Реферат по предмету "Международные отношения"


Особенности внешнеэкономической политики таможенных и экономических союзов

СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
СНГ — Содружество Независимых Государств
ЗСТ – Зонасвободной торговли
ТС –таможенный союз
ЕР – единыйрынок
ЭС –экономический союз
ЕС –Европейский Союз
ОДКБ — Организация Договора о коллективной безопасности
ЕврАзЭС — Евразийское экономическое сообщество
ЦАС — Центральноазиатское сотрудничество
ШОС — Шанхайскаяорганизация сотрудничества
ЕЭП — Единоеэкономическое пространство
ГУАМ — Организация за демократию и экономическое развитие
ОЧЭС — Организация Черноморского экономического сотрудничества
внешнеэкономическийполитика таможенный союз
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Потребности социального, политического иэкономического развития Украины и украинского общества побуждают к поискуоптимальной модели разрешения сложных вопросов формирования и развитияСодружества Независимых Государств, Таможенного союза (Евразийскогоэкономического сообщества), Союза Беларуси и России и др… Рассмотрениюпротиворечий и проблем, с которыми приходиться сталкиваться в ходереформирования постсоветского пространства в области регулированияэкономических взаимоотношений в целом и посвящено настоящее исследование.
Среди основных задач, разрешение которых будет составлять важную частьдальнейшего развития украинской государственности, находится созданиеоптимальных правовых условий для развития экономической и политическойинтеграции стран-членов СНГ. Преодоление политической, правовой исоциально-экономической дезинтеграции — одна из важнейших задач современногогосударственного развития страны. Существенным фактором, выступающим, с однойстороны, средством интеграции, а с другой, ее результатом, является интеграциягосударств-участников Содружества Независимых Государств в таможенной сфере.
Поэтому изучение экономических основ участия Украины в межгосударственныхобъединениях, складывающихся в рамках Содружества Независимых Государств,выявление положительных и негативных составляющих этого процесса, своевременнаяоценка возможных последствий, преодоление препятствий на пути интеграцииобусловливают необходимость изучения вопросов сотрудничества Украины состранами-членами СНГ во всех областях, в том числе и в сфере таможенныхотношений.
Методологическая и теоретическая основа. Рассмотрение вопросов интеграцииУкраины в экономической и таможенной сфере и практики ее осуществленияпроводилось на основе использования методов научного анализа: системного,структурно-функционального, социологического, сравнительно-правового,теоретико-прогностического.
Цель исследования состоит в комплексном, системном изучении отношений,складывающихся в ходе интеграционных процессов в экономической и таможеннойсфере, представлении рекомендаций, направленных на совершенствование методоврегулирования обеспечения интеграции.
При достижении поставленной цели были поставлены и решались основныезадачи исследования:
— исследовать основы осуществления интеграции в рамках СНГ;
— проанализировать понятие, сущность и основные концепции интеграцииУкраины с государствами-участниками СНГ, участие Украины в такихмежгосударственных объединениях в рамках Содружества Независимых Государств,как Таможенный Союз (Евразийское экономическое сообщество) и др;
— выявить основные направления и перспективы государственногорегулирования развития взаимодействия Украины со странами-членами СНГ втаможенной и экономической сфере, выделить механизмы отношений Украины состранами-участниками СНГ в ходе экономической интеграции;
Объектом исследования является совокупность отношений, складывающихся всфере регулирования интеграционных процессов в экономической и таможеннойсфере.
Предметом исследования выступили вопросы и процессы становленияэкономических и таможенных союзов стран СНГ.
РАЗДЕЛ 1.ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТАМОЖЕННЫЕ СОЮЗЫ1.1. Понятие и роль экономических и таможенных союзов вмеждународной экономике
Анализ современной мировой экономикии происходящих в ней интеграционных процессов позволяет выделить две основныетенденции. Одна из них – количественный рост стран, объединенных в различныемеждународные экономические союзы и другие международные экономические альянсы,что является свидетельством нарастающей глобализации экономики. Другаятенденция – непрерывное совершенствование форм и методов реализации мировойэкономической интеграции, что говорит о происходящих в этом процессе глубокихкачественных изменениях.
Международная экономическая интеграция представляет собойпроцесс взаимодействия экономик отдельных стран и их внутриэкономическихструктур, осуществляемый с целью экономической взаимовыгоды. Она происходит вразных формах и на разных уровнях. Становление и развитие международнойэкономической интеграции начинается с установления торговых отношений междуотдельными странами и продолжается на уровне комплексного экономическогосотрудничества государств вплоть до полной интернационализации национальныхэкономик.
Хотя в мировом интеграционном процессе принимают участиепрактически все государства земного шара, степень участия каждого из нихнеодинакова. Одни находятся на низших стадиях экономической интеграции, другие,достигнув высших на сегодняшний день пределов международных экономическихсвязей, расширяют межгосударственное сотрудничество до уровней не толькоэкономических, но и военных и политических сфер.
Выделяют четыре вида (этапа) международнойэкономической интеграции, зону свободной торговли, таможенный союз, единыйобщий рынок, экономический и валютный союз.
Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень,предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной оттаможенных и количественных ограничений международной торговли товарами иуслугами [10, c.43].
Положительными моментами создания ЗСТ являютсястабилизация и предсказуемость торговой политики государств – участниц такогоальянса.
Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том,что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг издругих стран может создать определенные трудности для отечественныхпроизводителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннемрынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителейиз-за их не конкурентоспособности.
Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц ополном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами.Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнеготаможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все видытоваров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершеннойинтеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ,поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует отстран-участниц проведения единой внешнеторговой политики [10, c.43].
Установление единого тарифа на определенные товары илиуслуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешнейзависимости, либо создает условия для стимулирования производстваконкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет навнутрисоюзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутриТС.
Единый рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономическойинтеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях,он предусматривает унификацию технических норм, единых экологическихтребований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзногопредпринимательства [10, c.45].
Создание ЕР является длительным, сложным ипротиворечивым процессом. Особую трудность, как показал опыт созданияЕвропейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установлениядолей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и запределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.
Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственнойинтеграции.
Он представляет собой объединение государств на основесоздания единого экономического, правового, военного и информационного пространства.ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза.
В настоящее время в мире существует только один ЭС –Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансформировавшегося в 1993 г. изЕвропейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органыуправления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд иЕвропейский Совет [6, c.124].
ЭС предполагает расширенную межгосударственнуюинтеграцию, как в области производства, так и обращения. При этом естественнымявляется то, что интересы (и не только экономические) стран – участниц Союза иСоюза в целом не всегда могут совпадать. Более того, ЭС не только неликвидирует межгосударственную конкуренцию, но и в ряде случаев может усиливатьее. Поэтому даже в рамках ЭС каждое отдельное государство-участник, поддерживаяобщесоюзный интерес, приоритетным для себя оставляет свой национальный интерес.
Так, Англия, являясь полноправным членом ЕС, в то жевремя пока воздерживается от подписания конвенции о свободном перемещении людейв общих границах Союза. Не торопится она и с переходом на единую общесоюзнуювалюту.
Не исключено, что в ряде случаев страны-участницы тогоили иного экономического альянса могут в определенной мере, и поступитьсясобственными национальными интересами [9, c.187].
Объединение отдельных государств в любого рода союзыне ликвидирует существующих между ними различий. В союзы могут входить какотносительно богатые, так и бедные страны, экономически развитые иразвивающиеся, великие державы и сравнительно малые государства.
Большая дифференциация стран, их неодинаковыевозможности и различные интересы приводят к тому, что от реализациимеждународных экономических связей они получают неодинаковый результат.Наибольшую выгоду от международной экономической интеграции получают, какправило, экономически развитые, богатые и политически стабильные государства.Это объясняется тем, что, во-первых, именно развитые страны производят сейчаснаиболее прибыльную наукоемкую и трудоемкую продукцию и, во-вторых, экспорткапитала (которым, естественно, обладают богатые страны) является наиболеедоходной формой современного бизнеса.
Страны-аутсайдеры различных международныхэкономических альянсов, вступив в них, также преследуют свой национальныйэкономический интерес. Не получая сверхвысоких доходов, они приобретаютвозможности и средства для более ускоренного чем ранее экономического роста,для достижения уровня экономически развитых и богатых стран. Таким путем прошлиЯпония, Австралия, Южная Корея и сейчас идут Сингапур, Тайвань и Малайзия.
Отстаивая собственные национальные интересы,страны-участницы мирохозяйственных связей усиливают конкурентную борьбу,поднимая ее на более высокий виток. Международная конкуренция сейчас ведетсяодновременно на двух уровнях: между странами-участницами любого экономическогообъединения и между отдельными экономическими ассоциациями (союзами)государств. Примерами внутрисоюзной конкуренции могут служить так называемыевинные и мясные «войны» между Францией, Испанией, Италией и Германией в рамкахЕС, а также сахарная «война» между Россией и Украиной за рынки сбыта и квоты натерритории стран СНГ.
Примером международной конкуренции другого уровняявляется борьба между США и Японией, с одной стороны, и стран ЕС за рынки натерриториях России и государств СНГ. 1.2 Экономическое сотрудничество государствСНГ
Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующимосновным направлениям:
— межгосударственная ассоциация свободной торговли;
— таможенный союз;
— общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
— валютный союз.
Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности,предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы врамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной,налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизациюхозяйственного законодательства договаривающихся стран.
В соответствии с Соглашением о создании Межгосударственногоэкономического комитета Экономического союза 1993 г. был учрежден постояннодействующий орган Экономического союза — Межгосударственный экономическийкомитет.
В целях реализации Договора о создании Экономического союза в 1994 г.было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашениепредусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, устранение препятствийдля свободного передвижения товаров и услуг, координацию торгово-экономическойполитики, унификацию законодательства стран СНГ.
Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единогоТаможенного союза, который складывается в настоящее время на территориигосударств — членов СНГ.
Помимо многосторонних конвенций, имеется значительное число двустороннихсоглашений, предметом которых является торгово-экономическое сотрудничествостран СНГ в различных сферах (Соглашение между правительствами России иКиргизии о производственной и научно-технической кооперации предприятийоборонных отраслей промышленности 1994 г., Соглашение между правительствами Россиии Казахстана о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов1993 г. и др.).
Одним из направлений развития в рамках СНГ является сотрудничествогосударств по таможенным вопросам [25, c.39].
В соответствии с Соглашением о принципах таможенной политики 1992 г.,подписанным большинством государств — участников СНГ, был создан Таможенныйсоюз как самостоятельный субъект международного права. Участники Союза решилиобразовать общую таможенную территорию, на которой согласовывается общий таможенныйтариф и обеспечивается единообразное внутреннее налогообложение товаров,ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с нее. Товары, обращающиесяна территории Союза, не облагаются таможенными пошлинами.
Для обеспечения функционирования Таможенного союза учрежден Таможенныйсовет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений поосновным направлениям таможенной политики стран Союза; разработка ирассмотрение проектов, актов Союза и международных договоров; обеспечениеединообразного толкования и применения таможенных соглашений, разрешение споровстран Союза. Членами Совета являются члены правительств государств Союза.Функции рабочего аппарата Совета осуществляет Секретариат.
Штаб-квартира Совета находится в Москве.
В 1995 г. Соглашение 1992 г. было дополнено двусторонними конвенциями оболее тесном сотрудничестве в таможенной сфере. Так, в января 1995 г.руководители России и Белоруссии подписали Соглашение о Таможенном союзе междуэтими государствами. 20 января 1995 г. Россия и Белоруссия, с одной стороны, иКазахстан — с другой, приступили к созданию на их территории единоготаможенного пространства. Предусматривается, в частности: унификация правил вотношении перемещения через границу товаров, транспортных средств, грузов ипассажиров, взимания таможенных пошлин, налогов и сборов; созданиеисполнительного органа Таможенного союза и другие меры координационногохарактера.
На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казахстана и России обучастии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государствЭкономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. Напервом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле междуего участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенныетарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На второмэтапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию,таможенный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г.были приняты Основы таможенного законодательства государств — участниковСодружества Независимых Государств.
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ СНГ В ТАМОЖЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОЮЗАХ2.1 Анализосновных показателей внешнеэкономической деятельности СНГ в 1999-2001г
После распада СССР в экономике возникших на егопространстве стран СНГ, как известно, произошел значительный экономическийспад, который, в основном, продолжался до 1998 г. Валовой внутренний продукт в1998 г. в целом по Содружеству составил 59,6% от уровня 1991 г. В периодреформирования экономики и адаптации к рыночным условиям большинство стран СНГактивизировали свои внешние связи. В условиях независимости, бывшие союзныереспублики СССР были вынуждены самостоятельно выйти на мировой рынок. При этомпреимущественной направленностью этих связей в большинстве стран сталаориентация на дальнее зарубежье.
Экономика всех бывших союзных республик стала болееоткрытой и, соответственно, роль внешнеэкономического фактора в развитиихозяйственных комплексов большинства стран СНГ в период 1991-2000 гг.существенно возросла. Об этом можно судить по росту соотношения экспорта иимпорта с ВВП стран СНГ.
Наиболее существенно стремление ориентировать экономикуна мировой рынок проявилось в России. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП в2000 г. по сравнению с 1991 г. возросла с 13,3 до 44,3%. Аналогичные тенденцииимели место и во многих других странах Содружества. Так, за этот период доляэкспорта в ВВП возросла в Украине с 26 до 62,4%, в Беларуси — с 36,8 до 69,2%,в Казахстане — с 28,5 до 58,8%, в Таджикистане — с 27,4 до 67,9%. Доля экспортав ВВП увеличилась также в Кыргызстане и Молдове. Сокращение доли экспорта в ВВПнаблюдалось только в странах Закавказья: Азербайджане, Армении, Грузии [17, c.25].
Одновременно существенно усилилась зависимостьэкономики стран от импорта. Доля импорта в ВВП в рассматриваемом периодеувеличилась в России с 13 до 24,1%, в Украине — с 23,9 до 57,4%, в Беларуси — с33,4 до 72,4%, в Казахстане — до 49,3%, в Таджикистане — до 66,4%, в Молдове —до 76,6%, в Кыргызстане — до 47,6%, в Грузии — с 33,1 до 40,1%. Доля импорта вВВП уменьшилась лишь в Азербайджане и Армении.
Усилилась зависимость экономик стран СНГ и ихэкономического роста от внешнеэкономических связей со странами дальнегозарубежья. Основными партнерами стран СНГ стали страны ЕС, Ближний и СреднийВосток, Турция. В то же время объем экспортно-импортных операций со странамиСодружества существенно снизился.
За период 1991-2001 гг. в среднем по Содружествупроизошло снижение объемов внешней торговли стран СНГ. Экспорт странСодружества в 2001 г. составил 64% от уровня 1991 г., в том числе в страны СНГ- 19%, в другие страны — 17%. При этом максимальное сокращение объемов экспортав страны Содружества произошло в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане,Молдове (3-8% от уровня 1991 г.). В несколько большей мере сохранились объемыпоставок в страны СНГ в Беларуси, Казахстане, России (20-29% от уровня 1991г.). Рост экспорта в страны дальнего зарубежья был характерен для всех бывшихсоюзных республик, за исключением Грузии [17, c.30].
Импорт из стран дальнего зарубежья снизился, хотя егообъемы сокращались более умеренными темпами по сравнению с импортом из странСодружества. В среднем по странам СНГ импорт в 2001 г. составил 41% от уровня1991 г., в том числе из стран СНГ — 23%, из других стран — 81%. Максимальноесокращение объемов импорта из стран Содружества имело место в Азербайджане,Армении, Грузии, Кыргызстане, Молдове (6-10% от уровня 1991 г.).
Ориентация стран СНГ на преимущественное развитиехозяйственных связей с промышленно развитыми странами привела к тому, что врассматриваемом периоде доля экспорта в страны Содружества в общем объемесократилась почти в 3,5 раза (с 73% в 1991 г. до 21% в 2001 г.), доля импортаиз стран Содружества уменьшилась в 1,8 раза (с 70% до 40%) при соответствующемросте доли операций со странами дальнего зарубежья.
В 1991 г. минимальную долю оборота с другимиреспубликами СССР имела Российская Федерация (58% экспорта, 55% импорта),соответственно, значительный объем ее внешнеторговых операций приходился настраны дальнего зарубежья. Для всех прочих республик доля межреспубликанскихсвязей превышала 80%, при этом доля экспорта превышала удельный вес импорта.
Переориентация экономических связей государствСодружества на мировой рынок не только ослабила их внутренние взаимосвязи, но иусилила их топливно-сырьевую направленность. Одновременно на внутреннемпотребительском рынке всех стран СНГ существенно возросла доля импорта.Государства Содружества стали более зависимыми от импорта, причем не столько отвысокотехнологических, наукоемких товаров, столько от потребительной продукции,которая в значительной мере может обеспечиваться за счет собственногопроизводства [14, c.15].
В товарной структуре экспорта большинства государствСодружества более половины приходится на сырьевые ресурсы. В 2001 г. вструктуре экспорта доля минеральных продуктов, недрагоценных металлов и изделийиз них превышает 50% в Азербайджане, Казахстане, России, Таджикистане,Туркменистане, Узбекистане, Украине. Экспорт сырьевых ресурсов в страныдальнего зарубежья занимает еще более существенное место. Для таких страна какРоссия, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Таджикистан доля минеральных продуктов,недрагоценных металлов и изделий из них превышает 65%.
Структура ввоза продукции из стран Содружества и страндальнего зарубежья значительно отличается. Из стран СНГ, прежде всего,импортируются сырьевые товары, а из других стран — продукция машиностроения,транспортные средства, а также продовольствие. В структуре импорта в такихстранах как Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Молдова более50% составляла доля минеральных продуктов, недрагоценных металлов и изделий изних. В структуре импорта из стран дальнего зарубежья в России, Беларуси,Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Туркменистане,Узбекистане в 2001 г. более 40% приходилось на продовольственные исельскохозяйственные товары, машины, оборудование и транспортные средства.
Способствовали ли произошедшие изменения структурывнешней торговли стран СНГ развитию экономик этих стран или они былиобусловлены внешними факторами, конъюнктурой мирового рынка? Для ответа на этотвопрос нами была применена оптимизационная межотраслевая модель.
По уровню экспорта государства СНГделятся на две группы. Группа, в которую входят Беларусь, Грузия, Молдова иТаджикистан, отличается ярко выраженной ориентацией на торговых партнеров изстран — членов СНГ. Другие страны перенаправили свои экспортные потоки с рынковСНГ на рынки третьих стран. В этом случае степень торговой переориентации(направление торговых потоков) также различается от страны к стране(Азербайджан и Россия — 90%; Армения, Казахстан и Узбекистан — более 50%;Украина — 71%). Однако ни в одном случае товарная структура экспорта непретерпела существенных изменений. Напротив, доля традиционных экспортныхтоваров в некоторых случая даже увеличилась (приложение А, Б).
Что же касается структуры товарногоимпорта, государства СНГ подразделяются на те же две группы.
В этом случае Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,Таджикистан и Украина во многом зависят от поставок из СНГ. Азербайджан,Армения, Грузия, Молдова, Россия и Узбекистан более ориентированы на третьистраны. Хотя точную классификацию произвести достаточно сложно, посколькуданные национальной статистики не всегда достоверны, однако тенденциивырисовываются достаточно четко. Из этих данных следует, что в общем объеметорговли лишь две страны — Беларусь и Таджикистан — зависят исключительно отрынка СНГ. Кроме того, связь многих из этих стран с рынком СНГ имеетасимметричный характер. К примеру, Грузия и Молдова экспортируют свои товарыпреимущественно в государства СНГ, но импортируют товары преимущественно изстран, расположенных за пределами этого региона. Члены другой подгруппы —Казахстан, Кыргызстан и Украина — импортируют товары из других государствСодружества, но продают свою продукцию преимущественно на рынках третьих стран.Благодаря своему экономическому весу Россия занимает особое место среди стран —членов СНГ. Несмотря на снижение ее зависимости от торговли в рамках СНГ, онаостается важным торговым партнером почти всех других членов Содружества(Приложение В).
Несомненно, что формирующиесятенденции во взаимной торговле стран — членов СНГ влияют на общее развитиеСодружества как экономической группировки, а также на формирование различныхсубрегиональных образований.
Проведенный анализ показал, что вбольшинстве стран СНГ развитие внешнеэкономических связей не способствовалоповышению эквивалентности внешнеторгового обмена. Сравнение фактическойдинамики экспорта-импорта стран СНГ с результатами, полученными по модельнымрасчетам, приводятся в приложении Д.
Таким образом, возможности внешней торговли дляразвития хозяйственных комплексов в большинстве стран СНГ не были реализованы./>2.2 Особенности участия государств СНГ вовнешнеэкономической политике таможенных и экономических союзов
СНГ как надгосударственное образование имеет слишком небольшое количество«точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров странСодружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГсформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями ипроблемами:
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входятАрмения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (готовятсядокументы для вступления Узбекистана).
— Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международнымтерроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропныхвеществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002г., Россиясохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан,Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан
— Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота междустранами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных иналоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992г. с Таможенного союза,образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000г. Таможенный союзперерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статуснаблюдателей [16, c.284]. Украинаранее заявляла, что в её намерения не входит получение полного членства в этомсообществе, хотя позже премьер-министр Украины В. Янукович в разговоре с В.Путиным заявил, что Украина думает о ЕврАзЭС. Молдавия тоже не планируетполностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этогоусловий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества.Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005г.[2, c.180], когда начался процессобъединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества, и ЕвразийскогоЭкономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестведействительного члена произошло 25 января 2006 г.
Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия,Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004г.). 6 октября 2005г на саммите ЦАСпринято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС,подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС — тоесть фактически решено упразднить ЦАС.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — Казахстан, Киргизия,Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР
Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия,Украина.
— Договорённость о перспективе создания Единого экономическогопространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будутединые, достигнута 23 февраля 2003г, но создание отложено до 2005г. (Оботношении нового руководства Украины к участию в этом объединении государствсм. Внешняя политика Украины).
2 декабря 2005г было объявлено о создании Содружества демократическоговыбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония,Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества сталиВиктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообществаотмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов исоздание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплениидемократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержкеновых и возникающих демократических обществ».
После распада СССР в регионе возникло несколько международных организацийи содружеств.
Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этихпостсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен наинтеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО)[19, c.241].
Ассоциированный член СНГ Содружество Независимых Государств (СНГ) —межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической,экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него входят всебывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения является«ассоциированным членом» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ послевойны в Южной Осетии, перестанет быть членом СНГ в августе 2009г.
В «Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» в настоящеевремя (после выхода Узбекистана) входят четыре члена: Грузия, Украина,Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривается многими как организация, созданнаяв противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входятни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, заисключением СНГ.
После распада СССР и дезинтеграции хозяйственныхсвязей, бывшие Республики Советского Союза пережили острыйсоциально–экономический кризис, ВВП значительно сократился, а уровень жизнинаселения снизился. В настоящее время все государства на постсоветскомпространстве вышли на траекторию устойчивого роста, причем наибольшие темпыроста наблюдаются в Казахстане, Азербайджане и Армении, в то время как вБелоруссии, России и Украине темпы роста в два раза ниже.
Несомненная заслуга СНГ состоит в том, чторазмежевание бывших союзных республик прошло достаточно упорядоченно и не вызвалоглубоких геополитических потрясений.Содружество выступило структурообразующимфактором при создании новых межгосударственных отношений [3, c.149].
Страны СНГ, располагаясь между ЕС и бурноразвивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона, могут использоватьсвое местоположение как связующее звено Европы и Азии, но есть риск и остатьсяв стороне от мировых интеграционных процессов.
Проблемы широкой интеграции в рамках СНГ связаны срядом фундаментальных факторов.
Во-первых, различная геополитическая ивнешнеэкономическая ориентация государств бывшего СССР. Можно условно сказать,что Прибалтийские республики, Украина и Молдова ориентированы на ЕС,Туркменистан, Азербайджан, Кыргызстан тяготеют к исламскому миру, а Казахстан иУзбекистан – пытаются интегрировать азиатские ценности и американскую рыночнуюэффективность. Отметим, что в Европейском Сообществе страны обладаютсопоставимыми ценностями и имеют четко выраженный общий интерес – построениеобъединенной Европы. Кроме того, изначально существовал разрыв междузавышенными ожиданиями в отношении Содружества и практикой.
Во-вторых, в странах-участниках СНГ нет единойправовой системы. Правовая система СССР исключительно быстро развалилась. Хотяправовые вопросы можно быстро решать и законодатели устранят юридическуюрасплывчатость в случае, если политическая воля руководства стран будетнаправлена на углубление интеграции. Отсутствие юридической обязательности ирекомендательный характер разрабатываемых МПА документов позволяет использоватьмодельные законы без страха ущемить национальный суверенитет.
В-третьих, реализация достигнутых соглашений взначительной степени усложняется из-за их длительной ратификации. Срокипроцедуры ратификации законодательством не определены, межгосударственныедоговоры, заключенные в рамках СНГ, нередко ратифицируются через несколько летпосле подписания, когда теряется их актуальность. Без ратификации парламентом иодобрения правительством соглашений подписанные документы не имеют юридическойсилы. Так половина участников присоединилась лишь к 40–70% подписанных в рамкахСНГ документов – преимущественно по экономической проблематике [8, c.27]. Однако вступление в силудоговоров и соглашений не означает начало их практической реализации, посколькугосударства не выполняют взятые обязательства. Поэтому актуальным становитсяпроцесс ратификации интеграционных соглашений, используя гибкие формы и методывзаимодействия, рационально сочетая многостороннюю и двустороннюю основу ворганизации сотрудничества.
В-четвертых, усиливается неравномерностьэкономического развития государств-участников СНГ. В существовавшем ранееплановом народном хозяйстве СССР происходило однонаправленное перераспределениенационального дохода – Россия выступала донором и это служило объективным условиемдостижения наилучшего конечного результата.
Такая ситуация не могла быть одномоментно устранена ипостроение взаимоотношений на основе экономически равноправных партнеров занялодлительное время. Особенности экономических преобразований во многом обусловленыразличной степенью воздействия на национальные экономики дезинтеграциихозяйственных связей, существовавших в СССР. Несмотря на общую тенденциюпереориентации внешней торговли государств-участников СНГ на другие страны,экономики СНГ обладают несопоставимым экономическим потенциалом, неодинаковойадаптацией национальных хозяйств к условиям мирового рынка, что обуславливаетразличия в темпах проведения рыночных реформ и снижение управляемости экономик.Кроме того, выйти на рынок развитых стран достаточно сложно – рыноксбалансирован и высококонкурентен, установлены достаточно жесткие товарныестандарты и нормы сертификации. Тем не менее, страны СНГ предпочли сценарийавтономного вхождения в мировой рынок.
Эффективным инструментом гармонизации законодательстваявляется разработка модельных законов. Модельные правовые акты разрабатываютсядля регулирования конкретных проблем, в то время как соглашения и конвенциизачастую носят декларативный характер.
Кроме того, общие принципы, заложенные в модельных законах,не носят жесткого характера и позволяют учитывать специфику государств.Например, на основании модельного Гражданского кодекса принят Гражданскийкодекс Республики Узбекистан, часть кодексов Казахстана и КиргизскойРеспублики.
Наибольшее значение имеют такие модельные законы,принятые Межпарламентской Ассамблеей государств–участников СНГ, как “О защитеэкономической конкуренции”, “Об акционерных обществах”, “О защите высокихтехнологий”, “О финансово–промышленных группах”.
Полагаем, что следует продолжить поиск наиболееудачного опыта экономических преобразований среди государств СНГ. Для многихгосударств СНГ интересен опыт Казахстана в реформировании налогообложения,электроэнергетики и пенсионной системы. Соответствующие преобразования в максимальнойстепени следует учитывать при разработке модельных законов. 
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НАВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ УКРАИНЫ3.1 Экономическийпотенциал Украины, как база интеграции в экономические и таможенные союзы
В целом сегодня существуют триосновных подхода к интеграции на постсоветском пространстве, каждый из которыхпредусматривает обязательство «восстановления нарушенных связей»советского периода в той или иной форме. Первый из них может быть назван«широкой» интеграцией и нацелен на объединение всех бывших советскихреспублик, кроме Балтийских государств. В свое время такой подход породилСодружество Независимых Государств. Позже был подписан ряд соглашений, которыебыли направлены на обеспечение интеграции, например об учрежденииМежгосударственного евроазиатского объединения угля и металла (сентябрь 1993г.) и соглашение о зоне свободной торговли (апрель 1995г.). Аналогичносоглашение о едином аграрном рынке, подписанное 6 марта 1998 г., также можнорассматривать, как попытку продвинуться дальше по пути создания зоны свободнойторговли. Не менее важным является и то обстоятельство, что экономическоесотрудничество стран — членов СНГ базируется на двусторонних соглашениях, такихкак соглашения о свободной торговле, которые Украина подписала со всеми бывшимисоветскими республиками, а также множестве соглашений о разделе продукции(приложение Е).
Указанные двусторонние соглашения отличаются друг от друга пономенклатуре товаров, на которые они распространяются, и по составу участников,среди которых были и страны, не входящие в СНГ (например, государства Балтии).Тем не менее, все бывшие советские республики, в частности Украина,рассматривают эти механизмы в качестве средства сохранения кооперационныхсвязей, сформировавшихся в советский период, и противодействия экономическомуспаду, имевшему место после распада Советского Союза. Новые независимыегосударства унаследовали от бывшего СССР лишь фрагменты производственных цепочеки поэтому были вынуждены восстанавливать производственные связи, но уже визменившихся экономических условиях.
С другой стороны, у«широкой» интеграции с самого начала была ярко выраженнаяполитическая составляющая — в частности, она предусматривала сотрудничество вобласти безопасности между некоторыми, но не всеми государствами СНГ. Россия,например, всегда стремилась превратить СНГ в руководимую ею чистовоеннополитическую группировку. Напротив, Украина предпочла довольноограниченное участие в СНГ и постоянно подчеркивает важность сосредоточенияусилий на экономических формах сотрудничества. Примечательно, что Украина невступила в Таможенный и платежный союз (ТПС), активно пропагандируемый Россией.Членство в ТПС противоречило бы принципу неприсоединения Украины кнаднациональным политико-экономическим институтам. Украина считает, что у нееесть все возможности для самостоятельного развития без вступления в какие-либоорганизации, которые потребовали бы пусть даже частичного отказа от ее суверенитетав пользу наднациональной структуры. Кроме того, о возможных преимуществахчленства в ТПС в то время судить было сложно.
Сторонники второго подхода отдаютпредпочтение субрегиональной интеграции перед «широкой» интеграцией.Упор делается на разнообразие конкретных субрегиональных проектов с различнойстепенью интеграции. Эти проекты на сегодняшний день реализуются в двух формах— чисто политической, плавно переходящей в экономическую (в качестве примераможно упомянуть субрегиональную группировку ГУУАМ, в которую входят Грузия,Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова). Другая форма таких объединений ссамого начала ориентировалась на экономическое сотрудничество. Среди этихсубрегиональных группировок выделяется Союз России и Беларуси. В 1995 году этидве страны образовали таможенный союз, преобразованный в Союз России и Беларусив 1997 году. В декабре 1999 года они официально провозгласили создание Союзногогосударства России и Беларуси. Это наиболее амбициозный постсоветскийинтеграционный проект, направленный на создание единого государства. Россиявсегда играла решающую роль в определении темпов и масштабов интеграции,включая планы превращения российского рубля в общую валюту, исходя из своихсобственных внутренних экономических и политических соображений. Как ужеотмечалось, ГУУАМ была создана как региональная организация, способствующаяналаживанию политического сотрудничества, а также транспортировке каспийскойнефти и развитию транспортной сети между Ближним Востоком и Европой. В 2002году президенты Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы подписали соглашение осоздании зоны свободной торговли, обозначив таким образом свое стремлениеспособствовать ускорению экономической интеграции. Украина, проявляющая особыйинтерес к ГУУАМ, разработала довольно сложную, но разумную договорную системудвустороннего сотрудничества со всеми ее членами, в которую входят и соглашенияо свободной торговле. Кроме общих соглашений в рамках ГУУАМ, подписанных вавгусте 1999 года, Украина договорилась с Молдовой об установлении общегопорядка регулирования внешнеэкономических отношений между двумя странами5.Это беспрецедентное для Украины соглашение направлено на создание таможенногосоюза, конкретнее — на согласование торгового режима применительно к третьимстранам, разработку общей тарифной и нетарифной политики, совместных механизмоввалютного контроля и нормализацию механизмов таможенного и пограничногоконтроля [23, c.24].
Еще одна недавняя инициативазаслуживает особого упоминания: 24 февраля 2003 года Беларусь, Казахстан,Россия и Украина официально объявили о своем намерении создать единоеэкономическое пространство с целью образования в конечном счете официальнойорганизации, способствующей развитию региональной интеграции. 19 сентября 2003года были подписаны Соглашение о создании единого экономического пространства(ЕЭП) и документ, излагающий концепцию ЕЭП.
В этих документах ЕЭП определяетсякак «экономическое пространство, объединяющее таможенные территориигосударствучастников, на котором функционируют механизмы регулированияэкономик, основанные на единых принципах, обеспечивающие свободное движениетоваров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая исогласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо дляобеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономическойстабильности, налоговая, денежнокредитная, валютнофинансовая политика». Всущности, речь идет о создании общего рынка, то есть такой формы глубокойинтеграции, которая ранее была отвергнута Украиной. Например, несмотря наоказанное на нее сильное давление, Украина согласилась только на статуснаблюдателя в ЕврАзЭС. Поэтому решение о подписании Соглашения о создании ЕЭПявилось полнейшей неожиданностью как для украинских экспертов, так и для многихполитиков и высокопоставленных правительственных чиновников. Острота дебатов повопросу ЕЭП вынудила Верховную Раду принять Заявление о ЕЭП от 17 сентября 2003года, в котором она высказалась в поддержку только такого соглашения, котороесоответствует требованиям Конституции Украины, ее законов и ее международнымобязательствам11. В соответствии с Концепцией создания ЕЭП первымшагом будет создание зоны свободной торговли без какихлибо исключений илиограничений. Задача состоит в разработке унифицированных тарифных и нетарифныхставок, унифицированных правил конкуренции, пользования субсидиями и другимивидами государственной поддержки, вкупе с ликвидацией антидемпинговых,компенсационных и других протекционистских мер во взаимной торговле.
Иными словами, уже на этом первомэтапе предусматривается создание таможенного союза, требующего разработкиунифицированной таможенной политики.
Усилия по развитию взаимногосотрудничества могут только приветствоваться, а создание региональных союзов влюбой форме является, в принципе, позитивным явлением. Региональные союзыпозволяют более слабым странам (таким, как Украина, по сравнению с Россией)строить свои отношения с более мощными соседями на более эффективной основе.Однако даже при поверхностном анализе концепции ЕЭП возникают серьезные вопросы[28, c.39].
Организация Черноморскогоэкономического сотрудничества, созданная в 1992 году, является еще однимпримером регионального образования, объединившего бывшие советские республики итретьи страны. Его успехи также были весьма скромными, за исключением созданияЧерноморского банка торговли и развития, учрежденного 21 июня 1999 года,ожидаемая капитализация которого должна составить 1,5 млрд. долл. США. Банкпослужит ОЧЭС той финансовой опорой, которой нет у других группировок.Крупнейшими акционерами являются Турция, Греция и Россия, каждая из которыхвладеет 16,5% акций. Сообщается, что Банк уже вложил 102 млн. долл. США врегиональные проекты [29, c.40].
Что касается импорта, главными партнерами Украины являются Россия и Туркменистан— основные поставщики природного газа и нефти (приложение К). Данные таблицыпоказывают, в какой степени безопасность Украины сегодня зависит от ееспособности обеспечить бесперебойные поставки нефти и газа из России иТуркменистана. Из этих данных также явствует, что в среднеи долгосрочнойперспективе безопасность Украины будет зависеть от ее способности кдиверсификации источников получения энергоресурсов. И наконец, экономическиесвязи между государствами — членами СНГ, в каком бы то ни было контексте,ограничены главным образом торговыми отношениями. Финансовые потоки остаютсянезначительными, о чем опять-таки свидетельствует пример Украины (приложениеЛ). Пока Украине не удалось привлечь сколько-нибудь существенные объемыиностранных инвестиций из других государств — членов СНГ, поскольку все онисами испытывают острый дефицит капитала.
Инвестиционные потоки из Украины вдругие государства — члены СНГ еще менее значительны (приложение М). В этихусловиях даже идеальная нормативная и правовая среда не будет способствоватьросту взаимных инвестиций, а без этого сотрудничество не выйдет за пределычисто торговых отношений.
Короче говоря, будущее экономическогосотрудничества Украины с государствами — членами СНГ будет определяться,во-первых, темпами и степенью переориентации внешней торговли с региона СНГ —то есть ее способностью находить рынки за пределами постсоветскогопространства; и, во-вторых, политическими и экономическими приоритетамиСоединенных Штатов и ЕС. (Если Украине не удастся наладить эффективныевзаимоотношения с ЕС после расширения последнего, ей, возможно, придетсяпересмотреть свою проевропейскую ориентацию и теснее сблизиться с Россией.)В-третьих, отношение Украины к СНГ будет зависеть от того, насколько онануждается в сохранении своего присутствия на рынках этого региона.
Третьим важным фактороминтеграционных процессов на постсоветском пространстве является ихмногокомпонентность. Устранение торговых барьеров и создание преференциальноготоргового режима, к чему стремится Украина, представляет собой лишь один изтаких компонентов. Существуют также компоненты «поверхностной» и«глубокой» интеграции. «Поверхностное» измерение характернотолько для торговых отношений, тогда как «глубокая» интеграцияпредполагает сотрудничество в нормативно-правовой области, выходящее далеко запределы чисто торговой сферы. В этой системе до настоящего момента Украинадобивалась создания режима свободной торговли, тогда как Россия настаивала наидее согласования национальной экономической политики.
Попытки осуществить те или иныеинтеграционные проекты на постсоветском пространстве будут продолжаться.Сегодня многие из вышеупомянутых находящихся в зачаточном состоянииинтеграционных структур используются в качестве полезного форума для обсужденияряда проблем. Но они не смогут претендовать на нечто большее до тех пор, покагосударства-члены не доведут до конца внутренние экономические реформы и неоткажутся от осуществления этих реформ по схемам, основанным на«национальной специфике» [18, c.31]. В то же время региональное сотрудничество способствуетрешению проблем, связанных с таможенными формальностями, пограничным контролем,платой за транзит, техническими стандартами, правами на интеллектуальнуюсобственность и т. д.
Перспективы различных региональныхструктур будут зависеть прежде всего от способности стран-участников достигатьсоглашений о свободе торговли — опыт, накопленный в других странах, говорит отом, что невозможно миновать этот этап и сразу перейти к созданию таможенногосоюза и к более высоким уровням интеграции. Что касается конкретно Украины, ееучастие в различных региональных проектах будет зависеть от хода переговоров оее вступлении в ВТО. 3.2 Участие Украины в экономических и таможенных союзах
Украина, хотя и не является членом ЕврАзЭс, имеет в этой организациистатус наблюдателя. Подписание в октябре нынешнего года душанбинскогосоглашения о создании к 2010 году Таможенного союза в рамках Евразийскогоэкономического сообщества актуализирует вопрос о возможном участии Украины вэтом объединении в будущем. Например, на основе реализации концепции Единогоэкономического пространства (ЕЭП).
Напомним, таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции,предполагающий согласованную отмену странами – участницами такого объединениянациональных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единойсистемы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран;образование единой таможенной территории.
Обычно страны – участники таможенного союза (ТС) договариваются осоздании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованнойвнешнеторговой политики. Как правило, это заключается в периодическихсовещаниях министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своейработе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат [16, c.247].
Фактически речь идет о форме межгосударственной интеграции,предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союзявляется гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, зона свободнойторговли.
Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции,при которой страны-участницы отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, атакже количественные ограничения во взаимной торговле. За каждойстраной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимоеопределение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинствеслучаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кромепродуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироватьсянебольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран,входящих в это объединение, но обычно обходятся без него, а основные параметрысвоего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителейсоответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенныеграницы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих ихгосударственные границы. Создание зоны свободной торговли не предполагаетформирования наднациональных органов.
Участие Украины в Таможенном союзе со странами ЕврАзЭс имело бы многопозитивных сторон. Прежде всего, если рассматривать зону свободной торговли некак принятое в мире понятие (Free trade area), имеющее скорее юридическийхарактер, а с точки зрения экономической, то реальный режим свободной торговлиможет быть обеспечен лишь в рамках таможенного союза.
В мире нет свободных экономических зон без изъятий в режиме торговлиотдельными товарами. Поэтому в процессе переговоров по созданию ЕЭП Россиясовершенно справедливо связывала полный отказ от изъятий в торговле сформированием полноценного экономического союза, предполагающего созданиенаднационального органа с правом принимать обязательные для стран-участницрешения.
Участие в Таможенном союзе ЕврАзЭс откроет Украине доступ к получениюроссийских энергоносителей по внутрироссийским ценам, затраты же натранспортировку не столь уж высоки. Правда, по мнению многих, это преимуществомнимое, поскольку Россия обязательно будет постепенно поднимать внутренние ценына энергоносители в соответствии с мировыми тенденциями. Но суть вопроса именнов том, что это будет происходить постепенно, в течение многих лет. А это даствозможность модернизировать наиболее энергоемкие украинские производства наоснове энергосберегающих технологий (этот процесс активно идет, в частности вметаллургии, но для его завершения до предполагаемого критического роста цен наэнергоносители не хватает времени).
Вступление в Таможенный союз Украины сделает невозможным созданиепрепятствий для экспорта ее сельхозпродукции, как это было в случае с запретамина импорт украинской мясомолочной продукции в Россию. В целом же в данномслучае перспективы отечественного сельского хозяйства существенно улучшаются[21].
К тому же украинское машиностроение быстро растет именно за счет экспортав Россию и другие страны СНГ. По соотношению «цена–качество» эта продукциявполне конкурентоспособна и сейчас. В рамках Таможенного союза ееконкурентоспособность еще более возрастет. Переориентация экспорта продукциимашиностроения на рынки развитых стран выглядит практически невероятной.
Участие в ТС позволяет не только сохранить еще сохранившиесякооперационные связи в рамках бывшего единого ВПК СССР, но и восстановитьмногие из них. Это относится и к кооперации в авиастроении, космическойотрасли.
Интеграцию в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС существенно облегчила бысохраняющаяся общность используемых технологий, стандартов и условийпроизводства. Продолжают функционировать созданные еще в союзные времена общаяэнергетическая инфраструктура, сеть магистральных нефте- и газопроводов,железнодорожные и автомобильные коммуникации.
Безусловно, членство Украины в Таможенном союзе с Россией имеет и своиминусы. Можно предположить, что оно несколько ослабит на некоторый периодстимулы для внедрения энергосберегающих технологий. Пока угроза резкогоудорожания энергоресурсов не стала реальностью, это внедрение происходило оченьвяло.
Кроме того, может резко снизиться и мотивация для адаптации украинскогозаконодательства к требованиям, принятым в странах – членах Европейского союза.
Нельзя не учитывать также и того, что свободное движение капиталов врамках Таможенного союза предполагает рост роли прямых иностранных инвестицийиз стран ЕврАзЭс. Но приток прямых иностранных инвестиций – это не простоприток капитала. Это и новые, современные требования к менеджменту, маркетингу,корпоративному управлению и т.д. Естественно, что в этом отношениипостсоветские страны не могут соперничать со странами – членами Евросоюза.
Наконец, внешнеэкономические решения России далеко не всегда диктуютсяэкономической целесообразностью, в них, несмотря на весь прагматизм, зачастуювидны и политические мотивы. Вряд ли это в полной мере отвечает интересамУкраины. Членство же Украины в ТС создаст механизм, заставляющий Украину всвоей внешнеэкономической деятельности считаться с российскими политическимимотивациями.
Один из основных аргументов в пользу односторонней европейской экономическойинтеграции Украины – то, что рынок Евросоюза неизмеримо более емкий, чем рынокстран СНГ, и в частности стран ЕврАзЭС. Но в 2007 году страны СНГ последлительного перерыва вновь заняли ведущее место во внешней торговле Украины.
Наиболее важная и принципиальная тенденция во внешней торговле товарами вэтот период – это то, что произошла серьезная переориентация украинскогоэкспорта с европейского рынка на рынок стран СНГ, прежде всего России. Хотяэкспорт в европейские страны за январь–июнь в сравнении с аналогичным периодомпрошлого года вырос весьма существенно (на 31,4%), его прирост в страны СНГ былвдвое выше (60,6%). Причем экспорт в Россию увеличился на 61,1% [21].
В результате страны СНГ вновь стали основным рынком сбыта для украинскихтоваров – почти 37% всего объема экспорта. Поставки в страны Европы сейчассоставляют менее 32% (в том числе в страны Европейского союза – 30,4%). С 2003года они превышали экспорт в страны СНГ.
Некоторые эксперты говорят о вытеснении Украины с европейского рынка.Это, конечно, не так, поскольку экспорт в страны Европы заметно вырос. Речьидет о том, что сейчас экспортировать в Россию и страны СНГ Украине выгоднее,чем в другие регионы мира.
В отличие от экономик стран Европы (особенно ЕС), которые стагнируют илиже растут очень медленно, новые рыночные экономики на Востоке, особеннороссийская, развиваются стремительно, создавая практически неограниченный рыноксбыта для украинских товаров. Тем не менее членство Украины в Таможенном союзеЕврАзЭС выглядит маловероятным в силу политических причин, главной из которыхявляется консенсус основных политических сил относительно целей интеграционногоразвития страны. Членство Украины в ТС ЕврАзЭС, безусловно, несовместимо свступлением Украины в Евросоюз, так как исключает одновременное членство вразличных таможенных союзах. Об этом немедленно напомнили представителиевропейских структур стразу после возникновения темы ЕЭП.
В сентябре 2003 года тогдашний представитель Еврокомиссии по вопросамрасширения ЕС Гюнтер Ферхойген заявил, что заключение таможенного союза врамках Единого экономического пространства может создать сложностиевроинтеграционным стремлениям Украины. «Процесс евроинтеграции может бытьзамедлен или вообще может остановиться», – сказал он, отметив, что не уверен втом, что Украина сделает новый стратегический выбор, противоположныйевроинтеграции. По словам представителя Еврокомиссии, заключение таможенногосоюза в рамках ЕЭП является нарушением договоренностей, достигнутых междуУкраиной и Евросоюзом и внесенных в соглашение о партнерстве и сотрудничествемежду Украиной и ЕС.
Против членства Украины в таможенном союзе с Россией, Белоруссией иКазахстаном однозначно выступают представители ведущих политических силУкраины, в том числе даже тех, кого традиционно относят к пророссийским.
Вызывает сомнение, что Украине удастся создать даже просто полноценнуюзону свободной торговли с Россией. Несколько дней назад депутат ЕвропарламентаЗбигнев Залесски, автор доклада о торговле и экономических отношениях сУкраиной, заявил, что для создания зоны свободной торговли с Евросоюзом Украинадолжна «честно играть». Такое мнение он высказал украинским журналистам вБрюсселе после того, как комитет по вопросам международной торговлиЕвропарламента поддержал проект его доклада. «Если мы увидим, что Украиначестно играет с нами, а не так, что одним глазом смотрит на Россию, а другим наЕвропу, тогда такая зона может быть создана», – сказал Залесски. Депутатотметил, что зона свободной торговли может создаваться исключительно вдвустороннем порядке (другими словами, создание свободной зоны с Россиейсделает невозможным свободную зону с ЕС).
Итак, сейчас идея участия Украины в Таможенном союзе стран ЕврАзЭСвыглядит практически нереализуемой.
С другой стороны, невероятно и полноценное членство Украины в Евросоюзе висторически обозримой перспективе. «Усиленный» же вариант зоны свободнойторговли с ЕС, который активно рассматривается сейчас (так называемая ЗСТ),предполагает прежде всего дальнейшее открытие рынков Украины при сохранениивозможностей ограничивать экспорт ее товаров в страны Евросоюза. Не исключено,что в такой ситуации «равноправных отношений с ЕС» станет реальным пересмотрвсей доктрины евроинтеграции. В этой ситуации вопрос создания ЕЭП иполноценного таможенного союза в его рамках тоже может стать актуальным –серьезные экономические предпосылки для этого есть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой развития Содружества Независимых Государствдолжно стать наполнение форм многостороннего сотрудничества реальнымсодержанием, их адаптация к масштабным разноплановым задачам, стоящим передгосударствами – участниками СНГ как во взаимодействии друг с другом, так и смежгосударственными объединениями вовне (Европейским Союзом, Всемирной торговойорганизацией и др.)
В этой связи использование различных форм интеграции,как по уровням, так и по глубине (двухсторонняя, многосторонняя,односкоростная, разноскоростная) в краткосрочной перспективе должносодействовать интеграционному процессу. И все же в перспективе будет найденанаиболее оптимальная форма интеграции, остальные будут играть все меньшую роль.
Количество участников этого интеграционногообъединения во многом зависит от готовности государств расстаться с частьюсобственного суверенитета, оценок повышения эффективности экономик государствпри вхождении в единое экономическое пространство. В долгосрочной перспективе,вероятнее всего, государства придут к единой валюте, резко сократив издержкиторговли внутри сообщества, снизят зависимость от внешнеэкономическойконъюнктуры для основной экспортной продукции стран СНГ. Полагаем, что будутактивизироваться производственно–технологические и кооперационные связи,инвестиционное сотрудничество, образование финансово–промышленных групп,страховых структур.
Оценивая перспективы экономической интеграции в СНГ,следует отметить, что степень интеграционного взаимодействия государствСодружества в целом соответствует уровню их индустриального развития, рыночногореформирования экономики, демократизации общественных отношений, непротиворечит стратегическим целям и отвечает политической конъюнктуребольшинства государств-участников. В формате всего Содружества не следуетнадеяться на скорое решение каких-либо значительных задач в экономической,социальной и других сферах взаимодействия. Очевидно, что ускоренное развитие ипреобразование Содружества в полноценное региональное экономическое объединениев ближайшей перспективе невозможно. СНГ и в дальнейшем может существовать какполезный форум для встреч и консультаций, как механизм сближения и согласованияинтересов, разрешения назревших противоречий.
Перспективы отдельных региональных объединенийгосударств Содружества также весьма неоднозначны. Появление Организациирегиональной интеграции означает, что проще создавать новое экономическоеобъединение постсоветских стран, чем пытаться реформировать уже существующие.Цели и задачи ЕврАзЭс и ОРИ примерно одинаковы. И если поставленные задачибудут решаться в рамках нового объединения государств, то возникнет вопрос оцелесообразности сохранения ЕврАзЭс. Центральноазиатское экономическоесообщество и альянс ГУУАМ по объективным причинам не способны в ближайшембудущем реализовать поставленные перед ними задачи. Подлинная интеграцияпостсоветских государств, новая структура связей и состав участников болеереально определятся только на основе взаимной выгоды в ходе экономических иполитических реформ в этих государствах в контексте мировых процессов усилениявзаимосвязи и взаимозависимости
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.С. Філіпченко. Світова економіка. К: Либідь –2007,С.376 – 388.
2. Авдокушин Е.Ф. Международная экономическая интеграцияАвдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. -М., 2005. С. 179-193.
3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономическиеотношения: Учеб. Пособие /.Под ред. Н.Н.Ливенцева.-М., 2007.
4. Гумпель В. На стыке Европы и Азии. Посредническая рольТурции как региональной власти // Internationale politik. – 2007. – № 1. – Р.28
5. Демин А.А. Проблемы европейского экономическогосообщества Международные экономические отношения. Л., 1990. С. 17-23.
6. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях — Ч.I, II Учебное пособие для вузов — М.: 2006, 2007
7. Корнаи Янош. Социалистическая система. Политическая экономиякоммунизма. М., 2007.
8. Лукінов І.І. Концептуальні основи економічної політики//Економіка України. – 2008. — №1.
9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./Под ред. Красавиной Л. Н. — М., 2002.
10. Международныеэкономические организации: Справочник (под.ред. Фаризова И.О.), М., 2007.
11. Международныеэкономические отношения. Под. ред. Рыбалкина В.Е. -М., 2002.
12. Международные экономические отношения: Интеграция. -М.:«Банки и биржи», ЮНИТИ, 2008. 126 с.
13. Мелъянцев В. А. Восток и Запад во втором тысячелетии:экономика, история и современность. М… 2005.
14. Мир на рубеже тысячелетий. М., 2008. статистическоеприложение.
15. Мировая экономика // Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
16. Мировая экономика. / Под ред. проф. А.С.Булатова. — М.,2002
17. Орешкин В. А. Внешнеэкономический комплекс России –проблемы и перспективы развития. ВНИКИ, М., 2007.
18. Сіденко В. Економічне трансформування в країнахЦентральної та Східної Європи// Економіка України, №12, 2007
19. Современная экономика /Под ред. Мамедова О. Ю. — Ростовна Дону, 2007.
20. Соколенко С. И. Глобальные рынки XXI столетия:Перспективы Украины. Киев: Логос, 2006.
21. Спецвыпуск. Внешняя торговля. Бизнес №15. 20 апреля 2008года
22. Статистичний щорічник України за 2008 р.Держкомстат України: Під ред. О.Г. Осауленка. — К.: «Техніка», 2009. — 598с.
23. Україна — Європейський Союз: зовнішньоекономічнадіяльність і перспективи співробітництва, Київ: УСПП, 2005.
24. Урядовий кур'єр. — № 155. — 21.08.2005. — Стор. 5-7.
25. Халевинская Е.Д. Международные экономические организации(учебное пособие). М., 2008.
26. Черковец О. Европейский союз: уроки интеграции//Экономист. 2007. №10 С. 74-84.
27. Шишков Ю. Россия и мировой рынок; структурный аспект //МЭ и МО, 2006. №1.
28. Эльянов А. Глобализация и расслоение Развивающихся стран// МЭ и МО, 2007, № 6.

Приложения
Приложение А
Экспортно-импортные операции государств Содружества (миллионов долларов США) 2000 2007 2008 Всего  страны СНГ другие страны Всего страны СНГ другие страны Всего   страны СНГ другие страны Экспорт Азербайджан 1745 235 1510 6058 1102 4956 46973 1525 45448 Армения 300 73 227 1152 355 797 1008 317 691 Беларусь 7326 4399 2927 24339 11231 13108 31256 13680 17576 Грузия 323 129 194 1240 469 771 1425 502 923 Казахстан 8812 2337 6475 47755 7965 39790 66950 10373 56577 Кыргызстан 504 207 297 1134 567 567 1498 735 763 Молдова 472 276 196 1342 550 792 1477 582 895
Россия2 103,1 13,8 89,3 352,6 52,7 299,9 439,5 66,0 373,5 Таджикистан 784 374 410 1468 229 1239 1331 208 1123 Украина 14573 4498 10075 49296 18615 30681 63046 22270 40776
Всего по странам СНГ2 138,0 26,4 111,6 486,3 93,7 392,6 654,4 116,2 538,2 Импорт Азербайджан 1172 375 797 5712 1902 3810 6496 2150 4346 Армения 885 174 711 3268 1079 2189 3985 1168 2817 Беларусь 8646 6070 2576 28674 18997 9677 36678 24564 12114 Грузия 709 229 480 5217 1854 3363 5596 1859 3737 Казахстан 5040 2732 2308 32756 14599 18157 34260 15997 18263 Кыргызстан 554 298 256 2417 1524 893 3680 2036 1644 Молдова 776 260 516 3690 1334 2356 4492 1570 2922
Россия2 33,9 11,6 22,3 199,7 29,8 169,9 245,8 34,5 211,3 Таджикистан 675 560 115 2547 1611 936 2971 1687 1284 Украина 13956 8040 5916 60618 25570 35048 80757 32061 48696
Всего по странам СНГ2 66,3 30,3 36,0 344,6 98,3 246,3 424,7 117,6 307,1 Сальдо Азербайджан 573 -140 713  346 -800  1146   40477 -625  41102  Армения -585 -101 -484  -2116 -724  -1392  -2977  -851  -2126  Беларусь -1320 -1671 351  -4335 -7766  3431  -5422  -10884  5462  Грузия -386 -100 -286  -3977 -1385  -2592  -4171  -1357  -2814  Казахстан 3772 -395 4167 14999  -6634  21633  32690  -5624  38314  Кыргызстан -50 -91 41  -1283 -957   -326 -2182  -1301  -881  Молдова -304 16 -320  -2348  -784 -1564   -3015 -988  -2027 
Россия2 69,2 2,2 67,0  152,9  22,9  130,0  193,7 31,5  162,2  Таджикистан 109 -186 295  -1079  -1382  303  -1640 -1479  -161  Украина 617 -3542 4159  -11322  -6955  -4367  -17711 -9791  -7920 
Всего по странам СНГ2 71,7 -3,9 75,6  141,7  -4,6  146,3 229,7  -1,4  231,1 

Приложение Б
Удельный вес стран Содружества и других стран мира в общемобъеме экспорта отдельных государств Содружества (в процентах) 2000 2005 2006 2007 2008 Азербайджан страны СНГ 13 21 15 18  3 другие страны 87 79 85 82  97 Армения страны СНГ 24 19 22 31  31 другие страны 76 81 78 69  69 Беларусь страны СНГ 60 44 44 46  44 другие страны 40 56 56 54  56 Грузия страны СНГ 40 47 42 38 35  другие страны 60 53 58 62  65 Казахстан страны СНГ 27 15 15 17 15  другие страны 73 85 85 83  85 Кыргызстан страны СНГ 41 45 48 50  49 другие страны 59 55 52 50  51 Молдова страны СНГ 59 51 40 41  39 другие страны 41 49 60 59  61 Россия страны СНГ 13 14 14 15 15  другие страны 87 86 86 85  85 Таджикистан страны СНГ 48 20 13 16  16 другие страны 52 80 87 84  84 Украина страны СНГ 31 31 33 38  35 другие страны 69 69 67 62  65 В среднем по Содружеству страны СНГ 19 17 18 19 18 другие страны 81 83 82 81 82
Удельный вес стран СНГ и других стран в общем объемеимпорта отдельных стран Содружества (в процентах) 2000 2005 2006 2007 2008 Азербайджан страны СНГ 32 34 40 33  33 другие страны 68 66 60 67  67 Армения страны СНГ 20 29 32 33  29 другие страны 80 71 68 67  71 Беларусь страны СНГ 70 67 65 66  67 другие страны 30 33 35 34  33 Грузия страны СНГ 32 40 38 36  33 другие страны 68 60 62 64  67 Казахстан страны СНГ 54 47 47 45  47 другие страны 46 53 53 55  53 Кыргызстан страны СНГ 54 62 58 63  55  другие страны 46 38 42 37 45 Молдова страны СНГ 33 39 38 36  35 другие страны 67 61 62 64  65 Россия страны СНГ 34 19 16 15  14 другие страны 66 81 84 85  86 Таджикистан страны СНГ 83 65 64 63  57 другие страны 17 35 36 37  43 Украина страны СНГ 58 47 45 42  40 другие страны 42 53 55 58  60 В среднем по Содружеству страны СНГ  46  33  31  29  28 другие страны  54  67  69  71  72

Приложение В
Объем торговли бывших советскихреспублик в 2008 году, %Страны % торговли с ЕС % торговли с Россией % торговли с США Армения 28 11 8 Азербайджан 40 7 3 Беларусь 27 33 2 Эстония 55 13 3 Грузия 33 9 10 Казахстан 22 25 3 Кыргызстан 18 15 3 Латвия 56 13 3 Литва 49 18 3 Молдова 23 22 4 Россия 39 8 Таджикистан 6 15 3 Туркменистан 12 6 10 Украина 23 26 3 Узбекистан 19 19 4

Приложение Д
Динамика показателей экспорта иимпорта Стран СНГ, % Экспорт Импорт по фактическим данным, 2008 г., %к2001г. по расчетам модели по фактическим данным, 2008 г., %к2001г. по расчетам модели Россия 59 99 44 187 Украина 34 199 41 54 Беларусь 39 117 51 188 Казахстан 55 929 32 174 Кыргызстан 14 339 22 17 Узбекистан 30 200 27 30 Таджикистан 28 186 32 20 Туркменистан 15 106 33 137 Молдова 14 161 22 29 Азербайджан 9 33 18 406 Армения 8 217 22 54 Грузия 6 139 22 30

Приложение Е
Двусторонние соглашения междугосударствами СНГСоглашения о Соглашения о производственной свободной торговле кооперации
Цель
 Действуют до заключения регионального соглашения о свободной торговле. Способствуют сотрудничеству между предприятиями различных форм собственности, отраслевыми и межотраслевыми комплексами, транснациональными компаниями и совместными предприятиями.
Содержание
Неприменение импортных пошлин к товарам, произведенным партнерами по соглашению; применение налога на добавленную стоимость и акцизов по ставкам, не превышающим ставки, установленные для аналогичных товаров, производимых страной-импортером; ограничение количественных квот на им порт.
Установление льготного таможенного режима в отношении товаров и услуг, внесенных в ежегодно обновляемые списки.
Неприменение импортных и экспортных пошлин, количественных квот, налогов на добавленную стоимость и акцизов к товарам (кроме готовых изделий), поставляемых в рамках соглашений о производственной ко операции.

Приложение З
Основные экономические показателиЕврАзЭС и стран — членов СНГ (постоянные ценыв % к предыдущему году) Год ВВП Промышленное производство Сельскохозяйственное производство Ипц (с декабря по декабрь) Инвестиции в постоянный капитал Грузоперевозка (без трубопроводного транспорта) Беларусь 2007 105,8 107,8 ,090,0 207,5 102,0 90,0 2008 104,1 105,4 101,8 146,1 93,9 99,0 Казахстан 2007 109,6 114,6 96,0 109,8 149,0 131,0 2008 113,2 113,5 116,9 106,4 121,0 123,0 Кыргызстан 2007 105,0 107,1 104,0 109,6 137,0 105,0 2008 105,3 105,4 106,8 103,7 83,9 97,0 Россия 2007 108,3 109,0 107,0 120,2 117,0 106,0 2008 105,0 104,9 106,8 118,6 108,7 101,0 Таджикистан 2007 108,3 109,9 112,0 160,6 - 105,0 2008 110,2 114,8 111,0 112,5 - 75,0 В среднем 2007 108,5 109,5 107,0 121,0 119,0 110,0 ЕврАзЭС 2008 105,2 105,3 107,0 118,7 109,0 105,0 В среднем СНГ 2007 107,8 0109,0 106,0 120,7 118,0 109,0 2008 106,0 107,0 108,0 119,1 1106,0 107,0

Приложение И
Географическое распределениетоварного экспорта Украины 2008 г. объем (млн. долл. США) 2008 г. процент к общему объему 2008г. объем (млн. долл. США) 2008 г. процент к общему объему Армения 22,1 0,1 33,4 0,2 Азербайджан 45,6 0,3 104,7 0,6 Беларусь 244,3 1,5 261,2 1,5 Грузия 36,4 0,2 57,3 0,3 Казахстан 117,4 0,7 199,6 1,1 Кыргызстан 5,2 6,1 0,0 Молдова 274,4 1,7 302,1 1,7 Россия 3 680 22,6 3 189 17,8 Таджикистан 34,7 0,2 43 0,2 Туркменистан 106,5 0,7 112,9 0,6 Узбекистан 109,3 0,7 68,1 0,4 Европа 5 721 35,2 6 516 36,3 СНГ 43 675 28,7 4 377 24,4 Всего 16 265 100 17 957 100 Источник: Государственный статистический комитет Украины. /> /> /> /> /> /> />

Приложение К
Географическое распределениетоварного импорта Украины 2008 г. объем (млн. долл. США) 2008 г. процент к общему объему 2008 г. объем (млн. долл. США) 2008 г. процент к общему объему Армения 10,6 0,1 7,4 0,0 Азербайджан 8,2 0,1 5,3 0,0 Беларусь 4 007,1 2,6 262,8 1,5 Грузия 11,2 0,1 15,8 0,1 Казахстан 666 4,2 382,9 2,3 Кыргызстан 2,6 4,3 0,0 Молдова 64,3 0,4 56,2 0,3 Россия 5 813,5 36,9 6 317,1 37,2 Таджикистан 1,6 2,9 0,0 Туркменистан 1 654,1 10,5 1 885,7 11,1 Узбекистан 193 1,2 27,8 0,2 Европа 4 981,7 31,6 5 751,1 33,9 СНГ 8 832,2 56 8 968,2 52,8 Всего 15 775,1 100 16 976,8 100

Приложение Л
ПИИ из государств — членов СНГ вУкраину На начало 2008 г. На конец 2008 г. количество предприятий тыс. долл. США % тыс. долл. США % Всего ПИИ, в том числе из — 3 874 964,18 100 4 406 173,27 100 Армении 12 187,28 - 209,78 - Азербайджана 8 57,86 - 66,27 - Беларуси 60 8 933,27 0,2 9 760,61 0,2 Грузии И 355,27 - 354,72 - Казахстана 5 247,97 - 313,25 - Кыргызстана 1 - - 0,62 - Молдовы 56 14 467,37 0,4 22 296,71 0,5 России 753 286 567,37 7,4 295 133,52 6,7 Таджикистана - - - - - Туркменистана 1 50,00 - 50,00 - Узбекистана 8 18 675,54 0,5 18 682,82 0,4 Эстонии 66 4 632,33 0,1 5 304,68 0,1 Латвии 68 4 275,85 0,1 6 008,04 0,1 Литвы 112 5 579,52 0,1 7 846,68 0,2

Приложение М
ПИИ из Украины в государства — членыСНГ На начало 2008 г. На конец 2008 г. количество предприятий тыс. долл. США % тыс. долл. США % Всего ПИИ, в том числе из — 170 342,78 100 157 528,82 100 Армении 6 110,32 - 112,78 - Азербайджана 2 2,08 - - - Беларуси 9 242,84 0,1 471,81 0,2 Грузии 3 883,05 0,5 838,89 0,5 Казахстана 1 2,16 - 2,01 - Кыргызстана - - - - - Молдовы 2 19,00 - 17,74 - России 72 68 120,0 40,0 84 887,51 53,9 Таджикистана - - - - - Туркменистана 1 - - 11,90 - Узбекистана 3 24,05 - 127,51 0,1 Эстонии 1 1 100,00 0,6 1 100,00 0,7 Латвии 2 2,14 - 2,14 - Литвы 3 410,52 0,2 410,53 0,3


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.