НекоммерческоеПартнерство
НегосударственнаяОбразовательная Организация
«ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ»
Факультет СреднегоПрофессионального Образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Менеджмент»
АНАЛИЗ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ,ЗАЛОЖЕННЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГОМЕНЕДЖМЕНТА (ИСО-9001 И ИСО-14001)
Выполнила:
Студентка группыМ08-К
Бондаренко Ирина Анатольевна
Научный руководитель:
к.х.н., Кузьменко В.В.
МОСКВА – 2010
Оглавление
Введение. 3
Глава1: Система менеджмента качества и ее структура. 5
1.1 Понятиесистемы менеджмента на основе качества. 5
1.2 Структураи принципы международного стандарта ИСО9001-2008. 6
1.3 Анализобщих требований стандарта ИСО-9001. 9
Глава2: Система экологического менеджмента и ее структура. 15
2.1 Понятиесистемы экологического менеджмента. 15
2.2Структура и принципы международного стандарта ИСО 14001-2007. 16
2.3Анализ общих требований стандарта ИСО-14001. 19
Глава3: Анализ общих требований стандартов ИСО-9001 и ИСО-14001 и интегрированныесистемы менеджмента. 23
3.1Понятие ИСМ… 23
3.2Общие требования стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001 как ядро для ИСМ
Заключение. 27
Списоклитературы… 29
ПриложениеА. 30
/>ВВЕДЕНИЕ
Тенденции последних лет свидетельствуюто том, что для эффективности работы организации подчиняются определённым сводамправил, описанным в сертификатах о менеджменте качества – ИСО 9001-2008 иэкологии менеджмента – ИСО 14001-2007.
Каждое предприятие должно понимать, чтопо мере течения времени появляются всё новые и новые технологии, законы,принципы, за которыми оно должно активно следить.
Так же все организации всё чаще дляповышения результативности своей деятельности прибегают к объединению принципови требований различных систем менеджмента, то есть к созданию интегрированнойсистемы менеджмента (далее ИСМ) как инструмента удовлетворения требований и ожиданийне только потребителей, но и других заинтересованных сторон.
Организация должна стремиться кпостоянному совершенству, иначе она прекратит своё существование.
Организация должна проводить мониторингинформации, касающийся восприятия потребителем выполнения организацией еготребований, как одного из способов измерения работы системы менеджментакачества. Должны быть установлены методы получения и использования этойинформации.
Многие компании сейчас получаютсертификаты, но в действительности глубоко не понимают и не внедрили принципымеждународных стандартов.
Цель данной работы – проанализировать требования,международных стандартов в области качества и экологического менеджмента(ИСО-9001 и ИСО-14001), сопоставить эти требования и выделить те общие принципы,которые присутствуют в обоих стандартах и которые компания может применятьодновременно. Таким образом мы докажем, что современная система управленияорганизацией должна быть одновременно ориентирована на много различных целей,особенно тех, которые касаются выполнения требований её потребителей ибезопасности окружающей среды. И что действительно без грамотного комплексногоуправления, без новых разработок и идей, компания не сможет существовать нарынке долго.
/>Глава 1. Системаменеджмента качества и ее структура/> 1.1 Понятиесистемы менеджмента на основе качества
Система менеджмента качества (далее — СМК) — система управления качеством производимой продукции или услуги вкакой-либо организации.
Система менеджмента качества — этоподход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основываетсяна участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровняхорганизационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успехапутем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членоворганизации и общества.
Цель СМК: достижение долгосрочногоуспеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников иобщества. Целью СМК является соответствие целей процессов Компании потребностямпотребителя, организации и общества. (соответствие как явным требованиям, так иподразумеваемым потребностям) .
Задачи СМК: постоянное улучшениекачества посредством регулярного анализа результатов и корректировкидеятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат,выполнение намеченного точно в срок. [1][5]
Это «качественный» менеджмент, то естьсистема управления компанией, направленная на удовлетворение и предвосхищениеожиданий потребителей.
Для создания системыменеджмента качества необходимо стратегическое решение организации. Наразработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют:
· еевнешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой;
· изменяющиесяпотребности;
· конкретныецели;
· выпускаемаяпродукция;
· применяемыепроцессы;
· размери структура организации.[2]/>1.2 Структура ипринципы международного стандарта ИСО 9001-2008
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 – это национальныйстандарт Российской Федерации «Системы менеджмента качества. Требования».Данный стандарт идентичен международному стандарту ISO9001-2008 «Системы менеджмента качества».
Требования ИСО 9001-2008являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимоот их вида, размера и поставляемой продукции.
ИСО 9001-2008 направленна применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшениирезультативности системы менеджмента качества в целях повышенияудовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Применение ворганизации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, атакже менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата,могут быть определены как «процессный подход». (http://www.management.com.ua/cm/cm021.html)
Преимуществопроцессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечиваетна стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации ивзаимодействии.
При применении всистеме менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
· пониманияи выполнения требований;
· необходимостирассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности;
· достижениязапланированных результатов выполнения процессов и обеспечения ихрезультативности;
· постоянногоулучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Приведенная на рисунке1 модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе,иллюстрирует связи между процессами. Эта модель показывает, что потребителииграют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в качествевходов. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации овосприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, но непоказывает процессы на детальном уровне.
/>
Рисунок 1. Модель системы менеджментакачества, основанной на процессном подходе.
Кроме того, ко всемпроцессам может быть применен цикл «Plan — Do — Check — Act» (PDCA). Цикл PDCAможно кратко описать так:
· планирование(plan) — разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов всоответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
· осуществление(do) — внедрение процессов;
· проверка(check) — постоянные контроль и измерение процессов и продукции в сравнении сполитикой, целями и требованиями на продукцию и сообщение о результатах;
· действие(act) — принятие действий по постоянному улучшению показателей процессов.
ИСО 9001-2008устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когдаорганизация:
· нуждаетсяв демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающуютребованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
· ставитсвоей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективногоприменения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ееулучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей исоответствующим обязательным требованиям.
Общие требования менеджмента качества:
Организация должнаразработать, задокументировать, внедрить и улучшать систему менеджментакачества, а именно:
· определятьпроцессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всейорганизации;
· определятьпоследовательность и взаимодействие этих процессов;
· определятькритерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как приосуществлении этих процессов, так и при управлении ими;
· обеспечиватьналичие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и ихмониторинга;
· осуществлятьмониторинг, измерение, там, где это возможно, и анализ этих процессов;
· приниматьмеры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянногоулучшения этих процессов.[2][5]
В настоящеевремя, в рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система,которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечнымицелями которых является выпуск продукции или услуги.
Под бизнес-процессомпонимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые,создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиентаили заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс.
Бизнес-процесс- это цепочка работ (операций, функций), результатом которой являетсякакой-либо продукт или услуга. В цепочку обычно входят операции, которыевыполняются структурными элементами, расположенными на различных уровняхорганизационной структуры предприятия.
В процессе жизнедеятельностибизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов осуществляется достижениеопределенной совокупности целей. В свою очередьбизнес-процессы реализуют бизнес-функции предприятия. (http://quality.eup.ru/DOCUM/podp.htm)/> 1.3 Анализобщих требований стандарта ИСО-9001
Одним из важнейших пунктов системыменеджмента качества являются «Требования к документации». Документ — этооблеченный в письменную форму акт, удостоверяющий наличие фактов определенногозначения.
Организация должна поддерживатьрегулярное ведение документов. Но степень документирования одной организацииможет отличаться от степени документирования другой, в зависимости:
· отразмера организации и вида деятельности
· отсложности взаимодействия процессов
· откомпетентности персонала
Документация в организации может быть влюбой форме и на любом носителе, главное чтобы она велась правильно, так какнет хорошей организации и плана её работы без добросовестности веденияразличного вида документов.
Так же в стандарте указан пункт«Ответственность руководства».
Безусловно, руководство играет ключевуюроль в жизни предприятия. Без него не может существовать организация, вездедолжен быть лидер, в данном случае управляющий.
Высшее руководстводолжно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств поразработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянномуулучшению ее результативности посредством:
· доведениядо сведения персонала организации важности выполнения требований потребителей,а также законодательных и обязательных требований;
· разработкиполитики в области качества;
· обеспеченияразработки целей в области качества;
· проведенияанализа со стороны руководства;
· обеспечениянеобходимыми ресурсами.[2]
На хорошем предприятии всегда должныбыть высококвалифицированные руководители, чтобы правильно управлятьперсоналом. В каждой организации должны быть подходящие условия для полнотывыполнения работ. Также качество результатов зависит от сплочённостиколлектива. Руководители должны поддерживать близкое общение с персоналом длятого, чтобы работники не чувствовали напряжённость атмосферы и работали в полнуюсилу. Ведь гораздо лучше результаты, когда люди занимаются любимым делом, а непринуждёнными обязанностями.
Несомненно, организация должнаориентироваться на потребителя. Высшее руководство должно обеспечиватьопределение и выполнение требований потребителей для повышения ихудовлетворенности.
Каждая организация должна иметь своюмиссию и цели, чтобы результативность работы неотступно соответствовала им.Предприятие включает в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянноповышать уровень работы.
В систему менеджмента качества входитпункт «Менеджмент ресурсов».
Ресурсы – это то, без чего любаяорганизация не может существовать. Каждому предприятию необходимы, в первуюочередь, денежные ресурсы.
Организация должнаопределить и обеспечивать ресурсы, требуемые:
· длявнедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, атакже постоянного повышения ее результативности;
· дляповышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
В отношениичеловеческих ресурсов организация должна:
· определятьнеобходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет насоответствие требованиям к качеству продукции;
· гдеэто возможно, обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия в целяхдостижения необходимой компетентности;
· оцениватьрезультативность принятых мер;
· обеспечиватьосведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности ивкладе в достижение целей в области качества;
· поддерживатьв рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыкахи опыте. [2]
Безресурсов предприятие не существует, это ещё одно дополняющее её звено.
Ещёодин пункт системы менеджмента качества – «Процессы жизненного цикла продукции».
Организациядолжна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспеченияжизненного цикла продукции.
Предприятиеобязательно должно понимать, для чего оно выпускает ту или иную продукцию икакая от неё польза. Естественно, требования к продукции выдвигает потребитель.На него и ориентируются. Не будет потребляться продукция – не будет денежныхресурсов, следовательно, организация умрёт.
Организация должнаопределить:
· требования,установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности послепоставки;
· требования,не определенные потребителем, но необходимые для конкретного илипредполагаемого использования, когда оно известно;
· законодательныеи другие обязательные требования, применимые к продукции;
· любыедополнительные требования, рассматриваемые организацией как необходимые.[2]
Длячёткого понимания, чего же хочет потребитель, предприятию следует следить засвежими новостями в области рынка продукции. Источников данной информации внаши дни огромное количество. Такие как: всемирная паутина (интернет),телевидение, радио. Так же необходимо наблюдать за продукцией конкурентов и заеё потреблением потребителем. Не менее эффективным способом являются социальныеи опросы. Активно узнавая как можно больше информации, предприятие можетсоздать нужный продукт, который будет охотно потребляться.
Организация должнаанализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ долженпроводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукциюпотребителю (например, участие в тендерах, принятие контрактов или заказов,принятие изменений к контрактам или заказам) и должен обеспечивать:
· определениетребований к продукции;
· согласованиетребований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных;
· способностьорганизации выполнять определенные требования.
Организация должнаопределять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи спотребителями, касающиеся:
· информациио продукции;
· прохождениязапросов, контракта или заказа, включая поправки;
· обратнойсвязи от потребителей, включая жалобы потребителей.
Организация должнаобеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям кзакупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику изакупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадиижизненного цикла продукции или готовую продукцию.
Информация по закупкамдолжна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо, требования:
· кофициальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования;
· кквалификации персонала;
· ксистеме менеджмента качества.
Собственно то, из чегоорганизация делает продукцию, должно поступать в организацию извне. Это и естьте самые ресурсы, необходимые предприятию.
Последний пункт стандартаменеджмента качества – «Измерение, анализ и улучшение».
Организация должнапланировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения,необходимые для:
· демонстрациисоответствия требованиям к продукции;
· обеспечениясоответствия системы менеджмента качества;
· постоянногоповышения результативности системы менеджмента качества.[2]
Какуже упоминалось в настоящей работе, организация должна стремиться к постоянномусовершенству, иначе она прекратит своё существование.
Организациядолжна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалывремени.
Хорошаяорганизация обязательно должна проводить регулярные аудиты для улучшения своихцелей. В ходе аудита, руководство уже чётко имеет представление о состоявшихсяизменениях.
Итак,чтобы постоянно повышать результативность системы менеджмента качества, как ужеупоминалось, должны проводиться аудиты (самопроверки), опросы потребителей ивыполняться анализы этих данных. В процессе анализа должны участвовать какперсонал, так и руководство.
Глава 2. Система экологическогоменеджмента и ее структура 2.1 Понятие системы экологического менеджмента
Экологический менеджмент — часть общейсистемы корпоративного управления, которая обладает четкой организационнойструктурой и ставит целью достижение положений указанных в экологическойполитике посредством реализации программ по охране окружающей среды.
Система экологического менеджмента имеетследующие взаимосвязанные структурные элементы:
· Утвержденнуюэкологическую политику
· Персонал,ответственный за поддержание системы экологического менеджмента
· Контрольза соблюдением нормативно-правовых требований
· Процедурыидентификации и оценки экологических аспектов
· Установленныецели и задачи по охране окружающей среды
· Сформированнуюэкологическую программу
· Документационноеобеспечение системы экологического менеджмента
· Управлениеоперациями
· Обучениеперсонала
· Экологическиймониторинг
· Корректирующиеи предупреждающие действия
· Периодическуюоценку соответствия с помощью экологического аудита
· Анализсо стороны руководства[3]
Экология природы – одна из самых важныхзадач нашего мира на сегодняшний день. А в первую очередь нашей страны.
Проблемы экологии преследуют нас изо дняв день. Виной тому, естественно, человек. С понятием «экология»связано губительное загрязнение всех сред обитания человека, животных ирастений (земли, воды и воздуха), катастрофическое нарушение равновесия вприроде и во всех областях жизнедеятельности человека. Это угроза существованиюнашей хрупкой планете Земля. Это и меры, предпринимаемые для устранениязагрязнений и восстановления равновесия.
И эти самые меры должны соблюдать каждыйчеловек и каждая организация. Поэтому организация должна направить своихсотрудников в правильное русло и подавать пример другим предприятиям и людям.
Внедрение системы экологическогоменеджмента позволяет:
Снизить:
· расходына энергию, воду, ресурсы
· рискэкологических катастроф
· отходы
Улучшить:
· экономическиепоказатели
· продукциюв результате изменений в технологическом процессе
· имиджкомпании, как в глазах клиентов, так и заказчиков
А также:
· оптимизироватьсистему управления
· повыситьдоверие к компании.[4][7] 2.2 Структура и принципы международного стандарта ИСО14001-2007
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 – национальныйстандарт Российской Федерации «Системы экологического менеджмента. Требования».Данный стандарт идентичен международному стандарту ISO14001:2007«Системы экологического менеджмента».
Организации всех видов все большестремятся к достижению и демонстрации высокой экологической результативности,контролируя воздействия на окружающую среду своей деятельности, продукции илиуслуг в соответствии со своими экологической политикой и целями. Они делают этов условиях усиления строгости экологического законодательства, разрабатываяэкономическую политику и другие меры, способствующие защите окружающей среды, вусловиях роста внимания всех заинтересованных сторон к решению экологическихпроблем и обеспечению устойчивого развития.
ИСО 14001-2007 устанавливает требованияк системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать ивнедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные требованияи информацию о значимых экологических аспектах. Он предназначен для примененияорганизациями всех видов и размеров с учетом различия географических,культурных и социальных условий. Модель такого подхода представлена на рисунке2. Успех системы зависит от обязательств, принимаемых на всех функциональныхуровнях организации, особенно на уровне высшего руководства. Система такоговида позволяет организации сформулировать экологическую политику, установитьцели и процессы для реализации экологической политики, предпринимать действия,необходимые для повышения экологической результативности. Общая направленностьэтого стандарта — способствовать охране окружающей среды и предотвращению еезагрязнения в балансе с удовлетворением социально-экономических потребностей.
/>
Рисунок 2. Модель системы экологическогоменеджмента
ИСО 14001-2007 не устанавливаетабсолютных (количественных) требований к экологической результативности,выходящих за рамки обязательств, вытекающих из экологической политики:соответствия применимым требованиям законодательства и другим требованиям,которые организация обязалась выполнять, принципам предотвращения загрязненияокружающей среды и постоянного улучшения своей деятельности.
В стандарте приведена информация означимых экологических аспектах. Стандарт применим к экологическим аспектам,которые организация идентифицировала как те, которыми она может управлять и накоторые может влиять.
Данный стандарт предназначен дляприменения любой организацией, которая заинтересована в том, чтобы:
· разработать,внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему экологическогоменеджмента;
· удостоверитьсяв своем соответствии заявленной экологической политике;
· продемонстрироватьсоответствие настоящему стандарту путем:
1) самооценкии самодекларации;
2) подтверждения своего соответствия состороны, заинтересованной в деятельности организации, например, потребителями;
3) подтверждения своей самодекларации состороны, внешней по отношению к организации;
4) проведения сертификации/регистрациисистемы экологического менеджмента внешней организацией.[4] 2.3 Анализ общих требований стандарта ИСО-14001
Организация должна разработать,документировать, внедрить, поддерживать и последовательно улучшать системуэкологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ИСО 14001 иопределить, как она будет выполнять эти требования.
Организация должна определить идокументировать область применения системы экологического менеджмента.
В системе экологического менеджментасуществуют некие требования, которые должны выполнять организации. Рассмотримих.
Высшее руководство должно определитьэкологическую политику организации и обеспечить, чтобы в рамках установленнойобласти применения системы экологического менеджмента политика:
· соответствовалахарактеру, масштабу и воздействиям ее деятельности, продукции и услуг наокружающую среду;
· включалаобязательство следовать принципам постоянного улучшения и предотвращениязагрязнений;
· включалаобязательство соответствовать применимым требованиям экологического(природоохранного) законодательства и другим требованиям, связанным с ееэкологическими аспектами, которые организация обязалась выполнять;
· обеспечивалаосновы для установления и анализа экологических целей и задач;
· документальнооформлялась, внедрялась и поддерживалась;
· доводиласьдо сведения всего персонала организации и лиц, работающих для организации илипо ее поручению;
· быладоступна для общественности.[4]
Конечно, для начала высшее руководствоорганизации должно распланировать свои цели, касающиеся экологии. И донести ихдо персонала.
Организация должна гарантировать, чтозначимые экологические аспекты учитываются при разработке, внедрении и поддерживаниисистемы экологического менеджмента.
Так же, при установлении своих целей изадач, организация должна рассмотреть свои технологические возможности,финансовые, эксплуатационные и деловые требования, и точки зрениязаинтересованных сторон, так как на предприятии всё должно быть единогласно.Соответственно и все требования будут выполняться исправно.
Организация должна разработать, внедритьи поддерживать программу(ы) достижения своих целей и задач. Программа(ы)должна(ы) включать в себя:
· распределениеответственности за достижение целей и выполнение задач для соответствующихфункций и уровней (управления) организацией;
· переченьнеобходимых средств и сроки достижения (реализации) целей и задач.[4]
Система экологического менеджментавключает в себя такой раздел, как «Функционирование». Функциональныеобязанности, ответственность и полномочия персонала должны быть определены,документированы и доведены до сведения тех лиц, которых они касаются, дляулучшения результативности экологического менеджмента.
Высшее руководство организации должноназначить своего(их) специального(ых) представителя(ей) руководства,который(ые) помимо других обязанностей будет(ут) иметь определенныефункциональные обязанности, нести ответственность и обладать соответствующимиполномочиями. Так как руководство не в силе, естественно, следить за всемпроисходящем на предприятии.
Так же система предусматривает такойпункт, как «Подготовка и осведомлённость персонала». При каждом нововведенииперсонал организации должен быть подготовлен. Каждое новшество влечёт за собойнекие изменения в организации, реакция на которые может быть различной инепредсказуемой. Для предотвращения бунта руководство должно тщательно изаранее предупреждать персонал и при необходимости обучить для предстоящихновшеств.
Организация должна установить, внедритьи поддерживать соответствующую(ие) процедуру(ы), чтобы люди, работающие для нееили по ее поручению, осознавали:
· важностьсоответствия экологической политике, процедурам и требованиям системы экологическогоменеджмента;
· значимыеэкологические аспекты и фактические или потенциальные воздействия, связанные сих деятельностью, а также пользу для окружающей среды вследствие повышения ихличного профессионализма;
· своифункциональные обязанности и ответственность за достижение соответствиятребованиям системы экологического менеджмента;
· возможныепоследствия отклонения от установленных процедур.[4]
Так же как и в системе менеджментакачества, система экологического менеджмента предусматривает «Документацию» и«Управление документацией».
Эти разделы имеют такие же требования,как и для систем качества. Каждая организация обязана подтверждать любоерешение документом, который должен исправно храниться на предприятии.
Руководство должно обеспечить необходимымоборудованием предприятие для поддержания чистоты и порядка. Явно не нужножалеть средств для мусорных вёдер. Они обязательно должны присутствовать околокаждого рабочего места, в столовой (если она есть), в прихожих, в коридорах,туалетах и обязательно около самого здания организации.
С чистотой воздуха, конечно, посложнее.Ведь очень многие сотрудники передвигаются на машинах, курят. И это поборотьневозможно. Но, по крайней мере, в стенах предприятия можно попробовать принятьхотя бы небольшие меры – это многочисленные кондиционеры для освежения воздухав помещениях, а особенно в помещении, отведённым специально для курения.Руководству следует запретить курить сотрудникам на своих рабочий местах,туалетах, столовой и так далее. Высшее руководство должно анализировать системуэкологического менеджмента через запланированные интервалы времени, чтобыобеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализыдолжны содержать оценку возможностей улучшения и необходимость измененийсистемы экологического менеджмента, включая экологическую политику, цели изадач
Глава 3: Анализ общих требований стандартов ИСО-9001 иИСО-14001 и интегрированные системы менеджмента 3.1 Понятие ИСМ
Под интегрированной системой менеджментанадо понимать часть системы общего менеджмента организации, отвечающуютребованиям двух или более международным стандартам на системы менеджмента ифункционирующую как единое целое.
Создание интегрированных системменеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-хгодов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиямнескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковымиде-факто) на системы менеджмента — MSS (Management System Standards). К таковымотносятся: стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, серии14000 на системы экологического менеджмента, стандарты OHSAS (OccupationalHealth and Safety Assessment Series) серии 18000 на системы менеджментапромышленной безопасности и охраны труда, стандарт SA (Social Accountability )8000 на системы социального и этического менеджмента. К числу MSS относяттакже стандарты, разработанные на основе ИСО серии 9000 для применения вконкретных отраслях, а также стандарты на системы управления, базирующиеся напринципах ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков икритические контрольные точки) и на принципах GMP (Good Manufacturing Practice— надлежащая производственная практика), и стандарты на системы, базирующиесяна принципах FSC (Forest Stewardship Council — Лесной попечительский совет).
Ниже на схеме №1 представлена структураИнтегрированных Систем Менеджмента.
/>
Схема 1. Структура ИнтегрированныхСистем Менеджмента. [4]
/> 3.2 Общие требования стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001 какядро для ИСМ
Стандарт ИСО 9001-2008не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким какменеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья ибезопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако стандартпозволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную системуменеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующимитребованиями. Приложение А показывает соответствие между ИСО 9001:2008 и ИСО14001:2007.
Создание ИСМ, чтоназывается «с нуля», должно строиться на принципах, установленных во всехмеждународных стандартах менеджмента.
Порядок создания ИСМ может быть такимже, как и при создании СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии9000. В общем случае этот порядок включает последовательное выполнение этапов,показанных на рисунке 3. (http://www.cis2000.ru/)
/>
Рисунок 3. Порядок создания ИСМ
Требования стандарта ISO-9001 полностьюсовместимы с требованиями стандартов ISO-14001. Однако организацией должны бытьопределены подходы к совмещению задач между этими системами/стандартами.Особенностью стандарта ISO-9001 является то, что он предъявляет требования ксистеме организации управления производством, которое и влияет на качествопродукции и услуги компании. Система менеджмента качества является частью всейсистемы менеджмента организации и направлена на удовлетворение всехзаинтересованных сторон, особенно потребителей организации. Основнымитребованиями к системе менеджмента качества является соответствие качестваданной продукции требованиям нормативно-технических документов, обеспечениестабильного качества производства или оказания услуг. [6]
Внедрение системы экологическогоменеджмента улучшает экологическую обстановку путем перехода от ликвидациипоследствий нештатных ситуаций к их предупреждению. Таким образом, применениестандарта ISO-14001 улучшает экономические показатели за счет сокращенияфинансовых затрат на выплату штрафных санкций. Также ISO-14001 помогаеторганизации проводить мониторинг и внедрять процедуры измерений, которыепозволяют отслеживать прямые или косвенные воздействия на окружающую среду.
Общими для систем менеджмента качества исистем экологического менеджмента, являются разделы (пункты) стандартов:
· Управлениедокументацией
· Управлениересурсами
· Мониторинг,изменение, улучшение
· Внутренниеаудиты.
Обе эти системы опираются на процессныйподход и могут быть проверены при помощи процедуры внутренних аудитов. Поэтомуих удобно и эффективно совместно применять на предприятии.
/>Заключение
Проанализировав общие принципы,заложенные в международные стандарты в области качества и экологическогоменеджмента (ИСО-9001 и ИСО-14001), можно убедиться в том, как важны эти сводыправил для организаций.
Принципы менеджмента, установленные встандартах, являются добровольными. Однако, все требования стандартов должнысоблюдаться на современном предприятии, чтобы совершенствовать бизнес вдолгосрочной перспективе. Каждая организация в обязательном порядке можетуспешно совмещать эти два стандарта в своей деятельности, так как их разделыочень похожи и взаимодополняют друг друга.
Деятельность каждого предприятиянаправлена на удовлетворение потребностей потребителя и других заинтересованныхсторон, в том числе, окружающей среды, которые очень изменчивы.
Проанализировав все принципы стандартовв работе, стало ясно, что каждая организация должна стремиться к постоянномусовершенству, иначе она прекратит своё существование.
Организация должна проводить мониторингинформации, касающийся восприятия потребителем выполнения организацией еготребований, как одного из способов измерения работы системы менеджментакачества.
Также организация должна проводитьвнутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы времени, как длятого, чтобы проверить требования качества, так и для того, чтобы проверитьвыполнение требований экологического менеджмента. Хорошее предприятие также проводитрегулярные аудиты для улучшения своих целей. В ходе аудита, руководство ужечётко имеет представление о состоявшихся изменениях.
Высшее руководство должно анализироватьсистемы менеджмента качества и экологического менеджмента через запланированныеинтервалы времени, чтобы обеспечить их постоянную пригодность, адекватность ирезультативность. Анализы должны содержать оценку возможностей улучшения инеобходимость изменений систем менеджмента, включая экологическую политику иполитику по качеству, цели и задачи.
К сожалению, в наши дни при имеющемсяколичестве компаний и организаций, многие из них не знают о существованиимеждународных стандартов, основанных на лучшем прогрессивном опыте, и неприменяют требований этих стандартов, поэтому в нашей стране результативность иуспех работ значительно ниже, чем в развитых странах. Думаю, чтоданное состояние страны зависит от стремления собственников компанийсовершенствовать себя и свой бизнес и работать для своей страны долгие годывперед.
По ходу анализа принципов стандартов, поставленныецели работы достигнуты.
/>Список литературы
1. Т.М.Полховская,Ю.П.Адлер, И.Г.Назарова, Е.И.Хенузиди, В.Л.Шпер «Система менеджмента качестваорганизации». Опубликовано в журнале «Стандарты и качество» (№5,2004): www.iteam.ru/publications/quality/section_61/article_2272/
2. Национальныйстандарт РФ. «ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования».
3. Э.М.Коротков «Концепция экологического менеджмента»: musatov-stas.ucoz.ru/publ/1-1-0-4
4. Национальныйстандарт РФ. «ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента.Требования».
5. ТиссинВ.И. «Управление качеством», М.: ИКЦ «МарТ», 2003, 400 с.
6. ОкрепиловВ.В. «Менеджмент качества», СПб: Наука, 2003, 653 с.
7. Н.Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес «Экологический менеджмент: учебник для ВУЗов»,СПб: Питер, 2003, 544 с.
/>Приложение А.
СоответствиеИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2007 [2]ИСО 9001:2008 ИСО 14001:2007
Введение Общие положения Процессный подход Связь с ИСО 9004
Совместимость с другими системами менеджмента Введение Область применения Общие положения Применение
1 1.1
1.2 1 Область применения Нормативные ссылки 2 2 Нормативные ссылки Термины и определения 3 3 Термины и определения Система менеджмента качества (только заголовок) 4 4 Требования к системе экологического менеджмента (только заголовок) Общие требования 4.1 4.1 Общие требования Требования к документации (только заголовок) 4.2 Общие положения 4.2.1 4.4.4 Документация Руководство по качеству 4.2.2 Управление документацией 4.2.3 4.4.5 Управление документацией Управление записями 4.2.4 4.5.4 Управление записями Ответственность руководства (только заголовок) 5 Обязательства руководства 5.1 4.2 4.4.1 Экологическая политика Функциональные обязанности, ответственность и полномочия Ориентация на потребителя 5.2 4.3.1 4.3.2 4.6 Экологические аспекты Законодательные и другие требования Анализ со стороны руководства Политика в области качества 5.3 4.2 Экологическая политика Планирование (только заголовок) 5.4 4.3 Планирование (только заголовок) Цели в области качества 5.4.1 4.3.3 Цели, задачи и программа(ы) Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества 5.4.2 4.3.3 Цели, задачи и программа(ы) Ответственность, полномочия и обмен информацией (только заголовок) 5.5 Ответственность и полномочия 5.5.1 4.4.1 Функциональные обязанности, ответственность и полномочия Представитель руководства 5.5.2 4.4.1 Функциональные обязанности, ответственность и полномочия
ИСО 9001:2008 ИСО 14001:2007 Внутренний обмен информацией 5.5.3 4.4.3 Обмен информацией Анализ со стороны руководства 5.6 4.6 Анализ со стороны руководства Общие положения 5.6.1 4.6 Анализ со стороны руководства Входные данные для анализа 5.6.2 4.6 Анализ со стороны руководства Выходные данные анализа 5.6.3 4.6 Анализ со стороны руководства Менеджмент ресурсов (только заголовок) 6 Обеспечение ресурсами 6.1 4.4.1 Функциональные обязанности, ответственность и полномочия Человеческие ресурсы (только заголовок) 6.2 Общие положения 6.2.1 4.4.2 Компетентность, подготовка и осведомленность Компетентность, подготовка и осведомленность 6.2.2 4.4.2 Компетентность, подготовка и осведомленность Инфраструктура 6.3 4.4.1 Функциональные обязанности, ответственность и полномочия Производственная среда 6.4 Процессы жизненного цикла продукции (только заголовок) 7 4.4 Внедрение и функционирование (только заголовок) Планирование процессов жизненного цикла продукции 7.1 4.4.6 Управление операциями Процессы, связанные с потребителями (только заголовок) 7.2 Определение требований, относящихся к продукции 7.2.1 4.3.1 4.3.2 4.4.6 Экологические аспекты Законодательные и другие требования Управление операциями Анализ требований, относящихся к продукции 7.2.2 4.3.1 4.4.6 Экологические аспекты Управление операциями Связь с потребителями 7.2.3 4.4.3 Обмен информацией Проектирование и разработка (только заголовок) 7.3 Планирование проектирования и разработки 7.3.1 4.4.6 Управление операциями Входные данные для проектирования и разработки 7.3.2 4.4.6 Управление операциями Выходные данные проектирования и разработки 7.3.3 4.4.6 Управление операциями Анализ проекта и разработки 7.3.4 4.4.6 Управление операциями Верификация проекта и разработки 7.3.5 4.4.6 Управление операциями Валидация проекта и разработки 7.3.6 4.4.6 Управление операциями Управление изменениями проекта и разработки 7.3.7 4.4.6 Управление операциями Закупки (только заголовок) 7.4 ИСО 9001:2008 ИСО 14001:2007 Процесс закупок 7.4.1 4.4.6 Управление операциями Информация по закупкам 7.4.2 4.4.6 Управление операциями Верификация закупленной продукции 7.4.3 4.4.6 Управление операциями Производство и обслуживание (только заголовок) 7.5 Управление производством и обслуживанием 7.5.1 4.4.6 Управление операциями Валидация процессов производства и обслуживания 7.5.2 4.4.6 Управление операциями Идентификация и прослеживаемость 7.5.3 Собственность потребителей 7.5.4 Сохранение соответствия продукции 7.5.5 4.4.6 Управление операциями Управление оборудованием для мониторинга и измерений 7.6 4.5.1 Мониторинг и измерение Измерение, анализ и улучшение (только заголовок) 8 4.5 Контроль (только заголовок) Общие положения 8.1 4.5.1 Мониторинг и измерение Мониторинг и измерение (только заголовок) 8.2 Удовлетворенность потребителей 8.2.1 Внутренние аудиты (проверки) 8.2.2 4.5.5 Внутренний аудит Мониторинг и измерение процессов 8.2.3 4.5.1 4.5.2 Мониторинг и измерение Оценка соответствия Мониторинг и измерение продукции 8.2.4 4.5.1 4.5.2 Мониторинг и измерение Оценка соответствия Управление несоответствующей продукцией 8.3 4.4.7 4.5.3 Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия Анализ данных 8.4 4.5.1 Мониторинг и измерение Улучшение (только заголовок) 8.5 Постоянное улучшение 8.5.1
4.2
4.3.3
4.6 Экологическая политика Цели, задачи и программа(ы) Анализ со стороны руководства Корректирующие действия 8.5.2 4.5.3 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия Предупреждающие действия 8.5.3 4.5.3 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия