--PAGE_BREAK--ж) она предусматривает одновременно лечение у данного пациента острых и хронических заболеваний.
Социальная медицина должна лечить все нарушения здоровья пациента. Она не может ограничиваться лечением только основного заболевания, и нередко врачу приходится заниматься множеством проблем пациента одновременно. Пациенты часто обращаются с несколькими жалобами (количество которых с возрастом обычно увеличивается). Для одновременного решения нескольких проблем необходимо выделить среди них приоритетные, причем следует учитывать приоритеты и врача, и пациента[7].
з) она обеспечивает лечение заболеваний на самых ранних, недифференцируемых, стадиях их развития, включая при необходимости неотложную медицинскую помощь.
Пациент нередко обращается к врачу при развитии самых ранних клинических проявлений, когда диагноз установить еще очень сложно. Тем самым врач оказывается перед необходимостью принимать важные клинические решения в условиях недостаточного количества информации и неясного прогностического значения данных, полученных при клиническом и лабораторно-инструментальном обследовании. Даже если врач хорошо знает симптомы данного заболевания, эти симптомы не всегда проявляются на его ранних стадиях у определенного больного, либо оказываются слишком неспецифичными и свойственными широкому кругу заболеваний. Поэтому важнейшее значение при принятии клинических решений в социальной медицине играет понятие контролируемого риска. Если наиболее тяжелые исходы удалось исключить, принятие клинического решения до получения дополнительной информации можно отложить. Поэтому при отдельной консультации врач чаще всего ограничивается рассмотрением одного или нескольких симптомов, иногда – только предположением о синдроме, и только в редких случаях устанавливает окончательный клинический диагноз.
и) она обеспечивает профилактику заболеваний и улучшение состояния здоровья путем проведения мероприятий, доказавших свою эффективность.
Медицинские мероприятия должны быть по возможности адекватны тяжести заболевания, эффективны, основаны на наиболее убедительных научных данных. Если вмешательство не требуется, его проведение может навредить пациенту и сопровождается нерациональным расходованием ресурсов системы здравоохранения.
к) она принимает на себя ответственность за состояние здоровья обслуживаемого населения.
Система социальной медицины принимает на себя ответственность за состояние здоровья, как отдельных пациентов, так и обслуживаемого населения в целом. Иногда это приводит к напряженности в отношениях и даже конфликту интересов с другими организациями; в таких случаях необходимо предусмотреть механизм разрешения возникающих конфликтов[4, с. 31].
л) она рассматривает лечение заболеваний с учетом физических, психологических, социальных, культурных, экзистенциальных аспектов жизни людей.
Система социальной медицины должна рассматривать все эти аспекты одновременно, с учетом значимости каждого из них. Многие из этих аспектов влияют на поведение и на характер течения заболевания у больного, и во многих случаях неудовлетворенность пациента связана с тем, что проводимые лечебные мероприятия не учитывают его основных жалоб.
2.1. Социальная медицина в формировании программ охраны здоровья населения
Реорганизация технологии оказания первичной медико-санитарной помощи населению по принципу «Врач общей практики (семейный врач)» предполагает широкое внедрение профилактики и персональную ответственность врача за здоровье пациента. Основная отличительная особенность деятельности врача общей практики состоит в том, что он активно работает со всем приписанным к его участку населением, в том числе и с так называемым «здоровым» контингентом, который не обращается к врачу, не имеет конкретных жалоб. Опыт организации работы отделений и кабинетов общей врачебной практики (социальной медицины) в ряде поликлиник Москвы позволил установить, что к участковому терапевту обращаются 40–50% людей, проживающих на участке, причем около 10% — разовых обращений. Таким образом, половина населения находится вне зоны внимания врача[7].
В то же время за последние годы значительно возросло и продолжает расти число желающих получить от врача рекомендации по формированию здорового образа жизни с учетом индивидуальных особенностей и условий существования.
Социальная медицина должна быть готова к выполнению заказов по составлению профилактических программ, способствующих реализации генетически детерминированного жизненного потенциала человека, продлению его качественной жизни. Анализ собственных наблюдений, а также доступных современных исследований, проведенных в США, Канаде, Великобритании, позволил определить базовые данные, которые должен использовать врач общей практики при составлении индивидуальных и семейных программ сохранения здоровья и обеспечения продолжительности полноценной жизни.
В основе структурирования программных рекомендаций должны лежать тщательные исследования генетического анамнеза и, по возможности, результаты генетического обследования, которые позволяют выявить те или иные особенности обмена веществ, реактивности организма и, соответственно, адаптивных реакций, формирующих предрасположенность к заболеваниям.
Роль семейного врача значительна при рекомендации выбора профессии, с учетом выявленной в семье и у конкретного ее члена предрасположенности, особенно в тех случаях, когда профессиональная деятельность связана с пребыванием в агрессивной среде. Большое место в профилактических программах должно занимать формирование положительного психологического климата в семье. Экология семьи может определять структуру заболеваемости, особенности течения и прогноза заболеваний[5, с. 33].
Стратегическая важность первичной медицинской помощи делает ее главной целью реформирования системы здравоохранения. В Люблянской Хартии по реформированию здравоохранения в Европе (Словения, 9 июня 1996 г.) подчеркивается, что развитие первичной медицинской помощи является одним из шести фундаментальных принципов реформирования.
Общая врачебная практика функционирует в рамках первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Определение ПМСП было дано в Декларации, принятой на конференции ВОЗ в 1978 г. в Алма-Ате:
«ПМСП составляет существенную часть медико-санитарного обслуживания, которая основана на практических, научно обоснованных и социально приемлемых методах и технологии, ставших повсеместно доступными как отдельным лицам, так и семьям на местах, благодаря их полному участию в этой работе при затратах, оправданных как для общины, так и для страны в целом на каждом этапе развития, для обеспечения их самоопределения и самостоятельности в решении этих вопросов. Она составляет неотъемлемую часть национальной системы здравоохранения, ядром которого она является, и одновременно выступает как главный компонент общего социального и экономического развития общества. Она и есть первая ступень в контакте между отдельными людьми, семьей, общиной и национальной системой здравоохранения, максимально приближающая медицинскую помощь к месту жительства и работы и образующая первый элемент непрерывного процесса охраны здоровья»[7].
До сих пор основу ПМСП в России составляют участковые врачи (терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи и др.).
К сожалению, система организации работы поликлиники и условия, в которых оказался участковый врач, не содействовали его становлению как хорошего домашнего доктора. Участковый врач по существу превратился в диспетчера по направлению пациентов к различным «узким» специалистам. Уровень его профессиональной подготовки постоянно снижался. Таким образом, участковый врач не мог выполнять все функции, которые на него возлагались.
Этому способствовала и сложившаяся система оценки деятельности участкового врача. Контролирующие органы, проверяя его работу, при ошибках в диагностике не обращали внимания на низкую квалификацию врача, а считали основной причиной его ошибок то, что он не направил больного на консультацию к специалисту. Участковый терапевт с целью перестраховки в дальнейшем стал направлять больных к специалисту даже в тех случаях, когда и сам считал, что в этом нет необходимости.
К пониманию необходимости реформирования участковой службы по пути, максимально приближенному к организации амбулаторно-поликлинической помощи населению по типу врача общей практики, пришли не только ученые, но и практические врачи, органы управления здравоохранением.
Комплексный характер оказываемой медицинской помощи: она включает в себя не только лечебную помощь, но и реабилитацию, профилактику и укрепление здоровья. Она не ограничивается одним эпизодом болезни и предполагает непрерывность на протяжении того или иного периода времени[4, с. 19].
Координация: врач общей практики несет ответственность за предоставление отдельным лицам и семьям различных ресурсов здравоохранения, услуги врача общей практики должны быть интегрированы в рамках всей системы здравоохранения.
Информационная основа: врачу общей практики должны быть известны клинические и персональные детали, касающиеся обслуживаемых пациентов.
Доступность: услуги врача общей практики должны быть доступны пациентам в любое время.
Управление ресурсами: стратегическая позиция врача общей практики подразумевает управленческую роль по распределению ресурсов здравоохранения.
Одним из главных условий реформирования системы ПМСП является максимальное сохранение всех имеющихся материальных и финансовых ресурсов здравоохранения, то есть не разрушение функционирующих лечебно-профилактических учреждений, а изменение их функций, методов работы, системы финансирования.
Первые усилия в данном направлении были предприняты еще в конце 80-х годов и состояли в изменении фокуса в оказании первичного медицинского обслуживания: с помощи, оказываемой преимущественно специалистами, на помощь, оказываемую преимущественно врачами общей практики.
Это было необходимо в связи с тем, что в эти годы нарастала неудовлетворенность медицинского персонала и пациентов медицинским трудом, его результатами, имели место излишние консультации больных у «узких» специалистов, неоправданные обследования, стремление госпитализировать больных, вызывающих трудности, но объективно не нуждающихся в стационарном обследовании и лечении.
В соответствии с Приказом министра здравоохранения СССР №1284 от 18.12.1987 г. «О проведении эксперимента по подготовке врача общей практики» в ряде городских поликлиник был начат эксперимент по переходу участковых врачей-терапевтов на работу по принципу врачей общей практики (Москва, Тульская, Пензенская обл. и др.).
Основные мероприятия по созданию в стране общей врачебной практики и соответствующие документы приведены ниже[4, с. 50].
— Республиканское совещание «Врач общей практики (семейный врач) в системе российского здравоохранения», май 1991 г.
— Республиканское совещание по проведению эксперимента по реформе первичной медицинской помощи и созданию модели социальной медицины, июнь 1991 г.
— Международный советско-канадский семинар, Владикавказ, 1991 г.
— Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации №237 от 22.08.1992 г. «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)».
— Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья №59) от 22.07.1993 г.
— Республиканская конференция с участием ВОЗ на базе НПО «Медсоцэкономинформ», 1995 г.
— Утверждение Минздравом Российской Федерации методических рекомендаций, 1997 г.
— Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации №337 от 27.08.1999 г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
— Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации №463 от 30.12.99 г. «Об отраслевой программе «Общая врачебная (социальная) практика».
— Первый Всероссийский съезд врачей общей практики (семейных врачей), Самара, 2000 г.
— Утверждение Минздравом Российской Федерации Государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 — общая врачебная практика (социальная медицина), 2000 г.
— Указание Минздрава Российской Федерации №482-у от 29.03.2001 г. о создании стратегической группы экспертов по развитию службы общей врачебной (социальной) практики в Российской Федерации.
— Создание Ассоциации врачей общей практики (семейных врачей) Российской Федерации, 2001 г.
— Совет по кадровой политике при Министре здравоохранения РФ, июль 2002 г.
— Организация отдела по изучению проблем социальной медицины в Научно-исследовательском центре ММА им. И.М. Сеченова (с функциями федерального центра), октябрь 2002 г.
— Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации №350 от 20.11.2002 г. «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации», в котором утверждаются следующие положения:
1. Об организации деятельности врача общей практики (семейного врача) и медицинской сестры врача общей практики.
2. Об организации деятельности Центра общей врачебной (социальной) практики.
3. Об организации деятельности отделения общей врачебной (социальной) практики в составе амбулаторно-поликлинического отделения.
В приказе рассмотрены также другие серьезные проблемы, существующие в процессе реформирования первичной медицинской помощи.
Внедрение ПМСП, организованной по принципу общей врачебной (социальной) практики, регулируется также следующими общими нормативными документами, обеспечивающими правовую основу деятельности врача общей практики:
— Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28.06.1991 г.
— Постановление Правительства Российской Федерации №41 «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 23.01.1992 г.
— Закон Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 02.04.1993 г.
— Постановление Правительства Российской Федерации №1018 от 11.10.1993 г. «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации» «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
— «Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан», утвержденный Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Минздравом и Минфином Российской Федерации от 19.08.1993 г.
— Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г.
— Гражданский кодекс Российской Федерации.
— Трудовой кодекс Российской Федерации.
В настоящий момент в России практикуют 1793 врача общей практики, что составляет 0,25% от примерно 600 000 врачей, зарегистрированных в 2001 г. Учитывая, что клиентура врача общей практики в среднем составляет 2000 человек, на сегодняшний день к таким врачам обращаются 2% населения России.
В связи с высокой эффективностью медицинской помощи, оказываемой врачом общей практики, и экономической эффективностью ПМСП, организованной по принципу общей врачебной практики, органы управления здравоохранением указывают на необходимость развития этой системы ускоренными темпами. Роль врачей общей практики, как уже указывалось, отличается от функций участковых терапевтов и педиатров. Если последние направляют около 60% своих пациентов к узким специалистам (в некоторых случаях больные обращаются к специалистам напрямую), то врачи общей практики самостоятельно лечат наиболее распространенные заболевания и большинство своих пациентов, распознавая случаи, когда пациенту нужна именно специализированная помощь. По имеющимся сведениям, количество направлений к узким специалистам и случаев госпитализации пациентов, которые проходили лечение у врачей общей практики, в два раза меньше, чем от участковых терапевтов[6, с. 42].
Врачи общей практики координируют виды медицинской помощи, оказываемой пациенту узкими специалистами, и по завершении лечения у них снова берут на себя заботу о пациенте. Таким образом, врачи общей практики работают с пациентами довольно длительный срок, иногда всю жизнь. Это позволяет ближе познакомиться с пациентами, лучше узнать условия, в которых они живут, давать консультации о влиянии на состояние здоровья пациентов внешних условий, образа жизни, моделей поведения и т.д. и рекомендации по их коррекции. Авторитет этих врачей и их тесный контакт с населением также могут помочь привить пациентам чувство ответственности за собственное здоровье.
Попытаемся доказать на примере профилактики сахарного диабета (СД) важность деятельности врача общей практики (семейного врача).
продолжение
--PAGE_BREAK--