Реферат по предмету "Медицина"


Формирование валеологических установок в школе

--PAGE_BREAK--Формирование валеологических установок в школе и обществе


Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды — условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Любая категория, явление всегда шире тех рамок, в которые пытаются его заключить, чтобы разобраться в его сути. Это является посылкой для создания теории здоровья. Для теории мало определить сущность самого понятия, ибо теория представляет собой развитое, конкретизированное и разветвленное понятие этой сущности, высшую форму научного знания.

Человек — предмет изучения многих естественных (биология, антропология, физиология, медицина и др.) и общественных (социология, психология, философия и т.п.) наук. Но проблема здоровья человека до сего дня монополизирована медициной, которая, однако, практически является наукой о болезнях человека — «человекопатологией».

Сохранение и укрепление здоровья представляет собой по сути проблему управления здоровьем. Процесс управления состоит из следующих формальных этапов: сбор и анализ информации о состоянии объекта, его прогноз; формирование программы управляющих действий, ее реализация; анализ адекватности и эффективности управляющей программы (обратная связь). Как видим, современное состояние медицинской науки не дает возможности сформировать обоснованную программу управления здоровьем. Создание здоровых условий существования, за научное обоснование которых несет ответственность гигиеническая наука, — это пассивно-оборонительный путь профилактики. А активную позицию оздоровления невозможно обосновать без определения сущности индивидуального здоровья, которым следует управлять. Это и есть основная проблема учения о здоровье.

Не следует думать, что проблема индивидуального здоровья не поднималась в медицине до появления валеологии. Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален сформулировал понятие «третьего состояния» — переходного между здоровьем и болезнью. В той или иной степени этой проблемы касались И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов, ИА-Аршавский, Н.М-Амосов и др. В конце XIX в. И.И.Мечников в своей речи «О целебных силах организма» на съезде естествоиспытателей и врачей (1883) противопоставил «этиологической» точке зрения возникновения болезней, ставившей по существу знак равенства между причиной (возбудителем) болезни и самой болезнью, другой взгляд. Возникновение заболевания он трактовал как процесс взаимодействия возбудителя (причины) и организма. Однако прогресс и успехи клинической медицины, основанные на этиоцентрическом подходе, затормозили развитие учения об этих свойствах организма.

Первую современную попытку сформулировать положения о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в 60-х годах патологи (!) С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Они обосновали научное направление, получившее впоследствии название «санология». Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «са-ногенез» — динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (физиологического или патологического характера), возникающий при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающийся на протяжении всего болезненного процесса — от состояния предболезни до выздоровления (С.М.Павленко, 1973). Хотя саногенетические механизмы действуют в организме постоянно, авторы концепции как патологи сделали акцент на их функционировании при опасности развития заболевания (воздействии чрезвычайного раздражителя) и в качестве основных категорий при этом выдвинули «предболезнь» и «выздоровление».

На современном этапе развития науки хорошо видны методологические погрешности концепции самогенеза, однако эта концепция несомненно являлась прогрессивной, хотя не была принята медицинской общественностью и предана забвению на полтора-два десятилетия.

Существенный вклад в развитие проблемы внесли представители военной медицины (70-е гг.), занимающиеся медицинским обеспечением лиц, работающих в условиях экстремальных воздействий (водолазов, космонавтов и т.п.): ведь перед военными медиками всегда стояла задача оценки «крепости» здоровья их подопечных (Г.Л.Апанасенко, 1974; Р.М.Баевский, 1972, и др.). Было сформировано понятие донозологическая диагностика, которое с успехом использовалось и в гражданском здравоохранении (В.П. Казначеев, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева, 1980, и др.).

Следует упомянуть и работы, касающиеся проблем нормологии, появившиеся в 70-е годы (А.А. Корольков, В.И.Петленко, 1977, и др.). Однако «норма» имеет такое же отношение к валеологии, как «синдром» — к патологии.

Существенный вклад в формирование предпосылок к появлению валеологии сделан группой ученых Киевского НИИ медицинских проблем физической культуры Министерства здравоохранения Украины (1968—1986), развивавших учение о физическом состоянии человека (Г.Л.Апанасенко, С.А.Душанин, Л.Я.Иващенко, И.В.Муравов, Е.А.Пирогова и др.). К сожалению, этот НИИ, являющийся по сути единственным в бывшем СССР научным учреждением, занимающимся проблемами здоровья практически здорового человека, в 1986 г. был расформирован.

Основоположником науки о здоровье человека в современном ее понимании по праву считается ученик Н.В.Лазарева И.И.Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982г.) поднял на щит методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптогенов и сформировав новое научное направление — фармакосанацию («лекарства» для здоровых), он пришел к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида. Назвав обоснованное им новое научное направление «валеологией» (от valeo — здравствовать), он в 1987 г. издал первую монографию по этой проблеме «Введение в валеологию — науку о здоровье», в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь на основе медицины, экологии, биологии, психологии и других наук. В 1990 г. вышло второе, дополненное и переработанное издание этой монографии.

Вторым центром развития валеологии стал Киев, где формирование валеологического направления было связано со спортивной медициной (спортивная медицина обладает крупнейшим в медицинской науке банком данных о состоянии функций здоровых людей). В 1985 г. на выездном заседании Бюро Научного Совета АМН СССР «Медицинские проблемы физической культуры и спорта», проходившем на базе кафедры спортивной медицины и ЛФК Киевского медицинского института, Г.Л.Апанасенко впервые представил обоснованную им модель, пригодную для оценки уровня соматического здоровья индивида по прямым показателям, привел доказательства ее информативности, раскрыл перспективы использования этой модели в профилактике заболеваний и оздоровлении населения. В том же году была опубликована и его первая статья по этой проблеме в журнале «Гигиена и санитария».

В 1986 г. Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР был утвержден «Межкафедральный план преподавания валеологии для студентов медицинских институтов». Первое учебное пособие по медицинской валеологии для студентов-медиков появилось в Алтайском медицинском институте (г. Барнаул, 1989 г.), где при кафедре нормальной физиологии был создан соответствующий курс (проф. В.П.Куликов).

В конце 80-х годов Ю.П.Лисицын, являясь рецензентом первой монографии И.И.Брехмана «Введение в валеологию — науку о здоровье», написал серию статей, в которых «реанимировал» термин «санология». Под этим термином он понимал науку об общественном здоровье, фундаментом которой является категория «образ жизни». Благодаря этой терминологической неразберихе в Ленинградском ГИДУВе (1987) и Крымском медицинском институте (1990) были открыты кафедры «Основы здорового образа жизни» (ЗОЖ), которые просуществовали недолго и были расформированы (в С.-Петербурге кафедра реформирована в курс валеологии, зав. курсом — проф. В.П.Петленко).

Неудачи, связанные с деятельностью кафедр ЗОЖ на том этапе развития валеологии, определялись, с одной стороны, отсутствием соответствующей «ниши» для специалистов-валеологов в здравоохранении СССР, с другой — отсутствием четких представлений о методологических основах валеологии как науки.

Термин «санология» был использован и при утверждении в Украине врачебной специальности «врач-санолог». Кафедра, открытая в 1992 г. при Киевском институте усовершенствования врачей для подготовки этих специалистов, получила название кафедры спортивной медицины и санологии (зав. кафедрой проф. ГЛ.Апанасенко, руководитель цикла по санологии — проф. кафедры ЛА.Попова). Наличие соответствующей медицинской специальности, сформировавшийся к тому времени социальный запрос в практическом здравоохранении Украины позволили коллективу кафедры четко сформулировать критерии валеологии как науки (цели и задачи, методология, предмет, объект исследования, методы), составить квалификационную характеристику врача — санолога (валеолога), создать учебную программу и программу компьютерного тест-контроля уровня знаний практических врачей, проходящих предаттестационную подготовку, и проводить целенаправленные научные исследования.

С 1991 г. к исследованию проблем валеологии присоединились специалисты Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения России (И.А.Гундаров, A-А.Александров и др.), где был решен ряд важнейших научно-практических проблем.

По инициативе И.И.Брехмана на базе созданного им научно-координационного центра валеологии (г. Владивосток) начинается систематический выпуск сборников научных трудов «Валеология» (I выпуск — 1993, II — 1995), в которых находят отражение важнейшие достижения новой науки.

С 1994 г. Российский институт профилактической медицины (г. С.-Петербург, генеральный директор — проф. П.П.Горбенко) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины.

Если на I конгрессе валеология была представлена лишь единичными докладами, то на II (1995 г.) уже было организовано секционное заседание по проблемам валеологии. Под идеологическим руководством И.И.Брехманаведущиг валеологи стран СНГ (Г. Л.Апанасенко, И.А.Гундаров, В.И.Куликов и др.) представили весомые аргументы в пользу валеологии как науки и ее роли в профилактике заболеваний, и III конгресс, проходивший в 1996 г., уже был назван «Профилактическая медицина и валеология». К сожалению, к этому времени основатель валеологии И.И.Брехман ушел из жизни, но его идеи получили на конгрессе свое дальнейшее развитие. В частности, сформировано общественное движение «Здоровый мир», было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности — врач-валеолог (ноябрь 1996 г.), а при Министерстве здравоохранения России создано Управление медицинской профилактики, призванное реализовать валеологические технологии через сеть центров медицинской профилактики.

Нельзя не упомянуть о противодействии гигиенистов, претендующих на монополию в науке о здоровье, формированию валеологии как науки. Однако за 150 лет своего существования гигиена так и не сумела выделить «индивидуальное здоровье» в самостоятельную категорию.

Министерства просвещения России и Украины сразу оценили роль валеологии в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в педагогических университетах ишколах новый учебный предмет «Валеология». Уже выпущены первые учебники для студентов и школьников, ведутся серьезные научные исследования в России — В.В. Колба-нов, Г.К.Зайцев, Л.Г.Татарникова и другие; в Украине — Т.Е.Бойченко, С.Волкова, В.Горащук, А.В.Царенко и др.).

В 1997 г. совместным решением Министерства здравоохранения и АМН Украины сформирована проблемная комиссия «Валеология» (председатель ГЛ.Апанасенко), которая призвана координировать научные исследования по валеологии в Украине.

С 1996 г. в Украине и России издается журнал «Валеология».

За рубежом аналогом валеологии является направление «health promotion» и «health education». Однако разработка этих направлений в научном аспекте не может сравниться с научными достижениями отечественной валеологии.

Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья. Общественное здоровье — предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем, валеологи хорошо представляют себе роль социально-гигиенических факторов в деле сохранения и укрепления здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека.

Внедрение в практику методов валеологии позволит в перспективе изменить всю технологию контроля за состоянием здоровья населения. Сейчас уже очевидно, что технология всеобщей диспансеризации оказалась неспособной решить стоящие перед ней задачи вследствие не только колоссальных экономических и трудовых затрат, но и значительных недостатков в ее методологии. Она была направлена на выявление как можно большего количества болезней с последующим объединением больных в группы диспансерного наблюдения. Это требовало больших сил и средств, однако доминирующей была ориентация не на прогноз» а на констатацию состояния здоровья человека в виде нозологического диагноза. Характерным был узковедомственный подход к лечению и оздоровлению без учета всего разнообразия социально-психологических и биологических особенностей человека. У здорового пациента отсутствовала личная заинтересованность в обследовании состояния своего здоровья. Валеологические технологии требуют интегральной оценки уровня здоровья, подбора оздоровительных средств, включая коррекцию образа жизни. Очевидно, что Широкое внедрение этих технологий в практику потребует и новой организации здравоохранения, развития сети соответствующих учреждений, обоснования их функций, оснащения и кадрового обеспечения.

Следует также помнить, что мы стоим на пороге семейной медицины. А семейный врач — наполовину врач-валеолог. Длительное и постоянное наблюдение за членами семьи, возможность определять уровень их здоровья, прогнозировать его, корригировать образ жизни и предупреждать таким образом развитие заболевания — едва ли не основная функция семейного врача.

При реализации технологий валеологии появляется возможность резко повысить эффективность профилактики хронических неинфекционных заболеваний. В качестве основной концепции, используемой для решения задач подобной профилактики, является концепция «факторов риска». В качестве основного инструмента реализации этой концепции выступает скрининг (буквально — «просеивание») с выявлением групп риска среди практически здорового населения и проведением соответствующих мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболеваний. Успешность этой концепции несомненна: во многих промышленно развитых странах снизились показатели заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В то же время осуществление скрининга (различные виды опросников на базе ЭВМ) с последующим выявлением эндогенных факторов риска довольно трудоемко (определение спектра липидов в сыворотке крови, толерантности к углеводам и т.д.), требует специально обученного персонала и дорогостоящего оборудования. Кроме того, появление эндогенных факторов риска знаменует собой уже развившееся нарушение гомеостаза (гиперлипидемия, гипергликемия) или начальные формы патологического процесса, который еще не принял вид конкретной нозологической формы. Следует также учесть, что коррекция высокого риска развития заболеваний предусматривает необходимость использования и фармакологических средств (например, гипотензивных препаратов), что вряд ли целесообразно на популяционном уровне.

Всех этих недостатков лишены валеологические технологии, позволяющие вмешиваться в неблагоприятное течение событий на этапе снижения уровня здоровья конкретного индивида.

Валеология — не альтернатива нозологической медицине, а дополнение к ней, расширение границ медицины вообще; на основе учения о болезни (патологии) и учения о здоровье (валеологии) может быть сформирована общая теория медицины и новая стратегия практического здравоохранения.



В настоящее время медицинскую валеологию в Украине представляют Г.Л.Апанасенко, В.П.Войтенко, О.П.Минцер, И.В.Муравов, Л.А.Попова и другие, в России — ИА.Гундаров, В.П.Куликов, В.П.Петленко.

Далее, после рассмотрения теоретической части данной работы, рассмотрим практическое применение валеологии на примере программы профилактики нарушений репродуктивного здоровья школьниц.
Профилактика нарушений репродуктивного здоровья школьниц

В отличие от традиционных для образовательных учреждений профилактических технологий, направленных на предупреждение у школьников нарушений зрения, осанки, нервно-психического здоровья и других «школьных болезней», предложение данной программы продиктовано преимущественно неблагоприятной социально-демографической ситуацией в обществе, которая может быть охарактеризована следующим образом.

Вот уже почти 10 лет в стране отсутствует естественный прирост населения, что обусловлено существенным снижением рождаемости, увеличением числа умерших, в том числе в младенческом возрасте. Демографический кризис усугубляется ростом акушерско-гинекологических заболеваний среди беременных и рожениц, а также высокой распространенностью хронических заболеваний среди современных школьниц (до 75%), что угрожает репродуктивным возможностям подрастающего поколения женщин.

Медико-социологические исследования свидетельствуют об омоложении возраста начала половой жизни и о недостаточной физиологической и гигиенической грамотности молодежи в этой области. Так, по данным выполненного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в 1997—1998 гг. опроса около 5000 городских школьниц и учениц профессионально-технических училищ (ПТУ) 15-17 лет установлено, что 90% из опрошенных ни разу не обращались к гинекологу, несмотря на то что 35% учащихся ПТУ и 25% школьниц считали возможным для себя вступление в половую жизнь ранее 16 лет.

Скрининговые обследования состояния менструальной функции у школьниц современных образовательных учреждений выявляют наличие у трети из них несформированности менструального цикла при «стаже» менструаций в 3 и более лет. В новых видах образовательных учреждений (гимназии, лицеи, профильные школы) выявлена еще большая распространенность указанного расстройства.

Известно, что гинекологическая служба в стране ориентирована преимущественно на взрослых женщин, причем активно обращающихся за необходимой гинекологической помощью. Девочки-подростки не обладают такой активностью как в силу возрастных психологических особенностей (стыдливость, страх разоблачения потери девственности и др.), так и потому, что их недостаточная физиологическая грамотность затрудняет объективную оценку тех изменений в организме, которые происходят в период полового созревания и имеют прогностическое значение для формирования репродуктивных возможностей. В частности, установлена неспособность большинства старших школьниц правильно оценивать состояние своей менструальной функции, первоосновы их репродуктивного здоровья. Наиболее распространенными ошибками при этом были неправильный расчет продолжительности менструального цикла (от конца предыдущей до начала следующей менструации, вместо того чтобы рассчитывать от начала предыдущей до начала следующей менструации), признание нормальными коротких (менее 3-х дней) месячных, скептическое отношение к ведению календаря менструаций и др.

Согласно новейшим данным, нарушения менструальной функции у девочек-подростков служат визитной карточкой наличия у них комплекса соматических расстройств и заболеваний. Для девушек с нарушениями менструальной функции типичны сочетаемость сразу нескольких болезней, нередко скрытое течение анемии, диатеза, легочных заболеваний, нарушений функции печени, почек и др.

Из этого следует, что состояние менструальной функции у школьниц является индикатором их общего нездоровья. Это требует своевременного выявления, комплексного обследования и последующего лечения таких девушек у специалистов разного профиля. Итак, в период выраженного демографического спада, переживаемого Россией, здоровье девочек приобретает особую ценность как демографический потенциал общества. И не только поэтому. Для большинства женщин материнство — это смысл их биологического предназначения, основа психологического комфорта и самоутверждения в семье и обществе.

Поскольку нарушения полового развития и менструальной функции формируются в пубертатном возрасте на этапе школьного обучения, то охрана репродуктивного здоровья школьниц приобретает актуальное значение среди профилактических задач современной школы (см. Приложение). Решение этой задачи особенно существенно для школ с углубленным содержанием образования, поскольку научными исследованиями установлена зависимость состояния менструальной функции у школьниц от объема учебно-воспитательных воздействий на их организм в процессе школьного обучения.

Предлагаемая программа разработана НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков на основе наблюдений, с одной стороны, за формированием менструальной функции у современных школьниц, с другой — за протеканием беременности, родов, состоянием новорожденных у первородящих женщин (результаты анализа медицинской документации родильных домов). Объединяющим эти исследования фактором служило проведение анкетного опроса школьниц и рожениц по единой программе, характеризующей особенности школьного периода жизни у тех и других. Это позволило установить факторы риска для формирования и последующей реализации репродуктивной функции у девушек-женщин. Содержание разработанной профилактической программы предусматривает два варианта ее практического использования в школах.

Первый вариант программы включает одномоментное (с 1 по 4 пункты) и последовательное проведение следующих мероприятий.

1. Беседа со школьницами IX—XI классов об особенностях формирования менструальной функции, факторах риска ее своевременному становлению, о значении менструальной функции для детородных возможностей женщины и т. д. (Полное содержание беседы изложено ниже).

2. Скрининговое тестирование состояния менструальной функции у присутствующих на беседе школьниц с помощью специальной анкеты-опросника (прилагается).

3. Экспресс-анализ проведенного тестирования и выделение школьниц «группы риска» по состоянию оцениваемой функции.

4. Рекомендации школьницам «группы риска» обратиться за уточнением диагноза к специалистам (гинекологу, эндокринологу и др.)

5. Контроль за дальнейшими действиями школьниц «группы риска» (информированы ли родители об этом, обращалась ли за консультацией к специалистам, было ли назначено лечение, выполняет ли его девушка, каков результат после курса лечения?).

Проводя беседу со школьницами, валеолог должен исходить из того, что аудиторию его слушателей составляют девушки 15—17 лет, у которых менструальный цикл должен быть полностью сформированным. В популяции современных девочек первая менструация у подавляющего большинства приходит на 13 году жизни (т. е. в 12 лет с месяцами). После появления первой менструации год отводят на установление нормального биологического цикла данной функции. Следовательно, если первая менструация пришла в 13 лет и год отведен на установление номального биологического цикла, то к 15 годам менструальный цикл у девушки должен быть сформированным. Исходя из этого, основное содержание беседы должно включать вопросы контроля за состоянием менструальной функции как первоосновы репродуктивных возможностей каждой девушки.

В понятие сформированности меноцикла входит регулярная повторяемость менструаций через определенный промежуток времени, причем индивидуальный для разных девушек, например, через 21-24—28—30 дней. Любой из этих сроков нормален, важно только, чтобы он был постоянным. Из-за такого ежемесячного повторения менструации в бытовом общении называют «месячными».

Важный вопрос, как измеряют продолжительность менструального цикла? Его измеряют сроком от начала одной менструации до начала следующей.

Девушки должны следить за сроком своих «месячных». Сначала для того, чтобы установить, когда сформировался биологический цикл менструаций, а потом в целях контроля за своим гинекологическим здоровьем. Известно, что большинство женских заболеваний начинается с нарушения менструального цикла, а девушки «менструального» возраста должны знать наверняка, что менструации прекращаются, когда наступает беременность. Валеолог обращается с вопросом к аудитории: «Кто из вас знает, каким простым способом можно точно отслеживать состояние своего менструального цикла?»Хорошо зарекомендовало себя ведение календаря менструаций, где красным цветом заштриховывают день начала «месячных», а синим или черным — день, когда они закончились. При ведении такого календаря девушка получает информацию сразу о нескольких главных характеристиках своей менструальной функции: о периоде цикла (от начала одной до начала следующей менструации), о регулярности его повторения (из месяца в месяц), о длительности течения каждой менструации.

А теперь стоит поговорим о «факторах риска» формирования менструальной функции. 'Изучение причин несформированности менструального цикла у школьниц со «стажем» менструаций в три и более лет выявило ведущую роль в этом большой суммарной, как говорят врачи, — социально-биологической нагрузки на девичий организм. Компонентами такой нагрузки служило наличие 1) хронического заболевания; 2) большого объема учебно-воспитательных воздействий на организм девочек (например, параллельное обучение в двух школах: языковой гимназии и музыкальной школе); 3) недостаточное образование половых гормонов в период полового созревания. Индивидуальный анализ показал, что большинство девушек оцениваемой группы имело в анамнезе комплекс указанных неблагоприятных факторов.

Если изложенные данные представить в виде диаграммы  (рис. 1), то она показывает, что только 25% девушек с несформировавшимся менструальным циклом имели один из перечисленных неблагоприятный фактор, а у 75% отмечалось сочетание в анамнезе двух и трех неблагоприятных факторов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.