист, и выработкаотношения к которым является условием включенности специалиста всоциокультурную среду. Третьим условием является быстрота присвоениясоциокультурных форм, адекватно оперируя которыми, реализуя их требования,специалист демонстрирует предположенную в них мощность профессионализма.
Профессионализм деятельностиозначает, что специалист адекватно выделенному многообразию типов задач ипроблем осуществляет их решение на основе специфической для профессиикритериальной базы. Предполагается, что критерии несут с собой и существующиеспособы их применения.
Профессиональное мастерство естьвладение комплексом продуктивных технологий профессиональной деятельности наосновании обладания профессионально важными личностными качествами,обеспечивающими способности личности к осуществлению продуктивнойпрофессиональной деятельности и стремление к профессиональномусамосовершенствованию. (11)
Такое пониманиепрофессионального мастерства (профессионализма) получило широкоераспространение в акмеологических исследованиях. Н.В. Кузьмина, например, наосновании собственных исследований профессионального мастерства выделяет вразных профессиях ряд общих признаков профессионализма:
1. Владение специальными знаниямио целях, содержании, объектах и средствах труда.
2. Владение специальнымиумениями на подготовительном, исполнительском, итоговом этапах деятельности.
3. Овладение специальнымисвойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельностии получать искомые результаты.
Статус принципа оптимальностидля акмеологии подчеркивается в диссертационном исследовании Г.С. Михайлова. Акмеология- современная комплексная область знания теоретико-практического типа,взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническиминауками, имеющая своей целью оптимизацию положения личности в современномсоциуме и наиболее продуктивное использование в разных сферах общественной иличной жизни ее природного, психологического, личностного, профессиональногопотенциала, наука о достижении вершин развития, жизни, мастерства.
По мнению Л.Г. Лаптева, вотличие от теории управления, которая нормативно предписывает всем системам (социальным,организационным, инженерным и т.п.) более оптимальные способы организации,акмеология имеет своим предметом субъект и лишь содействует ему в нахожденииболее оптимального способа организации.
Акмеология, как свидетельствуютмногочисленные выводы и оценки экспертов, успешно выполняет интегративную рольв деле реформирования и оптимизации функционирования социального субъекта, имеядело с самим механизмом и способом перехода от стихийно сложившегося состоянияи качества системы к оптимальному. (12)
При этом разработанная модельпредмета акмеологии определяет не уровневое строение объекта, а динамикуспособа его организации в более оптимальный.
Последователи и ученикиакмеологической школы Б.Г. Ананьева в последние годы разработали и успешноприменяют акмеологический подход в исследовании проблем различного характера — профессиональнойдеятельности, личностного развития и творческой самореализации, оптимизацииразличных сторон социальной практики и других.
Анализируя макрокомпонентыдеятельности (гностический, проективный, организаторский, коммуникативный), А.А.Деркач включает в их совокупность конструктивный компонент, трактовка которогораскрывает суть акмеологического подхода: конструктивность дает оптимизациюсистемы деятельности и способа деятельности субъекта, исключает стихийныйхарактер, минимизирует ошибки..., позволяет определить практические путидостижения идеального состояния. В связи с этим мы в экспериментальной частиисследования сделали основной акцент на формирование конструктивности. Ссылкина оптимальность можно найти в различных направлениях акмеологическогоисследования. (7)
Законы акмеологии направлены наоптимальность, т.е. процедуры объективного диагностирования, и технологииразвития, и субъективные рефлексивные способы совершенствования самого субъекта- все имеют единую целевую направленность на оптимальность, высший уровеньсовершенствования.
Обобщение тенденцийоптимизационных акмеологических исследований приводится А.С. Гусевой. По еемнению, учение об оптимизации как необходимый этап разработки современныхтехнологических систем, превратилось в научное направление с едиными методами,применимыми к разнообразным объектам познания, акмеология же, каксвидетельствуют многочисленные выводы и оценки экспертов, успешно выполняетинтегративную роль в реформировании и оптимизации функционирования социальногосубъекта, управлении этим состоянием максимально эффективными средствами.
Особенность профессионализмауправленческой мыследеятельности состоит в том, что задачи и проблемы как раз икасаются рефлексивной самоорганизации тех, с кем входит в отношение управленец,а также собственной рефлексивной самоорганизации. Кроме того, сервисный блокуправленца, исходящий из делегирования части управленческих функции, сохраняетгенетическую связь с управлением в целом. Это позволяет иметь переходы от однойкритериальной базы к другой, облегчает достижение взаимопонимания спредставителями многих рефлексивных профессий, само выявление уровняпрофессиональности исполнения их обязанностей.
Если уровень профессионализмазависит от социокультурных форм, от оформленного в них опыта профессиональнойдеятельности, то дополнительным источником роста профессионализма являетсясамоизменение, саморазвитие в рамках потребностей профессиональной деятельности.
Критерием правильностиуправленческого решения является то, что значимо для заказчика (необходимоеусловие) и те способы построения деятельности исполнителей, их обеспечения,которые гарантируют достижение значимого для заказчика результата (достаточноеусловие).
Исходя из этого, выделяетсяпредписывающая и властная стороны управленческой деятельности. (8)
Вне развитости рефлексивногосознания и овладения множеством культурных критериев правильности рефлексивнойсамоорганизации у управленца мало возможности снижать степень зависимостиуспешности реализации заказа от уровня своей профессиональной компетенции. Внешнимифакторами, уменьшающими степень драматизма данной проблемы, являютсяуправленческая подготовка, общение с другими управленцами, наличиеуправленческих систем, взаимоконтроль в иерархических структурах и т.п. Но этиже факторы могут сводить коррекции в увеличении правильности к сведениям кстереотипам, уменьшению свободы самоорганизации, удлинению процесса опознаванияреальной степени некомпетентности и т.п.
1.3 Различия понимания управления в акмеологии ипсихологии менеджмента
В отечественной науке проблемауправления представлена весьма многопланово как в историческом, так и всовременном аспектах. В энциклопедических словарях «управление» определяетсякак «элемент, функция организационных систем различной природы,обеспечивающий сохранение их определённой структуры, поддержание режимадеятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление — воздействиена общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики,совершенствования и развития».
Управление — это виддеятельности человека, возникший в её структуре по мере оформления в сознательнуюдеятельность по производству необходимых человеку благ. Оно являетсяобъективной потребностью всякой деятельности человека. Особенностями этого видадеятельности выступают предвидение, самоорганизация, контроль по планудействий, осознание потребностей. Однако управление — не только простаяпотребность, но и фактор успеха деятельности. Чем лучше управление, тем вышевероятность успеха, ибо от управления зависит реальность предвидения успеха,чёткость и согласованность работы людей, заинтересованность участниковсовместного труда в общем результате.
Управленческая деятельность — целенаправленная,самоорганизующаяся, развивающаяся социально-психологическая системавзаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, связанных с решениемуправленческих задач, достижением новых результатов в соответствии с основнойцелью.
В отечественной психологии исследованиепроблем социального управления осуществлялось на основе системного подхода,предполагающего рассмотрение исследуемого предмета как вполне открытого,допускающего расширение и дополнение за счёт привлечения к анализу новых типовсвязей, обусловленных развитием системы. В теорию управления педагогическимисистемами заметный вклад внесли исследования В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Ф.Ф.Королёва, В.Г. Ильина, Ю.А. Конаржевского, В.П. Кузьмина, Л.Н. Новиковой, Л.К. Шияна,Э.Г. Юдина и др.
Под системой понимается"… совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появлениеновых, интерактивных качеств, не свойственных отдельно взятым образующимсистему компонентам". Целостными являются системы, которые достигли всвоём развитии определённой завершенности, являющие собой некий определённыйидеал или же совершенство. (12)
В.Г. Афанасьев отмечает: «Познатьцелое, целостную систему — это значит отразить в сознании человека, вопределённых понятиях, категориях, теориях его внутреннюю природу, егохарактерные черты, стороны, особенности». Исходя из этого, можноутверждать, что исследование любой системы заключается в изучении связей,взаимодействий общественных явлений.
Таким образом, система — этоупорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой иорганизацией. Это краткое определение показывает, что система предполагаеттакие компоненты, как элемент и структура. Элемент — неразложимый далее (вданной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложныхпредметов, явлений, процессов.
В науке под элементами понимаютлюбые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс. Иначе говоря,понятие «элемент» берётся как относительное. В зависимости от способарассмотрения в одном и том же сложном предмете могут выделяться в качестве егоэлементов самые разнообразные «единицы».
Структура — это относительноустойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого. Она отражаетупорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих егоустойчивость, стабильность, качественную определённость. Структурные связиразного рода пронизывают все процессы, происходящие в системных объектах.
Объект является системой, еслион может быть расчленён на взаимосвязанные и взаимодействующие части илиэлементы. Эти части, как правило, обладают собственной структурой и потомумогут быть представлены как подсистемы исходной, большой системы. Выделенные такимобразом подсистемы, в свою очередь, разбиваются на взаимосвязанные подсистемывторого и последующих уровней. (1)
Сам объект такого типа, всевзаимодействия и связи между его подсистемами и элементами подчиненыспецифичным для данного объекта законам, определяющим особенности егосуществования и изменения. Между подсистемами данной системы могут бытьразличные отношения, связи и взаимодействия.
Сходные, однотипные, устойчивыеотношения и взаимодействия составляют структуру. Поскольку внутри одной и той жесистемы, особенно большой и сложной, может быть множество различных связей иотношений, то в ней можно выделить ряд структур. Такие системы называютмногоструктурными, многоуровневыми.
Системные объекты обладаютцелостностью, устойчивой структурой. Для них характерны «системные эффекты»- появление новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов врамках целого. Для системных объектов характерна также иерархичность строения — последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокогоуровня.
В конце XX столетия культурауправления стала рассматриваться как многознание, использование данных многихнаук, передовых достижений, как перевод интегральных данных на язык выработки ипринятия управленческих решений. В обучении и постоянном наполнений знанийруководителей наряду с экономикой, правом, технологиями приоритетными сталиповедение человека в организации, в обществе, законы раскрытия творческогопотенциала как организаторов-управляющих, так и каждого члена организации. Произошелзакономерный переход от понятия «убавление» к понятию «менеджмент»,которое связывается с организационно-гибким, мотивационным управлением,осуществляющимся на профессиональной основе, на понимании возможностейповедения человека в социальной организации.
Различные типы современного менеджмента(американские, западноевропейские) исповедуют «человеко-центрированный»"подход, ставящий в центр внимания управленца любого уровней соответственно,направленный на поиск механизма активизации возможностей человека.
Одним из примеров разработкиподобного подхода является известная классификация представителя проблемуправления Дугласа Макгрегора, получившая название теории «X» итеории «Y», отражающих соответственно предпосылки авторитарного идемократического стилей управления. Посыл теорий «X» и «Y» повопросу о поведении человека можно представить так:
Теория «Х»:
1. Человек изначально не любитработать и будет избегать работы.
2. Поскольку человек не любитработать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобызаставить работать для достижения щелей организации.
3. Средний человек предпочитаетизбегать, чтобы им руководили: он предпочитает избегать ответственности, у негомало честолюбия, ему нужна безопасность.
Теория «Y»:
1. Работа для человека так жеестественна, как и игра.
2. Внешний контроль — неединственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человекможет осуществлять самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым онпривержен: приверженность формируется как результат наград, связанных сдостижением целей.
3. Средний человек стремится кответственности, его желание избежать ответственности, как правило, — результатпрошлого разочарования и вызвано плохим руководителем сверху.
Средний человек наделён высокимуровнем воображения и изобретательности, которые редко используются всовременной жизни. Обычно это ведёт к разочарованию и превращает человека впротивника организации.
Своеобразный подход кклассификации стилей управления можно найти у Р. Лайкерта, который всехменеджеров разделил на «сосредоточенных на работе» и «сосредоточенныхна человеке». Учёный, оценивая стили управленческой деятельности, отдаётпредпочтение второму стилю (сосредоточенности на человеке), поскольку он даётрост производительности труда. (11)
В акмеологии существует особыйподход к управленческой деятельности.
Управленческая деятельностьхарактеризуется двойственным подходом к раскрытию ее определения. Первоначальноэто характеристика деятельности конкретного руководителя, действующего вкакой-либо конкретной обстановке, но в то же время — это персонифицированнаясовместная деятельность.
Так как «предметом» деятельностируководителя и основной формой взаимодействия с социальным окружением являетсяобщение, поскольку руководитель взаимодействует с другим субъектом ивоздействует на него.
Управленческая деятельностьпредставляет собой большое число действий со стороны руководителя, частыевмешательства извне, поддержка и развитие социальных контактов, преобладаниевербального общения с персоналом.
Управленческая функцияреализуется в управленческой деятельности, если необходимость вреализации воспроизводится при смене заказа на конечный продукт и заменяемостьусловий воспроизводства самой базовой части комплекса — функционированиядеятельности с наличием фиксированных исполнителей. (11)
Глава 2. Управленческая деятельность в акмеологии
2.1 Управленческая компетентность
Герасимов Б.Н., занимавшийсяисследование управленческой компетентности руководителей, отмечал, что в любомвиде деятельности существуют стандартные технологии управления, которыминеобходимо уметь пользоваться, чтобы эффективно решать профессиональные задачи.Освоение технологий менеджмента повышает требования к профессиональному отборуи подготовке управленческого персонала. Таким образом, необходим определенныйнабор технологий менеджмента, т.е. средств, с помощью которых можно успешнорешать функциональные задачи управления. (5)
В результате анализа различныхтехнологий, применяющихся в управленческой деятельности, были определеныосновные технологии менеджмента (всего 53) и разделены на следующие группы: власти,принятия управленческих решений, мотивации, стиля управления, конфликтологии,групповой динамики, коммуникации, организационной культуры, социальнойответственности и отношения к инновациям.
Профессиональная управленческаядеятельность предъявляет к работнику, входящему в эту деятельность,определенный набор требований. Если деятель соответствует этим требованиям, мыназываем его профессионалом. Тогда качественно определенные степенисоответствия работника требованиям профессиональной управленческой деятельностиназываются уровнями профессионализма.
Первый уровень профессионализманазывается информационный, второй — процедурный (операционный), третий — тактический, четвертый — оперативный, пятый — проектный, шестой — ситуационный.
Содержание:
1) Способность собиратьинформацию, осуществлять ее первичную обработку, передачу и хранение. На этомуровне обычно происходит применение различных предписаний, а также освоениеосновных средств мышления и деятельности, необходимых для осуществленияуправленческой деятельности.
2) Способность выстраивал,конкретные действия (процедуры и операции) в необходимой последовательности длярешения определенных задач
3) Способность применятьсовокупность методов и средств, для решения задач в краткосрочный период. Необходимоуметь пользоваться основными средствами мышления и деятельности для достижениясогласованных целей.
4) Способность управлятьдеятельностью нескольких специалистов или их групп. На этом уровне происходитвыработка предписаний для управленческой деятельности. Необходимо обладатьспособностью в познании других людей Способность разрабатывать и управлять различнымипроектами, периодически возникающими в организации.
На этом уровне происходитвидоизменение предписаний в управленческой деятельности. Необходимо обладатьспособностью к продуктивной деятельности и способностью решать проблемы,поставленные другими.
5) Способность управлятьдеятельностью людей с учетом ситуационных параметров. Необходимо уметькорректировать выбранный метод управления и принятия решений с учетомконкретных условий данной ситуации.
6) Способность придаватьуправленческой деятельности, системность, т.е. рассматривать как совокупностьСистемный взаимосвязанных ситуаций и явлений, а также превращать сложное впростое, восходить от абстрактного к конкретному. Необходимо обладатьспособностью ставить проблемы. (5)
Способность вырабатывать миссию,цели организации. Приобретение способности разрабатывать программы Программно деятельностиколлектива для достижения целей организации, — целевой. На данном уровнеприменяется комплексный подход, при котором учитываются различные аспектыменеджмента и их взаимосвязи.
Каждый из представленных уровнейимеет такую степень качественной определенности, которая позволяет отличатьодин уровень от другого. Характеристики уровня является универсальной для любойдеятельности управленческого типа.
Данная классификация значима напрактике, так как помогает распределять функции менеджмента исходя из того, накаком управленческом уровне находится специалист. (5)
2.2 Признаки управленческой деятельности
А.А. Деркач выделяет наиболеесущественные признаки управленческой деятельности:
1. Поддержание в оптимальномрабочем режиме систем управления, сложных по составляющим их элементам иразнородных по функциям объектов (цель).
2. Объектом управленческойдеятельности является организация, подсистемы которой имеют определеннуюэтажность, что влияет на отношения между ними и отражается на содержанииуправленческой деятельности.
3. Люди, которые являютсяважнейшими компонентами системы управления, занимают определенныепрофессионально-должностные позиции в структуре организации, определяютфункциональные связи внутри системы и функциональную зависимость междупрофессионально-должностными позициями.
4. Социально-психологическиеотношения между субъектами деятельности в системе управления, на которые влияюткачественные характеристики выполнения функций, соответствующихпрофессионально-должностной позиции и отражающих весь спектр решаемыхпрофессиональных задач: администраторских, стратегических,экспертно-консультативных, представительских, воспитательных,психотерапевтических, коммуникативных, инновационных и дисциплинарных.
5. Направленность на оптимизациюуправленческой деятельности при помощи экономических, административных,психологических и педагогических воздействий.
6. Прием, переработка информациии генерация новой информации в виде управленческих решений, где приеминформации как деятельность проходит в двух аспектах — внешнем и внутреннемплане деятельности. Первый — внешний план деятельности. Второй — составляетдеятельность психическая, связанная непосредственно с механизмом формированияобраза объекта управления. Внешний план деятельности по приему информациисоставляют действия поиска и сбора. Внутренний план включает обнаружение,опознание и декодирование информации.
7. Основным способомпредставления информации в управленческой деятельности используются показателии средства описания характеристик объекта управления, функциональных ипричинно-следственных отношений между его элементами, между объектом управленияи средой.
8. Передача генерируемойинформации другим людям.
9. Непосредственное участиесубъекта управленческой деятельности в исполнении генерируемого имжерешения профессиональных задач.
Таким образом, управленецпроектирует и перепроектирует, обеспечивает, осуществляет постановкуисполнительской деятельности и, в частности исполнительского бытия человека.
Выделяют еще одну особенностьуправленческой деятельности — ее рефлексивность, которая обеспечивает осознаниеисполняемого действия, помогает его контролировать и корректировать, а такжехарактеризуется переходом от «сопровождающей» к «системообразующей».(6)
А.А. Деркач определяетуправленческую рефлексию как размышления, возникающие при затруднениях врешении управленческих задач, включающие поиск причин затруднения и коррекциюспособов управленческой деятельности Первоначальный этап рефлексии заключаетсяв коррекции способа действия и ее познавательному обеспечению. В соответствии спроцессом рефлексии различают основные функции — три из них первичны (познание,критика, нормирование). На их основе выделяют вторичные функции снабжения иобеспечения, функция перестановки акцентов в управленческой деятельности сосмысления на построение плана осуществления деятельности. (7)
Таким образом, рефлексия осуществляетсякак перед деятельностью, так и внутри деятельности и по завершению (с цельюанализа). Из выше сказанного вытекает, что рефлексия является ведущим слоемвсех управленческих процессов и самой функциональной структуры управленческойдеятельности остается осуществление различных рефлексивных процессов, а основумастерства управленца составляет умение гибко осуществлять рефлексию в той илииной функции. Вторичную основу мастерства управленца составляет набор умений,способствующих реализации снабженческой и корректировочной функции.
Центральное звено в рефлексии — критика.Она ответственна за проблематизацию, которая протекает первоначально малоосознанно. Вместе с появлением концепций, понятийно-категориальных средствхарактер критики существенно изменяется в сторону большей определенности этихтонких процедур, их средственно-технологической насыщенности и подконтрольности.
В наиболее очевидной формеразличия выявляются в том случае, если критика становится перенесенной всоответствующую коммуникацию. В ней специалист выступает первоначально в ролиорганизатора коммуникации и автора исходной точки зрения, предоставляявозможность осуществлять понимание и критику другому специалисту и привлекая вкачестве арбитра представителя соответствующей науки.
Определение уровня развитости управленческойдеятельности осуществляется через рефлексивный анализ деятельности. Содержаниекритериев привлекается из науки, а применение — из культуры мышления и общейкультуры. А.А. Деркач выделяет концептуальный и ценностный анализуправленческой деятельности. Первый фиксирует применяемые обобщенные сущностно-значимыепредставления об управленческой деятельности, выступающие в качестве развитыхкритериев целостного анализа, либо к мыслительному конструированию этихпредставлений.
Второй характеризуется либо какфиксация готовых и соответствующих ситуации предельных, абстрактных отношений кдеятельности, выступающих в качестве специфических средств самоопределения,либо как ситуационно значимое смещение в ряду ценностей через коррекциюотношения или содержания мировоззрения.
Таким образом, сущностныехарактеристики процесса управления в психологии и акмеологии имеют различия вподходах к управленческой деятельности, управленческим задачам, управленческимфункциям и критериям уровням анализа. (8)
Заключение
Таким образом, в акмеологическихисследованиях принятия управленческих решений оптимальность как принцип исоответствующая ему концепция базируется на результатах теоретическихразработок сопряженных областей знаний и используется в качествеметодологического принципа. Оптимизационный цикл, построенный на основесовокупности оптимизационных идей и сущности акмеологического подхода, являетсясвоего рода алгоритмом оптимизации в акмеологии, предполагающим какмногообразие параметров, так и доминирование результативно-целевых ипроцессуально-динамических его характеристик. Функционирование оптимизационногоцикла апробировано в акмеологическом исследовании на примере принятияуправленческих решений и доказало свою состоятельность.
В социокультурных условиях,когда управленец принимает решения и осуществляет его реализацию, возникающаянеобходимость коррекционных действии всегда несет моменткоррекцииобъектов. Чем более технологизирован процесс реализации решений, чем большедиктат нормы для исполнителей, тем в большей степени отношение кисполнительской деятельности сохраняет этот момент, а все остальные моменты,учитывающие жизнедеятельностные, социальные и другие обстоятельства,редуцируются.
Управленческая деятельность — целенаправленная,самоорганизующаяся, развивающаяся социально-психологическая системавзаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, связанных с решениемуправленческих задач, достижением новых результатов в соответствии с основнойцелью.
Для оптимизации управленческихпроцессов исследователи предлагают использовать элементы проигровки их практикигештальт терапии. В наибольшей степени рефлексивный театр, рефлексивные игрыприносят практическую пользу в проблемных ситуациях, когда обеспечиваетсяпродолжение попыток реализации прежних норм, когда инновационная и творческаяориентации, ценности становятся ведущими. Иначе говоря, в задачу актеравходит демонстрация рефлексивного выхода, рефлексивного процесса, в которомменяется роль практического слоя, превращающегося в источник материалазатруднений, в место апробаций решений, в приложение к рефлексивному процессу.
Высшее мастерство управленца вобычных условиях очень трудно фиксировать и выявляется лишь косвенно вотрывочных наблюдениях исследователей, в фрагментарных рассказах самих мастерови т.п. Как правило, в реальных условиях нет возможности спокойнореконструировать все детали принятия решений, динамику коррекционныхвоздействий. Какие бы ни были полными материалы по произведенным управленческимпроцедурам, они оставляют большое поле для догадок, которые нельзя проверить всилу принципиальной рефлексивности и непредсказуемости в траектории конкретныхдействий, присущих управленцу достаточно высокого уровня профессионализма.
Факторы успешной реализации управленческогорешения являются следующие: удовлетворение от самого процесса выполнения,возможность проявить особенности личного стиля в организации решения, моральноепризнание результатов труда, наличие материального поощрения, желание следоватьинструкции жесткий контроль за выполнением, стремление избежать конфликтов,высокозначимый результат для личной карьеры, нетрудно достичь результата,доказать другим и себе, что можешь сделать это.
Факт принятия оптимальногоуправленческого решения связано с высокой профессиональной компетентностьюруководителя.
Е.В. Куликова, обобщившаяакмеологические исследования в области проблем профессиональной компетентностии выявившая общее и особенное в процессе ее развития, показала, что общиеакмеологические закономерности развития профессиональной компетентностиотражают ее взаимосвязь с:
1) субъектностью какинтегральной способностью к саморегуляции в деятельности и саморазвитии;
2) рефлексией как процессомосмысления и переосмысления содержания профессиональной деятельности ижизнедеятельности в целом;
3) акме-мотивацией какнаправленностью зрелой личности на эффективное решение задач
4) управления и задачличностно-профессионального развития и обеспечение его поступательного,акме-ориентированного характера.
Процесс управления реализуется вдеятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующиекомпоненты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческойподсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной наизменение состояний управленческого объекта в заданном направлении; организацияисполнения решения. В личности руководителя психологией управления различаются:
1) его управленческиепотребности и способности;
2) его управленческая концепция.
Таким образом, сущность илисодержательная сторона управления заключается в поддержании целостности,достижении целей, развития организации, представляющей собой системускоординированнойдеятельности двух и более лиц, обеспечивающихся засчет планирования, организации, регулирования и контроля, опирающихся наповторяющиеся циклы получения и переработки информации.
На основе проанализированногоматериала можно сделать вывод о том, что развитая рефлексия у руководителя,способность принимать на себя ответственность за принимаемые решения, активнаяжизненная позиция и направленность личности на решение задач являетсяпроявлением профессиональной компетентности личности руководителя, что в своюочередь связано с уровнем оптимальности принимаемых управленческих решений. Такимобразом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что оптимизацииуправленческой деятельности способствуют факторы принятия ответственности насебя за деятельность, рефлексии и личностной активности подтвердилась полностью.Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Практическая значимость даннойработы заключается в возможности составлении практической программыакмеологического тренинга для руководителей, с целью повысить эффективность ихуправленческой деятельности и оптимизировать принимаемые управленческие решения.
Литература
1. Анисимов О.С. Акмеология иметодология: проблемы психотехники и мыслетехники. — М.: Наука, 1998.
2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основыобщей управленческой акмеологии. -М.: Наука, 1995.
3. Анисимов О.С. Новоеуправленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Наука, 1991.
4. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальнаясинергетика и акмеология. — СПб.: Питер, 2002.
5. Герасимов Б.Н., Яковлева Н.Г. Профессионализмуправленцев: структура, оценка, развитие. СПб.: СПбГИЭУ, 2003.
6. Деркач А.А. Акмеологическиеосновы развития профессионала. — М.: Литкон, 2007.
7. Деркач А.А. Акмеологическиеосновы управленческой деятельности. — М.: Академия, 2006.
8. Деркач А.А. Акмеология: личностноеи профессиональное развитие человека. Кн.1-5. — М.: «Профи», 2000-2002.
9. Деркач А.А. Методолого-прикладныеосновы акмеологических исследований. — М.: «Нова», 2000.
10. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология.Учебное пособие. — СПб.: «Питер», 2003.
11. Машов А.К. Психологияпрофессионализма // Сборник — по акмеологии и политической психологии. М.:«Просвет», 1999
12. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философияи акмеология. — СПб., 2003.