Реферат по предмету "Медицина"


Наркомания как медико социальная проблема

--PAGE_BREAK--Удельный вес подростков среди больных наркоманией, по данным на начало 1999 года, составляет 29,8 тыс. человек. В 1984 году таких на всю Россию было только 420 чел. Всего по стране на каждые 100 тыс. подростков приходится 73 боль­ных. Это эпидемия.
Вызывает большую тревогу то, что:
— в разных регионах России, по данным правоохранитель­ных органов, насчитывается от 20 до 30% школьников, которые так или иначе знакомы с употреблением наркотиков;
— число подростков и студентов, больных наркоманией, за минувшие четыре года в крупных городах выросло в 6—8 раз, а число женщин-наркоманок за последние десять лет увеличи­лось в 6,5 раза;
— получили распространение “семейная наркомания” и да­же приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. В реанимационные токсикологические отделения больниц по­падают даже дети 5-7 лет;
— по некоторым данным, в нашей стране сейчас примерно 2 млн. людей, регулярно употребляющих наркотики, примерно 4 млн. человек уже пробовали их, а 3/4 из них — молодежь от 14 до 30 лет;
— вряд ли кто-нибудь из впервые вступивших на опасную “дорогу в никуда” осознает, что только 10% подростков-нарко­манов доживает до 30 лет;
— уровень заболеваемости наркоманиями среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, подростки в 6,3 раза чаще злоупотребляют наркотиками. В 1997 году в Рос­сии погибли от наркомании 1600 чел, среди них половина — подростки;
— за последние десять лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей — в 42 раза, причем в 65% случаев причиной смерти является передозировка наркотиков. Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно состав­ляют в России 20% всех госпитализаций и 10% всех смертей.
Известно, что один наркоман за год втягивает в порочный круг от 10 до 15 человек. Делает это наркоман в основном для того чтобы самому стабильно иметь деньги на ежедневные порции “зелья”. При таких темпах через пять лет в стране более чем 1/4 населения попробует наркотики. Рост наркома­нии резко обостряет проблему СПИДа. Из зарегистрированных в 1997 году 4725 ВИЧ-инфицированных человек 91% — нар­команы. Установлена прямая связь роста наркомании и бы­строго расползания по стране гепатита Б: зарегистрировано бо­лее 40 случаев на 100 тыс. человек.
Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти три процесса идут параллельно — в состоянии опьянения подростками со­вершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.).
За шесть месяцев 1998 года было совершено 108 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, при этом количе­ство тяжких преступлений увеличилось на 40%. Из каждых десяти имущественных преступлений шесть совершаются нар­команами.
На фоне общего сокращения количества преступлений, со­вершенных несовершеннолетними или при их соучастии, число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотичес­ких средств или психотропных веществ, продолжает расти. Так, в 1998 году зарегистрировано 11,1 тыс. таких преступлений (для сравнения: в 1995 г.— 4,5 тыс.), за 3 года прирост составил 146,6%, вследствие чего к уголовной ответственности привле­чено 8,3 тыс. несовершеннолетних (прирост за последние три года — 117,8%).
В 1998 году за употребление наркотических средств в ор­ганы внутренних дел было доставлено более 21 тыс. несовер­шеннолетних. Количество употребляющих наркотики детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, по состоянию на 1 января 1999 года составляло 16,6 тыс. человек (на 13,7% больше, чем в 1997 году).
Основной возраст первого знакомства с наркотиками 11—14 лет (41%) и 15—17 лет (51%). Однако, как показывают исследования, проводимые в крупных городах, к 13—15 годам каждый второй школьник хотя бы раз использовал наркотик. Наркотическая “карьера” сегодня нередко начинается уже в 7-8 лет.
Среди   тех,   кто  использует  одурманивающие   вещества  до 13 лет, почти исключительно мальчики. Это объяснимо. Мальчи­кам в большей степени, чем девочкам, свойственно рискованное поведение, стремление испытать себя, произвести впечатление на окружающих. Все, что обладает повышенной опасностью, притя­гательно для мальчиков. Однако в группе несовершеннолетних, познакомившихся с наркотиками и токсическими веществами в 14—15 лет, приблизительно 35% составляют девочки. Таким об­разом, проблема постепенно приобретает универсальный харак­тер, переставая быть исключительно юношеской, мужской.
Еще недавно ученые исследователи считали, что токсико-наркотические   средства   распространяются   преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бро­дяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах,  а в старших классах она достигает 27% (в  обычной  школе  —  2-15%,  в  сельской  школе  —  2-3%). Среди детей и подростков этой группы значительно быстрее распространяется молодежная наркотическая субкультура, когда употребление стимуляторов воспринимается как особая жизнен­ная   ценность,   принимает   “знаковый”   характер   приобщения к иному, полному необычных впечатлений образу жизни.
К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек про­бовали наркотики, а регулярно “сидят на игле” 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами.
По официальным данным, 3% призывников употребляют наркотики.
 Кроме того, по данным Министерства обороны, к настоящему моменту в Российских Вооруженных Силах выявлено 18,0 военнослужащих, больных СПИД ом, 98 из них — наркоманы.
67% родителей наркоманов не догадываются о беде, а из тех, кто знает, 19% бездействуют, 72% пытаются решить про­блему самостоятельно. Большинство родителей не знают, как уберечь детей от первого укола. Им нужны конкретные советы. Амбарный замок и насилие не привяжут “колючего” подростка к семье, а страшные истории не отвратят от запретного плода.
Другая существенная причина стремительного роста нарко­тической эпидемии — это доступность наркотиков. С каждым годом наркобизнес в самом прямом смысле захватывает все новые и новые российские территории. Показательны темпы героинового вторжения в Рорсию: если в 1996 году изъятия, героина были зафиксированы в 14 регионах, то в 1997 году героин “засветился” уже на территории 43 субъектов Федера­ции; в 1998 году наркотик изымался в 68 республиках, краях и областях, а в 1999 году, пожалуй, только оленеводы на Край­нем Севере все еще отдавали предпочтение “огненной воде”, а не шприцу с “герычем”.
Наркомания приобщает к наркотикам не только учащихся школ, ПТУ, вузов, но и целые города, даже страны. Город, регион наркотизируется по тем же самым “законам”, что и человек (новичка “угощают” бесплатно.
На российском рынке уровень цен на героин,  кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США и Европе, что стимулирует экспансию к нам международного наркобиз­неса.   Вряд  ли   является   случайным   тот   факт,   что   именно за последние десять лет число наркоманов в США уменьши­лось вдвое,  а в России многократно возросло.  Наша страна оказалась  совершенно  не  готовой  к наркотической  агрессии внешнего мира.
Наркодельцам поставки наркотика в Россию приносят аст­рономические барыши. Килограмм героина в Афганистане стоит 8—10 тыс. долларов США, тот же килограмм в Таджики­стане оценивается уже в 20—25 тыс. долларов, в Москве его цена возрастает до 150 тыс. долларов. Прибыль от продажи наркотиков на российской земле составляет баснословные про­центы, то есть, вложив в “дело” доллар, наркоделец в конечном счете получает за него до двух тысяч “зеленых”.
Более половины всех изымаемых в России наркотических средств имеют зарубежное происхождение. Без всякого пре­увеличения можно говорить о своего рода наркоагрессии по отношению к России.
1.3 Формирование пристрастия к наркотикам
Чтобы помочь человеку вырваться из пропасти затягивающей его наркозависимости, надо его по­нять. Бороться с потребностью в наркотике можно только в том случае, если обнаружена первопричина, толкающая подростка к неминуемой гибели. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать пси­хологические особенности подросткового возраста, которые ле­жат в основе кризиса взросления. Этот кризис может прояв­ляться в переживаниях о своих, чаще воображаемых, физичес­ких недостатках, чрезмерной озабоченности своим здоровьем, появлением особого отношения к еде и приему пищи, склон­ности к асоциальному поведению и даже в мыслях о само­убийстве.
Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного по­ведения, или пристрастия к наркотикам.
 Успокаивающая модель — один из наиболее распространен­ных вариантов применения психоактивных веществ и наркоти­ков с целью достижения душевного спокойствия у нерешитель­ных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоить­ся, забыться, уйти от неприглядной или опасной действитель­ности, от неразрешимых жизненных проблем.
Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, добро­желательности. К этому средству чаще всего прибегают   замкнутые,   тревожно-мнительные,    эмоционально ранимые подростки.
Активизирующая модель характеризует тех подростков, ко­торые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности.
Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употреб­ление психоактивных веществ используется для получения удо­вольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта.
Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми груп­пой с помощью употребления психоактивных веществ.
Манипулятивная модель связана с возможностью использо­вания психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуациив собственную пользу, для достижения тех или иных преиму­ществ.
Компенсаторная модель определяется необходимостью ком­пенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера.
Пристрастию к наркотикам также способствует увлечение ритмической и обязательно громкой музыкой, азартными игра­ми, беспорядочными половыми контактами.
Формирование пристрастия к наркотикам в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с появлением потребности к употреблению того или иного психоактивного вещества только тогда, когда собирается “своя компания”. Не меньшее значение имеют сниженные адаптив­ные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентрич-ностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного “Я”, бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.
Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К фак­торам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические.
Биологические факторы риска. Известно, что у наркотизи­рующихся матерей дети могут иметь биологическую предраспо­ложенность к наркомании. Известно также, что если мать во время беременности принимала наркотики, то у родившегося ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы “от­мены наркотиков”. Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.
биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные на­грузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.
Социальные факторы риска наркомании отражают неблаго­получную экономическую, культурную, политическую, крими­нальную ситуации в обществе. Социальные причины в сово­купности образуют своего рода “дрожжевой раствор”, в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией:
© разрушение института семьи;
© отсутствие у подростков жизненных перспектив;
© плохая организация досуга;
© целенаправленное “подсаживание на иглу” подростков взрослыми наркоманами.
Психологические факторы наркомании определяют индиви­дуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.
Среди психологических причин можно назвать следующие:
-неправильное воспитание в семье;
-вовлеченность в группу сверстников,  употребляющих
наркотики;
-асоциальное поведение;
-дезадаптированность к учебному процессу;
личностные характеристики.
 1.4 Классификация наркотических веществ
Только в конце XIX столетия общество стало смотреть на наркоманию как на международную ме­дицинскую проблему, требующую самого присталь­ного внимания. А в начале XX века, с развитием технического прогресса, когда началось лаборатор­ное производство алкалоидов опиума и кокаина, наркомания обрела новое качество — массовость и эпидемические масштабы распространения. Те­перь медики всего мира уверенно говорят именно об эпидемии наркомании. Косвенными причинами рас­пространения стали развитие транспорта и между­народной торговли, которые сократили расстояния и расширили границы между различными государ­ствами.
На сегодняшний день наркомания является ми­ровой проблемой, которая присутствует на всех континентах. К тому же она проявляет тенденцию неуклонного роста, а ее неблагоприятные послед­ствия весьма многосторонни как для самих нарко­манов, так и для общества, в котором они сущест­вуют.
Наркоманию следует рассматривать как явление медико-социальное, развивающееся практически во всех странах. Эта проблема застала врасплох бывшие социалистические страны, где многие годы гос­подствовала иллюзия того, что наркомания — специфический продукт западного мира, а при социализме для нее нет предпосылок.
Но проблема наркомании весьма многосторонне и охватывает как здоровье человека, так и социаль­ную, экономическую, правовую, этическую и куль­турную сферы. Все замыкается в границах треу­гольника: человек — общество — наркотик. Эти три составляющие находятся во взаимной связи, а зна­чение каждой из них меняется в зависимости от со­отношения внешних и внутренних факторов.
В случаях, когда социальные ус­ловия со всеми их негативными сторонами стано­вятся проблемой для отдельной личности или для определенной категории людей, формы болезненно­го поведения следует рассматривать как явление социопатологическое. В такой ситуации наркома­ния не является индивидуальным несчастным слу­чаем, а становится показателем общей социальной тенденции. Она принимает характер эпидемии.
Еще в 1957 г. экспертная группа ВОЗ определила наркоманию как “Состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяю­щимся введением наркотика”. Комитет экспертов ВОЗ различает в наркомании, как болезни, две раз­новидности состояний — зависимость и привыкание.
Зависимость характеризуют:
-сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема нарко­тика, а также попытки получить его любой ценой;
-тенденция увеличения дозы по мере развития зависимости;
-психическая (психологическая или эмоциональ­ная) зависимость от эффекта наркотиков;
-губительные последствия для личности и обще­ства.
Привыкание (пристрастие) характеризуют:
— желание  (но  не  непреодолимое)  дальнейшего пРиема наркотика с целью улучшения настроения;
-незначительная тенденция (или отсутствие тако­вой) к увеличению дозировки;
-некоторая степень психической зависимости от эффекта наркотика, но отсутствие физической за­висимости, что означает отсутствие абстинентного синдрома;
-отрицательные последствия если и наступают, то касаются только личности самого наркомана.
Все наркотики с точки зрения их происхождения делятся на две группы — натуральные и синтетиче­ские. Одни растения оказывают успока­ивающее, другие — возбуждающее действие. От­дельную группу составляют растения, изменяющие состояние сознания и вызывающие галлюцинации и видения.
Термин “синтетические наркотики” относите к многочисленным веществам, появившимся после 1939 г., вызывающим различные виды зависимости.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Главные препараты этой группы — петидин, мета-дон и др., а также продукты переработки нефти и смол.
Наркотиком считается любое вещество расти­тельного или синтетического происхождения, кото­рое при введении в организм способно изменить од­ну или несколько его функций, и вследствие много­кратного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.
Из этого следует, что “наркомания” — это общий термин, применимый ко всем видам зависимости от различных наркотиков. Однако в профессиональной медицинской терминологии различают следующие виды зависимости.
1. Алкогольный тип: все алкогольные напитки.
2. Амфетаминовый тип: амфетамин, дексамфетамин, метамфетамин, метил-фе-нидан и фенметразин.
3. Барбитуратный тип: барбитураты преимущественно кратковременного дей­ствия и некоторые успокаивающие (седативные) средства, например хлоралгидрат, диазепам, мепробамат, метаквалон и др.
4. Каннабиноловый тип: препараты ко­нопли (индийской и американской) — ма­рихуана (бханг, дагга, киф, маконга и т. д.) и гашиш (ганджа, чарас и т. д.)
5. Кокаиновый тип: кокаин и листья коки.
6. Галлюциногенный тип: ЛСД, ДМТ, МДМА (экстэзи), мескалин, псилоцибин, СТП, а также фенциклидин.
7. Тип Кату: препараты названного растения.
8. Опиатный тип: опиум, морфин, геро-ин, кодеин; синтетические наркотики со свойствами, близкими морфину, — мета-дон (гептадон), петидин.
9. Тип летучих жидкостей: ацетон, бен­зин, четыреххлористый углерод, а также некоторые средства для наркоза — эфир, хлороформ, закись азота (веселящий газ) и др.
Опасность наркотиков многим очевидна и не может вос­приниматься вне контекста глобальности проблемы, тем не менее избавление человечества от чумы наркомании требует избавления конкретного человека от власти не менее конкрет­ного наркотика.
Многообразие наркотиков и других психоактивных веществ потребовало их систематизации. Юристы для своих правоохра­нительных целей выделили из психоактивных веществ нарко­тики и включили их в специальный список. Врачи класси­фицируют психоактивные вещества в соответствии с их дей­ствием — галлюциногенным, стимулирующим, поднимающим настроение, успокаивающим, снотворным и т.д. Такое подраз­деление, однако, очень условно, так как в зависимости от дозы и способа введения вещества (внутривенного, через рот в виде таблеток или посредством вдыхания) они действуют различно. Официальной, наиболее распространенной и исполь­зуемой в настоящее время следует считать созданную Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ) Международную классификацию МКБ-10 (1994).
В ней говорится, что вещества и препараты, способные сформировать зависимость при их потреблении, можно разде­лить на три группы:
1. Вещества и средства, угнетающие нервную систему (пси­ходепрессанты):
а) препараты и вещества опийной группы: морфин, омнопон, кодеин, героин, опий-сырец, промедол, фентанил и др.;
б) препараты и вещества с седативным (успокаивающим) и снотворным действием: производные барбитуровой кислоты — этаминал натрия, фенобарбитал, ноксирон, реладорм, реланиум, фенозипам, оксибутират натрия.
2. Вещества и средства с возбуждающим действием (пси­хостимуляторы): кокаин, фенамин, первитин, эфедрой, “экста­зи”, сиднофен, сиднокарб, кофеин.
3. Вещества и средства с галлюциногенными свойствами (галлюциногены): гашиш, марихуана, ЛСД, фенциклидин, пси-лоцибин, мескалин, ингалянты (бензин, пятновыводители, аце­тон, толуол, растворители нитрокрасок, некоторые сорта клея), циклодол, клипсол.
Рассмотрим наиболее распространенные наркотики:
Психодепрессанты Общей чертой этих препаратов является их спо­собность снимать психическое напряжение, ослаб­лять неуверенность в себе и боязливость. Они изме­няют эмоциональное реагирование на боль, замедля­ет реакцию, нарушают координацию движений и сообразительность.
Употребление этих препаратов в больших дозах вызывает   сон,   серьезные   нарушения   сознания, вплоть до беспамятства, и даже смерть. Эффекты, вызываемые   этими   наркотиками,   используются в медицине, но они же нашли применение и среди наркоманов, которые используют их бесконтрольно, зачистую без учета нежелательных побочных действий, а лиш для достижения кратковременного иллюзорного удовольствия. Препараты опия (морфин, героин, кодеин и др.). Опий — млечный сок снотворного мака. Он содержит алкалоиды: морфин, кодеин, папаверин. Эти алкалоиды действуют на центральную нервную систему, угнетая дыхание, уменьшая боль, вызывая благодушие, эйфорию, иногда рвоту, и расслабляют гладкую мускулатуру (сосудов, кишечника и т. д.). Из опия получают кодеин (легкое обезболивающее средство, применяющееся для облегчения кашля), морфин (обезболивающий препарат), геро­ин (сильный обезболивающий препарат) и др. Опий курят, морфин и героин вводят внутривенно. Героин также можно нюхать.
Чаще всего встречаются препараты опия в виде:
© “маковой соломки” — измельченных и высушенных частей стеблей и коробочек мака (зерна мака наркотически активных веществ не содержат); соломка используется для при­готовления ацетилированного опия;
© ацетилированного опия — готового к употреблению раствора, полученного в результате химических реакций, имею­щего темно-коричневый цвет и характерный запах уксуса;
© опия-сырца — специально обработанного сока растений мака, используемого для приготовления раствора ацетилирован­ного опия, по виду напоминающего пластилин, цвет — от бе­лого до коричневого;
© метадона — сильного синтетического наркотика опий­ной группы, продающегося в виде белого порошка или готового раствора.
Морфин – натуральный алкалоид, содержащийся в маке. Применяется в медицине в качестве обезболивающего преарата.
Кодеин также является опиатным наркотиком, встречается в виде изготовленных фабричным способом таблеток ( от кашля и головной боли ) — как пра­вило, импортного производства.
Героин – изготовленный в подпольных лабораториях наркотик. Героин – самый распространённый наркотик из числа опиатов.
Метадон — синтетический наркотик опиатной группы, вы­глядит как героин; производство и любое использование его в России запрещено законом. Строго говоря, метадон является производным опия, поэтому его правильнее называть “опиато-подобным” наркотиком. С клинической точки зрения, зависи­мость от метадона отличается от героиновой или опийной.
Пристрастившиеся к этим наркотикам имеют болезненный вид: землистую, морщинистую кожу с желтоватым оттенком, одутловатое лицо. Для них характерно общее истощение. С зубов сходит эмаль, они обламываются и выпадают. Ногти теряют блеск, становятся хрупкими. Наркоманы рано седеют, лысеют. Происходит поражение вен. У них развивается психическая и физическая слабость. Снижается выносливость, что приводит к неспособности выполнять какую-либо продолжительную или трудную работу. Наблюдаются признаки преждевременного ста­рения. У некоторых больных наркоманией могут появиться су­дорожные припадки. Наблюдается быстропрогрессирующее сни­жение интеллекта.
Последствия потребления наркотиков для здоровья часто на­зывают катастрофическими. Это справедливо, однако здоровье разрушается не только из-за свойств самих препаратов. Пользуясь одним шприцем, который передают друг другу, они заражаются гепатитом, СПИДом. Грязь, отсутствие стерильности, могут вы­звать легочный фиброз, столбняк, заражение крови. Наконец, примеси, содержащиеся в кустарно производимых препаратах, тоже наносят здоровью огромный урон. Попадание в ослабленный организм инфекции приводит иногда к инвалидности, а иногда и к смерти.
Кроме того, после тяжелых отравлений опиатами, даже при бла­гоприятном исходе, возможны серьезные осложнения, такие, как потеря зрения, речи, паралич и другие стойкие нарушения нор­мального функционирования важнейших органов и систем. Все это ведет к целому ряду тяжких последствий не только для самих потребителей наркотиков, но и для членов их семей, других близких людей.
Следует отметить, что рассмотренными выше последствия­ми еще не исчерпываются все последствия хронического отравле­ния опиатами. Систематическое их употребление вызывает рез­кое ослабление организма, расстройства нормального функциони­рования ряда органов, потерю трудоспособности, ослабление или полную утрату способности к самокритике и т. д., что тоже, безусловно, имеет важное значение. Под влиянием длительного употребления наркотиков опийной группы происходит резкое ослабление воли, разумной мотивации, здравого отношения к своему положению и т. д., что тоже приводит к отрицательным социальным последствиям.
Опийная наркомания — одна из самых тяжелых и опасных. Очень трудно поддается лечению. Если употребление опиатов уже вошло в систему, то после прекращения действия наркотика начинает развиваться абстинентный синдром (“лом­ка”) — физическая зависимость.
Психостимуляторы
К этой группе относятся синтетические вещества, содержа­щие соединения амфетамина (эфедрон, первитин, фенамин, риталин, кофеин, винт). Употребляющие эти вещества чаще всего получают их из лекарств, содержащих эфедрин.
Психостимуляторы — довольно разнородная группа веществ с одним общим признаком: в результате их употребления ускоряется темп мышления, вследствие чего суждения стано­вятся легковесными, поверхностными, менее обдуманными. Часть препаратов этой группы имеет также способность иска­жать восприятие окружающего, а потому сходна с галлюцино­генами. Существуют психостимуляторы растительного проис­хождения (кока, эфедра, кола), у нас они встречаются в ос­новном в виде порошков или таблеток.
Из симптомов следует отметить бессонницу, снижение аппе­тита, понос, подъем температуры тела, учащенное сердцебие­ние,   нарушение   ритма  сердечной   деятельности,   повышение артериального давления, затруднение дыхания, мелкие крово­излияния, посинение и дрожание конечностей, нарушение ко­ординации. Первоначально усиливающаяся сексуальная потен­ция сменяется половым бессилием. При регулярном исполь­зовании  стимуляторов  серьезно  страдает  сердечно-сосудистая система. В первую очередь возникают тяжелые аритмии, воз­можны смерть от остановки сердца и инфаркт миокарда в мо­лодом возрасте.
Очень велика опасность передо­зировки, чреватая тяжелыми последствиями, вплоть до смерти.
Наиболее употребляем эфедрин — химический медицин­ский стимулятор широкого спектра действия.
Псевдоэфедрин, меткатинон и эфедрон — производные эфед­рина. В чистом виде у нас не встречаются. Обычно изготав­ливаются самими наркоманами
Фенамин (отечественное название) или амфетамин (между­народное название) — препарат, который встречается в виде таблеток,  порошка, а может быть и расфасован  в капсулы.
Амфетамин и похожие на него вещества могут входить в состав “чудодейственных препаратов для похудания” — будьте очень осторожны!
Кокаин — белый легкий кристаллический порошок, похо­жий на снег, горького вкуса.
Крэк — обычно желтоватое или бесцветное вещество, не­редко запаянное в стеклянные ампулы.
“Экстази” — это собирательное название таблеток, произ­водных амфетамина был синтезирован как мощный стимулятор, исполь­зовался в ходе Первой мировой войны, когда его давали сол­датам; позднее обрел свою новую жизнь как средство для по­худения и как антидепрессант. В большинстве цивилизованных стран официально запрещен.
Последствия. “Экстази” подавляет чувство жажды, отчего после нескольких часов потогонных плясок человек может уме­реть от перегревания и обезвоживания. Этот наркотик нарушает обмен веществ и баланс серотина в мозгу, в результате у нар­комана нарушаются иммунная, пищеварительная и нервная системы. Может развиться почечная недостаточность, произой­ти разрушение печени. Обычно у жертв “экстази” возникают множественные отметины на лице — это лопаются капилляры, и исправление таких дефектов требует серьезных косметических процедур, включая хирургическую помощь. Кроме того, неред­ки случаи повреждения мозга.
Самый распространенный у нас наркотик группы амфетами­нов — эфедрой, именуемый в обиходе “мулька”, а иногда как-нибудь иначе. Второй вариант того же амфетамина — первитин, иначе говоря, “винт”.
Первитин, резко активизируя психическую деятельность, вы­зывает совершенно неадекватные поступки или весьма неком­фортные ощущения. Возможна агрессия, неудержимые вспышки гнева, бурные истерики, неконтролируемые припадки разруши­тельных действий, направленных на людей, на вещи или на себя. Одни в такие моменты тихо сходят с ума, дру­гие этим не ограничиваются и набрасываются на людей, начинают крушить все вокруг себя. Бывает, что вскрывают себе вены, раз­бивают головы (в буквальном смысле бросаясь на стенку), выбра­сываются в окно.
Чем дольше продолжается потребление первитина, тем опас­нее прием каждой новой дозы.
По своему прямому воздействию на здоровье (если не гово­рить о формировании и последствиях зависимости) первитин, вероятно, один из самых убийственных препаратов. Даже при не­продолжительном потреблении он успевает нанести удары, следы которых могут оказаться неизгладимыми. Главные из них — пси­хозы, нарушения работы головного мозга, разрегулирование сер­дечно-сосудистой системы, кровяного давления, крайнее исто--щение нервной системы и всего организма.
Первитин вызывает и специфические “судорожные эффекты”: сводит скулы, сдавливает виски (иногда до жуткой головной боли), сводит икроножные мышцы (иногда до сильных судорог), воз­никают различные спазмы
Галлюциногены
Более точный термин — “препараты, изменяющие созна­ние”, так как они зачастую не вызывают галлюцинаций, но искажают самоощущение наркомана. Он чувствует измененным не только окружающий мир, но и себя. В группу галлюцино­генов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них — натурального происхождения. У наркома­нов большинство галлюциногенов носит объединяющее назва­ние “кислота”.
Наиболее распространенными на территории России явля­ются препараты, кустарно приготовленные из конопли.
Препараты индийской конопли (марихуана, гашиш, маконха, дагга, анаша, ганджа). Конопля индийская — из этого растения получают смолу (содержащуюся в завязях, несозревших плодах, соцветиях и листьях), обладающую опьяняющим действием и являющуюся источником изготовляемых из нее наркотиков.
Высушенная или невысушенная зеленая травянистая часть конопли — “марихуана”. Это — похожие на табак, обычно светлые зеленовато-коричневые, мелко размолотые сушеные листья и стебли. Будучи плотно спрессованными в комочки, они носят название “анаша” или “план”.
Самым сильнодействующим является тетрагидроканнабиол (гашиш). Прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измель­ченных верхушек конопли (жаргонные названия — “наша”, “гашиш”, “план”, “хэш”).
Гашишное масло — наркотическое средство, получаемое из конопли с помощью различных растворителей и жиров. Самый сильный наркотик из этой группы. В нем наркогенных веществ в 30—40 раз больше, чем в конопле.
Первитин (метамфетамт) — кустарно приготовленная жидкость, прозрачная или слегка мутная, бесцветная, желтая или коричневая
Пер­воначальное действие этих веществ на центральную нервную систему возбуждающее, а затем сильно угнетающее, завершающееся сном с яркими сновидениями. В дальнейшем падает настроение, ме­няется поведение. При тяжелом отравлении возможен смертель­ный исход. Длительное употребление приводит к изменению личности. Сопровождается соматовегетативными нарушениями, учащенным сердцебиением, понижением артериального давле­ния, мышечным расслаблением, изменением сухожильных реф­лексов и т. п.
Действие каннабиса не поддается четкой классификации. Наркотик вызывает галлюцинации, определенное стимулирую­щее действие, проявляющееся, в частности, в учащении пульса и дыхания. В некоторых случаях анаша или гашиш усиливают агрес­сивность и сексуальную активность, но в принципе ни то, ни другое не является типичным.
Со стороны заметнее всего красные глаза и (не всегда) безу­держный смех без причины – включается сам собой некий ме­ханизм, который вызывает неконтролируемые взрывы хохота.
Действие каннабиса длится несколько часов, не более вось­ми — десяти. В ощущениях свои спады и подъемы, случаются некоторые провалы. После начального возбуждения постепенно впечатления бледнеют, человек успокаивается и впадает в некий транс.
Содержащиеся в каннабисе психоактивные компоненты вызы­вают  резкое  нарушение  функций  головного  мозга,  что  влечет за собой возможные отрицательные последствия даже при одно­кратном потреблении препарата. Это ведет к сни­жению работоспособности, плохому качеству работы, у учащих­ся — к ухудшению усвоения материала и плохой успеваемости.
Содержание   некоторых   канцерогенных   элементов,   вдыхаемых при курении марихуаны, на 70% выше, чем в табачном дыме, и при длительном ежедневном курении нарушается нормальная работа легких.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Суммируя сказанное, отметим, что препараты конопли — опасные наркотики. Они называются “легкими”, но это или заблуждение, или ложь.
Кроме препаратов конопли к галлюциногенам относятся пси­хоактивные вещества, которые даже в очень малых дозах вызы­вают галлюцинации или кратковременные психозы. Сюда относятся ЛСД — синтетический препарат грибков-паразитов ржи и других злаковых; ве­щества, получаемые из некоторых грибов (псилоцибин), кактусов (мескалин); лекарства: астматол, циклодол, димедрол. Среди наи­более распространенных можно назвать ЛСД и псилоцибин.
ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) — “эталонный” галлюциноген.
 Воз­никают психические нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада личности. Примерно через 1 час после приема ЛСД развивается острый психоз, продолжитель­ность которого около 12 часов.
Тяга к наркотическим средствам — нечто значительно более сложное и значительно более фундаментальное, чем просто стремление получить удовольствие, “словить кайф” или испытать какое-то определенное ощущение. Потребление наркотиков свя­зано с общим жизненным контекстом, с общей структурой лич­ности, содержанием важнейших ее потребностей, интересов, цен­ностей, запросов. Кстати, амфетамины не вызывают физической зависимости и такого тяжелого синдрома лишения, как опиаты или барбитураты, но избавиться от пристрастия к ним совсем не просто. И это тоже подтверждает, что наркомания не сводится к совокупности тех или иных реакций и непосредственных мотивов (получить удовольствие, уйти от ломки и т. д ) таблица 1.
Социально-опосредованные осложнения зависимости от опиатов
Социально-опосредованные осложнения в большей или меньшей мере присущи зависимости от лю­бого типа наркотиков, но в случае опиатной нар­комании они проявляются наиболее ярко.
Одиночество — результат погруженности нарко­мана в свои переживания и поиск наркотиков, раздражительности и эгоистичности. Одиночество для наркомана означает потерю друзей и семьи, невозможность поделиться своими проблемами ни с кем. Чувство одиночества и отгороженности от людей часто провоцирует на увеличение дозы нар­котиков и на самоубийство.
Безработица возникает оттого, что наркоман не может удержаться на одном месте работы, чаще всего по причине постоянных прогулов, опозда­ний и редкостной неисполнительности. Те боль­ные, которые стали наркоманами в юном возрас­те, не могут работать из-за отсутствия необходи­мого образования.
Преступления обычно являются результатом без­работицы и безденежья, а вовсе не агрессивнос­ти. На опиатные наркотики нужно довольно мно­го средств, а взять денег негде. Поэтому нарко­маны вынуждены воровать, мошенничать, зани­маться проституцией или торговать наркотика­ми.
Самоубийства. Любой, кто знаком с общими ос­ложнениями наркомании, не удивится высокой час­тоте самоубийств среди наркоманов. Но для них есть еще одна причина: бесконечные неудачные попытки вылечиться. Тяготы жизни с наркотика­ми и невозможность расстаться с ними создают психологическую ловушку, единственный выход из которой видится в самоубийстве.
1.5 Профилактика наркоманий
Наркомания практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму бо­лезни. В истории борьбы с наркоманией и попыток осущест­вления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа.
Запретительный этап относится к 1950—1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала траге­дией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, вы­работке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты — вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффектив­ность такой политики.
Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика — в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, ста­тистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что зна­ние беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.
Очевидно, что знания о наркотиках и негативное отноше­ние к ним должны быть подкреплены опытом отказа от нар­котического пути решением актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного третьего этапа. Его можно условно назвать воспитательным этапом.
Воспитывающая, обучающая технология может быть эффек­тивной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую.
Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной соци­альной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации.
Многие факторы риска в развитии наркомании несовершен­нолетних носят внутриличностный характер, где внешние об­стоятельства выступают как “запускающий” их механизм. Сле­довательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания — осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает вза­имосвязь трех основных педагогических процессов: социализа­ции, самовоспитания и специального образовательного педаго­гического воздействия на личность ребенка — антинаркотиче­ского воспитания.
К сожалению, такая модель педагогической профилактики не ориентирована на детей и подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов — те, кто еще “не пробовал”, и те, кто уже систематически ис­пользует наркотические и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие наркогенного заражения у начинающих. Первая проба детьми одурманивающего вещества, как правило, остается незамеченной дм их родителей и учи­телей.
На современном этапе развития российского общества назрела острая необходи­мость   решения   основных   задач   организации   профилактики употребления наркотиков в образовательных учреждениях стра­ны. Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготов­ки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.
Во-вторых,  необходимо в экстренном порядке выработать определенные способы сотрудничества общества, различных об­щественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовать активность самих родите­лей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде организации и поддержки таких движений, как “Родители против наркотиков”, “Школа без наркотиков”, “Чистый район”. Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консуль­тативных пунктов. Именно они на профессиональном уровне должны обеспечить семьям первичную  помощь,  именно они должны стать посредниками между семьей и специалистами.
В-третьих, необходимо найти достойное место в общеобра­зовательных программах основам здорового образа жизни, фор­мированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, предвидеть грозящие опасности и находить пути их предупреждения. Речь идет о задаче школы в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье.
В-четвертых, необходимо обеспечить действенную социаль­ную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабили­тационные центры, комиссии по защите прав несовершенно­летних). Сейчас для этого появилась новая законодательная основа: Федеральный закон “Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В рамках этого закона следует установить взаимодействие специалистов различных ведомств в профилактике нарко­мании.
В феврале 2000 года Коллегией Министерства образования Российской Федерации утверждена “Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образователь­ной среде”. В ней выделены первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ.
Первичная профилактика направлена на формирование обще­ственного неприятия употребления наркотиков, на предупреж­дение приобщения детей и подростков к наркотикам. Сущест­венную роль в достижении целей этого этапа ифает современная школа.
Первичная профилактика разрабатывается с учетом необхо­димости влияния на три основные сферы самореализации ре­бенка — семью, образовательное учреждение и место проведе­ния досуга (включающего микросоциальное окружение). Стра­тегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
 формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизнен­ного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактив­ных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспита­нию   у   детей   и   подростков   законопослушного,   успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспе­чивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять нарко­тики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекра­щении приема наркотиков;
внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
развитие социально-профилактической инфраструкту­ры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка “группы риска” наркотизации и ребенка, заболевшего нарко­манией.
Итак, можно полагать, что наиболее адекватной для совре­менного состояния развития общества является стратегия сдер­живания распространения наркомании. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избав­ления от наркомании нереально. Следует подчеркнуть, что про­блема предупреждения употребления наркотиков не может быть решена исключительно запретительными  мерами.  Традицион­ный    проблемно-ориентированный    подход,    акцентирование негативных последствий приема наркотиков в отрыве от других средств не дадут нужного эффекта.
Именно поэтому в качестве стратегического приоритета пер­вичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патоло­гию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от воз­никновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Оче­видная цель позитивно направляющей первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственны­ми психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.
Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже ис­пытал на себе влияние наркотиков, но не обнаруживает про­явления болезни. Цель профилактики — максимально сокра­тить продолжительность воздействия наркотика на человека, ог раничить степень вреда,  наносимого как потребителю, так и окружающему    микросоциуму    —    друзьям,    одноклассникам,
семье, то есть предотвратить возникновение хронического и !“заразного” заболевания. Результативность этого этапа может быть определена по полному прекращению дальнейшей нарко­тизации и восстановлению личностного и социального статуса учащегося.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются создание системы раннего выявления потребителей наркотиков, обеспечение доступности комплексного обследова­ния и оказание квалифицированной психологической, меди­цинской, педагогической и социальной помощи.
Педагоги, школьные психологи, социальные работники вмес­те с родителями таких учащихся должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к повторному употреблению нар­котиков и оптимизировать их здоровые личностные и социаль­ные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребы­вание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнитель­ного образования и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.
В случаях, когда ставится диагноз “наркомания”, учащий­ся нуждается в специальном комплексном обследовании, ле­чении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень пораже­ния личности и каков предполагаемый реабилитационный по­тенциал.
Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реа­билитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на макси­мально возможном уровне.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реаби­литации детей и молодежи в системе Министерства образова­ния Российской Федерации. Помимо специализированных цент­ров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социаль­ной помощи — ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:
© — оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употреб­ляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную за­висимость;
© — оказание консультативной помощи и правовой под­держки родителям по вопросам наркозависимости детей и мо­лодежи; организация общеобразовательного и профессиональ­ного обучения и с этой целью создание учебных классов, сту­дий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;
© — оказание организационно-методической и консульта­тивной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от психо­активных веществ;
© — взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных ве­ществ;
© — разработка и апробирование реабилитационных про­грамм для детей и молодежи с зависимостью от психоактивных веществ;
© — разработка программ профилактики срывов и рециди­вов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и ре­абилитацию и интегрированных в образовательное учреждение.
Работа с родителями в процессе профилактики наркомании предполагает реализацию воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркотической зависимости) и об­разовательных (освоение основных приемов организации семей­ной профилактики) задач.
Именно педагоги образовательных учреждений способны вовлечь ребенка в интересный мир, в котором каждая минута жизни будет заполнена значимым содержанием, в котором мно­го созидательной деятельности.
Таким образом, внедрение основных направлений Концеп­ции профилактики наркомании должно привести к общему снижению спроса на наркотики и числа лиц, заболевших нар­команией, а также к сокращению численности “группы риска” по фактору “наркомания”.
В результате станет больше тех, кто понимает — дальней­шее распространение наркомании может привести к краху че­ловечества.
Заключение
                                                   Вот он тащился чуть не умирая,
                                                    Через минуту ж – где достал, бог весть!
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Актуальные вопросы регулирования трудовых и финансовых отношений нотариусов, занимающихся частной практикой
Реферат Программная система обработки и анализа изображений
Реферат Экономико-географическая характеристика страны (Финляндия)
Реферат Адвокатская этика
Реферат Розробка політики розподілу прибутку на торговельному підприємстві
Реферат Перестройка импортных УКВ приемников для приема станций отечественного диапазона
Реферат Историческое возникновение геральдики как науки
Реферат Гестозы беременных
Реферат Роль семьи в профилактике наркомании подростков
Реферат § Начало поисков сокровенного
Реферат Анализ требований, предъявляемых к автономным системам электропитания с учётом обеспечения электромагнитной совместимости
Реферат Развитие образовательного туризма в средневековой культуре
Реферат Банковская система России: кризис и перспективы развития
Реферат Моделювання рольової гри, як мовленнєвої діяльності, до реальної комунікації
Реферат Сельский туризм и перспективы его развития