Содержание
1. Введение____________________________________________3
2. Исключительнаяэкономическая зона_____________________ 4
3. Открытоеморе_______________________________________ 9
4. Заключение_________________________________________16
Введение
Международноеморское право является одной из старейших отраслей международного права ипредставляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм,определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения междугосударствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью поиспользованию морей, океанов и их ресурсов.
Первоначальноморское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведенав середине XX в. I Конференция ООН по морскому праву завершилась принятием вЖеневе в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море иприлежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живыхресурсов открытого моря. II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха неимела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.[i]
Отдельныеаспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсоврегулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охранеподводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международнаяморская организация) 1948 г., Международная конвенция электросвязи 1983 г. идр.).
Такимобразом, международное морское право регламентирует деятельность человечества вводных пространствах, включающую в себя определение правового режима различногорода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морскихсудов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.
Всвоей работе я рассмотрю правовые режимы исключительной экономической зоны иоткрытого моря.
Исключительная экономическая зона
Концепцияисключительной экономической зоны впервые была сформулирована африканскимигосударствами. Она была конкретизирована в рекомендациях по вопросам морскогоправа, разработанных Региональным семинаром стран Африки в июне 1972 года вЯунде. В 1973 году Организация Африканского Единства, включающая 41государство, провела ряд совещаний на высшем уровне для определения совместнойпозиции африканских государств на Третьей Конференции ООН по морскому праву,которая должна была провести свою сессию в 1974 году. На одном из них былапринята Совместная декларация Организации Африканского Единства по вопросамморского права (Аддис-Абебская декларация).
Вдокументах, одобренных на упомянутых встречах, выражается поддержка идееустановления за пределами территориальных вод особой зоны шириной в 200 морскихмиль (включая 12-мильные территориальные воды); в этой зоне прибрежныегосударства наделяются специальными правами, которых не имеют другиегосударства. Новая зона получила название исключительной экономическойзоны.
Совещаниена высшем уровне неприсоединившихся государств в Алжире, проходившее с 5 по 9сентября 1973 года, также одобрило решение об установлении зоны экономическойюрисдикции.[1.,121].
Исключительная экономическая зона (exclusive economic zone)– это пояс морского пространства, расположенный завнешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширинатерриториального моря. Эта зона не входит в состав территории прибрежногогосударства.[2.,432].
Такимобразом, исключительная экономическая зона возникла как результат компромисса,к которому пришли государства в ходе подготовки и проведения ТретьейКонференции ООН по морскому праву. Это был компромисс между государствами,претендовавшими на значительно большую ширину территориального моря, чем 12морских миль (до 200 морских миль), и странами, которые, будучизаинтересованными в обеспечении многосторонней морской деятельности, возражалипротив такого расширения территориальных пределов суверенитета прибрежныхгосударств. Притязавшие на расширение территориального моря государства, вособенности страны Африки, Азии и Латинской Америки, стремились, главнымобразом, к установлению своего контроля в отношении естественных ресурсовприбрежных районов, а также проведения в них научных исследований и защитыморской среды. Страны, преследовавшие цели,связанные с осуществлением мореплавания, включая военное, согласились нарасширение прав прибрежных стран в пространственном отношении в делеобеспечения их экономических интересов. Это согласование интересов прибрежныхгосударств и других стран, являющихся традиционными морскими державами, явилосьодним из неотъемлемых элементов того «пакета», который и привел, в конечномсчете, к выработке и окончательному принятию Конвенции.[4.,81].
Правовой режим исключительной экономической зонывключает права и обязанности, как прибрежного государства, так и другихгосударств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определенКонвенцией ООН по морскому праву 1982 года и конкретизирован принятыми всоответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимыхслучаях международными договорами определяются методы разграниченияисключительных экономических зон. [3.,30].
Согласно ст.1 Конвенции об открытом море 1958 года«открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальноеморе, ни во внутренние воды какого-либо государства». Это определение несоответствует современному разграничению морских пространств по их правовомурежиму.
В Конвенции ООН по морскому праву 1982 годаотсутствует определение открытого моря. Вместе с тем согласно ст.86 положенияч.7 Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря,которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальноеморе или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные водыгосударства-архипелага.[3.,39].
Эту формулу можно использовать при определенииоткрытого моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такуюважную деталь: открытое море- это не просто часть моря, а его водная часть,поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.
Перечисленные в ст.86 морские пространства, запределами которых находится открытое море, можно объединить в территорию, накоторую распространяется национальная юрисдикция прибрежных государств: вполном объеме (суверенитет) – на внутренние и архипелажные воды и натерриториальное море; в установленном нормами международного права объеме – наисключительную экономическую зону.
Иногда исключительную экономическую зону считаютчастью открытого моря, «где право на свободу открытого моря действует с изъятиямив пользу функциональных прав прибрежных государств». Такой подход несогласуется с необходимостью четкого определения правового режима различныхморских пространств.
Открытое море (high seas,opean sea) – это водная часть морского пространства, находящаясяза пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всемигосударствами на основе норм международного права.[3.,40].
Уже из определений исключительной экономическойзоны и открытого моря четко прослеживается различие между этими участкамиМирового океана. Тем не менее, рассмотрю детально права, юрисдикцию иобязанности государств в упомянутых выше участках моря.
В исключительной экономической зоне прибрежноегосударство имеет: суверенные права в целях разведки, разработки исохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающихморское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этимиресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке иразработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использованияводы, течений и ветра; юрисдикцию в отношении создания и использованияискусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований;защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренныеКонвенцией 1982 года (ст.56). [2.,432].
Таким образом, прибрежное государство наделяется неполной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а сувереннымиправами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежногогосударства никто не может осуществлять разведку и разработку природныхресурсов.
Искусственные острова, установки, сооружения и зоныбезопасности вокруг них не должны создавать помехи международному морскомусудоходству (на признанных международными морских путях). Вокруг таких островови сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которыхне должна превышать 500 м, отмеряемых от точек внешнего края. [3.,31].
Прибрежное государство принимает необходимые меры ктому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне неподвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации, и с этой цельюопределяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. «Если прибрежное государство не имеетвозможность выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и другихдоговоренностей… предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимогоулова» (ст.62 Конвенции).
Таким образом, прибрежное государство само,устанавливает условия ведения рыбного промысла в экономической зоне гражданамидругих государств. Оно может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию,арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечениясоблюдения принятых им законов и правил. Арестованное судно и его экипаж незамедлительноосвобождаются после предоставления разумного залога или другого обеспечения;наказания за нарушения правил рыболовства не могут включать тюремное заключениеили другую форму личного наказания.[2.,432].
Государства в целях сохранения в своих исключительныхэкономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих,анадромных, катадромных) могут посредством заключения соглашений или черезмеждународные организации принимать необходимые меры по регулированию промыслаэтих видов в водах, находящимся за пределами их исключительных экономическихзон. Характерна в этом плане Конвенция о сохранении запасов анадромных видов всеверной части Тихого океана от 11 февраля 1992 года, заключенная РоссийскойФедерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией. Районом примененияКонвенции являются воды северной части Тихого океана за пределамиисключительных экономических зон (конвенционный район). В Конвенцииподтверждается положение ст.66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года о том,что промысел запасов анадромных видов ведется только в пределах 200 морскихмиль. Специализированный промысел анадромных рыб (направленный на конкретныйвид или запас рыб) в конвенционном районе запрещается. При случайном изъятии(при промысле других видов) анадромные виды должны быть немедленно возвращены вморе.[3.,32].
Прибрежное государство имеет право регулировать,разрешать и проводить морские научные исследования в своей зоне, приниматьзаконы и правила по предотвращению загрязнения морской среды, сообразуясь сдействующими международными стандартами и нормами.[2.,433].
Государства и международные организации,осуществляющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежногогосударства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать вморском научно-исследовательском проекте, а также предоставить по его просьбеинформацию о результатах исследования.[3.,32].
Все другие государства, включая не имеющие выхода кморю, в исключительной экономическойзоне прибрежного государства пользуются свободой судоходства, полетов,прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключительной экономическойзоны в указанных целях осуществляется в соответствии с международно-правовыминормами, регулирующими такую деятельность.[3.,33].
Что касается других правомерных видов использованияморя, то в качестве примера можно сослаться на применение искусственныхспутников Земли для осуществления космической связи между торговыми судами ибереговыми службами посредством системы международной организации морскойспутниковой связи (ИНМАРСАТ).[4.,83].
Открытое море
Открытое море– это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальнойюрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норммеждународного права.
В соответствии с Конвенцией ООН оботкрытом море 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года открытоеморе свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода кморю (внутриконтинентальных).
Государства, не имеющие выхода к морю,должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения сгосударствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе кморским портам и их использовании.
Никакое государство не вправепретендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. [3.,40].
Правовой режим открытого моря в отличиеот других видов морских пространств регламентируется исключительно нормамимеждународного права.
Согласно Конвенции об открытом море1958 года свобода открытого моря включает в себя:
1) свободусудоходства;
2) свободурыболовства;
3) свободупрокладывать подводные кабели и трубопроводы;
4) свободулетать над открытым морем.
Конвенция 1982 года расширила понятиесвободы открытого моря, дополнительно включив в указанный перечень:
5) свободувозводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствиис международным правом;
6) свободунаучных исследований.
Все государства должны осуществлять этисвободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами,свобода открытого моря не носит абсолютного характера.[4.,73].
Свобода судоходства означает, чтокаждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет правона то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.
Аналогичное право имеют и суда,состоящие на официальной службе ООН, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ,плавающие под флагом ООН. Каждое государство самостоятельно определяет условияпредоставления своей национальности судам, регистрации судов и права плавать подего флагом, а также эффективно осуществляет в административных, технических исоциальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под егофлагом. [2.,436].
Между государством и судном, котороенесет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морскогосудоходства нередко использование «удобного» флага. Имеются ввиду случаи, когдасудно принадлежит компании, зарегистрированной в одном государстве, а плаваетпод флагом другого. Такое положение объясняется тем, что некоторые государствапредусматривают упрощенный или льготный режим регистрации, предоставления правана флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и другие). [3.,41].
Торговое судно в открытом мореподчиняется исключительно юрисдикции государства флага, и ни одно государствоне имеет права вмешиваться в его законную деятельность. Из этогообщепризнанного правила есть исключения, точно установленные Конвенцией 1982года. Военный корабль вправе остановить торговое судно в открытом море иподвергнуть его осмотру, если есть разумные основания подозревать, что этосудно занимается:
1) пиратством;
2) работорговлей;
3) несанкционированным вещанием;
4) неимеет национальности;
5) имеетту же национальность, что и данный военный корабль, хотя на нем поднятиностранный флаг (или оно отказывается поднять флаг)
6) приосуществлении права преследования [2.,437].
Во всех выше указанных случаях военныйкорабль может осуществит проверку права судна на плавание под флагом, которыйоно несет. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера кподозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, онможет произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможнойосмотрительностью. [4.,74].
Если подозрения оказалисьнеобоснованными, судну должны быть возмещены любые причиненные убытки илиущерб.
Кроме того, акт вмешательства возможен,если он основан на правилах, установленных международными договорами.
Например, Международной конвенцией поохране подводных кабелей 1884 года предоставлено право военным кораблямпреследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждениителеграфного кабеля, проверять национальнуюпринадлежность судна, составлять протокол о допущенном судном нарушении.[3.,42].
Преследование по «горячим» следаминостранного невоенного судна может быть предпринято, если компетентные властиприбрежного государства имеют достаточные основания считать, что это суднонарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должноначаться тогда, когда иностранное судно или его шлюпка находится во внутреннихводах, в архипелажных водах, территориальном море или в прилежащей зонепреследующего государства, и может продолжаться за пределами территориальногоморя или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Еслииностранное судно или его шлюпка находится в прилежащей зоне, преследованиеможет начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установленаэта зона.
Право преследования по «горячим»следам, осуществляемое военным кораблем или военным летательным аппаратом илисудами, специально уполномоченными на то прибрежным государством, применяетсяаналогично к нарушениям в экономической зоне или на континентальном шельфеприбрежного государства. Преследование прекращается, как только преследуемое судновходит в территориальное море своего или какого-либо третьего государства.Зрительные или звуковые сигналы при преследовании передаются по Международномусводу сигналов в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческойжизни на море 197478 годов.
Военные корабли и летательные аппаратымогут применять оружие против судов-нарушителей в ответ на применение ими силы,а также в других исключительных случаях при преследовании таких судов всоответствии с международным правом по «горячим» следам, когда исчерпаны всеобусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращениянарушения и задержания судна-нарушителя. [2.,438].
Вмешательство не может осуществляться вотношении судов, пользующихся иммунитетом (военные корабли, государственныенекоммерческие суда), кроме случаев, когда такие суда являются пиратскими. [4.,74].
Пиратством является любой неправомерныйакт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажемили пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческоголетательного аппарата против лиц или имущества, находящихся на их борту, атакже любой акт добровольного участия в таких действиях, любое деяние,являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению такихдействий.
Пиратские действия, когда онисовершаются военным кораблем, государственным судном или государственнымлетательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль надэтим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям,совершаемым частновладельческим судном или летательным аппаратом.[2.,437].
Любое государство может захватитьпиратское судно или пиратский летательный аппарат в открытом море или другомместе вне юрисдикции какого бы то ни было государства, арестовать находящихсяна этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на немимущество (ст.19 Конвенции об открытом море и ст.105 Конвенции по морскомуправу). Судебные органы государства, совершившего захват, могут выноситьпостановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны бытьприняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.[3.,43].
Все государства обязаны приниматьэффективные меры для предотвращения перевозки рабов на их судах (статья99). Раб, нашедший убежище на судне подлюбым флагом, ipso facto свободен. [2.,437].
Государства обязаны сотрудничать впресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами воткрытом море, а также в пресечении несанкционированного вещания из открытогоморя. Несанкционированное вещание означает передачу, в нарушение международныхправил, звуковых, радио- или телевизионных программ с судна или установки воткрытом море, предназначенных для приема населения, за исключением передачисигналов бедствия.
Любое лицо, занимающеесянесанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде:
- государства флага судна;
- государства регистрации установки;
- государства, гражданином которогоявляется это лицо;
- любого государства, где могут приниматьсясигналы;
- любого государства, санкционированнойсвязи которого чинятся помехи, с конфискацией передающей аппаратуры.[2.,438].
Одной из самых ранних конвенций,предусматривавших вмешательство в открытом море, является Конвенция орыболовстве в Северном море 1882 года. Ее положения предусматривают контроль зарыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактовнарушения Конвенции, а также привод судна0нарушителя в порт государства-флага ипередачу компетентным властям.[4.,74].
В конвенции 1982 года подчеркиваетсянеразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанностипринимать необходимые меры по его регулированию в целях сохранения живыхресурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.
Меры по регулированию промысла исохранению запасов живых ресурсов моря, которые предусматриваютсямногосторонними и двусторонними соглашениями:
а) определение допустимого улова сучетом новейших научных данных (соглашения по регулированию промысла);
б) регулирование промысла вопределенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых ресурсовЮго-Восточной Атлантики 1969 года, Конвенция о рыболовстве и сохранении живыхресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года и другие);
в) регулирование промысла отдельныхвидов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихогоокеана 1957 года, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 года,Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 года, Международнаяконвенция о рыболовстве в открытом море в северной части Тихого океана 1952года, Конвенция о защите, сохранении и увеличении промысла нерки в системе рекиФрейзер 1930 года и другие).
В задачу создаваемых государствамиорганов входит исследование морской фауны и разработка рекомендаций по ееиспользованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия порыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийскомморе, Конвенция о сохранении промысла палтуса в северной части Тихого океана иБеринговом море и другие).[3.,46].
Неоднократно имевшие место в открытомморе случаи загрязнения, которые по своим масштабам представляли угрозу дляприбрежного государства, озабоченность международного сообщества растущейугрозой экологического кризиса и другие сопутствующие факторы стали причинойзаключения в 1969 году Международной конвенции относительно вмешательства воткрытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 году– Протокола о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами,иными, чем нефть.
Согласно Конвенции 1969 года прибрежноегосударство в исключительных случаях имеет право принимать в открытом море поотношению к иностранному судну все необходимые меры для предотвращения,уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морскойаварии. Протокол 1973 года распространил действие Конвенции 1969 года на случаизагрязнения или их угрозу любыми другими опасными веществами.[4.,75].
Проблема вмешательства в открытом моресохраняет свою актуальность и в наше время. Для примера приведу случай сроссийским танкером «Волгонефть-147».
2 февраля 2000 года около полудняамериканский крейсер «Монтерей», несший дежурство в районе Персидского залива иосуществлявший обеспечение режима санкций в отношении Ирака согласно резолюцииСовета Безопасности ООН №665, получил команду выйти на перехват российскогосудна. Как стало потом известно, американский разведывательный спутникзафиксировал нахождение танкера в иракском порту и вел наблюдение до его выходав открытое море, где американцы дали судну команду остановиться. Российскиеморяки отказались. Тогда на борт был высажен американский спецназ и судноподверглось осмотру.
Надо отметить, что американскими ВМСтолько за 1999 год было досмотрено 700 судов, 19 из которых были задержаны всвязи с нарушением режима санкций.
Несмотря на заявления российскихофициальных лиц о том, что судно грузилось в иранском порту, анализнефтепродуктов подтвердил их иракское происхождение. Таким образом, российскийтанкер все же нарушил Резолюцию Совета Безопасности ООН №665. Ситуацию усугубилтот факт, что груз сопровождал иракский морской офицер. Российское судно былоотконвоировано в порт Маскат в Омане.
В соответствии со статьей 24 Устава ООНна Совет Безопасности возлагается основная ответственность за поддержаниемеждународного мира и безопасности, причем государства-члены ООН согласились,что при исполнении его обязанностей, вытекающих из ответственности, СоветБезопасности действует от их имени. На основании ст.42 Совет Безопасностиуполномочен предпринимать такие действия, какие окажутся необходимыми дляподдержания или восстановления международного мира и безопасности. Такиедействия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции, осуществляемые,в частности, морскими силами членов ООН.
Таким образом, с точки зрениямеждународного права действия американского военного корабля представляютсяправомерными.
Заключение
Завершая изложение, необходимоотметить, что невозможно согласиться с мнением ряда ученых о том, чтоисключительная экономическая зона является частью открытого моря. Такоеутверждение не соответствует определению открытого моря, закрепленному в статье86 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Расширительное толкованиеКонвенции недопустимо, несмотря на то, что ее статьи 88-115 распространяются наисключительную экономическую зону.
Список литературы
1. Нгуен НгокМинь, Международ