Реферат по предмету "Международное публичное право"


Субъекты современного международного права

/>/>27.02.2003ХГАЭП,
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ… 3
1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права. 4
Государства- основные субъекты международного права. 6
Международнаяправосубъектность наций и народов. 7
Международнаяправосубъектность государственно-подобных образований. 7
Вопросо международной правосубъектности индивидов. 8
2. Международно-правовое признание. 10
Заключение. 14
Список литературы… 15
 
/>ВВЕДЕНИЕ
 
Международное право — это системаюридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечениямира и сотрудничества.
Под межгосударственными понимаютсяотношения с участием государств, межгосударственных организаций игосударствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся засоздание собственного государства, вольный город.
Итак, изучения вопроса о субъектахмеждународного права является ключевым при изучении данного предмета. Именнопоэтому автор данной работы выбрал тему «Субъекты современного международногоправа».
В работе дается понятие субъектовмеждународного права, перечисляются их виды  и основные признаки участникамеждународно-правовых отношений, раскрывается вопрос о месте физических лиц вмеждународном праве.
Во второй части работы раскрываетсяпонятие международно-правового признания, его значение для международныйотношений, содержание конститутивной и декларативной теории признания,анализируются виды и формы признания, юридические и политические критерии,которыми пользуются государства в ходе признания новых государств иправительств.
В работе использованы международныеправовые акты, учебная и научная литература по данному предмету.
/>/>1. Понятие и виды и признаки субъектов международногоправа.
Субъекты международного права — этоучастники международных отношений, обладающие международными правами иобязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в не­обходимыхслучаях международно-правовую ответственность[1].
В зависимости от своей пра­вовойприроды и происхождения субъекты международного права подразделяются на двекатегории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверен­нымии несуверенными.
Первичные субъекты международногоправа — это государства, апри определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельноучаствуют в международных отношениях и эволюцио­нируют в направлении обретенияв той или иной форме собственной государственности.
Первичныесубъекты международного права — это самостоятель­ные и самоуправляемыеобразования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto),становятся но­сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектностьне зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективныйхарактер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъектымеждународного права делают возмож­ным создание международного правопорядка исуществование само­го международного права.
К категории производных (вторичных)субъектов международ­ного права относятся образования, источникомправосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренностипер­вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в рядеслучаев и договоренности между уже конституированными производными субъектамимеждународного права.
Производные(вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственныеорганизации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенныеэлементами государственности. Все они действуют в международных отношени­ях впределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительнымидокументами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяютв каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производныхсубъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеетконститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоиз­мениться)одновременно с прекращением или изменением учреди­тельного документа[2].
Субъекты обладают всеми элементами международнойправосубъектности (право- и дееспособности). Международнаяправосубъектностьвключает в себя такие важные права, как:
š  правозаключать международные договоры,
š  бытьчленами международных организаций,
š  иметьсвои официальные представи­тельства (дипломатические, консульские и др.),
š участвовать в работе международных конференций и т. д[3].
В международном праве нетобщепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются егосубъектами. Приведем описываемые в научной литературе[4]признаки, характери­зующие понятие субъекта международного права.
1) Субъект международного права — это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточнопризнать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом.Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверен­ными,имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых,первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, чтонекоторые права и обязанности установлены международным правом, — это всеголишь следствие деятельности субъектов международного права.
2) Одна из самых существенныхособенностей субъектов между­народного права состоит в том, что они являются нетолько носите­лями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступа­ют какединственные создатели норм международного права. В ходеправотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права иобязанности в соглашениях в результате свободного воле­изъявления сторон, ибонет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего надгосударствами.
3) В международном праве нет нетолько законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат(аналогичный с государ­ственным аппаратом), способный принуждать к соблюдениюнорм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей имспособностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъектымеждународного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прави обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как си­ла,обеспечивающая соблюдение норм права.
4) Понятие субъекта международногоправа неразрывно связано с народом и территорией. С однойстороны, субъект международного права представляет какой-то народ — правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают отнарода. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки,поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определеннойтерритории.
5) По общей теории права длясубъекта правоотношения харак­терна не только правоспособность, но и деликтоспособность,то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения, так какбез должной ответственности немыслим устой­чивый международный правопорядок истабильные международные правоотношения.
/>Государства — основные субъекты международного права.
Среди основных субъектовмеждународного права на первом месте стоят государства. Государство — главнаяполитическая организация современного общества. Над государствами вмеждународных отноше­ниях нет верховной власти, которая могла бы диктовать имправила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно яв­ляютсяглавными создателями и гарантами соблюдения норм междуна­родного права. В то жевремя, государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитетгосударств.
Суверенитет — неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Онвозник вместе с государством. Его сим­волы — герб, флаг и гимн, отражающиеисторические, географиче­ские и национальные особенности[5].
Благодаря суверенитету, государстваравны друг другу в право­вом отношении, т. е. равноправны независимо отвеличины их тер­ритории, населения, экономического и культурного развития, воен­ноймощи и т. д. Это — суверенное равенство.
Принцип суверенного равенства всехгосударств относится к числу основных принципов международного права. Онзакреплен в Уставе ООН, а также В Декларации ООН о принципах международногоправа 1970 года и гласит следующее: «Каждое государство обязано уважатьправосубъектность других государств»[6].
/>/>/> />Международная правосубъектность наций и народов
Особенностью современногомеждународного права с точки зре­ния его субъектов является то, что участникамимеждународно-правовых отношений и создания норм международного права при­знаютсянации и народы, которые ведут борьбу за свою государст­веннуюнезависимость.
Борьба наций и народов заобразование собственного независимого государства является законной всоответствии с международным пра­вом и Уставом ООН. Это вытекает из права нацийна самоопределение — одного из важнейших международно-правовых принципов.
В Уставе ООН и в другихмеждународно-правовых документах в соответствующих разделах употребляетсятермин «народ» как субъ­ект самоопределения, что не влияет на существопроблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и час­тоиспользуются оба вместе.
Самоопределениенаций и народов, если судить по современной международно-правовой практике,может осуществляться в самых различных формах, включая и те, при которых невстает проблема признания международной правосубъектности за тем или инымнародом.
Кроме того,принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущербтерриториальной целостности и политического единства государств, которые егособлюдают и обес­печивают представительство всех слоев населения в органахгосудар­ственной власти без какой-либо дискриминации[7].
/>/>/>/>/>Международная правосубъектность государственно-подобныхобразований
В международных отношениях могутучаствовать особые полити­ко-территориальные образования (иногда их называютгосударство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, вразличных объемах, международной правосубъектностью.
Чаще всего такие образования носятвременный характер и воз­никают как следствие неурегулированноститерриториальных пре­тензий различных стран друг к другу.
Общим для политико-территориальныхобразований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавалисьна основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такиесоглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью,предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органовгосударственного управления, право издавать нормативные акты, иметьограниченные вооруженные силы[8].
ÖЭто вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новоевремя (Данциг).
ÖОсобый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­ненияГермании в 1990 г.).
ÖК государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан.Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским,«государство-город» в пределах итальянской столицы — Рима. Ватикан имеетдипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (втом чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гихмеждународных организациях, принимает участие в междуна­родных конференцияхгосударств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями сИталией 1984 г.
/>/>/>/>Вопрос омеждународной правосубъектности индивидов
В области международнойправосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них — появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права,хотя и с весьма огра­ниченной правосубъектностью.
Основные права и свободы человекавсе больше определяются международным пра­вом, несмотря на то, что ониреализуются в основном через внутри­государственное право.
Так, международные отношения первойполовины XX века выдвинули вопрос об охранечеловеческой личности, о защите прав и основных свобод человекамеждународно-правовыми средствами. Важнейшими из этих международных юридическихактов явля­ются:
ü  Женевскаяконвенция об улучшении участи раненых н боль­ных в действующих армиях от 12августа 1949 г.;
ü  Женевскаякон­венция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;
ü  Же­невскаяконвенция о защите мирного населения во время войны от 12 августа 1949 г.;
ü  УставМеждународного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г.;
ü  Всеобщаядекларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;
ü  Конвенцияо предупреждении преступления геноцида и на­казании за него от 9 декабря 1948г.;
ü  Дополнительнаяконвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сход­ныхс рабством, от 7 сентября 1956 г.;
ü Декларация ООН о ликвида­ции всех видов расовой дискриминации от20 ноября 1963 г. и мно­гие другие документы.
В настоящее время человек имеетнекоторые юридические возможности выступать на международной арене в защитусвоих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотре­ния вмеждународных организациях, прежде всего в ООН. В некото­рых региональныхорганизациях, например в Европейском Сообще­стве (теперь Европейский союз),физические, а также юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав вмеждународные региональные суды. Индивиды являются субъектами международ­нойуголовной ответственности за международные преступления[9].
Тем не менее,признание индивидов участниками международно-правовых отношений не означаетприравнивание их к основным субъектам международ­ного права. Индивиды необладают такими элементами международной правосубъектности, как право бытьучастниками международных договоров, членами международных межправительственныхорганизаций, тем более, создавать нормы международного права, как это могутделать его основные субъекты[10].
/>2.Международно-правовое признание.
Международно-правовое признание- это акт государства, кото­рым оно считает целесообразным вступить вюридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной могут быть: вновьвозник­шее государство, новое правительство, борющиеся за независимость нацияили национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона,международная организация[11].
Признание является важнымвнешнеполитическим актом, по­скольку оно выражает желание признающегогосударства устано­вить нормальные, стабильные отношения с признаваемойстороной. В то же время признание имеет большое международно-правовое значение,определяемое теми юридическими последствиями, кото­рые оно влечет за собой.
В теории международного правасуществуют две теории о значении международно-правового признания: декларативнаяи конститутивная.
Согласно декларативной теории,признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права,в частности нового государства, и большого юридического значения для него неимеет, поскольку существование государств как субъектов между­народного праване зависит от их признания.
В отличие от декларативной, конститутивнаятеория считает, что государство как субъект международного прававозникает только после его признания другими государствами, а до признанияновое государство юридически как бы не существует[12].
Как считают Калалкарян Н.А. МигачевЮ.И.  конститутивная теория расходится с жизнью. Кроме того, она принижаетзначение государственного суверенитета, как неотъем­лемого свойства государства- субъекта международного права, ста­вит его возникновение в зависимость отжелания, воли, а то и произ­вола других государств.
Как говорилось выше, государствостановится субъектом между­народного права в силу факта своего появления вкачестве суверен­ного государства. Но вместе с тем было бы неверным отрицатьваж­ные международно-правовые последствия, которые влечет за собой актпризнания.
Не конституируя нового государства,признание имеет большое как политическое, так и юридическое значение. Признаниеоблегчает суще­ствование нового государства, ведет к нормализации политическихи экономических отношений с другими государствами, выводит это но­воегосударство из международной изоляции. Признанному государст­ву легче в полноймере реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретенияим суверенитета.
Новое государство имеет право намеждународное признание. Это вытекает из Устава ООН, его принципов как основныхпринци­пов современного международного права, согласно которым все го­сударстваобязаны развивать дружественные отношения между со­бой, уважать принципысуверенного равенства и самоопределения народов.
Признание нового государстваосуществляется в форме письмен­ного послания от признающего государства,передаваемого дипло­матическим путем или на торжественной церемонии провозглаше­ниянезависимости, как было в день провозглашения независимости Намибии — последнейколонии в Африке — 21 марта 1990 г.
Решения о признании могутоформляться постановлениями выс­ших органов государства, например в Россииуказами Президента. Так, в связи с образованием суверенных Чехии и Словакии былиз­дан 28 декабря 1992 г. Указ Президента РФ об их признании. В мае 1993 г.Указом Президента России была признана Эритрея.
После возникновения в 1991 г. наместе СССР независимых госу­дарств, бывших союзных республик, прошла широкаяполоса их признания государствами мира, а также взаимного признания друг другомв качестве субъектов международного права.
Признание правительства. Втех случаях, когда нового государ­ства не возникает, а остается существоватьпрежнее, может встать вопрос о признании его нового правительства. Чаще всегоэто про­исходит тогда, когда правительство приходит к власти неконститу­ционнымпутем или когда меняется форма правления, например вместо монархическогоустанавливается республиканское правле­ние. Однако и в таких случаях, как показываетпрактика, признание необязательно; бывает достаточно продолжать с новымправитель­ством нормальные дипломатические отношения. Тем более, не нуж­даетсяв признании новое правительство, пришедшее к власти обыч­ным конституционнымпутем, при смене правительственного каби­нета после прошедших выборов впарламент, отставки и т. п.
Вопрос о признании новогоправительства резко обостряется, ес­ли оно создается в результате социальнойреволюции или нацио­нально-освободительной войны. В этом случае признание новогоправительства, по существу, означает и признание нового государст­ва каксубъекта международного права.
К признанию новых правительствпримыкает признание органов национального освобождения. Как говорилось выше,нация в ходе борьбы за свою государственную независимость создает свои орга­нынационального сопротивления, и они могут признаваться в каче­стве таковыхдругими государствами. Подобное признание приме­нялось еще во время Второймировой войны (например, признание Польского комитета национальногоосвобождения. Антифашистско­го веча Югославии, «Сражающейся Франции»). Ноособенно широ­кое распространение этот вид признания получил после войны впроцессе национально-освободительной борьбы колониальных на­родов за своюнезависимость. Этим признанием пользовались На­родное движение за освобождениеАнголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса,Народная орга­низация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а такжеООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как един­ственные представителинародов названных стран. В настоящее время им пользуется Организацияосвобождения Палестины (ООП).
Признание восставшей и воюющейстороны. Оно относится к при­знанию повстанцев на различных ступеняхгражданской и националь­но-освободительной войны. Главным юридическимпоследствием тако­го признания является распространение на восставших и воюющихзаконов и обычаев войны, в частности, Женевских конвенций 1949 г. иДополнительных протоколов к ним 1977 г.
Международно-правовое признание недолжно использоваться в качестве орудия давления и вмешательства во внутренниедела в отношении тех, кому оно предназначено. Каждое новое государство имеетправо на признание. Однако, если новое государство возникло в результатетерриториальных изменений (отделения от другого го­сударства, разделения на дваили несколько государств и т. д.), то необходимой предпосылкой признанияявляется урегулирование новым государством вопросов правопреемства. Чтокасается нового правительства, то оно имеет право на признание, еслиосуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией.Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марио­неточноеправительство), не должно признаваться[13].
Признание де-юре (de jure) иде-факто (de facto). В зависимости от объема юридических последствий,которое влечет за собой междуна­родно-правовое признание, различается признаниеде-юре и де-факто.
Обе формы признания являютсяюридическими, поскольку вле­кут за собой определенные правовые последствия дляпризнаваемой стороны, хотя и в разном объеме.
Признание де-юре — это признание вполном объеме. Оно оконча­тельно и не может быть взято назад. При нем спризнаваемыми государ­ством или правительством в полном объеме устанавливаютсяди­пломатические, консульские и другие официальные отношения; признаются ихправа распоряжаться своими имуществом, вкладами и другими ценностями,находящимися за границей, в иностранных банках и т. д., иммунитет от юрисдикциииностранных судов. В слу­чае признания де-факто устанавливаются толькоконсульские или торгово-экономические отношения с признаваемой стороной. Ононосит временный и переходный к признанию де-юре характер, но может быть взято иобратно. Чаще всего такое признание применя­ется к новому правительству, а не кновому государству, да и то сравнительно редко. Обычной формой признанияявляется, таким образом, признание де-юре.
От этих двух форм признания следуетотличать «разовые контак­ты» с непризнанным государством, правительством и т.д. Иногда их называют фактическим признанием (не путать с признанием де-факто,которое, как и де-юре, является юридическим признанием), но это не вполнеточно. Скорее, в таких случаях нужно говорить о фактическом непризнании:подобные контакты нередко сопровождаются заявлением, что они не должнырассматриваться как призна­ние нового государства или правительства со стороныгосударства, которое вступает в такие контакты.
Участие государств в международныхорганизациях и их признание. Уставы международных организаций, в том числеУстав ООН, не обу­словливают принятие в них новых государств признанием. Ненуждает­ся в признании новое правительство, учреждающее свое представи­тельствопри международной организации.
С другой стороны, принятие новогогосударства в международ­ную организацию не означает его признания всемигосударствами-членами. Признание и членство в международных организациях — самостоятельные институты международного права[14]. 
/>Заключение
Итак, в рамках данной контрольнойработы автор постарался раскрыть вопрос о субъектах современного международногоправа.
В заключении отметим, чтосовременное международное право охватывает сферой своего действия всегосударства; оно стало в этом плане, несомненно, универсальным. Староеклассическое международное право содержало нормы, которые устанавливалиразличную степень зависимости одних государств от других (колонии, протекторатыи т. п.). Современное международное право провозглашает принцип суверенногоравенства.
Различияотмечаются и по субъектам. В старом классическом международном правеединственным субъектом были государства. В современном международном правегосударства остаются основным субъектом, но вместе с ними в современноммеждународном праве действуют и новые субъекты — международные организации.
Правосубъектность международныхорганизаций во многом отлична от правосубъектности государств, но данноеобстоятельство не является основанием для отказа международным организациямбыть субъектами международного права. Значительную поддержку в отстаиваниисвоей точки зрения сторонникам правосубъектности международных организацийоказало Консультативное заключение Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г.по вопросу возмещения ущерба, понесенного на службе ООН. В нем ОрганизацияОбъединенных Наций была признана субъектом международного права. В заключенииСуда подчеркивалось также то, что правосубъектность ООН неравнозначнаправосубъектности государства[15].
Изменилось и отношениемеждународного права к индивиду. Современное международное право уделяетзначительно больше внимания индивиду, и в частности правам человека. Всовременном международном праве сложилась отрасль, нормы которой регулируютсотрудничество государств в области прав человека. Ничего этого не было встаром международном праве. Претерпел изменения и институт ответственности.Ответственность за совершение международных преступлений в современноммеждународном праве наряду с государствами несет и индивид. Примером томуслужат деятельность и решения Нюрнбергского и Токийского международных военныхпроцессов подтвердивших международную ответственность государств и уголовнуюответственность индивидов за совершение преступлений против мира ичеловечества.
/>Списоклитературы
1.   Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998
2.   Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И.  Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,2002.
3.   Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. М., 1996.
4.   Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994.
5.   Международное право в документах.– М., 1998
6.   Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. —М.: Междунар. отношения, 2000
7.   Шестаков Л.Н. Понятие международного права //Вестник Московскогоуниверситета, Серия 11, Право, 1997, N 6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.