/>/>27.02.2003ХГАЭП,
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права. 4
Государства- основные субъекты международного права. 6
Международнаяправосубъектность наций и народов. 7
Международнаяправосубъектность государственно-подобных образований. 7
Вопросо международной правосубъектности индивидов. 8
2. Международно-правовое признание. 10
Заключение. 14
Список литературы… 15
/>ВВЕДЕНИЕ
Международное право — это системаюридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечениямира и сотрудничества.
Под межгосударственными понимаютсяотношения с участием государств, межгосударственных организаций игосударствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся засоздание собственного государства, вольный город.
Итак, изучения вопроса о субъектахмеждународного права является ключевым при изучении данного предмета. Именнопоэтому автор данной работы выбрал тему «Субъекты современного международногоправа».
В работе дается понятие субъектовмеждународного права, перечисляются их виды и основные признаки участникамеждународно-правовых отношений, раскрывается вопрос о месте физических лиц вмеждународном праве.
Во второй части работы раскрываетсяпонятие международно-правового признания, его значение для международныйотношений, содержание конститутивной и декларативной теории признания,анализируются виды и формы признания, юридические и политические критерии,которыми пользуются государства в ходе признания новых государств иправительств.
В работе использованы международныеправовые акты, учебная и научная литература по данному предмету.
/>/>1. Понятие и виды и признаки субъектов международногоправа.
Субъекты международного права — этоучастники международных отношений, обладающие международными правами иобязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимыхслучаях международно-правовую ответственность[1].
В зависимости от своей правовойприроды и происхождения субъекты международного права подразделяются на двекатегории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют сувереннымии несуверенными.
Первичные субъекты международногоправа — это государства, апри определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельноучаствуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении обретенияв той или иной форме собственной государственности.
Первичныесубъекты международного права — это самостоятельные и самоуправляемыеобразования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto),становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектностьне зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективныйхарактер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъектымеждународного права делают возможным создание международного правопорядка исуществование самого международного права.
К категории производных (вторичных)субъектов международного права относятся образования, источникомправосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренностипервичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в рядеслучаев и договоренности между уже конституированными производными субъектамимеждународного права.
Производные(вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственныеорганизации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенныеэлементами государственности. Все они действуют в международных отношениях впределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительнымидокументами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяютв каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производныхсубъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеетконститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться)одновременно с прекращением или изменением учредительного документа[2].
Субъекты обладают всеми элементами международнойправосубъектности (право- и дееспособности). Международнаяправосубъектностьвключает в себя такие важные права, как:
правозаключать международные договоры,
бытьчленами международных организаций,
иметьсвои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.),
участвовать в работе международных конференций и т. д[3].
В международном праве нетобщепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются егосубъектами. Приведем описываемые в научной литературе[4]признаки, характеризующие понятие субъекта международного права.
1) Субъект международного права — это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточнопризнать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом.Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверенными,имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых,первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, чтонекоторые права и обязанности установлены международным правом, — это всеголишь следствие деятельности субъектов международного права.
2) Одна из самых существенныхособенностей субъектов международного права состоит в том, что они являются нетолько носителями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступают какединственные создатели норм международного права. В ходеправотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права иобязанности в соглашениях в результате свободного волеизъявления сторон, ибонет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего надгосударствами.
3) В международном праве нет нетолько законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат(аналогичный с государственным аппаратом), способный принуждать к соблюдениюнорм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей имспособностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъектымеждународного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прави обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как сила,обеспечивающая соблюдение норм права.
4) Понятие субъекта международногоправа неразрывно связано с народом и территорией. С однойстороны, субъект международного права представляет какой-то народ — правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают отнарода. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки,поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определеннойтерритории.
5) По общей теории права длясубъекта правоотношения характерна не только правоспособность, но и деликтоспособность,то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения, так какбез должной ответственности немыслим устойчивый международный правопорядок истабильные международные правоотношения.
/>Государства — основные субъекты международного права.
Среди основных субъектовмеждународного права на первом месте стоят государства. Государство — главнаяполитическая организация современного общества. Над государствами вмеждународных отношениях нет верховной власти, которая могла бы диктовать имправила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно являютсяглавными создателями и гарантами соблюдения норм международного права. В то жевремя, государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитетгосударств.
Суверенитет — неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Онвозник вместе с государством. Его символы — герб, флаг и гимн, отражающиеисторические, географические и национальные особенности[5].
Благодаря суверенитету, государстваравны друг другу в правовом отношении, т. е. равноправны независимо отвеличины их территории, населения, экономического и культурного развития, военноймощи и т. д. Это — суверенное равенство.
Принцип суверенного равенства всехгосударств относится к числу основных принципов международного права. Онзакреплен в Уставе ООН, а также В Декларации ООН о принципах международногоправа 1970 года и гласит следующее: «Каждое государство обязано уважатьправосубъектность других государств»[6].
/>/>/> />Международная правосубъектность наций и народов
Особенностью современногомеждународного права с точки зрения его субъектов является то, что участникамимеждународно-правовых отношений и создания норм международного права признаютсянации и народы, которые ведут борьбу за свою государственнуюнезависимость.
Борьба наций и народов заобразование собственного независимого государства является законной всоответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права нацийна самоопределение — одного из важнейших международно-правовых принципов.
В Уставе ООН и в другихмеждународно-правовых документах в соответствующих разделах употребляетсятермин «народ» как субъект самоопределения, что не влияет на существопроблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и частоиспользуются оба вместе.
Самоопределениенаций и народов, если судить по современной международно-правовой практике,может осуществляться в самых различных формах, включая и те, при которых невстает проблема признания международной правосубъектности за тем или инымнародом.
Кроме того,принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущербтерриториальной целостности и политического единства государств, которые егособлюдают и обеспечивают представительство всех слоев населения в органахгосударственной власти без какой-либо дискриминации[7].
/>/>/>/>/>Международная правосубъектность государственно-подобныхобразований
В международных отношениях могутучаствовать особые политико-территориальные образования (иногда их называютгосударство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, вразличных объемах, международной правосубъектностью.
Чаще всего такие образования носятвременный характер и возникают как следствие неурегулированноститерриториальных претензий различных стран друг к другу.
Общим для политико-территориальныхобразований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавалисьна основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такиесоглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью,предусматривали независимое конституционное устройство, систему органовгосударственного управления, право издавать нормативные акты, иметьограниченные вооруженные силы[8].
ÖЭто вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новоевремя (Данциг).
ÖОсобый статус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединенияГермании в 1990 г.).
ÖК государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан.Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским,«государство-город» в пределах итальянской столицы — Рима. Ватикан имеетдипломатические отношения со многими государствами в различных частях мира (втом числе с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых другихмеждународных организациях, принимает участие в международных конференцияхгосударств. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями сИталией 1984 г.
/>/>/>/>Вопрос омеждународной правосубъектности индивидов
В области международнойправосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них — появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права,хотя и с весьма ограниченной правосубъектностью.
Основные права и свободы человекавсе больше определяются международным правом, несмотря на то, что ониреализуются в основном через внутригосударственное право.
Так, международные отношения первойполовины XX века выдвинули вопрос об охранечеловеческой личности, о защите прав и основных свобод человекамеждународно-правовыми средствами. Важнейшими из этих международных юридическихактов являются:
ü Женевскаяконвенция об улучшении участи раненых н больных в действующих армиях от 12августа 1949 г.;
ü Женевскаяконвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;
ü Женевскаяконвенция о защите мирного населения во время войны от 12 августа 1949 г.;
ü УставМеждународного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г.;
ü Всеобщаядекларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;
ü Конвенцияо предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948г.;
ü Дополнительнаяконвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходныхс рабством, от 7 сентября 1956 г.;
ü Декларация ООН о ликвидации всех видов расовой дискриминации от20 ноября 1963 г. и многие другие документы.
В настоящее время человек имеетнекоторые юридические возможности выступать на международной арене в защитусвоих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотрения вмеждународных организациях, прежде всего в ООН. В некоторых региональныхорганизациях, например в Европейском Сообществе (теперь Европейский союз),физические, а также юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав вмеждународные региональные суды. Индивиды являются субъектами международнойуголовной ответственности за международные преступления[9].
Тем не менее,признание индивидов участниками международно-правовых отношений не означаетприравнивание их к основным субъектам международного права. Индивиды необладают такими элементами международной правосубъектности, как право бытьучастниками международных договоров, членами международных межправительственныхорганизаций, тем более, создавать нормы международного права, как это могутделать его основные субъекты[10].
/>2.Международно-правовое признание.
Международно-правовое признание- это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить вюридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной могут быть: вновьвозникшее государство, новое правительство, борющиеся за независимость нацияили национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона,международная организация[11].
Признание является важнымвнешнеполитическим актом, поскольку оно выражает желание признающегогосударства установить нормальные, стабильные отношения с признаваемойстороной. В то же время признание имеет большое международно-правовое значение,определяемое теми юридическими последствиями, которые оно влечет за собой.
В теории международного правасуществуют две теории о значении международно-правового признания: декларативнаяи конститутивная.
Согласно декларативной теории,признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права,в частности нового государства, и большого юридического значения для него неимеет, поскольку существование государств как субъектов международного праване зависит от их признания.
В отличие от декларативной, конститутивнаятеория считает, что государство как субъект международного прававозникает только после его признания другими государствами, а до признанияновое государство юридически как бы не существует[12].
Как считают Калалкарян Н.А. МигачевЮ.И. конститутивная теория расходится с жизнью. Кроме того, она принижаетзначение государственного суверенитета, как неотъемлемого свойства государства- субъекта международного права, ставит его возникновение в зависимость отжелания, воли, а то и произвола других государств.
Как говорилось выше, государствостановится субъектом международного права в силу факта своего появления вкачестве суверенного государства. Но вместе с тем было бы неверным отрицатьважные международно-правовые последствия, которые влечет за собой актпризнания.
Не конституируя нового государства,признание имеет большое как политическое, так и юридическое значение. Признаниеоблегчает существование нового государства, ведет к нормализации политическихи экономических отношений с другими государствами, выводит это новоегосударство из международной изоляции. Признанному государству легче в полноймере реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретенияим суверенитета.
Новое государство имеет право намеждународное признание. Это вытекает из Устава ООН, его принципов как основныхпринципов современного международного права, согласно которым все государстваобязаны развивать дружественные отношения между собой, уважать принципысуверенного равенства и самоопределения народов.
Признание нового государстваосуществляется в форме письменного послания от признающего государства,передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашениянезависимости, как было в день провозглашения независимости Намибии — последнейколонии в Африке — 21 марта 1990 г.
Решения о признании могутоформляться постановлениями высших органов государства, например в Россииуказами Президента. Так, в связи с образованием суверенных Чехии и Словакии былиздан 28 декабря 1992 г. Указ Президента РФ об их признании. В мае 1993 г.Указом Президента России была признана Эритрея.
После возникновения в 1991 г. наместе СССР независимых государств, бывших союзных республик, прошла широкаяполоса их признания государствами мира, а также взаимного признания друг другомв качестве субъектов международного права.
Признание правительства. Втех случаях, когда нового государства не возникает, а остается существоватьпрежнее, может встать вопрос о признании его нового правительства. Чаще всегоэто происходит тогда, когда правительство приходит к власти неконституционнымпутем или когда меняется форма правления, например вместо монархическогоустанавливается республиканское правление. Однако и в таких случаях, как показываетпрактика, признание необязательно; бывает достаточно продолжать с новымправительством нормальные дипломатические отношения. Тем более, не нуждаетсяв признании новое правительство, пришедшее к власти обычным конституционнымпутем, при смене правительственного кабинета после прошедших выборов впарламент, отставки и т. п.
Вопрос о признании новогоправительства резко обостряется, если оно создается в результате социальнойреволюции или национально-освободительной войны. В этом случае признание новогоправительства, по существу, означает и признание нового государства каксубъекта международного права.
К признанию новых правительствпримыкает признание органов национального освобождения. Как говорилось выше,нация в ходе борьбы за свою государственную независимость создает свои органынационального сопротивления, и они могут признаваться в качестве таковыхдругими государствами. Подобное признание применялось еще во время Второймировой войны (например, признание Польского комитета национальногоосвобождения. Антифашистского веча Югославии, «Сражающейся Франции»). Ноособенно широкое распространение этот вид признания получил после войны впроцессе национально-освободительной борьбы колониальных народов за своюнезависимость. Этим признанием пользовались Народное движение за освобождениеАнголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса,Народная организация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а такжеООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как единственные представителинародов названных стран. В настоящее время им пользуется Организацияосвобождения Палестины (ООП).
Признание восставшей и воюющейстороны. Оно относится к признанию повстанцев на различных ступеняхгражданской и национально-освободительной войны. Главным юридическимпоследствием такого признания является распространение на восставших и воюющихзаконов и обычаев войны, в частности, Женевских конвенций 1949 г. иДополнительных протоколов к ним 1977 г.
Международно-правовое признание недолжно использоваться в качестве орудия давления и вмешательства во внутренниедела в отношении тех, кому оно предназначено. Каждое новое государство имеетправо на признание. Однако, если новое государство возникло в результатетерриториальных изменений (отделения от другого государства, разделения на дваили несколько государств и т. д.), то необходимой предпосылкой признанияявляется урегулирование новым государством вопросов правопреемства. Чтокасается нового правительства, то оно имеет право на признание, еслиосуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией.Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточноеправительство), не должно признаваться[13].
Признание де-юре (de jure) иде-факто (de facto). В зависимости от объема юридических последствий,которое влечет за собой международно-правовое признание, различается признаниеде-юре и де-факто.
Обе формы признания являютсяюридическими, поскольку влекут за собой определенные правовые последствия дляпризнаваемой стороны, хотя и в разном объеме.
Признание де-юре — это признание вполном объеме. Оно окончательно и не может быть взято назад. При нем спризнаваемыми государством или правительством в полном объеме устанавливаютсядипломатические, консульские и другие официальные отношения; признаются ихправа распоряжаться своими имуществом, вкладами и другими ценностями,находящимися за границей, в иностранных банках и т. д., иммунитет от юрисдикциииностранных судов. В случае признания де-факто устанавливаются толькоконсульские или торгово-экономические отношения с признаваемой стороной. Ононосит временный и переходный к признанию де-юре характер, но может быть взято иобратно. Чаще всего такое признание применяется к новому правительству, а не кновому государству, да и то сравнительно редко. Обычной формой признанияявляется, таким образом, признание де-юре.
От этих двух форм признания следуетотличать «разовые контакты» с непризнанным государством, правительством и т.д. Иногда их называют фактическим признанием (не путать с признанием де-факто,которое, как и де-юре, является юридическим признанием), но это не вполнеточно. Скорее, в таких случаях нужно говорить о фактическом непризнании:подобные контакты нередко сопровождаются заявлением, что они не должнырассматриваться как признание нового государства или правительства со стороныгосударства, которое вступает в такие контакты.
Участие государств в международныхорганизациях и их признание. Уставы международных организаций, в том числеУстав ООН, не обусловливают принятие в них новых государств признанием. Ненуждается в признании новое правительство, учреждающее свое представительствопри международной организации.
С другой стороны, принятие новогогосударства в международную организацию не означает его признания всемигосударствами-членами. Признание и членство в международных организациях — самостоятельные институты международного права[14].
/>Заключение
Итак, в рамках данной контрольнойработы автор постарался раскрыть вопрос о субъектах современного международногоправа.
В заключении отметим, чтосовременное международное право охватывает сферой своего действия всегосударства; оно стало в этом плане, несомненно, универсальным. Староеклассическое международное право содержало нормы, которые устанавливалиразличную степень зависимости одних государств от других (колонии, протекторатыи т. п.). Современное международное право провозглашает принцип суверенногоравенства.
Различияотмечаются и по субъектам. В старом классическом международном правеединственным субъектом были государства. В современном международном правегосударства остаются основным субъектом, но вместе с ними в современноммеждународном праве действуют и новые субъекты — международные организации.
Правосубъектность международныхорганизаций во многом отлична от правосубъектности государств, но данноеобстоятельство не является основанием для отказа международным организациямбыть субъектами международного права. Значительную поддержку в отстаиваниисвоей точки зрения сторонникам правосубъектности международных организацийоказало Консультативное заключение Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г.по вопросу возмещения ущерба, понесенного на службе ООН. В нем ОрганизацияОбъединенных Наций была признана субъектом международного права. В заключенииСуда подчеркивалось также то, что правосубъектность ООН неравнозначнаправосубъектности государства[15].
Изменилось и отношениемеждународного права к индивиду. Современное международное право уделяетзначительно больше внимания индивиду, и в частности правам человека. Всовременном международном праве сложилась отрасль, нормы которой регулируютсотрудничество государств в области прав человека. Ничего этого не было встаром международном праве. Претерпел изменения и институт ответственности.Ответственность за совершение международных преступлений в современноммеждународном праве наряду с государствами несет и индивид. Примером томуслужат деятельность и решения Нюрнбергского и Токийского международных военныхпроцессов подтвердивших международную ответственность государств и уголовнуюответственность индивидов за совершение преступлений против мира ичеловечества.
/>Списоклитературы
1. Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998
2. Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,2002.
3. Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. М., 1996.
4. Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994.
5. Международное право в документах.– М., 1998
6. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. —М.: Междунар. отношения, 2000
7. Шестаков Л.Н. Понятие международного права //Вестник Московскогоуниверситета, Серия 11, Право, 1997, N 6