Реферат по предмету "Разное"


А. В. Бородина история религиозной культуры программа

СНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫА. В. БородинаИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫПРОГРАММАУЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ЛИЦЕЕВ И ГИМНАЗИЙИздание седьмое, исправленноеМОСКВАИздательствоОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ2009Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры» разрабатывается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия IIЭКСПЕРТИЗА:Институт развития личности (ныне – Институт семьи и воспитания) РАО, руководитель религиоведческой группы — к. филос. Н. И. А. ГАЛИЦКАЯРЕЦЕНЗЕНТЫ:АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ, протоиерей, преподаватель МДА, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»;Н. Д. НИКАНДРОВ, президент РАО, д. пед. н., академик РАО;С. К. КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, д. пед. н., д. филос. н., проф., акад. РАЕН;М. Н. КУЗНЕЦОВ, д. ю. н., проф. РАГС при Президенте РФ;И. В. МЕТЛИК, д. пед. н., ст. науч. сотр. Института семьи и воспитания РАО;И. Г. МИНЕРАЛОВА, д. филол. н., проф. МПГУ;С. В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, д. ист. н., проф. МГУ им. М. В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России;Т. В. ЧЕЛЫШЕВА, д. пед. н., проф., зав. каф. художественного образования АПКиПРО РФ;В. И. ШАМШУРИН, д. соц. н., проф., зав. каф. политологии философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова;И. В. БУГАЁВА, к. филол. н., декан филол. ф-та ПСТГУ;Г. Н. МЕЛЕХОВА, к. ист. н.;С. Б. РОМАНОВ, зам. начальника Центра качества образования Департамента образования г. Москвы, проректор МИОО Департамента образования г. Москвы;Л. Я. НОСКОВА, директор школы № 979 г. Москвы.^ Б 83 А. В. БОРОДИНА История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 7-е, испр. – М., 2009. – 64 с.Программа учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» разработана для 1–11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Программа апробирована в школах различного типа с 1996 г. Курс используется как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, по региональным краеведческим курсам, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа. © А. В. БОРОДИНА, 1997, 2000, 2004, 2005, 2006, 2007 © А. В. БОРОДИНА, 2009, с изменениями © Изд-во «Основы православной культуры», 2005, 2006, 2007СОДЕРЖАНИЕ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 13 Часть I (начальная школа) «Роль религиозной культуры в жизни человека»1 класс Раздел 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА»…………………………..132 класс Раздел 2 «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» 163 класс Раздел 3 «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» 194 класс Раздел 4 «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» 21^ Часть II (основная школа) «Православная культура и история христианства»5 класс Раздел 5 «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» 286 класс Раздел 6 «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 307 класс Раздел 7 «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» 378 класс Раздел 8 «ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.» 419 класс Раздел 9 «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.» 46^ Часть III (средняя школа) «Религии мира»10 класс Раздел 10 «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» 4011 класс Раздел 11 «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА»…43^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОгромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры. Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры. И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре. Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах). В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов начальной школы или 6 раздела.Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения. Однако ввиду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов, дополнение и углубление курса за счёт факультативов и кружковой работы. ^ Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:— изучение православной религиозной традиции;— изучение истории христианства;— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;— изучение православной этики;— ознакомление с православным календарём;— знакомство с агиографией;— ознакомление с особенностями церковного искусства;— изучение устроения православного храма;— ознакомление с особенностями православного богослужения;— изучение церковнославянского языка;— ознакомление с мировыми религиями и сектами;— ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;— ознакомление с основными видами православного богослужения;— формирование целостного восприятия мира;— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;— формирование культуры общения;— предупреждение возможных тупиков личностного развития;— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;— воспитание патриотизма; — формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям; — расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре; — возрождение православных основ семьи;— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.^ Краткая характеристика структуры программыПрограмма построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения:Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»1. «Мы и наша культура» для 1 класса.2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»5. «Церковнославянский язык» для 5 класса.6. «Основы православной культуры» для 6 класса.7. «Раннее христианство» для 7 класса.8. «Христианство в V–XV вв.» для 8 класса.9. «Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса.Часть III (средняя школа). «Религии мира»10. «Древние религии» для 10 класса.11. «Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса.Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1–15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала).^ Условия реализации программы и основные методические рекомендацииУспешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;— основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;• единства образовательного и воспитательного процессов;• рефлексивного обучения;• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.^ Знания, умения и навыки,которыми должен овладеть школьник по окончании курсаПо окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.^ Оценка результатов изучения курсаУровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года.Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:— не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы);— усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов);— овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;— овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»). ^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСАОсновная литература для учащихся и учителейОсновная учебная и методическая литература по разделам программы для учащихся и учителей Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е испр. – М.: ОПК, 2005, 2007. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса . – Изд. 2-е, 3-е, испр., – М.: ОПК, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Изд. 1-е. – М., 2004; 2-е, 3-е. – М., 2006, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. – М.: ОПК, 2006, 2007. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса . – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2007. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2007. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2008.Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. – М.: ОПК, 2007. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Учебное пособие для 5 класса. – Изд. 2-е, испр., — М.: ОПК, 2007.Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: ОПК, 2008.Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2008.Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. – М.: ОПК, 2006, 2007. Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. 7 раздел. Учебное пособие для учащихся. – М.: ОПК, 2009.Справочная литератураБородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.Демонстрационные пособия для работы в классеБородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5–9 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 10–11 классы: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.^ Пособия для учителей по вопросам организации преподавания ОПКБородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007. Дополнительная литература для учащихся и учителей Отдельные произведения по темам русской культуры и литературыБородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007. Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006. Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007. Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006. Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004. Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. – М.: ОПК, 2006. Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005. Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материаловБородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6. Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7. Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. – 2005. – № 1. – С. 47–63. Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). – 2002. – 28 ноября. – №№ 48–51. Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 14–15.Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17.Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 12.Готовятся к изданию новые пособия для учителя, учащихся по разделам программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры».^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСАЧасть I (начальная школа)«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»1 классРАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 30 часовТема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч. Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. ^ Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч. Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России. Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России. ^ Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч. Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.^ Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч. Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. Поэты и художники России – о Москве. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля». Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель. ^ Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч. Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. Тема 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч. Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери. Заключительный урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). ^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 1 ПРОГРАММЫОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. ^ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2005, 2007. 3. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009. 4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007. Справочная литература5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.Демонстрационные пособия для работы в классе6. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007. ^ 2 классРАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 33 часаВводный урок «Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. — 1 ч.^ Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.Самая древняя книга о духовном мире — Библия.Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА ^ И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 28 ч.С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.Рождество Христово.Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.Сретение Господне.Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.Крещение Иисуса Христа.Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.Исцеление расслабленного.Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.Чудесное приумножение хлебов и рыб.Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне.Воскрешение Лазаря.Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.Тайная вечеря.Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса . – Изд. 2-е, 3-е, испр., – М.: ОПК, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России. ^ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. – М.: ОПК, 2006, 2007. 5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007. Демонстрационные пособия для работы в классе7. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007. 3 класс^ РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» — 34 часаТема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч.Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.Как распространялось Евангелие.^ Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7 ч.Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Устроение и значение частей храма. Господь-Вседержитель. Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе. О чём рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе. Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников. Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.Понятие об иконографии. Образ и первообраз.История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость». Представление об истории иконоборчества и иконопочитания.Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ^ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 6 ч.Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна.Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса Христа.Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор, Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей. Небесный Иерусалим.Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидсятница. День Святой Троицы.История и


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.