Реферат по предмету "Международные отношения"


Стратегия инвестиционной политики современной России и иностранных государств

Стратегия инвестиционной политики современной России ииностранных государств
 

Содержание
 
Введение… 3
1.Инвестиционное сотрудничество России и Германии… 5
1.1 История развития российско-германского сотрудничества… 5
1.2 Инвестиционное сотрудничество России и Германии: основные вопросы ипроблемы… 7
2. Стратегия инвестиционной политики России и иностранных государств 10
2.1 Инвестиционная политика России… 10
2.2 Стратегия усовершенствования инвестиционной политики… 15
2.3 Стратегия инвестиционной политики Германии… 17
2.4 Россия и Германия: обмен опытом инвестиционной политики… 30
Заключение… 34
Список литературы… 35
Введение
Насовременном этапе развития российской экономики многие экономисты ставятвопросы о продуманной экономической политике государства.
Правильнаяэкономическая политика государства является залогом успешного развития страны вцелом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика.Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя,регулятора и многих других.
Анализпроблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу осовершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционнойполитики заключена в создании «будущего» экономики: определению приоритетныхотраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.
Однойиз немаловажных проблем является наличие у многих крупных компаний и олигархии,в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, ненаправленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или«бегство капитала».
Такжеявляется проблема привлечения немалых средств населения, а следовательно ивосстановления доверия к государству.
Всесказанное выше подтверждает актуальность темы проведения правильнойгосударственной инвестиционной политики.
Цельработы: рассмотреть стратегию инвестиционной политики России и иностранныхгосударств.
Длядостижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) рассмотреть историю, современноесостояние и выделить основные проблемы инвестиционного сотрудничества России иГермании;
2) сравнить стратегии инвестиционнойполитики России и иностранного государства (на примере Германии);
3) рассмотреть инвестиционный климати инвестиционную политику Германии;
4) рассмотреть инвестиционный климати инвестиционную политику Российской Федерации;
5) выделить особенности стратегийинвестиционной политики России и Германии и определить различия и общие черты;
6) подвести итоги по вопросу «Стратегияинвестиционной политики России и иностранных государств»;
1.Инвестиционное сотрудничество России и Германии 1.1История развития российско-германского сотрудничества
Историяинвестиционного сотрудничества России и Германии насчитывает более полуторавеков. Взаимное переплетение капиталов всегда играло важную роль вэкономическом развитии государств. В этой сфере был вынужденный почтишестидесятилетний перерыв, и лишь с конца 80-х годов прошлого века двусторонниеотношения стали возрождаться. За последнее десятилетие получены неплохиерезультаты, но имеющийся потенциал сотрудничества пока используется далеко неполностью.
Россиявсегда привлекала немецких инвесторов. История российско-германскогоэкономического инвестиционного сотрудничества уходит своими корнями в XIX век.Для немецких фирм весьма перспективные и емкие российские рынки постоянно были«лакомым куском». Стратегия долгосрочного освоения российских рынков германскимбизнесом состояла, да и сейчас состоит, не столько в экспорте товаров, скольков создании собственных филиалов, организации производства в российскихрегионах, эффективном использовании потенциала местной высококвалифицированнойи относительно недорогой рабочей силы и богатейших природных ресурсов, а такжеполучении дополнительных преимуществ в доступе к рынкам соседних регионов истран. [1]
Немецкиекомпании во многом способствовали индустриализации российской экономики вовторой половине XIX и начале XX века. С помощью германского капиталаразвивалась транспортная и коммуникационная инфраструктура, создавалисьсовременные предприятия в текстильной, электротехнической, машиностроительной,металлургической промышленности. После национализации они стали важной частьюмногих отраслей советской промышленности. В 20-е годы прошлого века немцы сталипервыми инвесторами в молодую советскую экономику. Уже в то время были созданымодели инвестиционного сотрудничества между предприятиями, существующими вразных экономических системах и доказавшими свою эффективность и прибыльность.К сожалению, с начала 30-х годов инвестиционное сотрудничество практическипрекратилось. Экономическая кооперация в течение нескольких десятилетий восновном была ограничена простыми внешнеторговыми сделками.
Сотрудничествов инвестиционной сфере возродилось во второй половине 80-х годов и получилосвое развитие в последующие годы, особенно в условиях экономических реформ,которые начались в России. Начало этого процесса было непростым, но в целомуспешным и поступательным, что обусловило стабильное присутствие немецкихкомпаний в группе ведущих западных инвесторов в российской экономике.
Попрямым капиталовложениям в России, которые составляют почти одну десятую от ихобщего объема, немецкая сторона еще уступает ряду стран, в первую очередь США.Динамика германских инвестиций в российскую экономику свидетельствует осохранении относительно сдержанного отношения компаний ФРГ, которые пока отдаютпредпочтения другим рынкам – Северной Америке, ЕС и странам Центральной иВосточной Европы. Но в любом случае, вне зависимости от статистическихпоказателей, по стабильности присутствия на рынке и последовательностиосуществления своей стратегии они значительно опережают своих конкурентов.Немецкие компании, в основном, осуществляют в России прямые инвестиции. Кпортфельным капиталовложениям, особенно к спекулятивным, у немецких инвесторовотношение особенное. Они традиционно считают их весьма рискованными операциями,и пальма первенства на этом сегменте рынка капитала в девяностые годы прошлоговека безоговорочно была отдана американским и британским компаниям.[2]
Такимобразом, немецкие инвесторы используют самые различные средства инвестирования,которые помогли бы расширить сферу деятельности собственных предприятий, этодостигается путем открытия филиалов в других государствах, в особенности, вРоссии.1.2 Инвестиционное сотрудничество России иГермании: основные вопросы и проблемы
Опросы,проведенные Союзом немецкой экономики в 2008 и 2009 годах, показали, что многиенемецкие фирмы хотели бы расширить свое присутствие в российской провинции.Большинство компаний, которые уже ведут бизнес на российских региональныхрынках, выразили удовлетворение существующими там условиями и состоянием своегосотрудничества с местными администрациями. Согласно последнему опросу,проведенному в 2010 году, каждая третья немецкая компания или расширила свойбизнес, или осуществила инвестиции. Половина опрошенных германских инвесторовготова расширять свои операции в России и в будущем. К основным позитивнымфакторам немецкие предприниматели отнесли хороший потенциал российских работникови инфраструктуру. Отрицательную оценку в основном получила деятельностьрегиональных администраций. Лучшие результаты оказались у Воронежской,Новгородской и Саратовской областей. В правовой сфере наивысший балл получилСанкт-Петербург. А вот Москва подверглась существенной критике – более половинывсех оценок были отрицательными. Эксперты объясняют это тем, что инвесторыпредъявляют к столице повышенные требования, фактически на уровне западныхстандартов. К условиям в российских регионах отношение более сдержанное – в нихнемецкие компании готовы учитывать фактор «провинциальности» и связанных с этим«неудобств». При относительно высокой доле негативных оценок условий длябизнеса в Москве инвесторы из Германии тем не менее отмечают высокий уровеньинфраструктурного обеспечения в столице и отличную квалификацию специалистов. Авот Курганская и Новосибирская область, Красноярский край, наоборот, с этойточки зрения вызывают нарекания с немецкой стороны. Примечательно, что в целомв рамках опроса немецкие компании оказались удовлетворены условиями врегиональных экономических центрах России. [3]
Своюположительную роль в содействии немецким капиталовложениям в экономику Россиипризвано сыграть созданное в апреле 2001 года Российско-германское агентство поинвестициям, одной из задач которого должно стать содействие взаимнойинвестиционной деятельности. Агентство должно дополнить активность филиалаРоссийского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве торговлии экономического развития РФ, который действует во Франкфурте-на-Майне.Немецкая сторона положительно оценила появление этой структуры, которая можетне только содействовать привлечению новых инвесторов, но и оказывать имконкретную помощь в решении неизбежных проблем при реализации конкретныхпроектов.
Основныепрепятствия на пути немецких инвестиций хорошо известны. Это пока ещеотносительно нестабильное федеральное и региональное экономическоезаконодательство, которое особенно негативно сказывается на настроенияхнемецких инвесторов; недостаточно эффективная банковская система; излишняябюрократичность и связанная с ней коррумпированность некоторых федеральных ирегиональных исполнительных структур; неотлаженный механизм межбюджетныхотношений; достаточно высокий уровень криминальности некоторых сфер российскойэкономики. Конечно же, все это мешает и отечественным инвесторам. Но не следуетзабывать, что российские менеджеры выросли в жестких условиях трансформационнойэкономики и научились весьма неплохо работать в этой сложной (хотя, с точкизрения нормального бизнеса, иногда просто неприемлемой) обстановке. [4]
ВРоссии заканчивается процесс формирования основных финансово-промышленныхгрупп. Региональные администрации и ресурсодержащие элиты также активноподключаются к процессу формирования демократических правил игры на рынке.Большинство вопросов на всех уровнях власти во все большей степени решаютсяцивилизованными методами. Унифицируется федеральное и региональноезаконодательство. Все ветви власти становятся более предсказуемыми иодновременно более включенными в рыночную систему хозяйствования. Другимисловами, логика реформ становится все более ясной и понятной стратегическимнемецким инвесторам.
Такимобразом, если говорить о перспективах, то при сохранении положительныхтенденций в российской экономике поведение немецких инвесторов станет болеепрагматичным и динамичным, и они смогут в более полной мере раскрыть свойпотенциал, соединив свои преимущества с бесспорными преимуществами российскихрынков, что будет способствовать дальнейшему формированию единого европейскогоэкономического пространства.
2. Стратегия инвестиционной политики России ииностранных государств 2.1 Инвестиционная политика России
Вроссийской экономике тенденция опережающего роста инвестиций в основной капиталпо сравнению с динамикой ВВП фиксировалось с 2008 г. В 2009 г. это соотношениесохранилось, хотя по сравнению с 2007 г. наблюдается значительное замедлениетемпов роста как ВВП, так и инвестиций в основной капитал. Прирост ВВП в 2009г. составил 5,6% против 8,1% в 2008 г. при росте инвестиций в основной капитална уровне 9,8% против 21,1%
Замедлениетемпов экономического роста изменило ситуацию в инвестиционном секторе. Напротяжении 2009 г. наблюдается постепенное замедление темпов роста инвестиций с123,6% в 1 квартале до 117,4% во 2 квартале и 111,78% — в 3 квартале. Заянварь-сентябрь инвестиции в основной капитал увеличились на 13,1% против ростана 21,3% в аналогичный период 2008 г. На фоне финансового кризиса в ноябре 2009г. зафиксировано снижение инвестиций в основной капитал на 0,9% и в декабре — на 7,5% относительно соответствующих месяцев 2008 г. В результате в 4 кварталевпервые с 2001 г. темпы роста инвестиций перешли в область отрицательныхзначений и составили 97,7% к аналогичному периоду предыдущего года.
Характернымдля 2009 г. явился опережающий рост строительства производственных иинфраструктурных объектов на фоне резкого замедления темпов ввода общей площадижилых домов. За январь-сентябрь 2009 г. при общем росте строительных работ на14,5% прирост вводов жилой площади составил 4,0% против соответственно 18,1% и30,9% в аналогичный период предыдущего года. Замедление в 4 квартале 2009 г.темпов работ в строительстве до 103,8% против 118,2% в 4 квартале 2008 г. былообусловлено стабилизацией объёмов ввода жилой площади в ноябре 2009 г. иобъёмов производственного строительства в декабре 2009 г. на уровне аналогичныхпериодов 2008 г.[5]
Вструктуре инвестиций в основной капитал доля вложений в строительство жилищ за 2009г. сохранилась на уровне предыдущего года и составила 7,5% при увеличении долирасходов на строительство зданий и сооружений на 2,3 п.п. до 52,4%. Усилиласьтенденция к снижению доли расходов на машины, оборудование: по итогам 2009 г.эта доля составила 33,0% и на 2,8 п.п. была ниже показателя предыдущего года.
Следуетотметить, что наиболее значительные изменения в структуре инвестиций по видамосновных фондов пришлись на 4 квартал 2008 г. (табл.2.1.).
Таблица2.1
Структураинвестиций в основной капитал по видам основных фондов в 2008-2009 гг., % китогуПоказатели 2008 2009 В том числе /> /> /> /> Январь-сентябрь Октябрь-ноябрь Инвестиции в основной капитал — всего 100 100 100 100 В том числе по видам основных фондов жилища 7,5 7,5 7,6 7,3 Здания и сооружения 50,1 52,4 51,3 54,2 Машины и оборудования, транспортные средства 34,8 33,0 33,6 32,0 Прочие 7,6 7,1 7,5 6,5
Увеличилисьимпортные поставки машин и оборудования при сдержанных темпах развитияотечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов ихарактеристик воспроизводства основного капитала. Инвестиции на приобретениеимпортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малогопредпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2009 г. составили414,1 млрд.руб., или 20,0% общего объёма инвестиций в машины, оборудование,транспортные средства против 17,8% в 2008 г.
Сзамедлением темпов роста экономики наблюдается изменение роли бюджетных средствв источниках финансирования инвестиций в основной капитал (табл.2.2).[6]
Вянваре-сентябре 2009 г. за счёт бюджетных средств было профинансировано 658,2млрд.руб. инвестиций в основной капитал, что составило 16,8% общего объёмаинвестиций в основной капитал в целом по экономике, в том числе средствфедерального бюджета — 10,0%. В октябре-декабре 2009 г. при абсолютномсокращении объёма инвестиций по сравнению с аналогичным периодом предыдущегогода увеличение объёмов и доли средств федерального бюджета в источникахфинансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий смягчениянегативных последствий резкого ограничения собственных средств предприятий. В 4квартале 2009 г. за счёт средств федерального бюджета профинансировано 295,5млрд.руб. инвестиций в основной капитал против 214,9 млрд.руб за первые 9месяцев того же года.
Посравнению с 2008 г. фиксировалось сокращение инвестиций в строительство на8,3%, торговлю — на 4,4% и связь — на 4,9%. Инвестиции в транспорт за счётжелезнодорожного транспорта сохраняли достаточно высокую динамику — 112,4% к 2008г. [7]
Низкиепоказатели инвестиционной деятельности последнего квартала 2008 г., ростобъёмов незавершённого строительства, высокие процентные ставки иограниченность кредитов определяют неблагоприятный фон развития экономики в2009 г.
В2009 г. в РФ поступило 103,8 млрд.долл. иностранных инвестиций, что на 14,2%ниже аналогичного показателя 2008 г.

Таблица2.2
Структураинвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (безсубъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)Показатели 2008 2009 В том числе /> /> /> /> Январь-сентябрь Октябрь-декабрь Всего 100 100 100 100 В том числе по видам экономической деятельности /> /> /> /> Сельское хозяйство, охота и лесной хозяйство 4,5 3,9 4,2 3,4 Промышленность 40,7 42,0 44,1 38,4 Добыча полезных ископаемых 16,8 16,6 18,3 13,7 В том числе добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 15,3 15,1 16,7 12,6 Обрабатывающие производства 15,6 16,5 17,5 14,8 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8,3 8,9 8,3 9,9 Строительство 2,7 2,4 2,7 2,0 Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,6 2,7 2,7 2,7 Транспорт 18,9 21,9 20,4 24,2 Связь 4,7 4,1 4,1 4,1 Финансовая деятельность 1,4 1,2 1,2 1,2 Операции с недвижимым имуществом 12,8 11,7 11,9 11,3 Образование 2,4 2,2 1,8 2,8 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 2,1 2,0 1,6 2,7 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,8 2,6 2,0 3,5 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,8 2,9 2,8 3,4
Согласноотчёту по инвестициям конференции ООН по торговле и развитию, опубликованному воктябре 2009 г., по объёму привлечённых прямых иностранных инвестиций в 2008 г.РФ вышла на 9-е место в мире.
Вдекабре 2010 международное рейтинговое агентство S&P понизило суверенныйрейтинг России с «ВВВ+» до «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный». По мнениюагентства, «снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшениемвалютных резервов и других инвестиционных потоков, что привело к росту издержеки трудностям с удовлетворением потребностей страны во внешнем финансировании».
Вструктуре иностранных инвестиций, накопленных на конец 2008 г., преобладаютпрочие инвестиции, на долю которых пришлось 51,6%. Аналогичный показатель дляпрямых иностранных инвестиций составил 46,3%.
Нафоне снижения иностранных вложений в российскую экономику объём изъятогокапитала в виде переведённых за рубеж доходов иностранных инвесторов, а такжевыплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов по итогам 2009г. увеличился по сравнению с 2008 г. на 16,3% и составил 67,95 млрд.долл. В2008 г. изъято 48,3% объёма поступивших иностранных инвестиций.[8]
Таблица2.3
Накопленныеиностранные инвестиции по основным странам-инвесторам/> Накоплено на 01.01.2009 г., млн.долл. Изменение к 01.01.2008 г., % /> Всего Прямые Портф. Прочие Всего Прямые Портф. Прочие США 8769 3193 662 4914 102,2 87,8 54,8 131,5 Германия 17425 7275 26 10124 147,8 161,9 26,5 140,7 Франция 9542 1927 1 7614 161,2 124,0 3,2 175,7 Великобритания 30811 4647 2339 23825 105,4 135,2 101,1 101,5 Кипр 56902 40732 1728 1442 114,7 115,0 101,6 11,6 Нидерланды 46346 35931 41 10374 118,6 101,9 78,8 275,8 Люксембург 34402 1217 273 32912 118,0 165,6 124,7 116,7 Прочие страны 60402 27470 557 45375 127,8 148,3 50,3 164,3 Итого 264599 122392 5627 136580 119,9 118,8 83,6 123,3
Регионыс наиболее благоприятным инвестиционным климатом в основном сосредоточены вевропейской части страны. Особо благоприятным климатом отличаются регионыСеверо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В нихсконцентрировано почти две трети инвестиционного потенциала страны, аинвестиционный риск в расчёте на один регион здесь ниже среднероссийского.
Активизацияинвестиционной политики регионов в условиях рыночных отношений в России вызванареализацией курса на децентрализацию инвестиционного процесса, попыткамирегионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики иинвестиционного законодательства, создать более благоприятный климат,обеспечивающий приток инвестиций в регионы. Помимо положительных последствийактивизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных суглублением межрегиональных противоречий: дифференцированность инвестиционнойсреды, разнообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствиеунифицированных схем продвижения проектов. Решение этих проблем предполагаетучёт при формировании инвестиционной политики макроэкономического ирегиональных аспектов, согласование интересов федерального центра и регионов,их ориентацию на достижение общих экономических результатов.2.2 Стратегия усовершенствования инвестиционной политики
Реализацияинвестиционных проектов в большинстве случаев происходит на региональном имуниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать онамерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властямсо стороны инвестора — это эффективно функционирующая институциональная среда истабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор,теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализацииинвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, чтонормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.
Вэтой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихсяинституциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлеченияинвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основнымаспектам инвестиционной деятельности:
— принципиально наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечениеинвестиций, а также возможность курирования инвестиционных проектовпредставителями власти как потенциальная защита от противозаконных действийотдельных представителей власти;
— приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованностьвластей в связанных с этим проектах;
— существование рынка производственных площадок;
— наличие рабочей силой требуемой квалификации и возможность её подготовки наместе;
— налоговые льготы и условия их получения;
— порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю.
Российскаяпрактика показывает, что практически в каждом регионе есть структуры идолжностные лица, ответственные за привлечение инвестиций на территориюсубъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60%просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурныхподразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестировании.
Видеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствоватьимеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) иучитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы бытьпривлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развитиярегиона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, какминимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формированиивидения направления развития региона.
Однимиз перспективных направлений в инвестиционной деятельности — создание региональныхинвестиционных фондов, что применяется не в каждом иностранном государстве.
Фондпозволяет аккумулировать значительные финансовые средства российских изарубежных инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективныесуществующие предприятия региона и в проекты по созданию новых производств.Срок работы Фонда составляет, как правило, от 4 до 8 лет. Деятельность Фондасостоит в инвестировании финансовых средств в развитие производства товаров(услуг) с целью роста рыночной стоимости предприятия и обеспечениясоответствующего дохода инвесторам после реализации инвестиционного проекта.
Вкачестве учредителей Фонда могут выступать региональная администрация,российские и зарубежные инвесторы. Участие региональных администраций вкапитале Фонда способствует привлечению в капитал частных инвесторов, посколькуэто свидетельствует о серьёзных намерениях административных органов предпринятьреальные шаги по стимулированию прямых инвестиций, а также ведёт к разделениюинвестиционных рисков.
Успешнаяработа Фонда позволяет решить ряд важных социально-экономических задач региона:поднять капитализацию местных предприятий, провести их технологическуюмодернизацию, увеличить объём реализации товаров (услуг), расширитьналогооблагаемую базу, создать новые рабочие места, улучшить инвестиционныйклимат и привлечь инвесторов для дальнейших инвестиций в развитие предприятийрегиона.2.3 Стратегия инвестиционной политики Германии
Оживитьвнутренний рынок Германия намерена с помощью государственной программыподдержки экономики, которая рассчитана на четыре года, имеет общий объем в 25млрд. евро и предполагает прямые государственные финансовые вливания внекоторые сферы хозяйства, например, транспортную инфраструктуру, науку исовременные технологии.
ВФРГ придается большое значение созданию условий для привлечения иностранныхкапиталов в экономику страны. Об этом свидетельствует тот факт, что поинициативе Федерального министерства экономики и труда ФРГ в 2008 году основанофедеральное общество «Invest in Germany GmbH». Бюро федерального уполномоченного по привлечению встрану инвестиций. В сферу деятельности этой организации, наряду с обеспечениемпозитивного международного имиджа ФРГ, привлечением иностранного капитала вэкономику и консультациями иностранных инвесторов, входила также и подготовкапредложений по улучшению инвестиционного климата в Германии. Ежегодный бюджетобщества составлял в течение последних двух лет 2 млн. евро и формировалсяцеликом за счет средств государства (за счёт средств федерального бюджета).Общество имеет основное бюро в Берлине, а также бюро в Нью-Йорке и Чикаго.
Деятельностьэтого федерального общества должна решить существующую в Германии проблемукоординации деятельности федеральных и земельных властей. В каждой федеральнойземле существует организация по содействию экономическому развитию, в сферудеятельности которой входит, в том числе, и привлечение иностранных инвесторов.В Федеральном министерстве экономики и труда ФРГ проводится работа по созданиюсистемы взаимодействия федеральных и земельных структур в этой области,составной частью которой и является «Invest in Germany GmbH».[9]
Нарядус обществом «Invest in Germany GmbH», в Германии функционирует ещё одна структура сзадачей привлечения инвестиций в экономику страны, которая финансируется изфедерального бюджета, а также из бюджетов 6 новых федеральных земель, включаяБерлин. Это промышленный инвестиционный совет (Industrial Investment Council — IIC), основнойзадачей которого является привлечение иностранных инвесторов в новыефедеральные земли и Берлин. Годовой бюджет IIC составлял4,8 млн. евро. На 70% он формировался за счет средств новых федеральных земельи на 30% — за счет средств федерального бюджета.
Советимеет головной офис в Берлине, а также бюро в Париже, Вашингтоне,Сан-Франциско, Детройте и Токио.
Загоды своей деятельности эта организация оказала содействие более чем 100международным инвесторам, реализация проектов которых позволила создать около18,5 тыс. рабочих мест. Общий объём привлечённых инвестиций составляет более4,4 млрд. евро.
Поплану развития инвестиционной деятельности в Германии в январе 2009г. произошлослияние указанных инвестиционных агентств в одно – «Invest in Germany GmbH».
Цельюсоздания нового объединенного агентства является усиление работы по привлечениюзарубежных инвестиций в Германию, особенно в восточные земли.
Какместо приложения капитала Германия имеет ряд преимуществ перед другимистранами. Она является крупнейшим рынком среди европейских стран. С учётомрасширения ЕС, импульсов, которые это расширение даст для подъема экономики ироста занятости в Европе, географической близости Германии к новым важнейшим еёторговым партнёрам можно с большой долей уверенности предполагать, что все этипроцессы будут способствовать дальнейшему усилению Германии как местаприложения иностранного капитала.
Сегодняв Германии действует уже более 20 тыс. иностранных предприятий, на которыхзанято около 2 млн. человек.
Приэтом Германия продолжает оставаться глобальным экспортёром капитала. В 2009году нетто-объём немецких инвестиций за рубежом составил около 433,0 млрд.евро, что означает рост на 15,7% по сравнению с 2008 годом (374,1 млрд. евро).Нетто-объём иностранных инвестиций в Германии составил около 272,8 млрд. евро(+1,8% к 2007г.). Так же, как и в 2007 году, нетто-объёмы вывоза немецкогокапитала за рубеж превышали в 2008 году нетто-объёмы иностранных инвестиций вГермании. Однако, если в 2007 году это превышение составляло 39,5% (374,1 млрд.евро против 268,1 млрд. евро), то по итогам 2008 года нетто-объёмы вывозанемецкого капитала за рубеж превышали нетто-объёмы иностранных инвестиций вГермании на 58,7% (433,0 млрд. евро против 272,8 млрд. евро). При этом абсолютныезначения нетто-объёмов немецких инвестиций за рубежом и абсолютные значениянетто-объёмов иностранных инвестиций в Германии в 2008 году увеличились посравнению с 2007 годом.
В2009 году отмечен нетто-приток прямых немецких инвестиций за рубежом в размереоколо 52,0 млрд. евро (нетто-приток около 36,7 млрд. евро в 2008 году). Впрямых иностранных инвестициях в Германии отмечается также нетто-приток вразмере около 27,3 млрд. евро (нетто-приток около 26,3 млрд. евро в 2008 году).
В2009 году наблюдался нетто-приток немецких портфельных инвестиций за рубежом вразмере около 174,9 млрд. евро (215,6 млрд. евро в 2008 году), а в иностранныхпортфельных инвестициях в Германии нетто-приток составил около 163,1 млрд. евро(197,0 млрд. евро).
Нетто-притокнемецких кредитов за рубежом составил в 2009 году около 206,1 млрд. евро (121,8млрд. евро в 2008 году), а нетто-приток зарубежных кредитов в Германии – около82,4 млрд. евро (45,0 млрд. евро).
В2009 году в немецких инвестициях за рубежом основная доля приходилась напортфельные инвестиции (40,4%) и кредиты (47,6%), при относительно меньшихобъёмах нетто-притоков прямых инвестиций (12,0%). В зарубежных инвестициях вГермании наибольшие объёмы нетто-притоков приходились на портфельные инвестиции(59,7%) и кредиты (30,2%), далее шли с большим отрывом прямые инвестиции(10,0%).[10]
В2009 году подавляющая часть нетто-притоков немецких инвестиций за рубежомприходится на страны ЕС (25) — около 367,4 млрд. евро, далее — страны Америки — около 60,2 млрд. евро (в том числе США – около 51,9 млрд. евро), Австралию –около 2,5 млрд. евро и страны Азии – около 0,7 млрд. евро.В Африке наблюдалсянетто-отток немецких инвестиций — около 0,7 млрд. евро.
Большаячасть прямых немецких инвестиций также приходится на страны ЕС (25) – около32,0 млрд. евро и страны Америки – около 14,6 млрд. евро (в том числе США –около 12,8 млрд. евро). В странах Азии отмечен нетто-приток прямых немецкихинвестиций в размере около 5,9 млрд. евро и Австралии – нетто-отток — около 0,6млрд. евро. В африканских странах нетто-приток прямых немецких инвестицийнезначительный и составляет 20,0 млн. евро.
Иностранныеинвестиции в 2009 году поступали в Германию в основном из стран-членов ЕС (25)– около 169,1 млрд. евро. Далее с большим отрывом следуют страны Америки – 22,6млрд. евро и азиатского региона — около 18,1 млрд. евро, страны африканскогоконтинента – около 7,9 млрд. евро и Австралия – около 2,1 млрд. евро.
Нетто-притокпрямых иностранных инвестиций в Германии в 2009 году из стран ЕС (25) составилоколо 14,1 млрд. евро, небольшие нетто-притоки прямых иностранных инвестицийнаблюдались из стран азиатского региона – 1,5 млрд. евро и Африки – 129,0 млн.евро. Отмечен нетто-приток прямых иностранных инвестиций государств Америки –около 12,1 млрд. евро, в то время как в 2008 году наблюдался нетто-отток вразмере 444,0 млн. евро. Из Австралии в 2009 году наблюдался нетто-отток прямыхинвестиций в объёме 31,0 млн. евро.
Чтокасается России, то, согласно данным Федеральной службы государственнойстатистики РФ, по состоянию на 01.01.2009г. общий накопленный объём германскихинвестиций в экономику Российской Федерации составил 12,3 млрд. долларов США(на 01.01.2008 – 9,7 млрд. долларов США) или 8,6% (7,9% в 2007 году) от общегообъёма всех накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций – 142,9млрд. долларов США (111,8 млрд. долларов США в 2007 году).
Отраслеваяи структурная политика имеет существенное значение при осуществлении стратегииразвития немецкой экономики. Средствами этой политики в значительной степенимогут быть решены задачи обеспечения устойчивого экономического роста исоздания новых рабочих мест. В связи с этим, в последние годы отмечаетсязначительное увеличение инвестиций в систему образования и подготовки кадров,научные исследования и разработки, в инновации. Одновременно проводятсяструктурные реформы, которые повышают эффективность работы на этихнаправлениях.
ПредложенияФедерального министерства экономики и технологий Германии, направленные наускорение технологического развития страны за счёт бюджетных инвестиций, былипредставлены 22.02.2009г. В соответствии с этими предложениями в 2009 годурасходы Министерства образования ФРГ были увеличены до 5,62 млрд. евро (4,52млрд. евро в 2007г.).
Вобласти развития системы образования упор делается на следующие направленияразвития.
Врамках программы «Будущее образование» Федеральное правительство оказываетподдержку федеральным землям, которая в период с 2005 по 2009гг. составит общийобъём около 4 млрд. евро. За короткое время федеральные земли при финансовойподдержке федерального правительства смогли существенно расширить сеть школ полногодня. Только в течение последнего учебного года более 3000 школ во всехфедеральных землях получили дотации от федерального правительства.
Правительствопродолжает ранее начатую реформу профессионального образования, в рамкахкоторой осуществляется поддержка различных программ и проектов, направленных насоздание учебных мест с учётом квалификационных потребностей различных регионови отраслей народного хозяйства.
Вближайшие годы в Германии ожидается рост потребности в высококвалифицированнойрабочей силе. Правительство стремится к 2012 году увеличить квоту начинающихполучать высшее образование до 40%. За последние 10 лет эта квота выросла вГермании на 8 % почти до 36%. Количество иностранных студентов выросло за этотже период времени с 166000 до 246000, причём 180000 из них начинали своёобразование не в Германии.
ВГермании имеется много хороших высших учебных заведений и научных центров.Однако очень немногие из них имеют международное значение и могут быть отнесенык «высшей лиге» лучших мировых высших учебных заведений. Федеральноеправительство намерено организовать совместно с федеральными землямисоревнование за звание лучших университетов, кластеров, академических высшихучебных заведений, которые будут соответствующим образом поощряться. Дляреализации этой инициативы на период до 2012 года предусматриваются средства вобъёме 1,9 млрд. евро, 75 % из которых берёт на себя Федеральное правительство.
РасходыМинистерства экономики и технологий ФРГ из специальных фондов покрытия наразвитие научных исследований и разработок увеличатся с 5,62 млрд. евро в 2009году до 5,82 млрд. евро в 2011 году.
Вобласти нанотехнологий будет стимулироваться рост практического примененияфундаментальных научно-технических разработок немецких фирм, являющихся мировымилидерами в этой области, с тем, чтобы они не потеряли свои позиции.
Запоследние годы Германия стала международно-признанным научным и экономическимцентром в области биотехнологий. Реализованные Федеральным правительствомпрограммы стимулирования BioRegio и BioProfile способствовали тому, что сегодня в стране действует25 био-регионов, в которых работает около 350 новых предприятий сферыбиотехнологий. Германия является европейским лидером в этой области, иФедеральное правительство будет продолжать стимулирование этой научной областив рамках новой программы BioChancePLUS.
Целямипрограммы научного развития гражданской авиации, рассчитанной на период 2005-2015гг.,является не только поддержка чисто авиационного технологического развития, но ирешение проблем защиты окружающей среды в связи с повышением расходов топлива,вызванного ростом объёмов воздушных перевозок.
Попредварительным данным, расходы на инновационные проекты по всему народномухозяйству Германии составили в 2009 году более 98,0 млрд. евро.
Однимиз основных элементов структурной политики германского правительства, в т.ч. иего инвестиционной политики, остаётся приоритетное развитие новых федеральныхземель. Основным пунктом здесь является улучшение условий дляпредпринимательской деятельности в этих регионах Германии. КонцепцияПравительства концентрируется на стимулировании развития направлений, которыемогут играть определяющую роль для будущего развития этих регионов. К такимнаправлениям сегодня относятся инвестиции, инновации и развитие инфраструктуры.
Основнымиинструментами стимулирования инвестиций в настоящее время продолжаютоставаться: программа «Улучшение региональной структуры экономики» и налоговыельготы за инвестирование капитала, которые дополняются хорошо зарекомендовавшимисебя низкопроцентными ссудами и программой поддержки долевого участия новогобанка для среднего предпринимательства. Из средств программы осуществляетсяподдержка целевых инвестиций в промышленное хозяйство и в близкую к экономикеинфраструктуру. Для реализации программы в 2009 году были предусмотреныфедеральные средства в объёме 694 млн. евро, которые сопровождалисьфинансированием в таком же объёме со стороны федеральных земель.
Кромесредств федерального бюджета, для стимулирования развития новых федеральныхземель используются средства ЕС, предназначенные для реализации европейскойструктурной политики. Всего за период 2004-2009 гг. Германия получит на этицели из ЕС около 31 млрд. евро. Важным направлением инвестиционной политикигерманского государства является дальнейшее развитие инфраструктуры на всейтерритории Германии. Здесь наибольшие объёмы инвестиций со стороны государствапредусмотрены в развитие транспортной инфраструктуры. Правительством уделяетсяодинаковое внимание развитию дорожной и железнодорожной инфраструктуры.Программой «Zukunftsprogramm Mobilität» до конца нынешнегодесятилетия предусмотрены инвестиции в эти области в размере около 90 млрд.евро. Эта программа является составной частью нового федерального планаразвития транспортных путей на 2001-2015гг. и предусматривает инвестиции как поуже реализуемым в транспортной сфере программам, так и по программам, которыеещё могут быть реализованы в соответствии с этим федеральным планом. Одной изтаких программ является программа по уменьшению возможности заторов нажелезнодорожном, автомобильном и водном транспорте (Anti-Stau-Programm), которая предусматривает инвестиции в общем объёме около 3,8 млрд. евров период 2009-2012 г.г.
Основуинфраструктурных инвестиций в новых федеральных землях составляют 17 проектовпо развитию транспортной инфраструктуры с общим объёмом около 36 млрд. евро.Реализовано полностью 6 крупных проектов в области железнодорожногостроительства и 2 крупных проекта в области дорожного строительства, а такжечастично ещё ряд проектов.
Порамочному инвестиционному плану Правительства, который может быть выполнентолько при достижении широкого консенсуса со всеми различными общественнымигруппами Германии, до 2015 года расходы на транспортные пути сообщения страныдостигнут объёма в 148,9 млрд. евро. Доля инвестиций на рельсовые пути железныхдорог составит 42,9% (42,3%), доля инвестиций на дальние федеральныеавтомагистрали – 52,1% (51,6%), доля на федеральные водные пути – 5,0% (6,1%).В развитие и строительство новых транспортных путей сообщения Германиизапланировано инвестировать долю в 44,5% (53,5%) от всего объёма инвестиций.
Вразвитие инфраструктуры германских железных дорог запланированы ассигнования вразмере около 69% инвестиций, а на подвижной состав – 26%.
Инвестиционныйплан предусматривает увеличение числа электровозов до 525 единиц к 2012 году, иих доля в парке локомотивов достигнет 40%. Инвестиции в развитие паркалокомотивов и вагонов в 2006 году ожидаются на уровне 2,2 млрд. евро.
Запоследние десять лет общий объём инвестиций для производителей автомобилей вГермании достиг суммы в 100,0 млрд. евро, что составляет 23,0% всех инвестицийв промышленность Германии. В 2009 году уровень инвестиций остался на высокомуровне в 10,0 млрд. евро.
Запоследние пять лет германская автомобильная промышленность инвестировала висследования и развитие около 77,0 млрд. евро. В 2009 году расходы наисследование и развитие отрасли составили 15,2 млрд. евро. Одна третьнароднохозяйственных затрат на исследования и развитие досталась этойэкономической отрасли, в которой занято 84 тыс. человек.
Какследствие этой исследовательской активности автомобильный сектор с более чем3.000 патентами стоит во главе мировой патентной статистики.
В2009 году прежнее Федеральное правительство представило новую программунаучно-технического развития энергетической отрасли в рамках уже принятогофинансирования, при этом особое внимание уделено поддержке научных исследованийв сферах современных технологий в области строительства электростанций, аобласти использования возобновляемых видов энергии, водорода, воды, а такжетехнологий энергосберегающего строительства.
Такимобразом, особые надежды в стратегии устойчивого развития и проведенииинвестиционной политики Правительство связывает с освоением энергетики навозобновляемых источниках. Ставится цель повысить долю регенеративнойэнергетики в общем производстве электроэнергии до 22% в 2012 году, а долюрегенеративной энергетики в общем потреблении первичных энергоносителей удвоитьза период с 2008 по 2012 год. К 2050 году энергетика на возобновляемыхисточниках должна покрыть до 50% немецкого энергопотребления.
В2010 году продолжали осуществляться мероприятия для привлечения инвестиций смеждународных рынков капитала. Так, например, в 2009 году была разработана, а в2010 уже в полном объёме функционировала программа мероприятий, направленных настимулирование вновь создаваемых технологических предприятий с помощьюпривлечения венчурного капитала, в том числе и иностранного.
Этимеры связаны с тем обстоятельством, что международные паевые инвестиционныефонды всё чаще обходят Германию стороной. Инвесторы стали болееосмотрительными, до сих пор помня потери, которые принёс им крах «новойэкономики» несколько лет назад. Из-за высокого риска и больших сопроводительныхзатрат они потеряли интерес к приобретению малых инвестиционных паев. В связи сэтим специалисты призывают к созданию государственных программ для реализациисхем привлечения венчурного капитала. [11]
Однимиз элементов таких схем является начавший работать в феврале 2008г. специальныйфонд, предназначенный для государственной поддержки немецкого рынкарискованного паевого участия в предприятиях. Речь идёт о специальноминвестиционном фонде для размещения в других инвестиционных фондах паевогокапитала с объёмом финансирования 500 млн. евро. Средства фонда мобилизованы на50% за счёт особых федеральных средств из европейской программы развития (ERP)и на 50% из Европейского инвестиционного фонда (EIF), которыйявляется дочерней организацией Европейского инвестиционного банка. Этот вновьсозданный фонд может участвовать в объёмах до 30% в фондах, работающих скапиталами, вложенными в рискованные предприятия. Предполагается в течение 5лет привлечь около 1,7 млрд. евро для вновь создаваемых, инновационных фирм ипредприятий.
Вторымэлементом новой схемы является вступивший в действие с 01.11.2008г. ируководимый KfW Стартовый фонд с объёмом финансирования 250 млн. евров течение 5 лет. Этот фонд может участвовать непосредственно во вновьсоздаваемых технологических предприятиях в качестве соинвестора. Этот фондготов предоставлять паевой капитал при условии, если в финансированиипредприятия участвуют также и частные инвесторы, по крайней мере, в таком жеобъёме и на таких же коммерческих условиях.
Третьимэлементом схемы должен стал инициированный в рамках инициативы «Партнёрство дляинноваций» Фонд для поддержки основателей технологических предприятий. Этотфонд предназначен для поддержки финансирования вновь создаваемыхнаучно-исследовательских организаций путём предоставления венчурного капитала впервые 2 года существования этих организаций. Фонду на 5 лет предоставляютсягосударственные средства в объёме 240 млн. евро, которые могут дополнятьсячастным капиталом из промышленности.
Реализациейэтих инициатив Федеральное правительство надеется создать лучшие рамочныеусловия для организации новых технологических предприятий, особенно дляорганизации их финансирования на предварительной и на начальной стадияхсуществования.
Помнению экспертов, создание этих фондов сможет оживить ситуацию в отрасли иустранит существующую в настоящее время нехватку капитала, а также будетспособствовать дальнейшему разрешению существующего в течение трёх последнихлет временного кризиса в сфере венчурного капитала. [12]
Данныйрынок в Германии всё ещё менее развит по сравнению с аналогичными рынкамидругих стран, например Великобритании, и поэтому нуждается в государственнойподдержке.
Летом2008 года был принят Закон о стимулировании рискового капитала, которыйпредусматривает налоговые льготы для инициаторов создания фондов рисковогокапитала. В частности, предусматривается освобождение от налогов на 50%, т.н.«успешного участия» менеджеров фондов. Этот закон создаёт более привлекательныеналоговые рамочные условия для привлечения иностранного капитала.
Впоследние годы в Германии были приняты изменения к инвестиционному законустраны. С 2008 года частные инвесторы, в т.ч. иностранные, получили возможностьинвестировать в так называемые хедж-фонды. Закон значительно упрощает формыдоступа к продуктам хедж-фондов для частных инвесторов. Как известно, продукты,предлагаемые хедж-фондами, относятся к тем немногочисленным формам финансовыхвложений, которые в последние годы смогли не только избежать убытков, но ичастично достигать двузначных размеров доходов. Бесспорным является вклад,который могут сделать хедж-фонды в уменьшение общих рисков классическиструктурированных портфелей акций, т.к. они, как правило, слабо коррелируются сдругими формами капвложений.
В2009 году был облегчён доступ иностранных участников на немецкий рынокпродуктов хедж-фондов, т.к. теперь они уже не обязаны определять промежуточнуюприбыль.[13]
Существуютразличные оценки потенциала продуктов хедж-фондов в Германии. Одна из них,которая базируется на размерах существующей собственности немецких предприятийи частных инвесторов и исходит из рекомендаций простейшей моделиструктурирования портфеля акций, согласно которой часть хедж-фондов можетсоставлять около 5% в общем портфеле акций, оценивает потенциал продуктовхедж-фондов в Германии в 50 млрд. евро.
Пооценке Федерального союза альтернативных инвестиций – BAI, общий объёмсобственности, находящейся в управлении хедж-фондов составляет уже более 10млрд. евро. К наиболее крупным действующим хедж-фондам относятся: Xavex(Deutsche Bank) – около 610 млн. евро, Union Investment – около 417 млн. евро, Dit – около 380млн. евро.2.4 Россия и Германия: обмен опытом инвестиционнойполитики
Наиболеечетко инвестиционная деятельность реализуется в бюджетной системе Германии. Оноснован на двух основных принципах: жестком разграничении в бюджетах всехуровней текущих и инвестиционных расходов и регулировании бюджетного дефицита вувязке с объемом инвестиций. Второй принцип направлен в первую очередь наповышение инвестиционной ориентации федерального бюджета. Однако он оказываетвоздействие и на региональную инвестиционную привлекательность, определяявозможность субсидирования бюджетов Земель и Общин на инвестиционные цели.
Кнастоящему времени различные экономические методы активизации инвестиционнойдеятельности применяются и региональными властями большинства субъектов РФ.Хотя результаты стимулирования инвестиций на уровне региональных администрацийвыражаются в основном лишь в локальных «всплесках» инвестиционной активности,тем не менее, субъекты, проводящие активную политику в этом направлении, вразличных инвестиционных рейтингах оцениваются как имеющие благоприятныйинвестиционный климат.
Нельзяне сослаться на богатый опыт Германии в практике стимулирования инвестиций наместном уровне. Региональные программы стимулирования инвестиций обычнопредусматривает комплекс мер бюджетного и финансового стимулирования (налоговыельготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных, гарантии по займам и т.д.), атак же мер, направленных на улучшение экономических условий принимающей стороны(содействие профессиональному обучению, совершенствование транспортнойинфраструктуры, предоставление земли в бесплатное пользование или долгосрочнаяаренда, обеспечение информацией).
Такимобразом, важнейшим инструментом системы управления инвестиционной деятельностьюв регионе должна стать осмысленная региональная инвестиционная политика.[14]
Инвестиционныепроблемы на современном этапе продолжают оставаться актуальными. Правда, впоследнее время, а именно с 2005 по 2010 год наметились некоторые улучшенияинвестиционного климата, как в Германии, так и в России. Решению проблемулучшающих инвестиционную политику в рассматриваемых государствах посвященцелый комплекс программ, разработанных правительствами стран.
Инвестиционнаяполитика государства как составная составляющая финансовой политикипредставляет собой совокупность мер организационного и экономическоговоздействия на федеральном, региональном и муниципальном уровне, направленныхна создание оптимальных условий для вложения инвестиций и получение реальногоэффекта по улучшению параметров социально-экономического развития государства.Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения вколичественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объемобщественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитиеотраслей и сфер хозяйства.
Впоследние годы наметилась некоторая структурная переориентация инвестирования вРоссии. В качестве объектов вложения все в большей мере выступает активнаячасть основных фондов — машины, оборудование. Однако, здесь возникает следующаяпроблема: наметившийся разрыв между финансовой и вещественной составляющимиинвестиций не позволяет решать задачу увеличения инвестиций в реальный секторэкономики. В частности, наиболее быстрыми темпами растут финансовые вложенияпредприятий и организаций. Фактически финансовый поток устремлен не выпроизводство, а за его пределы, происходит не приток капиталовложений, а отток.В условиях дефицита накоплений в экономике такое положение сопряжено с резкимослаблением финансового обеспечения сферы материального производства, что непозволяет обеспечить масштабную технологическую модернизацию производственныхмощностей и препятствует достижению устойчивого экономического роста.
Вдвижении иностранных инвестиций в Российской Федерации только в последние годынаметилась тенденция их роста. При этом иностранные инвесторы предпочтениеотдают нефтегазовой отрасли, а также другим сырьевым отраслям национальнойэкономики, поэтому и инвестиционная политика государства сосредотачиваетсяименно на вопросе вложения иностранных инвестиций в сырьевые отраслинациональной экономики. В Германии же инвестиции сосредоточены не только всырьевой отрасли национальной экономики, но и в наукоемком производстве,который также приносит стране колоссальные доходы, хотя не совсем такие высокиекак крупнейшие отрасли промышленности, однако Германия уже делает попытку и приэтом успешную по отходу от сырьевой зависимости, в отличие от России, гдеданные шаги пока даже не предпринимаются.
Важнойособенностью инвестиционной политики Германии и России является её цель. Преждевсего, на цель инвестиционной политики государств влияет не только сырьеваябаза, но и географическое положение. Германия выгодно расположена в планепритока инвестиций, это различные государства Европы, которые вкладывают своисредства в развитие экономики Германии. Поэтому в Германии инвестиционнаяполитика ориентирована на успешное привлечение инвестиций и их применение вновых отраслях экономики страны, которые в стране активно развиваются. Впринципе Россия также привлекает иностранные инвестиции в новые отрасли своейэкономики, в частности, в разработку нанотехнологий. Однако политика РоссийскойФедерации в данном плавне менее успешна, чем германская, так как в Германиисуществуют специальные комитеты по каждому направлению инвестиций, что в Россиипока отсутствует, поэтому осуществление инвестиционной политики на региональномуровне в России является крайне проблематичным и требует срочного решения.
ВРоссии пока не активно используется и такой источник инвестиций, как банковскийкредитный капитал, «свободные» финансовые средства предприятий, сбережениянаселения, только в настоящий момент начинаются попытки введения такого методыпривлечения инвестиций. В Германии, государственное регулирование посредствомнормативно-законодательных актов, экономических и организационных меробеспечивает совершенствование своей инвестиционной политики по вопросубанковского кредитного капитала. В Германии достаточно много крупныхтранснациональных корпораций, деятельность которых основана на технологическомразделении труда, вышедшим за пределы фирм, отраслей и национальных экономик.Различные формы партнерства государства и частного бизнеса позволяют Германиицентрализовать капитал, повысить конкурентные преимущества масштабногопроизводства.
Вцелом можно сказать следующее, Германия ориентируется не сколько на привлечениеинвестиций иностранных государств, сколько сама инвестирует, примером томуслужит активная внешняя торговля и инвестиционная деятельность Германии вРоссии. Россия же ориентируется на привлечение иностранных инвестиций, открытиесвоих предприятий страна ведет в других государствах, но очень слабо.
Заключение
Таким образом, стратегия инвестиционной политикиГермании и России различается, однако о существенном различии говорить неприходится, так как в настоящее время Россия стремится перенять опыт зарубежныхстран в организации инвестиционной политики. Наиболее удачный вариантинвестиционной политики сложился в Германии, где все четко регулируетсягосударством.
В России реализовать инвестиционную политику сложно всилу некоторых проблем на региональном уровне.
В Германии центральное место в области поддержкинационального экспорта занимает работа по финансированию экспорта и страхованиюэкспортных кредитов. Решения по этим вопросам принимаются правительством страны(в качестве оперативного органа выступает Межминистерский комитет), а ихисполнение делегируется (по мандату правительства) коммерческим компаниям,подконтрольным государству.
Развитие международного инвестиционного сотрудничестваотносится в Германии к числу важных национальных экономических задач.Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом осуществляется при прямомучастии федеральных и земельных органов власти путем использования механизмовподдержки национального экспорта и инвестиционной деятельности. Особое вниманиепри этом уделяется содействию мелкому и среднему бизнесу. Делается это за счетдебюрократизации процессов создания и становления компаний, льготногоналогообложения, организационной и финансовой поддержки.
В России рост инвестиций неустойчив, когда как вГермании это процесс более стабильный. Это кроется в том, что не устраненыфундаментальные причины слабости российской экономики — незавершенностьструктурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкаяконкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата.
Список литературы
Учебная и справочная литература
1. Авдокушин Е.Ф. Международныеэкономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 2008. – 38с.
2. Внешнеэкономическая деятельностьорганизаций. Аналитическая записка. — М, 2008. – 37с.
3. Киреев А.П. Международнаяэкономика. — М.: Международные отношения, 2009. – 104с.
4. Ломакин В.К. Мировая экономика. — М.: ЮНИТИ, 2009. – 74с.
5. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 543с.
6. Мировая экономика / Под ред. А.С.Булатова. — М.: БЕК, 2009. – 45с.
7. Мировая экономика и международнаяторговля./ Под ред. Капустиной Л.М. М.: Экономика, 2009 г. -400с.
8. Наговицин А.Г. «Внешняя торговля».М.: Приор, 2007. — 527с.
9. Покровская В.В. Регулированиевнешнеэкономической деятельности. — М.: ЮНИТИ, 2009 – 107с..
10. Прокушев В.И. Внешнеэкономическаядеятельность. М.: ПРИОР, 2008. – 36с.
11. Российский статистическийежегодник М.: Госкомстат, 2009. – 31с.
12. Ростовский Ю.М.Внешнеэкономическая деятельность. — М.: Омега — Л, 2008. – 14с.
13. Устинов И.Н. «Внешнеторговыесвязи. Статистико-аналитический справочник». М.: Международные отношения, 2008г.- 425с.
14. Финансы: учебник для студентоввузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы икредит» (080105) / Под. ред.Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 703 с.
15. Финансы: Учебник для вузов / подред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М.: Юрайт-М, 2004;
16. Экономика внешних связей России:учебник./Под ред. А.С. Булатова. — М.: Дрофа, 2009. — 455с.
Периодические издания
1. Романова Т.Ф. Финансовая политикаГермании, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма. //Финансовые исследования. 2010 — №4. – 14-25с.
2. Шаталов С.Д. Приоритеты налоговойполитики. Финансы. — 2009. — №7. – 35с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Завдання і організаційні основи побудови Цивільної оборони України та права і обовязки працівників
Реферат Почему замолчал АБлок за три года до смерти
Реферат Социологические проблемы исследования производственных организаций
Реферат А. Н. Островский. Таланты и поклонники
Реферат Психология религии Э. Фромма
Реферат "Геpой нашего вpемени" М.Ю. Леpмонтова. Hpавственно психологический pоман (его особенности).
Реферат Правовое положение налоговых органов
Реферат Employment Relations In Australia Essay Research Paper
Реферат Удосконалення обліку фінансових результатів
Реферат Система покарань, що застосовуються до неповнолітніх злочинців
Реферат Аналіз показників ліквідності та платоспроможності ВАТ Південний ГЗК
Реферат Созидательные и разрушительные идеи
Реферат Анализ обеспеченности жильем населения Калужской области с использованием статистических методов
Реферат Технологический процесс изготовления детали Валик терморегулятора
Реферат Аденоми гіпофіза з інсультоподібним течією: діагностика, хірургічне лікування