Реферат по предмету "Медицина"


Сравнительная эффективность различных комплексов АФК при нарушении осанки и плоскостопия у школьников

--PAGE_BREAK--По мнениюПесталоцци главной целью воспитания является развитие сил и способностей, заложенных в ребенке, но эти способности нужно упражнять, иначе они так и останутся задатками. Лучшими физическими упражнениями Песталоцци считал упражнения в овладевании движениями в суставах, поскольку из них складываются любые сложные действия.
В 1-ой половине XIX века сложились три национальные системы гимнастики – немецкая, французская и шведская. В трех названных системах отражены три основных направления гимнастики, а именно:
1.Гимнастика, направленная на овладение сложными движениями, преимущественно на специальных гимнастических снарядах. В дальнейшем из нее сформировалась спортивная гимнастика – немецкая система гимнастики.
2.Гимнастика, направленная на овладение прикладными навыками, преимущественно военно-прикладного характера, в дальнейшем из этого направления сформировалась военно-полевая и специальная гимнастика – французская система гимнастики
3.Гимнастика, направленная на развитие двигательных качеств, преимущественно силы – шведская система гимнастики.
К середине XIX века современная гимнастика сложилась и продолжала совершенствоваться. К этому времени появились и новые разновидности гимнастики: индивидуальная, гигиеническая, лечебная, несколько позднее – художественная и атлетическая.
Интерес к гимнастике, а так же неудовлетворительное состояние ее в России побудили некоторых ученых и общественных деятелей создать научно – обоснованную систему гимнастики. Эту задачу успешно выполнил П.Ф. Лесгафт. В педагогической системе Лесгафта физическое образование занимает весьма выдающееся положение. Свою систему физических упражнений Лесгафт называет физическим образованием в отличие от физического воспитания. Физическое образование не только не исключает, а наоборот, немыслимо без физического воспитания, подразумевая под последним гигиеническое, оздоровительное значение физических упражнений Лесгафт основывает на анатомо-физиологических данных и стремится такими упражнениями, постепенно и последовательно усложняя и разнообразя их, достигнуть целесообразного развития человеческого организма и его органов, а также увеличения физических сил человека, непременно соединяя физическое развитие с развитием умственным, нравственным и трудовым. Лесгафт положил в России начало науке о физическом воспитании, как особому отделу педагогической науки. Заслуга Лесгафта прежде всего в том, что он, создавая самостоятельную систему физического воспитания и образования, сумел для этого привлечь достижения целого ряда естественных и гуманитарных наук: анатомии, физиологии, психологии и других.
Большой вклад в педиатрию и педагогику дошкольного возраста внесла Л.И. Чулицкая. Опираясь на научные данные об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, она определила гигиенические нормы их воспитания и обучения, и ввела эти нормы в практику детского сада.
Под нормой двигательной активности в дошкольном возрасте признана такая величина, которая полностью удовлетворяет биологические потребности в движениях, соответствуют возможностям растущего организма, способствует его развитию и укреплению здоровья.
Дети при искусственном ограничении двигательной активности в течение некоторого времени существенно увеличивали ее в оставшееся время суток (Пирогова Е.А., Ивашенко Л.Я., Страпко В.К. и др.).
Ходьба босиком как средство закаливания, укрепления здоровья и даже лечения некоторых болезней использовалась с незапамятных времен.
В Древней Греции, где физическая культура стояла на большой высоте, «босохождение» являлось своего рода культом. Оно было обязательно для воинов и входило в систему их закаливания.
Известно, что участники древних олимпиад соревновались босиком, причем отдельные историки считают, что по некоторым видам, например прыжкам в длину и метанию диска, их результаты превышали современные олимпийские достижения.
По свидетельству древнегреческого писателя Плутарха, философ Сократ «в целях обострения мысли» постоянно ходил босиком и требовал того же от своих учеников.
Известный педагог – гуманист XVII столетия Джон Локк одним из основных средств физического воспитания молодежи считал ходьбу босиком.
Многие авторы (Урицкая В.П., Волкова С.С., Алиев М.Н. и др.) занимались разработкой корригирующих упражнений для профилактики дефектов стопы у детей. Саркисян А. и Овакимян Г. изучали последовательность выполнения упражнений для предупреждения и коррекции плоскостопия. По мнению вышеназванных авторов, корригирующие упражнения для формирования свода стопы следует сочетать с обще развивающими и с упражнениями на воспитание правильной осанки с учетом состояния здоровья и физического развития.
1.3 Средства лечебной физкультуры при нарушении осанки и плоскостипия у школьников с точки зрения различных авторов
Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза и при нарушении осанки является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.
Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза, а также при нарушении осанки включает:
· лечебную гимнастику;
· упражнения в воде;
· массаж;
· коррекцию положением;
· элементы спорта.
ЛФК по мнению И.К. Котешевой сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. [14]
Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник – мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.
Одним из средств ЛФК является применение элементов спорта:
– плавание стилем «БРАСС» после предварительного курса обучения.
– элементы волейбола.
Профилактика нарушения осанки по мнению Вавиловой Е.Н предусматривает соблюдение правильной осанки. [6] При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:
· сиди неподвижно не дольше 20 минут;
· старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого «перерыва» – 10 секунд
· сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.
· старайся сидеть «правильно»: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;
· периодически делай специальные компенсаторные упражнения:
1) повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз
2) прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках.
Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.
Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых – необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.
Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки… Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом.
Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.
Кроме этого хорошо принимать ванны с морской или океанической солью по 20 минут.
Основным средством профилактики и методом лечения плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней. При резко выраженном плоскостопии по назначению врача добавляются массаж, ножные ванны и грязевые процедуры. Очень полезны прохладные ножные ванны перед сном (начиная с температуры воды 36–35˚ и доводя ее до 30–28˚). [15]
Появление болей в области ступней и голеней служит противопоказанием к продолжению гимнастики, нужно лишь снизить нагрузку. В занятия рекомендуется включать упражнения с мелкими предметами (мячами, шариками, кубиками, палочками и др.) давать ребятам задания захватывать их пальцами ног, ходить и бегать, ходить на носках и наружных сводах стоп.
Для профилактики и лечения плоскостопия приемы массажа необходимо сочетать с рядом упражнений (с помощью взрослого). [6]
При занятиях с детьми следует применять упражнения, оказывающие воздействие на укрепление всего организма, так и мускулатуры ног.
Профилактикой плоскостопия также считается и закаливание. Т.е. ходьба босиком по траве, песку, гальке или гравию – все это является укреплением стопы ребенка и служит мерой профилактики плоскостопия. [6]
Наибольший эффект оказывают упражнения, если их надо выполнять босиком и по возможности несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели, и после дневного сна. Врачи рекомендуют ежедневно перед сном в течение 5 минут держать стопы ног в воде комнатной температуры.
Ловейко И.Д предлагает следующий комплекс коррекционных упражнений при плоскостопии. [16]
В исходном положении (И.П.) сидя с выпрямленными ногами:
1.      Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.
2.      Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.
И.П. – сидя на стуле:
3.      Сгибать пальцы стоп.
4.      Приведение стоп внутрь.
5.      Кружение стопами внутрь.
6.      Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).
7.      Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.
8.      Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.
9.      Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.
10.    И.П. – стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край стопы и вернуться в И.П.
11.    Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.
12.    Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.
13.    Ходьба по бревну боком.
Упражнения выполняются босиком, каждое по 8–12 раз.
Итак, мы дали общую характеристику плоскостопия и нарушения осанки у школьников, рассмотрели различные подходы к этой проблеме, выявили средства и методы лечебной физкультуры при этих заболеваниях, предложенные различными авторами.
В следующей главе будет проведено исследование заболевания плоскостопием у школьников и предложены методы средства лечебной физкультуры для профилактики и коррекции заболевания.

2. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению и коррекции плоскостопия и нарушения осанки у младших школьников
2.1 Содержание и методы организации исследования
Одной из проблем лечебной физкультуры детей младшего школьного возраста является предупреждение и лечение плоскостопия. Стопа – весьма подвижное приспособление, в котором функции различных отделов тесно переплетены между собой, взаимодействуют, составляют единое целое, способствуя выполнению акта стояния и передвижения.
Наиболее часто встречающаяся форма плоскостопия – статическая. Основным фактором возникновения является нервно-мышечная недостаточность, развивающаяся в связи с общими изменениями в организме на почве различных заболеваний, статических перегрузок, переутомления. Следует особенно подчеркнуть важность борьбы с плоскостопием именно в детском возрасте.
Также плоскостопие оказывает большое влияние на формирование осанки состояние нижних конечностей.
В настоящее время разработаны и внедрены в практику разнообразные профилактические и лечебные комплексы физических упражнений [8, 11, 21].
Цель исследования заключалась в построении комплексной методики восстановления деформации позвоночника а также сводчатости стопы и профилактики плоскостопия, основанной на сочетании релаксации мышц с элементами корригирующей гимнастики на суше и массажа.
Основными задачами исследования были:
1. Изучение литературных данных по вопросам морфофункциональных особенностей детей, методики и организации занятий, направленных на профилактику плоскостопия.
2. Выявление деформации позвоночника и нарушении осанки.
3. Проведение антропоскопического, пальпаторного и антропометрического обследования детей 7–11 летнего возраста.
4. Определение соматотипа, уровня физического развития, варианта осанки и состояния сводов стопы у младших школьников.
5. Разработка, апробация и внедрение комплексной методики укрепления сводчатости стопы посредством физических упражнений и массажа.
6. Разработка корректирующего комплекса гимнастики при нарушении осанки и деформации позвоночника.
Для решения задач использовались следующие методы:
– Анализ и обобщение литературы по рассматриваемой теме.
– Визуально-пальпаторный метод.
– Антропометрический метод. Для определения физического развития использовался индекс Кетле, индекс Риса-Айзенка.
– Педометрия (высота подъема стопы оценивалась по индексу Фридланда).
– Плантография и плантометрия (индекс Чижина, индекс Штритера).
– Комбинированный визуально инструментальный метод.
– Математический анализ и обработка данных.
Организация исследования.
Обследование проводилось в начале учебного года в средней общеобразовательной школе №5 г. Арзамаса. Группа состояла из 18 детей семи-одиннадцати лет.
Исследовательская работа состояла из четырех этапов.
На первом этапе было проведено визуальное, антропоскопическое, пальпаторное и антропометрическое обследование.
Второй этап исследования длился с октября по апрель, включал в себя «непосредственное проведение занятий по физической культуре с использованием специальных комплексов упражнений и массаж, способствующие укреплению сводчатости стопы и коррекции осанки. Занятия проводились четыре раза в неделю по 30–40 минут каждое.
На уроках по физической культуре комплексы упражнений менялись каждые три занятия.
Третий этап включал в себя антропоскопическое и антропометрическое обследование, проводимое в конце учебного года с целью сравнения данных до проведения коррекции и после.
Заключительный этап работы выражался в обработке полученных результатов, которые позволили сделать вывод об информативности применяемых методов оценки осанки, состояния стопы и эффективности специальных упражнений и массажа.
На первом этапе исследование мы обнаружили, что в исследуемой группе 22% детей имеют «нормальную» стопу, 45% – уплощенную и 33% – плоскую; 64% детей имеют нормальную осанку, у 36% наблюдается нарушение осанки.
Для профилактики деформации позвоночника и консервативного лечения плоскостопия нами был предложен следующий комплекс упражнений, а также массаж:
·                    Для профилактики и лечения плоскостопия:
1. «Балерина» Сидя на стульчике, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.
3. Поочередное поднимание носков и пяток 4. Поочередное разведение носков и пяток 2. На пляже Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.
3. Нарисуй кружок Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.
4. а) Цапля Стоя. Ходьба на носках. Спина прямая. б) Мыши На носочках ходят мыши, Так, чтоб кот их не услышал. 5. Слон Стоя. Ходьба на пятках. Носки повернуты внутрь. Тело необходимо держать прямо, дыхание не задерживать.
6. Котенок а) Котенок крадется. Ходьба на цыпочках.
б) Котенок бежит. Бег на носочках.
в) Котенок прыгает, ловит бабочку. Мягкие подпрыгивания, опускаться нужно на всю ступню.
7. Медвежонок Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней. Руки на поясе.
8. Веселые ножки Выполнять сидя. Выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой. Повторить 4 раза.
9. Пружинки Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! (Вожатый должен показывать движения.)
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оптимизация организационных решений
Реферат Организация производства дистанции сигнализации и связи
Реферат Commercial Papermaking Essay Research Paper Commercial PapermakingPaper
Реферат Вредные привычки и социально-психологические аспекты здоровья подростков
Реферат Повышение экономической роли США в межвоенный период
Реферат Антропонимы в художественных текстах д. Хармса: структурно-семантический аспект 10. 02. 01 русский язык
Реферат Nuclear Fusion Essay Research Paper Fusion reactions
Реферат Оптимизация сетевой модели комплекса производственных работ 2
Реферат Методы продвижения туристического продукта на рынке тур услуг
Реферат Исследования систематического (рыночного) и собственного риска российских финансовых активов
Реферат Орграфы теория и применение
Реферат Объединение русских земель и образование московского государства
Реферат Оптимальный план перевозок
Реферат A Brief History Of Apartheid In South
Реферат Представление новых технологий фортепианной школы