РоссийскийГосударственныйМедицинскийУниверситет
КАФЕДРАГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ
ЗАВ.КАФЕДРЫПроффесор.Ю.П. Пивоваров
РЕФЕРАТ
ТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИЕТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕК ШКОЛЬНОЙМЕБЕЛИ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ГрачеваМ.Н.
СТУДЕНТ:
Москва1997 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Классификация
Различаюттри вида мебелив зависимостиот ее назначения:
Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.
Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.
Мебель для сна и отдыха ( для 6-ти летних детей ): кровати, раскладушки, и т.д.
Мебельшкол и другихдетских учрежденийдолжна соответствоватьвозрастныманатомо-физиологическимособенностямдетей. Мебель, предметы оборудованиядолжны бытьлегко доступныочистке и иметьгладкую поверхностьс закругленнымиребрами, ихконструкциядолжна исключитьвозможностьтравматизмадетей в процессеобучения иотдыха. Внешнееоформлениемебели должнобыть привлекательным.Конструкциямебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.Обоснованиеправильнойпозы
Учебныйпроцесс связанс большимиумственнымии физическиминагрузками.Занятие запартой, чертежнойдоской, стояниеза верстакомсвязаны сопределенным, преимущественностатическимположениемтела, вызывающимнапряжениемышц спины, шеи, живота, верхних и нижнихконечностей.В систему управленияпозой входитЦНС ( сответствующиесегменты спинногомозга ) и переферическиерецепторы вмышцах; управлениепозой осуществляетсячерез мышечныйаппарат, благодарятремору — незначительноедражание мышц.Позы с небольшимнаклоном болеевыгодны с точкизрения статикии биомеханики- меньшее колебаниецентра тяжести.При большихнаклонах вработу вовлекаютсядополнительныедвигательныеединицы, учащаетсяпульс, снижаетсяамплитудадыхания, возможнынарушениязрения, возникаютзастойныеявления в кровеносномрусле ног ималого таза, происходитсдавливаниепозвоночныхдисков.
Установлено, что степеньнаклона корпусаувеличиваетсяс возрастомшкольников: в начальныхклассах междуналоном головыи горизонтальнойплоскостьюсоставляет45 градусов, груднойотдел позвоночника- 55 градусов. Ушкольниковсредних и старшихклассов соответственно — 39 — 33 и 53 -48 градусов.Возрастныеособенностисидячего положениясвязаны санатомо-физиологическимипараметрамиорганизма.Менее совершенноеустройствонервно-мышечногоаппарата вмладшем школьномвозрасте, обьясняеттрудностипреодолениястатическихнагрузок, несмотрядаже на болеевертикальноеположение тела.Критерииоценки позы
Дляоценки позыучащегосяиспользуютразличныекритерии, учитывающиеособенностифизиологиии патологиидетей.
Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х — ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс — в горизонтальной плоскости — все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном — меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.
Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений — таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.
Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы — отсутствие давления в седалищной области и задней поерхности бедер, зрительный комфорт ( особенно в компьютерных классах ).Правильнаяпоза
Приписьменаименее утомительнапоза, когдацентр тяжестинаходится междуХ — ХIпозвонками, при этом отвеспроходит позадитазобедренногосустава. Головаслегка наклоненавперед, глазанаходятся нарасстояниидлины предплечьяи разогнутойладони до листатетради, спинапрямая, плечевойпояс — в горизонтальнойплоскости, туловище отодвинутона 3 — 5 см от парты.Причтениииспользуетсяболее непринужденнаяпоза с большимнаклоном вперед.Приработе в мастерской — прямое илислегка наклоненноеположениекорпуса с небольшимнаклоном головы, равномерноераспределениевеса тела направую и левуюполовины тела, недопущениесдавливаниягрудной и брюшнойполостей, утомлениязрения.Подбормебели
Осуществляетсяв соответствиис ГОСТом 11015-77 “Столыученические”и ГОСТом 11016-77 “Стульяученические”.
Таблица1.
Группа мебели
Рост учеников, см
Высота заднего края сиденья над полом, см
Высота переднего края сиденья пад полом, см
Цвет маркировки
Дифферен ция, см
А
до 130
54
32
Желтый
22
Б
131-145
60
36
Красный
24
В
146-160
66
40
Голубой
26
Г
161-175
72
44
Зеленый
28
Д
выше 175
78
48
Белый
30
Ростопределяетсяпо медицинскимкартам, результатыв которую заносятсяежегодно — передначалом учебногогода, или ростопределяетсянепосредственнов мед.кабинетешколы. Рассадкапроводитсятакже с учетоминдивидуальногосостояниязрения и слухакаждого ребенка.
Высотастолярноговерстака определяетсяследующимобразом. Ученикстановитсябоком к верстакуи кладет нанего ладонь, если не происходитсгибание влоктевом суставе, то данный верстакподходит этомуученику. Тискиподбирают такимобразом, чтобы при постановкилоктя на тиски, пальцы касалисьподбородка.Конструкциямебели.Парты.
Впоследниедесятилетиявыпускаютсяраздельно партаи стул к ней, что имеет своиплюсы ( болеелегкая перестановка, возможностьиндивидуальногоподбора столаи стула, особеннодля одноместныхпарт ) и минусы( возможностьнеправильнойпосадки ). Размерыпарт и стульевпредставленыв таб.2 и таб. 3приложениясоответственно.Высота сиденьястула — длинаголени плюс1 — 2 см на каблук.Ширина сиденья- величина distantiabitrochanterica плюс3 — 4 см, глубинасиденья 2/3- 3/4 длиныбедра. Расстояниепо вертикалимежду заднимкраем крышкистола и сиденьемназываетсядифференцией(длина локтяплюс 2 — 2,5 см ) — характеризуетвзаимное расположениестола и стулав вертикальнойплоскости; расстояниемежду переднимкраем стулаи вертикальнойпроекциейзаднего краястола называетсядистанцией ихарактеризуетвзаиморасположениестола и стулав горизонтальнойплоскости.Дистанция можетбыть нулевой(край стула ипроекции заднегокрая столасовпадают ), положительной(проекция лежитвне плоскостистула ) и отрицательной( проекция находитсяна плоскостисиденья ); ноименно последнеерасположениепобуждаетученика к правильнойпосадке с опоройна спинку.Исследованияпоказали, чтооптимальнаядистанция — 3 — 5 см.Поверхностькрышки столадолжна бытьматовой и недавать бликов, при коэффициентеотражения35-55%.Класснаядоска
Различаютдва основныхтипа классныхдосок — настенныеи передвижные.Основныегигиеническиетребования, предъявляемыек доске — облегчениезрительнойработы школьников.Цвет покрытиядосок — зеленый, темно-коричневый, матово-черный( коэффициентотражения неменее 80% ). Наиболеефизиологичнымявляетсятемно-зеленыйцвет в сочетаниис ярко-желтымцветом мела.Для кабинетовчерчениярекомендуетсяиспользоватьдоски с чернымпокрытием сиспользованиембелого мела.Покрытием длядосок служатразличные сорталинолеума, нов последнеевремя выпускаютсядоски с восможностьюиспользованияпособий намагнитах(тонкослойнаясталь, покрытаястеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическимипленками иликрасками ). Дляпредохранениязагрязненияпола мелом кдоске крепится лоток, используемойтакже для хранениямела. Впервых4-х классах доскуследует устанавливатьтак, чтобы нижнийкрай находилсяна высоте 80-85 см., а в старшихклассах — навысоте 90-95 см.Передвижныедоски размещаюттаким образом, чтобы они неотсвечивалии желатально, чтобы не загараживалиосновную доску.Доски протираютвлажными доскамиили губками, смоченнымив теплой воде.Чертежныестолы
Чертежнымистолами оборудуютсякабинеты черченияв специализированныхшколах, обычноэто столы сизменяемымнаклоном крышки; при наклонев 30°- для черчения, а при 60°для рисования.Лабораторнаямебель
Дляоборудованияфизическихи химическихлабораторийпредназначаютсялабораторныестолы ( ГОСТ18314-73 “Столы ученические, лабораторные.Типы и основныеразмеры.” ), демонстрационныестолы, вытяжныешкафы. Рабочаяповерхнстьстола на одногоученика — неменее 120ґ60см. Изготавливаютстолы трехгрупп: В — дляроста 145-160 см; Г — 160-175 см; Д — для ростасвыше 175 см.Мебелььмастерских
Школьнымастерские, помимо разнообразныхстанков, оборудуютсяверстакамис тисками. Дляпрофилактикинарушенияфзическогоразвития ( ввиде ухудшенияосанки и зренияи др. ) необходимоучитывать ростучащегося, атакже егофизиологическоеположение приработе (см. выше).Для индивидуальногоподбора верстакаи станка используютскамеечки иподставки.Мебельстоловых
В нихиспользуютобеденные столыоблегченнойконструкции, легко моющиеся, с выдвигающимисятабуретками.Ножки столовделают из сваренныхтруб, на концыкоторых одеваютпластиковыенаконечники.Мебелькомпьютерныхклассов
Используютсяспециальнопереоборудованныепарты с увеличеннойповерхностьюкрышки стола, либо особыестолы длякомпьютеров.В качествесидений рекомендуетсяиспользоватьспециальносконструированныевращающиесякресла илистулья с большимнаклоном спинкиатакже валикомв поясничнойобласти, т.к.самая рациональнаяпоза — это с наклономнемного назадкорпуса дляменьшего утомленияглаз и спины.ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица2Столы ученические.Типы и функциональныеразмеры
(ГОСТ11015-77)
Размеры стола группы, мм
Наименование показателя
А
Б
В
Г
Д
Длина крышки стола:
одноместного
двухместного
600
1200
600
1200
600
1200
600
1200
600
1200
Ширина крышки
450-500
450-500
450-500
450-500
450-500
Высота стола со стороны сидящего
540
600
660
720
780
Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее
400
400
400
400
400
Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее
300
300
300
340
340
Свес крыши по ширине, не более
10
10
10
10
10
Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями
450
510
570
630
690
Таблица3Стулья ученические.Типы и функциональныеразмеры
(ГОСТ11016-77)
Размеры стульев группы, мм
Наименование показателя
А
Б
В
Г
Д
Высота переднего края сиденья
320
360
400
440
480
Ширина сиденья
270
310
340
360
380
Глубина сиденья
260
290
320
350
380
Высота нижнего края спинки над сиденьем
120
135
150
165
180
Высота спинки
60-120
70-135
80-150
90-150
100-180
Ширина спинки
240
270
300
320
340
Радиус изгиба переднего края сиденья
20-50
20-50
20-50
20-50
20-50
Радиус изгиба спинки
80-100
80-100
80-100
80-100
80-100
Угол наклона сиденья
0-3
0-3
0-3
0-3
0-3
Угол наклона спинки 102-108 102-108 102-108 102-108 102-108
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫИ МАТЕРИАЛОВ
Здровохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г.\ И.П. Петрище Способ определения групп мебели новых ГОСТов.
Гигиена: учебник\ Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.
Гигиена детей и подростков: учебник\ В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М.: Медицина,1988 г.
Общая гигиена: учебник\ Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г.
Особенности физиологии детей: уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г.
Лекции по курсу гигиены