ПАРАЦЕЛЬС (Филипп АуреолТеофраст Бомбаст фон ГОГЕНГЕЙМ) (1493 — 1541) — швейцарский врач и астролог, профессор университета. Родился в Швейцарии. Этотзнаменитый врач-естествоиспытатель прожил недолгую жизнь, всего 48 лет. Но заэтот срок сумел прославиться в веках, прежде всего правилом дозированиялекарств, которое сам вывел и установил. Несмотря на то, что к 1515 годуПарацельс только получил звание врача, он был уже знаменит в Европе, а врачебно-философскиепостулаты лекаря, типа — задача доктора в том, чтобы притупить страдания ипутем долгих опытов найти для страдальца избавление — абсолютно не признавалисьего коллегами по всему миру. Врачеватели XVI века отказывались верить влекарства, полученные химическим путем, и по старинке использовали лишьлекарственные травы. И еще, Парацельс запомнился человечеству, как один изосновоположников ятрохимии: он отвергал учение о четырёх соках в организмечеловека и считал, что всё происходящее в нём, это химические процессы. Выделяллекарства из растений, развил новое представление о дозировке лекарств ииспользовал для лечебных целей минеральные источники. Пожалуй, никто не помнит,что Парацельс был тем первым, кто изобрел таблетку. С тех времен, таблеткаслегка трансформировалась и деформировалась, но все же увлажнять и прессоватьпорошок придумал Парацельс. Парацельс всю сознательную жизнь и врачебнуюпрактику посвятил пропаганде гигиены и чистоты, будучи уверенным, в том, чтомыло, которое, к слову сказать, именно он и начал варить первым, может нетолько уничтожить болезнетворные бактерии и очистить тело, но и стать настоящейпанацеей от бушевавшей во времена Парацельса чумы. Первым, заговорив о гигиене,Парацельс убеждал непросвещенную, потную и грязную общественность в пользепринятия ванн. Потеряв сына и жену, будучи сам тяжело больным чумой Парацельспродолжил свои опыты в ядрохимии, естествоиспытатель был уверен, что правильноедозирование лекарств полученных химическим путем — это будущее науки. В этом,да и в остальном он оказался правым! Парацельс в посмертной записке написалвсего три слова: борьба, жизнь, разум. Медицина и фармация эпохи Возрождения,как и все естествознание того времени, характеризовались решительнымустремлением к опытному знанию.
С начала XVI века умозрительная алхимия стала постепенно вырождается. Новыхпроизведений не появлялось, зато получали широкое распространение легенды о могуществе алхимиков прежних веков.Хотя алхимия и сохраняла своё название, в ней все большее и большее значениеприобретали практические направления, связанные с ремесленным производством,перерастающем в мануфактуры. Развитие ремесел было более надежным способомнакопления богатств, чем туманные обещания алхимиков добиться превращение любогометалла в золото. При этом и короли, покровители ремесленников, и самиремесленники, объединявшиеся в цехи, стали понимать, что очень важно точноописать процесс так, чтобы его можно было воспроизвести. С появлением в XVвеке книгопечатания сталииздаваться книги, в которых металлурги, стеклодувы, гончары делились своимипрофессиональными секретами.
В борьбе за создание лекарств на основеточных химических знаний зародилась новая наука, получившая название ятрохимия.
Ятрохимия- это направление в медицине, возникшее в начале XVI века в Западной Европе. Егопредставители рассматривали процессы в организме человека как химическиеявления, болезни как результат нарушенияхимического равновесия.
Появление ятрохимических идей связаноусловиями жизни при феодализме. Голод, как следствие войн и неурожаев, был причиной эпидемий чумы, проказы, сифилиса, оспы.Во всемирной истории эпоха ятрохимии совпадает с периодом упадка феодализма.Алхимическая вера во всемогущество философского камня в это время отодвигаетсяна второй план. Руководящим началом в изысканиях ятрохимиков становятсяслужение медицине, борьба с болезнями с помощью химических средств. В периодятрохимии с особой силой проявилась тенденция использования химических знаний вмедицинских целях.
Зарождениеи развитие ятрохимии, получившей наибольшее распространение в Германии иНидерландах, связано с деятельностью Парацельса. Именно он сформировал основныеее положения. Есть люди, жизнь и дело которых подобно прямой линии: четки иустремленьи к единой цели. Но есть и другие. Путь их извилист и труден. Онипереросли свое время. Они начинают разрушать то, что долгое время казалосьправильным и незыблемым. Эти люди еще не смогли окончательно стряхнуть со своихплеч груз прежнего прошлого, он замедляет их шаги, а иногда сбивает с дороги.Современникам они представляются странными и загадочными, мнения о нихразноречивы. У них немало сторонников и не меньше врагов. ТаковПарацельс. Настоящееего имя Филипп Ауреол Теофраст Вомбаст фон Гогенгейм. Он родился вноябре 1493 года в Эйнзидельне, в Швейцарии. В ранней юности Парацельса обучалнаукам отец, Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм, происходивший из обедневшегорыцарского немецкого рода. Он преподавал сыну основы алхимии, хирургии итерапии. Парацельс всегда чтил память своего отца и отзывался о нем очень тепло- не только как об отце, но и как о друге и наставнике. Продолжил учебу он умонахов в школе Лавантарского монастыря св. Андрея, в том числе у знаменитогочернокнижника Иоганна Тритемиуса, а также у алхимика Сигмунда Фуггера в Тироле.В 1510 году Теофраст поступил в Феррарский университет на медицинский факультет(Италия). Пребывание в Ферраре оказало большое влияние на формированиехарактера и мировоззрения Теофраста. Здесь он провел юношеские годы, когдаособенно был обострен интерес к окружающим общественным явлениям, а социальныеи научные идеи воспринимались как откровение.
В Ферраре он познакомился с великолепными произведениями искусства, сгуманистическими тенденциями в науке и получил первые уроки свободногоотношения к авторитетам, которым схоластическая наука предавала рольнепогрешимости. Во время учебы Теофраст посещал соседние университеты Падуи иБолоньи и принимал активное участие в студенческой жизни. В Ферраре же изжелания греколатинизировать свое родовое имя он присоединил к нему прозвищеПарацельс, т.е. «подобный Цельсу.» Парацельсу, как иностранцу и бедняку, приходилосьжить в бурсе (общежитие для студентов), печально известной голодным житьем ижестокими нравами.
Медицина Галена, обновленная сочинениями Авиценны и других арабских ученых, преподавалась,в то время как церковная догма. Теофраст обладал глубокими знаниями трудоварабов и древних, Галена же он изучил столь досконально, что мог наизустьцитировать нужные места из его сочинений. Однако схоластическое преподаваниенаук вызывало у него бессильный протест. Окончив обучение, доктор Теофраст фонГогенгейм начал свое многолетнее странствование. Он побывал в Германии, Италии,Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России; считают, что он даже посетилИндию, когда был пленен татарами и доставлен к хану, сына которого впоследствиисопровождал в Константинополь. В своих странствованиях он собрал много полезныхсведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и от общения сцирюльниками, пастухами, повитухами и предсказателями. Парацельс черпал знанияот великих и от малых, у ученых и среди простонародья. Проведя в скитанияхдесять лет, то, применяя на практике искусство врача, то, преподавая, по обычаютех времен — алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился вГерманию. В 1526 году Парацельсбыл приглашен профессором физики, медицины и хирургии и городовым врачом в г.Базель. Лекции он читал на немецком языке, а не на латыни, что тогда былонеслыханной дерзостью, выступил решительным новатором и яростным противникомпрежней медицины и даже сжег публично сочинения Галена и Авиценны. Он смелопропагандировал новую медицину, основывающуюся не на авторитетах, а на опыте изнаниях. Его лекции привлекали множество слушателей, Парацельс приобрел широкуюизвестность, но в тоже время резкие и грубые выходки ученого породили много враговсреди врачей и аптекарей. Занимая должность главного городского врача, онобратился в Совет Базеля с предложением передать все аптеки города под егонадзор и разрешить ему проверять, хорошо ли аптекари знают свое дело, и имеютсяли у них в достаточном количестве настоящие лекарства. Как и следовало ожидать,этим он навлек на себя ненависть всех аптекарей, увеличив число своихнедоброжелателей. Через 1,5 года Парацельсу пришлось покинуть Базель и снованачать прежнюю бродяжническую жизнь. Несколько лет он странствовал по Эльзасу,Германии и Швейцарии и, наконец, поселился в 3льцбурге, где нашелмогущественного покровителя в лице епископа Рейнского. Здесь он и умер в 1541году. Характер Парацельса представлялсобой оригинальную смесь благородства и наглости, светлого ума и грубейшегосуеверия. Парацельс как человек был неуравновешенной личностью. Он предавалсяпьянству, временами страдал манией преследования, любил неологизмы исквернословия, верил во влияние звезд и талисманов. И между тем, этот человекбыл предметом восхищения народа и профессиональной зависти коллег. Он произвелв медицине революцию.С точки зрения интересов,направленности мышления и деятельности, Парацельс был естествоиспытателем. Онстремился познать природу, ее тайные силы, и с помощью этих знаний изменятьприроду, в первую очередь, природу самого человека, чтобы победить силуболезней. Развиваясь в этом направлении, Парацельс понял глубокую связьмедицины и химии, и не только провозгласил это, но и поставил перед собойзадачу: на этой основе переделать все врачебное дело.Онвпервые ясно и просто показал, что процессы, совершающиеся в живом организме,«суть химические процессы, и химии суждено сыграть огромную роль в решениипроблемы здоровья человека». Парацельс одним из первых показал ложность путиалхимии, он попытался создать новую науку ятрохимию — химию, подчиненнуюмедицине и занимающуюся отысканием, исследованием и изготовлением лекарств.«Химия — один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задачахимии не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовитьлекарства» — говорил Парацельс. При этом, однако, он придерживался воззренияВасилия Валентина о том, что в живом теле участвуют «элементы», входящие всостав всех тел природы, а именно — сера, ртуть и соль. В здоровом организмеони находятся в известном равновесии, а если же один элемент преобладает наддругими или находится в недостаточном количестве, то возникают различныезаболевания. Так, преобладание серы в организме вызывает лихорадку и чуму; преобладаниесоли — водянку и расстройство желудка, избыток ртути — параличи.
Все химические процессы в организме — по Парацельсу— управляются верховным началом — археем. Архей вложен в него творцом дляотделения полезного от вредного и для препятствия действия яда. Теофраст учил:
организм— реторта, в которой происходят химические реакции. Отсюда и первостепенноезначение химии для лечения болезней: химия должна дать медицине эффективныелекарства. Считая причиной хронических заболеваний, расстройство химическихпревращений при пищеварении и всасывании, Парацельс ввел в лечебную практикуразличные химические вещества и минеральные
Однако следует отметить, что Парацельс не отрицалвозможности философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецептприготовления гомункула.
Одной из величайших заслуг Парацельса была та, чтоон впервые ввел понятие о действующем начале как о химическом веществе. С цельюлекарственного использования им изучались соединения различных металлов: ртути,свинца, меди, железа, сурьмы, мышьяка и др.
Состав лучших лекарств Парацельса осталсянеизвестным. Это были таинственные средства. Между тем, Парацельс считалсяпопуляризатором такого вещества, как сурьма. «Сурьма очищает тело так же, какона очищает золото», — писал он.
Широко применялась «золотая тинктура», которуюятрохимики назначали при проказе, водянке, эпилепсии, при сердечнойнедостаточности. Теофраст предложил также «железную тинктуру» — лекарство,содержащее соединения железа; лауданум — сложный лекарственный препарат, содержащийопий. «Огнепостоянный мышьяк» представлял собой арсенат калия. Парацельс широкоиспользовал сильнодействующие препараты: «Все есть яд, и ничто не лишеноядовитости. Одна только доза делает яд незаметным».
Наряду с химическими препаратами, Парацельс применялв лечебной практике и лекарства растительного происхождения. При выборелекарственного растения он придерживался возникшего еще в древности наивногоучения о сигнатурах, согласно которому форма растения, его окраска, вкус изапах могут служить указанием на заболевание, при котором его следуетприменять. Например, при желтухе нужно использовать растения с желтыми цветками(бессмертник, чистотел), растения с почковидными листьями — при заболеванияхпочек. Колючий чертополох применялся при коликах в желудке и для отпугивания«нечистой силы», а сходство корней женьшеня и мандрагоры с фигурой человекадало основание рассматривать их как панацею.
Парацельс впервые ввел в медицинскую практикуспиртовые извлечения из растений (экстракты и настойки). С помощью спирта или«воды жизни», незадолго до этого полученного алхимиком Луллием, он попыталсявыделить из них «квинтэссенцию», т.е. лекарственное вещество в чистом виде.Галеновые препараты, получаемые с помощью других растворителей (воды, уксуса,меда), он считал недостаточно очищенными и поэтому мало эффективными. Однакопосле смерти Парацельса его «квинтэссенции» также стали называть галеновымипрепаратами, так как они мало, чем от них отличались. Свои средства Парацельсназывал спагирическими, но термин этот не удержался в позднейшей медицине ифармации.
Парацельс глубоко верил в целительные свойстваминеральных источников. Им было написано сочинение о целебных источникахБадена, Вильдбада, Баден-Бадена.
Парацельс уделял особое внимание аптеке. В посланиимагистру г. Базеля он раскрывал недостатки работы аптеки, требовал принятия мерпо повышению образования фармацевтов, разоблачал недобросовестность врачей иаптекарей. «Имеется еще непорядок и в аптеках, кои в будущем мне, а также ибольным навредить могут, к большой невыгоде всюду послужить надлежит, чтобы,когда сие понадобится, следующими людьми посещались дабы все, что сможет квреду послужить и во вред обратится, было бы изъято и оставлено, а также, чтобы была взята клятва и о негодных рецептах городскому лекарю доносить… Такженадлежит, чтобы ни один аптекарь с докторами общения не имел, даров от них неполучал и В дележ с ними не вступал. Также испытать надлежит, достаточно лиаптекари в своем деле опытны и искусньт, дабы через их невежество ни одномубольному в отношении его тела беды не приключилось, и дабы лекарства былиприготовляемы самими аптекарями, а не малолетними учениками», — писалПарацельс.
От фармацевтов Парацельс требовал хорошего знанияхимии, так как аптеки, по его мнению, должны быть одновременно и хорошимихимическими лабораториями. Теофраст и его последователи намного увеличиликоличество лекарственных веществ, обосновали учение о дозе, усовершенствовалимногие приборы и аппараты для изготовления и анализа лекарств. При изготовлениилекарственных средств Парацельс настоятельно рекомендовал пользоваться весами.Великого врача с полным основанием считают одним из основоположникомфармацевтического анализа. Другими выдающимися деятелями ятрохимическогонаправления были Сала, Тюрке де Майерк, Либавий Кроль, Ван Минзихт, Сильбий. Имудалось изготовить различные препараты, важные для фармации. Среди них рвотныйкамень Андриана Минзихта и его еliхiг уitгiоli Мinsiсhti,составленный в 1631 году; ацетат аммония Раймунда Миндерера, известный вмедицине как «миндереров спирта». Хлористый калий применялся как лекарствоСильвием и был известен под названием «сильвиева приотиволихорадочная соль»,натрия сульфат (глауберова соль) использовали как слабительное. Неорганическиесоли аммония были получены и подробно описаны Либавием, Глаубером и Тахением.Хотя неумеренное употребление этих средств приводило к тяжелым последствиям,они рекомендовалисьврачами-ятрохимиками, а металлическая сурьма даже прописьтвалась в виде вечных пилюль.С середины ХVIII века ятрохимия прекратиласвое существование как направление в медицине.
СПАЖИРИЧЕСКАЯМЕДИЦИНА
Понятия алхимической медицины и медициныспажирической не всегда строго разграничиваются. Спажирическая медицинаявляется частью алхимической медицины.
Спажирия — это искусство отделения тонкой материи,или энергии, от собственно материи. Отсюда происходит наименование слова: spaoозначает в греческом «отделять» и ageiro — «собирать,соединять». Эта тонкая энергия, высвобожденная из минеральных веществ,веществ растительного и животного происхождения, может быть интегрирована вэнергию, присущую человеческому существу.
Спажирические средства изготовляются посредствомтехники, называемой «iatrochimie», от греческого «iatros»,что обозначает «врач». Ятрохимия позволяла великим врачам XVI и XVIIвека приготовлять свои лекарства.
Для того чтобы получить подобные спажирическиелекарства, алхимик производит дистилляцию, ферментации, сублимации,вываривания, коагуляции и повторные дистилляции. Однако первым и наиболеевеликим из алхимиков остается Природа, которая ежедневно на наших глазахосуществляет свои многочисленные преобразования.
Если алхимик может, терпеливо манипулируясубстанциями, сделать металлы и минералы «усваиваемыми» для человеческогосущества или обратить на пользу человека «квинтэссенцию» растений,что же в таком случае происходит с растением в период его невидимой итерпеливой спажирии, названной современной наукой фотосинтезом? Конечно же,преобразование в энергию, усваиваемую человеком, в наиболее тонкую из энергий — солнечную.
Спажирические лекарства являются«открытыми» средствами. Это означает, что спажирические процедурыделают их энергетически легко ассимилирующимися в организме. Здесь идет речь отой энергетической ассимиляции, которая осуществляется гомеопатией,добивающейся желательного эффекта с помощью малых доз, образующихся вследствиебольших разведений лекарств. Другими словами, лекарства растворены до такойстепени, что они более не содержат вещества в физическом смысле слова. С другойстороны, эти лекарства, в чем мы имели возможность убедиться выше, остаютсяфизически ориентированными. Это позволяет говорить об имеющемся космологическомсоответствии между ними и органами, которые им предстоит лечить.
Таким образом, алхимия верна традиции, показаннойнами на примерах от древнего Египта до современных антропософов, в том числе итрадиции гностиков. Такие органы, как сердце и глаза, образованы солнечнымисилами, следовательно, в лечении их заболеваний будет использоваться солнечныйметалл — золото. Аналогическим образом, половая система, принадлежащая Венере,будет излечиваться медью — металлом, находящимся под покровительством Венеры.Нервная система, соотносящаяся с Меркурием, лечится ртутью. Вспомним по этому поводу,что классическая современная медицина лечила сифилис ртутью вплоть до открытияпенициллина.
Как мы видим, доктрина сигнатур, которую отстаивалЯкоб Беме, имела сильное влияние на алхимические лекарства. И ятрохимия,которая отнюдь не является просто техникой изготовления лекарств посредствомсоответствующих манипуляций, предполагает углубленные познания в астрософии. Арканы адептов
Арканы являются великими таинственнымилекарственными средствами, используемыми как учителями, так и их учениками. Воткак сказал об этой непреодолимой вершине алхимической медицины Парацельс в 5-йкниге своего труда «Ортодоксальная магия», а именно, в части,озаглавленной «De Mystenis Arcani»: «Они содержат тело в добромздравии, прогоняют болезнь, улучшают грустное настроение, охраняют от всехвредоносных заболеваний и сохраняют тело здоровым до самой предопределенной емусмерти».
Для Парацельса существуют четыре аркана: изначальнаяматерия, философский камень, Mercunus vase, tinctura.
Многие считали, что арканы и их реализация вдействительности являются не более чем духовными символами. То, что говоритсяПарацельсом о четвертом, тинктуре, полностью опровергает это мнение. Речь идет,безусловно, о лекарстве.
«Tinctura, четвертый аркан, ведет себя подобноrebis, который делается из золота, серебра и других металлов. Аналогичным емуобразом tinctura действует на тело: она захватывает в нем все то, что вбеспорядке, неловко и грубо и трансформирует все это в то, что наиболееблагородно, наиболее чисто и наиболее длительно».
Однако при этом Парацельс оговаривает, что его словапредназначены исключительно для алхимиков: терапевтические возможности аркановлишь в отдаленной степени соотносят их с теми спажирическими лекарствамипервого порядка, которые просто открывают свойства металлов. Средства,называемые «арканами», не могут быть предметом торговли, несмотря наэтот громкий термин, который появился на этикетках товаров, предлагаемыхнекоторыми лабораториями. Польза сурьмы
Выше мы могли заметить, что золото в спажирическоймедицине играет определяющую роль. Сурьма среди солнечных металлов играет неменее существенную роль, поскольку ее символом для алхимиков является Земля,наша планета.
Алхимия во многом является вдохновителем антропософическоймедицины: в свое время Рудольф Штайнер порекомендовал Александру фон Бернусузаинтересоваться алхимической медициной. Последний, изучая алхимию, пришел квыводу, что в сурьме существует нечто такое, что напоминает человеческую волю.
Сурьма является третичной формацией: ееместорождения находятся в зонах неподвижных первобытных скал: Од, Арьеж, Венде- скал, которые образованы породами новой формации; сурьма выражает,следовательно, соответствующее омоложение нашей планеты.
Считается, что первым, кто описал сурьму, былВасилий Валентин, который посвятил ей целое исследование, названное«Триумфальной колесницей Сурьмы». Произведение прокомментировано вконце XVIII века розенкрейцерами достаточно подробно для того, чтобы можно былопо достоинству оценить «почти вселенскую силу действия сурьмы», какподчеркнул Александр фон Бернус.
Вот один из этих комментариев:
«Сурьма является предметом, из которого можносоздать всю фармацию, поскольку она содержит рвотное, слабительное,кровоочистительное, успокоительное и мочегонное средства. Она является apenensи obstmens, solvens и соаgulans, это бальзам, мазь и пластырь in summasummarum: она может применяться во всех состояниях cum maximo usu fructu. Этохозяйка над всеми болезнями и защитник человеческой природы. При условииправильного применения практикующим врачом, она действительно обладает virtusubiquota».
Парацельс проявлял большой интерес к этому средству.Доктор Р.А.Б. Оостеруис замечал, что Парацельс, возможно, был первым врачом,обратившим внимание на следующее: гепатическим заболеваниям часто предшествуютболезни, которые он называл «камнеобразующие». Говоря о ревматиках,часто упоминают выражение «ржавые суставы», подобно«трубопроводам с образовавшейся накипью». Парацельс использовалсурьму и ее производные в лечении ревматизма и подагры, и добился в этом, какнам кажется. Значительных успехов. Равным образом, он приписывал сурьмекровоочистительное действие и способность улучшать работу печени.
Безусловно, Василий Валентин и Парацельс былипервыми, кто начал систематически применять сурьму. Однако этот металл иногдапредписывался также и египетскими врачами, и греческими медиками, и арабскимиврачами-алхимиками. Впоследствии его использовали Арнольд из Виллановы иРаймонд Лулий.
Применение сурьмы было прекращено в XIX веке, иповторному возвращению этого средства мы обязаны Александру фон Бернусу. Онобращал, в частности, внимание на ряд ценных характеристик сурьмы, которымипренебрегает современная медицина: так, входящие в состав этого металла органическиевещества чрезвычайно эффективны в лечении сонной болезни.
Традиционно сурьма использовалась вначале кактерапевтическое средство, повышающее защитные силы организма. Возможно, именнопо этой причине средневековые алхимики называли маленький шарик с сурьмой«пилюлей вечности», активно используя его в терапевтических целях. Всвоих лекциях, посвященных металлам, Вильгельм Пеликан настаивал на признаниитого, что «благодаря своим свойствам, сурьма обладает способностьюприводить в движение проходящие через кровь определенные структурные силыорганизма». А Рудольф Штайнер отмечал в одном из своих выступлений, что«человек, в сущности, состоит из сурьмы, если абстрагироваться от всеготого, что вносится в него извне».
Посмотрим, как объясняет фундаментальную роль этогометалла один из медиков-антропософов Виктор Бот. Его объяснение представленооднако, уже в более современной терминологии, чем у его предшественников:«Сурьма, кристаллизуясь в светящихся тонких иглах, обладает способностью кструктуризации, особенно в отношении белка. Мы можем говорить о том, что онадействует в организме подобно Я (мыслящему субъекту), который в течениеопределенного времени может замещать самого себя, позволяя организму обрестиновые силы. Ее соединение с серебром, называемое dyskrasite определяетсябольными, как „бьющее через край“ по своему воздействию, как напсихику, так и на физическое тело».
Если сурьма попадает в руки человека, незнакомого сее эзотерическим и священным значением, этот металл перестает быть чем-то вродепанацеи (в том числе и от истерии) и становится опасным ввиду своейтоксичности. Соль, Божье слово
Алхимия обладает своим собственным, ей однойприсущим языком. Этот язык не может обойтись без символического развития,ведущего адепта от одного открытия к другому, если он, конечно, способенследовать этой дорогой медитации на тему Природы и священного смысла еезаконов. Так, алхимики говорят, например, что «обжигание соли ведет кспасению».
Конечно же, не является случайностью обряд встречихлебом и солью на всех церемониях, а также использование его как знака радушияпо отношению к присутствующему гостю. Анонимное исследование конца XVIII века«Тайна соли — наиболее благородного вещества, созданного великой добротойБога в царстве Природы», привлекла наше внимание одним из комментариев:«Соль извлечена из пепла, обладающего необыкновенной силой, и в ней скрытомножество достоинств».
Определение соли как «слова Бога» — непросто аллегория. Не случайно жидкость, в которой находится человеческийэмбрион — соленая, как море, из которого вышла вся одушевленная жизнь нашейпланеты. «Вся вода» то есть вся жидкость человеческого организма умужчины составляет 62% его телесного веса, у женщин — 51%, а у грудного ребенка- до 75%.
Следовательно, не без причины чистая морскаянерафинированная соль считается прекрасным вспомогательным терапевтическимсредством. Морская вода
Долгое время алхимия занималась решением вопроса обиспользовании росы с целью создания «золота части утра». Аналогичныепричины лежат в основе использования морской воды.
Медицинская морская вода для инъекций, или plasma deQuintan, названная так в 1907 году в честь биолога Рене Куинтона, открывшегоспособы ее применения, уже спасла огромное количество жизней, особенно жизнейгрудных детей.
Рассматривая морскую воду как жидкость культурычеловеческой клетки, а также любой другой одушевленной клетки животного мира,Рене Куинтон попытался использовать ее в качестве дородового средства лечениянаследственных пороков развития, с одной стороны, и во всех случаях атрофии впрямом и переносном смысле у детей и взрослых — с другой.
Известно, например, что понос может вызвать угрудного ребенка чрезвычайно быстрое и сильное обезвоживание, которое безлечения приводит к смертельному исходу. Помимо применения предписываемыхсегодня антибиотиков, которых, впрочем, не существовало во времена Куинтона, вэтом состоянии необходима срочная регидрация физиологическим солевым раствором,а еще лучше — плазмой Куинтона, прекрасно поддерживающей организмолигоэлементами.
Перед войной термином «атрепсия»обозначали состояние глубокого упадка физических сил организма, наступавшего сначалом его обезвоживания. Для детей в возрасте менее четырех месяцев этосостояние означало и крайнюю степень истощения. У младенцев исчезал подкожныйжир, кожа лица покрывалась морщинами (для ее специфической характеристикисуществует термин «лицо Вольтера»), температура опускалась до 35°,пульс замедлялся, мускулы деревенели.
Вот один из первых наблюдавшихся случаев. Пьер,рожденный 27 января 1923 года, по причине потери веса был направлен в морскойдиспансер Лиона. 9 марта 1923 года, то есть спустя месяц и десять дней, онвесил 2 кги был похож на прозрачный скелетик. Без малейшего промедления ребенку былустановлен следующий режим: в течение 24 часов — 12 раз кормление, 10 г плазмы ежедневно. Врезультате, за 10 прекрасно перенесенных кормлений он набрал 1/3, затем 1/4своего веса. За два месяца и двадцать пять дней вес ребенка удвоился. В этовремя он принимал уже 100 гплазмы ежедневно, позволявшей ему, несмотря на сентябрьскую жару, переноситьболее насыщенный режим кормления.
Лечение было остановлено в восемь месяцев и два дня,поскольку ребенок весил уже 6640 г: прекрасный результат с любой точки зрения.
В итоге, это атрепсическое кормление позволилоребенку прибавить в весе 3230 г за три месяца, тогда как за тот же самый промежутоквремени нормальный ребенок аналогичного пола и возраста набирает 2120 г. Олигоэлементы
Морская соль содержит живой магнетизм, активностькоторого превосходно действует в борьбе с канцерогенными побочными эффектамихимических препаратов. В состав морской соли входят: натуральный йод, которыйочень хорошо действует на щитовидку и при этом не представляет, в отличие отйода, полученного химическим путем, никакой опасности; бром, действующий нанервную систему, не ослабляя ее; многочисленные Олигоэлементы, играющиефундаментальную роль катализаторов в развитии различных органических процессов,способных избавить от применения антибиотиков. Перечислим несколько способов ихиспользования.
Золото: действует на артриты и артрозы, а также наретикулярно-эндотелическую систему. И это, как нам кажется, подтверждают знаниясакральной медицины о воздействии золота на сердце и систему кровообращения.
Медь: ее функция в фотосинтезе и, следовательно, вобразовании хлорофилла, соотносится в отношении человека и животных сопределяющей ролью в образовании гемоглобина. Действует при анемии,повреждениях миокарда и кожи (в особенности, в случаях фурункулеза иинфицирования раны), при нарушениях нервной системы, при заболеваниях кишечника.
Фтор: хорошо действует на обмен веществ, в которомучаствует кальций. Отсюда — его роль в профилактике кариеса зубов, а также взаживлении переломов.
Кобальт: усиливает действие, оказываемое медью и железом,особо рекомендуется при недостаточном питании в детском возрасте и анемиях.Бактерицидное действие этого элемента повышает силу действия антибиотикапенициллина и увеличивает защитные свойства клеток и тканей.
Кремний: его очень много в человеческом зародыше, однако егопроцентное содержание уменьшается пропорционально возрасту. Кремний также визбытке находится во фруктах, в неочищенных злаках (то есть, в их кожуре).Полезен при старении тканей, атеросклерозе и т.п.
Этот олигоэлемент используется также и в другихвидах терапии, более избирательной, а именно: олигометаллотерапии илитотерапии.
Конечно же, металлотерапия не без причины игралачрезвычайно важную роль в алхимической медицине. Однако было бы ошибочнымсчитать, что алхимическая медицина ограничивается исключительно металлами. Небудем забывать, что по своему содержанию эта медицина — вибрационная, и этопроявляется в самых различных аспектах.
Во все времена антисептические и заживляющиесвойства морской соли использовались для полоскания горла при лечении ангин,для полоскания полости рта при воспалении десен. Компрессы, смоченные соленойводой, помогают при лечении панарициев, абсцессов, фурункулов и т.п.Добавленные в кофе две ложечки морской соли, растворенные в минимальном длядостижения необходимого эффекта количестве воды и смешанные с порошком глины,образуют очень эффективный пластырь, который нельзя снимать в течение дня.
Один килограмм морской соли для ванны ребенку и двакилограмма — для взрослого позволяют избавиться от физической и нервнойусталости. Двадцатьшесть средств Александра фон Бернуса
Немецкие врачи располагают спажирическими способамиприготовления лекарств, разработанными Александром фон Бернусом. Ихнасчитывается двадцать шесть. Способы приготовления капель, бальзамов, мазей,масел и показания для их использования при хронических болезнях содержатся вброшюре, насчитывающей пятьдесят страниц. Эти несколько средств позволяютл