Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ процесса управления на предприятии ОАО "Ишимбайский хлебокомбинат"

Характеристика ОАО «Ишимбаискийхлебокомбинат»
Ишимбайский хлебокомбинат основан в 1943 году, тогда былпущен в эксплуатацию хлебозавод мощностью 24,5 тонны продукции в сутки. Натерритории комбината располагались тестомесильное отделение, хлебохранилище иэкспедиция. Они занимали площадь в 154 квадратных метра. 1
С развитием в городе промышленности и ростом населениявозрастала потребность в продуктах питания, в том числе и в хлебе. Необходимбыл новый хлебозавод, отвечающий всем требованиям современного предприятия.Совместным решением Правительства республики Башкортостан и администрациигорода начинается его строительство, под фундамент отводится площадка в 1,8гектара. Централизованное финансирование предусматривается из федеральногобюджета.
Постепенно осваивались мощности кондитерского и булочногопроизводств. На 1 января 1985 года мощность хлебокомбината, а он представлялосновную хлебопекарную базу города, составляла 38,8 тонны хлебобулочной икондитерской продукции в сутки.
До 1995 года существующие производства располагались в трехзданиях: хлебное в здании 1943-го, пряничное — 1965-го, булочное и бараночное-1972-го года застройки.
В 1990 году коллектив предприятия приступает к строительствунового здания хлебокомбината, в котором планируется разместить действующие иновые производства (с 1995 года строительство ведется за счет прибылипредприятия). Создается собственный автопарк, строится утепленный гараж.
В 1995 году вводятся в строй тортовое производство, в 1996-м-макаронное в 1997-м — кондитерское, в 1998-м — производство кетчупа, в 2000 г. — подсолнечное масло.
Открываются фирменные магазины (три собственных и шестьарендуемых), расширяются площади складских помещений для хранения сырья,благоустраивается территория, возведен административно-бытовой корпус.
Продукция Ишимбайского хлебокомбината признается на самомвысоком уровне. В 1996 году предприятие удостаивается международнойнаграды-приза «Золотая Пальма», учрежденного Координационным комитетомевропейской программы «Партнерство ради прогресса».
В 1999 году завершается строительство хлебобулочногопроизводства, и горожане получают первую партию хлеба, выпеченного на новомсовременном оборудовании.
Сегодня в здании общей площадью 5500 квадратных метровразместились и успешно действуют четыре самостоятельных производства:хлебобулочное, кондитерское, высокосортное и макаронное. Проектная мощностьсоставляет 45 тонн продукции в сутки. Ассортимент производимой продукциинасчитывает более 100 наименований.
По усовершенствованной схеме и при строгом соблюдениитехнологического процесса здесь вырабатывается 39 наименований хлебобулочныхизделий высокого качества. Это хлеб из пшеничной и смеси ржаной и пшеничноймуки, диетической с добавлением отрубей, булочные изделия — батоны весом от300-500 граммов до небольших сдобных и слоеных изделий. Хлеб выпекается подовыми формовым.
С 1972 года на хлебокомбинате используется технологияприготовления теста на жидкой и соленой опаре влажностью 68-72 %, при которойпроцессы брожения и созревания проходят более интенсивно, чем в густых опарах:ускорение процессов идет за счет усиленной механической обработки теста при егозамесе. Время брожения сокращается до 30 минут. Объемный выход хлеба сравномерной и тонкостенной пористостью, светлым эластичным мякишемувеличивается на 8-15 %. Покупатели получают мягкий ароматный хлеб, которыйсохраняет вкусовые качества, и свежесть в течение длительного времени. Особойпопулярностью пользуются хлеб пеклеванный «Уныш», лечебные сорта: хлеб ржанойдиабетический и хлебцы докторские.
Кондитерскоепроизводство
Из производимой продукции вам предложат сдобные печенья«Домашнее» со сгущенным молоком, песочные «курабье Бакинское» — из пшеничноймуки высшего сорта с добавлением сливочного масла, «Овсяночка», «Овсяное смаком», «Овсяное — Руденелис» и «Овсяно-фруктовое» изготовленные из смесипшеничной высшего сорта и овсяной муки. Пряники с различными добавками,составляющими основу их аромата, вкуса и цвета: «Шоколадные» — с добавлениемкакао-порошка, «Медовое» — меда, «Подмосковные» — сгущенного молока, «Ореховаяпалочка» — ореха, «Воронежские» — мятной эссенции, «Радуга» — различных пищевыхкрасителей, фигурные «Забава» и другие.
В новом, оснащенном, современным оборудованием цехепроизводится более 40 наименований изысканного десерта: бисквитные, медовые икомбинированные торты и пирожные с различными кремами и наполнителями,ароматные кексы с изюмом, орехами и сгущенным молоком, нежный мармелад напектиновой основе, воздушный зефир «Мечта», тающие во рту шербет с арахисом исахаристая цветная помадка. Сливочное масло, яйца, сахар, шоколад, мак, орехи,изюм, повидло, мед служат сырьем для их изготовления — слагающие приятноговкуса и высокой питательной ценности.
Всевозможные торты выполняются кондитерами комбината поиндивидуальным заказам на торжественные мероприятия и радуют наших потребителей,как вкусовыми качествами, так и оригинальным и необычным оформлением. Каждыйторт это произведение искусства.
В цехе постоянно ведетсяработа по усовершенствованию технологий, обновлению ассортимента выпускаемойпродукции. Так, в 1999 году освоен выпуск двух видов пиццы. В последнее времяставшего популярным видом продукта, как среди молодежи, так и среди людейстаршего поколения.
«Заморская» выпечка пользуется огромным спросом.
Макаронное производство
Ассортимент насчитывает шесть наименований макаронныхизделий, вырабатываемых из муки высшего и первого сортов: рожки, паутинка,фигурные изделия, вермишель, лапша. В некоторые виды изделий добавляется яичныйпорошок, в паутинке используется улучшитель. Процесс производства продукции — отзамеса теста до сушки и упаковки — проходит в условиях, обеспечивающих качествои чистоту продукта. Установленные здесь машины-автоматы «отслеживают» точноесоблюдение установленной рецептуры.
Специалистами предприятия разработана, смонтирована и пущенав эксплуатацию линия по производству кетчупа мощностью 70 тонн продукции в год.Кетчуп выпускается пяти видов, из них рецептуры трех разработаны мастерамикомбината. Среди них острые сорта «Модерн», «Фантазия», «Фантазия (к мясу)».
Анализ исходного сырья, контроль за качеством изделий на всехстадиях производства находятся в ведении специалистов производственнойлаборатории.
Одним из основных направлений в деятельности предприятияявляется организация торговли. Изучение покупательского спроса иценообразования, налаживание учета ми расчета с клиентами, умение показатьпокупателю свой товар, поиск путей сбыта — эти, и многие другие вопросы активнорассматриваются на Совете директоров хлебокомбината.
Имеется сеть фирменныхмагазинов. В настоящее время их — 7. Через сеть фирменных магазинов реализуетсяодна четвертая часть производимой продукции предприятием. Из семи один являютсясобственным, шесть -взяты в аренду. Фирменная торговля, в которой представленвесь ассортимент выпускаемых хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий,зарекомендовала себя как надежный рынок сбыта. Современный интерьер магазинов,высокий уровень обслуживания продавцов, приемлемые цены привлекают сюдамногочисленных покупателей.
Выпускаемую продукцию из натурального высококачественногосырья, без консервантов, прекрасно сохраняющую вкусовые качества продукциюхорошо знают и любят не только в родном городе, но и далеко за его пределами —в Уфе, Белорецке, Салавате, Аскинском, Стерлибашевском, Зианчуринском и другихрайонах Башкортостана, Челябинской и Пермской областях России, РеспубликеТатарстан.
Неизменным успехом наряду с основными видами производимойпродукции пользуются вырабатываемые здесь мука высшего сорта «Новинка», сухойквас, панировочные сухари, кисель, подсолнечное масло, минеральная вода,безалкогольные напитки.
Реализуется хлебная продукция в основном в городе, т.к. всельской местности спрос населения удовлетворяют свои районные пекарни.Остальная продукция (кондитерские, макаронные изделия, растительное масло,безалкогольные напитки и т.д.) реализуется частично и в другие районыБашкортостана. Существует высокая конкуренция на рынке сбыта со стороныпроизводителей соседних городов (Стерлитамак, Салават, Мелеуз).
Структура производства основных видов продукции ОАО«Ишимбайский хлебокомбинат» за 2002-2003 года представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура производства основных видов продукцииНаименование продукции 2002 год 2003 год Отклонение тн уд. вес, тн уд. вес, Хлебобулочные изделия. 4229 89,5 4042 90,1 -187 Кондитерские изделия 326 6,9 326 7,2 Макаронные изделия 42 0,8 41,5 0,9 -0,5 Кетчуп 3,7 0,07 5,6 ОД 1,9
  Кисель 10,9 0,2 4,4 0,09 -6,5
  Квас сухой 3,0 0,06 3,3 0,07 0,3
  Масло растительное 11,3 0,2 22,9 0,5 11,6
  Вода газированная 98,6 2,27 42,0 1,04 -56,6
  Итого 4724,5 100 4487,7 100 -236,8
  /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Как видно из данныхтаблицы в 2003 году произошло снижение производство практически всех основныхвидов продукции кроме масла растительного (2002год -11,3тн, 2003 год- 22,9тн).В структуре производства наибольший удельный вес приходится на производствохлебобулочных изделий, хотя и наблюдается некоторое снижение данного показателяв 2003 году.
Основные показатели производственно-хозяйственной деятельностиОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» представлены в таблице 2.
За анализируемый период выявилась тенденция снижения товарнойпродукции на 2,6%, соответственно также произошло снижение объема реализованнойпродукции на 2,1%. Но при этом негативным моментом является увеличениесебестоимости как товарной, так и реализованной продукции в 2003 году посравнению с уровнем прошлого года на 3,7% и 1,2% соответственно. Затраты на 1рубль товарной продукции увеличились на 6,4%, что соответственно повлияло наснижение рентабельности.
Таблица 2
Технико-экономические показатели производственно-хозяйственнойдеятельности по ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат»Показатели 2003г. Ед.изм. 2002г. 2003г. в % к 2002 г. 1. Товарная продукция тыс. 43791 42668 97,4 руб. 2. Себестоимость товарной тыс. 38560 40001 103,7 продукции руб. 3.Реализованная продукция тыс. 45958 45035 97,9 руб. 4. Себестоимость реализованной тыс. 40449 40959 101,2 продукции руб. 5. Выпуск продукции в натуральном выражении, всего, в т.ч.: тн 4229 4042 95,6 -хлебобулочные изделия; тн 326 326 100,0 -кондитерские изделия; тн 42 41,5 98,3 -макаронные изделия; тн 11,3 22,9 202,6 -растительное масло; т.дкл 24,2 9,86 40,7 -безалкогольные напитки. 7. Затраты на 1 рубль товарной коп. 88,0 93,7 106,5 продукции 8. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов тыс. руб. 13085 13563 103,6 9. Среднегодовая численность. ППП чел. 238 230 96,6 10. Среднемесячная зарплата руб. 2700 3091 114,5 11. Выработка на 1 работающего ППП тыс. руб. 183,9 185,5 100,8 12. Балансовая прибыль тыс. руб. 2889 1562 54,1 1 3.Чистая прибыль тыс. руб. 2125 1150 54,1 14. Рентабельность продукции % 13,5 6,6 X 1 5.Рентабельность продаж % 7,5 2,6 X 16. Дебиторская задолженность тыс. руб. 2822 2682 95,0 17. Кредиторская задолженность тыс. руб. 4963 4140 83,4 /> /> /> /> /> /> />
Анализ выпуска продукции в натуральном выражении поассортименту показал, что значительно снизился выпуск безалкогольных напитковна 57,5%, а также произошло незначительное снижение производства хлебобулочныхизделий на 4,4% и макаронных 1,2%, но в тоже время произошло увеличение объемапроизводства растительного масла в 2 раза. На спад макаронных изделий повлиялов основном высокая конкуренция на рынке сбыта данной продукции и отсутствия вБашкортостане макаронной муки. Макаронные изделия производились изхлебопекарной муки, что отразилось соответственно на качестве продукции. Наспад производства безалкогольных напитков повлияло также конкуренция, как состороны производителей Башкортостана, так и других регионов РФ.
За анализируемый период наблюдалось снижение численностиработающих на 8 человек, и составила в 2003 году 230 человек. В 2003 годупредприятие получено чистой прибыли 1150 тыс. руб., что на 975 тыс. руб. меньшеуровня прошлого года. Снижение показателей производственно-хозяйственнойдеятельности отразилось на снижении рентабельности продукции и продаж, так 2003году рентабельность продаж составила 2,6%, что на 4,9% ниже уровня 2002 года.
В отчетном периодепроизошло снижение как кредиторской, так и дебиторской задолженности на 16,6% и5% соответственно.
Функции управления
Управление как процесс выполнения управленческих функций длядостижения поставленных целей рассматривает процессный подход. Кромеэтого подхода существуют и другие подходы, которые отчасти связаны с историейразвития менеджмента, а отчасти — является результатом современныхисследований. Наиболее универсальными и часто применяемыми являются процессный,системный и ситуационный подходы.
Системный подход. Использование теории систем позволяет решать задачиуправления в единстве всех составных частей, которые неразрывно связаны свнешним миром. Важнейшие принципы системного подхода: процесс принятия решенийдолжен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей,которые вытекают из анализа внешней среды; необходимо рассматривать всюпроблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязикаждого частного решения; необходимы выявления и анализ возможных альтернативныхпутей достижения цели; цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт сцелями всей системы.
Ситуационный подход. Системный подход позволяет выявить общие закономерности,рассмотреть общие проблемы организации. Однако он не позволяет проводитьуглубленного, качественного анализа элементов организации. Поэтому, логическимпродолжением системных исследований явились разработки ситуационного подхода.Ситуационный подход — это не просто набор типов, стереотипов или способовруководства и организации, а выбор специфических приемов для конкретныхситуаций, причем выбор не произвольный, а основанный на определеннойстратегической для данной организации или подразделения концепции управления иорганизации. Сложность этого подхода в том, что необходимо в каждой ситуацииопределять значимые социальные перемены и какую роль они играют в организаций.
Миссия организации и стратегическоевидение
Миссия организации — сформулированное утверждение,раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличиеданной организации от подобных:
Структуру миссии составляют:
— правовой статус предприятия;
— статус предприятия на четко очерченном сегменте рынка средиему подобных;
— принципы его работы;
— важнейшие характеристики организации.
Миссия напрямую не зависит от текущего состояния организации,форм и методов ее работы. Миссия выделяет цели именно этой организации, ееотличия; от прочих, поэтому в миссии не принято указывать, в качестве главнойцели, получение прибыли, хотя прибыль — определяющий фактор в функционированиикоммерческой организации, без стремления к ней малопродуктивной окажется любаяпредпринимательская деятельность предприятия.
На основе общей миссии организации формируются иустанавливаются общефирменные цели. Цели должны быть достижимыми, гибкими,конкретными, краткими и измеримыми, совместимыми, приемлемыми и должнысодержать сроки их выполнения.
В зависимости от периода времени, требуемого для ихдостижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочнымисчитаются цели, которые достигаются в течение одного-двух лет, долгосрочными-цели, достигаемые через три-пять лет. Для краткосрочных целей характернагораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация. Есливозникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целямиустанавливают еще и промежуточные цели, которые называют среднесрочными.
Постановка целей в процессе управления настолько важна, чтобыли созданы несколько методов, чтобы стимулировать менеджеров заниматься этойдеятельностью. Одним из методов является построение дерева целей.
Миссия предприятия ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат»заключается в удовлетворении потребностей населения в высококачественных идоступных по ценам хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий.
В настоящее время система нашей страны далеко не совершенна.Для того чтобы облегчить налоговое бремя предприятий с целью стимулирования ихразвития, государству необходимо совершенствовать свою налоговую политику, чтои делается в последнее время.
Кроме того, для предприятия существуют законные способыуменьшения налогового бремени. ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» с 2003г. перешлона упрощенную систему налогообложения, в результате которой предприятие платитменьше налогов, и как следствие этого, цены на производимую продукцию,уменьшились, т.е. продукция стала более доступной по ценам.
б) Темпы инфляции (-)
Инфляция оказывает отрицательное влияние на экономику. Врезультате инфляции, цены на товары повышаются, а это очень неблагоприятно дляпредприятия, так как реализация продукции в этом случае будет затруднительнаиз-за снижения покупательной способности граждан.
в) Уровень безработицы (-)
Безработица так же отрицательно влияет на предприятие. Онаведет к снижению уровня жизни населения, вследствие чего люди могут позволитьсебе купить только товары первой необходимости.
2. Рыночные факторы:
а) Уровень конкуренции (-) I
Уровень конкуренции препятствует достижению целейпредприятия, так как из-за конкурентов предприятие может потерять своихклиентов. ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» борется с этим фактором с помощьювысокого качества выпускаемой продукции.
б) Уровень доходов населения(+ -)
Уровень доходов населения оказывает большое влияние напредприятие. Если же, уровень доходов населения будет низким, то доля реализованнойпродукции будет очень маленькой. Если уровень доходов будет стабильным иливысоким, то население будет покупать продукцию данного предприятия, чтоспособствует достижению целей предприятия. 3. Технологические факторы:
а) Совершенствование средств связи(+)
В настоящее время происходит постоянное развитие техники итехнологии, а также совершенствование средств связи: сотовые телефоны, факс,глобальная сеть — Интернет. Применение этих видов средств связи намного большеэкономит времени для принятия управленческих решений, для продажи продукции.Например, в Интернет — магазине можно поместить рекламу о производимойпродукции, и заказы на продукцию уже будут поступать от людей, которыепользуются услугами Интернета, а не только стационарным и разъездным способами.С помощью факса можно отсылать и получать копии различных документов, которыенеобходимы для при­нятия управленческих решений, при заключении сделки, дляпродажи продукции и т.д. Через электронную почту можно отсылать и получатькакую-нибудь срочную информацию, которая нужна для предприятия. Следовательно,совершенствование средств связи способствует достижению целей предприятия.
б) Совершенствование средств доставки сырья(+)
Этот фактор способствует достижению целей предприятия, таккак он во много раз снижает издержки. Если сырье будет поступать стационарнымспособом, то у предприятия снизятся транспортные расходы.
в) Совершенствование сбыта продукции (+)
4. Социальные факторы:
а) Отношение людей к работе(+ -)
Этот фактор влияет на работу предприятия как положительно,так и отрицательно. Все зависит от личностных качеств человека. Работник должендобросовестно относится к выполнению своих обязанностей — это положительновлияет на работу предприятия. Если же работник уклоняется от выполнения своих обязанностей,выполняет свою работу не качественно, допускает огромное количество ошибок,которые несут за собой серьезные последствия для предприятия — это препятствуетдостижению целей предприятия.
б) Уровень образования рабочей силы(+)
Если работник имеет профессиональные навыки, то он можетсразу же приступить к работе, и при этом не нужно тратить время на егообучение, но а если работник требуется в обучении, то предприятие производитобучение, а затем работник может приступить к выполнению своих трудовыхобязанностей. Поэтому этот фактор способствует достижению целей предприятия.
Управленческое обследованиевнутренних сильных и слабых сторон организации
Проанализируем внутреннюю среду предприятия ОАО «Ишимбайскийхлебокомбинат», для чего рассмотрим каждый из факторов внутренней среды.
Анализ внутренней среды предприятия ОАО «Ишимбайскийхлебокомбинат» и достижение при этом успеха служит вознаграждением.
б) Мораль и квалификация сотрудников(+)
Поведение работников отвечает высоким моральным принципам, принятымв обществе. Квалификация сотрудников предприятия полностью соответствуеттекущим задачам предприятия; практически все сотрудники с высшим образованием.|
в) Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичнымпоказателем у конкурентов(+)
Заработная плата работникам выплачивается своевременно,применяется целый ряд надбавок и доплат работникам (за выслугу лет, высокийуровень квалификации и т.д.), премий, социальных выплат, что позволяетсохранить кадры.
г) Кадровая политика(+);
На предприятии стараются подобрать рабочие места, позволяющиеработающим оптимальным образом развивать свои способности, повышатьэффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условийтруда и обеспечения занятости.
д) Использование стимулов для мотивирования выполнения работы
ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» в качестве мотивирования
выполнения работы применяет премии за перевыполнение плана.
е) Текучесть кадров и прогулы(+) ;
На предприятии текучесть кадров практически не наблюдается.Прогулы редкое явление, так как работники серьезно относятся к выполнению своихтрудовых обязанностей и дорожат своими рабочими местами.
ж) Опыт(+)
Многие рабочие работают на данном предприятии с момента егообразования, поэтому у них большой опыт, и они делятся этим опытом с молодымикадрами, являясь для них наставниками.
2. Организация общего управления:
а) Организационная структура(+)
На предприятии действует упорядоченная система распределенияправ и обязанностей. Каждый работник выполняет определенные функции, входящие вего компетенцию.
б) Престиж и имидж предприятия(+)
Предприятие выпускает очень качественную верхнюю меховую одежду,и за счет этого у клиентов сложилось высокое мнение о данном предприятии.
в) Эффективность общей для всей организации системы контроля(+)Благодаря эффективной системы контроля, предприятие справляется со всемивозникающими сложностями, т.к. в ходе работы предприятия могут возникать различныеошибки, проблемы, неопределенности, кризисные ситуации.
г) Организационная культура(+)
В организации имеются свои нормы поведения, правила, которыхпридерживаются все работники. Организационная культура позволяет ориентироватьсотрудников на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать ихпреданность и облегчить коммуникацию.
д) Использование систематизированных процедур в процессепринятия решений(+)
В процессе принятия решения руководитель используетконкретные методы, с помощью которых может быть решена проблема.
3. Маркетинг:
а) Продукция, продаваемая предприятием (конкурентоспособность)
Продукция предприятия ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат»
конкурентоспособна.
б) Возможность обслуживания рынков, не доступных конкурентам(+)
Так как предприятие, кроме стационарного способа продажипродукции использует еще и разъездной способ, то это дает возможностьобслуживать рынки, не доступные конкурентам.
в) Сбор необходимой информации о рынке(-)
По мере своих возможностей предприятие занимается сбором всейнеобходимой информацией, что помогает большей реализации продукции.
г) Организация сбыта: знание потребностей потребителей(+)
д) Имидж, репутация и качество продукции (+) е) Продвижениетоваров на рынок и их реклама (-) ж) Ценовая политика (+) Предприятие стараетсяустановить цену ниже, чем у конкурентов, и в зависимости от ситуации на рынкеможет ее изменять.
4. Финансы:
а) Отношение к налогам(+)
ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» исправно платит все налоги,которые ему причитаются. За все время работы у предприятия не былозадолженности перед налоговыми органами.
б) Платежеспособность (+)
Предприятие имеет устойчивое финансовое положение,своевременно погашает свои платежные обязательства, и не имеет никаких задолженностей.
в) Рентабельность(+)
ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» имеет высокий уровеньрентабельности, то есть это значит, что работа предприятия эффективна, иприбыль превышает над затратами.
г) Эффективность системы учета(+)
Предприятием освоена автоматизированная система учета, этозначительно облегчает трудоемкость процесса учета, и не одна деталь неупускается из виду, что в значительной степени повысило эффективность учетавсей информации;
д) Планирование прибыли(+)
Предприятие занимается планированием прибыли. А затем уже наоснове этого плана стремится добиться желаемой прибыли.
Изучение стратегических альтернатив ивыбор стратегии
В самом общем плане различают четыре основные стратегическихальтернативы, стоящие перед организацией.
Стратегия ограниченного роста. Эту стратегию применяют большинствоорганизаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченногороста цели развития устанавливаются от «достигнутого» и корректируются наизменяющиеся условия (например, инфляция).
Стратегия роста. Осуществляется путем значительногоежегодного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнемпоказателей предыдущего периода. Применяется в динамично развивающихся отрасляхс быстро изменяющимися технологиями. Рост может быть внутренним и внешним.Внутренний — путем расширения ассортимента товаров, услуг и пр. Внешний — путемобъединения с другими фирмами и т.п. (эта стратегия также выбирается достаточночасто).
Стратегия сокращения (еще называется стратегией последнего средства). Уровеньпреследуемых целей устанавливается ниже достигнутого предела. Выбирается длякардинального, качественного изменения деятельности фирмы. Подразделяется нанесколько типов: ликвидацию, отсечение лишнего, сокращения и переориентацию.(Выбирается реже всего).
Стратегия сочетания. Представляет объединение любых трех вышеупомянутых стратегий.Используется, как правило, крупными кампаниями, имеющими возможностьварьирования стратегическими альтернативами.
В рамках рассмотренных общих стратегий существует множествовариантов каждой из этих альтернатив для организации. Рассмотренныеальтернативы касаются общей направленности деятельности организации. Если женесколько конкретизировать вышеперечисленные стратегические направления понекоторым элементам, то получим некоторые наиболее распространенные базисныеили эталонные стратегии развития бизнеса., Они отражают четыре различных подходак росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов:продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология.
Первую группу эталонных стратегий составляют стратегииконцентрированного роста. В случае следования данным стратегиям фирмапытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этомотрасли. Кроме того, фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положенияна существующем рынке или перехода на новый рынок.
Конкретными типами стратегий данной группы являютсяследующие:
Стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы сданным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Данная стратегиясостоит в сохранении постоянного круга потребителей и реализации им одного итого же ассортимента товаров. Руководители, которые придерживаются этого пути,основывают свою стратегию на увеличении числа покупателей и привлечении на своюсторону клиентов конкурентов. Это, в частности, может быть достигнутоувеличением объема реализации, например, за счет сокращения издержекпроизводства в расчете на единицу продукции и удерживании цены на низком уровнеили увеличением объема продаж путем поддержания оптимальных издержек, т.е.сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции, и удерживаниицены ниже цен конкурентов на аналогичную продукцию. Необходимо также проведениеактивной рекламной кампании и т.п.
— Стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынковдля уже производимого продукта.
— Стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи ростаза счет производства нового продукта, который будет реализовываться на ужеосвоенном фирмой рынке
Ко второй группе эталонных стратегия относится также стратегииинтегрированного роста. Данные стратегии связаны с расширением фирмы путемдобавления новых структур. Фирма может осуществлять интегрированный рост, какпутем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом вобоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли. Выделяютсядва основных типа стратегий интегрированного роста:
— Стратегия вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счетприобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой иконечным потребителем, а именно системами распределения и продажи.
— Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретенияили усиления контроля над поставщиками.
Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегиидиверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются тогда, когда фирмадальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках даннойотрасли.
Основными стратегиями диверсифицированного роста являются следующие:
— Стратегия вертикальной диверсификации базируется на поиске и использованиидополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены всуществующем бизнесе.
— Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей ростана существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии,отличной от используемой.
Предприятие ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» придерживается«Стратегии ограниченного роста», так как у предприятия стабильное положение нарынке, продукция пользуется спросом. Так же эта альтернатива является наиболееудобной, так как цели развития, корректируются на изменяющиеся условия, менеерискованной. С выбранной стратегической альтернативой наиболее точноувязывается эталонная стратегия «Стратегия развития рынка», относящаяся кгруппе «Стратегии концентрированного роста», потому что организация стремитсярасширить свой рынок за счет проникновения на новые географические рынки.
Проанализируем силу отрасли бытового обслуживания, в которойдействует предприятие ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» по основным экономическимпоказателям:
Темпы роста рынка
Темпы роста рынков, на которых работает предприятие ОАО«Ишимбайский хлебокомбинат» высокие. Продукция пользуется большим спросом нарынке.
Прибыльность (доходность) отрасли
Для данной отрасли уровень прибыльности несколько вышесреднего уровня, что ведет за собой приток капитала в отрасль.
Размеры рынка
Предприятие имеет большие размеры рынка, но постоянностремится расширить свои позиции на нем.
Технологические изменения. Технологические изменения в отрасли практически неосуществляются.
Характеристика продукции. ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» осуществляет выпусквысококачественных и доступных по ценам хлебобулочных, кондитерских имакаронных изделий.
6. Масштабы конкуренции. Уровень конкуренции в отрасли очень высокий.
Характеристика организационнойструктуры управления
В соответствии с уставом на ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат»,высшим органом управления ОАО является Совет директоров.
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляетГенеральный директор ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» Садыков АлександрГазизович.
Права и обязанности Генерального директора Обществаопределяются Федеральным законом «Об акционерных обществах», правовыми актамиРБ и РФ, осуществляющим Уставом и Положением о генеральном директоре.
Анализируя организационную структуру ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат»,можно сказать, что на предприятии сложилась свойственная данному типупроизводства функциональная структура. Функционирует данная система четко ислажено.
В существующей организационной структуре есть права иобязанности генерального директора, изложенные в Уставе ОАО «Ишимбайскийхлебокомбинат», и контракте. На предприятии имеются положения об отделах,должностные инструкции, в соответствии с которыми осуществляется деятельностьпредприятия.
Но на предприятии сложилась такая ситуация, когда структурауправления стала отставать от требований времени. Основными недостаткамисуществующей организационной структуры являются: замкнутость структурныхподразделений на руководителей и, как следствие, их перезагрузка; разныеаспекты службы работы с персоналом либо отсутствуют вообще, либо разнесены пофункциональным подразделениям с различным уровнем подчиненности; отсутствуетобратная связь.
У каждого из заместителей нет четкой направленности на работус производством. Создается впечатление, что производство живет само по себе,что совершенно недопустимо.
Эффективность совершенствования структуры проявляется черезповышение качества управления предприятием. Известно, что объем информации,подлежащей обработке в процессе управления, находится в зависимости от числаэлементов системы. Поэтому, формируя общую структуру предприятия, важно нетолько определить число подразделений, основных и вспомогательных цеховпредприятия, но и учесть рациональные схемы информационных связей.
Таким образом, качество управления предприятием зависит откачества организационной структуры управления и эффективности способауправления.

Выводы и предложения
В данной работе был рассмотрен процесс управленияорганизацией на основе анализа деятельности предприятия ОАО «Ишимбайскийхлебокомбинат», осуществляющего изготовление хлебобулочных, макаронных икондитерских изделий.
Управление предприятием имеет четыре важнейшие функции,выполнение которых определяет эффективность деятельности всей организации вделе достижения ее целей: планирование, организация, мотивация и контроль.
В процессе планирования были выработаны цели предприятия ОАО«Ишимбайский хлебокомбинат» и стратегия ее поведения, обеспечивающая достижениепоставленных целей, были проанализированы сильные и слабые стороны предприятия,позволяющие вовремя скорректировать цели и задачи организации, определитьвнутренние возможности, потенциал, на которые предприятие может рассчитывать вконкурентной борьбе. Так же были проанализированы внешние факторы, влияющие надеятельность предприятия.
Для решения стратегических задач была создана структурапредприятия и распределены все полномочия, обеспечивающие эффективныевзаимоотношения между подразделениями предприятия.
Были изучены потребности работников при мотивации ихдеятельности, разработаны основные методы стимулирования работников. Приведенасистема экономических и неэкономических методов стимулирования для разных группработников.
В процессе изучения функции контроля были разработаныпроцедуры, направленные на конкретную реализацию организацией своих целей.
К 2010 году предприятие ОАО «Ишимбайский хлебокомбинат» хочетреализовать цель по расширению рынков сбыта. По моему мнению, предприятиюнеобходимо принять на работу человека, который будет заниматься продвижениемпроизводимой продукции, то есть устанавливать связи, необходимые для реализациипродукции, заниматься исследованием рынка, рекламой продукции. При этомрекламировать продукцию необходимо не только на территории РеспубликиБашкортостан, но и за ее пределами. Все это в совокупности является недостающимзвеном на предприятии, способствующим более выгодной реализации продукции. Вбольшем совершенствовании, организация не требуется, так как предприятиеработает уже достаточно давно, и все организационные процессы не нуждаются вдоработке.

Список использованной литературы
1. Семенов А.К., НабоковВ.И. Основы менеджмента: Учебник.-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К°», 2005. 2. Гавриленко В.М. Менеджмент (конспект лекций).- М.:«Приор-издат», 2004.
3. Румянцева З.П., СоломатинН.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации: Учеб. пособие-М.: ИНФРА-М, 1997.
4. Старобинский Э.Е.Основы менеджмента на коммерческой фирме. — М.: АО «Бизнес-школ Интел-Синтез»,1994.
5. Семенов А.К., НабоковВ.И. Терминология менеджмента: Словарь-М.: Издательско-книготорговый центр«Маркетинг», 2002.
6. Кабулов Б.А. Основыорганизации менеджмента (конспект лекций), 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.