--PAGE_BREAK--ü Фторопласт-4, марок: НМ, ПН, ПН90, Т, Ан, ТГ, ПН20, ПН40; ü Изделия из фторопласта 4 и 4Д;
ü Фторопласт-4Д, марок: Ш, Л, Э, Т, МБ;
ü Фторкаучуки, марок: СКФ-26, СКФ-32;
ü Хладон 218;
ü Каустик;
ü Элегаз.
География поставок данной продукции на внешний рынок имеет следующий вид: Италия, Нидерланды, Германия, Китай, Украина, США, Эстония, Франция, Япония, Венгрия и пр.
Спрос на продукцию ОАО «КЧХК» умеренно растет, так как за последние годы в России наблюдается промышленный подъем. На экспортную продукцию наблюдается незначительное снижение спроса т.к. на некоторые виды удобрений установлены квоты на ввоз, невыгодное географическое положение ОАО КЧХК значительно удорожает продукцию.
За последние 3 года был восстановлен после пожара и пущен в эксплуатацию завод в Германии по выпуску фторопластов, сейчас данное предприятие работает на полную мощность.
В 90-х годах в Китае заработал завод по выпуску фторопластов, это стало возможным за счет того, что китайской стороной была приобретена технология получения фторопластов, причем качество продукта довольно высоко, а цена за счет дешевой рабочей силы низкая.
2. Основные технико-экономические показатели
Из современной истории предприятия необходимо отметить тот факт, что последнее десятилетие для ОАО «КЧХК», как и для многих других предприятий российской промышленности, было тяжелым. Приватизация, зачастую губительная политика руководства предприятия не прошли бесследно. В мае 2005 года на посту генерального директора ОАО «КЧХК» Дрождина Б.И. меняет Стародубцев В.С. В это время 9,6% голосующих акций комбината принадлежат московской компании ООО «Инвестиционно-финансовая компания Интерхиминвест», 20 % акций у ЗАО «Агрохимпромхолдинг», 51,8% у государственных органов. В.С. Стародубцев добился на комбинате некоторых результатов (строгое бюджетирование и экономия ресурсов), но не сумел сплотить акционеров; в июне 2002 года на посту генерального его меняет Захаров В.Ю. в это время 9,6% голосующих акций комбината переходят от московской компании ООО «Интерхимпром» (дочерняя компания ООО «Инвестиционно-финансовая компания Интерхиминвест») к 20% акций ЗАО «Агрохимическая корпорация «Азот» (дочерняя компания ЗАО «Агрохимпромхолдинг»), 51,8% акций у государственных органов. Также следует заметить, что ЗАО «Агрохимическая корпорация «Азот» является 100% дочкой ОАО «Газпром».
Уставный капитал общества составляет 1 314 600 рублей; он разделен на 985 950 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая и на 328 650 привилегированных акций типа А номинальной стоимостью 1 рубль каждая. Распределение акций указано в таблице 3.
Таблица 3 – Акционеры общества
Акционеры
Количество акций на 2005 год,
%
от уставного капитала
от голосующих акций
Государственные органы
38,85
51,80
в т.ч. держатели свыше 5% акций:
министерство имущественных отношений Российской Федерации
департамент государственной собственности Кировской области
19,00
19,00
25,33
25,33
Юридические лица
35,15
36,28
в т.ч. держатели свыше 5% акций:
ЗАО «Агрохимпромхолдинг»
ООО «Инвестиционно-финансовая компания «Интерхиминвест»
ООО «Приборлаб»
17,97
7,18
5,70
19,99
9,58
2,18
Физические лица
26,00
11,90
в т.ч. трудовой коллектив
из них: администрация
13,78
0,81
6,78
1,06
ВСЕГО:
100,00
100,00
в т.ч. акционеры – иностранные инвесторы
0,15
0,06
Акционеры
Количество акций на 2006 год,
%
от уставного капитала
от голосующих акций
Государственные органы
38,85
51,80
в т.ч. держатели свыше 5% акций:
министерство имущественных отношений Российской Федерации
департамент государственной собственности Кировской области
19,00
19,00
25,33
25,33
Юридические лица
35,35
36,49
в т.ч. держатели свыше 5% акций:
ЗАО «Агрохимическая корпорация «Азот»
ООО «Приборлаб»
25,15
5,01
29,58
2,91
Физические лица
в т.ч. трудовой коллектив
Из них: администрация
13,29
1,03
6,35
1,43
ВСЕГО:
в т.ч. акционеры – иностранные инвесторы
0,16
0,06
Основные технико-экономические показатели работы ОАО «КЧХК» приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Основные технико-экономические показатели
Наименование показателя
2003г.
2004г.
2005г.
2006г.
Объем товарной продукции в действующих ценах, млн. руб.
1656,1
2916,9
4368,9
4516,4
Удельный вес продукции, отгруженной на экспорт, %
52,8
59,0
60,3
59,4
Рентабельность (в % к товарной продукции)
6,5
9,8
17,6
13,7
Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп.
93,5
90,2
82,4
86,3
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб.
1866,1
3244,8
4650,7
4714,1
Рентабельность реализованной продукции (в % к выручке от реализации товарной продукции )
11,0
10,8
15,7
14,3
Балансовая прибыль, млн. руб.
153,1
162,1
396,2
121,5
Капитальные затраты, млн. руб.
107,2
294,0
398,0
310,8
Амортизационные отчисления, млн. руб.
153,1
178,7
205,8
228,3
Износ основных фондов, %
62,2
60,7
61,1
62,5
Среднесписочная численность персонала, чел.
в то числе:
Ø Промышленность
ü Рабочие
ü ИТР
Ø Непромышленная группа
14 541
12 414
10 044
2 370
2 127
15 331
13 221
10 732
2 489
2 110
14 872
13 379
10 837
2 542
1 493
14 834
13 432
10 815
2 617
1 402
Фонд заработной платы, млн. руб.
187,3
256,6
358,9
504,8
Среднемесячная зарплата, руб.
1 064
1 374
1 983
2 775
Распределение объема реализации по операционным сегментам приведено в таблице 5.
Таблица 5 – Распределение объема реализации по операционным сегментам
Показатели
2004г.
2005г.
2006г.
млн. руб.
%
млн. руб.
%
млн. руб.
%
Промышленная деятельность
в том числе:
ü минеральные удобрения
ü фторполимеры, хладоны
ü медицинская техника
ü услуги промышленного характера
3 074,6
1 478,1
1 497,5
5,6
93,4
94.8
45,5
46,2
0,2
2,9
4 495,2
2 485,7
1 794,0
3,8
211,7
96,7
53,4
38,6
0,1
4,6
4570,0
2742,7
1680,1
2,3
144,9
96,9
58,2
35,6
0,1
3,0
Торговля и общепит
109,8
3,4
83,6
1,8
87,9
1,9
Сельское хозяйство
5,4
0,1
7,1
0,1
3,6
0,1
Прочие
55,0
1,7
64,8
1,4
52,6
1,1
Итого
3 244,8
100
4 650,7
100
4714,1
100
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.1. Стратегия маркетинга и маркетинговая среда предприятия
На ОАО «КЧХК» применяются два вида стратегии маркетинга: стратегия маркетинга, направленная на потребителя и стратегия, направленная на продукт, изделие, услугу. Наибольшее предпочтение отдается первой стратегии, однако последнюю исключить не представляется возможным, т.к. помимо производства продукции, пользующейся спросом на рынке, образуются побочные продукты, на которые и направлена продуктовая маркетинговая стратегия.
Маркетинговая стратегия включает в себя определение маркетинговых целей и задач, способов реализации продукции, форм расчетов между предприятием и потребителями, цены на продукцию.
Маркетинговые цели предприятия включают в себя:
- ориентацию и приспособление комбината к требованиям рынка;
- удовлетворение требований покупателей;
- обеспечение роста продаж за счет достижения конкурентного преимущества;
- снижение затрат на разработку и производство новой продукции за счет рационального использования потенциала предприятия;
- выявление существующих и потенциальных конкурентных преимуществ (недостатков) продукции предприятия, формулирование продуктовой маркетинговой стратегии и тактики предприятия;
- исключение возможности заключения контрактов на невыгодных для комбината условиях.
Достижение маркетинговых целей обеспечивается выполнением следующих задач:
- организация и ведение маркетинговой информационной системы предприятия;
- проведение маркетинговых исследований, включая выделение и изучение перспективных рынков сбыта, динамики и специфики спроса на продукцию, действий конкурентов, а также исследование возможностей и экономического состояния комбината — разработка прогнозов и текущих планов маркетинга по каждому виду продукции;
- участие в работе по созданию новой и совершенствованию выпускаемой продукции с учетом результатом маркетинговых исследований;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы товародвижения;
- организация работ по рекламе и стимулированию сбыта;
- организация и проведение маркетингового контроля на комбинате;
- заключение максимально выгодных контрактов для комбината.
2.2. Способы реализации продукции предприятия
ОАО «КЧХК» сбывает продукцию напрямую потребителю и через посредников и комиссионеров. На рисунке 4, представлены две формы реализации продукции химкомбината.
I.
II.
Рисунок 4 — Формы реализации продукции
2.3 Установление цен на продукцию предприятия и формы расчетов
На ОАО «КЧХК», прежде чем устанавливается цена на продукцию, предварительно решается вопрос относительно позиционирования предприятия на рынке, т.е. что данная цена должна обеспечить: выживаемость предприятия в условиях жесткой конкуренции, максимизацию текущей прибыли или завоевание лидерства по показателям доли рынка, либо завоевание лидерства по показателям качества продукции и т.д. После определения задач ценообразования происходит анализ цен конкурентов, так как хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная — издержками, на установление предприятием среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции.
На ОАО «КЧХК» процесс установления цены довольно прост. Планово-экономический отдел представляет данные отделу маркетинга об уровне себестоимости на какой-либо продукт. Отдел маркетинга, проанализировав цены конкурентов и цены товаров-заменителей, уникальные достоинства продукта и существующую рыночную ситуацию, а также принимая во внимание занимаемую химкомбинатом долю рынка по конкретному виду продукции, прибавляя 20-25 % прибыли, устанавливает денежную цену продукции.
На рисунке 5 показан процесс установления отпускной цены на ОАО «КЧХК».
себестоимость анализ цен конкурентов , 20-25 % окончательная
уникальные достоинства прибыль цена
продукции, рыночная
ситуация
Рисунок 5 — Процесс установления цены
В последние 2 года руководство химкомбината приняло решение о переходе к 100 % денежным формам расчетов с потребителями продукции. За это время денежная составляющая в расчетах между комбинатом и потребителями продукции возросла с 65 % в 2005 году до 72 % в 2006 г. В эту форму расчетов включены аккредитивная и вексельная (векселя Сбербанка РФ) формы расчетов. Наряду с денежной формой расчетов 28-35 % занимают зачетные и бартерные схемы.
Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь организации. Происходящие в этой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна преподнести крупные неожиданности и тяжелые удары, так что организация должна внимательно следить за всеми изменениями среды, используя для этого и маркетинговые исследования, и имеющиеся в ее распоряжении возможности сбора внешней текущей маркетинговой информации.
Маркетинговая среда слагается из макросреды и микросреды.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой организации и ее возможностям по обслуживанию потребителей, т.е. поставщиками, посредниками, потребителями, конкурентами.
3. Анализ влияния факторов внешней среды
Наличие экспортных контрактов фактически определяет благосостояние предприятия в настоящее время и возможность его дальнейшего развития.
Внешняя среда, оказывающая через возможность через возможность заключения экспортных контрактов доминирующее влияние на экономическое и финансовое состояние ОАО «КЧХК», является в высшей степени изменчивой, слабо предсказуемой, отличающейся высоким уровнем конкурентоспособности.
К числу основных факторов макросреды, активно влияющих на состояние ОАО «КЧХК» были отнесены:
· Состояние российской экономики. В отношении нашего предприятия снижение роли государства, как планового органа, полностью обеспечивающего предприятие объемами работ, ресурсами всех видов и потребляющим всю его практически монопродуктовой товарной политикой, ориентированной на госзаказ, привело к особенно негативным последствиям.
· Политические факторы и международные события. Ослабление политического влияния России на международной арене привело к значительному сокращению её присутствия на международном рынке химической продукции.
С точки зрения влияние на наше предприятие микросреды были выявлены следующие основные факторы:
· Потребители. С переходом к рыночной экономике влияние этого фактора на все российские предприятия, в том числе и на ОАО «КЧХК», резко возросло. Более того, именно для нашего предприятия появление «нового игрока» в лице потребителя стало одним из наиболее существенных моментов, определяющих стратегию его выживания и развития. Это связано с тем, что, основной продукцией является для которой отношения с потребителем носят достаточно специфический характер. Сейчас, в условиях достаточного резкого снижения госзаказа, предприятие вынуждено «повернуться лицом» к «обычным» потребителям, обнаружив при этом недостаточное знание потребительского рынка по выпускаемой продукции ГП и ТНП с одной стороны, и, сталкиваясь с тенденцией его быстрого изменения, с другой. Ярким применением изменения потребности рынка может служить ситуация с искусственными клапанами сердца.
· Конкуренты. Практически во всех сферах деятельности нашего предприятия нам приходится сталкиваться с конкуренцией иностранных фирм. Все это требует от предприятия постоянного внимания к требованиям рынка, быстрой реакции на изменения, постоянной работы над изменением качеством продукции при одновременном контроле за ценой изделия.
· Поставщики. Данный фактор стал достаточно сильно влиять на товарную политику предприятия в последнее время в связи с ростом монополизации производства некоторых видов продукции, особенно производства серной кислоты.
Анализ внешней среды ОАО «КЧХК» указывает на достаточно резкое возрастание её нестабильности и неопределенности, повышения уровня её конкуренции как в области химической продукции, так и в области товаров нехимического назначения. Анализ внешней среды ОАО «КЧХК» оценивается по следующим товарным направлениям:
Гражданская продукция
Товары народного потребления
Типы конкурентного окружения
Характеристики
Уровни турбулентности среды
Стабильный
Реагирующий
Ожидающий
Инициативный
Структура рынка
Монополия
Олигополия
Олигополия
Конкуренция
Давление покупателей
Нет
Слабое увели-чивающийся
Слабое замед-ляющийся
Очень сильное
Темпы роста
Медленный стабильный
Увеличивающийся стабильный
Замедляющийся колеблющийся
Быстрый коле-блющийся
Стадии жизненного цикла отрасли
Зрелость
Ранний рост
Поздний рост
Возникновение
Рентабельность
Высокая
Высокая
Умеренная
Низкая
Дифференциация товара
Нет
Низкое
Умеренное
Высокое
Жизненный цикл товара
Длинные
Длинные
Короткие
Короткие
Частота появления новых товаров
Очень низкая
Низкая
Умеренная
Высокая
Эффект масштаба
Большой
Большой
Умеренные
Низкий
Капиталоинтен-
сивность
Высокая
Высокая
Умеренная
Низкая
Критические факторы успеха
Контроль рынка
Доля рынка и производственные затраты
Подход к покупателю
Предвидение потребностей и возможностей
Средний уровень: 2,27
Таблица 6
Типы предпринимательского окружения
Характеристики
Уровни турбулентности среды
Стабильный
Реагирующий
Ожидающий
Инициативный
Стадия жизнен-ного цикла спроса
Угасание роста или фаза зрелости
Ранний рост
Завершается рост
Возникновение или упадок
Темп роста спроса
Медленный
Ускоряющийся
Замедляющийся
Быстрое ускоре-ние или замедление
Изменчивость технологии
Медленная
Медленный
Быстрый
Прерывистый
Изменчивость структуры рынка
Медленная
Умеренная
Медленная
Прерывистая
Вероятность прорывов
Низкая
Низкая
Умеренная
Высокая
Социальное давление
Нет
Умеренное
Сильное
Очень сильное
Разнообразие технологий
Нет
Низкое
Умеренное
Высокое
Потребность в капитале
Низкая
Высокая
Умеренная
Очень высокая
Рентабельность
Высокая
Высокая
Умеренная
Низкая
Уровень устаревания технологии
Низкий
Низкий
Высокий
Прерывистый
Интенсивность технологий
Низкая
Низкая
Высокая
Высокая
Средний уровень: 2,27
Таблица 7
При анализе типов конкурентного и предпринимательского окружения было выявлено, что средние оценки турбулентности конкурентного окружения и турбулентности предпринимательского окружения равны, что соответствует реагирующему уровню турбулентности.
На основании исследования внешней среды предприятия выявлено, что предприятию необходима диверсификация продукции, конкурентное поведение.
Анализ внешней среды ОАО «КЧХК» указывает на возрастание её нестабильности и неопределенности, повышения уровня её конкурентности как в области химической продукции, так и в области товаров нехимического назначения.
продолжение
--PAGE_BREAK--