Содержание
Введение
1. Внешняя торговля и внешнеторговаяполитика
1.1. Внешняя торговляв системе международных экономических отношений
1.2. Цели и основныенаправления внешней политик
2. Нетарифныебарьеры внешней торговли
2.1. Количественныеограничения
2.2. Финансовыеограничения
2.3. Прочие формыограничения внешней торговли
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Поднетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики,которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются врамках административного управления, играя роль регуляторов внешнеторговогооборота.
Таможенно-тарифныеограничения остаются важнейшими инструментами внешнеторговой политики, но ихроль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи с регулированием внешнейторговли соглашениями Всемирной торговой организации (ВТО), ведь в современныхусловиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участиекакого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международнойорганизации. Но странам невыгодно терять свои выигрыши от снижения тарифов, иза последние годы возрастает влияние нетарифных ограничений на международнуюторговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов наход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние неносит явно выраженного характера.
Применениенетарифных методов государственного регулирования международной торговлиобусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливатьспециальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров иуслуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развитияэкспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные назащиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно системунетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитыестраны, которые уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, иактивно применяют их. По заключению экспертов Конференции ООН по торговле иразвитию (ЮНКТАД), по общему объему используемых нетарифных ограничений вмеждународной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, Европейский Союз.Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использованияинструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальнойэффективности.
Нетарифныеметоды регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществлениявнешнеторговой политики в силу следующих причин:
1) нетарифныеметоды регулирования, как правило, не связаны какими-либо международнымиобязательствами. В этой связи объем, и методика их применения полностьюрегулируется национальными государственными органами и определяется рамкамихозяйственного и технического законодательства страны;
2)нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата вовнешнеэкономической политике;
3)нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся вмировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка врамках конкретно определенного срока;
4)нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
Цельюкурсовой работы является анализ различных видов нетарифных ограничений.
Задачикурсовой работы:
- изучитьособенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
— разработатьклассификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;
— определитьэффективность применения нетарифных ограничений;
1. Внешняяторговля и внешнеторговая политика
1.2 Внешняяторговля в системе международных экономических отношений
Традиционнойи наиболее развитой формой международных экономических отношений являетсявнешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80процентов всего объема международных экономических отношений. Современныемеждународные экономические отношения, характеризующиеся активным развитиеммировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развитиянациональных экономик.
Длялюбой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса:"… экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле.Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись отмировой экономической системы".
Традиционнойи наиболее развитой формой международных экономических отношений являетсявнешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объемамеждународных экономических отношений.
Международнаяторговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран,возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимнуюэкономическую зависимость.
Структурныесдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-техническихреволюций, специализация и кооперирование промышленного производства усиливаютвзаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизациимеждународной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всехмежстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласноисследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10 % роста мирового производстваприходится 16 % увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются болееблагоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои,замедляется и развитие производства.
Подтермином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны сдругими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемоговывоза (экспорта) товаров.
Многообразнаявнешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на:торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьеми торговлю услугами.
Международнойторговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странамимира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узкомзначении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран,совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот странкакого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
Внешняяторговля занимает одно из первых мест в системе всемирных экономическихотношений. В послевоенное время, объемы внешней торговли резко увеличились, врезультате чего, международная торговля стала одним из мощнейших факторовэкономического роста. Таким образом, зависимость стран от внешнего товарообменарезко увеличилась.
Длятакого государства, как Россия, основной формой сотрудничества являютсямеждународные торговые операции. То есть привлекаются иностранные инвестиции,создаются совместные предприятия, развивается лицензионная торговля,международный лизинг, создаются свободные экономические зоны, развиваетсяиностранный туризм и т.д.
Внешняяторговля — это главное звено в огромной системе экономических связей. Онаобъединяет все страны в одну единую экономическую систему.
Современнаявнешняя торговля — это торговые отношения между странами, предполагающие ввоз ивывоз товаров. В этих отношениях участвуют целые корпорации, государства. Спомощью торговли все страны могут развивать свою специализацию, могут повышатьпроизводительность своих же ресурсов, а так же увеличить объем производства.Географические, аналитические и национальные факторы обуславливаютэкономические и политические риски во внешней торговле. Характер современнойвнешней торговли очень динамичен.
Наустойчивый и стабильный рост внешней торговли влияние оказывает ряд факторов:
— стабильностьмежгосударственных отношений в условиях мира;
— развитиеМПТ, а так же капитала;
— обновлениеосновного капитала (НТР);
— деятельностькорпораций на международном рынке;
— возникновениекоммерческой реальности;
— принятиемеждународных, торговых соглашений;
— деятельностьфинансово — экономических организаций;
— стабильностьМирового Банка в отношении международной экономики;
— свободавнешней торговли;
— получениеполитической независимости, ранее колониальными странами.
Значениевнешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:
1. преодолеваетсяограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
2. интенсифицируетсявоспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможностьорганизации массового производства, повышается степень разгрузки оборудования,возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;
3. увеличиваютсявозможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономическогороста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, вконечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;
4. набазе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;
5. повышаетсяуровень международной специализации страны.
Внешнеторговаяполитика — государственная экономическая политика, оказывающая влияние навнешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт иэкспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспортаи импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенныеправила внешней торговли.
1.2 Цели и основные направления внешней политики
Внешнеторговаяполитика представляет собой целенаправленное воздействие государства наторговые отношения с другими странами.
Развитиевнешней торговли ускоряет экономический рост страны и выгодно для нас,зависимость от мирового рынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.
Конкуренцияиностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства,вызвать их разорение и увеличить безработицу.
Зависимостьот импорта, может принести, к нежелательной зависимости от экспортера (в томчисле к политической зависимости).
Зависимостьот внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономическихпотерь торговых партнеров от колебания валютных курсов и цен на мировом рынке.
Существуютдва основных направления внешнеторговой политики — политика свободной торговли(либерализация) и протекционизм.
Политикасвободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается отнепосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком рольосновного регулятора. Однако это не означает, что государство вообщеустраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Онозаключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободусвоим хозяйствующим субъектам.
Проведениеполитики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду отмеждународного экономического обмена в основном странам экономически болееразвитым, хотя в чистом виде онаникогда и нигде не применялась.
Принципсвободы торговли появился и совершенствовался как реакция на протекционистскиемероприятия государства в разные периоды развития национальной экономики,начиная от эпохи первоначального накопления капитала и кончая временем созданиянациональной промышленности в отсталых странах. Естественно, что в этомпринципе наряду с критикой протекционизма содержатся доказательства преимуществсвободы торговли. Свободная торговля сулит существенные материальные исоциальные выгоды, включая не только более высокий уровень, но и качествожизни.1
Преимуществасвободы торговли достаточно многогранны и доказываются как теорией, так ипрактикой.
Во-первых,свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так какоткрывает возможности международной специализации производства и обмена наоснове принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит засчет выигрыша, получаемого от международной торговли. Классики предлагалиизмерять этот выигрыш разницей между нормой прибыли в условиях международногообмена товарами и нормой прибыли при его отсутствии. А. Маршалл использовалдругой метод — определение величины излишков (прибылей) производителей ипотребителей продукции.
Во-вторых,свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает духноваторства не только среди национальных производителей, но и в отношениях сдругими странами. Это, в конечном счете, способствует повышению качествавыпускаемой продукции.
В-третьих,свободная торговля открывает возможности для расширения рынков и.следовательно, для международной концентрации производства и массового выпускатоваров, выгодного потребителям.
В-четвертых,свободная торговля служит основой оптимизации процесса распределенияпроизводственных ресурсов между странами и такой их международной комбинации,которая значительно повышает эффективность их использования.
Пользамеждународной торговли действительно бесспорна, однако далеко не очевидно, чтосвободная торговля и отмена всех торговых барьеров ведут к увеличениюмеждународной торговли.
Протекционизм- политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностраннойконкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизмеисключается действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономическийпотенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны ипоэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитыхстран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных государств может привести в менееразвитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной дляданной страны экономической структуры.
Протекционизмспособствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрныхстранах он часто является необходимым условием индустриализации. Припротекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применениеэтой политики может привести и приводит к экономическому застою, т.к. еслиустранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованностьотечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективностипроизводства.
Можновыделить несколько форм протекционизма:
— селективный — направлен против отдельных стран или товаров;
— отраслевой — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
— коллективный — проводится объединениями стран в отношении стран в них невходящих;
— скрытый — осуществляется методами внутренней экономической политики.
Дискуссиимежду протекционистами и сторонниками свободной торговли ведутся столько,сколько существует экономика. Во второй половине XIX в. Англия стала главнымбастионом свободы торговли, а ее основные конкуренты защищали своюпромышленность протекционистскими пошлинами. Маркс и Энгельс, высказываясь впринципе за свободу торговли, считали протекционизм оправданным средством «фабрикациифабрикантов» при отставании страны от основных конкурентов, как это было вГермании в середине XIX в.: «Если Америка должна стать промышленной страной и унее есть все шансы на то, чтобы не только догнать, но и перегнать своихсоперников, то перед ней открываются два пути, — писал после Гражданской войныв США Ф. Энгельс, — или, придерживаясь свободы торговли, в течение, скажем,пяти — десяти лет вести чрезвычайно обременительную конкурентную борьбу противанглийской промышленности, опередившей американскую почти на сто лет; или жепокровительственными пошлинами преградить доступ английским промышленнымизделиям, скажем, на двадцать пять лет, с почти абсолютной уверенностью в том,что по истечении этих двадцати пяти лет американская промышленность будет всостоянии занять независимое положение на мировом рынке...».
Сегоднярасстановка сил в принципе та же, что и раньше: самая развитая часть мира — Запад, и в особенности США, настаивает на свободе торговли, тогда какразвивающиеся страны не желают отказываться • от протекционистскихинструментов, обоснованно подозревая, что эти инструменты могут при умеломиспользовании помочь повысить темпы экономического роста так, чтобы быстреедогнать Запад. Сегодня, однако, дискуссии о свободе торговли ведутся в рамкахболее общей дискуссии о промышленной политике. Ведь таможенные тарифыисторически были первым и главным государственным налогом, поэтому в XIX в.внимание было сосредоточено в основном на них. Теперь таможенные пошлины ужеменее важны, чем защита с помощью занижения валютного курса (так называемый«протекционизм валютного курса», практикуемый Китаем и другими странами, быстронакапливающими валютные резервы), с помощью контроля над ценами, субсидий,налоговых скидок и преференциальных кредитов отдельным отраслям и предприятиям.
Крометого, сегодня в результате прогресса экономической науки появилось гораздоболее четкое понимание, почему протекционистские меры и другие рычагипромышленной политики могут быть успешными и при каких условиях этот успехдостигается. Таможенная или прочая защита отечественных производителейобязательно должна дополняться поощрением экспорта, тогда это и называетсяэкспортно-ориентированной промышленной политикой. А без поощрения экспортапротекционизм ведет только к импортозамещению.
И приимпортозамещении, и при экспортной ориентации используется протекционистскаязащита внутреннего рынка; разница в том, что одна эта защита — безстимулирования экспорта — ведет только к сохранению неэффективных производств,а
такая жезащита со стимулированием экспорта ведет только к временному сохранению неэффективныхпроизводств, а затем превращает их в эффективные. В своем крайнем вариантеимпортзамещение — это стратегия опоры на собственные силы, направленная на то,чтобы производить все внутри страны. Экспортная ориентация — это политика, тожепризванная создать новые отрасли, возможно, и с нуля, но которые непременнодолжны стать конкурентоспособными не только на национальном, но и на мировомрынке.
Дляразличных стадий исторического развития общества характерны различные системывнешнеторговой политики.
В периодпервоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политикибыл протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товарыотечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции. В этотпериод протекционизм играл прогрессивную роль, содействуя быстрому росту промышленностии развитию экономики в целом.
Всовременной политике регулирования внешнеторгового обмена проявляетсяобъективная потребность в облегчении международного общения. В областимеждународных экономических отношений это выражается в ослаблении ограниченийвнешнеторгового обмена, стремлении к устранению препятствий на его пути. Такомукурсу соответствует политика либерализации торговли, под которой понимаетсявесь комплекс государственных мероприятий по регулированию внутренней экономикии внешних связей для содействия внешнеторговому обороту и снижению таможенных ииных барьеров.
Элементылиберализации внешней торговли существовали и до войны в виде политикисвободной торговли. Однако современная либерализация обладает рядомсущественных отличий:
— расширенасфера регулирующих мероприятий, которые вышли за пределы тарифной политики иохватывают все отрасли хозяйственной жизни;
— возрослароль согласованных международных действий, координированных усилий различныхстран по многосторонней либерализации внешнеторгового обмена;
— удалосьдобиться долговременного снижения общего «уровня помех» развитию внешнейторговли.
Государства,проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговойполитики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Государство можетдавать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям.К инструментам внешнеторговой политики относится система двусторонних и многостороннихдоговоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяютсятарифы и нетарифные барьеры.
Формированиеинструментов регулирования внешнеэкономических связей исходило как нанациональном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация вэтой сфере намеревается установить международные режимы (выработкадоговоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры).
Международныережимы, которые содержат общепринятые стандарты и правила, в свою очередь могутоказывать воздействие на национальное регулирование. Их можно применять какориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Этоособенно актуально для России, проходящей болезненный процесс приспособления куниверсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.
Основнаязадача государства в области международной торговли — помочь экспортерамвывезти как можно больше своей" продукции, сделав их товары конкурентнымина международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менееконкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственногорегулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренциии поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своейзадачей форсирование экспорта.
Множествоинструментов, которые имеются в распоряжении государства для регулированиявнешнеэкономической деятельности, можно условно распределить на три группы:
— тарифныеограничения (таможенные тарифы);
— нетарифныеограничения;
— формыстимулирования экспорта.
Все ониимеют исконно протекционистскую направленность. В зависимости от внешних ивнутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений онациональных интересах и действующих международных правилах, государствоувеличивает или уменьшает эту направленность. Это относится и к такой важнейшейсоставной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы кактарифное регулирование.
/>Самым распространенным видомрегулирования внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина наимпорт. Она представляет собой государственный денежный сбор с ввозимыхтоваров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.При включении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается вышемировой цены.
Таможенныйтариф в ограниченном смысле представляет собой перечень товаров, облагаемыхтаможенными пошлинами, употребляемыми данной страной к импортируемым товарам,систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономическойдеятельности.
Употреблениетаможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета ихмногостороннего воздействия на экономическую ситуацию.
С точкизрения целевой направленности можно выделить протекционистский или фискальныйхарактер тарифов. Протекционистский характер тарифов применяется тогда, когдагосударство, поднимая таможенную пошлину, повышает тем самым национальные ценына импортируемый товар, уменьшает его конкурентоспособность и охраняетвнутренний рынок.
Цельюфискальных пошлин является преимущественное обеспечение государственногобюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно осуществляют пошлины натовар, который не производят в данной стране. Обычно они бывают не оченьвысокими.
2. Нетарифныебарьеры внешней торговли
Внастоящее время использование тарифов при регулировании международной торговлистановится все более проблематичным. Одной из главных причин такого положениядел является жесткий контроль над тарифными ограничениями со сторонымеждународных организаций и прежде всего Всемирной торговой организации (ВТО),последовательно проводящих политику уменьшения уровня таможенных пошлин вмеждународной торговле.
Существуюти другие обстоятельства, затрудняющие использование национальнымиправительствами тарифно-таможенного регулирования в протекционистских целях. Вчастности, общим недостатком стоимостных, или ценовых, методов регулированияявляется их косвенное воздействие на национальную экономику. Так, в рядеслучаев иностранные экспортеры идут на выплату повышенного тарифа за счетпонижения уровня собственной прибыли, искажая, таким образом, прогнозотносительно объемов импорта. Кроме того, при импорте товара с низким уровнемэластичности (например, нефти) изменение тарифа может и не повлиять на объемыимпортных поставок.7
Перечисленныенедостатки таможенных пошлин привели к разработке и использованиюальтернативных мер регулирования импорта, воздействующих непосредственно наколичественные и стоимостные параметры поставок импортируемого товара.
Нетарифныеограничения являются наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговойдеятельности по сравнению с тарифными методами. Они представляют такую жеугрозу либерализации торговли. К нетарифным инструментам относятсяразнообразные экономические, политические и административные методы прямого иликосвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
2.1 Количественные ограничения
Количественныеограничения представляют собой административную форму государственногорегулирования внешнеторгового оборота, определяющую номенклатуру и количествотоваров, разрешенных к экспорту или импорту.
Нетарифныеметоды включают:
1. квотирование(контингентирование);
2. лицензирование;
3. добровольноеограничение экспорта.9
Самойраспространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контингент.Квотирование (контингирование) — это ограничение в количественном илистоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортнаяквота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.
Квотируетсяв основном импорт товаров. Квотирование играет роль, подобную протекционистскойпошлине, т. е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке.1
Понаправленности их действия квоты разделяются на:
1.Импортные — вводятся национальным правительством для защиты местныхпроизводителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулированияспроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ надискриминационную торговую политику других государств;
2.Экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационнымисоглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспортеопределенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывозатоваров, дефицитных на внутреннем рынке.
Поохвату квоты делятся на:
1.Глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара наопределенный период времени вне зависимости от того, из какой страны онимпортируется, или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычнозаключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объемих вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара;
2.Индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты, квота каждой страны,экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно наоснове двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспортеили импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимныеполитические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты(контингенты) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный периодвремени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите.Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственнойпродукции нового урожая.11
Тесносвязан с квотированием другой вид государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.
Лицензирование— регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемыегосударственными органами на экспорт или импорт товара в установленныхколичествах за определенный промежуток времени.
Лицензированиеможет являться составной частью процесса квотирования (и тогда егоэкономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или бытьсамостоятельным инструментом государственного регулирования.
В первомслучае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти иливывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает рядконкретных форм.
Разоваялицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемоеправительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
Генеральнаялицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение годабез ограничений количества сделок;
Глобальнаялицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира заопределенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
Автоматическаялицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера илиимпортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Лицензированиеиспользуется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целейгосударственного регулирования импорта.
Развитыестраны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий правоимпортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
Механизмыраспределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:
1. Аукцион— продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономическиэффективным способом распределения лицензий, способным принести доходыгосударственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар.
2. Системаявных предпочтений — закрепление правительством лицензий за определеннымифирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорциональноструктуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот методиспользуется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорттовара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление направительство с целью отменить эти лицензии
3. Распределениелицензий на внеценовой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам,которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспортнаиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственныхмощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров конкурса,что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.
Страныиспользуют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начинаяобычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепеннопереходя к первому, наиболее рыночному методу.1
Особоераспространение получила форма количественного ограничения импорта — этодобровольные экспортные ограничения (ДОЭ), когда страна — импортер вводитквоту, а страны — экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничениюэкспорта в данную страну. Такие экспортные ограничения считаются недобровольными, а вынужденными: они включаются либо в результате политическогодавления страны -импортера, либо под влиянием угроз применить жесткиепротекционистские меры. В настоящее время в рамках ГАТТ и ВТО поставлена задачаотмены добровольных экспортных ограничений.1
ПосколькуДОЭ устанавливает страна-экспортер в ответ на просьбу страны-импортера воизбежание других торговых санкций, постольку на деле такие ограничения являютсяне добровольными, а вынужденными.
Однакотот факт, что их вводит против себя самой страна-экспортер, ДОЭ с политическойи правовой точек зрения стали очень удобным, а в ряде случаев наиболеепредпочтительным инструментом современной торговой политики.
Сэкономической точки зрения ДОЭ точно повторяют импортную квоту, которая дорогообходится стране-импортеру, поскольку решения об ограничении торговлипринимаются иностранным правительством.
Добровольныеограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся кпонятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоеваниегосподствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. Напрактике добровольные ограничения экспорта применяются как средство торговойполитики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг сдругом.
торговля политика барьер ограничение
2.2. Финансовые ограничения
Помимозащиты внутреннего рынка от зарубежного импорта с помощью количественныхнетарифных методов в практике международного товарообмена достаточно широкоиспользуются также методы, которые условно можно обобщить в группу финансовых.К ним в первую очередь должны быть отнесены субсидии и демпинг.
Государствоможет не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт для защитынациональных производителей. Одной из форм стимулирования отечественныхэкспортных отраслей являются экспортные субсидии.
Похарактеру выплат субсидии делятся на:
1. Прямые- непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операциина сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидиипредставляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок.Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящиетовары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр.Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевиднодля торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;
2. Косвенные- скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов,льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортныхпошлин и пр.
Субсидиимогут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, таки производителям товаров, которые продаются на экспорт.
Дляпроизводителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, посколькуон выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.
Внутренняясубсидия — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики идискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансированиепроизводства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Экспортнаясубсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающийбюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товариностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, ифорсировать тем самым экспорт.
Всоответствии с правилами ГАТТ и ВТО применение экспортных субсидий запрещается.Но если они все-таки применяются, то импортирующим странам разрешено приниматьответные меры путем взыскания компенсационных импортных пошлин.
Следующеенаправление государственной внешнеторговой политики, очень схожее с политикойсубсидирования экспорта, называется демпинг.
Демпинг- это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирмапродает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом(обычно отечественном). Делается это, как правило, с целью вытесненияконкурента с данного рынка.
Экономистыразличают следующие типы демпинга:
1) Устойчивыйдемпинг — объясняется, прежде всего, объективными различиями между разнымирынками. Самым принципиальным из них является рыночная эластичность спроса, вчастности, на внутренних и мировом рынках.
Эластичностьспроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, чем на национальныхрынках, что обусловливается доступом на мировой рынок огромного количествазаменителей любого товара, а также более высоким уровнем конкуренции на нем,нежели на рынках национальных. Естественно, что максимизирующие свою прибыльпроизводители этот фактор, а также другие факторы, определяющие различиярынков, постоянно (устойчиво) используют.
2) Преднамеренныйдемпинг, классифицируемый как несправедливый метод конкуренции, имеет цельюуничтожение конкурентов для обеспечения своей монопольной власти на рынке споследующим значительным ростом цен, компенсирующим все затраты, а такжеобеспечивающим максимизацию прибыли на долгосрочном интервале времени.
3) Случайныйдемпинг связан, как правило, со сбытом случайно возникшего излишкапродукции, вызванного непредвиденными изменениями конъюнктуры рынка, ошибкамипланирования и т. п.
Использованиедемпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестнойконкуренции вне зависимости от того, в каком виде он выступает. Поэтому онзапрещен как правилами ГАТТ/ВТО, так и национальным законодательством рядастран. В случае демпинга страны вправе применять ответные меры. Они обычнопринимают форму введения антидемпинговой пошлины или угрозы ее введения.Антидемпинговая пошлина представляет собой временный сбор, вводимыйимпортирующей страной для компенсации потерь от демпинга. Как правило, этапошлина устанавливается в размере разницы между ценой товара на внутреннем имировом рынках.
2.3. Прочие формы ограничения внешней торговли
Помимоперечисленных выше для защиты отечественных компаний от иностранной конкуренциииспользуются и другие нетарифные ограничения на внешнюю торговлю. Некоторыенетарифные ограничения, продиктованные внутриполитическими причинами, вводятсяна законных основаниях, но оказывают ограничивающее действие на торговлю.Однако большинство нетарифных ограничений носит откровенно протекционистскийхарактер. К числу наиболее распространенных форм ограничений на международнуюторговлю относятся следующие:
- производственныестандарты и стандарты контроля качества продукции;
- ограниченныйдоступ к сетям распределения;
- государственнаяполитика закупок;
- требованиязакупок из местных источников;
- нормы правовогорегулирования;
- валютноерегулирование;
- регулированиеинвестиций;
- внутренние налогии сборы
Производственныестандарты и стандарты контроля качества продукции. Одна из самыхраспространенных форм нетарифных ограничений сводится к тому, что перед выходомна рынок страны любой товар должен быть проверен на предмет его соответствияпроизводственным стандартам или стандартам контроля качества, принятым в этойстране. Иностранные компании во многих случаях заявляют, что такие стандартыставят их продукцию в неблагоприятные условия. Например, в Тайване требуетсяпроводить более доскональную и дорогостоящую проверку чистоты импортируемыхфруктовых соков по сравнению с соками местного производства. В России введенаобязательная проверка качества телекоммуникационного оборудования, ввозимого встрану, двумя отдельными правительственными организациями — этот процесс частозанимает от 12 до 18 месяцев. В Малайзии принято обязательное правило, всоответствии с которым все мясные продукты должны проверяться должностнымилицами на местах на предмет соответствия способа приготовления этих продуктовисламским обычаям.
Ограниченныйдоступ к сетям распределения. Ограничение доступа иностранных поставщиков кобычным каналам распределения также может служить в качестве нетарифногоограничения. В Китае требуется, чтобы распределением ввозимых в страну товаровзанимались только местные фирмы (следует отметить, что правительством Китаябыло дано обещание отменить это правило к концу текущего десятилетия). ВТаиланде иностранные банки имеют право открывать не более трех отделений, итолько одно из них может быть расположено в столице страны, Бангкоке.
Политикагосударственных закупок. Государственная политика регламентации закупок, всоответствии с которой для национальных компаний создаются льготные условия,представляет собой еще одну форму нетарифных ограничений во внешней торговле.
Политикагосударственных закупок играет особенно важную роль в тех странах, которымсвойственна большая доля государственной собственности в промышленности и вдругих отраслях экономики. Если правительство страны ведет политику закупок,создающую льготные условия для местных компаний, иностранным компаниям путь кпроникновению на большую часть рынка этой страны закрыт.
Требованиязакупок у местных поставщиков. Правительства стран могут воспрепятствоватьэкспорту продукции иностранных компаний или деятельности этих компаний на ихтерритории, требуя от них осуществления закупок товаров или услуг у местныхпоставщиков.
Нормыправового регулирования и контроля. Нетарифные ограничения могут приниматьформу нормативного регулирования и контроля, осуществляемого правительственнымиорганами. В числе соответствующих мер можно назвать такие действия местныхорганов власти, как проверка соблюдения санитарных норм и требований техникибезопасности; ужесточение норм охраны окружающей среды; требование обобязательном получении компаниями соответствующих лицензий перед началом ихдеятельности в стране или перед строительством новых предприятий на еетерритории; назначение налогов и платы за коммунальные услуги в размере,который отрицательно сказывается на конкурентоспособности международныхкомпаний на местном рынке.
Валютноерегулирование. Правительства многих стран, в особенности развивающихся стран истран с плановой экономикой, сдерживают международную торговлю с помощьювалютного регулирования. В таких странах компании, занимающиеся экспортомтоваров, получают право обменивать иностранную валюту по выгодному курсу, чтодолжно повысить привлекательность иностранных рынков для отечественныхпроизводителей. Напротив, компании, занимающиеся импортом товаров, вынуждены покупатьиностранную валюту в центральном банке страны по невыгодному курсу, чтоприводит в результате к повышению местных цен на иностранные товары. Туристам,путешествующим в таких странах, приходится обменивать иностранную валюту поособому обменному курсу. Этот курс, как правило, устанавливается таким образом,чтобы получить как можно больше валюты от иностранцев, свободно расходующихдостаточно большие суммы денег. Валюты компаниями, которые импортируют в странувторостепенные товары.
Регулированиеинвестиций. Государственное регулирование иностранных инвестиций и иностраннойсобственности — явление широко распространенное, особенно в ключевых отрасляхэкономики, таких как телевидение и радиовещание, коммунальные услуги,авиаперевозки, заключение контрактов с предприятиями оборонного комплекса ипредоставление финансовых услуг. Контроль со стороны государства в этихотраслях затрудняет выход иностранных компаний на соответствующие рынки страны.
Одним изшироко используемых способов создания искусственных барьеров на пути импортнойпродукции в страну является введение внутренних налогов и сборов с цельюповышения внутренней цены импорта и снижения тем самым егоконкурентоспособности на внутреннем рынке страны. Налоги, которые при этомнакладываются на импортную продукцию как центральными, так и местными властями,могут быть либо прямыми (например, акцизный налог), либо косвенными (например,портовые сборы). Однако и в том, и в другом случае, являясь дискриминационными,они снижают объемы импорта в пользу менее конкурентоспособной отечественнойпродукции. Последствия внутренних налогов особенно негативны в тех нередкихслучаях, когда их ставка превышает по стоимости размер соответствующейимпортной пошлины. Контроль же обоснованности размера внутренних налоговпрактически невозможен, так как они в отличие от таможенных тарифовзаконодательно, как правило, не регламентируются.
Заключение
Политикагосударства в области внешней торговли осуществляется с помощью как тарифных,так и нетарифных методов. На практике эти методы сводятся к взиманиюгосударством таможенных пошлин с экспортно-импортных операций. Совокупностьустановленных таможенных пошлин составляет таможенный тариф.
Наряду старифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики.
Количественныеограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включаютквотирование, лицензирование и добровольное ограничение экспорта.
Квотаопределяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту илиимпорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разномсодержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительноговоздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт.
Лицензированиеможет являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельныминструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бываютразовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение междуэкспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явныхпредпочтений или на внеценовой основе.
Добровольноеограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннемпорядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическимдавлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера отиспользования добровольных ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотяразмер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаровиз стран, не наложивших добровольные ограничения на его экспорт.
Методыскрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры не таможенногохарактера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной идаже местной власти. В их число входят технические барьеры — требования особлюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортнойпродукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюденииопределенных санитарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС,акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимущественно местнойпродукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местныхкомпонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость иограничить.
Наиболеераспространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии идемпинг. Субсидии — денежные выплаты, направленные на поддержку национальныхэкспортеров и косвенную дискриминацию импорта, — бывают внутренние иэкспортные. Субсидирование национального производства считаетсяпредпочтительной формой торговой политики по сравнению с импортным тарифом иликвотой. Экспортные субсидии нередко приобретают форму субсидированных кредитовнациональным экспортерам, выдаваемых государственными банками под ставкупроцента ниже рыночной, либо государственных кредитов иностранным импортерампри обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившейтакой кредит (связанный кредит). Крайним случаем субсидирования экспортавыступает демпинг — продвижение товара на внешний рынок за счет сниженияэкспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Длязащиты от преднамеренного демпинга страны используют антидемпинговые пошлины.
Национальныеправительства стремятся поддерживать интересы отечественных компаний в сферемеждународной торговли также посредством реализации других программ, таких какпредоставление субсидий, создание зон свободной торговли и содействие ввопросах финансирования экспорта. Правительства могут субсидировать местноепроизводство товаров и предоставление услуг, чтобы повыситьконкурентоспособность этих товаров и услуг на международном рынке. Кроме того,для стимулирования экспорта продукции отечественных компаний правительствамогут санкционировать создание зон свободной торговли. Разработка и реализацияпрограммы финансирования экспорта также имеет своей целью оказание помощиэкспортным компаниям в вопросах сбыта их продукции на внешнем рынке.
Список используемой литературы
1. Васильева Т.Н.Мировая экономика: конспект лекций/ Т.Н.Васильева, Л.В. Васильев — М.: Флинта:МПСИ, 2008 — 160с.
2. Гриффин Р., Пастей М. Международныйбизнес. 4-е изд. / Пер. с англ, под ред. А.Г. Медведева. — СПб.: Питер, 2007.—1088с.
3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика — М.: Дело.2007- 472с.
4. Киреев А.П. Международная экономика.В 2 частях. Часть 1. Международная макроэкономика: движение товаров и факторовпроизводства. Учебное пособие — М.: Международные отношения, 2006 — 416с.
5. Михайлушкин А. И.,. Шимко П. ДМеждународная экономика. Теория и практика — СПб.: Питер, 2008 -с. 138.
6. Писарева М.П. Мировая экономика.Конспект лекций / М.П. Писарева — М.: ЭКСМО, 2008-160с.
7. Леманн Ж-П. Близок ли закат свободнойторговли?/ Жан-Пьер Леманн // Россия в глобальной политике — 2007 — №5.
8. Попов В. Больше протекционизма!Торговли! Роста! Нетрадиционный взгляд на экспортную ориентацию и экономическоеразвитие/В. Попов// Политика и экономика — 2008 — №15.
9. Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифныеинструменты государственного
регулирования внешнеторговой деятельности/ Т.Н. Трошкина// Реформы и право, 2008- N4
10. Трошкина Т.Н. Принципы нетарифного регулированиявнешней торговли/ Т.Н. Трошина // Реформы и право, 2009 — №2.