Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Чувашский педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Кафедра менеджмента и PR-технологии
Курсовой проект
по дисциплине: Теория организации
на тему:
«Самоорганизация как процесссаморазвития»
Выполнила: студентка Мишкеева И.Н.
Научный руководитель: МирошнеченкоО.Н.
Чебоксары — 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы самоорганизацииуправленческого труда
1.1 Понятие самоорганизацииуправленческого труда
1.2 Виды самоорганизации
1.3 Самоорганизация вдеятельности руководителей
Глава 2. Исследование самоорганизации персонала МОУ«Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева»
2.1 Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева»
2.2 Самоорганизация, как метод повышения эффективности работы персонала МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева»
2.3 Рекомендации по повышению самоорганизации персонала МОУ«Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Сегодня в век высокойконкуренции люди должны саморазвиваться для достижения определенной цели в своемпрофессиональном деле. Для того чтобы стать лучшим, не обязательно ждать указанийот руководителей, можно сделать что-то и самому. Ведь, самоорганизация эффективнане только для предприятия, но и для человека, так как самоорганизация — это процесссаморазвития, а саморазвитие это еще одно составляющее личного успеха человека.
Актуальность работы состоит в том, что во все времена ценилисьумные и любящие труд люди, и главным составляющим этих людей был потенциал их самоорганизации.Это совершенно естественно, особенно если говорить о руководителях, поскольку, собираясьорганизовывать других, руководитель, прежде всего, должен организоваться сам, ондолжен показывать пример преуспевающего во всем начальника, он должен быть лидером,авторитетом.
Наука о самоорганизациии самоуправлении человека носит название самоменеджмент. Сюда же можно отнести исамодисциплину: умение держать себя в руках, управлять своим поведением; умениеподчинять свои действия определенным требованиям, принципам.
Цель самоорганизации руководителя — наилучшим образом использоватьсобственные возможности, время, сознательно управлять жизненными процессами (уметьсамоопределяться), легче преодолевать негативные обстоятельства (кризисные ситуации)как на работе, так и в личной жизни.
В самом человекеизначально заложено все необходимое для того, чтобы жить, развиваться, совершенствоваться,помогать самому себе справляться с постоянно возникающими проблемами. Нет и не можетбыть истинной помощи, кроме самопомощи. Разумная самоорганизация, достижение внутреннейгармонии, следование своим жизненным ценностям и интересам (не противоречащим окружающемусоциуму) дает руководителю следующие преимущества: лучшую организацию личного труда,выполнение работы с меньшими затратами, меньшую загруженность работой, меньше спешкии стресса, меньше ошибок при выполнении своих функций, лучшие результаты труда,рост квалификации, высокую мотивацию труда, достижение профессиональных и жизненныхцелей кратчайшим путем.
Подсистема саморазвитияв системе управления отражает возникновение таких качеств, как стремление к самосовершенствованию,гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработкапрогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системыуправления. Более того, подсистема саморазвития является генератором этих качеств,она же несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения ипрактического воплощения.
Важнейшим направлениемфункционирования подсистемы саморазвития является развитие кадров системы управления.Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управленияможет быть только движение ее кадров, по вертикали — должностное продвижение, погоризонтали — смена профиля работ и рабочего места и вглубь — улучшение поведенияи способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональнойквалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиямии современными средствами обработки и передачи информации.
Объектом исследования является самоорганизацияработников МОУ «Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева».
Цель работы рассмотреть теоретическиеосновы на тему самоорганизация, исследовать самоорганизацию работников МОУ«Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева» и предложить методы по повышению самоорганизацииперсонала.
В процессе работы использовались абстрактно-логическийметод, графический метод, метод сравнений.
Глава 1. Теоретические основы самоорганизации управленческоготруда
1.1 Понятие самоорганизации управленческого труда
В каждой организации имеются регламентирующие документы на системууправления организации (уставные документы, законодательные и нормативные акты ит.д.). Однако наряду со штатным управленческим процессом в организации происходятпроцессы, связанные с несанкционированным управлением и организацией, т.е. самоуправлениеи самоорганизация.
Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и неживойматерии. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственныеуправление и организация.
Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление.Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих ксозданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоитв объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основаниивнутренних правил и процедур.
Самоорганизацию как явление открытых систем изучает такая наука,как синергетика.
Самоорганизация проявляется в том, что в каждом человеке, в каждомработнике, члене трудового коллектива заложены огромные творческие возможности нетолько исполнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организацииработы, способность управления своим потенциалом не по указанию сверху, а исходяиз собственных целей.
Самоуправление означает делегирование полномочий руководителейорганизации вниз по иерархической лестнице на уровень коллектива работников, вплотьдо каждого рабочего места, и соответствующее принятие этих полномочий низовыми звеньями.
Самоорганизация и самоуправление — это единый процесс, благодарякоторому управленческое воздействие получает новый источник, берущий начало изнутриобъекта управления.
Самоорганизация и самоуправление основываются на многовековомчеловеческом опыте, свидетельствующем о том, что человека трудно заставить хорошоделать что-либо «из-под палки», что только пробуждение внутренней мотивацииспособно полностью реализовать творческий потенциал работника.
Сокращение объема управленческой работы руководителя путем делегированиячасти его полномочий на нижние уровни управления; разделение управленческих задачпо функциональному признаку; придание управлению правового характера, регламентированиеуправленческого процесса; упорядочение управленческого процесса, наделение его признакамиавтоматизма; создание возможности связи управления и организации с мотивами трудовойдеятельности работника; передача на нижние уровни управления не только части распорядительныхфункций, но и ответственности за их исполнение; расширение возможностей самоконтроляработника, который в ряде случаев становится единственным способом оценки эффективностии качества труда.
Успешность самоорганизации и самоуправления во многом объясняетсятем, что работник все больше становится не только производителем продукции, но иее потребителем. При этом качество управления процессом собственного труда обеспечиваеткачество потребляемых им товаров, т.е. качество жизни самого работника.
Построение самоуправления стало возможным лишь с началом демократическихпреобразований в жизни российского общества, появлением в нашей стране понятия«прав человека», создания механизма защиты этих прав. Развитие самоорганизациии самоуправления означает раскрепощение личности человека труда, превращение егоиз безликого «винтика» в самодействующего и ответственного субъекта производства[1].
1.2 Виды самоорганизации
Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию.
Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программеавтоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта,цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведенияракет). Как явление техническая самоорганизация — это набор альтернативных интеллектуальныхадаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости отусловий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиесяи самоорганизующиеся системы.
Биологическая самоорганизация основана на генетической программесохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построениеобъекта (как явление).
Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественнойсоциальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиесяво времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целейотносительно постоянных во времени законов организации. Самоорганизация реализуетсяпутем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация- это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.
1.3 Самоорганизация в деятельности руководителей
Основным инструментомстановления профессионального руководителя является потенциал его самоорганизации.Это совершенно естественно, поскольку, собираясь организовывать других, профессионал,прежде всего, обязан организоваться сам. Понятие самоорганизации включает не толькоосознанные, но и инстинктивные, а возможно, и иные начала, что требует более подробногоопределения ее сущности, содержания и форм реализации. Вместе с тем наиболее контрастносамоорганизация руководителя проявляется в стиле руководства, которое реализуютсяруководителем на практике. И это во многом определяет как результат его деятельности,так и результат функционирования всей организации в целом.
Механизм самоорганизациигенетически свойственен любому человеку. Такой механизм является основой обеспечениясуществования, построения и проведения действий, формирования мировоззрения и осуществлениянеобходимого для человека взаимодействия. Обеспечивая собственное существование,ставя и достигая те или иные цели, каждый сначала самостоятельно организуется итолько затем (в силу этой самоорганизации) целенаправленно мобилизует и используетсобственные возможности построения взаимодействий с окружающими. Самоорганизацияв этом смысле характеризует личность как конструктивно сложившегося, адекватно мыслящего,самообеспечивающегося и целенаправленно развивающегося субъекта, готового к эффективномувзаимодействию с окружающими.
Первичная самоорганизацияпроявляется уже в неосознанных инстинктах, которые не только обеспечивают функционированиеважнейших систем, например организацию дыхания, но и становятся прообразом разработкии осуществления целенаправленных, осознанных действий. Человек осмысливает инстинктивноосуществляемые эффективные действия и процессы, целенаправленно закладывая их логикув построение и осуществление содержания разрабатываемых процедур. Именно сознание,обеспечивая не только отбор, анализ, повторение, совершенствование, но и выработкупринципиально новых процедур поведения личности, определяет необходимость, возможность,открытость и развитие самоорганизации. Оно становится конструктивной основой самоорганизациисуществования, ресурсом самореализации и инструментом позиционирования личностив обществе.
На этой основе человекпоследовательно осваивает и совершенствует процедуры самообеспечения, планирования,разработки и осуществления целенаправленных действий, анализ и оценку результатов,внесение корректив и мобилизацию возможностей. Постепенно у него вырабатываетсядостаточно четкое представление состава и содержания собственных потребностей, возможностейи процедур удовлетворения первого за счет второго. В этом смысле самоорганизациюможно квалифицировать как целенаправленную и осознанную систематизацию восприятиячеловека, осуществляемую на основе аналитической деятельности по упорядочению представленийи овладению действиями.
Особое значениесамоорганизация приобретает для разработки и осуществления самого разнообразноговзаимодействия руководителя в организации. Осознавая себя, свое место в организациии роль организации в целом, он ассоциативно представляет поведение окружающих втой или иной ситуации и вырабатывает на этой основе программу предстоящих действий.Иными словами, руководитель совершенствует самоорганизацию, анализируя поступкии прогнозируя поведение тех, с кем ему предстоит общаться.
Осуществляя руководствов организации, он широко и разнообразно использует этот подход, ставя себя на местотого или иного из своих подчиненных, проецируя, таким образом, собственную самоорганизациюна их поведение. В конечном счете, это приводит к построению определенной моделиформирования и взаимодействия самоорганизации руководителя /> />
условно представляющейся следующим образом (рис.1).
/>Рисунок 1 — Формированиесамоорганизации руководителя.
Самоорганизацияруководителя отражает модель, эталон, «кондуктор» анализа и оценки конкретныхдействий подчиненных или контрагентов. Такая модель позволяет адаптировать его пониманиеи реакцию на действия окружающих. Эта роль самоорганизации руководителя приобретаетвсеобщее значение и развитие в тех достаточно частых ситуациях, когда им реализуетсяприоритетно-субъективный подход. На практике это означает, что руководитель предлагаетподчиненным собирать информацию так, как он это привык делать сам, аналогично анализироватьи оценивать ее значение, вырабатывать и реализовывать решения.
Далеко не всегданедостатки и просчеты такого подхода адекватно оцениваются как самим руководителем,так и его подчиненными, что приводит к субъективизму, волюнтаризму и в конечномсчете к дезорганизации. В связи с реальностью такой угрозы в условиях сложившегосяменталитета отечественного руководителя необходимо четко представлять и конкретнопозиционировать место и роль самоорганизации руководителя в системе управления организации.Ее единственной прерогативой и непосредственным исполнителем является собственноруководитель, но ни в коем случае не вся организация в целом.
Разъяснение подходак самоорганизации вместе с освоением комплекса профессиональных знаний должно обеспечиватьсяв процессе обучения руководителя основам управленческих систем и процедур. При этоммы подчеркиваем особое значение, придаваемое программам прикладной профессиональнойподготовки, развитию и применению ассоциативных основ самоорганизации руководителя.Вместе с тем приведенный выше пример убедительно показывает, что самоорганизация,реализуя ее субъективную составляющую, свойственна не только начальному, но и любомупериоду профессиональной деятельности руководителя.
Развитие конструктивнойсамоорганизации позволяет руководителю быстрее и реальнее проявить себя, оформитьи закрепить свой статус, обеспечить прозрачный механизм собственного взаимодействияс другими работниками и организацией в целом. На этапах воспитания, обучения, становленияи адаптации работника, данные задачи ставятся и решаются руководством, администрацией,организацией. В последующем модернизация состава и содержания конструктивных составляющихи эмоциональных побуждений в значительной степени переходит к самому руководителю.Адекватное понимание и эффективное осуществление этих процессов требуют четкогопредставления состава и содержания самоорганизации руководителя.
Сущность самоорганизациируководителя, характеризующаяся индивидуальным подходом и персональным позиционированиеми развитием, необходимо раскрывается и детализируется ее содержанием. Здесь скрытыеи уже потому сложные, индивидуальные процессы предстают широким спектром достаточнопонятных и конкретных составляющих. Их планирование, освоение, построение и использованиево многом определяют содержание профессиональной деятельности, непосредственно осуществляемойруководителем. Ее разнообразие свидетельствует об исключительно широком диапазонедействий самоорганизации руководителя и достаточно индивидуальном подходе к их выборуи применению.
Итак, самоорганизацияруководителя сегодня подразумевает спектр составляющих, из которого выделяются следующиенаиболее важные позиции:
исследование и формированиесобственных представлений;
осмысление и обеспечениеудовлетворения потребностей;
накопление, систематизацияи развитие необходимых знаний;
оценка, освоениеи совершенствование деловых качеств;
обучение конкретныморганизационным навыкам и процедурам;
овладение культуройвзаимоотношений в организации и обществе;
достижение уровняразвития личности, адекватной данной
организации;
получение и закреплениеформального инеформального статуса.
В конкретном процессеорганизации каждая из этих позиций открывает целое направление, в рамках которогоформируются и реализуются составляющие самоорганизации руководителя. Представляясобой ее непосредственные проявления, такие составляющие наполняют содержание самоорганизацииприкладными ресурсами, применяемыми руководителем во взаимодействии в организации.
Глава 2. Исследование самоорганизации персонала МОУ«Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева»
2.1 Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева»
Практическая часть курсового проекта «Самоорганизация какпроцесс саморазвития» была изучена на преподавателях и сотрудниках МОУ«Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева».
Расположение данной школы во многом способствует тому, что персоналупостоянно приходится пребывать в состоянии саморазвития и самоорганизации.
А именно являясь, ресурсным центром Мариинско-Посадского района,где ведется профильное обучение по трем направлениям — естественнонаучному, физико-математическомуи социально-гуманитарному.
В школе постоянно проходят совещания, семинары, мастер классыкак республиканского, так и всероссийского уровня, часто приходится принимать зарубежныхгостей т.к. с. Шоршелы — это родина космонавта А.Г. Николаева.
Кроме того, Шоршелская средняя общеобразовательная школа — «Школа года — 98» (РФ), лауреат республиканского конкурса «Школагода» (3 место в номинации «Школа — хранительница села»), дипломантВсероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательныхучреждениях» (октябрь 2006 г.).
В 2007 г. выиграла Грант Президента России (в размере 1 млн.руб.).
Педагогических работников 25 из них:
3 учителя получили грант Президента России;
каждый пятый учитель работает по авторской программе;
82 % учителей имеют высшую и первую квалификационные категории.
Ресурсы:
Информационные:
1 компьютер приходится на 6 учеников;
выход в Интернет;
мультимедийное оборудование;
сайт школы в Интернете;
мобильный класс.
Учебно-методические:
в рамках ПНПО получено оборудование и мебель для учебных кабинетови столовой, интерактивный комплект;
произведен ремонт на 2,5 млн. рублей. [2]2.2 Самоорганизация, как метод повышения эффективностиработы персонала МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева»
Педагог — прежде всего личность, способная не только передаватьопределенную сумму знаний и умений, но и управлять процессом обучения и воспитания.
Эффективность педагогической деятельности и качество обучениязависят как от профессиональной подготовки преподавателя, так и от его личного благополучия,так и от умения самоорганизовать свой труд.
Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем представителейдругих профессий, предъявляются повышенные требования к качеству деятельности вусловиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падениюпрестижа профессии, поэтому руководитель должен всем своим примером показать, каксотрудники должны уметь самоорганизовать себя.
Цель исследования — выявить, уровень самоорганизации у сотрудниковМОУ «Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева».
Задачи:
1. выявить источники и уровни самоорганизации у преподавателей МОУ «ШоршелскаяСОШ», в составе которых 25
2. определить методы самоорганизации сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ».
/>
Рис. 1
1- высокий уровень самоорганизации;
2- средний уровень самоорганизации;
3- низкий уровень самоорганизации.
Являясь выпускницей МОУ «Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева»,было не сложно провести опрос в преподавательском составе школы.
Первым этапом исследования являлось изучение уровня стресса упреподавательского состава, было выявлено, у какого количества высокий, среднийи низкий уровень самоорганизации. Данное исследование показало, что из 25 работниковшколы у 50% — средний уровень стресса, у 28% — высокий уровень стресса и у 15%- низкий уровень стресса
Второе, был проведен опрос о том, как самоорганизация влияетна эффективность работы преподавателей высокого, среднего и низкого уровня самоорганизации.В ходе анализа данного опроса было выявлено, что самым популярным ответом, средипреподавателей среднего уровня самоорганизации, на вопрос «Как на вашу работувлияет самоорганизация?» были следующие утверждения:
1. «Делаю ту работу, которая хорошо оплачивается, не прочь и от хороших,дополнительных з/п. „
2. “Саморазвиваюсь только тогда, когда это необходимо»
Преподаватели, обладающие высоким уровнем самоорганизации, выбралиследующие утверждения:
1. «Я всегда нахожусь в процессе развития, мне все интересно, берусь залюбую работу»
2. «Не жду указаний, прихожу пораньше и делаю то, что считаю полезным дляразвития школы».
Преподаватели, у которых низкий уровень самоорганизации, выбралиутверждение:
1." У меня есть руководитель, и жду задания, только от него.Выполняя только ту работу, за которую мне платят!"[3]
В соответствии с полученными данными, вызывает интерес и методыпо повышению уровня самоорганизации, у определенной группы людей, т.к. преподавательскийсостав в основном состоит из женщин, было выявлено, что при собственной самоорганизации,им помогают такие методы, как «представления того блага, которое им предоставитруководитель за хорошо проделанную работу». Некоторые, для повышения самоорганизациисоставляют список того, как они себя наградят за какую — либо заслугу (море, санаторий,новые вещи, новая машина, у кого что…). Но есть и те, кто стремительно идет к своейцели стать руководителем, и они делают работу и самоорганизовывают себя только длятого чтобы «стать выше всех на голову».
Самоорганизация персонала в МОУ «Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева» позволяет упрощать управление, тем самым повышает эффективностьработы. Так как персонал нацелен на продвижение себя по карьерной лестнице, он стараетсясаморазвиваться.
По словам директора МОУ " Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева",в управлении человеческими ресурсами он использует демократический стиль управления,так как данный стиль управления оставляет гораздо больший простор для неформальногопроявления самоуправления, чем авторитарный стиль руководства или тоталитарный общественныйрежим.
Расширение самостоятельности предприятия резко повышает значениесамоуправления: предприятие должно само «думать» о неизмеримо более широкомкруге вопросов своей деятельности, самостоятельно выбирать в зависимости от конкретныхусловий ее приоритетное направление и принимать решения по организации коммерческойи производственной деятельности, не ожидая «подсказок» или прямых указанийсверху. В этом конкретном случае предприятия являются самоуправляющимися и в нейшироко развита самоорганизация работников.
Самоорганизация неотделимо от управления, любой общественныйуклад характеризуется определенным их сочетанием. Это понятие ассоциируется то струдовым коллективом, то с положением дел по месту жительства или работы, то с состояниемгосударственного управления, развитием образования, культуры, медицины, экономики.Иначе говоря, они могут касаться любой сферы жизни человека, социальной группы илиобщества. Есть основание считать, что формы, методы, условия и степень сочетанияуправления и самоорганизации на различных уровнях общественного устройства — решающийфактор, определяющий положение человека в обществе, его самореализация и саморазвитие.
Индивидуальная самоорганизация — управление собой, то, что близкок понятию «самообладание», т.е. способность личности не менять своего«Я» в различных ситуациях. Индивидуальная самоорганизация может по своемухарактеру быть либо исполнительским, либо связанным с установлением заданий длядругих индивидов. Способность именно к такой самоорганизации позволяет работникубыть как неформальным лидером, так и профессиональным управляющим (кто не можетуправлять собой, не способен управлять другими).
Групповая самоорганизация может быть, реализована на основе внутреннейдисциплины, консенсуса и консолидации, достигаемых членами группы самостоятельноили под влиянием лидера. Оно может сообразовываться по целям и мотивам с идущимисверху воздействиями «помогать» им.
Все большее распространение получает кооперативный стиль руководства,предполагающий выработку решения «в кооперации» предпринимателя или менеджера,с одной стороны, и персонала, занявшего на предприятии, — другой. Такой стиль руководствапозволяет полнее использовать интеллектуальный потенциал персонала, но в свою очередьтребует от управляющего коммуникабельности, доверительного общения.
Таким образом, деятельность любой организации базируется на уставныхдокументах, законодательных и нормативных актах, должностных инструкциях. Нарядус формальной деятельностью в любой организации происходят процессы, связанные споявлением неформальных лидеров и эти процессы называют самоорганизацией.
Самоорганизация может пониматься как процесс и как явление. Какпроцесс, самоорганизация заключается в формировании и поддержании или ликвидациисовокупности действий, ведущих к созданию устойчивых отношений на основе свободноговыбора. Как явление самоорганизации — это набор явлений, ведущих к реализации действий.
самоорганизация персонал руководитель управленческий
2.3 Рекомендации по повышению самоорганизации персоналаМОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева»
Итак, перед персоналом — дело, не слишком легкое, которое совсемне хочется делать. С чего начать, как с воодушевлением двигаться дальше и прийтик финишу победителем?
Подумайте о том хорошем, что вы получите, если сделаете это.Пусть это будет нечто конкретное и желанное. Представьте это в деталях, подробно:цвет, размер, запах и т.д. Для стимула можно повесить изображение желаемого объектана стену перед собой, например, фото автомобиля или Багамских островов, на поездкук которым вы заработаете. Некоторых, наоборот, подстегивает представление тех ужасов,которые случатся, если не выполнить намеченное; например, окажешься без работы.
Дело начинайте сразу, не дожидаясь более подходящей рабочей обстановки.Опыт показывает, что дела, с началом которых мы тянем, потом приходится делать вдва раза дольше. К тому же, завершив, понимаешь, что не такое уж и сложное делобыло и спрашиваешь себя: «Чего тянул?»
Все должно иметь свою последовательность, для начала посидитеперед столом и подумайте об этом деле: с чего бы хорошо начать, как можно его сделать,где поискать информацию. Вас будет греть приятное сознание того, что вы уже начали,а не грызть чувство вины, что вы еще и не начинали.
Наметьте план действий и четкие сроки выполнения. Если необходимо,разбейте весь процесс на промежуточные стадии и установите сроки для них. В процессепоощряйте и хвалите себя. Положительные эмоции — лучший стимул в работе.
По возможности приходить на работу раньше, а уходить позже, дляосновательного выполнения работы.
Подстройте ваше окружение под вас — чтобы было приятно работатьи вам и им. Пишите вашей любимой ручкой, стирайте порошком с любимым запахом, работайтепод любимую музыку. В процессе работы делайте паузы и отдыхайте, разомнитесь.
Данные рекомендации не новы, но эффективны, все это повышаетсамоорганизацию работников, никто как вы сами, не сможет сделать вашу работу приятнойи интересной.
Заключение
В работе руководителеймного привлекательного. Они имеют возможность развивать свои умения и сильные стороны,а также получать удовольствие от новых ситуаций и нового опыта.
Руководитель в первуюочередь занимается постановкой целей. Он определяет, какими должны быть этицели. Он решает, что нужно делать, чтобы достичь этих целей. Он делает эти целидостижимыми, излагая их людям, от эффективности которых и зависит достижение этихцелей. Затем руководитель занимается организаторской работой. Он анализируетнеобходимые действия, решения и отношения. Он классифицирует работу в целом. Онделит ее на виды деятельности, которыми можно эффективно управлять. Эти виды деятельностион делит на поддающиеся управлению работы. Определенным образом группируя эти видыдеятельности и работы, он представляет их в виде организационной структуры, состоящейиз ряда подразделений. Он подбирает людей для управления этими подразделениями.Он должен уметь подвести работника к самоорганизации.
Третьей важнейшейобязанностью руководителя является мотивация работников и общениес ними.Из множества людей, отвечающих за выполнение различных работ, он должен создатькоманду единомышленников. Он делает это на основе собственного практического опытауправления людьми. Он делает это на основе своего собственного отношения к людям,которыми он управляет. Он делает это, применяя те или иные методы стимулированияи вознаграждения за хорошую работу. Он делает это, используя возможность повышенияпо службе наиболее отличившихся работников. Он делает это, постоянно общаясь с подчиненными,причем это общение обязательно должно носить двусторонний характер. Руководительанализирует эффективность каждого работника, оценивает и интерпретирует ее. И, каки в любой другой сфере своей деятельности, руководитель излагает своим подчиненными руководству суть этих измерений и анализирует полученные с их помощью результаты.
Работа жаждет всей энергии человека,полной поглощенности ею и может выжать из руководителя всю его непосредственность,творческую силу, лишить его жизнь радости. Кому-то удается управлять собой, несмотряна трудности, другие же не выдерживают борьбы. Руководители часто не следят за собойс тем же рвением, с каким они отдаются достижению своих рабочих целей. Вниманиеотдельных работников, может настолько быть поглощено важностью их работы, что наслужбе своего предприятия они подрывают собственное здоровье и жизненные силы. Дажеесли работник вынужден пренебрегать собой, долгосрочный эффект от этого часто серьезен.Возникает угроза разрушения здоровья, ухудшения отношений в семье, возрастания стрессов,личной неудовлетворенности и неудач в работе.
Из проделанной мною работы, можно сделатьследующие под выводы:
1. Самоорганизация важно не только для жизни организации, но и для собственногосаморазвития, ведь, человек никогда не должен находится на одном месте, он постояннодолжен двигаться, притом только вперед!
2. Самоорганизация каждого сотрудника упрощает руководство ими, т. к руководительможет с полной уверенностью положиться на персонал, и заняться чем-нибудь, болееважным для организации, другими словами он может делегировать свои полномочия.
3. Самоорганизация это проверенный и верный путь к достижению своей цели, этоодин из составляющих карьерной лестницы. Хочешь быть успешным и независимым, начниработать с себя, самоорганизуй себя при выполнении любого дела. Саморазвивайся,никогда не будет лишней важная для твоей профессии информация.
Таким образом, можно сделать следующийвывод, чтобы управлять другими, нужно сначала научиться управлять собой. В результатеисследования была достигнута цель, т.е. были рассмотрены теоретические основы самоорганизацииуправленческого труда, исследована самоорганизация работников МОУ «ШоршелскаяСОШ им.А.Г. Николаева», предложены рекомендации по повышению эффективностиработы персонала.
Список использованной литературы
1. Латфулин Г.Р. Теория организация — СПб.: Питер, 2005. — 395с.
2. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учеб. пособие. — М.: КНОРУС,2004.
3. Бусыгин А.В. Менеджмент: введение в специальность; учебное пособие. — М.:Бусыгин, 2007. — 168 с.
4. Акимова Т.А. Теория организации: Учебное пособие для вузов. — М.: Юнити-Дана,2003.
5. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.- 504 с.
6. Видкок М. Раскрепощенный менеджер для руководителя-практика / М. Видкок,Д. Френсис; перевод с англ. — М.: Дело, 2006. — 320 с.
7. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов- М.: Гардарики, 2006. — 528 с.
8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — 5-е издание, переработанное идополненное — М.: ИНФРА-М, 2005.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 511с.
10.Дафт Р. Менеджмент / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2006. — 864 с.
11.Друкер П.Ф. Практика менеджмента / П.Ф. Друкер; перевод с англ.; учебноепособие. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 398 с.
12.Ермаков В.В. Менеджмент организации / В.В. Ермаков. — М.: МОДЕК, МПСИ, 2005.- 208 с.
13.Зайверт Л. Ваше время — в Ваших руках. — М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 2005.- 60 с.
14.Иванов, А.П. Менеджмент: учебник — СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2009. — 440с.
15.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. — 8-е изд.,стереотип. — М.: Новое знание, 2005. — 336 с.
16.Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
17.Курганов В.М. Современный менеджмент: теория и практика управления / В.М.Курганов. — М.: Книжный мир, 2006. — 182 с.
18.Максимцов М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцов, М.А. Комаров. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005-359 с.
19.Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность: учеб. пособиедля вузов / А.А. Одинцов. — М.: Экзамен, 2006. — 320 с.
20.Переверзев М.П. Менеджмент: учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е.Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 288 с.
Источники:
21. http://edu-support.ru
22. www.gov. cap.ru
Приложения
Был задан следующий вопрос, «Как на вашу работу влияет самоорганизация»,обработав ответы, в работе я использовала наиболее популярные ответы:
1. «Делаю ту работу, которая хорошо оплачивается, не прочь и от хороших,дополнительных з/п. „
2. “Саморазвиваюсь только тогда, когда это необходимо»
3. Я всегда нахожусь в процессе развития, мне все интересно, берусь за любуюработу"
4. «Не жду указаний, прихожу пораньше и делаю то, что считаю полезным дляразвития школы».
5. " У меня есть руководитель, и жду задания, только от него. Выполняятолько ту работу, за которую мне платят!"