--PAGE_BREAK--Удельный вес подростков среди больных наркоманией, по данным на начало 1999 года, составляет 29,8 тыс. человек. В 1984 году таких на всю Россию было только 420 чел. Всего по стране на каждые 100 тыс. подростков приходится 73 больных. Это эпидемия.
Вызывает большую тревогу то, что:
— в разных регионах России, по данным правоохранительных органов, насчитывается от 20 до 30% школьников, которые так или иначе знакомы с употреблением наркотиков;
— число подростков и студентов, больных наркоманией, за минувшие четыре года в крупных городах выросло в 6—8 раз, а число женщин-наркоманок за последние десять лет увеличилось в 6,5 раза;
— получили распространение “семейная наркомания” и даже приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. В реанимационные токсикологические отделения больниц попадают даже дети 5-7 лет;
— по некоторым данным, в нашей стране сейчас примерно 2 млн. людей, регулярно употребляющих наркотики, примерно 4 млн. человек уже пробовали их, а 3/4 из них — молодежь от 14 до 30 лет;
— вряд ли кто-нибудь из впервые вступивших на опасную “дорогу в никуда” осознает, что только 10% подростков-наркоманов доживает до 30 лет;
— уровень заболеваемости наркоманиями среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, подростки в 6,3 раза чаще злоупотребляют наркотиками. В 1997 году в России погибли от наркомании 1600 чел, среди них половина — подростки;
— за последние десять лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей — в 42 раза, причем в 65% случаев причиной смерти является передозировка наркотиков. Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно составляют в России 20% всех госпитализаций и 10% всех смертей.
Известно, что один наркоман за год втягивает в порочный круг от 10 до 15 человек. Делает это наркоман в основном для того чтобы самому стабильно иметь деньги на ежедневные порции “зелья”. При таких темпах через пять лет в стране более чем 1/4 населения попробует наркотики. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Из зарегистрированных в 1997 году 4725 ВИЧ-инфицированных человек 91% — наркоманы. Установлена прямая связь роста наркомании и быстрого расползания по стране гепатита Б: зарегистрировано более 40 случаев на 100 тыс. человек.
Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти три процесса идут параллельно — в состоянии опьянения подростками совершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.).
За шесть месяцев 1998 года было совершено 108 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, при этом количество тяжких преступлений увеличилось на 40%. Из каждых десяти имущественных преступлений шесть совершаются наркоманами.
На фоне общего сокращения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, продолжает расти. Так, в 1998 году зарегистрировано 11,1 тыс. таких преступлений (для сравнения: в 1995 г.— 4,5 тыс.), за 3 года прирост составил 146,6%, вследствие чего к уголовной ответственности привлечено 8,3 тыс. несовершеннолетних (прирост за последние три года — 117,8%).
В 1998 году за употребление наркотических средств в органы внутренних дел было доставлено более 21 тыс. несовершеннолетних. Количество употребляющих наркотики детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, по состоянию на 1 января 1999 года составляло 16,6 тыс. человек (на 13,7% больше, чем в 1997 году).
Основной возраст первого знакомства с наркотиками 11—14 лет (41%) и 15—17 лет (51%). Однако, как показывают исследования, проводимые в крупных городах, к 13—15 годам каждый второй школьник хотя бы раз использовал наркотик. Наркотическая “карьера” сегодня нередко начинается уже в 7-8 лет.
Среди тех, кто использует одурманивающие вещества до 13 лет, почти исключительно мальчики. Это объяснимо. Мальчикам в большей степени, чем девочкам, свойственно рискованное поведение, стремление испытать себя, произвести впечатление на окружающих. Все, что обладает повышенной опасностью, притягательно для мальчиков. Однако в группе несовершеннолетних, познакомившихся с наркотиками и токсическими веществами в 14—15 лет, приблизительно 35% составляют девочки. Таким образом, проблема постепенно приобретает универсальный характер, переставая быть исключительно юношеской, мужской.
Еще недавно ученые исследователи считали, что токсико-наркотические средства распространяются преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бродяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а в старших классах она достигает 27% (в обычной школе — 2-15%, в сельской школе — 2-3%). Среди детей и подростков этой группы значительно быстрее распространяется молодежная наркотическая субкультура, когда употребление стимуляторов воспринимается как особая жизненная ценность, принимает “знаковый” характер приобщения к иному, полному необычных впечатлений образу жизни.
К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно “сидят на игле” 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами.
По официальным данным, 3% призывников употребляют наркотики.
Кроме того, по данным Министерства обороны, к настоящему моменту в Российских Вооруженных Силах выявлено 18,0 военнослужащих, больных СПИД ом, 98 из них — наркоманы.
67% родителей наркоманов не догадываются о беде, а из тех, кто знает, 19% бездействуют, 72% пытаются решить проблему самостоятельно. Большинство родителей не знают, как уберечь детей от первого укола. Им нужны конкретные советы. Амбарный замок и насилие не привяжут “колючего” подростка к семье, а страшные истории не отвратят от запретного плода.
Другая существенная причина стремительного роста наркотической эпидемии — это доступность наркотиков. С каждым годом наркобизнес в самом прямом смысле захватывает все новые и новые российские территории. Показательны темпы героинового вторжения в Рорсию: если в 1996 году изъятия, героина были зафиксированы в 14 регионах, то в 1997 году героин “засветился” уже на территории 43 субъектов Федерации; в 1998 году наркотик изымался в 68 республиках, краях и областях, а в 1999 году, пожалуй, только оленеводы на Крайнем Севере все еще отдавали предпочтение “огненной воде”, а не шприцу с “герычем”.
Наркомания приобщает к наркотикам не только учащихся школ, ПТУ, вузов, но и целые города, даже страны. Город, регион наркотизируется по тем же самым “законам”, что и человек (новичка “угощают” бесплатно.
На российском рынке уровень цен на героин, кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США и Европе, что стимулирует экспансию к нам международного наркобизнеса. Вряд ли является случайным тот факт, что именно за последние десять лет число наркоманов в США уменьшилось вдвое, а в России многократно возросло. Наша страна оказалась совершенно не готовой к наркотической агрессии внешнего мира.
Наркодельцам поставки наркотика в Россию приносят астрономические барыши. Килограмм героина в Афганистане стоит 8—10 тыс. долларов США, тот же килограмм в Таджикистане оценивается уже в 20—25 тыс. долларов, в Москве его цена возрастает до 150 тыс. долларов. Прибыль от продажи наркотиков на российской земле составляет баснословные проценты, то есть, вложив в “дело” доллар, наркоделец в конечном счете получает за него до двух тысяч “зеленых”.
Более половины всех изымаемых в России наркотических средств имеют зарубежное происхождение. Без всякого преувеличения можно говорить о своего рода наркоагрессии по отношению к России.
1.3 Формирование пристрастия к наркотикам
Чтобы помочь человеку вырваться из пропасти затягивающей его наркозависимости, надо его понять. Бороться с потребностью в наркотике можно только в том случае, если обнаружена первопричина, толкающая подростка к неминуемой гибели. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать психологические особенности подросткового возраста, которые лежат в основе кризиса взросления. Этот кризис может проявляться в переживаниях о своих, чаще воображаемых, физических недостатках, чрезмерной озабоченности своим здоровьем, появлением особого отношения к еде и приему пищи, склонности к асоциальному поведению и даже в мыслях о самоубийстве.
Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного поведения, или пристрастия к наркотикам.
Успокаивающая модель — один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем.
Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.
Активизирующая модель характеризует тех подростков, которые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности.
Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употребление психоактивных веществ используется для получения удовольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта.
Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми группой с помощью употребления психоактивных веществ.
Манипулятивная модель связана с возможностью использования психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуациив собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ.
Компенсаторная модель определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера.
Пристрастию к наркотикам также способствует увлечение ритмической и обязательно громкой музыкой, азартными играми, беспорядочными половыми контактами.
Формирование пристрастия к наркотикам в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с появлением потребности к употреблению того или иного психоактивного вещества только тогда, когда собирается “своя компания”. Не меньшее значение имеют сниженные адаптивные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентрич-ностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного “Я”, бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.
Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К факторам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические.
Биологические факторы риска. Известно, что у наркотизирующихся матерей дети могут иметь биологическую предрасположенность к наркомании. Известно также, что если мать во время беременности принимала наркотики, то у родившегося ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы “отмены наркотиков”. Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.
биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.
Социальные факторы риска наркомании отражают неблагополучную экономическую, культурную, политическую, криминальную ситуации в обществе. Социальные причины в совокупности образуют своего рода “дрожжевой раствор”, в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией:
© разрушение института семьи;
© отсутствие у подростков жизненных перспектив;
© плохая организация досуга;
© целенаправленное “подсаживание на иглу” подростков взрослыми наркоманами.
Психологические факторы наркомании определяют индивидуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.
Среди психологических причин можно назвать следующие:
-неправильное воспитание в семье;
-вовлеченность в группу сверстников, употребляющих
наркотики;
-асоциальное поведение;
-дезадаптированность к учебному процессу;
личностные характеристики.
1.4 Классификация наркотических веществ
Только в конце XIX столетия общество стало смотреть на наркоманию как на международную медицинскую проблему, требующую самого пристального внимания. А в начале XX века, с развитием технического прогресса, когда началось лабораторное производство алкалоидов опиума и кокаина, наркомания обрела новое качество — массовость и эпидемические масштабы распространения. Теперь медики всего мира уверенно говорят именно об эпидемии наркомании. Косвенными причинами распространения стали развитие транспорта и международной торговли, которые сократили расстояния и расширили границы между различными государствами.
На сегодняшний день наркомания является мировой проблемой, которая присутствует на всех континентах. К тому же она проявляет тенденцию неуклонного роста, а ее неблагоприятные последствия весьма многосторонни как для самих наркоманов, так и для общества, в котором они существуют.
Наркоманию следует рассматривать как явление медико-социальное, развивающееся практически во всех странах. Эта проблема застала врасплох бывшие социалистические страны, где многие годы господствовала иллюзия того, что наркомания — специфический продукт западного мира, а при социализме для нее нет предпосылок.
Но проблема наркомании весьма многосторонне и охватывает как здоровье человека, так и социальную, экономическую, правовую, этическую и культурную сферы. Все замыкается в границах треугольника: человек — общество — наркотик. Эти три составляющие находятся во взаимной связи, а значение каждой из них меняется в зависимости от соотношения внешних и внутренних факторов.
В случаях, когда социальные условия со всеми их негативными сторонами становятся проблемой для отдельной личности или для определенной категории людей, формы болезненного поведения следует рассматривать как явление социопатологическое. В такой ситуации наркомания не является индивидуальным несчастным случаем, а становится показателем общей социальной тенденции. Она принимает характер эпидемии.
Еще в 1957 г. экспертная группа ВОЗ определила наркоманию как “Состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением наркотика”. Комитет экспертов ВОЗ различает в наркомании, как болезни, две разновидности состояний — зависимость и привыкание.
Зависимость характеризуют:
-сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема наркотика, а также попытки получить его любой ценой;
-тенденция увеличения дозы по мере развития зависимости;
-психическая (психологическая или эмоциональная) зависимость от эффекта наркотиков;
-губительные последствия для личности и общества.
Привыкание (пристрастие) характеризуют:
— желание (но не непреодолимое) дальнейшего пРиема наркотика с целью улучшения настроения;
-незначительная тенденция (или отсутствие таковой) к увеличению дозировки;
-некоторая степень психической зависимости от эффекта наркотика, но отсутствие физической зависимости, что означает отсутствие абстинентного синдрома;
-отрицательные последствия если и наступают, то касаются только личности самого наркомана.
Все наркотики с точки зрения их происхождения делятся на две группы — натуральные и синтетические. Одни растения оказывают успокаивающее, другие — возбуждающее действие. Отдельную группу составляют растения, изменяющие состояние сознания и вызывающие галлюцинации и видения.
Термин “синтетические наркотики” относите к многочисленным веществам, появившимся после 1939 г., вызывающим различные виды зависимости.
продолжение
--PAGE_BREAK--Главные препараты этой группы — петидин, мета-дон и др., а также продукты переработки нефти и смол.
Наркотиком считается любое вещество растительного или синтетического происхождения, которое при введении в организм способно изменить одну или несколько его функций, и вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.
Из этого следует, что “наркомания” — это общий термин, применимый ко всем видам зависимости от различных наркотиков. Однако в профессиональной медицинской терминологии различают следующие виды зависимости.
1. Алкогольный тип: все алкогольные напитки.
2. Амфетаминовый тип: амфетамин, дексамфетамин, метамфетамин, метил-фе-нидан и фенметразин.
3. Барбитуратный тип: барбитураты преимущественно кратковременного действия и некоторые успокаивающие (седативные) средства, например хлоралгидрат, диазепам, мепробамат, метаквалон и др.
4. Каннабиноловый тип: препараты конопли (индийской и американской) — марихуана (бханг, дагга, киф, маконга и т. д.) и гашиш (ганджа, чарас и т. д.)
5. Кокаиновый тип: кокаин и листья коки.
6. Галлюциногенный тип: ЛСД, ДМТ, МДМА (экстэзи), мескалин, псилоцибин, СТП, а также фенциклидин.
7. Тип Кату: препараты названного растения.
8. Опиатный тип: опиум, морфин, геро-ин, кодеин; синтетические наркотики со свойствами, близкими морфину, — мета-дон (гептадон), петидин.
9. Тип летучих жидкостей: ацетон, бензин, четыреххлористый углерод, а также некоторые средства для наркоза — эфир, хлороформ, закись азота (веселящий газ) и др.
Опасность наркотиков многим очевидна и не может восприниматься вне контекста глобальности проблемы, тем не менее избавление человечества от чумы наркомании требует избавления конкретного человека от власти не менее конкретного наркотика.
Многообразие наркотиков и других психоактивных веществ потребовало их систематизации. Юристы для своих правоохранительных целей выделили из психоактивных веществ наркотики и включили их в специальный список. Врачи классифицируют психоактивные вещества в соответствии с их действием — галлюциногенным, стимулирующим, поднимающим настроение, успокаивающим, снотворным и т.д. Такое подразделение, однако, очень условно, так как в зависимости от дозы и способа введения вещества (внутривенного, через рот в виде таблеток или посредством вдыхания) они действуют различно. Официальной, наиболее распространенной и используемой в настоящее время следует считать созданную Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) Международную классификацию МКБ-10 (1994).
В ней говорится, что вещества и препараты, способные сформировать зависимость при их потреблении, можно разделить на три группы:
1. Вещества и средства, угнетающие нервную систему (психодепрессанты):
а) препараты и вещества опийной группы: морфин, омнопон, кодеин, героин, опий-сырец, промедол, фентанил и др.;
б) препараты и вещества с седативным (успокаивающим) и снотворным действием: производные барбитуровой кислоты — этаминал натрия, фенобарбитал, ноксирон, реладорм, реланиум, фенозипам, оксибутират натрия.
2. Вещества и средства с возбуждающим действием (психостимуляторы): кокаин, фенамин, первитин, эфедрой, “экстази”, сиднофен, сиднокарб, кофеин.
3. Вещества и средства с галлюциногенными свойствами (галлюциногены): гашиш, марихуана, ЛСД, фенциклидин, пси-лоцибин, мескалин, ингалянты (бензин, пятновыводители, ацетон, толуол, растворители нитрокрасок, некоторые сорта клея), циклодол, клипсол.
Рассмотрим наиболее распространенные наркотики:
Психодепрессанты Общей чертой этих препаратов является их способность снимать психическое напряжение, ослаблять неуверенность в себе и боязливость. Они изменяют эмоциональное реагирование на боль, замедляет реакцию, нарушают координацию движений и сообразительность.
Употребление этих препаратов в больших дозах вызывает сон, серьезные нарушения сознания, вплоть до беспамятства, и даже смерть. Эффекты, вызываемые этими наркотиками, используются в медицине, но они же нашли применение и среди наркоманов, которые используют их бесконтрольно, зачистую без учета нежелательных побочных действий, а лиш для достижения кратковременного иллюзорного удовольствия. Препараты опия (морфин, героин, кодеин и др.). Опий — млечный сок снотворного мака. Он содержит алкалоиды: морфин, кодеин, папаверин. Эти алкалоиды действуют на центральную нервную систему, угнетая дыхание, уменьшая боль, вызывая благодушие, эйфорию, иногда рвоту, и расслабляют гладкую мускулатуру (сосудов, кишечника и т. д.). Из опия получают кодеин (легкое обезболивающее средство, применяющееся для облегчения кашля), морфин (обезболивающий препарат), героин (сильный обезболивающий препарат) и др. Опий курят, морфин и героин вводят внутривенно. Героин также можно нюхать.
Чаще всего встречаются препараты опия в виде:
© “маковой соломки” — измельченных и высушенных частей стеблей и коробочек мака (зерна мака наркотически активных веществ не содержат); соломка используется для приготовления ацетилированного опия;
© ацетилированного опия — готового к употреблению раствора, полученного в результате химических реакций, имеющего темно-коричневый цвет и характерный запах уксуса;
© опия-сырца — специально обработанного сока растений мака, используемого для приготовления раствора ацетилированного опия, по виду напоминающего пластилин, цвет — от белого до коричневого;
© метадона — сильного синтетического наркотика опийной группы, продающегося в виде белого порошка или готового раствора.
Морфин – натуральный алкалоид, содержащийся в маке. Применяется в медицине в качестве обезболивающего преарата.
Кодеин также является опиатным наркотиком, встречается в виде изготовленных фабричным способом таблеток ( от кашля и головной боли ) — как правило, импортного производства.
Героин – изготовленный в подпольных лабораториях наркотик. Героин – самый распространённый наркотик из числа опиатов.
Метадон — синтетический наркотик опиатной группы, выглядит как героин; производство и любое использование его в России запрещено законом. Строго говоря, метадон является производным опия, поэтому его правильнее называть “опиато-подобным” наркотиком. С клинической точки зрения, зависимость от метадона отличается от героиновой или опийной.
Пристрастившиеся к этим наркотикам имеют болезненный вид: землистую, морщинистую кожу с желтоватым оттенком, одутловатое лицо. Для них характерно общее истощение. С зубов сходит эмаль, они обламываются и выпадают. Ногти теряют блеск, становятся хрупкими. Наркоманы рано седеют, лысеют. Происходит поражение вен. У них развивается психическая и физическая слабость. Снижается выносливость, что приводит к неспособности выполнять какую-либо продолжительную или трудную работу. Наблюдаются признаки преждевременного старения. У некоторых больных наркоманией могут появиться судорожные припадки. Наблюдается быстропрогрессирующее снижение интеллекта.
Последствия потребления наркотиков для здоровья часто называют катастрофическими. Это справедливо, однако здоровье разрушается не только из-за свойств самих препаратов. Пользуясь одним шприцем, который передают друг другу, они заражаются гепатитом, СПИДом. Грязь, отсутствие стерильности, могут вызвать легочный фиброз, столбняк, заражение крови. Наконец, примеси, содержащиеся в кустарно производимых препаратах, тоже наносят здоровью огромный урон. Попадание в ослабленный организм инфекции приводит иногда к инвалидности, а иногда и к смерти.
Кроме того, после тяжелых отравлений опиатами, даже при благоприятном исходе, возможны серьезные осложнения, такие, как потеря зрения, речи, паралич и другие стойкие нарушения нормального функционирования важнейших органов и систем. Все это ведет к целому ряду тяжких последствий не только для самих потребителей наркотиков, но и для членов их семей, других близких людей.
Следует отметить, что рассмотренными выше последствиями еще не исчерпываются все последствия хронического отравления опиатами. Систематическое их употребление вызывает резкое ослабление организма, расстройства нормального функционирования ряда органов, потерю трудоспособности, ослабление или полную утрату способности к самокритике и т. д., что тоже, безусловно, имеет важное значение. Под влиянием длительного употребления наркотиков опийной группы происходит резкое ослабление воли, разумной мотивации, здравого отношения к своему положению и т. д., что тоже приводит к отрицательным социальным последствиям.
Опийная наркомания — одна из самых тяжелых и опасных. Очень трудно поддается лечению. Если употребление опиатов уже вошло в систему, то после прекращения действия наркотика начинает развиваться абстинентный синдром (“ломка”) — физическая зависимость.
Психостимуляторы
К этой группе относятся синтетические вещества, содержащие соединения амфетамина (эфедрон, первитин, фенамин, риталин, кофеин, винт). Употребляющие эти вещества чаще всего получают их из лекарств, содержащих эфедрин.
Психостимуляторы — довольно разнородная группа веществ с одним общим признаком: в результате их употребления ускоряется темп мышления, вследствие чего суждения становятся легковесными, поверхностными, менее обдуманными. Часть препаратов этой группы имеет также способность искажать восприятие окружающего, а потому сходна с галлюциногенами. Существуют психостимуляторы растительного происхождения (кока, эфедра, кола), у нас они встречаются в основном в виде порошков или таблеток.
Из симптомов следует отметить бессонницу, снижение аппетита, понос, подъем температуры тела, учащенное сердцебиение, нарушение ритма сердечной деятельности, повышение артериального давления, затруднение дыхания, мелкие кровоизлияния, посинение и дрожание конечностей, нарушение координации. Первоначально усиливающаяся сексуальная потенция сменяется половым бессилием. При регулярном использовании стимуляторов серьезно страдает сердечно-сосудистая система. В первую очередь возникают тяжелые аритмии, возможны смерть от остановки сердца и инфаркт миокарда в молодом возрасте.
Очень велика опасность передозировки, чреватая тяжелыми последствиями, вплоть до смерти.
Наиболее употребляем эфедрин — химический медицинский стимулятор широкого спектра действия.
Псевдоэфедрин, меткатинон и эфедрон — производные эфедрина. В чистом виде у нас не встречаются. Обычно изготавливаются самими наркоманами
Фенамин (отечественное название) или амфетамин (международное название) — препарат, который встречается в виде таблеток, порошка, а может быть и расфасован в капсулы.
Амфетамин и похожие на него вещества могут входить в состав “чудодейственных препаратов для похудания” — будьте очень осторожны!
Кокаин — белый легкий кристаллический порошок, похожий на снег, горького вкуса.
Крэк — обычно желтоватое или бесцветное вещество, нередко запаянное в стеклянные ампулы.
“Экстази” — это собирательное название таблеток, производных амфетамина был синтезирован как мощный стимулятор, использовался в ходе Первой мировой войны, когда его давали солдатам; позднее обрел свою новую жизнь как средство для похудения и как антидепрессант. В большинстве цивилизованных стран официально запрещен.
Последствия. “Экстази” подавляет чувство жажды, отчего после нескольких часов потогонных плясок человек может умереть от перегревания и обезвоживания. Этот наркотик нарушает обмен веществ и баланс серотина в мозгу, в результате у наркомана нарушаются иммунная, пищеварительная и нервная системы. Может развиться почечная недостаточность, произойти разрушение печени. Обычно у жертв “экстази” возникают множественные отметины на лице — это лопаются капилляры, и исправление таких дефектов требует серьезных косметических процедур, включая хирургическую помощь. Кроме того, нередки случаи повреждения мозга.
Самый распространенный у нас наркотик группы амфетаминов — эфедрой, именуемый в обиходе “мулька”, а иногда как-нибудь иначе. Второй вариант того же амфетамина — первитин, иначе говоря, “винт”.
Первитин, резко активизируя психическую деятельность, вызывает совершенно неадекватные поступки или весьма некомфортные ощущения. Возможна агрессия, неудержимые вспышки гнева, бурные истерики, неконтролируемые припадки разрушительных действий, направленных на людей, на вещи или на себя. Одни в такие моменты тихо сходят с ума, другие этим не ограничиваются и набрасываются на людей, начинают крушить все вокруг себя. Бывает, что вскрывают себе вены, разбивают головы (в буквальном смысле бросаясь на стенку), выбрасываются в окно.
Чем дольше продолжается потребление первитина, тем опаснее прием каждой новой дозы.
По своему прямому воздействию на здоровье (если не говорить о формировании и последствиях зависимости) первитин, вероятно, один из самых убийственных препаратов. Даже при непродолжительном потреблении он успевает нанести удары, следы которых могут оказаться неизгладимыми. Главные из них — психозы, нарушения работы головного мозга, разрегулирование сердечно-сосудистой системы, кровяного давления, крайнее исто--щение нервной системы и всего организма.
Первитин вызывает и специфические “судорожные эффекты”: сводит скулы, сдавливает виски (иногда до жуткой головной боли), сводит икроножные мышцы (иногда до сильных судорог), возникают различные спазмы
Галлюциногены
Более точный термин — “препараты, изменяющие сознание”, так как они зачастую не вызывают галлюцинаций, но искажают самоощущение наркомана. Он чувствует измененным не только окружающий мир, но и себя. В группу галлюциногенов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них — натурального происхождения. У наркоманов большинство галлюциногенов носит объединяющее название “кислота”.
Наиболее распространенными на территории России являются препараты, кустарно приготовленные из конопли.
Препараты индийской конопли (марихуана, гашиш, маконха, дагга, анаша, ганджа). Конопля индийская — из этого растения получают смолу (содержащуюся в завязях, несозревших плодах, соцветиях и листьях), обладающую опьяняющим действием и являющуюся источником изготовляемых из нее наркотиков.
Высушенная или невысушенная зеленая травянистая часть конопли — “марихуана”. Это — похожие на табак, обычно светлые зеленовато-коричневые, мелко размолотые сушеные листья и стебли. Будучи плотно спрессованными в комочки, они носят название “анаша” или “план”.
Самым сильнодействующим является тетрагидроканнабиол (гашиш). Прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измельченных верхушек конопли (жаргонные названия — “наша”, “гашиш”, “план”, “хэш”).
Гашишное масло — наркотическое средство, получаемое из конопли с помощью различных растворителей и жиров. Самый сильный наркотик из этой группы. В нем наркогенных веществ в 30—40 раз больше, чем в конопле.
Первитин (метамфетамт) — кустарно приготовленная жидкость, прозрачная или слегка мутная, бесцветная, желтая или коричневая
Первоначальное действие этих веществ на центральную нервную систему возбуждающее, а затем сильно угнетающее, завершающееся сном с яркими сновидениями. В дальнейшем падает настроение, меняется поведение. При тяжелом отравлении возможен смертельный исход. Длительное употребление приводит к изменению личности. Сопровождается соматовегетативными нарушениями, учащенным сердцебиением, понижением артериального давления, мышечным расслаблением, изменением сухожильных рефлексов и т. п.
Действие каннабиса не поддается четкой классификации. Наркотик вызывает галлюцинации, определенное стимулирующее действие, проявляющееся, в частности, в учащении пульса и дыхания. В некоторых случаях анаша или гашиш усиливают агрессивность и сексуальную активность, но в принципе ни то, ни другое не является типичным.
Со стороны заметнее всего красные глаза и (не всегда) безудержный смех без причины – включается сам собой некий механизм, который вызывает неконтролируемые взрывы хохота.
Действие каннабиса длится несколько часов, не более восьми — десяти. В ощущениях свои спады и подъемы, случаются некоторые провалы. После начального возбуждения постепенно впечатления бледнеют, человек успокаивается и впадает в некий транс.
Содержащиеся в каннабисе психоактивные компоненты вызывают резкое нарушение функций головного мозга, что влечет за собой возможные отрицательные последствия даже при однократном потреблении препарата. Это ведет к снижению работоспособности, плохому качеству работы, у учащихся — к ухудшению усвоения материала и плохой успеваемости.
Содержание некоторых канцерогенных элементов, вдыхаемых при курении марихуаны, на 70% выше, чем в табачном дыме, и при длительном ежедневном курении нарушается нормальная работа легких.
продолжение
--PAGE_BREAK--Суммируя сказанное, отметим, что препараты конопли — опасные наркотики. Они называются “легкими”, но это или заблуждение, или ложь.
Кроме препаратов конопли к галлюциногенам относятся психоактивные вещества, которые даже в очень малых дозах вызывают галлюцинации или кратковременные психозы. Сюда относятся ЛСД — синтетический препарат грибков-паразитов ржи и других злаковых; вещества, получаемые из некоторых грибов (псилоцибин), кактусов (мескалин); лекарства: астматол, циклодол, димедрол. Среди наиболее распространенных можно назвать ЛСД и псилоцибин.
ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) — “эталонный” галлюциноген.
Возникают психические нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада личности. Примерно через 1 час после приема ЛСД развивается острый психоз, продолжительность которого около 12 часов.
Тяга к наркотическим средствам — нечто значительно более сложное и значительно более фундаментальное, чем просто стремление получить удовольствие, “словить кайф” или испытать какое-то определенное ощущение. Потребление наркотиков связано с общим жизненным контекстом, с общей структурой личности, содержанием важнейших ее потребностей, интересов, ценностей, запросов. Кстати, амфетамины не вызывают физической зависимости и такого тяжелого синдрома лишения, как опиаты или барбитураты, но избавиться от пристрастия к ним совсем не просто. И это тоже подтверждает, что наркомания не сводится к совокупности тех или иных реакций и непосредственных мотивов (получить удовольствие, уйти от ломки и т. д ) таблица 1.
Социально-опосредованные осложнения зависимости от опиатов
Социально-опосредованные осложнения в большей или меньшей мере присущи зависимости от любого типа наркотиков, но в случае опиатной наркомании они проявляются наиболее ярко.
Одиночество — результат погруженности наркомана в свои переживания и поиск наркотиков, раздражительности и эгоистичности. Одиночество для наркомана означает потерю друзей и семьи, невозможность поделиться своими проблемами ни с кем. Чувство одиночества и отгороженности от людей часто провоцирует на увеличение дозы наркотиков и на самоубийство.
Безработица возникает оттого, что наркоман не может удержаться на одном месте работы, чаще всего по причине постоянных прогулов, опозданий и редкостной неисполнительности. Те больные, которые стали наркоманами в юном возрасте, не могут работать из-за отсутствия необходимого образования.
Преступления обычно являются результатом безработицы и безденежья, а вовсе не агрессивности. На опиатные наркотики нужно довольно много средств, а взять денег негде. Поэтому наркоманы вынуждены воровать, мошенничать, заниматься проституцией или торговать наркотиками.
Самоубийства. Любой, кто знаком с общими осложнениями наркомании, не удивится высокой частоте самоубийств среди наркоманов. Но для них есть еще одна причина: бесконечные неудачные попытки вылечиться. Тяготы жизни с наркотиками и невозможность расстаться с ними создают психологическую ловушку, единственный выход из которой видится в самоубийстве.
1.5 Профилактика наркоманий
Наркомания практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму болезни. В истории борьбы с наркоманией и попыток осуществления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа.
Запретительный этап относится к 1950—1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала трагедией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, выработке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты — вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность такой политики.
Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика — в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.
Очевидно, что знания о наркотиках и негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решением актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного третьего этапа. Его можно условно назвать воспитательным этапом.
Воспитывающая, обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую.
Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной социальной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации.
Многие факторы риска в развитии наркомании несовершеннолетних носят внутриличностный характер, где внешние обстоятельства выступают как “запускающий” их механизм. Следовательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания — осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов: социализации, самовоспитания и специального образовательного педагогического воздействия на личность ребенка — антинаркотического воспитания.
К сожалению, такая модель педагогической профилактики не ориентирована на детей и подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов — те, кто еще “не пробовал”, и те, кто уже систематически использует наркотические и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие наркогенного заражения у начинающих. Первая проба детьми одурманивающего вещества, как правило, остается незамеченной дм их родителей и учителей.
На современном этапе развития российского общества назрела острая необходимость решения основных задач организации профилактики употребления наркотиков в образовательных учреждениях страны. Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготовки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.
Во-вторых, необходимо в экстренном порядке выработать определенные способы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовать активность самих родителей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде организации и поддержки таких движений, как “Родители против наркотиков”, “Школа без наркотиков”, “Чистый район”. Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консультативных пунктов. Именно они на профессиональном уровне должны обеспечить семьям первичную помощь, именно они должны стать посредниками между семьей и специалистами.
В-третьих, необходимо найти достойное место в общеобразовательных программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, предвидеть грозящие опасности и находить пути их предупреждения. Речь идет о задаче школы в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье.
В-четвертых, необходимо обеспечить действенную социальную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры, комиссии по защите прав несовершеннолетних). Сейчас для этого появилась новая законодательная основа: Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В рамках этого закона следует установить взаимодействие специалистов различных ведомств в профилактике наркомании.
В феврале 2000 года Коллегией Министерства образования Российской Федерации утверждена “Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”. В ней выделены первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ.
Первичная профилактика направлена на формирование общественного неприятия употребления наркотиков, на предупреждение приобщения детей и подростков к наркотикам. Существенную роль в достижении целей этого этапа ифает современная школа.
Первичная профилактика разрабатывается с учетом необходимости влияния на три основные сферы самореализации ребенка — семью, образовательное учреждение и место проведения досуга (включающего микросоциальное окружение). Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
развитие социально-профилактической инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка “группы риска” наркотизации и ребенка, заболевшего наркоманией.
Итак, можно полагать, что наиболее адекватной для современного состояния развития общества является стратегия сдерживания распространения наркомании. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавления от наркомании нереально. Следует подчеркнуть, что проблема предупреждения употребления наркотиков не может быть решена исключительно запретительными мерами. Традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование негативных последствий приема наркотиков в отрыве от других средств не дадут нужного эффекта.
Именно поэтому в качестве стратегического приоритета первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направляющей первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.
Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже испытал на себе влияние наркотиков, но не обнаруживает проявления болезни. Цель профилактики — максимально сократить продолжительность воздействия наркотика на человека, ог раничить степень вреда, наносимого как потребителю, так и окружающему микросоциуму — друзьям, одноклассникам,
семье, то есть предотвратить возникновение хронического и !“заразного” заболевания. Результативность этого этапа может быть определена по полному прекращению дальнейшей наркотизации и восстановлению личностного и социального статуса учащегося.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются создание системы раннего выявления потребителей наркотиков, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к повторному употреблению наркотиков и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.
В случаях, когда ставится диагноз “наркомания”, учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.
Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном уровне.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи — ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:
© — оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;
© — оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи; организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;
© — оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ;
© — взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;
© — разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от психоактивных веществ;
© — разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию и интегрированных в образовательное учреждение.
Работа с родителями в процессе профилактики наркомании предполагает реализацию воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркотической зависимости) и образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики) задач.
Именно педагоги образовательных учреждений способны вовлечь ребенка в интересный мир, в котором каждая минута жизни будет заполнена значимым содержанием, в котором много созидательной деятельности.
Таким образом, внедрение основных направлений Концепции профилактики наркомании должно привести к общему снижению спроса на наркотики и числа лиц, заболевших наркоманией, а также к сокращению численности “группы риска” по фактору “наркомания”.
В результате станет больше тех, кто понимает — дальнейшее распространение наркомании может привести к краху человечества.
Заключение
Вот он тащился чуть не умирая,
Через минуту ж – где достал, бог весть!
продолжение
--PAGE_BREAK--