Экономическоеразвитие и политические мотивы стран Североатлантического блока НАТО
29 марта 2004 года семь стран — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония — официальностали членами НАТО со всеми преимуществами и обязанностями, которыеподразумевает членство в Североатлантическом союзе. Расширение НАТО увеличиваетзону безопасности и стабильности в Европе, и тем самым под защитным«зонтиком» НАТО оказывается дополнительно около 45 миллионов гражданстран Европы.
Пятый раунд расширения НАТО — второй со времени окончания холодной войны — поистине наиболее масштабен, таккак в нем приняло участие столько же стран, сколько за все предыдущие четырераунда. По словам генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера: «Онстанет важным шагом вперед к выполнению долгосрочной цели НАТО: созданиюсвободной, единой и безопасной Европы, которой присущи мир, демократия и общиеценности.»
Для семи новых членов — а все онипринадлежат к бывшим центрально-европейским коммунистическим государствам — вступление в НАТО стало кульминацией долгого подготовительного процесса,занявшего большую часть десятилетия.
Все семь стран присоединились кпрограмме НАТО Партнерство ради мира вскоре после ее создания в 1994 году, ивпоследствии их отношения с Североатлантическим союзом все больше укреплялись иуглублялись, благодаря их стремлению стать членами НАТО. С 1999 года все этистраны активно сотрудничали в рамках Плана подготовки к членству (ППЧ)),программы, предусматривавшей консультации, содействие и практическую поддержкус целью оказания странам, желающим присоединиться к НАТО, помощи по приведениюих в соответствие со стандартами организации.
При этом семь новыхгосударств-членов провели всеобъемлющие и непростые реформы в целом рядеобластей, выходящих далеко за рамки вопросов обороны и безопасности и военныхструктур. Во время проведения данных реформ эти страны, наряду с другимигосударствами-партнерами НАТО, также приняли участие во многих операцияхСевероатлантического союза, включая миротворческие операции под руководствомНАТО на Балканах и в Афганистане.
Участие в этих операциях позволилостранам продемонстрировать, что они способны не только быть«пользователями» безопасности, -благодаря предусмотренной в Статье 5Вашингтонского договора гарантии коллективной безопасности, — но и могутвносить вклад в ее обеспечение и усиление стабильности в Евроатлантическомрегионе и за его пределами.
Расширение НАТО — отнюдь не новоесобытие. За 55 лет, прошедшие с того момента, когда 12 государств основалиСевероатлантический союз, число ее членов выросло до теперешних 26. Расширениепредставляет собой поступательный и динамичный процесс, происходящий всоответствии со Статьей 10 Вашингтонского договора, в которой указано, чточленом организации может стать любое «европейское государство, способноеразвивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасностьСевероатлантического региона».
Оба раунда расширения — недавний,а также вступление в него новых стран — Венгрии, Польши и Чешской республики — произошедшее в 1999 году, впервые со времени окончания холодной войны, — способствовали укреплению НАТО, упрочению безопасности и укреплениюстабильности в Европе. Тем не менее, в начале 1990 годов многие политологисомневались в том, что расширение что-либо даст существующим членам в планеповышения сплоченности и солидарности Североатлантического союза, и опасалисьего возможного отрицательного влияния на отношения с другими государствами.
В 1995 году Североатлантическийсоюз осуществил и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, вкотором рассматривались преимущества приема новых членов и пути их интеграции.В заключение указывалось, что окончание холодной войны предоставилоисключительную возможность улучшить и упрочить безопасность во всемЕвроатлантическом регионе, и что расширение НАТО будет способствоватьукреплению стабильности и безопасности в целом.[1]
Страны, стремившиеся к членству вНАТО, должны были продемонстрировать выполнение ими определенных требований.Это, в том числе, предусматривало предоставление доказательств того, что вкаждом их них действует демократия и политическая система, основанная нарыночной экономике, что их подход по отношению к меньшинствам соответствуетруководящим указаниям ОБСЕ, урегулированы неразрешенные споры с соседнимигосударствами, заявлено об общей приверженности мирному урегулированию споров,имеется способность и готовность выделять военные силы и средства в Североатлантическийсоюз и достигнуть оперативной совместимости с войсками других государств-членови приверженность демократическим военно-гражданским отношениям и структуреинститутов.
После приема в организацию новыечлены начинают пользоваться всеми правами и выполнять все обязанности членов вмомент их присоединения. Это включает принятие всех утвержденных прежде другимичленами НАТО принципов, направлений политики и процедур.
На прошедшей в ноябре 2002 годаПражской встрече в верхах Североатлантического союза семи новымгосударствам-членам НАТО было предложено начать переговоры о присоединении.Переговоры проходили в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, и в них принимали участиегруппы специалистов НАТО и представителей каждой из стран-кандидатов.Неотъемлемым элементом переговоров являлось официальное подтверждениекандидатами их заинтересованности, готовности и способности выполнятьполитические, правовые и военные обязанности и обязательства, связанные счленством в НАТО, как указано в Вашингтонском договоре и Исследовании орасширении НАТО.
Переговоры предусматривалиорганизацию двух сеансов работы с каждой страной-кандидатом. На первом сеансеобсуждались политические, оборонные или военные вопросы, главным образом длятого, чтобы установить выполнение предварительных условий для членства. Второйсеанс имел более техническую направленность и включал обсуждение ресурсов,безопасности и правовых вопросов, а также взносов каждого новогогосударства-члена в совместный бюджет НАТО. Размер взносов устанавливался на пропорциональнойоснове в зависимости от экономического веса стран в сравнении с другимистранами-членами Североатлантического союза.
Государствам-кандидатам необходимобыло также подписать и ратифицировать соответствующие правовые документы,принять меры к обеспечению защиты секретной информации НАТО и подготовить ихслужбы безопасности и разведки для работы со Службой безопасности НАТО. Чтокасается правовой сферы, страны-кандидаты должны были подписать ряд соглашенийо статусе сил, а также по техническим и информационным вопросам. Это включалоВашингтонский договор, Лондонское соглашение 1951 года о статусе сил иПарижский протокол 1952 года о статусе международных военных штабов.«Статус сил» предусматривает условия, в соответствии с которыми силысоюзников по НАТО могут действовать в стране НАТО, например, в рамках ученийили развертывания войск для проведения операций.
В результате переговоров оприсоединении каждая страна представила график проведения необходимых реформ,часть которых являлись долгосрочными, и поэтому их реализация должна былапродолжиться и после даты вступления. График опирался на несколькосоставляющих, включая существующие цели ППЧ, «цели партнерства»(эквивалент «целей в отношении сил», устанавливаемых в НАТО дляподсчета через регулярные промежутки времени военных сил и средств, выделяемыхкаждым государством-членом в Североатлантический союз), и Ежегодную национальнуюпрограмму каждой страны (которую составляет всякая трана, подписавшая ППЧ, длярассмотрения и утверждения НАТО).
На втором этапе процессавступления в организацию каждая страна-кандидат должна была подтвердить принятыеей обязанностей обязательства члена, включая график проведения реформ, в формеписьма о намерениях от министра иностранных дел страны, адресованного генеральномусекретарю НАТО.
На третьем этапе НАТО предстоялаподготовка Протоколов о присоединении к Вашингтонскому договору для каждогокандидата. Эти протоколы по существу являются поправками или дополнениями кДоговору и становятся впредь неотъемлемой частью самого Договора. 26 марта 2003года их подписали послы стран НАТО, официально подготовив почву дляприсоединения стран-кандидатов к Договору и давая тем самым возможностьпредставителям стран-кандидатов впредь присутствовать на заседанияхСевероатлантического совета и большинства комитетов НАТО в качественаблюдателей.
На четвертом этапе правительствагосударств-членов НАТО должны были ратифицировать протоколы в соответствии снациональными требованиями и процедурами. Разные страны применяют различныепроцедуры ратификации. Например, для утверждения законов в Сенате СоединенныхШтатов требуется большинство в две трети голосов, других странах, например, вВеликобритании, отсутствует необходимость в официальном голосовании вПарламенте. Данный процесс закончился для всех государств-членов НАТОратификацией протоколов во французском Сенате 5 февраля 2004 года.[2]
Это позволило перейти кзаключительному пятому этапу процесса вступления, а именно присоединению кпротоколам каждой страны-кандидата в соответствии с их национальнымипроцедурами, а затем — передаче документов о вступлении на хранение вГосударственный департамент США, государствадепозитария Вашингтонскогодоговора, на церемонии в Белом Доме в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия,29 марта 2004 года. Именно здесь семь стран официально стали членамиСевероатлантического союза.
Пятый раунд расширения НАТО небудет последним. Дверь в НАТО остается открытой для новых членов в будущем. Внастоящее время в ППЧ участвуют Албания, бывшая Югославская республикаМакедония и Хорватия.
Со времени Пражской встречи вверхах НАТО увеличила помощь Албании и бывшей Югославской республике Македониив области военной реформы и реформы силового сектора, чтобы помочь обеимстранам подготовиться к будущему членству в Североатлантическом союзе. Будеттакже рассматриваться возможность вступления в НАТО Хорватии, присоединившейсяк ППЧ в 2002 году, в зависимости от успешного осуществления ее программы реформи соблюдения международных обязательств, включая сотрудничество с Международнымуголовным судом по бывшей Югославии.
В соответствии с Вашингтонскимдоговором и при согласии всех государств-членов Североатлантического союза,членом НАТО может стать любая другая желающая присоединиться к нему европейскаястрана.
План подготовки к членству (ППЧ)представляет собой программу консультаций, помощи и практической поддержкиНАТО, построенную с учетом потребностей отдельно взятых стран, желающихприсоединиться к Североатлантическому союзу. Она была введена в действие вапреле 1999 года на Вашингтонской встрече в верхах НАТО для оказания помощи поподготовке к членству странам, стремящимся вступить в организацию. Этот процессво многом основывался на опыте, накопленном в ходе присоединения к НАТОВенгрии, Польши и Чешской республики, которые вступили в нее в 1999 году — впервый после окончания холодной войны раунд расширения Североатлантическогосоюза.
Главными характеристиками ППЧявляются подача странами-претендентами на членство в НАТО индивидуальныхежегодных национальных программ подготовки к возможному будущему членству,включая вопросы политики, экономики, обороны, ресурсов, безопасности и правовыевопросы; целенаправленный и беспристрастный механизм «обратной связи»о ходе выполнения странами-претендентами их программ, предусматривающийполитические и технические консультации, а также ежегодные встречи между всемигосударствами-членами НАТО и отдельными странами-претендентами на уровнеСевероатлантического совета для оценки хода выполнения; и подход к планированиюобороны для стран, стремящихся вступить в НАТО, в который входят выработка ианализ согласованных целей планирования.
Участие в ППЧ помогает готовитьстраны-претенденты к членству в Североатлантическом союзе, но не дает гарантиибудущего членства. Тем не менее, все семь стран, вступивших в НАТО 29 марта2004 года, извлекли пользу из ППЧ, как и нынешние страны-претенденты -Албания,бывшая Югославская республика Македония и Хорватия.
В 1995 году Североатлантическийсоюз провел исследование с целью изучения преимуществ и путей будущеговступления в НАТО новых членов. В Исследовании о расширении НАТО делаетсявывод, что с окончанием холодной войны и роспуском Варшавского договорапоявилась необходимость и, одновременно, исключительная возможность улучшить иупрочить безопасность во всем Евроатлантическом регионе без воссоздания«водоразделов».
В Исследовании делается и другойвывод — о том, что расширение должно способствовать укреплению стабильности ибезопасности во всех странах Евроатлантического региона путем поощрения иподдержки демократических реформ, включая установление гражданскогодемократического контроля над вооруженными силами; формирование моделей иобычаев отношений между членами НАТО, основанных на укреплении сотрудничества,консультаций и консенсуса; и содействие добрососедским отношениям. Оно увеличиттранспарентность в оборонном планировании и составлении военного бюджета, темсамым укрепляя доверие среди государств, и усилит общую тенденцию к болеетесным интеграции и сотрудничеству в Европе. В Исследовании также делаетсявывод, что расширение укрепит способность Североатлантического союза вноситьвклад в европейскую и международную безопасность и укрепит и расшириттрансатлантическое партнерство.
Говоря о путях расширения,Исследование подтверждает, что, как и в прошлом, любой раунд расширения НАТОбудет происходить путем присоединения новых государств-членов к Вашингтонскомудоговору в соответствии со Статьей 10. Вступив в организацию, новые члены будутпользоваться всеми правами и выполнять все обязанности членов. К моментуприсоединения им необходимо будет принять и соблюдать принципы, направленияполитики и процедуры, уже утвержденные всеми членами Североатлантическогодоговора.
Оговариваются и другие условия,включая необходимость урегулирования странами-кандидатами этнических споров иливнешних территориальных споров мирными средствами до того, как они смогут статьчленами НАТО. Способность заинтересованных государств участвовать с помощьювоенных сил и средств в коллективной обороне, миротворчестве и в выполнениидругих новых задач Северо-атлантического союза будет также являться факторомпри принятии решения о том, чтобы предложить или не предложить им вступить вНАТО. В конечном итоге, заключает Исследование, союзники по НАТО будут наоснове консенсуса принимать решение о предложении о вступлении для каждогонового члена, и такое решение будет основано на том, будет ли членствокакой-либо отдельной страны способствовать безопасности и стабильности в Североатлантическомрегионе.
С момента создания НАТО в 1949году в Североатлантический союз было принято несколько новых государств врамках пяти раундов — в 1952, 1955,1982, 1999 и 2004 годах. Таким образом,число членов организации от 12 государств-основателей -Бельгии, Великобритании,Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии,Португалии, Соединенных Штатов и Франции -выросло до 26.
Первый раунд расширения прошел в1952 году, и в результате в организацию вступили Греция и Турция, тем самымуглубляя безопасность и стабильность в Юго-Восточной Европе. Три года спустя в1955 году 15м по счету членом НАТО стала Федеративная республика Германия. А16м членом Североатлантического союза в 1982 году стала Испания. Послевоссоединения Германии в 1990 году под защитным «зонтиком» НАТОоказалась вся Германия, включая территорию бывшей Германской демократическойреспублики.
Произошедшие по окончании холоднойвойны падение Берлинской стены и роспуск Варшавского договора открыливозможность дальнейшего расширения НАТО. Новые демократии Центральной иВосточной Европы стремились вступить в Североатлантический союз для того, чтобывойти в состав евроатлантических институтов и укрепить свою свободу.
На Мадридской встрече в верхах в1997 году Венгрии, Польше и Чешской республике было предложено начатьпереговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми вступившимив НАТО бывшими членами Варшавского договора. Болгарии, Латвии, Литве, Румынии,Словакии и Эстонии, все из которых в прошлом были участниками Варшавскогодоговора, и Словении было предложено начать переговоры о вступлении на Пражскойвстрече в верхах Североатлантического союза в 2002 г.
1949 Великобритания, Дания,Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия,Соединенные Штаты и Франция.
1952 Присоединение Греции и Турции
1955 Присоединение Федеративнойреспублики Германии
1982 Присоединение Испании
1990 В результате воссоединенияГермании территория бывшей Германской демократической республики становится частьюСевероатлантического союза.
1999 Присоединение Венгрии, Польшии Чешской республики
2004 Присоединение Болгарии,Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии
Организация НАТО создана, чтобызащищать маленькие страны, которые пользуются в Альянсе теми же правами, что ибольшие. К примеру, Исландия — маленькая страна, у которой даже нет своейармии, но которая, будучи членом НАТО, обладает таким же правом вето, как илюбая другая. Политическое руководство НАТО на уровне генерального секретаря обеспечивается,как правило, европейцами, в то время как оперативное военное управлениеделегируется американцам, финансовый и материальный вклад которых в НАТОнаиболее внушителен. «Чем больше вклад, тем виднее место», — нескрывают в НАТО. Опять же, страны, которые выходят с теми или инымиинициативами, их же и оплачивают.[3]
Остальные страны-члены обязанытратить около 3% своих ВВП на военные расходы, согласованные в рамках НАТО.Чтобы избежать дублирования, для каждой страны определяется свой «нишевыйпотенциал» — область, в которой, по мнению экспертов НАТО, страна обладаетзаметными сравнительными преимуществами. К примеру, Румыния развивает горнуювертолетную службу, Чехия — средства защиты от биологического оружия, Литва — выращивает собак и обучает их и т.д. Так, к примеру, если бы Молдова решиластать членом НАТО, не исключено, она смогла бы найти использовать свой«нишевый потенциал» в производстве специальных продуктов питания длялетчиков и подводников, как это было во времена Советского Союза. Как отмечаютсотрудники НАТО, бюджет самой организации достаточно скромен и последниедесятилетия не меняется, несмотря на расширяющиеся обязанности. На военныеоперации средства стран-участниц привлекаются дополнительно. Также у НАТО естьвозможность привлекать средства международных финансовых организаций в случаенеобходимости. Примером тому может служить натовский фонд Trust Fund,выполняющий экологические функции по уничтожению залежей ненужных вооружений ихимических веществ в странах-членах и странах-партнерах, число которыхдостигает 20.
Динамика военных расходовстран-членов НАТО представлена в табл.
Страны-члены НАТО: доля военных расходов в ВВП (1983-2033)Страна 1983 1986 1989 1992 2003 Северная Америка Канада 2,1 2,1 2,0 1,9 1,9 США 0,4 6,6 5,8 5,1 4,8 Европа Бельгия 3,2 3,0 2,5 1,9 1,8 Дания 2,5 2,0 2,1 2,0 2,0 Франция 4,1 3,9 3,6 3,4 3,4 ФРГ 3,4 3,1 2,8 2,7 2,6 Греция 6,3 6,1 5,7 5,5 5,4 Италия 2,1 2,1 2,3 2,0 2,0 Люксембург 1,2 1,1 1,1 1,2 1,2 Голландия 3,2 3,1 2,9 2,5 2,3 Норвегия 3,1 3,1 3,3 3,3 3,2 Португалия 3,3 3,2 3,2 3,0 2,9 Испания 2,4 2,2 2,1 1,6 1,5 Турция 4,8 4,8 4,3 4,7 4,8 Великобритания 5,1 4,8 4,0 4,0 3,8
Стратегической концепцииСевероатлантического союза, планы НАТО и параметры активности ее вооруженныхсил претерпели существенные изменения. В период с 1990 по 1996 гг. расходыстран НАТО сократились на 22 %, а средняя доля расходов на оборону в ВВПснизилась с 4,1 до 2,8 %.
Урезание бюджетных ассигнованийпривело к сокращению численности войск, приданных НАТО. На 35 % были сокращеныосновные боевые части и подразделения сухопутных сил (с 354 в 1990 г. до 231бригадных эквивалентов сегодня), на 32 % — основные, приданные НАТО,военно-морские силы (с 500 основных боевых единиц ВМС до 350), на 41 % — боевыеэскадрильи ВВС НАТО (с 240 эскадрилий до 160).
Кроме того, существенно сниженаготовность сил к немедленному реагированию в случае кризиса или войны. НАТОсокращает не только войска — почти на 30 %, но и органы боевого управления — число штабов альянса сокращается с 65 до 20, при этом не планируется создаватьштабы НАТО на территориях новых членов блока.
Список литературы
1 www.nato.int/issues/enlargement/index.htm.
2 http://www.ipolitics.ru/projects/think/article13.htm
3 http://commi.narod.ru/txt/1995/0402.htm