Реферат по предмету "Менеджмент"


Антикризисное управление фирмой

--PAGE_BREAK--1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 1.1.Понятие и природа управления фирмой
Способы и типы управления зависят, в первую очередь, от вида и формы предприятия. Предприятие – это имущественно обособленная хозяйственная единица, предназначенная для решения хозяйственно-производительных задач (производств потребительных благ — предметов и услуг) и способная к самовоспроизводству (обеспечению своего жизненного цикла).[1]

Иногда предприятия называют коммерческой организацией, чтобы подчеркнуть основную цель его деятельности, отделить от организации некоммерческой, т.е. организации, которая не преследует цель извлечения прибыли и не распределяет полученный доход между участниками организации, (к таковым относятся, к примеру, государственные учреждения, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и проч.)

Предприятие, осуществляя свою деятельность, вступает в различного рода отношения с другими предприятиями, организациями и отдельными гражданами. Оно имеет определенные права и обязанности (осуществлять предпринимательскую деятельность, обращаться за кредитом в банк) и выполняет определенные обязанности (заключает сделки, производит товары или предоставляет услуги в соответствии с заключенными договорами). Однако права и обязанности – это нечто, присущее личности, человеку, гражданину. Это противоречие разрешается через признание предприятия субъектом права, т.е. лицом, которое может иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления своей деятельности. Поэтому предприятие называется юридическим лицом, в отличие от гражданина – лица физического.

Предприятие как юридическое лицо заключает договоры, исполняет сделки, но как таковое оно не может ни определить цель своей деятельности, ни подписать контракт, ни оформить человека на работу. Это делают люди, действующие от имени предприятия – по закону либо по поручению партнеров по предприятию, или специально избираемые органы юридического лица.

Выделяют три основных вида предприятий, ориентированных на получение прибыли: компания с одним владельцем, партнерство и корпорация.

Компания с одним владельцем – это фирма принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ее обязательствам.[2] Такая форма предприятия имеет ряд преимуществ. Во-первых начать и ликвидировать дело очень легко, т.к. создание сводится к регистрации названия предприятия, а для ликвидации владелец просто перестает заниматься бизнесом. Второе преимущество – это сосредоточение всей прибыли в руках одного владельца. Доход от такой формы предпринимательства подвергается лишь обложению индивидуальным подоходным налогом. И, наконец, компания с одним владельцем работает сама по себе, т.е. она неподотчетна нанимателям или совладельцам.

Но компания с одним владельцем имеет также и некоторые недостатки. Одним из существенных недостатков является полная финансовая ответственность владельца фирмы долги, кредиты, судебные процессы, ущерб при невыполнении контракта. Таким образом, банкротство такой компании означает банкротство ее единственного владельца.

Партнерство – это объединение двух или более людей, ведущих дело как совладельцы.[3]

Партнеры по бизнесу объединяют свои имущества для реализации коллективных предпринимательских действий. Однако объединению подлежит не только имущество, материальны или денежные средства, но и труд, затрачиваемый на организацию общего дела. Поэтому объединение предпринимателей носит также название хозяйственного товарищества.[4] Участвующие в нем предприниматели являются его создателями и владельцами, партнерами по совместной деятельности.

Товарищество предполагает объединение трудовой деятельности, поэтому оно нередко называется объединением лиц. Личностный характер товарищества может создавать определенные трудности для предпринимателей – необходимо личное участие в хозяйственной деятельности, что не всегда входит в планы того или иного лица, необходимо личное доверие друг к другу, а его может и не быть. Кроме того любое изменение в составе участников должно сопровождаться определенными предусмотренными законом процедурами. Но главное состоит в том, что участники товарищества несут ответственность по обязательствам и долгам товарищества им принадлежащим имуществом – если имущества предприятия недостаточно ля оплаты долгов, расплачиваются участники товарищества уже личным имуществом.

Корпорация – юридически независимый экономический объект, в котором собственность разделена на доли.[5]

Корпорация может быть представлена в форме хозяйственного общества[6], которое предполагает сложение только денежных средств. Хозяйственное общество- более сложная организационная структура, чем товарищество, здесь больше участников, руководство и управление обществом осуществляют специально создаваемые органы. Поэтому создание хозяйственного общества требует не только заключения cоглашения между учредителями (учредительного договора), но и наличия регулирующего их деятельность устава, который утверждается учредителями.

В хозяйственном обществе есть не только учредители (лица, имевшие отношение к созданию), но и участники, лишь вносящие свою долю в его имущество. Выход участников или приход новых не отражается на деятельности общества, не требует пересмотра его документов.

Участники хозяйственного общества несут ответственность по его обязательствам только в пределах своих вкладов или взносов. Это значит, что при неблагоприятном стечении обстоятельств, невозможности общества расплатиться по своим долгам участник может потерять только свой взнос, но кредиторы не могут претендовать на принадлежащее ему имущество.

Вот почему хозяйственные общества – более распространенная форма предприятий, чем товарищества. Они являются крупными предприятиями (корпорациями), они более устойчивы и более долговечны. У них больше возможностей привлекать денежные средства. Они не привязаны к личности одного или нескольких предпринимателей, могут полностью использовать преимущества профессиональных управляющих.

По мере усложнения производства происходит и усложнение процесса управления. На первоначальных стадиях развития капитализма собственник капитала сам мог участвовать в производстве и управлении, но по мере усложнения и увеличения объема производства он вынужден нанимать специалиста, который управляет производством. Так начался процесс отделения собственности от управления. по мере дальнейшего усложнения и дифференциации процесса управления возрастают роль и значение в обществе людей, владеющих «секретами» управления, знающими менеджмент.

Менеджмент, являясь областью обширных знаний, включает в себя множество проблем, касающихся управления, профессионального мастерства специалистов в этой области, особенностей объекта управления. В производственной сфере менеджмент в качестве основной задачи всегда направлен на то, чтобы добиться запланированного результата – удовлетворить потребности клиента через рынок. Любое управление – это не только управление для своего времени, но и управление самим процессом времени. Знаменитая фраза Б. Франклина (1748 г.) «Время – деньги» стала настоящим девизом менеджмента.[7] То есть менеджмент следует рассматривать как рационально организованное управление фирмой, основанное на социально-экономическом механизме экономии живого труда.

Менеджмент как наука – это накопленный и обобщенный опыт успеха и неудач руководства фирмами. В отличие от других областей в менеджменте не существует готового рецепта успеха. Каждый удачный пример преуспевающей фирмы не может быть точно скопирован. Можно лишь вывести общие закономерности и причины успехов и неудач. В менеджменте есть типовые ситуации, различные стратегии ведения борьбы, свои практические приемы. Но в зависимости от действия партнера (конкурентов, окружения) каждый раз предприниматель попадает в новую ситуацию и вынужден применять весь накопленный опыт, умение просчитывать варианты и оценивать ситуацию, а также свою интуицию и талант, чтобы победить соперника. Не случайно утверждают, что в менеджменте талант и интуиция играют не меньшую роль, чем знания и опыт.

Менеджер должен иметь не только знания менеджмента, но и обладать рядом необходимых качеств, таких, как уверенность, ответственность, умение руководить людьми.

Работу менеджера следует оценивать по двум критериям: результативность и эффективность. Результативность – это достижение результата с минимальными затратами. Т.е. результативный менеджер за счет более высокой производительности получает больший объем продукции при меньших затратах. Но этого еще недостаточно для положительной оценки работы менеджера. Главное – правильно определить цели, на которых необходимо сконцентрировать все усилия, направить деятельность предприятия. Можно работать производительно, о неэффективно, т.е., например, выпускать товары не пользующиеся спросом, результативный менеджер делает вещи правильно, а эффективный делает правильные вещи.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2.Методы, виды, типы и функции управления предприятием
Предприятие должно быть управляемо. Управление же может.эффективно осуществляться при наличии на предприятии особых работников и структурных подразделений, занимающихся управлением.

Система управления предприятием зависит прежде всего от его типа и его устава. Характер предприятий, юридической организации определяет высшие полномочные органы управления предприятием, его директорат, а также права и обязанности управляющих органов и лиц, в них действующих. Реальное руководство предприятием должно соответствовать его типу как хозяйствующего юридического лица.

По масштабам, пределам полномочий и ответственности, степени детализации можно выделить: генеральный менеджмент и менеджмент на уровне отдела (подразделения).

Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие), независимо от того, являются они директорами или нет, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением компанией.[8]. Характер функций генерального менеджмента меняется с.изменением размера компании, степени сложности решаемых ею задач. Внешняя среда также оказывает соответствующее влияние. Выполняемая им роль в целом одинакова для большинства компаний и фирм.

Организационные функции генерального менеджмента предприятия включают:

-                     непосредственно организационную функцию, то есть формирование наиболее приемлемой организационной структуры в•соответствии со стратегией деятельности компании, причем каждый служащий компании должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;

-                     управление, то есть управление деятельностью компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для среднего и низшего звена служащих и других работников компании, стимулирование качественного выполнения работы

-                      контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем чтобы отклонения были проанализированы и устранены;

—координацию, то есть объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации. Техническими приемами координации являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседаний различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.

Менеджмент на уровне отдела (подразделения) выполняет следующие функции: постановка целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями корпорации; организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи.[9]

Процесс менеджмента включает в себя осуществление всех вышеупомянутых функций и может выполняться любым членом данной организации в пределах своей компетенции. которые отвечают как минимум за подразделение: инспектором (контролером), мастером (бригадиром), то есть теми, кого обычно не называют менеджерами. Однако им все же приходится быть менеджерами на своем, пусть и невысоком, уровне.

Наличие на предприятии функциональных подразделений приводит к многоуровневой системе управления. Каждый уровень управления – это определенный уровень решений и ответственности за них, определенный уровень полномочий, контроля и координационных действий. Уровни управления упорядочены, соотнесены друг с другом, находятся в иерархической и кооперационной связи.

Руководители низшего звена (операционные руководители)это лица, управляющие работниками, непосредственно осуществляющими -производственные функции. Примером руководителей низшего звена могут быть производственные мастера, бригадиры, начальники секции, старшие клерки, заведующие секторами. Их деятельность отличается разнообразием и оперативностью, им приходится решать множество текущих задач, которые выходят из производственного организационного ритма.

Руководители среднего звена— это руководители крупных подразделений, отделов или служб предприятия. Руководителем среднего звена может быть заведующий производственным отделом, начальник отдела кадров, управляющий сбытом по региону. Набор функций руководителя данного уровня определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. На крупных предприятиях средний уровень управления может быть разделен на высший и низший.

Руководители высшего звена отвечают за принятие решений, касающихся предприятия в целом или его основной части. К руководителям высшего звена относятся председатель совета директоров, директор и его заместитель, генеральный директор акционерного общества и его заместители (президент и вице-президенты корпорации), директора по направлениям.

Цель науки управления – изучение и совершенствование принципов, структур, методов и техники управления. Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объем работы по каждой из функий, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления.

Функции управления весьма многогранны. Можно выделить как самостоятельные многие производственные функции, такие, как маркетинг, бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции. Но наиважнейшими этапами организации управленческого процесса являются: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), мотивация и контроль.



Рис. 1 Функции управления

Термин «организация» имеет двоякий смысл. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех иерархических уровнях. В то же время другое значение этого слова – коллектив, усилия которого направленные на достижение конкретных, общих для всех членов этого коллектива целей.[10]Но любая организация должна располагать такими важными ресурсами, как капитал, информация, материалы, оборудование и технология. Успех ее функционирования зависит от сложных, переменных факторов внешней среды: экономических условий, применяемых техники и технологии, конкурирующих организаций, связи с потребителями, действующей системы маркетинга, правительственных и правовых актов и т.д.

В мировой экономике и науке управления весьма велик диапазон взглядов и образцов организации деятельности коллективов и предприятий (вплоть до государства в целом). Разработаны и практически реализованы множество методов организации управления при различных подходах к вопросам собственности и разной степени демократизации управления.

Еще классики менеджмента обратили внимание на то. что отсутствие планов напредприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, еслине краха их.

Как показала практика, применение планирования создаст следующие важные преимущества:

·        делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

·        проясняет возникающие проблемы

·        стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе

·        улучшает координацию действий в организации

·        создаст предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров

·        увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией

·        способствует более рациональному распределению ресурсов;

·        улучшает контроль в организации[11]

Важнейшей задачей планирования является прогнозирование, или, как его еще часто называют, стратегическое планирование (слово стратегия происходит от греческого strategos– «искусство генералов», стратегов).[12] Прогнозирование должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощью научного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей организации, изучения экономических тенденций. Прогнозирование в основном связано с изучением рынка и инвестиционного климата, зачастую выливается в рыночную и инвестиционную стратегию предприятия. Постановка общих задач происходит на базе прогноза и предполагает установление приблизительных сроков их выполнения и определение ресурсного обеспечения.

Планирование включает несколько этапов: подробная и объективная оценка состояния дел в организации и определение ее возможностей; определение цели (основной, промежуточных и второстепенных) и способов е достижения и, наконец, выбор методов оперативного контроля.

Несомненно, что каждый этап плана сложен и имеет множество вариантов реализации. Хорошо сбалансированный план, к разработке которого желательно привлекать возможно большее количество компетентных специалистов, дает положительные результаты еще до его внедрения. Сразу же становятся ясными истинные возможности организации, ее резервы и слабые места, этапы предстоящего решения проблем и сама цель, стратегия коллектива.

--PAGE_BREAK--2.КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ ФИРМЫ И МЕХАНИЗМЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 2.1.Понятие, основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятий
На практике можно отметить наличие различных понятий и определений банкротства, которыми оперируют специалисты. Так, юрист сошлется на Закон о банкротстве, в соответствии с которым факт банкротства должен быть признан арбитражным судом с соблюдением всех установленных правил и процедур; бан­кир отметит момент прекращения платежей и занесения расчетных документов фирмы в соответствующую картотеку банка; экономист попытается рассмотреть банкротство как процесс, в котором юрист и банкир зафиксировали лишь отдель­ные признаки или факторы.

Разумеется, сегодняшние экономические проблемы имеют специфические формы проявления. Однако, как свидетельствует мировая практика, банкротство —  неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоя­тельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и от­ражает объективные процессы структурной перестройки экономики.

Такое предназначение банкротства предопределено самой сущностью пред­принимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его конечных результатов, а значит и с риском потерь. Источниками этой неопре­де­ленности являются все стадии воспроизводства-от закупки и доставки сырья, ма­териалов и комплектующих изделий до производства и продажи готовых изде­лий.

Связь риска и прибыли имеет фундаментальное значение для понимания природы предпринимательства, разработки эффективных методов его регулиро­вания. В реальной экономике неопределенность становится источником либо вы­игрыша, либо убытка. Причем выигрыш и сверхприбыль более удачливых пред­приятий образуется за счет убытков менее удачливых. Здесь следует иметь в виду не бухгалтерскую трактовку прибыли, а экономическую, учитывающую в затратах суммы, связанные со “стоимостью капитала”.

Из взаимообусловленности фактора риска и прибыли формируется важней­шее финансовое понятие механизма возникновения банкротства. Эту формули­ровку можно получить, исходя из анализа баланса какого-либо гипотетического предприятия. Источниками его капитала (пассив баланса) являются средства ак­ционеров (собственный капитал общества) и кредиты, а также иные формы фи­нансовых обязательств предприятия (например, задолженность поставщикам), возникающие автоматически и не несущие процентных отчислений.

Акционеры и кредиторы рассчитывают на вознаграждение, соответствую­щее сложившимся рыночным условиям, процентным ставкам и дивидендам по облигациям, акциям, другим видам финансовых обязательств. Очевидно, что их расчеты могут оправдаться лишь в случае наличия прибыли от деятельности дан­ного общества для осуществления ожидаемых платежей.

Средневзвешенные ожидаемые платежи в процентах к акционерному капи­талу и являются “стоимостью капитала”. А так как ожидания акционерами возна­граждения обеспечиваются соответствующей фактической прибыльностью фирмы, прибыльностью использования его активов, то один из первых признаков банкротства и будет заключаться в падении прибыльности предприятия, в частно­сти ниже стоимости его капитала.

Такое соотношение отражает то обстоятельство, что дивиденды, выплачи­ваемые предприятием, перестают отвечать сложившимся рыночным условиям, и вложение средств в данные предприятия становится неэффективным для инвесто­ра. С падением стоимости акционерного капитала падает цена акции и увеличива­ется риск невозврата средств, так как изменяется отношение ожидаемых платежей к заемному капиталу. Кредиторы (владельцы облигаций, других документов, ре­гистрирующих выдачу займа) получают фиксируемые суммы, определенные кре­дитными договорами, но относительная выгодность их вложений в данную фирму уменьшается.

В связи с относительным падением прибыльности предприятия и возмож­ными трудностями в оплате расходов возникает дефицит наличных средств. Этот дефицит усугубляется, если кредиторы сочтут слишком опасным возобновлять кредитование даже при повышенном проценте, так как с уменьшением стоимости собственного капитала предприятия риск невозврата средств увеличивается. По­этому весьма проблематичным становится возможность пролонгации кредитных договоров и их реструктуризация, и предприятию придется выплатить не только проценты, но и сумму основного долга.

Тогда может возникнуть кризис ликвидности, и предприятие войдет в со­стояние “технической неплатежеспособности”. Уже на этой ступени возможно обращение кредиторов в суд с целью признания факта банкротства.

Снижение прибыльности предприятия означает и снижение его цены. Цена предприятия— это приведенные к настоящему времени потоки выплат кредиторам и акционерам. Цена может упасть ниже суммы обязательств кредиторам. Это оз­начает, что акционерный капитал исчезает, значит наступает полное банкротство— банкротство акционеров. Правда, здесь возможны некоторые уточнения. В связи с падением прибыльности и соответствующим падением цены предприятия по­следняя может упасть ниже ликвидационной стоимости активов. Тогда именно ликвидационная стоимость активов и будет рассматриваться в качестве цены предприятия, т. е. ликвидация предприятия становится выгоднее его эксплуата­ции, и если ликвидационная стоимость предприятия меньше цены обязательств, то акционеры лишаются своего капитала, вложенного в это предприятие.

Таким образом, процесс, первым признаком которого является относитель­ное снижение прибыльности (и именно относительным, так как один из критериев прибыльности-“стоимость капитала”— зависит от изменения рыночных цен, кре­дитных ресурсов, процентных ставок и др.), может привести предприятие к бан­кротству.

Падение прибыльности предприятия до уровня ниже стоимости его капита­ла следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов.

Исходя из сложившейся концепции теории экономического анализа, пред­ставляется возможным разделить всю совокупность факторов платежеспособно­сти на две группы:

— внутренние

— внешние.  

Банкротство предприятия и является результатом одновременного совмест­ного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля “вклада” кото­рых может был” различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на1/3 прича­стны внешние факторы и на2/3 — внутренние. Внешние факторы могут быть меж­дународными и национального характера.

Международные факторыскладываются под влиянием причин общеэко­но­мического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, со­стояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой междуна­родных банков), стабильности международной торговли, зависящей в свою оче­редь от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о созда­нии зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах), международной конкуренции (увеличение доли рынка фирм-конкурентов за счет более высоких технологий или более дешевого труда).                                

К национальным факторам, оказывающим достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта, могут быть при­числены причины политического, экономико-демографического, психографи­че­ского (культурного) и научно-технического характера.

Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики го­сударства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринима­тельской деятельности и принципах государственного регулирования экономики (запретительный или стимулирующий характер) к формам собственности (ее при­ватизация или национализация, принципах земельной политики), мерам по защи­те прав потребителей и предпринимателей (защита конкуренции, ограничение монополизма и т. д.). Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.

Экономико-демографические факторы характеризуются размером и струк­турой потребностей, а при известных экономических предпосылках— платежеспо­собным спросом населения. К ним же можно отнести: уровень его доходов и на­коплений, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу эко­номического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического разви­тия, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкро­тившегося предприятия.

Факторы психографического характера проявляются в привычках и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и в отрицательном отношении к другим.

Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии про­изводства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных пре­имуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отразить­ся на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные из­держки.

Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства являются так на­зываемые технологические разрывы— крупные научно-технические сдвиги (эво­люции), при которых по оценкам специалистов в семи случаях из десяти прежние предприятия, лидеры в своей области на определенном рынке, становят­ся от­стающими.

Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяю­щие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:

—конкурентная среда и позиция предприятия;

—принципы деятельности;

—ресурсы и их использование;

—применяемые маркетинговые стратегии и политики;

—качество и уровень финансового менеджмента.

Эти группы в свою очередь включают, по-видимому, десятки, если не сотни конкретных, действующих на каждом предприятии избирательно, факторов. Если рассматривать их в некотором агрегированном виде, то следует отметить прежде всего, что в исследованиях наблюдаются два вида реакции предприятия на его кризисное или предкризисное состояние с соответствующими особыми наборами антикризисных мероприятий по различным тактикам. Так, “защитная” тактика предусматривает резкое сокращение всех видов расходов, закрытие и распродажу подразделений, оборудования, сокращение определенных частей рыночных сег­ментов и сбыта продукции, распродажу продукции по сниженным ценам.

“Наступательная” тактика во время спада, напротив, предполагает активные действия, связанные, например, с такими мероприятиями, как модернизация обо­рудования, внедрение новых технологий, повышение (снижение) цен, поиск но­вых рынков сбыта, реализация прогрессивной стратегической концепции марке­тинга.

Девяносто процентов различных неудач малых американских фирм связы­вают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоот­ветствием изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению, к принятию ошибочных решений, невоз­можности приспособления к рыночным условиям.

Представляется, что неудачи предприятий— объектов данных исследований— также, несомненно, связаны с влиянием перечисленных факторов.

Другим важным фактором возможной неудачи предприятия являются чрез­мерные издержки производства продукции из-за значительной доли непроизводи­тельных затрат. Пути сокращения их достаточно подробно исследованы в эконо­мической литературе и известны практикам: сокращение устаревших и излишних производственных мощностей, удешевление технологических процессов, их ин­тенсификация, устранение брака, потерь от нерационального использования ра­бочего времени, сокращение управленческих расходов за счет рационализации организационной и производственной структур, продажа и ликвидация убыточ­ных производств, освоение производства высокорентабельной продукции и др. С этими мероприятиями зачастую связывают и повышение конкурентоспособности продукции предприятия. Однако здесь необходимо учиты­вать и конъюнктурные процессы, происходящие на рынке (колебания цен, валют­ных курсов).

В литературных источниках последних лет отмечается, что весьма эффек­тивным является участие предприятия в рациональном разделении труда, в част­ности субподрядным способом производства на основе договорных отношений по отдельным изделиям или комплектующим на мелких и средних фирмах, а также создание так называемых рисковых предприятий, способных быстрее внедрять и отрабатывать новые технологии, реагировать на изменения требований рынка.

Эффективной хозяйственной деятельности в значительной степени способ­ствует обоснованная система маркетинговых мероприятий и методов стратегиче­ского планирования, учитывающих рыночную ситуацию и активно влияющих на нее. С этим тесно связаны реализация функций и задач финансового менедж­мента, опыт коммерческой работы, знание правовых вопросов. Нередко вследст­вие некорректного финансового планирования, прогнозирования сроков и объе­мов поступления доходов и осуществления платежей, предприятие оказывается неплатежеспособным.

Для российских предприятий представляется весьма сложным выделить приоритетность всех отмеченных факторов. И все-таки в настоящее время, даже с учетом низкой деловой активности, на финансовое состояние предприятий в большей степени воздействуют внешние факторы (в отличие от западных фирм, где на них приходится1/3).Из них главный фактор-политическая, экономиче­ская и финансовая нестабильность, вызывает неуверенность предпринимателей в успешности (и даже, по-видимому, возможности) деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обес­печения, сбыта продукции.

К этой приоритетной группе факторов следует, разумеется, отнести и высо­кие темпы инфляции в России. Несмотря на некоторое замедление ее темпов в по­следнее время, постоянные инфляционные ожидания отнюдь не способствуют реализации предприятиями своих стратегических целей. Сопряженные с недоста­точно гибкой, а зачастую попросту разорительной, особенно для диверсифици­рующихся предприятий, налоговой системой государства, кредитной политикой, высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производ­ства, а его сокращение. Высокие цены, назначаемые предприятиями на свою про­дукцию, зачастую имеют причиной не столько необоснованную ценовую полити­ку этих предприятий, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведет в свою очередь к падению конкурентоспособности товаров и снижению по­треби­тельского спроса.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно пред­видеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсо­лютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследова­нию финансового состояния как со стороны руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов. Источником информации для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоста­вить с данными за несколько отчетных периодов.

Одним из явных настораживающих признаков ухудшения финансовой со­стоятельности могут быть изменения в статьях баланса как со стороны пассива, так и актива, увеличение или уменьшение балансовых сумм, вообще резкие изме­нения в структуре баланса.

Например, безусловно отрицательным признаком является уменьшение де­нежных средств на расчетных счетах предприятия. Однако и резкое увеличение денежных средств также свидетельствует о неблагоприятных тенденциях, так как может указывать на неэффективную инвестиционную программу предприятия.

Тревожным признаком является повышение относительной доли дебитор­ской задолженности в активах предприятия, т. е. долгов покупателей, увеличение сроков этой задолженности. Это означает, что либо предприятие проводит нера­зумную политику коммерческого кредита по отношению к своим заказчикам, либо сами заказчики неплатежеспособны. Разумеется, можно предположить, что рост задолженности потребителей продукции является результатом новой марке­тинговой стратегии предприятия и обеспечит в будущем дополнительные доходы. Однако, следует иметь в виду, что и обратная тенденция отражает негативные моменты взаимодействия предприятия со своими потребителями. Дебиторская задолженность может резко упасть по причинам резкого вынужденного сокраще­ния продаж в кредит или ускоренного расчета потребителей со своими долгами, чтобы выйти из дела. За внешними изменениями статей дебиторской задолженно­сти может скрываться неблагоприятная концентрация продаж на слишком малом числе покупателей, банкротство заказчиков или сокращение рынка, вынуждаю­щие предприятие идти на все большие уступки своим потребителям и т. д.

Для оценки тенденций симптоматичным признаком являются данные о за­пасах сырья и материалов, готовой продукции, связывании средств в незавершен­ном производстве. И в этом случае обращает на себя внимание не только резкое увеличение запасов, которое нередко означает затоваривание, но и резкое их сни­жение, свидетельствующее, как правило, о сбоях, неритмичности и неравномер­ности производства и снабжения, имеющие следствием невыполнение обяза­тельств по взаимным поставкам.

Наиболее контролируемым параметром платежеспособности являются тен­денции в изменении показателей ликвидности предприятия, т. е. способности вы­полнить все свои текущие обязательства. Поводом для дополнительного, более углубленного анализа и оперативного принятия соответствующих антикризисных мер должно быть не только снижение показателей ликвидности, но и их резкое повышение.

Со стороны пассива баланса симптомами неплатежеспособности могут быть увеличение задолженности предприятия своим поставщикам и кредиторам, явная замена дебиторской задолженности кредиторской. Более подробный анализ мо­жет выявить неблагоприятное изменение кредитной политики по отношению к предприятию со стороны отдельных кредиторов и поставщиков. Разумеется, тре­вожным признаком должно быть увеличение задолженности работающим по вы­платам заработной платы, акционерам, финансовым органам.

Статьи отчетов о финансовых результатах и их использовании также явля­ются носителями предупредительных сигналов. В первую очередь здесь обра­щают внимание на резкие изменения в ту или иную сторону объема продаж. Так, резкий их рост может быть следствием не только новой маркетинговой стратегии, но и увеличения объема долговых обязательств, уменьшения имеющихся в распо­ряжении денежных средств. Безусловно, настораживающим признаком грядущего кризиса может быть увеличение накладных расходов и снижение прибыли, осо­бенно, если их изменения сопоставить с изменениями объема продаж.



--PAGE_BREAK--2.2.Экономический механизм возникновения кризисного состояния


Одним из важнейших принципов стратегии антикризисного управления яв­ляется постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы с целью ран­него обнаружения надвигающейся угрозы кризиса. Антикризисное управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: “Что де­лать?” На всех последующих этапах развития фирмы внимание ее руководства должно быть сосредоточено на своевременном “улавливании” сигналов, свиде­тельствующих о возможном ухудшении положения фирмы, ее конкурентного ста­туса.Для этого необходимо построить систему, позволяющую сочетать количест­венный и качественный анализ “сигналов” об угрозе приближения кризисного со­стояния, т. е. существенного снижения конкурентного статуса фирмы. В качестве основы такой системы может быть принят анализ возможностей, ресурсов и рис­ков, так называемый SWOT-анализ (Strength -сила; Weakness -слабость; Opportu­nity -возможности; Threat -угрозы).

Целью этого анализа является выявление совокупного влияния на конку­рентный статус фирмы сильных и слабых сторон фирмы по отношению к внеш­ней среде; широты возможностей для выполнения миссии фирмы, открываемых внешней средой; степени и характера угроз выполнению миссии фирмы со сто­роны внешней среды. Назовем их факторами состояния фирмы.

В процессе анализа необходимо определить “каналы связей”, возникающие между агентами внешней и внутренней среды, с одной стороны, факторами со­стояния фирмы и моментом наступления кризисного состояния (несостоятельно­сти, банкротства) фирмы,-с другой. Именно по этим каналам по­ступают сигналы о неблагополучных тенденциях, возникающих во внешней и внутренней средах фирмы. Эти сигналы— вначале слабые-по мере накопления информации посте­пенно усиливаются, позволяя руководству фирмы заблаговре­менно принимать меры по предотвращению кризисных состояний.

При этом следует исходить из существа процесса возникновения кризис­ного состояния, представляющего собой одну из разновидностей экономического механизма.

Под экономическим механизмом принято понимать цепь последовательных взаимосвязанных экономических явлений. Как и всякий экономический меха­низм, механизм возникновения кризисного состояния “запускается” субъектами, ини­циирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых эконо­мических явлений (эффект падающего домино), в конце которой наступает за­вершающее явление—кризисное состояние.

В качестве исходных могут выступать многочисленные и разнообразные по характеру и силе первоначального импульса экономические явления, которые инициируются агентами как внешней,так и внутренней среды.

Глубина кризисного состояния и продолжительность периода, в течение ко­торого оно наступает, зависит от:

—соотношения количества и силы исходных экономических явлений;

—числа и степени влияния агентов внешней и внутренней среды;

—интенсивности процесса возникновения промежуточных экономических явлений;

—соотношения и силы промежуточных явлений по каждому фактору со­стояния фирмы;

—значимости каждого фактора состояния фирмы конкретно для данной фирмы и данной отрасли национальной экономики.

Существо механизма возникновения кризисного состояния наводит на мысль о том, что каждое последующее экономическое явление в цепочке, обра­зуемой тем или иным каналом связи, дает, как правило, сигнал большей силы и той же направленности, что и предыдущее. Тем не менее, такая простая зависи­мость вряд ли отражает существенно более сложные и противоречивые процессы, происходящие в реальной жизни. Поэтому необходимо постоянное слежение за цепочкой, инициированной тем или иным исходным экономическим явлением, что позволит своевременно обнаружить характер воздействия исходного явления на завершающее.

Наблюдения показывают, что “каналы связи” существенно сложнее, чем изображенные на рисунке2.Сложность состоит во взаимной зависимости проме­жуточных экономических явлений, принадлежащих не только цепочке от данного исходного явления к завершающему, но и цепочкам, инициируемым другими ис­ходными явлениями.

Можно представить себе подобные каналы в виде сетей, в которых возни­кает множество путей от исходных экономических явлений к завершающему. Причем каждый из этих путей будет обладать разной интенсивностью воздейст­вия на завершающее явление.

Поэтому целью антикризисного управления является разработка и пер­воочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию.

Здесь следует обратить внимание на еще одно принципиально важное об­стоятельство: сочетание стратегии и тактики антикризисного управления. Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как пра­вило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникнове­нии неблагополучных тенденций.

Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние производственной системы. Однако времени для ко­ренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.



Рис. 2. Интенсивность нарастания кризисных явлений

[t0, t1]   — область стратегических решений по предотвращению кризисного состояния;

[t1, t2]— область чрезвычайных тактических решений по недопущению кризисного со­стояния;

[t2, t3]— область тактических решений по недопущению кризисного состояния;

t0— момент выбора миссии фирмы.

Графически сочетание стратегического и тактического подхода к антикри­зисному управлению может быть представлено в виде областей предотвращения, недопущения и выхода из кризиса (схема2.1).Как видно из схемы, в области [t0, t1]интенсивность нарастания кризисных явлений мала, что может вызвать неадек­ватную реакцию руководства ПС на слабые сигналы о возникновении неблагопо­лучных тенденций во внешней и внутренней среде фирмы. Иначе говоря, на эти сигналы просто не обратят внимания, мотивируя это необходимостью решения важнейших сиюминутных задач по выполнению миссии фирмы. Недостаточное внимание к слабым сигналам, поступающим на этой стадии, может вызвать тяже­лые стратегически важные последствия для фирмы.

В области [t1, t2]происходит кумулятивное нарастание интенсивности отри­цательных воздействий, ведущих к быстрому банкротству фирмы.

В области[t2, t3] обнаружено фактическое кризисное состояние, в которое попала фирма. Этот вывод сделан на основе анализа очередного баланса фирмы, фиксирующего состояние несостоятельности (банкротства) фирмы.

Реальное воплощение описанного процесса возможно лишь при организа­ции постоянного наблюдения за факторами состояния фирмы и сетями, характе­ризующими “каналы связи” между исходными и завершающим экономическими явлениями в механизме возникновения кризисного состояния. Задачей подобного наблюдения является нахождение наиболее характерных “точек”, то есть значе­ний тех или иных показателей, количественно характеризующих определенный сигнал о состоянии фирмы, ее конкурентном статусе в данный момент времени. Поскольку конкурентный статус фирмы характеризует совокупное влияние на уровень конкурентного преимущества условий, формируемых детерминантами “национального ромба” и стратегическим потенциалом фирмы, точки наблюдения должны отражать именно эти две сферы влияния. Эти точки могут быть инфор­мационными объектами бухгалтерского учета, учета производственных затрат (контроллинг), оперативного учета различных аспектов деятельности фирмы, ана­литических обзоров и других материалов, позволяющих оценить состояние фирмы.

Прежде чем найти показатели, оценивающие состояние фирмы, нужно кон­кретизировать содержание “сигналов”, подвергаемых оценке.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.