Реферат по предмету "Медицина"


Этические проблемы трансплантологии

Этические проблемы трансплантологии
В.В. Розанов утверждал: «Смерть также метафизична, как и зачатие». Длярелигиозного сознания это очевидно. Для антропоцентризма данное суждениеприобретает смысл лишь в конкретных ситуациях Одна из таких ситуаций — стремительныйвыход трансплантации на уровень массо­вой практики и столь же стремительныйрост деклараций и документов этического характера, принимаемых профессио­нальнымиассоциациями, инструкций и новых законов, ко­торые разрабатывает и предлагаетсовременное право и принимают современные государства Европы и Америки, Азии иАфрики. В 1992 году в России также начинает дей­ствовать специальноразработанный Закон РФ «О транс­плантации органов и (или) тканей человека».
Нельзяне обратить внимание, что даже такие выдающиеся открытия, как изобретение,например, шприца и игл, или ис­пользование рентгеновского излучения, илиоткрытия микро­биологии и бактериологии и даже формирование «эры анти­биотиков»не сопровождались созданием и принятием новых законодательных актов. Этосвидетельствует о том, что выход трансплантации на уровень «физического»управления смер­тью человека является не узкоспециальным, частным медицин­скимвопросом, но серьезной социокультурной проблемой.
Вчем заключается это «физическое» управление? Фи­зиологии, философии и религиидавно известно, что есте­ственная смерть есть не мгновенный акт, а относительнодлительный процесс. Биологическая смерть определяется как «состояниенеобратимой гибели организма» и традици­онно исчисляется единством трехпризнаков: прекращени­ем сердечной деятельности (исчезновение пульса на крупныхартериях, прекращением биоэлектрической активности сердца); прекращениемдыхания; исчезновением всех функ­ций центральной нервной системы. В 1959 годуфранцуз­ские невропатологи Моллар и Гулон описали состояние за­предельной комы,что было началом становления концеп­ции «смерти мозга».
Втечение 20 лет вопрос о тождестве понятий «биологи­ческая смерть» и «смертьмозга» не стоял. Это четко зафик­сировано в Большой Медицинской Энциклопедии:«Поня­тие «смерть мозга» неидентично понятию «биологическая смерть», хотя наступление биологической смертив этих слу­чаях неизбежно». В 80-е годы под влиянием целей и задачтрансплантологии начинается процесс сближения и иден­тификации этих понятий. Н.В. Тарабарко констатирует, что в 80-х годах «концепция смерти мозга какбиологической смерти индивидуума применительнок задачам трансплан­тации была законодательно закреплена во многих странах».Вполне закономерно, что в обществе возникает конкретная оценка подобного ивесьма условного отождествления как «исключительно прагматической констатацииконца жизни». Если общество принимает «прагматическую смерть мозга», то нетоснований не придерживаться аналогичной логики и при решении вопроса об искусственномподдержании умер­шего в его жизненных функциях до тех пор, пока его органы нестанут необходимы, и лишь после «забора» или «изъя­тия» (опять же искусственно)обеспечить смерть, теперь уже биологическую. «Прагматический» исходтрансплантации в значительной степени способствует формированию у ме­дицины,наряду с традиционно здравоохранительной, новой функции — смертеобеспечения. Аэто, в свою очередь, равнозначно принципиальной переоценке отношения обще­ствак медицине и здравоохранению, пациента к врачу, пе­реосмыслению традиционногосоциального доверия к эти­ческойбезупречности врачевания.
Внастоящее время трансплантация — одно из направ­лений практическогоздравоохранения. По данным IX Все­мирного конгресса трансплантологов (1982 г.),пересажено сотни сердец (723), десятки тысяч почек (64000) и т. д. Покатрансплантологические операции исчислялись единицами и носили экспериментальныйхарактер, они вызывали удив­ление и даже одобрение. 1967 год — год, когда К.Бернар­дом была произведена первая в мире пересадка сердца. За ней в течение1968 года была произведена еще 101 по­добная операция. Эти годы называли впрессе временем «трансплантационной эйфории». Она была вызвана не толькопрофессиональной уникальностью подобных операций. Пе­ресадка сердца, какникакое другое достижение современ­ной культуры, с особой остротой поставилоперед ней блок философско-антропологических проблем: что такое чело­век? чтоопределяет личность? в чем заключается челове­ческая самоидентичность?
Расширениепрактики трансплантологии не снимает ан­тропологическую «остроту» исопровождается усилением этико-правовой напряженности вокруг этого видамедицинской деятельности. Среди многочисленных видов и подвидов мо­рально-этическихвопросов, которые сопровождают буквально каждую трансплантологическую операцию,можно выделить следующие: можно ли говорить о сохранении права челове­ка насвое тело после смерти? каков морально-этический статус умершего человека?возможно ли научно-обоснован­ное донорство? морально ли продление жизни однихлюдей за счет других? обладает ли смерть этическим смыслом? каковысоциокультурные перспективы научно-практического использования человека? Одиниз способов нахождения ответов на эти вопросы заключается в обращении к историитрансплантации.
Историятрансплантации. Историки медицины не случайно выделяют в истории транспланта­цииначало собственно научной трансплантации, датируя его XIX веком.
Первыеисследования по проблемам трансплантации ис­торики медицины связывают ситальянским доктором Баронио, немецким врачом Райзиндером. Особое вниманиеуделяется деятельности по созданию костнопластической хирургии Н. И. Пирогова.Нельзя не упомянуть и о первой диссертации Пауля Берта (1865 г.) на тему «Отранспланта­ции тканей у животных».
ИсследователиЕ. К. Азаренко и С. А. Позднякова разде­ляют развитие трансплантологии на дваэтапа. На первом этапе трансплантация предполагала удаление хирургическим путемпатологических изменений тканей и аутопластику. Второй этап связан с собственно«гомотрансплантацией», т. е. заменой утратившего функциональность органа новым(будь то почка, сердце, легкие). Значимыми вехами второго этапа являютсяэкспериментальные пересадки почки А. Карреля; первая ксенотрансплантация почки(от свиньи) Уль­мана (1902 г.); первая в мире пересадка кадаверной почки (оттрупа, так называемая аллотрансплантация) Ю. Воро­ным (1931 г.); перваяимплантация искусственного сердца В. П. Демиховым (1937 г.); первые успешныепересадки почки от живых доноров в клинике Д. Хьюма (1952 г.); раз­работкадействующей модели искусственного сердца для клинических целей У. Колффом и Т.Акуцу (1957 г.); первая в России успешная пересадка почки в клинике Б. Петров­ским(1965 г.); первая в мире пересадка сердца от челове­ка к человеку К. Бернардом(1967 г.); публикация «гарвард­ских» критериев «смерти мозга» (1967 г.);организация Евротрансплантата В. Роодом для обмена органами по тестамгистологической совместимости (1967 г.); создание НИИ трансплантации органов итканей АМН СССР Г. Соловье­вым (1967 г.); первая в России успешная пересадкасердца в клинике В. Шумаковым (1986 г.); принятие Верховным Со­ветом РФ Закона«О трансплантации органов и (или) тка­ней человека» (1992 г.).
Выделениеистории научной трансплантацииозначает признание существования трансплантации «ненаучной», или точнее,донаучной. Ведущей идеей донаучной трансплан­тации, которая остается значимой идля современной ме­дицины, является идея «переноса жизни». В древних язы­ческихкультурах за субстанцию жизни принималась кровь. Возникновение болезни связывалис ослаблением жизнен­ных сил в крови, и поддержание этих сил осуществлялось спомощью вливания «здоровой крови». История врачева­ния и знахарства полнаисториями переливания крови от животных, младенцев людям пожилого возраста сцелью достижения омоложения. У Овидия Медея именно так, вли­вая старцу Пелиюкровь овцы, возвращает ему юность. Гиппократ полагал, что употребление,например, злым че­ловеком крови овцы может изменить душевные свойства человека.
Мифо-идеологическоеявление вампиризма с его ритуаль­но-сакральными манипуляциями с кровьюпослужили основа­нием для практически 100-летнего запрещения Ватиканом любыхформ переливания крови. Одно несомненно: перели­вание крови как научный методвозникает из магии крови. Весьма характерно в этой связи суждение доктора И. Т.Спас­ского, который в 1834 году, принимая участие в обсуждении методапереливания крови во время родов, писал: «Вводимая в сих случаях (потеря кровипри родах) в вену кровь, вероят­но, действует не столько своим количеством,сколько живи­тельными свойствами, возбуждая деятельность сердца и кро­веносныхсосудов».
Рассматриваяисторию трансплантации, мы не случайно ос­танавливаемся на проблеме переливаниякрови. Переливание крови, как обеспечение «переноса жизни», является логическимначалом теории и практики пересадки органов и тканей. Но можно говорить нетолько о логической связи между транс­плантацией и переливанием крови, но и освязи конкретно-исторической. Исследователи В. Прозоровский, Л. Велишева, Е.Бурштейн, Ч. Гусейнов, И. Воронова, А. Сокольский, А. Улья­нов констатировали:«Развитию современной проблемы транс­плантации органов послужило оригинальноеоткрытие русских хирургов — переливание трупной крови. Это явилось толчком ксозданию первого советского законодательства о праве изъя­тия у трупов крови,костей, суставов, кровеносных сосудов и роговиц». Первое в мире отделение позаготовке трупной крови в НИИ им. Н. В. Склифассовского стало прообразом «банкаорганов», созданного впоследствии в США. Опыт ре­шения проблемы донорства вСоветской России нельзя не учитывать при характеристике современного положенияв области клинической трансплантации.
Этико-правовыепринципы транс­плантации человеческих органов. С 1937 года по 1992 годы вРоссии «работало» Постановле­ние Совнаркома «О порядке проведения медицинскихопе­раций», согласно которому, тела сограждан после смерти становились как бысобственностью государства и практи­чески автоматически обслуживали «интересынауки и об­щества». Еще в 1980 году историки медицины констатиро­вали: «Широкоеприменение в клинической практике кадаверных (трупных) тканей и органовсоставляет неоспори­мый приоритет советской медицины». Этот «приоритет»основывался на отрицании права человека распоряжаться своим телом после смерти,что является естественным след­ствием прагматическо-материалистическогопонимания че­ловека. Согласно этой позиции, со смертью человека теря­ют силу ивсе его права, так как он перестает быть субъек­том воли, права и требований(тем более, если он, в силу определенных исторических условий, не получилвозмож­ность стать субъектом права и при жизни).
В1992 году законодательство России было приведено в соответствие с принципамизащиты прав и достоинства че­ловека в сфере медицины, разработанными Всемирнойор­ганизацией здравоохранения (ВОЗ). Основная позиция ВОЗ по вопросу о правечеловека на свое тело после смерти сво­дится к признанию этого права поаналогии права человека распоряжаться своей собственностью после смерти.
Основываясьна рекомендациях ВОЗ, Закон РФ «О транс­плантации органов и (или) тканейчеловека» вводит пре­зумпцию согласия (неиспрошенное согласие), согласно ко­торой,забор и использование органов из трупа осуществ­ляется, если умерший при жизнине высказывал возраже­ний против этого, или если возражения не высказывают егородственники. Отсутствие выраженного отказа трактуется как согласие, т. е.каждый человек практически автомати­чески превращается в донора после смерти,если он не вы­сказал своего отрицательного отношения к этому.
«Презумпциясогласия» является одной из двух ос­новных юридических моделей регулированияпроцеду­рой получения согласия на изъятие органов от умерших людей.
Второймоделью является так называемое «испрошен­ное согласие», которое означает, чтодо своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие орга­на, либочлен семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший неоставил подобного заявле­ния. Доктрина «испрошенного согласия» предполагает оп­ределенноедокументальное подтверждение «согласия». Примером подобного документа являются«карточки доно­ра», поучаемые в США теми, кто высказывает свое согла­сие надонорство. Доктрина «испрошенного согла-сия» принята в законодательствах поздравоохранению США, Германии, Канаде, Франции, Италии. При этом специали­стыполагают, что принцип «презумпция согласия» являет­ся более эффективным, т. е.более соответствует целям и интересам клинической трансплантации. Российские жетрансплантологи считают, что «процесс получения согла­сия на изъятие органовпо-прежнему является в нашей стране основным фактором, сдерживающим развитие(рас­ширение) донорства. Прямое обращение врачей к паци­енту или егородственникам («испрошенное согласие») в силу культурно-историческихособенностей России, как правило, ответного движения не вызывает (одни исследо­вателиназывают это «недостаточной цивилизованностью», а другие — «нравственнойчуткостью»). В то же время при­нятие врачом «решения о «неиспрошенном согласии»в ус­ловиях почти полной неинформированности населения по правовым вопросаморганного донорства может иметь в дальнейшем негативные последствия длядолжностного лица со стороны родственников умершего».
Темне менее в современной медицине продолжается процесс расширения показаний кразличным видам пере­садок, что является одним из объективных оснований того, что одной из устойчивых особенностейсовременного об­щества становится «дефицит донорских органов». Состоя­ние«дефицита донорских органов» — это хроническое не­соответствие между их«спросом» и «предложением». В любой момент времени приблизительно 8000-10000чело­век ожидают донорский орган. Это заставляет специалистов-трансплантологовискать, определять и прокладывать «пути» к стабильным источникам донорскогоматериала. Один из путей приводит к необходимости определения «момента смерти»,что значительно расширит, с точки зрения специалистов, возможности полученияорганов для трансплантации. Еще одним путем становится «ранняя кон­статациясмерти мозга» и выявление «потенциальных до­норов».
Эти«пути» — движение в направлении к прагматическо­му отношению к смерти человекас возможностью недопус­тимых для общества последствий, например, к утвержде­ниюпрагматико-потребительного отношения к человеку, тело или части тела которогостановятся объектом коммерче­ских сделок. С тенденциями коммерсализациитрансплан­тации связан запрет на куплю-продажу органов и (или) тка­нейчеловека, зафиксированный в статье 1 Закона РФ «О трансплантации», что лишьсвидетельствует о реальности этих процессов. Характерно, что самитрансплантологи на основании несложных расчетов приходят к выводу: «Приоб­ретениеи использование живых почек и роговиц оказыва­ется значительно доходнее, чемпромышленное предпри­нимательство». Формой противостояния коммерсализациитрансплантации является запрет на трансплантацию донор­ских органов от живыхнеродственных индивидуумов в За­коне «О трансплантации».
Трансплантацияорганов от живых доноров не менее про­блематична в этическом плане, чемпревращение умерше­го человека в донора. Нравственно ли продлевать жизнь накакое-то время ценою ухудшения здоровья, сознательной травматизации исокращения жизни здорового донора? Гу­манная цель продления и спасения жизниреципиента теря­ет статус гуманности, когда средством ее достижения ста­новитсянанесение вреда жизни и здоровью донора.
Неменее драматичными являются ситуации дефицита донорских органов. Относительнопроблемы выбора между получателями донорских органов российскими специали­стамипринимаются два общих правила. Одно из них гла­сит: «Приоритет распределениядонорских органов не дол­жен определяться выявлением преимущества отдельныхгрупп и специальным финансированием».
Второе:«Донорские органы должны пересаживать наи­более оптимальному пациентуисключительно по медицин­ским (иммунологическим) показателям».
Определеннойгарантией справедливости при распре­делении донорских органов являетсявключение реципиен­тов в трансплантологическую программу, которая форми­руетсяна базе «листа ожидания» регионального или меж­регионального уровней.Реципиенты получают равные пра­ва на соответствующего им донора в пределах этихпро­грамм, которыми предусмотрен также обмен донорскими трансплантантами междутрансплантационными объедине­ниями. Обеспечение «равных прав» реализуется черезме­ханизм выбора сугубо по медицинским показаниям, тяже­стью состоянияпациента-реципиента, показателям иммунологической или генотипическойхарактеристик донора. К известным трансплантационным центрам относятсяЕвротрансплантант, Франс-трансплант, Скандиотрансплант, Норд-Италия-транспланти др. Оценивая такую систему распределения органов как гарантию от всевозможныхзлоупот­реблений, рекомендация по созданию «системы заготовки донорских органовна региональном или национальных уров­нях» оценивается как одно из общихэтических правил.
Либеральнаяпозиция. Либеральная по­зиция сводится к оправданию, обоснованию, пропагандетрансплантации как нового направления в медицине. В каче­стве характерногопримера либерального основания донор­ства может быть приведена концепция«физиологического коллективизма», разработанная в 30-е годы А. Богдановым,организатором первого в мире Института переливания кро­ви. Согласно этойконцепции, донорство — это новая этиче­ская и социальная норма, а переливаниекрови — один из способов «братания людей» (буквального) и создания из от­дельныхиндивудуумов общества как (опять же буквального) единого «социальногоорганизма».
Современныетрансплантологи не создают утопических концепций, но стремятся выйти на уровеньэтических пра­вил и норм своей деятельности. Различные формы реко­мендаций иправил, которые принимают специалисты-трансплантологи в границах либеральнойпозиции, имеют своим фундаментальным основанием два принципа антропоцен­тризма.Первый касается натуралистическо-материалистического понимания человека, второй— конечности жизни (отрицания бессмертия души).
Расширениепрактики трансплантации либеральные идео­логи связывают с преодолением«мифического отношения к сердцу как вместилищу души» и символу человеческойидентичности, с преодолением отношения к смерти как «пе­реходному состоянию».Они видят прямую связь между про­грессирующим развитием трансплантации ипреодолением общественного психологического барьера в виде традици­онно-религиознойкультуры с ее системой ритуалов и отно­шением к смерти. Они полагают, что успехтрансплантологии возможен только в условиях«развитого и подготов­ленного общественного мнения, признающего безуслов­ностьгуманистических ценностей по всему кругу вопросов практики трансплантацииорганов». Среди безусловных гу­манистических ценностей особо выделяютсяследующие три:
«добровольность,альтруизм, независимость».
Особоеместо в либеральной биоэтике занимает понятие «анатомичесие дары». Подчеркивая«дарственность», т. е. без­возмездность «анатомических даров», либеральнаябиоэти­ка пытается преодолеть и исключить возможные экономиче­ские мотивыданного поступка. Включение любой формы экономического расчета означает потерюценностно значи­мого, нравственного статуса «дарения». Тем не менее либе­ральнаябиоэтика представлена и попытками объединения «экономической выгоды» и«гуманности». Широко известен аргумент, что высокая цена органов, которую всостоянии заплатить предприниматели, обеспечит донорам стран «третьего мира»нормальный уровень жизни и спасет многих людей от голода. В ряду подобныхаргументов оказывается и следующее суждение: «Не должна запрещаться оплата ра­зумныхрасходов за медицинские услуги, связанные с пре­доставлением донорского органа(но не за орган)».
«Разумностьрасходов» и гуманность целей транспланта­ции может не вызывать сомнений. Носредства ее реализа­ции, предполагающие экономические отношения по типу «ку­пли-продажи»,включая и их превращенные формы («даре­ние»), с неизбежостью умаляют ееэтический смысл. Кантовский критерий этичности — рассмотрение человека как«цели», а не как «средства» — несоразмерен с подобной экономиче­скойразумностью и целесообразностью. Именно кантовский критерий этичности положен воснование статьи 1 Закона РФ «О трансплантации», где четко оговорено: «Органы и(или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи».
ВПредисловии к Руководству по трансплантологии ака­демик В. И. Шумаков ставитзадачу организации «научно обоснованной пропаганды донорства». Такая постановказадачи может иметь своим следствием лишь какой-нибудь новый вариант богдановского«физиологического коллек­тивизма». Стремление науки научными средствами обосно­ватьдонорство не вполне корректно. Обоснование донор­ства не задача науки, будь тофизиология, биология, химия, генетика и т. п. Обоснование донорства — этозадача эти­ки, в том числе этики религиозной. Об этом свидетельству­ет ипонятие «дарение органов», которое становится новым символом любви, взаимнойзаботы и спасения жизни, но, по сути дела, представляет собой современнуютрансфор­мацию традиционно-религиозной идеи жертвы.
Консервативнаяпозиция. Консерватив­ная позиция менее всего склонна содействовать тому, что­бысовременная российская наука вновь вставала на исхожий советским атеизмом вдольи поперек тупиковый путь противопоставления науки и веры. Сегодня естествознаниеполучило возможность понять, что, во-первых, действитель­ное различие междунаукой и верой является условием их самоценности и, во-вторых, насколькопроизвольно и упро­щенно их «воинственное» исключение друг друга.
ВПравославном Символе Веры утверждается вера в вос­кресение мертвых. Вопрос,включает ли «оживление костей» воссоздание целостности тела, которое сталожертвой трансплантологической практики, является исключительно пред­метом веры.И при этом главное, что какую бы научную фор­му ни принимал атеизм, он такжеобречен всего лишь на веру, правда атеистическую, в невозможность Воскресениямертвых, так как никакими научными доказательствами этой невозможности атеизмне располагает и располагать не мо­жет. Путь противопоставления одной верыдругой беспер­спективен для сторонников и идеологов «научно обоснован­ногодонорства». Реальные же возможности обоснования до­норства заключены не внауке, а в самой религии.
Известно,что все мировые религии сохраняют почти­тельное отношение к телу покойного. Ксожалению, пони­мание смерти в натуралистическо-материалистическоммировоззрении порождает весьма типичное к ней отноше­ние. Оно проявляется,например, в следующей рекоменда­ции врачам и сестрам, которые находятся всостоянии «эмо­ционального раздвоения» в своем восприятии человека с диагнозомсмерти мозга как определенной личности: «В таких случаях надо четко осознавать:при смерти мозга па­циент перестает быть человеческой индивидуальностью».
Христианскаяпозиция, которую выразил профессор бо­гословия В. И. Несмелов, исходит из того,что физическая смерть — не столько переход в новую жизнь, сколько «по­следниймомент действительной жизни». Понимание смерти как пусть последней, но «стадиижизни», как «личностно значимого события», отношение к которому — это областьчеловеколюбия, область собственно нравственного отно­шения между человекомумершим и человеком живым, в частности, между умершим больным и врачом каксубъек­том нравственных отношений.
Вхристианстве мертвое тело остается пространством лич­ности. Почтение к умершемунепосредственно связано с ува­жением к живущему. Утрата почтения к умершему, вчастно­сти, нанесение повреждений телу, влечет за собой в конце концов потерю уважения к живущему.Прагматическое исполь­зование трупов в медицине влечет за собой усиление потре­бительскогоотношения к человеку. Это проявляется в устой­чивой и, к сожалению, неизбежнойтенденции коммерсализации медицины. Закон Российской Федерации «О трансплан­тацииорганов и тканей» запрещает куплю-продажу человече­ских органов, что как нельзяболее убедительно свидетельст­вует о реальности подобных сделок, создавая приэтом новый набор «мотивов» для так называемых преднамеренных убийств.
Возможнали оценка трансплантологической практики, и какой она может быть в контекстеПравославия? Отец Ана­толий Берестов, настоятель домового храма преп. Серафи­маСаровского при Институте трансплантации говорит, что Православной Церкви ещепредстоит определиться в эти­ческом плане в отношении вопроса трансплантологии.Это определение, конечно же, будет включать анализ того, как произошел ипроисходит подмен добра злом, т. е. как стрем­ление спасти человеческую жизньоборачивается уничиже­нием другой жизни — нанесением вреда живому донору,использованием человеческих трупов в качестве доноров, отношением к пациенту сдиагнозом смерть мозга как к хранилищу запасных органов и т. д. и т. п.
Эти«явления» вопиют о том, что даже такая фундамен­тальная цель, как спасениечеловеческой жизни, требует соблюдения множества условий, среди которых соблюде­ниесвободы и добровольности, т. е. ценностей, которые составляют сутьсамопожертвования.
Вправославной этической традиции никогда не шла речь о том, что нельзяжертвовать собою во имя спасения жизни человека. Напротив, «нет больше тойлюбви, как если кто по­ложит душу свою за друзей своих» (Ин., 15: 13). Самажерт­венная смерть Спасителя является свидетельством этической ценностисамопожертвования. Но самопожертвование, как сознательное и добровольноедействие человека, исключает любое внушаемое воздействие и насилие.Определенным ви­дом нравственного «насилия», с нашей точки зрения, может статьпревращение человеческой способности к жертвенно­сти в норму, или правило, илиновый критерий гуманности.
Практикатрансплантации органов вышла сегодня из уз­коэкспериментальных рамок на уровеньобычной медицин­ской отрасли. Своей несоразмерностью этическим христи­анскимориентациям она небывало увеличивает социаль­ную опасность ошибки, котораяможет оказаться гибельной для каждого человека и для культуры в целом.
Найти,понять и принять меру сотворчества Бога и чело­века в спасении Жизни — этодействительно непростая за­дача разумного отношения к этическим проблемам транс­плантации.Но путь разума, и особенно разума нравствен­ного, не исключает, а напротив,предполагает и запреты, и самоограничение. Для религиозной нравственной филосо­фииочевидно, что все разумное имеет свои пределы, бес­предельны только глупость ибезумие.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Протидія незаконному обігу наркотичних засобів, психотропних речовин і прекурсорів та зловживанню ними
Реферат Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе
Реферат Конституционное право зарубежных стран 2 Принципы федерализма
Реферат Инструменты необходимые для тестирования Linux
Реферат Исследование влияния технологических параметров на процессы низкотемпературной сепарации
Реферат Jungle Essay Research Paper English The Jungle
Реферат Ой не ходи, Грицю... Маруся Чурай
Реферат Товароведение продовольственных товаров 5
Реферат Формирование стабильного трудового коллектива
Реферат Смирнова, Александра Осиповна
Реферат Рекламная кампания и социологические исследования туристического агентства "По ту сторону Вселенной"
Реферат Социально-экономические последствия безработицы
Реферат Разработка автоматического устройства
Реферат Трудові ресурси та зайнятість населення світу
Реферат Инвестиционный потенциал регионов