Министерство образования Российской Федерации
Институт экономики и внешнеэкономических связей
Ростовского Государственного Университета
Специальность Мировая экономика
Курсовая работа
по дисциплине: Мировая экономика
на тему: Сравнительный анализсоциально-экономических и психологических особенностей экономик Запада иВостокаРостов-на-Дону
2004 г.
Введение
Современная экономическаянаука использует самые различные критерии для описания различий и противоречиймирового хозяйства. Например, мировой банк использует степень экономическогоразвития и рассматривает следующие группы стран:
1. Промышленноразвитые страны
В них живет примерно 1,0млрд. человек, на их долю приходится более 50% мирового ВВП, ВВП на душунаселения составляет 10-25 тыс. долларов. По роли в мировом хозяйстве из можноподразделить на следующие подгруппы:
А) «семерка» (США,Япония, Франция, Германия, Италия, Канада, Великобритания);
Б) развитые государстваЕвропы;
В) страныпереселенческого капитала (Австралия, ЮАР, Израиль).
2. Развивающиесястраны
На них приходится более70% населения земного шара, более 50% мировых запасов минерального сырья, ихдоля в мировом промышленном экспорте составляет 30%. Для развивающихся странхарактерны: низкий уровень развития производительных сил, многоукладность (натуральное,мелкотоварное, частнокапиталистическое, государственное хозяйство); товарообменна мировом рынке сельскохозяйственным сырьем и минеральными полуфабрикатами;недостаток финансовых средств.
Развивающиеся страныделятся на следующие подгруппы: А) новые индустриальные страны ЛатинскойАмерики и Азиатско-Тихоокеанского региона (Аргентина, Бразилия, Венесуэла,Мексика, Уругвай, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг и др.); Б)нефтеэкспортирующие страны (Катар, Кувейт, Бахрейн, Ливия и т.д.); В) страны сосредним уровнем развития (Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.); Г)демографические гиганты (Индия, КНР, Пакистан, Индонезия); Д) наименее развитыестраны мира (Экваториальная Африка и Океания).
3. Государства спереходной экономикой (страны Восточной Европы и СНГ)
Из общего количества всехстран мира, индустриально-развитые страны играют ведущую роль в мировом ВНП имировом экспорте (их доля составляет более половины мирового ВНП и более 2/3экспорта). Однако, существование групп стран с различным уровнемсоциально-экономического, политического, культурного развития приводит квозникновению между ними противоречий. Отмечено наличие таких противоречиймежду группами стран «Севера» и «Юга». Суть противоречий между ними заключаетсяв том, что многие развивающиеся страны (прежде всего новые индустриальныестраны (НИС)) по многим экономическим показателям достигли уровня развитыхстран и стремятся занять соответствующее место во всемирном хозяйстве. Еще однагруппа противоречий – противоречия между группами стран «Восток» — «Запад», где«Запад» — промышленно-развитые страны, а «Восток» — страны бывшегосоциалистического лагеря или страны с переходной экономикой. Главная проблемазаключается в том, что после распада СЭВ, бывшие социалистические страныактивно стремятся войти в мировой рынок. Однако, промышленно-развитые страны незаинтересованы в усилении конкурентов на мировом рынке. Пропасть между богатымии бедными народами и локальными цивилизациями широка и пока не уменьшается. Вэтом основное противоречие переходного периода и зародыш возможногопланетарного взрыва. За пять лет (с 1987 по 1992 г.) у 51 страны отставание отСША сократилось, у 45 стран – увеличилось, у 4 стран – не изменилось. Однако у10 наиболее богатых стран превышение уровня среднедушевого дохода по сравнениюс 10 наиболее бедными странами увеличилось с 37 до 44 раз – в 1,2 раза. Однако,решение этой проблемы реально. Об этом свидетельствует опыт Сингапура, ЮжнойКореи, Таиланда, Малайзии, Китая. Большинство экономистов отмечают, что внастоящее время происходит значительное изменение конфигурации мировогохозяйства: усиливается геополитическое влияние США, борьба за сохранениемногополюсного строения мирового хозяйства. Наряду с этим в число крупнейшихэкономических держав мира вошел Китай, который оказывает значительное влияниена экономический рост Азиатско-Тихоокеанского региона. В основе нарастанияволны конфликтов в современном мире, при всем их разнообразии, в конечном итогележит стремление человека к получению экономической выгоды. Но, как отмечаетЮ.В. Яковец, «одним из главных векторов исторического прогресса заключается втом, что по мере отдаления человека от природы, выявления его историческойфункции, приоритет отдается социальному перед биологическим, духовному,интеллектуальному перед материальным». Для того, чтобы изучить этот феномен намкажется необходимым проследить те особенности, которые накладывает на человека,как субъекта экономических отношений, те или иные конкретные историческиеобстоятельства и тип психологической личности, сформировавшийся под влияниемдоминирующей на территории страны философской или религиозной системывоспитания.
Наиболее выпукло этиразличий просматриваются при анализе двух таких стран как США (яркийпредставитель западных ценностей) и Китай (страна достигшая высокого уровняразвития на основе иных ценностей). И. Акашиге указывает, что в основезападного мышления лежит логика логоса, которая стоит на трех законах:идентичности, исключения третьего и противоречия. При этом все сужденияявляются либо положительными, либо отрицательными. Те из них, которые неположительны и не отрицательны, исключаются, как противоречащие принципуисключения третьего. Тезис уничтожает антитезис. Синтез рождает новый тезис,который уничтожается следующим антитезисом. Следовательно, все вещи развиваютсяв бесконечном повторении противопоставлений и объединений. Таким образом,всегда существует борьба и решение проблемы – результат таких разрушений. Воснове мышления восточного человека лежит логика леммы: абсолютное отрицание,которое отвергает все конкретные утверждения и отрицания, трансформирующееся изэтой своей формы в абсолютное утверждение, при котором принимаются всеконкретные утверждения и отрицания. В этом мире абсолютного утверждения все тевещи, которые находятся в противоречии и противопоставлении, принимают каждаядругую, как необходимое условие своего собственного бытия и создаютвзаимоотношения взаимно-негативной зависимости.
Изолированный феноменпросто не существует, т.к. каждый временной и пространственный феноменпонимается и существует как необходимое условие для всех остальных. Для тогочтобы всесторонне исследовать эти различия, нам представляется необходимымрассмотреть процесс с точки зрения истории формирования Западной и Восточнойцивилизаций, а также под углом зрения проявления психологических особенностейжителей Китая и США на рынке труда.
Однако, в начале дадимкраткую характеристику экономикам этих двух гигантов – США и Китай.
4. Краткаяхарактеристика экономики США
По масштабам хозяйстваСША значительно опержает любую другую страну мира. Один только федеральныйбюджет США превосходит размеры ВВП всех государств, кроме КНР, Японии иГермании. Социально-экономическому развитию страны способствовали прежде всегогеополитические факторы. Прежде всего это большие размеры территории (9,4 млн.кв.км.), что ставит США на четвертое место в мире после России, Канады и КНР,богатая ресурсная база (как полезных ископаемых, так и природных ресурсов). Важнуюроль играют демографические факторы – на 1 января 2002 г. население странысоставило 284 млн. человек. Кроме того, США является страной, привлекательнойдля иммигрантов (примерно 500 тыс. человек ежегодно). Третью группу причин,определяющих успешное экономическое развитие США, можно условно назватьисторическими. Положительное влияние оказало, например, отсутствие пережитковфеодальной системы, большая социально-политическая стабильность, отсутствиеразрушений в связи с войнами на своей территорией. В ходе историческогоразвития страны сложились некоторые особенности американской экономики:сочетание массового производства и потребления, создание в 60-е годы в США«общества потребления» и особой ментальности, ориентированной на это, а такжеразвернувшаяся в последние десятилетия «постиндустриальная» революция ивозникновение «сервисной» экономики.
На современном этапе СШАобладают самым крупным в мире научно-техническим потенциалом. На их долюприходится примерно половина расходов всех стран на эти цели. Доля США в мировомпроизводстве наукоемкой продукции превышает 36%. Для экономики страны, котораяносит смешанный характер, характерны чрезвычайно высокий уровень концентрациипроизводства и большая роль крупного частного бизнеса. Из 4 миллионовпромышленных корпораций, 500 крупнейших дают 40% ВВП государства. Наиболеекрупные банки и промышленные корпорации образуют стратегические альянсы. Этифинансово-промышленные группировки охватывают своим влиянием ведущиеэкономические центры страны. Наряду с крупным капиталом важные позиции вэкономике США занимают мелкие и средние предприятия. В 2002 г. былозарегистрировано более 19 млн. предприятий, 99% из которых относятся ккатегории малого (до 500 работающих сотрудников) и мелкого (до 20 человек)бизнеса. Одним из важнейших факторов развития малого бизнеса являетсяоказываемая ему государственная поддержка.
Кроме того, государствостремится обеспечивать надежность валютных и финансовых рынков, что жизненнонеобходимо для экономики, особенно в современных условиях. Большое значениеимеет разнообразное государственное регулирование экономики с помощью бюджетнойполитики и политики в сфере налогов, цен и инвестиций. К этому необходимодобавить активную социальную политику американского государства. Она служит, вчастности, одним из факторов, обеспечивающих высокий квалификационный уровеньрабочей силы в США. В области регулирования внешнеторговой деятельностигосударство также играет определяющую роль. Этим занимается Министерствоторговли США. По заявлениям его руководителей основной целью торговой политикигосударства в данной сфере, состоит в устранении иностранных барьеров, стоящихна пути американского экспорта, особенно в тех отраслях, в которых американцыобладают конкурентоспособностью на международном уровне.
Последние несколькодесятилетий являлись для экономики США во многом парадоксальными: с однойстороны это период беспрецедентного по продолжительности и размерамэкономического подъема, а с другой – время, когда начался и все болеерасширяется и углубляется финансово-экономический кризис. Высокие темпы ростабыли следствием ряда факторов. В частности, это и воздействие информационнойреволюции, ускорение интернетизации экономики, а также огромное значениеконъюнктурных факторов, как среднесрочного, так и долгосрочного циклов.
Вместе с тем, огромныедостижения сопровождались нарастанием противоречий. В области международныхэкономических отношений эти противоречия проявились в гигантском росте внешнейзадолженности, огромном притоке иностранного капитала, которой служил в течениеряда лет источником роста, и одновременно создавал угрозу устойчивостиположения американской экономики, а при изменении конъюнктуры мог статьпричиной ее обвала. К числу противоречий международных экономических отношенийотносится и рост внешнеторгового дефицита.
5. Краткаяхарактеристика экономики Китая
экономикавосточный европа развитый
Китай – первоегосударство в мире по размерам населения и третье по территории. Внушительныеуспехи, достигнутые в КНР в ходе осуществления хозяйственных преобразований,привлекают к себе внимание всего мира.
Вся история Китая напротяжении трех тысячелетий показывает, что присоединение к «серединномуцарству» новых территорий происходило в основном за счет распространения ареалакитайской цивилизации на сопредельные территории.
В китайской истории многопримеров, когда покорявшие страну «варварские» племена или государства сами заочень короткие сроки «попадали в плен» культуры и традиций коренного населенияи фактически превращались в китайцев (ханьцев). Таким образом, рост территориии могущества Китая обеспечивались относительно ненасильственными действиями,что является следствием той философски-религиозной системы (чань-будизм илииначе дзен-будизм), которой придерживалось большинство населения страны. Однако,об этом и о том, какое влияние данное обстоятельство оказало на экономику,будет подробнее сказано ниже. Многие ученые высказывают мнение о том, чтовыбранный Китаем путь уникален. Он сочетает в себе, с одной стороны, ориентациюна социалистический строй, а с другой – переход к рыночной экономике. Государствов Китае исторически сложилось как высшая общность народа во главе с сильнымлидером. Государственная собственность – основная форма, все остальные формысобственности имеют право на существование лишь в той мере, в какой ониспособствуют экономической и военной мощи государства. В Китае товарно-денежныеотношения никогда не служили основой жизни населения. Государстворегламентировало собственность отдельных его групп, условия жизни,межличностные отношения. Отдельный человек, семья – лишь частичка высшейобщности. В 1978 г. политическое руководство Китая пришло к выводу онеобходимости реформ, которые предполагали решение следующих проблем:
· переход от натурального иполунатурального хозяйства к плановой товарной экономике;
· переход от аграрного киндустриальному обществу, от деревенского к поселково-городскому;
· переход от закрытого общества коткрытому, от «единообразного общества» к многоликому;
переход от общества«моральных принципов» к правовому. За два десятилетия социально-экономическихреформ КНР превратилась в динамичную развивающуюся страну. По общему объемупромышленного производства Китай вышел на 4-е место, а по количествупредприятий — на первое место в мире. Успехи экономического развития Китаявыражаются прежде всего в росте абсолютных размеров его ВВП. Только за 1978-97годы ВВП страны вырос в 5,7 раза, что соответствует среднегодовому приросту в9,6%. Всего за последние 20 лет ВВП Китая вырос в 5 раз, а доходы населения — в4 раза. По размерам ВВП, исходя из паритета покупательной способностинациональных валют, Китай в настоящее время – вторая держава мира, обогнавшаяЯпонию (по итогам 2000 г. ВВП КНР превысил 4996 млрд.дол. против 4337,3млрд.дол. у Японии). В Китае выделяется три экономические зоны.
1. Восточная (приморская)зона в экономическом отношении наиболее развита. Здесь находится большинствопромышленных центров и свободных экономических зон, морские порты, офисыкрупных международных ТНК.
2. Центральная зона спреобладанием производства топлива и энергии, химических продуктов, сырья иполуфабрикатов, продовольствия.
3. Западная зона, вкоторой предпочтение отдается животноводству, переработке минерального сырья.
За последние 20 летсущественно изменилась отраслевая структура китайской экономики. В сельскомхозяйстве в 1978 г. было занято около 71 % работающих, в то время как впромышленности и строительстве – 17,4 % а в сфере услуг – около 12%. В 1995 г.число вовлеченных в эти сферы работников составило соответственно 53, 23 и 24%.
На первом этапе реформы вКитае более высокими темпами развивалась легкая промышленность. В 90-е годыцентр индустриального развития переместился в новую группу ведущих отраслей –машиностроение, электронику, автомобилестроение, нефтехимию, строительство.
Сформировался и впоследнее время уже достаточно весомо заявил о себе фондовый рынок Китая сдвумя основными биржами в Шанхае и Шэньчжене. По размерам биржевойкапитализации, количеству участников, объему совершаемых операций шанхайскаябиржа в настоящее время занимает одно из первых мест в Азии.
Китайское машиностроениепредставлено широким набором отраслей и видов производства (радиоэлектроника,автомобилестроение, станкостроение, часовая промышленность, производствотоваров народного потребления и др.).
Среднегодовые темпыприроста в автомобилестроении превышают показатели всей тяжелой промышленности.Растет производство легковых автомобилей, бурно развивается химическаяпромышленность, транспортное хозяйство (по объему грузовых перевозок ипассажирообороту китайский железнодорожный транспорт вышел на первое место вмире), электронная промышленность.
Вместе с тем, к числуимеющихся проблем относится качество продукции. По официальным данным, ксередине 90-х годов только 10 % продукции машиностроения достигало мировыхстандартов. Однако эта проблема успешно решается и уже сейчас пренебрежительныеслова «китайская подделка» далеко не всегда соответствуют истине. В связи свышесказанным, необходимо отметить, что Восточные культуры вообще и Китай вчастности, показали миру, что в сфере материального производства они являютсянепревзойденными «подражателями». Не затрачивая усилий на разработку и созданиенового, они идеально, с наименьшими затратами копируют лучшее, что изобретеноЗападной культурой. В этом заключается одно из проявлений «стратегемности»мышления восточного человека. Данного аспекта мы также коснемся в следующихразделах предлагаемой работы. В Китае существуют и другие проблемы, напримерсепаратизм и чудовищная коррупция, бедность (особенно в сельских районах),безработица, нехватка квалифицированной рабочей силы. Не смотря на это, ведущиемеждународные корпорации рассматривают КНР как перспективный рынок. К немуустремляются капиталопотоки из основных развитых стран. В течение ряда летКитай занимал второе место по объему импортируемых капиталов, уступая толькоСША.
Для привлечения прямыхиностранных инвестиций в Китае применяются различные стимулы. Они включают всебя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приемаи увольнения иностранного персонала.
Одна из важнейших задачвнешней торговли КНР – приобретение техники и технологий. За счет импортанаукоемких технологий было обеспечено примерно 60% прироста промышленногопроизводства, поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.
В заключении необходимоотметить, что официально принятой идеологией экономического развития Китая попрежнему остается концепция «опоры на собственные силы», которой должнасоответствовать открытость экономики. В развитии связей с зарубежными странамиправительство вынуждено решать вопрос: насколько процесс внешнеэкономическогосотрудничества совместим с сохранением традиционных ценностей игосударственного контроля над экономическими процессами.
Воссоединения страны, послевозвращения в состав государства Гонконга, а также при условии использованиякапиталов и технологий Тайваня и торговых сетей Макао, приведет к появлению вмире новой экономической супердержавы.
6. Особенностиисторического формирования восточной и западной цивилизаций
Как отмечает Ю.В. Яковецв работе «История цивилизаций»: «Смена мировых цивилизаций выражаетпоследовательные ступени развития человеческого общества, определяемые поэпицентрам исторического прогресса. Эти эпицентры периодически перемещаются.Для первых трех цивилизаций эпицентр прогресса размещался в районеСредиземноморья, Ближнего и Дальнего Востока, Индостана (Египет, Месопотамия,Греция, Рим, Индия, Китай). Следующие три цивилизации характеризуются сдвигомэпицентра исторического прогресса с Востока на Запад, в Европу, а затем вСеверную Америку. Новый суперцикл обнаруживает тенденцию смещения эпицентра наВосток, в Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, новые индустриальные страны,США, Китай)».
Исторические циклынаходятся в постоянном взаимодействии со смежными циклами и, прежде всего сциклами в развитии природы. Климатические условия, природные богатства того илииного континента или региона создают внешний фон и определяют естественныеусловия возникновения и развития исторических циклов. Автор концепциикруговорота цивилизаций А. Тойнби, исследуя структуру человечества последнеготысячелетия, выделяет пять живых цивилизаций:
1) западное общество,объединяемое западным христианством;
2)православно-христианское, или византийское общество, расположенное вЮго-Восточной Европе и России;
3) исламское общество –от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены;
4) индустриальноеобщество в тропической субконтинентальной Индии;
5) дальневосточноеобщество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии.
Здесь представляетсянеобходимым дать определения понятиям «мировая цивилизация» и его отнесенностьк понятию «локальная цивилизация».
Мировая цивилизация –этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнемпотребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека,технологическим и экономическим способом производства, строем политических иобщественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства; по сутидела речь идет о сверхдолгосрочном (многовековом) историческом цикле. Локальныецивилизации выражают культурно-исторические, религиозные,экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов,связанных общей судьбой. В связи с вышесказанным, для нас больший интереспредставляет именно второе понятие. В последние тысячелетия до нашей эрыэпицентры цивилизаций сконцентрировались в Средиземноморье; затем онисместились на Восток. В конце первого – начале второго тысячелетия вновьпереместились в Европу, где со временем вспыхнул пожар индустриальнойцивилизации, перекинувшийся затем в Северную Америку и охвативший всю планету.Сейчас эпицентр глобального переворота вновь смещается на Восток, вАзиатско-Тихоокеанский регион (Япония, США, Южная Корея и другие новыеиндустриальные страны); к новому подъему приближаются и страны Западной Европы.
Общепринято делениелокальных цивилизаций на два главных типа: западные, исторические корни которых- в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях. Кэтому типу относится подавляющая часть развитых стран.
Другой тип – восточныецивилизации, культурно-психологические устои которых сформировались подвлиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий, азиатского способапроизводства, сильной роли государства, преобладания коллективистских ибюрократических начал над правами личности. К этому типу относится большинствогосударств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. Азиатская группалокальных цивилизаций включает в себя Индию, Китай, Японию, Персию, СреднююАзию. В начале второго суперцикла сюда сместился эпицентр мирового прогресса,но затем, особенно в период индустриального общества, наблюдается стагнация,ход исторического прогресса был прерван колонизацией. С началом постиндустриальнойцивилизации наблюдаются признаки включения ряда стран этого региона в эпицентристорического прогресса. Американские цивилизации первоначально в силуизолированности материков развивались особым путем. Древние цивилизации былипрактически уничтожены потоком агрессивных европейских колонистов. Затемвозникли новые, дочерние по отношению к западноевропейским, локальныецивилизации, которые вскоре приобрели самостоятельный ритм. В 20-м веке СШАвступили в число мировых лидеров, стали сверхдержавой. Под влиянием названныхвыше культурно-психологических особенностей сформировалось диаметральнопротивоположное, специфическое понятие времени в западной и восточнойкультурах:
— на Западе традиционноистория понимается в виде прямой линии, которая тянется из прошлого в будущее;
— на Востоке историческоенастоящее, которое несет в себе прошлое и содержит план будущего, составляютзамкнутый круг.
Человеческая жизнь отрождения до смерти представляет из себя цепочку неслучайных кругов жизни,каждый из которых рождается в какой-то момент и умирает в следующий.
Как бы не изменялосьсодержание исторического настоящего, в нем всегда поддерживается неизменнаясамоидентичность и устойчивость. Эта неизменность и устойчивость и есть нирванаи пустота.
В мире просветленногочеловека ничего не прибавляется и не убывает. В нем нет ничего от развития.Однако, это отсутствие развития не означает, что не происходит изменений всодержании мира, или, что этот мир находится в зафиксированном состоянии. Этоозначает, что мир сохраняет во всякий момент свою константность, несмотря нато, что непрестанно изменяется и двигается. Рассматриваемый нами подходотличается от традиционных, принятых в экономической науке тем, что исходит изпримата человека, его потребностей, знаний, умений, культуры, идеологии – всеготого, что часто называется обобщающим словом общественное сознание и чтоотличает человека от всего остального мира. Такой подход тесно связан ссоциальной и экономической психологией.
7. Психологическиемеханизмы формирования рынка труда на Западе и Востоке
Социокультурный подход кисследованию позволяет нам подойти к данной проблеме с точки зрения главногосубъекта – человека.
Как отмечают в своейкниге «Личность и личностный рост. Восточные теории личности» Фейдимен Дж., ФрейгерР., западные теории понимают рост личности, как усиление самости:самоопределение, самоактуализация и т.д.
Восток – это тенденцияобрести более интимное отношение с чем-то большим, нежели индивидуальнаясамость. Человек ищет свое место в более широком единстве, частью которого онстремится быть.
С точки зрения первойтенденции человек стремится быть центром своего мира и старается сформировать иорганизовать объекты вокруг себя. С точки же зрения второй тенденции, человекскорее добровольно подчиняет себя, становясь организованной частью чего-то, чтоон полагает большим, нежели он сам, находя в нем свое пристанище. Этипринципиальные различия указывают на типично интровертированную установкуВостока в отличии от экстравертированной установки Запада, аналитический Запади интуитивный Восток. В Китае основные поведенческие стереотипы формировалисьпод воздействием учения Конфуция и принципов даосизма. Как пишет А. Уотс,конфуцианство исповедовалось теми, кто стоял на верхних этажах социальнойлестницы и занимается языковыми, этическими и ритуальными конвенциями(соглашениями), которые обеспечивают общество системой коммуникаций. Индивидуумнаходит себя и свое место в социуме с помощью формул Конфуция, представляющихиз себя систему жестко сформулированных правил поведения, которым должен былстрого следовать «благородный муж». Конфуцианство осуществлялосоциально-необходимую функцию. Оно вводит природную спонтанность жизни вжесткие рамки конвенций. Это – уважай и слушай старших, родителей, начальство,учителя. Мужчина – глава семьи, он заботится о деньгах, а женщина – о доме.
Конфуцианствокультивировало дисциплинированность, трудолюбие, послушание, настойчивость,умение сдерживать эмоции, обостренное чувство «социальной лестницы». Даосизм впротивоположность конфуцианству возник как религия «низов», простого народа.Даосов не интересуют конвенциальные знания, а также восприятие жизни в терминахлинейного, дискурсивного мышления. Его область – прямое, непосредственноезнание. Задача даосизма в Китае – исправить неизбежный вред, нанесенныйсоциальной дисциплиной, и не только восстановить, но и развить природнуюспонтанность. Однако, на Востоке понимают, что быть свободным от конвенций – незначит отвергать их. Это значит не быть их инструментами, а уметь пользоватьсяими, как инструментами. Чтобы следовать пути Дао, необходимо соблюдать принципыспонтанности и недеяния. Тогда человек (общество) будет подобен Дао – абсолютносвободен, ни от чего не зависим и следующий собственной природе. Именно тогда«человек или общество будут плыть по течению в правильном направлении» и, чтоособенно важно, интуитивно чувствовать первосубстанцию Ци, наполняющую всепространство, включая тело человека. Именно в Китае, Японии, Индии были созданысложные системы психофизических тренировок для совершенного следования путиДао. Отношение к труду, богатству, деньгам и т.д. определяется общейэкономической направленностью восточных верований и религий. Основной упорделается на степень эмоциональной зависимости и привязанности к этим факторам.В восточной культуре нет агрессивного неприятия материальных предметов. Есличеловек исключил желание обладать чем-то, то само обладание уже не опасно и невредит совершенству. При этом, материальное благополучие рассматривается какестественная награда за праведность.
Согласно концепцииправедного богатства, основным принципом является идея перераспределения благ.Поэтому центр тяжести экономической концепции в этих странах падает на механизмраспределения, а не производства.
Сама идея собственностине приветствуется, а вот богатство ценится высоко. Своеобразно на Востоке иотношение к труду. Считается, что с помощью труда человек может достичь особыхсостояний ума, способствующих совершенствованию Духа.
С западной точки зрениявосточный рынок труда выглядит иррациональным. Единственной целью является неличное достоинство индивидуума, а способность обменивать материальное на другиеценности – власть, связи, влияние. Социокультурные основы западного рынка трудасформировались на основе христианской морали. Не смотря на то, что известныхристианские требования полного отказа от собственности и накопления богатства:«Не собирай себе сокровищ на земле» или «Блаженны нищие духом, ибо Ваше естьцарство Божье» и т.д., реформация церкви (начало 17 века) положила началопротестантизму, основанному на сакрализации частной собственности, труда изакона. В утверждении М.Вебера, идея христианской аскезы вычертилась впротестантской этике как стремление к постоянной прибыли, добываемой черезрациональное основание и ведение предприятия. Так утвердиласьрационалистическая парадигма мышления, ориентированная на непрерывный прогрессзнаний и инструментария производства, развитие постоянно действующихпредприятий, законодательства и т.д. В настоящее время страны Запада – этостраны с хорошо налаженными рыночными отношениями, где на страже всех атрибутоврынка – частной собственности, денег, производства, трудовых отношений и т.д. –стоит Закон, являющийся основным регулятором общественных отношений. Это резкоотличает Запад от Востока.
Западный человек по сутисвоей индивидуалист. Чем больше он отличается от других, тем выше стоит вглазах общества. Этими отличиями могут быть неординарные способности, успех вделах, наличие богатства, красивая внешность – вообще все, что укладывается врамки рационально-практического менталитета и позволяет достичь успеха.
Способ же пребывания вмире восточных людей не позволяет рассматривать индивидуума как отдельно взятыйэлемент, оторванный от социального организма. А. Зиновьев в работе «Запад:феномен западнизма» так описывает черты представителей западной культуры:«практицизм, деловитость, расчетливость, способность к конкуренции, риску. Этохолодность, эмоциональная черствость, склонность к индивидуализму, повышенноечувство собственного достоинства, стремление к независимости и успеху в делах,склонность к добросовестности в деле, чувство превосходства над другиминародами, склонность управлять более сильная, чем у других народов, способностьк самодисциплине и самоорганизации». Кроме вышеперечисленных черт выделяетсяпримат материальных ценностей над духовными. Западный человек отличаетсяделовитостью, предприимчивостью, трудолюбием, ценит профессиональнуюкомпетентность. А.Зиновьев отмечает, что одним из ведущих мотивов западногообщества является принудительно высокий жизненный стандарт большинстванаселения, для которого он зависит от личных усилий. Чтобы удержаться на своемуровне, люди вынуждены проявлять беспредельную личную активность,изобретательность и деловитость. Отсюда движущей силой является стремление ксверхприбыли и скорейшему успеху в делах. Такая форма современной «кастовости»приводит к тому, что при повышении уровня дохода или социального статуса,человек вынужден увеличить свои расходы, т.к. для того, чтобы не выделяться изкруга себе подобных должен приобрести более другую машину, переселиться в болеепрестижное жилье, носить более дорогую одежда, проводить время только в кругулюдей своего уровня, свернув отношения с теми, с кем общался раньше и т.д. Стимулируяэто, средства массовой коммуникации на Западе облагораживают и идеализируютстремление к наживе, успеху, считая это ценностной «традицией». В качествепримера можно привести книгу Ог. Мандино «Величайший в мире торговец» в которойпуть к обогащению представляется как стезя самосовершенствования, т.е. одна изнаиболее благородных целей жизненного бытия. Такой подход есть тщательнопродуманная психотехника самопрограммирования на успех и обогащение с помощьютруда. Аналогичные функции несут и книги Д.Карнеги и других, подобных имавторов. Механизм рынка труда на Западе весьма рационален. Его функционированиеотвечает фундаментальной потребности общества – производить товар, которыйможно продать с целью получения прибыли. Все три составные части рынка труда (работодатель– государство – работник) добросовестно исполняют каждый свою роль восуществлении основной цели существования Запада (производства).
Это коренным образомотличает Запад от Востока, где основной отличительной чертой общества являетсяраспределение. Наряду с уже описанными отличиями, необходимо отметить и то, чтолюбая работа имеет два аспекта – деловой и коммуникационный, связанный свзаимоотношениями между работником и работодателем. Второй из них слабопредставлен на местах работы Запада, т.к. западные люди на работе трудятся, ноне более. Социальная и интимная жизнь проходят вне работы. Неделовые отношенияна работе конечно существуют, но это не становится общепринятой нормой. Такимобразом – основой западной работы является максимальное использование силысотрудников, исключение праздного времяпровождения и невозможностьиспользования рабочего времени в личных целях.
Восточный же аспектвзаимоотношений работодателя и работника следуют из конфуцианских правил: еслиработник является постоянным сотрудником фирмы, то работодатель чувствует занего ответственность, как за «родного». Соответственно работник, согласно этомуже принципу, чувствует признательность, преданность, желание подчиняться, атакже хорошо выполнять порученную ему работу. Если же работник временный, тоникакой «отеческой» заботы он не испытывает и даже наоборот, его всяческиэксплуатируют и надувают без угрызений совести. Восточный образ жизни оставляетмало места для индивидуализма. Термин «частная жизнь», так тщательно оберегаемыйна Западе, здесь практически не имеет смысла. Восточные предпринимателипользуются этой особенностью своего персонала и продуманно культивируют духпатриархальной общины в фирме, сознательно поддерживая антогонизм междупостоянными и внештатными работниками. Вместе с тем, отношения между постояннымработником и работодателем на Востоке сродни с отношениями учителя и ученика.Первоначально в буддистских монастырях не было статуи Будды, были толькоотпечатки его следов. Это напоминало ученику принцип: «Ты должен идти сам.Будды лишь указывают путь». Вместе с тем, ученик относится к учителю, как кидеалу, которому следует как живому Будде. Учитель же, сознавая своюограниченность, прежде всего занимается собственным обучением. Принципиальнымявляется и отличие в представлении о том, что обучение и есть просветление.Ученик, помнящий об этом, не попадает в ловушку работы ради недостижимогоидеала. Продолжительная работа ради цели или награды в будущем может означатьотсутствие полной вовлеченности в настоящее. Из вышесказанного ясно, почемупредставители восточных культур являются прекрасными исполнителями очень тонкихи в то же время монотонных работ – сборки микросхем, ткачестве ковров и т.д.Понятно, что именно восточные люди наиболее пригодны для промышленногоконвейера. Соблюдение правильного направления потока Ци требовало, чтобыработник как бы сливался с выпускаемым изделием с самого начала работы. Приэтом каждый ощущал свое единство с группой, работающей, как единый организм.Поясняя это, можно привести такой пример: мясник, исповедующий чань-буддизмспособен несколькими легкими ударами топора расчленить крупную тушу животного,попадая точно в те места, в которые необходимо. Это происходит вследствие того,что он как бы становится с ней и со всем окружающим миров одним целым. То жесамое относится и к поединкам восточных единоборств. Используя социокультурныйподход в изучении особенностей западного рынка труда, можно сказать, что данныеотношения подчиняются законам теории предельной полезности и дляпрогнозирования можно применять экономико-математические модели.
Таблица 1. Сравнительнаяхарактеристика рынков труда№ п/п Запад Восток 1. Рынок труда сформирован Рынок труда сформирован, несовершенен 2.
Закон Оукена (зависимость ВНП
от уровня безработицы) соблюдается Закон Оукена не соблюдается 3.
Кривая Филипса в основном
соблюдается Кривая Филипса не соблюдается 4.
Нет ощутимой разницы между
уровнем открытой и скрытой
безработицы
Нет понятия безработица, однако
существует огромное количество
безработных 5.
Работодатель и наемный работник в
правах равны
Работодатель и наемный работник для
решения своих проблем не нуждаются
в официальном законе. Работодатель
традиционно несет ответственность перед
работником, а тот в свою очередь почитает
работодателя 6.
Четкая связь затрат труда и оплаты
(цена труда соответствует стоимости
труда)
Отсутствие связи между затратами труда
и оплатой. Дешевая рабочая сила
Таким образом, основныеотличия в отношениях между предпринимателями и наемными работниками на Востокеи на Западе, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о том, что эти отличияявляются кардинальными.
Таблица 2. Отношениесубъектов рынка труда в различных культурах к субъектам и ценностям,обусловливающим функционирование рынка труда. Субъекты Предприниматель Наемный работник Ценности Запад Восток Запад Восток Предприниматель
Здоровая
конкуренция Кто кого
Функционально:
работодатель
С уважением:
даешь работу – значит
сильный, а силу надо
уважать
Бюрократия
(государство)
Налоговая инстанция,
с уважением
Уважение с
примесью боязни,
сакральность
Представитель
закона, а закон
свят Власть сакральна Наемный работник
Равный в правах, но не
в социальном статусе
Несет ответственность
за работников в
психологическом
отношении
Партнер по
работе Патернализм Закон Святость Личные связи, а также следование принципам Конфуция и Дао – вот Закон Святость
Почитание указов
работодателя, а также следование основным
принципам Дао Бедность Отсутствие богоугодности Кармическое наказание, естественное состояние; объект для благотворительности
Это позор для
человека; низкий
социальный статус
Кармическое наказание;
естественное состояние Богатство Мерило богоугодности Признак силы
То, к чему надо стремиться,
чтобы повысить
социальный
статус
С уважением, кармическая
заслуга Деньги Мерило богоугодности Мерило власти
Эквивалент платы
за труд, выражение
стоимости труда –
заработная плата
Отсутствие связи
между оплатой труда и
количеством вложенного
труда; тем не менее
уважительное отношение
к деньгам Безработица
«Форма духовной смерти»
(Иоанн Павел II – римский
папа)
Способ выявления
дешевой рабочей силы
Бедственное
положение
Отсутствие работы;
понятия безработицы нет,
а явление есть
Однако, не смотря на это,и на Западе и на Востоке действуют одни и те же законы, определяющие отношениек труду:
— рациональнаяорганизация дела как в частностях, так и в целом;
— жесткая трудоваядисциплина;
— максимальноеиспользование среды производства и рабочей силы. Представители как западной, таки Восточной культур демонстрируют способность трудиться не отвлекаясь напосторонние дела с полной самоотдачей. Наверное в этом и заключается главныйсекрет роста экономики Китая и высокого уровня развития США, а также странЗападной Европы.
Заключение
Как учит история,перераспределение сфер влияния между локальными цивилизациями, перемещениеэпицентра исторического прогресса не могут происходить безболезненно. Тем болеев периоды, проходящие между историческими циклами. По утверждению американскогопрофессора С. Хантингтона в книге «Столкновение цивилизаций», на таком большомисторическом переломе, усиливается процесс дифференциации локальныхцивилизаций, некоторые из которых оказываются в стадии надлома и распада. Этодает ему основание предсказать, что будущая война будет войной цивилизаций.
В связи с этим, узловойпроблемой 21 века является вопрос — перерастут ли очаги локальных конфликтов,которые уже идут в пространствах их соприкосновения, в глобальное столкновениелокальных цивилизаций. Либо постиндустриальное общество выработает эффективныемеханизмы неизбежно возникающих противоречий.
Рассматриваемые в даннойработе вопросы могут приблизить нас к пониманию этой проблемы. Усиление влиянияКитая в современном мире с его философией гармоничного существования в мире вбудущем возможно будет играть все более и более позитивную роль. Особуюактуальность это приобретает в ситуации эскалации напряженности, провоцируемойпредставителями самой молодой из мировых религий – исламом.
Вместе с тем, не смотряна то, что ряд аналитиков (например, Морис Гринберг, являющийся председателемправления American International Group) отмечают, что по мере вступлениямировой экономики в 21 век, самым мрачным прогнозам о судьбе мировой экономикипосле терактов 11 сентября не было суждено воплотиться в реальность – ситуацияв мировой экономике сегодня постепенно начинает приходить в норму. Однако какопределить, насколько активно будет идти этот процесс, и какие страны онзатронет в наибольшей степени? Сегодня аналитики еще не могут дать ответа наэти вопросы. «Экономика Японии продолжает свой путь вниз, Аргентина пораженакризисом, а европейская экономика пока так и не сумела набрать необходимыетемпы роста», – отмечает Морис Гринберг. Гринберг упоминает лишь те проблемымировой экономики, которые лежат на поверхности. На самом деле, в будущем нампредстоит столкнуться с целым рядом глобальных проблем, которые сегодня простоускользают от глаз большинства наблюдателей. Так, мало кто из ведущих политикови экономистов в настоящее время представляет себе будущее мировой экономики.Еще несколько лет назад этот вопрос не вызывал никаких затруднений: все вокругбуквально носились с идеями открытых товарных рынков. Однако, удастся липостроить такие рынки сегодня, когда мир уже успел разочароваться в плодахглобализации? Не получится ли так, что большинство стран Юго-восточной Азии,Латинской Америки и Африки останутся в стороне от процессов интеграции мировойэкономики? Можно ли, в принципе, создать такие государственные границы,которые, с одной стороны, были бы настолько открытыми, чтобы позволятьсвободное перемещение путешественников, товаров и капитала, а с другой –настолько закрытыми, чтобы стать надежной преградой на пути террористов? Взаключении хотелось бы указать на одну важную задачу, стоящую перед научнымсообществом. Суть ее заключается в следующем – не смотря на то, что традиционнопри анализе какого-либо явления изначально рассматривают различия, болееконструктивным подходом является подход, при котором вначале определяются сходства,точки соприкосновения. С такой позиции может стать очевидным, что кажущиесянепреодолимыми противоречия, на самом деле либо не существенны, либо достаточнолегко преодолимы. Поэтому, анализ тенденций развития и взаимодействия экономикстран с различным социально-экономическим и культурологическим положениемнеобходимо осуществлять под углом зрения именно этого подхода.
Список использованнойлитературы
1. Басовский Л.Е., «Мировая экономика: курс лекций», Москва,изд-во «Инфра-М», 2003 г.
2. В.П. Воронин, Г.В. Кандаков, И.П. Подмолодина, «Мироваяэкономика: краткий курс лекций, Москва, изд-во «Юрайт», 2003 г.
3. Business Week, 11.02.02
4. «Мировая экономика и международные экономическиеотношения», под ред. Ю.Ф. Симионова, Б.П. Носка, А.А. Гильяно; Ростов-на-Дону,изд. «Феникс», 2003 г.
5. Семенов К.А., «Международная экономическая интеграция»,Москва, изд-во. «Логос», 2001 г.
6. «Современная экономика», под ред. проф. О.Ю. Мамедова, г.Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 1998 г.
7. Г.П. Черников, Д.А. Черникова, «Мировая экономика», Моска,Изд-во «Дрофа», 2003 г.
8. Akishige I. The principles of psychology of Zen. N-Y, 1984.
9. Ю.В. Яковец, «История цивилизации», Москва, изд.«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.
10. Экономическая психология / под ред. И.В. Андреевой – СПб:Питер, 2000г.
11.Зиновьев А., Запад: феномен западнизма. М., 1995 г.
12.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.Восточные теории личности. ИНИОН АН СССР, 1987 г.