Вступление
Национальные интересы весьма широкое понятие, которое охватывает целый комплекс экономических, политических и военных проблем. К. числу ключевых элементов обеспечения национальных интересов можно отнести обороноспособность, неуязвимость к внешней опасности, внутриполитическую стабильность, динамичный экономический рост. Очевидно, что механизм привлечения и использования иностранных инвестиций составляет лишь небольшую часть указанных проблем. Однако роль его весьма существенна, если учесть возможность приобретения иностранными инвесторами значительной собственности в России, их участия в разработке природных ресурсов, конверсии военных производств, экспорте дефицитных видов сырья и топлива, масштабных валютных операциях. Все это связано с общим и неоднозначным воздействием мирохозяйственных отношений на развитие страны.
В условиях социализма административная система решала эту задачу просто — наращивание военной мощи, минимальный объем внешнеэкономических связей, в основном посредством торговли, огромные зоны на территории страны, закрытые не только для иностранцев, но и для собственных граждан. Прямые иностранные инвестиции, связанные с получением контроля над предприятием, никак не вписывались в схему централизованных капиталовложений, определявшуюся и контролирующуюся партаппаратом. Такое понимание национальных интересов обернулось для страны труднопреодолимым отставанием в ключевых направлениях научно-технического прогресса, стагнацией экономики и консервацией ее устаревшей структуры.
Рыночные преобразования предполагают интеграцию российской экономики в мировую систему. Для развитых стран Запада именно прямые инвестиции стали главным элементом взаимных экономических связей, в разные периоды, способствуя восстановлению экономики, росту научно-технического потенциала, структурной перестройке хозяйства. Сейчас уже нет необходимости доказывать заметную роль иностранных инвестиций в процессе перехода к рынку, которая видна на примере ряда стран Восточной Европы, Китая. В этой связи главный вопрос для России — четко определить, наконец, какова должна быть ее стратегия в области иностранных инвестиций, с тем, чтобы она соответствовала национальным интересам.
При выработке инвестиционной стратегии должны быть учтены по крайней мере четыре важных фактора.
Первый - непосредственные цели, которые могут быть достигнуты благодаря привлечению иностранных инвестиций. Речь идет не только о стремлении добиться конкретных результатов в переходный период, но и о том, чтобы поставленные цели были достижимы и не противоречили друг другу. Экономическим интересам России отвечало бы участие иностранных инвесторов, прежде всего в решении следующих проблем:
изыскание дополнительных источников финансирования капиталовложений;
эффективная приватизация как посредством перехода государственных активов к новым собственникам, так и путем увеличения доли частных фирм в общем числе российских предприятий и объеме выпускаемой продукции;
структурные сдвиги в экономике, преодоление отсталости структуры за счет создания новых производств;
модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий.
Второй - механизм привлечения и использования иностранных инвестиций. Именно здесь должно в полной мере проявиться понимание национальных интересов и то, каким образом должен сочетаться с ними режим для иностранных инвестиций. Прежде всего это касается принципов формирования самого режима, включая его правовую и административную стороны, ясность, открытость, стабильность.
Главный вопрос, который требует решения, это выбор режима. Будет ли это национальный или преференциальный режим — от этого во многом зависит, придут ли в страну иностранные инвесторы. Двухлетний российский опыт лишний раз подтвердил вывод, следующий из мировой практики: в условиях нестабильности, отсутствия развитой рыночной инфраструктуры идея «чистого» национального режима несостоятельна. В
России она обернулась реальной дискриминацией иностранных инвесторов при общем крайне неблагоприятном инвестиционном климате.
Третий - задачи, наиболее тесно связанные с обеспечением национальных интересов, но достижение, которых может ограничить приток иностранных инвестиции. В число таких задач входят обеспечение национальной безопасности, суверенитет над природными ресурсами, сохранение контроля над ключевыми секторами экономики, охрана культурного достояния страны. Очевидно, что в данном случае речь идет именно о таких сферах, где иностранные инвестиции должны быть запрещены совсем или ограничены. В отношении национальной безопасности это касается, прежде всего, оборонных предприятий, выпускающих различные виды вооружений и располагающих основным технологическим потенциалом России. Наряду с обороной, закрытой областью для иностранных инвесторов могут быть объекты культуры (архитектурные ансамбли, музеи, театры), представляющие для нации несомненную историческую и культурную ценность. Здесь возможно самое широкое международное сотрудничество, включая участие иностранных партнеров в восстановлении памятников российской культуры, но вряд ли целесообразны инвестиции, связанные с приобретением собственности.
Четвертый - интересы и цели потенциальных иностранных инвесторов. Это -весьма существенный фактор, которому пока не уделяется должного внимания. Дело в том, что разрабатываемые в России меры по привлечению финансовых ресурсов слабо учитывают состояние международного рынка капиталов и поведение самих инвесторов. Правительство и законодатели отдают себе отчет, что на мировом рынке существует жесткая конкуренция. Россия же с ее низким рейтингом в силу огромных рисков выглядит крайне неблагоприятно на фоне других стран — потенциальных реципиентов капитала. Необходимо, однако, понять, что Россия вообще не рассматривается пока частными инвесторами за рубежом как участник конкурентной борьбы за международные инвестиции, поскольку в ней не создано стандартных условий для приема инвестиций. Наши преимущества — потенциально емкий рынок, разнообразные природные ресурсы, научно-техническая база и сравнительно квалифицированная рабочая сила — станут конкурентоспособными только после устранения экономических и организационно-административных барьеров на пути инвестиций.
Поэтому, оценивая перспективы притока иностранного капитала, следует также принять во внимание подход самих инвесторов к выбору сфер вложения капитала:
стратегия компаний, исходящая из возможности завоевания новых рынков, сокращения издержек, трансферта технологии, в том числе устаревшей, использования преимуществ кооперации и привлечения новых партнеров, интеграции создаваемых в России предприятий в глобальную (или региональную) сеть своего производства;
оценка инвесторами ситуации в России — стабильность инвестиционного климата. «Цена» вхождения в экономику, инвестиционная привлекательность страны в целом и отдельных регионов, анализ и определение удельного веса важнейших факторов риска:
оценка иных сфер приложения капитала в сравнении с Россией, исходя из краткосрочных целей и долгосрочной стратегии компании.
Инвестиционная привлекательность некоторых регионов даже на фоне общей нестабильности в России может сыграть очень важную роль при сравнении со странами Балтии, Восточной и Центральной Европы, отчасти Китаем.
Глава I. Иностранные инвестиции в экономике России.
1. Инвестиционная стратегия и национальные интересы.
Очевидно, что интересы России в качестве страны-реципиента капитала и цели иностранных инвесторов могут как совпадать, так и существенно различаться. Частные компании заинтересованы в поощрении государством их деятельности, включая предоставление гарантий и льгот, но решающим фактором все равно будут общие условия инвестирования. В свою очередь, Россия, рассматривая иностранных инвесторов как важный источник капитальных средств, технологии, опыта в области управления и маркетинга, не должна допустить подрыва своих национальных интересов в результате непоследовательной и нечеткой политики. В этой связи полезно выделить наиболее типичные примеры (или случаи) совпадения или расхождения интересов России и иностранных инвесторов.
Приведенные ниже случаи только указывают на потенциальную возможность появления тех или иных ситуаций. Очевидно, что политика правительства, правовые и административные меры с точки зрения национальных интересов должны обеспечить условия, отвечающие задачам привлечения иностранных инвестиций и интересам самих инвесторов. Вместе с тем необходимо разработать механизмы, позволяющие блокировать или, по крайней мере, ослаблять нежелательные для экономики России последствия операций иностранных инвесторов.
Меры, способствующие притоку капитала:
Стабильность законодательства;
гарантии и страхование инвестиций; четкое определение прав собственности;
Льготы (финансовые, фискальные, административные);
Транспарентность в отношении закрытых сфер для иностранных инвесторов на международном уровне;
двусторонние соглашения:
— об исключении двойного налогообложения;
— о взаимном поощрении и содействии инвестициям российский рынок;
— участие в системе многосторонних гарантий инвестиций.
Меры, препятствующие притоку капитала:
Нечеткость и запутанность законодательства и регулирующих мер;
Отсутствие разделения полномочий между федеральными и местными властями, включая вопросы собственности;
Низкая ликвидность финансовых средств, обостряемая кризисом неплатежей;
Острая нехватка достоверной информации;
Высокие транзакционные издержки вступления на российский рынок.
Деятельность иностранных инвесторов:
1.Противоречащая национальным интересам:
Стремление установить монополистический контроль над рынком (приобретение российских предприятий с целью удаления конкурентов, ограничения доступа местных партнеров и технологии к ресурсам);
Трансфертное ценообразование (завышение цен на товары, продаваемые на российском рынке, сокращение объема выплачиваемых налогов);
Загрязнение окружающей среды;
«Утечка умов» на иностранные предприятия;
Высокая вероятность банкротства мелких иностранных инвесторов в сравнении с крупными компаниями;
Появление ненадежных в финансовом отношении (возможно криминальных инвесторов).
2.Отвечающая национальным интересам:
Новые крупные инвестиции;
Вложения в перспективные для России отрасли и сферы экономики;
Трансферт передовой технологии;
Поставки технически сложного оборудования;
Создание новых производств;
Современные методы маркетинга и менеджмента.
2. Стимулы к привлечению иностранного капитала.
В наследство от СССР Россия получила острую нехватку продовольствия, других предметов первой необходимости, падение сельскохозяйственного и промышленного производства, полное исчерпание золотовалютных резервов. Не только для закупки недостающих товаров, но даже для приема гуманитарной и технической помощи, которую западные страны начали оказывать еще Советскому Союзу, потребовалось привлечь внешние кредиты.
Условием получения кредитов, в свою очередь, стало решение еще более крупной и долгосрочной проблемы — урегулирования внешнего долга Советского Союза. К концу 1991 г. он составлял огромную сумму — около 65 млрд. долл. Осенью 1991 г. бывшие союзные республики взяли на себя солидарную (общую и раздельную) ответственность перед западными кредиторами за внешний долг СССР, разделив его по выработанной формуле (доля России — 61%). Но большинство из них, оказавшись неплатежеспособными, так и не приступили к выполнению своих обязательств. Чтобы не лишиться возможности получения новых кредитов, Россия по общей договоренности взяла на себя ответственность за все 100% внешнего долга СССР Позже к нему прибавились выявившиеся внешнеторговые долги бывшим партнерам по СЭВ в Восточной Европе (29 млрд. долл.) и некоторым другим странам.
Правда, формально Россия получила компенсацию в виде одновременного перехода к ней внешних авуаров бывшего СССР. И главным элементом являлись кредиты ряду развивающихся и социалистических стран в сумме 86 млрд. руб., или, при пересчете по официальному курсу рубля тех лет — 14 млрд. долл. Это создавало впечатление возможного покрытия всех внешних долгов за счет получения платежей по кредитам, предоставленным развивающимся и социалистическим государствам. Но это была только видимость. Основную часть активов составляли «специальные кредиты» на поставку вооружений. По разным причинам их оказалось невозможно или крайне трудно взыскать. Что же касается платежей по кредитам гражданского назначения, то они были невелики и осуществлялись товарами, а стало быть, не могли использоваться для покрытия долгов Западу.
Потребности России во внешних ресурсах усиливались в связи с особенностями ее экономического развития в ходе реформ. Одной из них стала острая необходимость в капиталовложениях для осуществления конверсии гипертрофированной военной промышленности — основы всей бывшей советской промышленной структуры. реструктуризации огромной, но неэффективной угольной промышленности, обновления оборудования, устаревшего практически во всех отраслях экономики, создания целого ряда отсутствовавших отраслей гражданского назначения. За годы реформ капиталовложения не только не выросли, но из-за отсутствия средств сократились еще больше, чем валовой внутренний продукт.
Выявились и крайне тяжелые социальные последствия начатых реформ. Курс на борьбу с инфляцией, достигшей чрезвычайных размеров, стал основой экономической политики правительства, необходимой предпосылкой для возобновления хозяйственного роста. В результате в июне 1996 г. месячный прирост цен упал ниже 1%, тогда как еще в начале 1995 г. он превышал 20%, а в 1992 г. в среднемесячном исчислении находился на уровне 31%. Но это было достигнуто за счет жесткой кредитно-денежной политики, экономии расходов на социальные нужды и финансирование таких важных сфер, как образование, здравоохранение, наука.
Положение еще более усугубилось из-за кризиса неплатежей между предприятиями. Это повлекло за собой, наряду с долгами бюджету, многомесячные задержки с выплатой заработной платы и вызвало такие острые формы социального протеста, как забастовки и голодовки, что создало угрозу дальнейшей судьбе реформ.
Ситуация осложнилась и в связи с некоторыми неблагоприятными явлениями во внешнеэкономической сфере. В целом внешняя торговля внесла заметный вклад в процесс реформ. В 1995 г. ее оборот, хотя еще и не достиг показателей 1990 г., превышал уровень 1992 г. в 1,5 раза. Особенно увеличился экспорт. Его расширение послужило стимулом оживления производства в цветной и черной металлургии, химии, целлюлозно-бумажной промышленности, некоторых отраслях машиностроения. Импортная продукция стала важным фактором пополнения товарных ресурсов, насыщения внутреннего рынка.
Достигнуто большое активное сальдо торгового баланса. Резко возросли золотовалютные запасы, приблизившись к размерам трехмесячного импорта, что в мировой практике рассматривается как положительный показатель. Спасаясь от инфляции, население накопило инвалютные авуары, оцениваемые примерно в 20 млрд. долл. -больше, чем сумма официальных валютных резервов. В то же время происходит бегство капитала, составившее, по скромным оценкам, от 4 млрд. до 10 млрд. долл. в год, несмотря на меры по его ограничению. Россия превратилась в вынужденного кредитора Украины и некоторых других бывших союзных республик ввиду их неспособности расплатиться за поставки подорожавших энергоносителей. Их задолженность на начало 1996 г. оценивалась в 8 млрд. долл.
3. Официальные ресурсы привлечения капитала.
В привлечении средств из-за рубежа Россия опирается, прежде всего на официальные ресурсы. Их доля возросла с 26% в 1992 г. до 58% в 1995 г. На протяжении первых трех лет реформ наиболее крупные суммы поступили по статье «трансферты». куда входит гуманитарная и техническая помощь. Большое значение имели переводы средств из ФРГ на строительство 40 тыс. квартир для военнослужащих подразделений. выведенных из ГДР. Суммы на подобные цели поступали и из некоторых других государств. С 1994 г. Россия возобновила использование двусторонних официальных кредитов. Но особенно нужно отметить поступление средств из международных финансовых учреждений (многосторонние кредиты) и прежде всего из МВФ.
В соответствии со своей квотой Россия как член МВФ имеет право на получение кредитов поддержки (резервных кредитов) на сумму в 6,3 млрд. долл. в год при условии выполнения своих обязательств по оздоровлению экономики. Главные среди них -снижение темпа инфляции и уменьшение дефицита госбюджета. В 1992-1994 гг. инфляция, хотя и снижалась, не была доведена до обещанных параметров. В связи с этим Россия смогла получить по первому соглашению, заключенному с МВФ уже в июне 1992 г., лишь его небольшую часть в сумме 1 млрд. долл. В последующие годы поступление средств несколько увеличилось, но лишь за счет специально созданного фонда «системной трансформации», средства которого предоставлялись на менее жестких условиях. И только в 1995 г. Россия смогла по вновь заключенному соглашению впервые получить кредит от МВФ в пределах своей квоты.
Начался приток средств из международных банков. С МБРР, кредиты которого предоставляются только под гарантию государства, заключено около 30 соглашений о кредитах на макроэкономические цели и решение наиболее острых структурных
народнохозяйственных проблем. Общая их сумма — более 6,5 млрд. долл., что уступает только кредитованию Индии и Китая. Но из-за длительных процедур выделения, реально Россия к середине 1996 г. получила лишь 1,2 млрд. долл. ЕБРР к концу 1995 г. одобрил свое участие в 43 инвестиционных проектах в России (общей стоимостью в 4 млрд. долл.) на сумму 1,4 млрд. долл. в виде кредитов или временных вложений в акции (стартовый капитал) по проектам. Но по тем же причинам, что и в случае с МБРР, реально к середине 1996 г. поступило 223 млн. долл.
Обращение России к многосторонним кредитам влечет за собой увеличение государственного долга, на этот раз уже собственного. Но это отнюдь не означает ее закабаления, как это иногда пытаются утверждать противники рыночных реформ. И дело здесь не только в том, что эти кредиты предоставляются, как правило, на более благоприятных условиях, чем обычные коммерческие. Важно подчеркнуть, что они содействуют решению главных задач, стоящих перед страной, и тем самым приближают время ее перехода к самовоспроизводящемуся росту. В частности, в 1995 г. за счет кредита МВФ было покрыто на безинфляционной основе около 1/3 дефицита государственного бюджета, и это помогло снизить рост цен.
Кредиты МВФ облегчают решение и макроэкономических и труднейших конкретных проблем. В числе последних можно упомянуть реструктуризацию угольной промышленности, в которой особенно проявилось социальное напряжение, обеспечение многих городов городским транспортом, строительство мостовых переходов через крупнейшие реки, повышение эффективности сельского хозяйства, расширение жилищного строительства, укрепление банков и др.
Помимо притока новых средства из-за рубежа, Россия в годы реформ смогла получить и облегчение по обслуживанию советского долга. Трижды приходившиеся на соответствующие годы платежи в своей значительной части откладывались на 10 лет. Кроме того, образовались и просрочки. Это дало России весьма значительную, хотя и временную, экономию собственных ресурсов.
В ближайшие годы, очевидно, можно ожидать дальнейшего поступления значительных средств из официальных источников. В марте 1996 г. заключено новое, на этот раз долгосрочное соглашение с МВФ. При выполнении взятыех на себя обязательств по продолжению стабилизационной политики и рыночных реформ Россия может получить в 1996-1998 гг. кредит в сумме 10,2 млрд. долл. — второй по величине в истории МВФ. Расширится поступление ресурсов из международных банков. После заключения соглашения с МВФ предоставили кредиты на межправительственной основе Германия и Франция (соответственно 4 млрд. марок и 1,5 млрд. фр.). Но особенно нужно отметить договоренности, пока предварительные, о кардинальном облегчении на ближайшие годы бремени советских долгов. Если соглашения вступят в силу, то выплаты долга официальным кредиторам («Парижскому клубу») в сумме около 38 млрд. долл. и коммерческим банкам («Лондонскому клубу») — в сумме 32 млрд. долл. будут отложены на 25 лет при льготном периоде в 6-7 лет. Тем временем Россия сможет встать на ноги, и выполнение этих обязательств уже не будет составлять большого труда.
4. Частные средства.
Россия приступила также к привлечению иностранного частного капитала. Хотя относительное его значение уменьшилось, в абсолютном выражении его приток в 1995 г… так же как и приток средств из официальных источников, увеличился более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом. При этом поступление возросло по всем основным видам частных ресурсов, исключая облигации, к размещению которых за рубежом Россия пока не приступила. Но особенно нужно отметить возобновление использования экспортных кредитов. Это отразило не только потребности страны в финансировании импорта, но и возросшее доверие к российским деловым кругам.
В ближайшие годы можно ожидать дальнейшего увеличения поступления иностранных средств в виде различного рода частных кредитов. Только в конце 1995-1996 гг. правительством были приняты решения о целесообразности привлечения коммерческих кредитов ФРГ, Франции, Японии, Канады, США на сумму свыше 1 млрд. долл. под правительственные гарантии с целью закупки оборудования для важных народнохозяйственных объектов. Новым явлением стало активное включение субъектов федерации в самостоятельное привлечение иностранных кредитов. В частности, немецкие банки в начале 1996 г. открыли кредитные линии на сумму 4,3 млрд. марок администрациям Пермской, Самарской, Челябинской и Волгоградской областей под закупку оборудования для промышленных предприятий. Крупные кредиты даны также банками США, Турции и Японии.
5. Иностранные прямые инвестиции.
Россия традиционно рассматривает прямые инвестиции как наиболее эффективную форму привлечения иностранных ресурсов — подход, сложившийся еще в Советском Союзе. В наши дни он основывается на послевоенном мировом опыте, показавшем эффективность использования иностранных прямых инвестиций для ускорения развития производительных ели.
Этот подход нашел свое отражение и в российском законодательстве. Вопросам привлечения зарубежных средств в виде прямых капиталовложений посвящен главный закон, регулирующий приток иностранных инвестиций в Россию. Это — «Закон об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый в 1991 г. В соответствии с ним и другими законами Россия предоставляет иностранным инвесторам, как это принято в международной практике, национальный режим, то есть режим в принципе не хуже того, которым пользуются национальные деловые круги.
Но для предприятий, в акционерном капитале которых иностранная доля превышает 30%, предусмотрены некоторые льготы в области импорта, экспорта и валютного режима. В 1995 г. к ним добавилось временное освобождение от уплаты импортных пошлин при крупных инвестициях в обрабатывающую промышленность. Особенно, однако, следует отметить закон «О соглашениях, о разделе продукции» (после длительных и бурных его обсуждений в парламенте), создающий более стабильный долгосрочный налоговый режим для крупных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа.
Вместе с тем инвестиционный климат в России, несмотря на стремление улучшить его, остается неблагоприятным. Этому способствуют политическая нестабильность, спад производства, кризис взаимных неплатежей. Большую роль играет также несовершенство и нестабильность налогового законодательства. В поисках доходов для бюджета власти в последнее время неоднократно ухудшали налоговые условия для деятельности иностранных инвесторов. Постоянно ужесточается внешнеторговый режим. Фирмы с иностранным капиталом, как и российские, страдают и от криминогенности, нехватки и дороговизны офисных помещений, а также жилья, общего удорожания жизни в стране. Не случайно, поэтому в составляемых различными международными агентствами списках стран, расположенных по степени нарастающего риска для иностранных инвестиций, Россия отводится одно из мест в заключительной их части.
В результате иностранные прямые инвестиции в России в целом остаются весьма скоромными. Их накопленная сумма составляет лишь около 6-7 млрд. долл. Это примерно 60% инвестиций, накопленных Венгрией, и не идет ни в какое сравнение с показателями Китая. Доля России в мировом импорте иностранных инвестиций, а также в их накопленной сумме не достигает и 1%. Нынешний приток также удовлетворяет лишь менее 1/4 российских потребностей, которые оцениваются в 12-15 млрд. долл. в год.
За последнее время зафиксирован ряд случаев свертывания бизнеса иностранными инвесторами. Отказалась от продолжения операций в Санкт-Петербурге известная немецкая обувная фирма «Саламандер», одной из первых пришедшая на российский рынок. Свернул свою деятельность крупнейший горнорудный концерн «Ар-Ти-Зет». Не реализовались некоторые крупные проекты в авиамоторостроении и автомобильной промышленности. Но эти случаи носят единичный характер. Общее же число фирм с участием иностранного капитала, несмотря на неблагоприятный инвестиционный климат,
продолжает быстро увеличиваться. К началу 1996 г. оно составило 14,6 тыс., показав рост по сравнению с предыдущим годом на 10%, а по сравнению с 1992 г. — в 7 раз. Ныне свои инвестиции в России имеют деловые круги свыше 100 стран. Крупнейшие инвесторы — США, Швейцария, ФРГ, Великобритания, Бельгия, Франция, Нидерланды. По числу предприятий одно из первых мест — у Китая.
Хотя средний размер иностранных инвестиций невелик, основная часть осуществляется небольшой группой крупных фирм. К началу 1996 г. на российском рынке активно действовали многие ведущие фирмы развитых стран, транснациональные корпорации. К ним присоединились фирмы Южной Кореи, Турции, Индии, Сингапура. Растет число предприятий с капиталом стран Восточной Европы, а также стран СНГ.
Иностранные инвестиции пришли уже практически во все отрасли российской экономики. Свыше половины их приходится на различные отрасли промышленности. Лидером является топливная промышленность, что отражает, прежде всего, приток инвестиций в добычу нефти. Довольно крупные вложения осуществлены в такие отрасли, как пищевая, машиностроительная, целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая. Если учесть и строительство, то окажется, что фактически 3/5 притока иностранных прямых инвестиций пошло в сферу материального производства. Это, несомненно, соответствует российским представлениям о роли, которую призваны играть иностранные инвестиции.
Но крупными сферами приложения стали и другие отрасли, требовавшие серьезной модернизации: торговля и общественное питание (1-ое место по числу предприятий с иностранным участием), сфера финансов, кредита и страхования, связь. Отмечен приток инвестиций в науку и научное обслуживание, переживающие особенно большие трудности.
Возросла роль предприятий с иностранными инвестициями. В условиях падения производства в стране выпуск продукции на них увеличивался, увеличивалась и занятость при росте безработицы. По производительности труда и средней заработной плате их опережение по сравнению со средними показателями всей промышленности было трехкратным.
Особо заметны положительные итоги деятельности этих предприятий и в отдельных отраслях экономики. Восстановлены многие вышедшие из строя нефтяные скважины и освоены месторождения с трудными условиями добычи. Налажено производство ряда современных высокотехнологичных видов продукции — газовых турбин, дефицитных видов электро кабеля, телефонн