Реферат:Развитие экономики Турецкой республики на современном этапе
В2001 году Турция пережила финансово-экономический кризис – самый тяжелый запослед/>ние два десятилетия развития в условияхэкономической либерализации. Ее валовый национальный продукт в твердых ценахсократился на 9,5%. Спад пережили практически все отрасли и сферы экономики.Добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности уменьшилась на 8,1%, вдобывающей – на 8,8%, в сельском хозяйстве – на 6,5%; сокращение в сфере услугсоставило 6,1%, в том числе во внутренней торговле – 9,4%1.
В2002 г. экономический рост был восстановлен – ВНП вырос на 7,1% – и продолжалсяв последующие годы довольно высокими, хотя и неравномерными темпами: в 2003 г.– 5,9%, в 2004 г. – 9,9%, в 2005 г. он по оценке составил около 5% вместо ожидаемых7%. Сказалась неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке и особенно рост ценна нефть, потребности в которой Турция более чем на 90% обеспечивает импортом.ВНП рос как абсолютно, так и в среднедушевом исчислении:
В2004 г. среднедушевой доход в Турции впервые превысил 4 тыс. долл., а впересчете по паритету покупательной способности приблизился к 8 тыс. долл.Возобновление экономического роста было связано с повышением внутреннего спросаи обеспечено главным образом усилиями частного сектора: его инвестиции восновной капитал в 2003–2004 гг. доминировали – 75% от общего объема, остальные25% были вложены государством. Частное предпринимательство, которое ещенесколько десятилетий тому назад распространялось лишь на отдельные отраслипромышленности, стало в ней преобладающим так же, как в сельском хозяйстве исфере услуг.
Послезавершения приватизации основными задачами государства останутсяобщеэкономические – регулирование и выполнение проектов в сферах экономическойи социальной инфраструктуры.
Главнымфактором, позволившим Турции достаточно быстро справиться с кризисом, сталамассированная помощь Запада, который придает большое значение поддержаниюстабильности своего важного военно-политического и торгово-экономическогопартнера в ближневосточном регионе и использует переживаемые им трудности длярешения своих стратегических задач. В экономике – это осуществление мер,направленных на ускорение рыночной трансформации и модернизации, интеграции вмировое хозяйство, сближение с экономикой Евросоюза, полным членом которогоТурция готовится стать.
Основнымизападными кредиторами Турции являются МВФ и Всемирный банк, а также все большеотдельные страны и фонды Евросоюза. Общий объем кредитов, полученных Турцией запервые пять лет текущего века из этих источников, превышает 30 млрд. долл.Значительная часть этих средств была направлена на погашение текущей внешнейзадолженности, часть была использована на поддержку турецкого бюджета, включаяинвестиционное финансирование инфраструктурных проектов. Частный сектор такжевоспользовался внешней поддержкой и смог привлечь заемные средства смеждународных денежных рынков, получить кредиты зарубежных банков.
Всеэто позволило Турции существенно поднять импорт оборудования, сырья иполуфабрикатов, в которых остро нуждалась экономика и в первую очередь –промышленность. Под влиянием возросшего внутреннего и экспортного спросанаиболее динамичное развитие получили новые отрасли с участием иностранногокапитала – производство бытовой техники, электроники, автотранспортных средстви некоторых других изделий, тогда как в традиционных отраслях обрабатывающейпромышленности производство поддерживалось на ранее достигнутом уровне или подвлиянием конъюнктурных факторов, в первую очередь роста цен на нефть идругое импортное сырье, продолжало сокращаться. В ряде случаев это былорезультатом конкуренции импортных промышленных, в том числе потребительскихтоваров, поступление которых в страну в последние годы с включением Турции втаможенный союз ЕС и отменой всех прежних ограничений заметно возрастает. В2004 г. их доля в турецком импорте достигла 12%. Эти тенденции отражают данные.
Особоевнимание в последние годы уделяется мобилизации потенциальных источниковвнутренних финансовых ресурсов. Повышена эффективность налоговой системы;приватизация госсектора, начатая еще во второй половине 80-х гг., наконецвступила в решающую стадию и приносит растущий доход государству (млн. долл.)2:
Толькоза 2003 и 2004 годы были проданы акции 37 государственных предприятий на общуюсумму в 2,3 млрд. долл. В 2005 г. программа приватизации предусматривалапродажу с торгов целого ряда госпредприятий, в том числе таких крупных,как ТЮПРАШ, ТЕЛЕКОМ, ЭРДЕМИР, порты Мерсин и Искендерун. В силу ряда причин этапрограмма была выполнена лишь частично, ее реализация продолжилась в 2006 г.Согласно официальным данным, из 3,5 млрд. долл., полученных от приватизации задва с половиной года (с 2003 г. до середины 2005 г.), 66% было потрачено напогашение государственных долгов3. Владельцами акций частично или полностьюприватизируемых предприятий становятся местные холдинги, которым отдаетсяпредпочтение при продаже объектов стратегического значения, и крупныеиностранные компании, в том числе российские.
Стабилизациятурецкой экономики хотя и происходит на более устойчивой базе, чем это былопосле кризисов в 1994 и 1998 годах, тем не менее не устраняет присущую турецкойэкономике хроническую макроэкономическую несбалансированность. Беспрецедентныйрост объема внешней торговли, наблюдаемый в последние годы, сопровождаетсяувеличением внешнеторгового дефицита.
Росттурецкой внешней торговли происходит преимущественно за счет стран Евросоюза,на которые приходится около половины общего товарооборота страны. Опережающийрост импорта обусловлен повышением мировых цен на нефть. Только затраты Турциина нефтяной импорт с 4,8 млрд. долл. в 2003 г. возросли в 2004 г. до 6,1 млрд.долл., заплаченных примерно за равное количество – около 24 млн. т закупленнойнефти4. Цены повышались и на некоторые другие импортные товары.
Растущееотрицательное сальдо внешней торговли является одной из главных причинбезудержного роста внешнего долга Турции (млрд. долл.)5:
Напогашение основных сумм и выплату процентов по внешнему долгу Турциязатрачивает в среднем 15 и более млрд. долл. ежегодно. Постоянно испытываятрудности с выполнением своих долговых обязательств, она вынуждена прибегать крефинансированию долгов и привлечению в этих целях новых кредитов.
Засчет использования внешних и внутренних заемных источников балансируетсяхронически дефицитный консолидированный бюджет Турции. Проблема погашениядолгов в последние десятилетия выдвинулась в число основных для турецкихгосфинансов: огромной величины достиг внутренний долг – 167 млрд. долл. в 2004г. Суммы, выделяемые из бюджета на погашение внутреннего и внешнего долга, внастоящее время являются главной статьей расходов. В то же время меры,предпринимаемые для оздоровления госфинансов, приносят результаты. Поофициальным данным, Турции в последние годы удается снижать бюджетный дефициткак в абсолютном выражении, так и относительно ВВП: равный в 2002 г. 14%,в 2003 г. он понизился до 11%, в 2004 г. до 7%, таким образом постепенноприближаясь к уровню в 3%, установленному маастрихтским договором для входящихв ЕС стран6.
Позитивныерезультаты наметились и в борьбе с инфляцией, без чего невозможно достижениесбалансированного и устойчивого экономического роста. Гиперинфляция, в условияхкоторой в течение более четверти века происходило развитие турецкой экономики,когда цены росли ежегодно на 70–80%, а в кризисные годы поднимались до 100% ивыше, имела для Турции крайне негативные социальные и экономическиепоследствия. Заметно углубилось неравенство в распределении доходов – в началетекущего века разрыв в уровне дохода между 20% наиболее бедной и 20% наиболеебогатой когорт населения превышал 8 раз7. В условиях мусульманскойстраны, где несправедливость при распределении богатства воспринимается сповышенным осуждением, это стало одним из главных факторов ростасоциально-политической напряженности и причиной прихода к власти исламскойПартии справедливости и развития. В экономике гиперинфляция сдерживала идеформировала сам процесс развития. Вместо инвестиций в долгосрочные проекты вреальных отраслях экономики частный капитал в значительной степени переключилсяна деятельность в быстроокупаемых отраслях – торговлю, сферу услуг,спекулятивные сделки с недвижимостью, государственными облигациями и т.д. Врезультате в течение последних десятилетий удельный вес промышленности в ВВПстраны оставался на неизменном уровне в 25–26%, тогда как вклад сферы услуг всоздание валового продукта в 2004 г. достиг 58%8.
Гиперинфляцияпостоянно сдерживала поступление в Турцию прямых иностранных инвестиций,несмотря на все меры, предпринимавшиеся для их привлечения. Одним изсвидетельств этого служит тот факт, что из кумулятивной суммы заявленных впериод с 1981 по 2003 г. иностранных инвестиций в 35 млрд. долл., фактически встрану поступило лишь около 16 млрд. долл.9 Инфляционная обстановка,связанная с ней крайняя дороговизна кредита в последние десятилетия стали однойиз причин растущего вывоза турецкого капитала за рубеж – в основном в страныЕвросоюза. Общая сумма турецких зарубежных инвестиций на конец 2004 г.оценивалась в 7 млрд. долл.10
С2002 г. в Турции наблюдается снижение темпа инфляции11:
Дальнейшееснижение инфляции является одним из основных требований, выдвигаемыхЕвросоюзом, где она не превышает 1,5–3,0%. Его выполнение рассматривается вкачестве необходимой предпосылки улучшения инвестиционного климата в стране.
Стабилизацияэкономики, понижения темпов инфляции сопровождаются ростом интереса к Турции состороны зарубежных инвесторов, оживлением притока не только прямых, но ипортфельных инвестиций, причем уже не только в качестве «горячих денег»,поступающих со спекулятивными целями, но и для вложения в акции турецкихпредприятий, в первую очередь подлежащих приватизации, и банков. Активностьиностранных инвесторов заметна и на Стамбульской фондовой бирже, где они впоследнее время становятся основными покупателями акций турецких компаний.Иностранный частный капитал превращается во все более важный фактор развития имодернизации турецкой экономики, выступая не только как носитель современныхтехнологий, технических новаций, но и производственной и маркетинговойкультуры. На конец 2004 г. в Турции имелась 2461 иностранная компания со 100%-мкапиталом, и 634 компании участвовали в совместных предприятиях. Большинствоиностранных компаний действовало в сфере услуг – 2226, в промышленности – 591,в других отраслях – 27812. Свыше 70% всех прямых иностранныхинвестиций имеют происхождением страны Евросоюза. Среди других стран наиболеезначительны инвестиции компаний США и Японии.
Расширениеучастия частного иностранного капитала в турецкой промышленности, как правило,сопровождается повышением производительности труда, качества иконкурентоспособности выпускаемой продукции, значительная ее частьпредназначена для экспорта. Характерным примером может служитьавтомобилестроение, где производство ведется при участии целого ряда известныхмировых компаний: в 2004 г. производство автотранспортных средств (половина изних – легковые автомобили) составило 862 тыс., из которых 523 тыс. (61%) былоэкспортировано13.
Оздоровлениюэкономики, ее росту способствует осуществляемое в последние годы укреплениеправовой и институциональной среды, которое проводится по образцам ЕС и всоответствии с маастрихтскими критериями. Большое внимание уделяется, вчастности, оздоровлению и реструктуризации национальной банковской системы,серьезно пострадавшей в результате кризисов в 1998 и 2001 годах, котораявключает слияние банков и укрепление их капитала, в том числе, и за счетпривлечения иностранных акционеров, ликвидацию маломощных банков, другие меры,направленные на укрепление надежности и конкурентоспособности банковскойотрасли, повышение ее роли в финансировании реальной экономики. Этомуспособствует и снижение процентных ставок на кредиты, происходящее в результатеснижения инфляции. Среди мер по стабилизации турецкой экономики следуетупомянуть о деноминации турецкой лиры, которая была осуществлена Центральнымбанком Турции 1 января 2005 г. после тщательной подготовки. Эта мера былавызвана непомерным разбуханием денежной массы в обращении, перманентнымобесценением турецкой денежной единицы. С 1 января 2005 г. стоимость новойтурецкой лиры была приравнена к 1 миллиону старых лир, соответственно произошлоизменение ее валютного курса. Деноминация способствовала упорядочению денежногообращения Турции, облегчению расчетов по внутренним и внешним операциям.
Важнымфактором растущей включенности Турции в глобальные и интеграционные процессыявляется перспектива ее превращения в транзитную территорию для грузопотоковмежду европейскими и азиатскими рынками, что обещает стране немалыематериальные и финансовые выгоды. Уже вошел в эксплуатацию газопровод«Голубой поток», по которому российский природный газ поступает в Турцию,намечено продлить его в западном направлении для поставок в страны ЮжнойЕвропы, Израиль. В 2006 г. ожидается завершение строительства газопроводаБаку-Эрзурум, а также пуск в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан,которые также ориентированы на транспортировку каспийских углеводородов намировой рынок. По турецкой территории пройдет и международный транспортныйкоридор ТРАСЕКА. Турция включилась также в создание транспортного коридораСевер-Юг. Выполнение этих проектов позволит существенно расширить евразийскоенаправление внешней торговли как самой Турции, так и с использованием еетранзитных возможностей других стран Европы и Азии.
Развитиеотраслей хозяйства с учетом их естественных преимуществ, вытекающих изгеографического положения и природного потенциала страны, находит своепроявление в развитии индустрии туризма. За последнее десятилетие мощности этойотрасли удвоились, а приносимые ею валютные доходы в 2005 г. достигли 15,3млрд. долл. против 7,6 млрд. долл. в 2000 г.14 По доходам оттуризма Турция с 2001 г. опережает Грецию15; ее целью являетсявхождение в пятерку стран – мировых лидеров туристического бизнеса.
Еслив промышленности, торговле, индустрии туризма и других отраслях сферыобслуживания наблюдается динамичное развитие, то этого нельзя сказать отурецком сельском хозяйстве. Турция, как известно, в середине 70-х годов смоглавойти в число немногих стран, достигших продовольственной самообеспеченности.Этот успех стал возможным благодаря расширению посевных площадей за счетраспашки новых земель – главным образом лугов и пастбищ с использованиемимпортных тракторов и другой современной техники. Но в настоящее времяобеспечение страны продовольствием, так же как и потребностей всельскохозяйственном сырье легкой промышленности, во все большей мере зависитот импортных поставок – зерна, мясо-молочной продукции, хлопка и некоторыхдругих продовольственных и технических культур. В числе причин – опережающийрост населения, которое за период 1980–2004 гг. возрастало в среднем на 2%ежегодно, тогда как сельскохозяйственное производство – лишь на 1,4%16.Существенно расширились и мощности легкой и пищевой отраслей, частичноэкспортирующих свою продукцию.
Ноосновной причиной стагнации сельскохозяйственного производства являетсясохранение традиционной системы землевладения и землепользования, для которойхарактерно преобладание мелких и мельчайших хозяйств: 65% из 3 млн. всеххозяйств аграрного сектора Турции располагают наделами менее чем в полгектара17:условия земельной аренды крайне тяжелые. Возможности использования в этихусловиях машин и других технических средств ограничены, Турция в этом отношениизначительно отстает не только от развитых, но и некоторых развивающихся стран.Урожайность основных культур в последние годы практически, за исключениемнекоторых плодовых и овощных культур, возделываемых на орошаемых землях, неповышается, поголовье скота и производство мясо-молочной продукции сокращается.Необходимым условием успешного сельскохозяйственного производства вприродно-климатических условиях страны является ирригация и мелиорация, ноинвестиции, выделяемые государством на эти цели, совершенно недостаточны. На83,5% посевных площадей ведется неорошаемое земледелие, результаты которогозависят от капризов погоды и крайне неустойчивы. Только за первую половинутекущего десятилетия имели место два спада – в 2001 и 2003 годах, когда сокращениедобавленной стоимости в аграрной отрасли составило 6,5% и 2,5%, соответственно18.
Государствовынуждено постоянно затрачивать немалые средства для поддержки в разных формахсельскохозяйственного производства. Например, только в сентябре 2005 г. из бюджетабыло выделено 683 млн. новых турецких лир для субсидирования продажи крестьянамудобрений и мазута по льготным ценам; на закупку зерна в объеме 5 млн. т быловыделено 500 млн. евро и 400 млн. долл. на эти цели взято у иностранных банковв кредит19.
Решениепроблем увеличения сельскохозяйственного производства в Турции связывают среализацией проекта Юго-Восточная Анатолия (ГАП), который входит в число 9крупнейших международных проектов и включает в себя созданиегидроэнергетических сооружений на реках Тигр и Евфрат, а также проведение работпо ирригации 1,7 млн. га земельных угодий. Эти работы, начатые в 1985 г.,продвигаются медленно – на конец 2002 г. они были выполнены лишь на площади в215,1 тыс. га, или 12,7%20.
Серьезноевнимание уделяется подготовке очередной аграрной реформы, предполагающейадаптацию сельского хозяйства Турции к стандартам Евросоюза, эксперты которогопривлечены к этой работе. Конечной целью реформы должно стать создание крупныххозяйств и аграрно-промышленных комплексов, что позволит распространитьмеханизацию и применение современных технологий на все суботрасли аграрногосектора. Правда, при этом продолжится сокращение сельского населения, нынесоставляющего около 27 млн. чел. (39% населения в 2003 г.), примерно до 10 млн.чел.; его отток в города грозит еще большим обострением проблемы занятости встране, где ежегодно на рынок труда поступает дополнительно 500–600 тыс.молодежи, тогда как создание новых рабочих мест существенно отстает. Проблемуотчасти до сих пор смягчала эмиграция в Германию и другие государстваЕвросоюза, но и там возможности трудоустройства ограничены из-за высокойбезработицы. Одним из факторов обострения проблемы занятости в Турции впоследние годы стала приватизация государственных предприятий, переход которыхк частным владельцам, как правило, сопровождается сокращением численностиперсонала. В 2004 г. численность официально зарегистрированных безработных вТурции составляла около 2,5 млн. чел. или 10,3% экономически активногонаселения21.
Несмотряна дисбалансы и трудности, переживаемые турецкой экономикой, комиссияЕвросоюза, приступившая к работе 9 ноября 2005 г. в связи с подготовкой Турциик принятию в эту структуру, констатировала, что она динамично развивается и чтоее положение даже лучше, чем в странах Центральной и Юго-Восточной Европы,принятых в Евросоюз в 2004 г. Была подчеркнута заинтересованность государствЕвросоюза в Турции как быстро растущем рынке; за ней был закреплен статусстраны с рыночной экономикой. Со своей стороны руководство Турции рассчитывает,что уже в 2007 г. турецкая экономика будет близка к выполнению маастрихтскихкритериев. Этому будет способствовать осуществление намеченных на ближайшеевремя структурных реформ, приватизация, реформы социального страхования иподоходного налогообложения и др.
Впрограмме, подготовленной Государственной плановой организацией Турции напериод 2005–2007 гг., содержатся следующие наметки: среднегодовой темп ростаВВП – 5%, в 2007 г. среднедушевой доход составит 37% от уровня этогопоказателя для ЕС; в том же году инфляция понизится до 4,5%, а отношениегосударственного долга к ВВП до 68,8%; экспорт достигнет 94 млрд. долл., доходыот туризма – 21 млрд. долл.22 Но, согласно программе, учитываязначительный рост импорта и платежей по внешнему долгу, Турция не сможетпреодолеть отрицательное сальдо по текущим операциям платежного баланса,которое в 2007 г. составит 10,5 млрд. долл. против 14,6 млрд. долл. в 2004 г.23В течение трех лет намечено также создать 1650 тыс. новых рабочих мест. Для реализацииэтой программы Турции потребуется внешнее финансирование на сумму в 6–7 млрд.долл. ежегодно24.
Выполнениюэтих наметок, которые предполагают продолжение динамичного развития страны,могут помешать некоторые внешние факторы и в первую очередь – сохранениенынешнего высокого уровня и тем более продолжение роста мировых цен на нефть. ВТурции признается, что для уменьшения нефтяной зависимости ей необходимо срочнозаняться развитием альтернативных источников энергии, которыми страна обладает(солнечная, ветряная, геотермальная), начать строительство АЭС. Отрицательныепоследствия для турецкой экономики может иметь обострение обстановки на БлижнемВостоке, перерастание существующей напряженности в военные конфликты. Но и приблагоприятной внутренней и внешней конъюнктуре Турция в текущем десятилетиисохранит макроэкономическую неустойчивость, финансовую и технологическуюзависимость от Запада. В то же время, оставаясь его экономической периферией,Турция продолжит использование своего геостратегического положения,привлекательности своего растущего рынка и транзитного потенциала, связанногос доставкой на мировой рынок углеводородного и иного сырья из Евразии, дляускорения роста, повышения своей роли на региональном и глобальном уровнях.
финансовыйэкономический либерализация турция
Списоклитературы
1) BTM. Başlıca EkonomikGöstergeler. Ankara, 2003, с.11.
2) Milliyet, 16.09.2005.
3) Hürriyet, 09.09.2005.
4) DPT. Temel Ekonomik Göstergeler2005. Ankara, 2005, с.54.
5) ITO. Ekonomik Göstergeler.Istanbul, 2005, с.54.
6) Istanbul Ticaret, 25.02.2005.
7) Turkey in Figures with InternationalComparisons 2004. Istanbul, 2005, с.831.