Реферат по предмету "Медицина"


Личностные особенности больных гипертонической болезнью

--PAGE_BREAK--Таблица 1

Схема построения эксперимента в группе больных гипертонической болезнью

Методы исследования

Возраст

Группа больных

Здоровые

Типологический опросник Г.Ю. Айзенка

25-75

15

15

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла

25-75

15

15

Диагностика уровня личностной фрустрации (Бойко)

25-75

15

15

Эмоциональное выгорание (Бойко)

25-75

15

15

Социальная дезадаптация Лири

25-75

15

15



Для статистической обработки результатов исследования использовалась статистический методы: сравнительный анализ по U критерию Манна-Уитни-Вилкоксона, качественный анализ.
2.2 Анализ и оценка результатов исследования больных с
гипертонической болезнью

Клинические методы исследования заключались в общеклиническом, кардиологическом и неврологическом осмотрах. Учитывались данные анамнеза, наследственность, перенесенные ранее и сопутствующие заболевания, частота нервных стрессов, вредные привычки, беременность, приверженность к лечению гипертонической болезни и контролю уровня артериального давления. Изучение состояния сердечно-сосудистой системы включало в себя контроль артериального давления.

Психологическое исследование включало в себя:

1. Выявление экстравсрсии-интроверсии, оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма);

2. Оценку индивидуально-психологических особенностей личности;

3. Выявление уровня личностной фрустрации и уровня проявления эмоционального выгорания;

4. Исследование механизмов социальной дезадаптации.

Важнейшей составляющей гипертонической болезни являются эмоциональные нарушения. В нашей работе оценивались особенности личности больных гипертонической болезнью с помощью следующих составляющих: экстраверсия-интроверсия (Опросник Айзенка), индивидуально-психологических особенностей личности (Опросник Кеттела), выявление уровня личностной фрустрации и уровня проявления эмоционального выгорания (Методики Бойко), исследование механизмов социальной дезадаптации (Методика Лири).

Типологический опросник Г.Ю. Айзенка (Опросник EPI). Опросник EPI содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других — на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла.Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Диагностика уровня личностной фрустрации (Бойко). Методика направлена на эмоционально-отрицательное переживание человеком какой-либо неудачи, неудачи, утраты, крушением надежд, сопровождаемое чувством безысходности, тщетности прилагаемых усилий.

Эмоциональное выгорание (Бойко). Измерение уровня проявления эмоционального выгорания – механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Социальная дезадаптация Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном«Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

На первом этапе испытуемые контрольной и основной групп прошли клиническое исследование.

Важным этапом нашего исследования являлось исследование анамнеза, позволяющее оценить роль факторов, принимающие наиболее значимое участие в формировании гипертонической болезни. Учитывались следующие показатели анамнеза: наследственность, перенесенные ранее и сопутствующие заболевания, частота нервных стрессов, вредные привычки, беременность, приверженность к лечению гипертонической болезни и контролю уровня артериального давления. Изучение состояния сердечно-сосудистой системы включало в себя контроль артериального давления.

По результатам данных сбора анамнеза были выявлены следующие показатели:
Таблица 2

Сравнительный анализ анамнестических данных здоровых и больных гипертонической болезнью

Группы

Наследствен ность

Перенесенные, сопутствующие заболевания

Нервные стрессы

Вредные привычки

Беременность

Приверженность к лечению болезни

Контроль уровня АД

Контрольная (здоровые)

4

26,8%

4

26,8%

7

46,9%

9

60,3%

1

6,7%

1

6,7%

2

13,4%

Основная (больные гипертонической болезнью)

6

40,2%

9

60,3%

12

80,4%

8

53,6%

2

13,4%

10

67%

15

100%




На основании данных таблицы построим график сравнительного анализа анамнестических данных здоровых и больных гипертонической болезнью


Сопоставление анамнестических данныхиспытуемых основной и контрольной групп установило достоверно более высокую степень стрессовой нагрузки. При статистической достоверности различий (p

При поступлении больных гипертонической болезнью в приемный покой больницы, у больных отмечались следующие показатели артериального давления.

График показателей АД в группе больных гипертонической болезнью.





Клиническая оценка степени тяжести заболевания

Степень тяжести заболевания

Проценты

Гипертоническая б-нь 1ст.

27,8

Гипертоническая б-нь 2 ст.

20,1

Гипертоническая б-нь 3 ст., риск 4.

53,6



Сопутствующие психовегетативные симптомы

Психовегетативные симптомы

Проценты

Астения

26,8

Головные боли

80,4

Психо-эмоциональное напряжение

53,6

Пониженное настроение

67

Депрессия

33,5



На втором этапе испытуемые контрольной и основной групп прошли психологическое исследование.


Таблица 3

Результаты исследования по типологическому опроснику Г.Ю. Айзенка (см. Приложение 1)

Группы

Экстраверсия-интроверсия

Эмоциональная стабильность-нестабильность (нейротизм)

экстраверты

интроверты

стабильность

нестабильность

Контрольная (здоровые)

10

67

5

33,5

9

60,3

6

40,2

Основная (больные гипертонической болезнью)

6

40,2

9

60,3

5

33,5

10

67



Результаты таблицы отразим графически


В результате тестирования контрольной и основной групп по методике Айзенка было выявлено, что в основной группе преобладают испытуемые с интровертируемым типом личности (60,3% при р


Таблица 4

Результаты исследования личности с помощью 16 — факторного

опросника Кеттела (форма С)

Контрольная группа (здоровые)

Статистический показатель

Шкалы



A

B

C

E

F

G

H

I

M

7,5

4,1

9,3

5,8

4,6

8,4

6,2

6,3

s

1,4

2,4

1,6

1,3

1,6

2,5

1,7

2,5

m

0,13

0,12

0,19

0,17

0,20

0,14

0,23

0,13



Статистический показатель

Шкалы



L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

M

4,1

6,6

5,7

5,8

7,6

6,0

8,3

4,8

s

1,4

2,5

2,5

2,0

2,0

2,0

1,1

2,1

m

0,139

0,16



0,13

0,17

0,14        

0,16

0,12        



0,22



В обеих таблицах M – среднее арифметическое; s — среднеквадратичное отклонение; m — ошибка репрезентативности.



Фактор

Шкальные оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Сырые» оценки

MD

0-1

2-3

4-5

6

7

8

9-10

11

12

13-14

А

0-4

5

6

-

7

8

9

10

11

12

В



1-2

-

3

4

5

6

7

-

8

С

0-5

6

7

8

9

-

10

-

11

12

Е

0-2

3

4

5,

6

-

7

8

9-10

11-12

F

0-1

2

3

4

-

5

6

7-8

9

11-12

G

0-2

3-4

5

6-7

8

9

10

-

11

12

Н

0-2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-12

I

0-1

2

3

4

5-6

7

8

9-10

11

12

L

0-1

2

-

3

4

5

6

7

8-9

10-12

М

0-1

2

3-4

5

6

7-8

9

10

11

12

N



1

2-3

4

5

6-7

8

9-10

11

12

О

0-1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

11-12

Q,

0-2

3-4

5

6

7

8

9

10

11

12

Q2

0-1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

11-12

Q3

0-4

5

6

7

8

-

9

10

11

12

Q4



1

2

3

4

5-6

7

8-9

10

11-12



    продолжение
--PAGE_BREAK--Основная группа (больные гипертонической болезнью)

Статистический показатель

Шкалы



A

B

C

E

F

G

H

I

M

3,3

4,1

6,9

4,2

5,8

8,6

7,2

8,6

s

1,9

1,4

2,7

2,9

1,9

1,7

1,6

1,7

m

0,15

0,12

0,19

0,17

0,25

0,15

0,24

0,16



Статистический показатель

Шкалы



L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

M

3,8

6,9

5,3

7,4

6,6

5,6

6,1

7,0

s

2,7

1,5

2,6

1,7

1,9

1,8

1 5

2,1

m

0,15

0,16

0,15

0,18

0,15

0,18

0,14

0,24



В обеих таблицах M – среднее арифметическое; s — среднеквадратичное отклонение; m — ошибка репрезентативности.



Фактор


Шкальные оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Сырые» оценки

MD

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12-14

А

0-4

5

6

-

7

8

9

10

11

12

В



1

2

3

4

5

-

6

7

8

С

0-1

2

4

5-6

7

8

9

10

11

12

Е



1

2

3

4

5-7

8

9

10

11-12

F

0-1

2

3

4

5-6

7

8

9

10

11-12

G

0-4

5

-

7

-

8

9

10

11

12

Н

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

0-4

5

6

7

-

8

9-

10

11

12

L



1

2

3

4

5

6-7

8

9-10

11-12

М

0-3

4

-

5

6

7

8

9

10

11-12

N



1

2

3

4-5

6-7

8

10

11

12

О

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Q1

0-2

3

4

5

6-7

8

9

10

11

12

Q2

0-1

2

3

4

5-6

7

8

9

10

11-12

Q3

0-2

3

4

-

5

6

7

8

9-10

11-12

Q4

0-2

3-4

5

6

7

8

9

10

11

12



Сравнивая полученные результаты между контрольной и основной группами, мы приходим к выводу, что для основной группы (больных гипертонической болезнью) характерны такие качества личности как Сдержанность в межличностных контактах, трудности в непосредственном и социальном общении, склонность к индивидуальной работе, замкнутость, направленность на свой внутренний мир (Интроверсия); в характере проявляется мягкость, податливость. Эти особенности компенсируются в социальном поведении противопоставлением себя группе, настороженностью по отношению к людям, гибкостью и дипломатичностью в общении, развитым чувством долга и ответственностью, принятием общепринятых моральных правил и норм; эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрированность, низкий контроль эмоций и поведения, импульсивность, аффективность, зависимость от настроений. Сочетание факторов О+, Q4, L+ свидетельствует о невротическом синдроме тревожности, направленности на разрешение внутренних конфликтов; заниженная самооценка, излишне критическое отношение к себе, неудовлетворенность собой, непринятие себя.




Таблица 5

Результаты диагностики уровня личностной фрустрации (Бойко)

(см. Приложение 3)

Группы

Уровень личностной фрустрации

в

%

с

%

н

%

Контрольная (здоровые)

3

20,1

4

26,8

8

53,6

Основная (больные гипертонической болезнью)

7

46,9

5

33,5

3

20,1



На основании результатов таблицы построим график.

Проанализировав полученные данные исследования можно сделать вывод, что больные гипертонической болезнью по сравнению со здоровыми испытуемыми имеют в большинстве высокий уровень личностной фрустрации.
Проверим наше предположение, используя U-критерий Манна-Уитни.

Контрольная

Основная

Суммированный ранг

Ранг

Ранг

значение

ранг

значение

ранг

1

2

2

2

3

4

4

4

5

6

6

7

10

10

11

1

3

3

3

5

7

7

7

9

10,5

10,5

12

13,5

13,5

15

3

3

4

5

7

8

9

9

10

10

10

11

11

12

12

1,5

1,5

3

4

5

6

7,5

7,5

10

10

10

12,5

12,5

13,5

13,5

1

2,5

2,5

5,5

5,5

5,5

5,5

8

9,5

9,5

11

13

13

13

15,5

15,5

17

19

19

19

21,5

21,5

23

24,5

24,5

27,5

27,5

27,5

27,5

30

2,5

2,5

5,5

5,5

5,5

8

9,5

9,5

11

13

13

15,5

15,5

17

Сумма: 134,5

5,5

13

19

19

19

21,5

21,5

23

24,5

24,5

27,5

27,5

27,5

27,5

30

Сумма: 303,5

Определить большую из двух Определить значение U-критерия Манна-Уитни по формуле:

N = n1 + n2, где n1 — количество единиц в первой выборке

n2 — количество единиц во второй выборке

Tx ранговых сумм, соответствующую выборке с nx единиц.



Так как вычисленное значение критерия меньше табличного, то различия между выборками признаются статистически значимыми. Таким образом, вывод о существовании различий подтверждается с помощью данного непараметрического метода.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.