ВСЕРОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
КАФЕДРА МИРОВОЙЭКОНОМИКИ
Курсовая работа
на тему:
РОЛЬ И МЕХАНИЗМФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТНК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ТНК ГЕРМАНИИ.
Работу выполнила: Научный руководитель:
Студентка II-го курса ФЭМ ДО Профессор Сысоева Г.И.
Камаева Светлана
Работа сдана на кафедру
«____» __________________ 2008 г.
Оценка работы _______________
План
Введение
Глава1. Теоретические аспекты ТНК
1.1Понятие и сущность ТНК
1.2Классификация ТНК
1.3Характеристика видов ТНК
Глава2. Тенденции развития ТНК в современных международных экономических отношениях
2.1Транснациональные корпорации как движущая сила процесса глобализации
2.2Тенденции развития транснациональных корпораций
2.3Конкурентные преимущества ТНК
2.4Положительная роль ТНК
2.5Основные угрозы глобализации и роста ТНК
2.6Корпорации и общество
Глава3. Корпорации Германии
3.1Промышленность и ТНК Германии
3.2Германский автомобилестроительный концерн Volkswagen (VW)
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Актуальность темы.
Одной из наиболее характерных особенностей развитиямирового хозяйства в 90-е годы XX века является все нарастающий процессглобализации, сущность которого проявляется в повсеместной транснационализациимирохозяйственных связей.
Транснационализация – важнейшая составляющая иодновременно главный механизм общих процессов глобализации. Она представляетсянаиболее существенным элементом и одним из основных контуров-регуляторов,обеспечивающих единство функционирования мировой экономики. Через ТНК исвязанные с ними транснациональные банки проходят финансовые и товарные потоки,определяющие развитие мирового хозяйства. Они являются ведущим факторомглобализации экономики, размещая отдельные части и стадии воспроизводственныхпроцессов по территориям разных стран.
Этот процесс прежде всего проявляется в усилении ролитранснациональных корпораций (ТНК) в международных экономических отношениях.
ТНК сегодня – это примерно 60 тыс. основных (материнских)компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых)фирм по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленногопроизводства, более 60% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий нановую технику, технологии и ноу-хау.[1]
Занимая, таким образом, центральное место в современноймирохозяйственной системе, ТНК оказывают все большее влияние на международныеотношения и мировую экономику в целом, ход которой во многом определяетсяособенностями их развития.
Для того, чтобы рассмотреть тенденции развития ТНК всовременных международных экономических отношениях, необходимо выделитьследующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность ТНК.
2. Проследить основные этапы эволюции ТНК.
3. Выделить основные классификации ТНК.
4. Определить роль ТНК в глобализации.
5. Выявить современные тенденции развития ТНК.
Объект исследования – транснациональные корпорации.Предметом являются отношения, возникающие в процессе деятельности ТНК всовременных международных отношениях и основных секторах экономики.
К ядру обрабатывающего сектора экономики традиционноотносятся корпорации главным образом автомобильной промышленности. Борьба зановые рынки в этой отрасли сегодня достигла таких серьезных масштабов, чтопостоянно происходят разного рода слияния и поглощения компаний, возникают теили иные стратегические альянсы. Более того, автомобилестроение по-прежнемуостается одной из ведущих отраслей, как мировой, так и европейской экономики.На современных предприятиях автомобильной промышленности применяются новейшиетехнологии, научно-исследовательские и дизайнерские разработки, нетрадиционныеконструкционные материалы
В связи с вышеизложенным, корпорации именноавтомобилестроительной отрасли являются одним из важнейших звеньев мировогопроизводства и экспорта. Поэтому так важно найти новые пути и подходы коптимизации деятельности этих корпоративных образований на мировом рынке. Именноавтомобилестроение на рубеже двух веков является самой динамично развивающейсяотраслью. В связи с тем, что в мировой промышленности вообще и вавтомобилестроении в частности главная роль принадлежит промышленно развитымстранам, то актуальность настоящего исследования становится очевидной. Германияв начале XXI века является одним из ведущих производителей мировых автомобилей,и исследование современных стратегий развития германских автомобильных компанийв международном экономическом сотрудничестве (МЭС) представляется исключительноважной задачей для российский предпринимателей. Более того, в Германиисосредоточены наиболее динамично развивающиеся транснациональные корпорацииавтомобильной промышленности — Daimler Chrysler, Volkswagen, Bayerische MotorenWerke.
Второй объект исследования — транснациональные корпорацииавтомобильной промышленности Германии – в частности, Volkswagen (VW) иместо/роль концерна в современной мировой экономике. Отметим особо, чтоосновное внимание в настоящем исследовании уделяется именно легковымавтомобилям, поскольку они представляют собой наиболее значимый сегментсовременной мировой автомобильной промышленности.
Глава 1. Теоретические аспекты ТНК
1.1 Понятие и сущность ТНК
Что такое транснациональная корпорация?
Под транснациональной корпорацией понимается крупное объединение,использующее в своей хозяйственной деятельности международный подход ипредполагающее формирование и развитие международногопроизводственно-сбытового, торгового и финансового комплекса с единым центромпринятия решений в стране базирования и с филиалами, представительствами идочерними компаниями в других странах. Особенностью ТНК является сочетаниецентрализованного руководства с определенной степенью самостоятельностивходящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурныхподразделений (филиалов, представительств, дочерних компаний).
Для отнесения корпораций к транснациональным обычноприменяют следующие критерии:
— число стран, в которых действует корпорация (не менеепяти);
— число стран, в которых размещены производственныемощности корпорации (не менее трех);
— лидирующие позиции на ключевом рынке;
— доля иностранных операций в доходах или продажахкорпорации (не менее четверти);
— интернациональный состав персонала и высшегоруководства корпорации.
Процесс транснационализации рассматривается как процессрасширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферыуслуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит кперерастанию национальных компаний в транснациональные[2].Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм другихстран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранныхбанков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленныхкомпаний и банков одной и той же страны.
В соответствии с разработанным ООН Кодексом поведения ТНКтранснациональной корпорацией является предприятие[3]:
располагающее дочерними компаниями в 2-х или несколькихстранах, независимо от юридической формы или сферы деятельности этих компаний;
имеющее такую систему принятия решений, которая позволяетосуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или несколькихцентров;
при этом дочерние компании так связаны между собой черезотношения собственности или другим путем, что каждая из них способна оказыватьзначительное влияние на деятельность других компаний и в особенности иметьдоступ к знаниям, ресурсам и разделять ответственность с другими компаниями.
Классические ТНК:
это многоотраслевые компании (большинство имеютподразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей),беспрецедентные по масштабам экономической и интеллектуальной мощи; ихтехнологическая основа – передовые, наукоемкие отрасли обрабатывающейпромышленности;
для них характерна филиальная система организации иинтенсивные связи между филиалами и дочерними компаниями, созданными в разныхстранах на основе прямых капвложений и внутрифирменного разделения труда;
высокий уровень централизации принятия решенийштаб-квартирами;
им присуща международная территориальная и отраслеваяподвижность капитала, поскольку в поисках наилучших факторов производства идостижений НТР ресурсы и главные производственные центры ТНК мигрируют в МРХ.
На ТНК приходится примерно половина мировогопромышленного производства, 63% внешней торговли. ТНК контролируют до 80%патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНКнаходится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака,джута и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова,75% — сырой нефти, натурального каучука и бананов. Половина экспортных операцийСША осуществляется американскими и иностранными ТНК, в Великобритании этотпоказатель составляет 80%, в Сингапуре — 90%.
Эксперты ООН относят к ТНК любую компанию, имеющуюпроизводственные мощности за границей.
Отличительными чертами ТНК являются: огромные масштабысобственности и хозяйственной деятельности; высокая степень транснационализациипроизводства и капитала в результате роста зарубежной производственнойдеятельности; особый характер социально-экономических отношений внутри ТНК;превращение подавляющего большинства ТНК в многоотраслевые концерны.
Международные корпорации (международные по капиталу) итранснациональные (имеющие национальную принадлежность капитала), с однойстороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономическихотношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия наних. Активно воздействуя на международные экономические отношения,международные (транснациональные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения,видоизменяют сложившиеся их формы.
Активно участвуя в процессах международного производствана базе традиционного международного разделения труда, ТНК создали собственноевнутрифирменное международное производство на основе модернизированногомеждународного разделения труда, с подключением ряда развивающихся рынков сновой для них специализацией. Именно этот внутрифирменный вариантмеждународного производства стал для современных международных корпорацийосновным.
Организация внутрифирменного международного производствадает ТНК ряд преимуществ[4]:
использовать выгоды международной специализации производстваотдельных стран;
максимально использовать налоговые, инвестиционные идругие льготы, предоставляемые странами для зарубежных инвесторов;
маневрировать загрузкой производственных мощностей,приспосабливая свои производственные программы в соответствии с конъюнктуроймирового рынка;
использование своих дочерних компаний в качествеплацдарма для завоевания развивающихся рынков. Так, к примеру, реализацияпродукции через свои заграничные филиалы ТНК значительно превышает мировойэкспорт. При этом продажи транснациональных корпораций вне страны основногобазирования растут на 20-30% быстрее, чем экспорт[5].Осуществляя инвестиции во многих развивающихся странах, ТНК строят заводы недля того, чтобы произведенную продукцию реализовывать в стране своегобазирования, а для нужд стран;
1. организация собственного международного производствадает возможность ТНК продлевать жизненный цикл продукта, налаживая производствопродукта по мере его морального старения на зарубежных филиалах, а затем ипродавая лицензии на его производство иным компаниям.
ТНК способствуют развитию производственных, научных и технологическихсвязей между предприятиями в различных странах и регионах, а также играютопределяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая исоперничая с малым и средним бизнесом.
Положительные моменты деятельности ТНК для принимающейстраны:
2. расширение экономической базы государства. Передачановейших технологий; рост общей деловой активности;
приток в страну иностранных капиталов; улучшениесостояния платежного баланса;
рост занятости; повышение уровня жизни рабочих и служащихв филиалах ТНК; вероятное повышение квалификации местных кадров;
стимулирование проведения политических реформ, путемвнедрения ТНК в экономику страны;
улучшение ЭГП страны в связи с выходом производимойпродукции на мировой рынок.
В то же время роль ТНК не может оцениваться однозначноположительно. Следует сказать и об их негативном влиянии на экономику техстран, в которых они функционируют:
противодействие реализации экономической политикигосударств, где ТНК осуществляют свою деятельность;
нарушение государственных законов. Так, манипулируяполитикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различныхстранах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов отналогообложения, путем перекачивания их из одной страны в другую;
установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющийинтересы принимающих стран;
переманивание высококвалифицированных специалистовведущими ТНК из многих стран мира
получат развитие преимущественно экологически «грязные»отрасли. полезные ископаемые часто экспортируют без переработки; промышленнаяпродукция не предназначена для местного рынка
востребованным окажется лишь малоквалифицированный труд;в связи с механизацией и автоматизацией трудовых процессов потребность врабочей силе незначительна.
Интересы ТНК зачастую вступают в противоречия с национальнымиинтересами государства, малым и средним бизнесом. Корпорации начинают функционироватьподобно правительствам. Экономическая мощь многих ТНК сопоставима государствамисредних размеров. Например, объемы продаж американской корпорации«Дженерал моторс» превышают ВВП таких стран, как Швейцария, Австрия иШвеция, вместе взятых.
Таким образом, ТНК сегодня – это экономически иинтеллектуально мощнейшие многоотраслевые компании с филиальной системойорганизации, обладающие высоким уровнем централизации, им свойственнамеждународная территориальная и отраслевая подвижность капитала.
С одной стороны, эти компании являются результатомразвития международных экономических отношений, с другой, они сами оказывают определяющеевоздействие на такие отношения.
Функционирование ТНК влияют на экономическую,политическую и социальную сферы имеет как положительные стороны, так иотрицательные.
1.2 Классификация ТНК
В иностранной литературе выделяются по организационномупризнаку следующие типы международных монополий:[6]
— многонациональные корпорации,
— интернациональные корпорации,
— транснациональные компании,
— глобальные компании.
Российскими экономистами, как правило, предлагаетсяследующая классификация.[7]
1. Транснациональные корпорации (ТНК) — это национальныемонополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытоваядеятельность выходит за пределы одного государства.
Корпорацией в США называют акционерное общество, апоскольку большинство современных ТНК возникли в результате международнойэкспансии американских компаний, этот термин вошел в их название.
Правовой режим транснациональных корпораций предполагаетделовую активность, осуществляемую в различных странах посредством образованияв них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительносамостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции,научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, онисоставляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности надакционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же времяфилиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями спреимущественно национальным участием страны базирования.
2. Многонациональные корпорации (МНК) — это, собственно,международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств напроизводственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компанииобычно приводится англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл»,существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции60:40[8]. Примероммногонациональной корпорации является широко известная в Европешвейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся вобласти машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместныхпредприятий в странах СНГ[9].К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания«Юнилевер», «Филипс» и др.
С точки зрения международного права отличительнымипризнаками многонациональных корпораций являются:
1) наличие многонационального акционерного капитала;
2) существование многонационального руководящего центра;
3) комплектование администрации иностранных филиаловкадрами, знающими местные условия.
Последнее свойственно и многим ТНК. Вообще, границы междуэтими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен перехододной формы в другую.
ТНК и МНК можно условно назвать международнымикорпорациями (МДК). Это акционерные предприятия, по организационной структуреявляющиеся многоотраслевым концернами. Их можно классифицировать следующимобразом:
горизонтально-интегрированные фирмы с предприятиями,выпускающими большую часть продукции (автомобильное производство в США, система«fast food»;
вертикально-интегрированные фирмы, объединяющие при одномсобственнике и под единым контролем важнейшие стадии в производстве конечногопродукта (в нефтяной промышленности: добыча – в одной стране, рафинирование – вдр., продажа конечных нефтепродуктов – в третьих);
диверсифицированные фирмы – включают предприятия свертикальной или горизонтальной интеграцией (Nestle занимается производствомпродуктов питания, косметики, реализацией вин, ресторанным бизнесом; «Вольво»помимо автомобилей производит моторы для катеров, авиационные двигатели,продукты и даже пиво).
Таким образом, ТНК отражают такое состояние мира, вкотором движение капитала и технологии приобрело очень высокую степеньподвижности, и, что именно деятельность ТНК в значительной степени способствуетпревращению мира в целое, где части становятся функционально взаимосвязанными,и, где возникают новые тенденции и законы развития. Деятельность ТНКпринципиально меняет картину мира, и поэтому без учета этого мы не можемизучать процессы, происходящие в современном мире.
1.3 Характеристика видов ТНКХарактеристические признаки Интернациональные корпорации Многонациональные корпорации Глобальные корпорации 1. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов Этноцентрический Полицентрический или региоцентрический Геоцентрический 2. Ориентация Абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта. Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и производственную. Интеграция воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации. 3. Отношение к зарубежному рынку Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании. Зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. Ареной деятельности является весь мир. 4. Уровень централизации принятия управленческих решений Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании. Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами. Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами 5. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов Сильный контроль со стороны материнской компании. Филиалы, как правило, автономны. Филиалы, как правило, автономны 6. Кадровая политика Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты. Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты. 7. Организационная структура Сложная оргструктура материнской компании простая у зарубежных филиалов. Оргструктура с высоким уровнем независимости филиалов. Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами. 8. Информационные потоки Большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов. Небольшой поток информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами. Значительные потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами.
Глава 2. Тенденции развития ТНК всовременных международных экономических отношениях
2.1 Транснациональные корпорации как главная движущаясила процесса глобализации
Один из признаков наступления эры экономическогоглобализма заключается в беспрецедентной транснационализации производства,торговой и банковской деятельности. Под этим термином понимается обрастаниенациональных «родительских» компаний многочисленными дочерними фирмами ифилиалами в разных уголках мира. Транснациональные корпорации (ТНК)превратились в главную движущую силу процесса экономической глобализации, атакие ее субъекты, как национальные государства, оказались во многих отношенияхпотесненными. Лавинообразный рост ТНК в последнее время объясняется многимипричинами, среди которых на первом месте, пожалуй, находится конкуренция,заставляющая снижать издержки, увеличивая масштабы производства и вводяновейшие технологии, искать новые рынки, дешевую рабочую силу, размещатьпроизводство там, где ниже налогообложение, и т. д.
Концентрация человеческих ресурсов, научно-техническихзнаний и опыта, централизованное управление позволяют международным компаниямоптимально размещать источники снабжения, производство и рынки сбыта. Используясовременные системы планирования и информационные технологии, транснациональныекомпании извлекают выгоду из международных различий в экономической политике,величины налогов и таможенных пошлин, темпов инфляции, ставок заработной платы,производительности, технических стандартов и т. д. Так, например, персональныйкомпьютер собирается в России из комплектующих, поставляемых странамиЮго-Восточной Азии, наполняется программным обеспечением, созданным российскимии американскими специалистами.
Концентрация человеческих ресурсов, научно-технических знанийи опыта, централизованное управление позволяют международным компаниямоптимально размещать источники снабжения, производство и рынки сбыта. Используясовременные системы планирования и информационные технологии, транснациональныекомпании извлекают выгоду из международных различий в экономической политике,величины налогов и таможенных пошлин, темпов инфляции, ставок заработной платы,производительности, технических стандартов и т. д. Так, например, персональныйкомпьютер собирается в России из комплектующих, поставляемых странамиЮго-Восточной Азии, наполняется программным обеспечением, созданным российскимии американскими специалистами.
Ужесточение конкурентной борьбы, стремление удешевитьразработку и использование новейших технологий побуждает крупнейшие ТНК идти нате или иные формы слияния, что становится все более характерной тенденцией,особенно в авиакосмической и автомобильной промышленности. Бесспорно, чтопоявление новых индустриальных государств и индустриализация развивающегосямира во многом объясняются деятельностью ТНК, которые способствовали размещениюу них современных производств, в первую очередь невысокой или среднейтехнологической сложности. В 2003 г. насчитывалось 63 тыс. транснациональныхкорпораций с 690 тыс. иностранных филиалов.[10]ТНК, таким образом, превратились в главный элемент той соединительной ткани,которая образует глобальную экономику. На них приходится свыше 50 % мировогопроизводства, более 60 % мировой торговли и около 80 % рынка технологий.
Основным инструментом экспансии ТНК служат прямыеиностранные инвестиции, позволяющие создавать в других странах филиалы какпутем строительства новых предприятий, так и взятия под контроль иреконструкции существующих. Экспорт капиталов в виде прямых инвестиций растетвдвое-втрое быстрее, чем мировая торговля. Промышленно развитые страныэкспортируют капитал прежде всего друг другу, все более и более интегрируя темсамым свои национальные экономики. В мировом объеме прямых зарубежныхинвестиций на долю промышленно развитых стран приходится более 70 %, а на долюразвивающихся государств — менее 30 %. Это говорит о том, что интенсивностьэкономической глобализации в различных частях мира неодинакова и прямо связанас уровнями экономического развития стран. В пределах стран так называемого«золотого миллиарда» она приводит к особо заметным результатам. Например,выявилась тенденция к развитию внутриотраслевой торговли. В результате ростмеждународного обмена становится менее восприимчивым к конфликтам, чем в эругосподства межотраслевого обмена, когда экспортная экспансия определенныхтоваров из одних стран могла привести к свертыванию соответствующих отраслей вдругих.[11]
В последнее время типичной тенденцией становится слияниекрупных компаний преимущественно однородного профиля, а также приобретениетранснациональными корпорациями в свою полную или частичную собственность ужесуществующих иностранных предприятий. Если в 1987 г. промышленно развитыестраны 38 % прямых иностранных инвестиций направляли на создание новыхмощностей, то в 1999 г. практически все их прямые инвестиции были связаны сприобретением компаний[12].В этом отношении лидируют такие отрасли, как автомобилестроение, фармацевтика,пищевая и табачная промышленность. Побудительным мотивом служит снижениеиздержек за счет увеличения серийности производства, технологической кооперациии объединения исследовательских потенциалов, лучшей загрузки мощностей, а такжеобретение большего веса на рынке. Например, в производстве товаров народногопотребления высокоэффективные технологии, разрабатываемые в собственных странахсочетаются с дешевой и относительно квалифицированной рабочей силой другихстран, что способствует снижению производственных затрат, повышениюпроизводительности и увеличению прибыли. Низкий уровень зарплат в такихкомпаниях, является низким только в сравнении с зарплатами сотрудниковматеринской компании, но не относительно местных компаний. Таким образом, ТНКстимулируют увеличение уровня доходов населения менее развитых стран.
Интегрируя рабочую силу разных стран и предъявляя ейповсеместно одни и те же требования, ТНК играют важную роль в распространениимеждународных стандартов. Таким образом, потребители в странах с менее развитойэкономикой, в которых есть дочерние компании, производят и потребляют товары стаким же уровнем качества, как и в странах материнских компаний, но по болеенизкой цене.
ТНК также предъявляют повышенные требования к охранеокружающей среды со стороны своих дочерних компаний, что является еще однимплюсом деятельности ТНК.
Положительным можно считать и влияние ТНК на ускорениенаучно-технического прогресса, потому что они обладают большими финансовымиресурсами. ТНК способны охватить рынок научно-технических кадров и применитьтехнологические знания в глобальном масштабе. Для удержания лидерства имнеобходимо постоянно наращивать и совершенствовать инновационные возможности.Основной формой передачи технологии в рамках системы ТНК является снабжениесобственных аффилированных компаний документацией из центра. Таким образом, ТНКположительно влияют на рост производительности труда, улучшение его условий иуровня жизни трудящихся, экономию на издержках производства и развитие науки,технологии и коммуникаций.
С другой стороны, уменьшается количество рабочих мест вразвитых странах, понижается экономическая самостоятельность развивающихсястран. Но, несмотря на это процесс глобализации продолжает активно развиваться.
Итак, роль ТНК в глобализационных процессах отнюдь нестоль однозначна, ибо они обостряют противоречия между национальной иглобальной экономикой. Да к тому же нельзя упускать из виду и наличиевзаимозависимости глобализации и ТНК. Экспансия ТНК была бы попросту невозможнабез революционных достижений современного технического прогресса, либерализациии открытости национальных рынков. С одной стороны, им нужны рыночные свободы, ас другой — возрастающая доля мировой торговли, осуществляемой в порядкевнутрифирменного оборота, фактически исключается из сферы рыночного обмена ипрямой конкуренции. Кроме того, укрупнение и концентрация хозяйственнойдеятельности в рамках ТНК облегчает сговоры между конкурентами, возникновениеолигополии и монополий путем слияний и поглощений. В результате выход новыхпроизводителей на мировые товарные рынки сталкивается с серьезными преградами,а конкуренция сводится, главным образом, к соперничеству гигантов.
2.2 Тенденции развития транснациональных корпораций
Транснациональные корпорации XXI века — это сложныесоциально-экономические системы, объединяющие финансовые, производственные,научно-технологические, торгово-сервисные и управляющие структуры, активностькоторых в качестве лидирующих субъектов мировой экономики в сферах характеризуетсяглобальным масштабом. ТНК еще в ХХ веке создали предпосылки становления единогогеоэкономического пространства планеты.
Сегодня ТНК контролируют 1/3 мирового промышленногопроизводства и дают 1/3 мирового экспорта. Основная часть ТНК и инвестиций принадлежитСША, странам Европейского Союза и Японии. Лидерами на рынке мирового капиталаявляются США, Великобритания, Япония, Германия, Франция и другие страны ЕС,Канада, Гонконг, Австралия, Тайвань[13].
Транснациональные корпорации становятся ядром новой сферымировой постиндустриальной экономики, в которую непрерывно интегрируютсямногочисленные предприятия мелкого и среднего бизнеса, товаропроводящие иинформационные сети, составляющие периферию мирохозяйственноготранскорпоративного ядра с общей численностью работников свыше 150 млн.человек.
Глобальные ТНК формируют финансовый центр экономики,который глобально воздействует на функционирование и развитие мировогопроизводства продуктов, услуг, знаний, информации, интеллектуального капитала,глобального рынка рабочей силы. Новую экономику конца ХХ и начала ХХI векаприводит в движение конкурентная борьба между глобальными ТНК и все новыеметоды борьбы за создание новых конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества мировых ТНК, их способностьпротивостоять финансово-экономическим потрясениям и лидировать в глобальнойэкономике обусловлены уникальными корпоративными стратегиями, динамичнымиоргструктурами, в которых доминируют самообучающиеся и обучающие системыстратегического управления, инновационные структуры, крупныенаучно-исследовательские центры, подразделения по повышению квалификации иподготовке кадров.
Мировые транснациональные корпорации управляютсяруководителями нового типа — лидерами, которые являются творцами иреализаторами перемен и динамики корпоративных структур, обеспечивающихсобственную долговременную жизнеспособность и развитие глобализированноймировой экономики.
Вот что пишет в предисловии к книге генеральный директорГНЦ РФ «Уральский институт металлов», член-корреспондент Российской АкадемииНаук, академик Международной и Российской инженерных академий, лауреатГосударственных премий СССР и Российской Федерации Л. А. Смирнов:
«Глобальные корпорации конца ХХ и начала XXI века сталилокомотивами инновационно-инвестиционного процесса в мировой экономике»[14].
В настоящее время ТНК определяют и направляют мировоепроизводство природного сырья, конструкционных материалов, топлива иэлектроэнергии, современной техники, технологических знаний, информации иглобальных информационных сетей, средств планетарного транспорта и вооружений.ТНК лидируют в подготовке современных специалистов и управляющих, выдвигаютлидеров нового типа, которые в свою очередь придают гибкость, динамичность иантикризисную устойчивость самим ТНК.
Национальные государства и ТНК поддерживают и усиливаютдруг друга по главным направлениям мирового научно-технического прогресса.Когда в стране возникают и множатся крупные промышленные корпорации имеждународные финансово-промышленные группы, это означает наращиваниеэкономической мощи страны, усиление ее геополитических позиций.
Итак, можно выделить следующие тенденции:
ТНК увеличивают степень концентрации и централизациикапитала;
Транснациональные корпорации становятся ядром новой сферымировой постиндустриальной экономики;
Интенсивнее становятся процессы слияний и поглощенийкорпораций;
Усиление влияния ТНК в глобализационных процессах;
Увеличение доли их участия в производстве ВВП;
Усиление позиции в системе МЭО;
Увеличение участия ТНК в интеграционных процессах;
Транснациональные корпорации в настоящее время носятинновационно-инвестиционный характер.
2.3 Конкурентные преимущества ТНК
Главной причиной столь стремительного развития ТНК вовторой половине XX в. несомненно, является высокая эффективность ихдеятельности по сравнению с компаниями, действующими лишь в одной стране.Рассмотрим основные конкурентные преимущества, являющиеся основой этойэффективности ТНК:
— преимущества владения и доступа к природным ресурсам,капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ(НИОКР) по всему миру;
— горизонтальная диверсификация в разные отрасли иливертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли,обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовуюустойчивость ТНК;
— возможность выбора при размещении предприятий компаниив разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темповэкономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а такжеполитической стабильности;
— низкая стоимость финансовых ресурсов благодаря болеешироким возможностям их привлечения;
— экономия на масштабах предприятия;
— предоставление возможности использовать в интересах ТНКгосударственную внешнеэкономическую политику в различных странах;
— возможность за счет прямых инвестиций преодолеватьразличные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок той или иной страныза счет экспорта;
— непрерывная информированность о конъюнктуре товарных,валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативнонаправлять потоки капиталов в те страны, где складываются благоприятные условиядля получения максимальной прибыли;
— доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможностипо их селекции.
2.4 Положительная роль ТНК
Позитивная роль, которую играют ТНК при выходе наразвивающиеся рынки, неоспорима. Транснациональная корпорация осуществляетинвестиции, приносит новые технологии производства и управления, увеличиваетВВП, положительно влияет на платежный баланс, увеличивая экспортную выручку илиснижая импорт. Все эти изменения неизбежно укрепляют экономику страны, повышаютуровень жизни ее граждан.
В основе всех негативных мнений о глобализации лежатопасения об опасности потери суверенитета и снижения безопасности государства.Но изоляция экономики — самое худшее, что можно противопоставить этойопасности. Да и так ли опасны корпорации?
Взаимоотношения ТНК и принимающих стран Принимающая страна Страна, вывозящая капитал Выгода
Получение дополнительных ресурсов (капитал, технологии, управленческий опыт, квалифицированный труд);
стимулирование развития национальной экономики, увеличение объема производимого продукта и дохода, ускорение экономического роста и развития;
получение налогов от деятельности ТНК. Зарубежные инвестиции более эффективны, чем аналогичные внутренние. Проблемы
Представители принимающей страны не допускаются к участию в проведении НИОКР;
усиленная эксплуатация и установление внешнего контроля со стороны ТНК;
ТНК могут манипулировать ценами с целью ухода от налогов.
Государственное регулирование иностранных инвестиций: запрет на инвестирование в отдельных отраслях, особые условия инвестирования (использование местных полуфабрикатов, обучение местных кадров, проведение НИОКР в принимающей стране, расширение экспорта производимой продукции), потери в торговом балансе;
риск конфискации инвестиций.
2.5 Основные угрозы глобализации и роста ТНК
Монополизация рынка
Основная угроза от деятельности транснациональныхкорпораций — монополизация локальных рынков. Имея значительные финансовыересурсы, корпорации скупают более мелких конкурентов, или уничтожают их припомощи демпинга, а затем производят повышение цен, получая от этогосверхприбыль. Такие действия особенно оправданы в капиталоемких и наукоемкихотраслях промышленности. Так компания Боинг, поглотив несколько американскихкомпаний — производителей самолетов, фактически разделила с европейскимЭйрбасом рынок мирового гражданского самолетостроения на двоих. Также широкоизвестно расследование ценового сговора ассоциаций Мастеркард и Виза, мировыхлидеров карточного бизнеса, завышавших тарифы для своих членов.
Монополизация является неоспоримым злом для любойэкономики, поскольку завышение цен ведет к росту инфляции, получениюнеправомерных доходов, утере контроля за производительностью труда иэффективностью в отрасли.
Единственным действенным средством борьбы противмонополий является работа антимонопольных органов, следящих за наличиемконкуренции на рынках. Но если работа европейской и американской служб заметнаи эффективна, то у небольших гораздо меньше средств влияния на монополистов.Единственным механизмом защиты становится государственная поддержка локальныхпроизводителей с целью поддержания должного уровня конкуренции.
Угроза суверенитету малых государств
Влияние транснациональных корпораций на экономикугосударств непрерывно усиливается. Обладая огромной финансовой мощью ивлиятельной политической поддержкой, крупнейшие корпорации могут диктоватьусловия не только конкурентам, но и целым государствам. Обычно такого родадиктат осуществляется с применением серьезной поддержки политиками идипломатами, средствами массовой информации и даже путем прямого подкупачиновников. Примером такой деятельности может служить нашумевший контрактамериканской компании Халибертон по восстановлению инфраструктурных объектов вИраке.
По основным экономическим показателям, таким кактоварооборот, доход, количество сотрудников, крупные корпорации превосходятмногие развивающиеся страны. Именно с этим связываются основные опасения аналитиковпо поводу возможности негативного экономического и политического давлениякомпаний на малые страны.
Для справедливости необходимо отметить, что эта угрозапротивниками глобализации несколько преувеличивается. Сравнивая могуществоотдельных корпораций и малых стран, некоторые аналитики сравнивают валовойвнутренний продукт государств с объемом продаж ТНК. Получается, что крупныекорпорации занимают половину мест из списка 100 главных экономических субъектовмира.
Также важным фактором, упускаемым часто из виду присравнении показателей корпораций и стран, является различная природа ихфункционирования. Если основным механизмом деятельности компаний являетсярынок, соотношение спроса и предложения, то суть государства — обеспечениесоблюдения общих правил и норм при помощи репрессивного аппарата. Эти двефункции пересекаются незначительно, существенно ограничивая возможностьвзаимного влияния.
Угроза экологии
Под давлением правительств и общественных организаций,вводящих все более жесткие экологические нормы и увеличивающих сборы зазагрязнение окружающей среды, производственные корпорации переносят грязныепроизводства в бедные страны. Это неизбежный процесс, идет как бы«выдавливание» экологически вредных производств. Страны, куда эти производствапереносятся, получают компенсацию в виде роста производства и экспорта,открытия новых рабочих мест, притока инвестиций.
Однако по мере роста влияния глобальных природозащитныхорганизаций, и развития самих бедных стран, эта тенденция неизбежно сойдет на нет.Потребительское отношение к природе не в моде и у самих компаний, заботящихся освоем имидже в глазах общества.
2.6 Корпорации и общество
Для ограничения негативных последствий международногобизнеса было принято решение ООН о необходимости разработки универсальногокодекса поведения ТНК, регламентирующего их деятельность, что свидетельствует отом, что процессы транснационализации производства и капитала нуждаются вкорректировке и наблюдении извне, поскольку не обладают встроенным механизмомконтроля. Более того, в июле 2003 г. Комиссия по правам человека ООН одобрилапроект конвенции «Нормы ответственности транснациональныхкорпораций», возлагающий на крупный бизнес те же обязательства, что и нагосударства. Если проект обретет статус конвенции, ТНК будут обязанывоздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека,придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламнойдеятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качествопредлагаемых ими продуктов и услуг, а также безопасных и здоровых условийработы.
В последние годы в качестве нового компромисса былопредложено понятие «социальная ответственность бизнеса». Егосторонники утверждают, что акционеры заинтересованы в том, чтобы компании сталидумать и о социальной стороне своей деятельности. Ведь в противном случае онимогут нести и финансовые потери. Например, большую часть продукции Gap и Nikeпроизводят подрядчики, в основном в азиатских странах, где труд дешевле.Выяснилось, что на этих производствах были плохие условия труда, работало многодетей, женщины подвергались сексуальным домогательствам. В ответ Gap и Nikeпригласили на фабрики независимых инспекторов, пообещали договориться сподрядчиками о минимальных условиях организации труда, призвали сообщать имлюбую информацию о нарушениях. В компаниях утверждают — чтобы процветать, имнеобходимо согласие в обществе. Ведь люди в тех же США не захотят работать вкомпании, которую обвиняют в эксплуатации сотрудников. В Ассоциации британскихстраховщиков, члены которой владеют акциями многих публичных компаний, говорят,что социальная ответственность бизнеса — это попросту управление рисками.
Что бы бизнесмены ни говорили о социальнойответственности, конкуренция между компаниями всегда будет заставлять их искатьпреимущества. Это могут быть новые технологии, но главным всегда будетоставаться снижение расходов: перевод бизнеса в страны с низкими издержками,сокращение персонала и др. Но даже самые агрессивные компании будутподвергаться давлению: правительства, СМИ, некоммерческие организации будуттребовать думать не только о финансовых, но и социальных вопросах. Компаниямпридется идти навстречу, но в какой-то момент более активные конкуренты могутзаставить их отказаться от своих социальных обещаний либо им придется сползатьвниз в списках крупнейших компаний мира. С этой точки зрения длящийся уже болеевека спор о том, для чего нужны компании и в чьих интересах они действуют, этоспор без конца.
Глава 3. Корпорации Германии
3.1 ТНК Германии
Предпосылкой современного развития немецкойпромышленности и машиностроения явился тот факт, что ранее Германия являласьодним из мировых лидеров по производству стали. В районе Рура былисконцентрированы основные производственные мощности сталелитейной промышленности.Но с 1973 г. было проведено закрытие многих металлургических предприятий. Чтокасается положения этой отрасли в восточных землях, то местная тяжелаяиндустрия была остановлена вскоре после объединения двух стран. С конца ХХ –нач ХХI в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производствуэлектротехнического обору дования. Центром производства был Берлин, гдерасполагались такие известные корпорации, как «Siemens», «AEG». «Telefunken», и«Osram». После Второй мировой войны и разделения Германии наиболее мощное исовременное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и другихцентрах Южной Германии. В ГДР электротехническая и электронная промышленность(специализировавшаяся на по ставке станков с ЧПУ в коммунистические страны)была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта отрасль ввосточных землях развития не получила, из-за сильного износа и старенияпроизводственных мощностей.
В настоящее время опорными отраслями экономики Германииявляются машиностроение (транспортное, электротехническое и электронное),химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение ориентировано навнешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно.
Машиностроение занимает ведущее положение в структурепромышленного производства. На нею приходится около 50% занятых в сферепромышленного производства. В структуре выпуска центр тяжести стал перемешатьсяот производства традиционной продукции в область научно-технических производств.Ведущее место занимают автомобильная промышленность, общее машиностроение иэлектротехническая. В общем машиностроении функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, восновном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требованийзаказчиков. Большая часть их имеет менее 300 занятых. Их положение во многомзависит от спроса на внешнем рынке. Германия занимает ведущее место в мире впроизводстве станков (второе), автомобилей (третье).
ФРГ является ведущей страной по уровню развитиятранспортного машиностроения в зарубежной Европе. На ее долю приходится 44,8 % всейпродукции отрасли в регионе. Особенно прочны лидирующие позиции ФРГ вавтомобилестроении. Ежегодно в стране выпускается около 5 млн. штук тольколегковых автомобилей. Основные автомобилестроительные концерны занимают главныепозиции на мировом рынке.
Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в земляхБаден-Вюр-темберг (Audi, Daimler Chrysler), Нижней Саксонии (Volkswagen (VW)),Гессене (Opel), Северной Рейн-Вестфалии (Ford, Opel), Баварии (BayerischeMotoren Werke (BMW)) и Саарленде («Ford»).
Самые крупные и успешные немецкие ТНК:
Автомобилестроение: Фольксваген, БМВ.
Электроника: Грюндиг, Бош, АЭГ, Сименс
Телекоммуникационный сервис: Дойче Телеком
Сталилитейные: Круппс, Тиссен, Маннесман
Легкая промышл: Адидас
Химические: БАСФ, Хехст, Байер
3.2 Германский автомобилестроительный концерн Volkswagen(VW)
Германский автомобилестроительный концерн, выпускающийавтомобили марки Volkswagen, один из крупнейших в Европе по выпускуавтомобилей. Штаб-квартира в Вольфсбурге (Германия). Составляет ядро VolkswagenGroup, входящей в четверку крупнейших мировых производителей автомобилей, такихкак General Motors Corporation, Toyota Motor Corporation и Ford Motor Company. Историяконцерна «Фольксваген» началась в немецком городе Вольфсбурге в 1934году. Фердинанд Порше — немецкий конструктор и инженер, посвятивший 4 годасвоей жизни созданию первого «народного автомобиля» (нем. Volk —народ, Wagen — автомобиль), стоял у истоков будущей легенды мировогоавтомобилестроения. Принято решение о строительстве известного сейчас всемумиру автозавода в Вольфсбурге. В первозданном виде завод просуществовал до 1944года. Во время войны он был почти полностью разрушен американской авиацией,мало что оставившей от производственных помещений. Выпущены первые прототипы«Жука» — «VW30» — общим числом 30 штук, каждый из которых должен «пробежать»более миллиона километров для выявления возможных конструкционных недостатков. Прототипармейского легкового автомобиля VW Туре 62 Kuebelwagen был разработан в 1938году. Уже следующей и самой массовой модификацией была модель VW Туре 82Kuebelwagen. Это была доработанная модификация VW Туре 62 Kuebelwagen. Посравнению с прототипом были внесены следующие изменения — увеличен дорожныйпросвет и изменено передаточное число трансмиссии, введением дополнительнойкоробки передач на заднюю ось. Кузов был собран из тонких жестяных, продольноусиленных листов, имел четыре двери, складное лобовое стекло и брезентовуюоткидную крышу. Всего было выпущено более 50-ти тысяч VW Type 82 Kuebelwagen,которые использовались во всех войсках Германии до окончания Второй Мировойвойны для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуациираненных и в качестве передвижной мастерской. После окончания войны предприятиепопало под контроль англичан, в чьей зоне оккупации находился Вольфсбург.Осенью 1945 года английские власти передали заводу заказ на 20 тысячавтомобилей. Но только почти через десять лет началось серийное производствоавтомобиля в его первоначальной модификации. В 1947 году Volkswagen былвыставлен на экспортной ярмарке в Ганновере и привлек к себе большое внимание.Завод получил первый зарубежный заказ из Голландии на тысячу автомобилей, а в1948 году стали поступать заказы из Швейцарии, Бельгии, Швеции и других стран. Вянваре 1948 года сменилось руководство Volkswagen, его генеральным директоромстал Генрих Нордхофф, представитель нового поколения немецких технократов.Обновленное руководство состояло из дипломированных инженеров, обладавшихмеждународным опытом работы на автозаводах и умевших нестандартно мыслить. С ихприходом автомобиль был усовершенствован и модернизирован. В 1949 году началивыпускаться модели с новым типом кузова — кабриолет и лимузин. В серийномпроизводстве оборудование салона стало более комфортабельным, производиласьустановка частично синхронизированного двигателя. Была налажена сетьавтосервиса и технических станций по обслуживанию автомобиля. Постоянно веласьработа с западными клиентами. Volkswagen создал мощную сеть сбыта автомобилей.Экспорт автомобиля, получившего мировую известность, к концу 1948 года составилоколо 50 тысяч машин, на внутреннем рынке было продано около 15 тысяч. К этомувремени завод освободился от союзнического контроля англичан, и 6 сентября 1949года Volkswagen был полностью передан Федеративной Республике Германия. Началсяновый этап развития завода, который прежде всего был отмечен интенсивнымнаращиванием производства и увеличением сбыта. Через 27 лет после окончания 2-йМировой войны, побив рекорд «Ford Model T», Volkswagen Beetle стал самымпродаваемым автомобилем. По замыслу голландского импортера концерна VolkswagenБена Пона был сконструирован прототип современного VW Transporter,представленный в ноябре 1949 года под названием VW Bulli, означающее просто«Бычок». Он напоминал «ящик на колесах»: впереди сидел водитель, сзадирасполагался мотор, между ними — место для груза. Эта простая конструкцияпоявилась на рынке как раз вовремя и снискала расположение покупателейблагодаря своей надежности. В первые месяцы ежедневно выпускалось около 60автомобилей VW Bulli. Между 1947 и 1967 годами VW Bulli выпускался в следующихмодификациях: грузовой автомобиль с закрытым верхом, комби, микроавтобус,одноместный и многоместный пикап и амбулатория. В четвертом поколении VW Bulli- Т4 — двигатель расположен спереди и имеет привод на передние колеса. Этообеспечивает ровную погрузочную площадку и больше свободного пространства длямонтажа и демонтажа различных приспособлений. А «Домик на колесах»«Вестфалия» стал популярным в 1960-е годы, и два следующих поколениявыдержали испытание временем до 1980-х. В Вольфсбурге выпущен последний«Жук».Производство автомобиля века перенесено в Мексику. К 1950 годубыло выпущено 100 тысяч автомобилей, к 1951 году — 500 тысяч машин, а 5 августа1955 года состоялась торжественная церемония по случаю выпуска миллионного VW2. Девизом этого времени в жизни немцев становится популярная фраза, связаннаяс Volkswagen, — «Он член моей семьи». Проверенная годами надежность и доступнаяцена машины усилили экспортные возможности автомобиля. Volkswagen продается ужев 150-ти странах мира. Появляются дочерние фирмы за рубежом — в 1953 году вБразилии, в 1956 году в ЮАР, в 1957 году в Австралии, а в 1964 году в Мексике(к слову, именно здесь с 1998 года выпускается VW New Beetle, ставший настоящимхитом сезона у голливудских звезд) и других странах. Первой модификациейстандартного VW-1200 в 1953 году стало спортивное купе VW Karmann-Ghia, маркакоторого была составлена из названий создавших его фирм: дизайн кузовапроектировала итальянская компания Carrozzeria Ghia Coachbuilding, а собиралсяон на немецкой кузовной фирме Karmann GmbH в Оснабрюке. На публике автомобильVW Karmann-Ghia впервые появился во время Парижского автосалона 1954 года,продажи начались в следующем, 1955 году. В 1961 году программа пополниласьновым VW-1500 с кузовом седан и двигателем увеличенного рабочего объема, набазе которого выпускались очередные исполнения купе и кабриолета VWKarmann-Ghia. Всего до 1974 года, когда VW Karmann-Ghia был снят спроизводства, было выпущено более 350 тысяч автомобилей, из них около четверти- кабриолеты. Интересно, что за время выпуска изменений в конструкции и дизайнемашины было крайне мало, меньше даже, чем у бессмертного прародителя — VW Beetle.В 1965 году Volkswagen AG выкупила у концерна Daimler-Benz компанию Audi,создав концерн Volkswagen-Audi, известный под аббревиатурой VAG. Позднее в неговошли испанская фирма SEAT и чешский завод Skoda. В настоящее время Audi AG —дочерняя компания концерна Volkswagen AG, которой предоставлена полнаясамостоятельность. Первым результатом объединения в 1968 году стал VW-411 сдвигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 1679 куб.см… Модель весьмасдержанно была принята покупателями. В 1969 году, после присоединения фирмыNSU, появился первый VW с передними ведущими колесами, получивший индекс VWК-70. Его можно было приобрести с двигателями рабочим объемом 1594 или 1795куб.см. В 1969-1975 годах при сотрудничестве с фирмой Porsche выпускались спортивныеавтомобили VW-Porsche-914 с 4- и 6-цилиндровыми двигателями в 1679 и 1991куб.см. В 1970 году появился VW-181 с утилитарным открытым кузовом,напоминавший армейские машины военного времени. Его развитием в 1979 году сталлегкий полноприводный армейский автомобиль lltis. Родоначальником новогопоколения автомобилей VW считается переднеприводный VW Passat, выпущенный в1973 году. Он предлагался в многочисленных вариантах с двигателями рабочимобъемом от 1297 до 1588 куб.см. На следующий год появился спортивный VWScirocco с 3-дверным кузовом купе и моторами объемом от 1093 до 1588 куб.см., атакже компактный 3- и 5-дверный хэтчбек VW Golf. За первые 30 месяцев выпуска сконвейера сошел 1 миллион машин VW Golf, превратив Volkswagen AG в одного изкрупнейших изготовителей автомобилей в Европе. В 1979 году появился кабриолетVW Golf, неизменно пользовавшийся высоким спросом. Модель VW Golf I,появившаяся в 1974 году, оказалась наиболее удачной: современная, экономичная,надежная, именно такая модель могла расшевелить международный рынок. VW Golfознаменовал собой новый этап конкуренции в производстве класса компактныхавтомобилей, которые стали почти официально называться «гольф-классом». Если завремя разработки новых моделей в 1973-1974 годы убытки концерна превысили 800миллионов немецких марок, то уже в 1975 год за счет большого спроса на нихудалось покрыть все затраты. Всего через 3 года после запуска VW Golf I былпроизведен миллионный автомобиль этой марки. В 1983 году увидел свет VW GolfII, а восемь лет спустя, в 1991 году, дебютировал VW Golf III, который, как ипредыдущие модели, поддержал высокую репутацию VW Golf. За двадцать три года сначала выпуска было выпущено 17 миллионов VW Golf трех поколений. В 1995-1996годах VW Golf III лидировал по числу продаж в Европе. В 1997 году состоялсядебют нового VW Golf IV, только в первые дни после которого было принято более60 тысяч заказов. В начале 1975 года представили «младшего брата» VWGolf — трехдверный переднеприводный VW Polo, аналогичный по конструкцииавтомобилю Audi-50 и предлагавшийся с двигателями рабочим объемом 895-1272куб.см. Недорогой и практичный VW Polo также стал очень популярным и укрепилфинансовое положение Volkswagen AG. На базе VW Polo предлагался трехобъемныйвариант с кузовом седан VW Derby. С 1980 года на базе VW Golf II производиласьмодель VW Jetta с кузовом 4-дверный седан. В 1992-м она была замененааналогичной машиной (уже на шасси VW Golf III), названной VW Vento. В 1981 годуVW Passat и VW Scirocco были модернизированы, а через год на базе VW Passatпоявился седан VW Santana, в оснащение которого впервые входил 5-цилиндровыйбензиновый S двигатель рабочим объемом 1994 куб.см. В период 1988-1995 годовсобиралось единственное в программе 3-дверное купе VW Corrado, преемник VWScirocco. Модели VW Variant с кузовом универсал и кабриолет на шасси машин VWGolf третьего поколения продолжают выпускаться с 1993 года. Две модели VWVariant Syncro с 2,0- и 2,9-литровыми моторами имеют полноприводные шасси. Компактнаямодель VW Polo третьего поколения (VW Polo III) производится с 1994 года.Кузова 3- и 5-дверный хэтчбек, седан VW Polo Classic и 5-дверный универсал VWVariant. Двигатели бензиновые и дизельные 4-цилиндровые рабочим объемом 1,0-1,9л мощностью 50-101 л.с. Комфортабельное семейство VW Vento первого поколенияоборудуется 4- и 6-цилиндровыми моторами в 1,6-2,8 л мощностью 75-174 л.с. Универсалповышенной вместимости VW Sharan производится с 1995 года в 5-7-местномисполнениях, на передне- и полноприводном шасси. Мощность бензиновых идизельных двигателей рабочим объемом 1,9-2,8 л в пределах 90-174 л.с. Семействомоделей VW Passat пятого поколения (VW Passat V) было показано в 1996 году. Вотличие от предыдущих машин, выпускавшихся с 1988 года, они вновь унифицированыс однотипными Audi моделей «А4» и «А6». Это позволилоприменить более мощные и современные силовые агрегаты Audi продольногорасположения. Модели VW Passat производятся только с кузовами седан и 5-дверныйуниверсал VW Variant и оснащены 4-, 5- и 6-цилиндровыми бензиновыми идизельными моторами в 1,6-2,8 л мощностью 90-193 л.с. Несколько моделей VWVariant в комплектации Syncro имеют полноприводные шасси. В 1999 вышла моделькомфортабельного седана VW BORA. Несколько предприятий Volkswagen AG вБразилии, Мексике, Аргентине и Китае изготовляют ряд моделей, существенноотличающихся от европейской продукции. Среди них модели VW Gol, VW Parati и VWSantana, созданные на шасси моделей VW Golf и VW Passat предыдущих поколений. Мексиканскийфилиал продолжает производство модели 1,6i типа VW Beetle с 1,6-литровымдвигателем в 44 л.с., а с начала 1998 года освоен выпуск принципиально новогопереднеприводного автомобиля VW New Beetle на шасси моделей VW Golf, внешнепохожего на известного VW Beetle. Крупнейшие акционеры: Porsche AutomobilHolding (30,9 %)[2] и земля Нижняя Саксония (20,78 %). В наблюдательный советкомпании входят 20 человек. Председатель правления компании — Бернд Пишецридер(Bernd Pischetsrieder). В 2005 концерн произвёл 5219,5 тыс. и продал 5192,6тыс. автомобилей. 7,5 % продаж приходится на Германию, 44,7 % — на Европу, 15 %— на Северную Америку, 6,6 % — на Азиатско-Тихоокеанский регион, 4,4 % — наЮжную Америку и 1,8 % — на Африку. Выручка в 2005 составила 95,3 млрд евро,увеличившись по сравнению с 2004 на 7 %, чистая прибыль — 1,12 млрд евро (697млн евро в 2004). В 2006 году концерн продал 5,72 млн автомобилей на сумму104,9 млрд евро (чистая прибыль за этот период составила 2,75 млрд евро). Напредприятиях работает 325 тыс. человек.[2] Volkswagen AG являетсясобственностью концерна Volkswagen Group, как и: * AUDI — последняяавтомобильная марка группы Auto Union, приобретенной у Daimler-Benz в 1964году. * NSU — была приобретена в 1969 году и вошла в Audi Division. Неиспользуется как самостоятельная марка с 1977 года. * SEAT — контрольный пакетакций компании (53 %) был приобретен у государства в 1986 году. * Škoda —компания была приобретена в 1991 году. * Volkswagen Commercial Vehicles(Volkswagen Nutzfahrzeuge) — являлась частью Volkswagen AG, но в 1995 году,благодаря стараниям Bernd Wiedemann, предыдущего Председателя Правления, сталасамостоятельным подразделением внутри Volkswagen Group. Подразделениезанимается производством микроавтобусов, автобусов и тягачей. * Bentley —компания была приобретена в 1998 году у британского концерна Vickers вместе сRolls-Royce, но не может самостоятельно производить автомобили под этой маркой,так как сама марка была продана Bayerische Motoren Werke AG. * Bugatti — маркабыла приобретена в 1998 году. * Lamborghini — компания была приобретена в 1998году. С Июля 1998 года по Декабрь 2002 года, подразделение Volkswagen Bentleyпроизводила автомобили под маркой Rolls-Royce по соглашению с компанией BMW,которая приобрела права на эту марку. С 2003 года, только BMW может производитьавтомобили под маркой Rolls-Royce. Volkswagen Group входит в число крупнейшихакционеров шведской компании Scania AB, производящей седельные тягачи,грузовики и самосвалы, автобусы и дизельные двигатели. Изначально VolkswagenGroup владел 18,7 % акций и 34,32 % голосов, но после приобретения в марте 2007года пакета акций у концерна Volvo Group, его доля составила 20,03 % акций и35,31 % голосов. Также Volkswagen Group владеет 20 % акций германской компанииMAN AG — известного производителя седельных тягачей, грузовиков и самосвалов,автобусов, дизельных и гибридных двигателей. К слову, совместная доля акцийVolkswagen Group и MAN AG в шведской компании Scania AB составляет 52 % от еёкапитала. 29 мая 2006 года Volkswagen Group подписал инвестиционное соглашениес администрацией Калужской области и Минэкономразвития России о строительствеавтомобильного завода в районе города Калуга, в технопарке Грабцево. В концеиюля 2007 года ЕБРР, являющийся одним из кредиторов проекта, оценил общую стоимостьпроекта, включая расходы на организацию производства комплектующих, в 1,042млрд евро. 28 ноября 2007 года завод Volkswagen Rus торжественно открыт.Фундамент нового завода был заложен в расположенном к юго-западу от Москвырегионе 28 октября 2006 года, то есть ровно за тринадцать месяцев досостоявшегося открытия производства. Первые собранные в России модели,Volkswagen Passat и Skoda Octavia, сошли с конвейера в ходе торжественнойцеремонии в присутствии 600 гостей из числа сотрудников концерна, представителейделовых и политических кругов. Дальнейшие планы предусматривают в 2008 годусборку около 66 000 автомобилей обеих марок на первом завершенномпроизводственном участке. В 2009 году, когда будет введена в строй втораяочередь строительства, имеющая собственный цех окраски, кузовной и сборочныйцеха, завод сможет выпускать до 150 000 автомобилей в год. На заводе VolkswagenRus в Калуге к концу 2009 года будет работать около 3 000 человек. Первоначальнозавод будет выпускать автомобили Skoda Octavia в количестве не более 20 тыс.машин в год по технологии SKD (Semi Knocked Down — сборка автомобилей изкрупных блоков). Полноценная линия CKD (Completely Knocked Down — полная сборкаавтомобиля из готовых деталей, включая сварку кузова) будет запущена не позднеепервой половины 2009. По плану, предприятие будет выпускать 115 тыс.автомобилей в год марок Volkswagen Passat и Skoda Octavia. Ожидается, чтоспециально для российского рынка будет разработана новая модель седана на базеVolkswagen Polo, её базовая стоимость будет находиться в пределах 10 тысячевро; также, вероятно, на заводе будет осуществляться производство модели SkodaFabia.
Заключение
Транснациональные корпорации сегодня являются важнейшимэлементом развития мировой экономики и международных экономических отношений.ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающей всебольшее распространение в процессе расширения и углубления производственныхсвязей между предприятиями разных стран. Развитие современной системы экономическихотношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации.
ТНК прошли определенную эволюцию, результатом которойявилось сегодняшнее их функционирование и влияние на экономическую,политическую и социальную сферы жизни общества. Это влияние имеет какположительные, так и отрицательные аспекты.
Существуют разнообразные классификации корпораций поразличным критериям.
Среди основных современных тенденций деятельности этихкомпаний можно выделить тенденции, связанные с концентрацией и централизацией капитала.Идут интенсивные объединительные процессы слияний и поглощений.
Наряду с этим возрастает значение малых и средних ТНК,особенно в высокотехнологичных отраслях, где основной доход предприятиям даетинтеллектуальный капитал. ТНК высокотехнологичных отраслей промышленностиобразовали “новые экономики”, развивающиеся более интенсивно, чем “старые”, приэтом технологический и организационный разрыв между ними становится всеощутимее.
Современные тенденции развития ТНК связаны прежде всего сновыми информационными технологиями, благодаря которым стали возможнымиорганизация “горизонтальных” ТНК и возникновение разнообразных сетевых структуруправления.
Существуют разнообразные и противоречивые оценкидеятельности этих гигантских экономических корпораций, не принимающих вовнимание национальные границы. Проведенный анализ экономических и политическихпоследствий интернационализации экономик показывает, что нельзя оценивать ТНКтолько негативно или позитивно. В связи с этим феномен ТНК нуждается в дальнейшемисследовании. Глубокого изучения также требуют проблемы, связанные с ТНК. Это ипроблема взаимосвязи деятельности ТНК с национальным интересом, национальнойстратегией и волей, и проблема международного права, и проблема глобальнойкартины мира, в которой деятельность ТНК разворачивается на фоне распределенияглобальных ресурсов и глобальных проблем (эксплуатации, ресурсов и т.д.).
Что же касается транснациональных корпораций ФРГ – то ихуспех, несомненно, связан со многими факторами. В частности, повышениюконкурентоспособности товаров немецкого машиностроения за последние во многомспособствует, помимо технического перевооружения внедрению новых форморганизации труда – чего пока не удается добиться в значительной степенироссийским предпринимателям в данной отрасли. Это групповые принципыпроизводственной деятельности, повышение квалификации персонала, ориентацияоплаты труда на производственные потребности и достигнутые результаты.Устойчиво растет удельный вес квалифицированных кадров в промышленности. Доляпрофессионально подготовленных работников составляет 60% (для сравнение: 1982г. – 54 % )
В течение одном года через систему повышения квалификациина фирмах проходит 3,4 млн. человек. Значительные изменения произошли вструктуре промышленности. Сократился удельный вес традиционных отраслей –черной металлургии, общего машиностроения, судостроения, текстильной и швейнойпромышленности. Одновременно резко возросла доля авиакосмическойпромышленности, конторского оборудования и аппаратуры по обработке данных, атакже автомобилестроения.
Немаловажно и то, что ФРГ остается одним из крупнейшихторговых партнеров бывшего СССР, а теперь – России. Россию и Германию, с ихмощным экономическим потенциалом, взаимодополняемостью экономик, относительнойгеографической близостью – характеризует наличие традиционных торговых связей.Россия и Германия создали большое число совместных предприятий, в Москвеработают около 800 представительств германских фирм, а на территории ФРГнаходятся более 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а такжепредставительства многих государственных и коммерческих организаций России. Германия– это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаровнародного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высокимкачеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним,аудио- и видеотехника, бытовая электроника и т.д.) В свою очередь Россияявляется для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целогоряда товаров, необходимых немецкой экономике (что, на мой взгляд, несоответствует возможностям российской экономики. Потому как роль «сырьевогопридатка» Европы не добавляет престижа к имиджу державы. Также немаловажен тотфакт, что экспортировать готовую продукцию гораздо выгоднее c экономическойточки зрения, нежели сырье и продукты его первичной обработки.)
Учитывая вышеизложенное, внешнеторговые связи РоссийскойФедерации и ФРГ крайне важны, ведь в области организации труда и производства,стратегий развития бизнеса и успешного внедрения новейших НИОКР западныеколлеги обладают ценным опытом, который очень важен для возрождающейсяотечественной автомобильной промышленности.
Практическая значимость состоит в том, что современныйопыт автомобильных корпораций Германии может быть использован в целяхдальнейшей модернизации автомобилестроения России. Экономика нашей страны впериод трансформации нуждается в интенсивном развитии отраслей обрабатывающейпромышленности, среди которых к числу приоритетных отраслей следует отнестиавтомобилестроение. Последнее на сегодняшний день нуждается в кореннойреорганизации. В связи с тем, что деятельность автомобилестроительных ТНКГермании в целом характеризуется на протяжении последних десятков лет какинтенсивная и эффективная, то именно опыт автомобилестроителей именно этойстраны может использоваться для разработки эффективной модели функционированиянациональных автомобилестроительных отраслей. Возможность применимости этогоопыта для российских автомобилестроителей обусловлена также тем, что Германияявляется крупнейшим экономическим партнером России, поскольку именно тесный имногосторонний характер внешнеэкономического сотрудничества в целом определяетпозитивные возможности его развития в отдельных отраслях и производственныхкомплексах.
Список использованной литературы
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005 — 264 с.
2. Арсеньев М. С. Транснациональные корпорации // Российский экономическийжурнал. – 2001. — № 12. – 35с.
3. Булатова А.С. Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве //Мировая экономика: Учебник. — М.: Юристъ, 2006. – 359с.
4. Василевский Т. Л. Налевьева М. А. Транснациональных корпораций в мировомхозяйстве // Российский экономический журнал. — 2003. — № 2. – 53с.
5. Долгов С.И. Транснациональные корпорации и прямые иностранные инвестициикак основа глобализации // Глобализация экономики: новое слово или новоеявление? — М., 2001 гг. – 201с.
6. Казаков И.А. Транснациональные корпорации и элементы регулирования вмировом экономическом пространстве //Вестник Московского университета. Сер. 6,Экономика. — 2002. – с.71.
7. Ковалевский А.А. Транснациональный бизнес и развивающиеся страны:механизм экономического взаимодействия. М.: Наука. – 2-е изд, 2002. – 289с.
8. Кудров В.М, Экономика России в мировом контексте Спб., Алетейя, 2007.
9. Либман А. Конкуренция юрисдикций и преодоление неэффективного равновесияв условиях глобализации. // Общество и экономика. – 2004 — №5-6 – с. 265
10. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – Инфра-М,Издательский дом, 2007 г
11. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П.,Осьмовой М.Н.– М.: Флинта, 2000.-240с.
12. Мовсесян А, Либман А. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК// «Проблемы теории и практики управления» 2004.-№1.-С.34
13. Окопова Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономическиеотношения / Е.С.Окопова., О.М. Воронкова, Н.Н.Гаврилка. – Ростов-на-Дону.:Феникс, — 2000. – 416с.
14. Семенов К.А. Транснациональные корпорации // Международные экономическиеотношения: Курс лекций. — М.: Гардарика, 4-е издание, 2005. – 259с.
15. Смирнов Е.Н. Автомобильные корпорации Германии: современные стратегииразвития. М.: «Компания «Спутник плюс», 2004. — 140 с.
16. Смирнов Е.Н. Внешнеэкономические связи германских автомобильныхкорпораций и основные направления их развития // Вопросы гуманитарных наук. — 2004. — №1.
17. Соколинский В.М. Феномен глобализации: надежды и сомнения. // Финансовыйбизнес. – 2004 — №3. – с. 57
18. Сысоев В., Абраменко В. Современные тенденции в развитии и управленииТНК // Вопросы экономики. — 2003. — № 2, № 5 — 112с.
19. Тeмниченко М.Ю. Транснациональные компании // Экономист. — 2003. — №1,№2. – 75с.
20. Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связиРоссии. –М.: Республика. – 2004 –с. 124.
21. UNCTAD. World Investment Report 2007: PromotingLinkages, United Nations, New York and Geneva, 2007.