Реферат по предмету "Международные отношения"


Принципы международного морского, воздушного и космического права

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО, ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
 
Основныепринципы международного права являются фундаментом, «активными центрами» современногомеждународного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик ихарактерные черты От уровня признания и соблюдения этих принципов зависитдейственность правопорядка в мире
 
I
В первуюочередь необходимо, конечно, ответить на вопрос, — насколько точносоответствуют современной международноправовой действительности термин ипонятие «основные принципы международного права»'
Возникновениеи утверждение системы основных принципов — явление, характерное длясовременного международного права. Оно было тесно связано с выраженной впреамбуле Устава ООН решимостью международного сообщества государств «создатьусловия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение кобязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права»С этой целью в Уставе ООН были определены и закреплены принципы деятельностиОрганизации и ее членов, т е по существу всего международного сообществагосударств в целом Было также уделено серьезное внимание и тому, чтобы принципыУстава ООН стали непреложными юридическими правилами — основными нормамиповедения и деятельности для всех без исключения государств и неукоснительнособлюдались ими (см, например, положения п 6 ст. 2, ст. 6, ст. 103 Устава).
Вдальнейшем в рамках ООН постоянно принимались меры по повышению юридическогоавторитета и значения принципов Устава ООН как основных принципов современногомеждународного права (см., например, положения Венской конвенции о правемеждународных договоров 1969 г. относительно императивных норм общего международногоправа). В результате этих усилий доктрина и практика международного права сталиисходить из того, что отклонение от этих принципов как общепризнанных основныхправовых норм должного поведения всех государств и других участниковмеждународных отношений юридически недопустимо, а подчас и преступно
В связис этим в 1970 г. международным сообществом на основе консенсуса принципамУстава ООН была дана четкая квалификация как основным принципам международногоправа. В «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественныхотношений и сотрудничества между государствами в соответствии с УставомОрганизации Объединенных Наций» прямо указывается на то, что «принципы Устава,содержащиеся в настоящей Декларации, представляют собой основные принци­пымеждународного права (подчеркнуто нами — А. М.) и поэтому (члены ООН — А М } призываютвсе государства руководствоваться этими принципами в своей международнойдеятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения»[4].
Такаяконстатация, содержащаяся в универсальном и весьма авторитетном международномдокументе, свидетельствует о том, что применяемые в практике государств и втеории международного права термин и понятие «основные принципы» международногоправа более точно отражают международноправовую реальность. Иные жевстречающиеся в различных публикациях квалификации этих принципов (как «высших»или «общих») не только не подтверждаются международной практикой, но и могутвести к смешению их с «общими принципами права», о которых гово­рится в ст. 38Статуса Международного Суда и под которыми понимаются общие принципы,свойственные национальным правовым системам.
Длясоветских юристов-международников — ученых и практиков — характерно применениетермина и понятия «основные принципы», а также постоянное проведениеисследований их сущности и значения. Так, еще на первом собрании СоветскойАссоциации международного права в 1958 г. эти проблемы занимали центральноеместо в докладах и сообщениях многих участников сессии6 Раскрытие идейно-нормативногосодержания и политико-правового значения основных принципов международногоправа характерно и для дальнейших работ советских юристов-международников. Ониисходят из того, что основные принципы являются наиболее общими и важнымиобщепризнанными нормами, которые составляют идейную и нормативно-правовуюоснову всей системы международного права и юридически обязательны для всех безисключения государств, независимо от их различий (в социальном строе, уровнеэкономического развития, географическом местонахождении, численности населенияи т.п.).
Всеобщаяобязательность основных принципов международного права для всех государств, втом числе и в их локальной договорной практике, привела к утверждению важного иуниверсального юридического требования: все конкретные нормы международногоправа не должны противоречить его основным принципам Поэтому для современногомеждународного права характерна юридическая взаимосогласованность системыпринципов и норм международного общения. Важно отметить, что подобное свойствоне было присуще международному праву предыдущих эпох.
В силуэтого свойства основные принципы приобрели реальное значение «несущейконструкции», вокруг которой возводится вся международно-правовая система. Онив действительности стали «активными центрами» системы международного права,определяющими ее характерные черты и обеспечивающими эффективноефункционирование всей этой особой правовой системы в целом.

II
Вмеждународной практике не существует документа, содержащего полный перечень основныхпринципов международного права. Закрепление этих принципов в Уставе ООН иДекларации о принципах международного права 1970 г не преследовало такую цель.
Подобныйподход вполне понятен и обоснован. Динамика развития международно-правовыхотношений такова, что социально-экономическое развитие и научно-техническийпрогресс, особенно в наши дни, постоянно порождают потребность в создании истановлении новых основных принципов международного права. Подтверждением можетслужить заинтересованность государств — членов ООН в поощрении и развитииуважения к правам человека Первоначально эта заинтересованность была отражена вряде постановлений Устава ООН, которые и положили начало становлению принципавсеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех. В дальнейшемпоследовала разработка уже группы международных документов и целой системы нормв данной сфере международных отношений. В конечном счете, принцип уважения правчеловека утвердился как один из основных принципов современного международногоправа.
Естественно,что отсутствие в международном праве общепризнанного свода, перечня всех егоосновных принципов повышает роль ученых юристов международников Они призванывыявлять и анализировать те главные тенденции в развитии международныхотношений, которые свидетельствуют о становлении новых основных норм вмеждународно правовой действительности И такого рода исследования и сужденияуже присущи советским публикациям по международному праву Так, в учебнике между­народногоправа 1982 г (под редакцией ГИ Тункина) был сделан справедливый вывод о том,что «возрастание роли международных отношений в жизни общества и появлениеновых жизнен-i но важных, глобальных проблем ведут кувеличению числа основных принципов международного права Например, в связи сповышением международного значения проблем охраны окружающей среды вмеждународном праве возник очень важный принцип — охраны окружающей среды»[7]
Вмонографическом исследовании императивных норм jus co-gens былопредложено отнести к числу таких норм, в частности, «принципы, запрещающиеприсвоение отдельных частей пространств, имеющих жизненно важное значение длявсех государств мира недопустимость присвоения части открытого моря ивоздушного пространства над ним, мирное использование космическогопространства, Луны и других небесных тел»
Вколлективной работе, посвященной характеристике основ современного правопорядкав Мировом океане, было с учетом глобального значения морских пространств иресурсов высказано мнение, что принцип свободы открытого моря является одним изважнейших принципов общего международного права и поэтому при классификацииобщепринятых начал международных отношений его необходимо ставить в один ряд стакими принципами, как уважение государственного суверенитета, территориальнойцелостности, равноправия и другими, а не относить лишь к сфере действияморского права[9]
Действительно,если основные принципы современного международного права являютсяобщепризнанными нормами, имеющими наибольшее значение для решения главныхпроблем международных отношений, то вполне понятно, что к таким проблемам внаши дни от/носятся в первую очередь те, позитивное решение которых имеетжизненное значение для нынешнего и грядущих поколении, то есть глобальныепроблемы
Одной изцентральных глобальных проблем, имеющей сложный комплексный характер, являетсярациональное использование всех тех пространств (или сред), которыеобеспечивают жизнедеятельность человечества, — суша, вода и воздух Четкое исогласованное решение всем мировым сообществом правового статуса этих пространстви режима деятельности государств по их освоению и использованию составляетнеобходимую исходную международно-правовую гарантию нормального существованиянынешнего и особенно грядущих поколений В связи с этим все темеждународно-правовые принципы, которые изначально пред­определяют сущностьправового статуса и режима основных пространств нашей планеты, следует, понашему мнению, относить к числу наиболее важных общепризнанных нормсовременного международного права, тек его основным принципам
В отношениисуши и воды такими основными принципами являются принцип уважения суверенитетагосударств, определяющий статус и режим сухопутной и водной территории каждогогосударства, и принцип свободы открытого моря — применительно к водам океанов иморей, составляющим пространства «открытого моря»
Эти жедва основных принципа, напомню, решили в начале нынешнего столетия и правовуюсудьбу воздуха нашей планеты Воздушное пространство в пределах территориигосударства было подчинено его полному и исключительному суверенитету, а надоткрытым морем было признано международным, в равной мере открытым для полетоввоздушных судов любого государства Тем самым международное сообществоподтвердило универсальное значение принципа свободы открытого моря какосновного начала общего международного права, имеющего юридически обязательноезначение не только для морской деятельности государств Это подтверждается имногими конкретными нормами международного воздушного права, которое нынесправедливо считается как в доктрине, так и в практике государств одной изнеотъемлемых частей (отраслей) современного международного права
В курсахи публикациях по воздушному праву свобода поле тов в международном пространствесправедливо расценивается как составной элемент общепризнанного принципа свободыоткрытого моря Поэтому при сугубо «отраслевом» доктринальном подходе к этомупринципу логично было бы признать, что он является основным отраслевымпринципом и морского, и воздушного права, т е одновременно двух отраслей общегомеждународного права Но этого не произошло Объясняется это тем, что на заревоздухоплавания принцип свободы открытого моря рассматривался при разработкеюридических правил полетов воздушных судов как основное начало всеготрадиционного международного права в целом (а не только лишь одной из егонынешних частей — морского права).
Поэтомупринцип свободы открытого моря наряду с принципом уважения государственногосуверенитета послужил исходной правовой базой для возникновения и становленияконкретных норм, регламентирующих деятельность международной гражданскойавиации в воздушном пространстве всей планеты. Именно всеобщий планетарныйхарактер значения этих принципов, юридически охватывающих все воздушноепространство планеты Земля, послужил отправным положением и в тех первоначальныхдискуссиях и многосторояних переговорах в рамках ООН, которые привели кустановлению и признанию всем международным сообществом основополагающегоначала правового статуса и режима космоса, согласно которому космическоепространство, включая небесные тела, открыто для исследования и использованиявсеми государствами на основе равенства
Глобальнаяроль космоса возрастает с каждым новым научно-техническим достижением виспользовании этого пространства (например, в области радио и телефонной связи,дистанционного зондирования Земли и НТВ) Важное жизненное значение космическогопространства для всего человечества, как для нынешнего, так и, конечно,грядущих поколений, настоятельно диктует всеобщую правовую оценку иквалификацию принципа «космос открыт для исследования и использования всемигосударствами на осно­ве равенства» как основного принципа общегомеждународного права
Подобнаяхарактеристика указанных принципов исторически оправдана. На протяжении всегоразвития международных отношений, связанных с освоением и использованиемморского, воздушного и космического пространств, ни практика государств, нимеждународные документы не содержали и до сей поры не содержат какой-либо«отраслевой» квалификации и градации основных исходных начал морского, воздушногои космического права и постоянно рассматривают их наряду с принципомсуверенного равенства государств как универсальные принципы — основные нормыобщего международного права.
IV
Глобальнаяцелостность современного мира, тесная взаимосвязанность жизни всех стран инародов также нацеливают на такой подход к политико-правовой оценке иквалификации этих принципов международно-правовых отношений наших дней.
Вреальной действительности принципы суверенного равенства, свободы открытогоморя и свободы полетов над ним, а также принцип свободы исследования ииспользования космоса настолько взаимосвязаны и пронизывают в подобной теснойсвязи деятельность государств в Мировом океане, воздухе и космосе, что подчасбез комплексного и суммарного их применения в качестве именно основных началсовременного международного права невозможно эффективное осуществление этойдеятельности государств. Невозможно конструктивное решение конкретных вопросов,возникающих, например, в процессе обеспечения навигации и безопасности как морских,так и воздушных судов, а также космических аппаратов, или принятие надлежащихмер по спасанию их экипажей в случае аварии и т п. Примечательно, что всеосновные международные соглашения и другие документы по морю, воздуху и космосусодержат и закрепляют подобный взаимосвязанный и комплексный подход крегламентации соответствующих взаимоотношений государств и их деятельности вуказанных средах. И наоборот, ни в одном из таких документов нельзя найтикакого-либо узкоотраслевого подхода ко всем этим основным принципам, либо ихжесткого размежевания по отраслям современного международного права. И этовполне понятно и обоснованно
Бездолжного уважения всеми государствами данных принципов как основныхимперативных начал общего международного права не может быть в полной мереобеспечено рациональное использование основных жизненных сред нашей планеты Ксожалению, до сих пор еще имеют место различного рода односторонние требованияи притязания отдельных государств в отношении «экономических зон» в Мировом океане,геостационарной орбиты в космосе и т п Эти требования свидетельствуют о том,что общая озабоченность о надлежащем использовании пространств планеты винтересах всего человечества еще не стала реальным императивом нашего времени
Повышениююридического авторитета и эффективности упомянутых принципов как основныхпринципов общего международного права могли бы содействовать совместные усилияюристов-международников. Причем речь идет не только о соответствующихпубликациях, но и о конкретных разработках в рамках различных научныхконференций и организаций, например, Ассоциации международного права, Институтамеждународного права. Нужна и конкретная помощь в осуществлении мер,предпринимаемых ООН по кодификации основных принципов современногомеждународного права Тем более, что 90-е годы провозглашены от имени ООНДекадой международного права
В суммесвоей подобные шаги, несомненно, отвечали бы жизненной потребности наших дней —становлению ненасильственного мира, в котором примат международного правадолжен быть непреложной основой общения и сотрудничества всех государств-членовсовременного мирового сообщества.
Наконец,характеристика упомянутых начал как основных принципов современногомеждународного права более точно отразила бы новейшую нормотворческую и кодификационнуюпрактику государств
Научно-техническиедостижения, открывшие перспективу про­никновения человека в космос, сразу жепоставили перед международным сообществом задачу изучения «правовых проблем,которые могут возникнуть при исследовании космического пространства» При этомбыло подчеркнуто, что такое изучение должно осуществляться с учетом общейзаинтересованности всего человечества в развитии и использовании космоса вмирных целях[10] Эта задача была единогласно констатирована ООН в 1959 г, а ужев 1961 г Генеральная Ассамблея ООН, причем тоже едино гласно, рекомендовалагосударствам руководствоваться при освоении космоса следующим принципом«космическое пространство и небесные тела доступны для исследования ииспользования всеми государствами в соответствии с международным правом и неподлежат присвоению государствами»11.
Исходяиз этого основополагающего начала и были разработаны конкретные нормы,регулирующие отношения государств по исследованию и использованию космоса Онинашли свое воплощение в ряде международных документов и прежде всего в Договорео принципах деятельности государств по исследованию и использованиюкосмического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января1967 г.
Новейшаякодификация и дальнейшее прогрессивное развитие норм международного морскогоправа также подтверждает эту тенденцию Именно из принципа свободы открытогоморя, в том числе воздушного пространства над ним, и принципа суверенитетагосударств над их водной и воздушной территорией исходили участники III Конференции ООН по морскому правупри кодификационном закреплении традиционных норм, регулирующих освоениегосударствами Мирового океана, и особенно при разработке и согласованиисодержания' и формулировок новых норм (относительно статуса и режимаисключительной экономической зоны, международных проливов, архипелажных вод идр )
Эти жепринципы служат отправными началами и в современной нормотворческойдеятельности государств по регулированию их отношений, связанных сиспользованием воздушного пространства Об этом прежде всего свидетельствуетработа, проводимая в рамках и под эгидой Международной организации гражданскойавиации (ИКАО)
VI
Такоеуниверсальное значение указанных принципов для регулирования международныхотношений в общепланетарном масштабе не только служит очередным подтверждениемих всеобщего значения как основных принципов общего международного права, но ипоказывает, что именно в этом качестве они выступают как «активные центры»,вокруг и на основе которых создаются нормы международного морского, воздушногои космического права, являющиеся частями (отраслями) общего международногоправа
Вместе стем в доктрине международного права было выдвинуто новое правовое понятие —«основной отраслевой принцип». Инициаторы и сторонники этого термина и понятиясчитают, что «основной отраслевой принцип» является структурообразующимнормативным фактором отрасли[12] При этом подчеркивается, что «критерийпринципа, лежащего в основе отрасли, обладает качеством объективности Егоналичие или отсутствие можно установить с научной достоверностью. Так, принципсвободы открытого моря лежит в основе международного морского права, принцип,согласно которому космическое пространство, включая небесные тела, не подлежитнациональному присвоению и свободно для исследования, —• в основе космическогоправа, и т п »[13]
Действительно,эти принципы, как уже отмечалось, лежат в основе морского и космического праваТакую роль они играли и продолжают выполнять в нормотворческом процессегосударств по созданию, кодификации и дальнейшему развитию данных отраслеймеждународного права Но при этом следует иметь в виду, что их характеристикакак «основных отраслевых принципов» — удел доктрины, науки Чтобы убедиться вэтом, достаточно обратиться к недавней истории возникновения международноговоздушного права В науке и практике общепризнанно, что исходными началами присоздании государствами этой новой части (отрасли) общего международного правапослужили принцип уважения суверенитета государств и принцип свободы открытогоморя (и воздушного пространства над ним) В связи с этим невольно возникаетвопрос, какой же из этих принципов следует считать «основным отраслевымпринципом» международного воздушного права
Сторонникиданной правовой категории не дают на это ответа. Они квалифицируют принципсвободы открытого моря лишь как «основной отраслевой принцип» международногоморского права. Что касается принципа государственного суверенитета, то вряд лиему можно дать столь ограниченную характеристику Да к тому же этот принцип нераспространяется на все воздушное пространство нашей планеты Если же положить воснову международного воздушного права такие его общепризнанные принципы, каксуверенитет государств над их воздушным пространством и свобода полетоввоздушных судов в международном воздушном ' пространстве, то тогда необходимопризнать, что для этой отрас­ли международного права характерны не один, а два«основных » отраслевых принципа» Но подобный вывод, по видимом, не будетсоответствовать смысловому содержанию и назначению выдвинутого понятия иликритерия «основной отраслевой принцип». |
Такимобразом, понятия и правовые категории «отрасль», I «отраслевой принцип» — всего лишь инструменты научнойклассификации структуры или системы нормативного массива международного права Вмеждународных документах и в практике государств такие правовые понятия иликатегории не применяются, поскольку государства создают нормы международногоправа в целях урегулирования определенных международных отношений, а ужподразделяют все эти нормы на «отрасли», «подотрасли», «общесистемныеинституты» и просто «институты» меж­дународного права ученые в целях ихизучения, исследования и преподавания
Поэтомувсе эти правовые категории не что иное как доктринальное, а следовательно, исубъективное отражение правовой реальности Об этом наглядно свидетельствует итот факт, что нередко одному и тому же правовому явлению дается самая различнаяквалификация Так, например, большинство ученых считают международное воздушноеправо «отраслью» международного права, а некоторые — «комплексной отраслью»14 Всвою очередь право международных договоров квалифицируется либо как «отрасль»,либо как «общесистемный институт» международного права Причем в данном случаене уточняется, какой же «основной отраслевой принцип» или иной основнойкритерий составляют объективную базу для такой классификации Как правило,дается целый набор критериев, среди которых можно встретить предмет (объект)регулирования, особенности источников норм, своеобразие и обособленность этихнорм, большой объем нормативного материала и т п Но и в отношении этихкритериев опять таки нет единства мнений15 Объясняется это тем, что пока ещепродолжается научно-поисковый процесс систематизации огромного нормативногомассива современного международного права в целях содействия его изучению,дальнейшему развитию и, следовательно, его практическому применению
Длясистемных или структурных исследований международного права привычной сталаформула отрасли права складываются объективно, а устанавливаются наукой Однакои эта формулировка нуждается в уточнении В международно правовой жизнивозникают и складываются объективно не «отрасли» (это опять-таки всего лишьдоктринальный термин или понятие), а объективно существующие совокупности илиопределенные группы норм, составляющие неотъемлемые объективные части общегомеждународного права Их создание и развитие в международной жизни и вмеждународном праве осуществляется международным сообществом и находит своепроявление в международных документах, в кодификационной и обычно-правовойпрактике государств
К такогорода неотъемлемым частям общего международного права несомненно относятсямеждународное морское, воздушное и космическое право Каждое из них представляетобъективно существующую совокупность норм, юридически обязательных для всехгосударств
Международнаянормотворческая практика государств убедительно показывает, что длявозникновения и развития этих определенных групп норм современногомеждународного права необходимы были три объективных фактора
а) Появлениеновых общественных отношений в международной жизни, порожденных насущными потребностямив использовании государствами пространств Мирового океана, космоса и воздуха
б) Заинтересованностьсообщества государств в установлении четко определенного международного правопорядкадля такого использования в интересах всего международного сообщества. Эта заинтересованностьнаходит свое объективное проявление в согласовании воль государств относительноне только содержания и формулировок правил использования морского, воздушного,космического пространств, но и признания этих правил в качестве норммеждународного права
в) Установлениеи общее признание государствами исходных, основополагающих начал правовогопорядка в Мировом океане, в воздушном и космическом пространствах (причем, какпоказывает процесс становления правопорядка в воздушном пространстве, вкачестве таких исходных начал могут быть использованы уже сложившиеся принципы— уважение государственного суверенитета и свобода открытого моря) Эти началапредопределяют общую целенаправленность правового режима Мирового океана,воздуха, космоса и служат основой для разработки и возникновения конкретныхнорм деятельности государств в этих пространствах Поэтому они являютсяобщепризнанными основными нормами (принципами) общего международного права,отступление от которых недопустимо.
Все этиважнейшие свойства исходных начал для становления и дальнейшего прогрессивногоразвития международного морского, воздушного и космического права в качественеотъемлемых составных частей общего международного права убедительносвидетельствуют о том, что они являются основными принципами общегомеждународного права К ним относятся принцип свободы открытого моря (ивоздушного пространства над ним) и принцип свободы исследования и использованиякосмоса, включая небесные тела
Посколькутолько на основе этих принципов может развиваться нормативный массивправопорядка и вся деятельность государств в Мировом океане и космосе, то они,конечно, служат одновременно и основными принципами сложившегося и действующегов наше время международного морского и космического права Что же касаетсямеждународного воздушного права, то его основными принципами являютсясуверенитет государств над их воздушным пространством и свобода полетоввоздушных судов в международном воздушном пространстве. В сущности эти принципыявились лишь конкретизацией применительно к правопорядку в воздушномпространстве уже существовавших основных принципов общего международного права
В целомтакая правовая констатация более точно, по нашему мнению, отражает современнуюмеждународно-правовую реальность и находит свое подтверждение в международныхдокументах, в официальной переписке государств и в заявлениях их официальныхпредставителей, в решениях различных международных организаций и конференций, вмеждународных декларациях, до говорах и конвенциях.
VII
Международно-правоваядействительность свидетельствует также и о том, что расширение и появлениеновых видов деятельности государств, а следовательно, и новых видов ихотношений по использованию морского и воздушного пространства нередко вызываютк жизни совершенно новые нормы морского и воздушного права Существеннаяспецифика новых отношений нередко требует от государств установления особыхновых исходных начал для разработки определенных, относительно автономных (попредмету регулирования) групп новых норм в рамках действующего международногоморского или воздушного права
Этиновые начала или принципиальные установки (например, относительно обеспечениятехнической и социальной безопасности воздушных судов, о рациональномиспользовании морских биоресурсов и т. п ) становятся очередными новымиосновными принципами международного воздушного или морского права Ведь именнона их основе возникают, действуют и развиваются новые группы норм в системе этихчастей (отраслей) международного права Об этом убедительно свидетельствуютрешения и соответствующие конвенции, разработанные по инициативе ИКАО, а такжерешения III Конференции ООН по морскому праву, втом чи­сле — соответствующие разделы и части Конвенции ООН по мор­скому праву1982 г
Так, вмеждународном воздушном праве (наряду с нормами, конкретизирующими иобеспечивающими практическую реализа­цию уважения государственного суверенитетав воздушном пространстве и свободу полетов в международном воздушномпространстве) за последний период появилась значительная группа норм, которыебыли вызваны к жизни заинтересованностью международного сообщества вобеспечении общих стандартов технической надежности (безопасности)международной гражданской авиации и в обеспечении ее защиты (безопасности) отразличного рода преступных посягательств, от «воздушного терроризма». Этазаинтересованность всех государств нашла свое проявление еще при выработкеКонвенции о международной гражданской авиации 1944 г и создании ИКАО, обусловленныхтем, чтобы «международная гражданская авиация могла развиваться без­опасным иупорядоченным образом» (преамбула конвенции 1944 г ) С учетом этого отправногоначала как в самой Конвенции, так и в Приложениях к ней были закреплены единыетребования к безопасности (надежности) гражданской авиации (с учетом научнотехнического прогресса они постоянно совершенствуются и обновляются вмеждународных регламентах ИКАО) Затем в ИКАО было разработано особое приложениек Конвенции 1944 г — «Безопасность Защита гражданской авиации от актовнезаконного вмешательства» В этих же целях по инициативе и в рамках ИКАО былиразработаны Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов1970 г и Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленнымипротив безопасности гражданской авиации 1971 г
Врезультате в международном воздушном праве сложилась определенная группа норм,предметом (объектом) которых являются отношения государств по обеспечениюбезопасности международных полетов гражданской авиации Их ярко выраженнаяспецифика, а также чрезвычайная заинтересованность международного сообщества вгарантии безопасности международной гражданской авиации позволилиюристам-международникам констатировать факт возникновения нового принципа международноговоздушного права — принципа обеспечения безопасности международной гражданскойавиации[16]
Позднейшиемероприятия и переговоры в рамках ИКАО, посвященные повышению эффективностиэтого принципа, подтверждают научную обоснованность данного доктринальноговывода. В официальных предложениях государств и в дискуссиях на сессиях органовИКАО теперь уже.прямо говорится о принципе обеспечения безопасностимеждународных полетов гражданских воздушных судов и.необходимости принятиядальнейших мер по его практической реализации.
Чтокасается международного морского права, то решение вопроса о наличии в нем иныхосновных принципов (наряду с принципом свободы открытого моря) является болеесложным. Обусловлено это прежде всего тем, что международное морское правопредставляет собой систему (совокупность) большого числа многообразных норм,определяющих правовой статус и режим не толь/ко самых различных морскихпространств и порядок судо­ходства в них (прибрежные воды, международныепроливы, воды государств-архипелагов и др.), но и разнообразных природных(живых и минеральных) ресурсов Мирового океана и его дна.
Морскоеправо находится в постоянном развитии под влиянием экономических и социальныхпотребностей, в том числе обусловленных научно-техническими достижениями всфере освоения хозяйственного потенциала морских пространств и ресурсов. Врезультате действия этих объективных факторов предметом международно-правовогорегулирования, наряду с традиционными видами использования морских пространств,стали и новые отношения государств, связанные, например, с появлением дальнегоэкспедиционного рыболовного промысла, с проведением всесторонних научныхисследований естественных процессов в Мировом океане, его живых и минеральныхресурсов, с осуществлением разработки полезных ископаемых не толькоприбрежного, но и глубоководного морского дна, с различными мероприятиями позащите морской среды от загрязнения (в результате интенсивного судоходства,эксплуатации минеральных ресурсов недр дна и т.п.). Можно даже констатироватьопределенный скачо« в разви­тии предметного содержания международного морскогоправа.
Завесьма короткий срок оно стало охватывать по существу все современные видыдеятельности государств в Мировом океане, значительно возрос его нормативныймассив, появились совершенно новые правовые понятия и категории(«исключительная экономическая зона», воды «государств-архипелагов»,«континентальный шельф», «Международный район» морского дна и др.).
Впроцессе всеобъемлющей кодификации и дальнейшего развития международногоморского права государствами — участниками III Конференции ООН по морскому праву (1972—1982) быливнесены существенные изменения в реализацию отдельных свобод в использованиипространств и ресурсов Мирового океана, которые до сих пор считались составнымиэлементами («свобода­ми») принципа свободы открытого моря.
Этонашло свое проявление прежде всего в сфере регламентации традиционной свободырыболовства. Угроза истощения запасов морских биоресурсов в результате весьмаинтенсивной их эксплуатации при помощи новейшей морской промысловой технологик,необходимость учета особых интересов прибрежного населения в прибрежномрыболовстве, забота об удовлетворении растущих потребностей всего мировогосообщества в морепродуктах придал; и особую актуальность повышению уровнямеждународно-правового регулирования, направленного на обеспечение рацио­нальногоиспользования морских живых ресурсов и их сохранения как для нынешнего, так ибудущих поколений. Опираясь на имеющийся международно-правовой опыт в этойсфере взаимоотношений государств (различного рода конвенции и соглашения1945—80 гг. относительно китобойного промысла, охраны и сохранения котиков,рыболовного промысла в различных частях Атлантического и Тихого океанов и др.),а также на официальные предложения и прибрежных государств, III Конференция ООН по морскому правувыработала и кодификационно закрепила большую группу конкретных нормотносительно использования морских живых ресурсов. Исходным началом для даннойгруппы норм морского права послужил принцип сохранения и рациональногоиспользования морских живых ресурсов.
Чтокасается природных ресурсов морского дна и его недр, то при определении ихправового статуса и режима был использован прецедент предоставления суверенныхправ государствам на континентальный шельф, закрепленный еще в Женевской кон­венции1958 г. Это признание за группой государств, в данном случае прибрежных,особого приоритета в использовании ресурсов шельфа, конечно, явилосьопределенным изъятием из постулата о равном использовании морских пространств,заложенном в принципе свободы открытого моря. Своеобразный приоритетный подходв пользу интересов определенной группы государств, а именно — развивающихсястран, был отражен и в выдвинутой ими концепции «общего наследия человечества»в отношении правового статуса и режима глубоководных ресурсов морского дна иего недр. На ее основе и были разработаны соответствующие нормы, а такжемеждународный механизм по решению вопросов эксплуатации 'минеральных ресурсов«Международного района» дна. «Ядром» данной особой группы норм морского праваявился принцип общего наследия человечества.
Комплексновых норм относительно статуса природных ресурсов Мирового океана и его дна немог не отразиться на правовой регламентации проведения государствами научных исследованийэтих ресурсов. Тем более, что ранее свобода морских научных исследований (какчасти свободы открытого моря) не была четко закреплена ни в одном из общихмеждународных договоров, в частности ни в одной из Женевских конвенций 1958 г.,и поэтому постоянно оспаривалась, а нередко даже отрицалась.

Список литературы
1 Смнапример Курс международного права Т 2 М, 1989, Международ­ное право М, 1982 БроунлиЯ Международное право (в дву\ книгах) М, 1977, Аречага X Д Современноемеждународное право М, 1983, Вереще тин В С,, MacDonald R Fundamental norms m Contemporary international Law — Canad Yb Intern Law 1987
2 См 3 ВасильевА М Правовые категории М 1976 С 82
4 Международноеправо в документах М, 1982 С 11—12
5 См Курсмеждународного права Т 1 С 208—211
7 Международноеправо С 102
8 АлексидзеЛ А Некоторые вопросы теории международного права Импе ративные нормы jus cogens Тбилиси 1982 С 331
9 См Мировойокеан и международное право Основы современного правопорядка в Мировом океане С36
11Резолюция 1472 (XIV) ГенеральнойАссамблеи ООН Между «родное сотрудничество в использовании космическогопространства в мирных целях, 12 декабря 1959 г — Борьба СССР за мирноеиспользование космоса Документы и материалы в двух томах Том 2 М, 1985 С 249
11Резолюция 1721 (XVI) ГенеральнойАссамблеи ООН Международное сотрудничество в использовании космическогопространства в мирных целях, 20 декабря 1961 г Указ соч С 251
12 УсенкоЕ Т Принцип демократического мира—наиболее общая основа современногомеждународного права — Советский Ежегодник международного права 1973 М, 1975 С34, Курс международного права Т 1 С 267
I3 Курсмеждународного права Т 1 С 266
14 См Международноевоздушное право Кн 1 С 13—26
15 См подробнееЛевин Д Б Актуальные проблемы теории международ ного права М, 1974 Фельдман Д ИСистема международного права Казань, 1983, Усенко Е Т О системе международногоправа//Сов гос и право 1988 no 4 С117—126 Курсмеждународного права Т 1 С 261—271
16 См Международноевоздушное право Кн 1 М 1980 С 45—50 Ля­хов А Г Международно правовой принцип обеспечениябезопасности граждан ской авиации М, 1989


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.