Реферат по предмету "Культура и искусство"


Творчество ИЕРепина

СеверскийГосударственныйТехнологическийИнститут

КафедраОН

Реферат
ТворчествоИ.Е.Репина

Выполнил:

Принял:

-2002-
Содержание
Вступление.

Значительныйвклад в историюрусской культурывнес художникИлья ЕфимовичРепин. И.Е.Репинпринадлежитк числу выдающихсярусских художниковвторой половины19 века. Его творчествоолицетворяетсобой высшиедостиженияживописипередвижников, стремившихсясделать искусствопонятным иблизким народу, актуальным, отражающимосновныезакономерностижизни. Репинне признавал«искусствадля искусства».«Я не могу заниматьсянепосредственнымтворчеством,- писал он, — делатьиз своих картинковры, ласкающиеглаз…приноравливаяськ новым веяниямвремени. Всемисвоими ничтожнымисиленками ястремлюсьолицетворитьмои идеи в правде; окружающаяжизнь меняслишком волнует, не дает покоя, сама проситсяна холст».
Репин был величайшимреалистом.Окружающимчасто приходилосьслышать от негожалобы на бедностьфантазии. Нодело не в бедностифантазии художника, а в том, что похарактерусвоего дарованияон не мог писать«от себя», повоображению, не мог увлечьсяпридуманным– только многокрасочнаяжизнь, яркиесобытия ичеловеческиехарактерырождали в немтворческоегорение. Но привсей своейлюбви к зримойкрасоте материальногомира Репин былярым противникомнепосредственноготворчества.Ему было свойственноглубокоепроникновениев существопредметов иявлений. Онвыступал за искусство,«просвещенноесветом разума».«Судья теперьмужик», утверждалхудожник- демократРепин и требовалот искусствабеззаветногослужения интересамнарода. Все этопозволилохудожникусоздать наглубоко реалистичнойоснове искусствовысокого стиля, отвечающеена большиеобщечеловеческиевопросы, являющиесязеркалом своеговремени.
Биография итворчество И.Е.Репина.

Родился Репинв 1844 году в Чугуеве(на Украине) всемье военногопоселянина.Его отец, рядовойЧугуевскогоуланскогополка, занималсяторговлейлошадьми. Репинв детстве оченьувлекалсявырезываниемиз бумаги лошадок, которых приклеивалк оконномустеклу, вызываяпросто­душныевосторги зрителей.Когда же емуподарили краски, то ничем дру­гим, кроме рисования, он больше ужене мог заниматься.И все допыты­валсяу навестившейего во времятяжелой болезнисоседки, котораяуте­шала егорассказамио рае: а краскии кисточки тамбудут? Начальныеху­дожественныенавыки Репинполучил в школевоенных топографови в мас­терскойместного живописцаИ. М. Бунакова.Но мечта о высокомискусствевлекла его вАкадемию художеств.
«К 1859 году мечтымои о Петербурге,— пишет Репин,— становилисьвсе неотступнее; только бы добратьсяи увидеть Академиюхудожеств».В 1863 году Репинсмог поехатьв Петербург.Здесь он поступилв Рисоваль­нуюшколу Обществапоощренияхудожников, где преподавалИ. Н. Крам­ской— тогда ещесовсем молодойхудожник; а вянваре 1864 годабыл принят вАкадемию.
Первыегоды учениябыли для Репинаочень трудными.Он испытывалкрайнюю нуждуи впоследствиитак вспоминалоб этом времени:«Чтобы не погибнутьот голода, ябросался навсякую работу— красил надомах же­лезныекрыши, красилэкипажи и дажежелезные ведра».Родители немогли помочьсыну, так какочень нуждалисьсами.… Несмотряна все трудности, Репин упорноучился.Становлениехудожника (темабурлачества)

Овладеваяв Академииосновамипрофессиональногомастерства, Ре­пин какхудожник игражданинразвивалсяпрежде всегопод влияниемИ. Н. Крамскогои В. В. Стасова— признанныхвождей нового, демократи­ческогоискусства.Молодой художникчасто приходилк Крамскому, пока­зывалакадемическиерисунки и своипервые самостоятельныеопыты. Крам­скойвнимательноследил за егоуспехами, беседовалс ним об искусстве, обращая вниманиена необходимостьработы с натуры, возбуждаяинтерес к жизненноважным темам, внушая чувствоответственностиза свое искусствоперед народом.Под влияниемКрамского Репинпомимо обязательныхака­демическихзаданий наисторическиеи мифологическиетемы началработать надсюжетами изокружающейжизни, особенноувлекшись напервых порахпортретамиродных и близких.Вскоре, однако, это увлечениебыло вытесненосерьезным ибольшим замыслом, который нанесколько летпогло­тил всемысли художника.Репин задумалнаписать большоеполотно «Бур­лакина Волге». Идеяэта возниклау него еще встенах Академиихудожеств.ОдаренностьРепина, серьезностьего отношенияк жизни былистоль велики, что позволилиученику Академиинаписать картину, которая нетолько прославилаего, но и сталаэтапным произведениемрусской школыживописи. Вкартине «Бурлакина Волге» (1870—1873)Репин обнаружилсвою склон­ностьк большим обобщениям, к постановкеглубоких жизненныхпроблем.
Бурлачество, как одно извозмутительныхявлений российскойдейст­вительности, низводящеелюдей до уровнярабочего скота, волновало вте годы многихписателей ихудожников, чьи сердцачутко отзывалисьна страданияи горе народное.О великой скорби, выливающейсяв тоскливойбурлацкойпесне-стоне, поведал в своемстихотворении«Размышленияу парадногоподъезда»Некрасов (1858).Бурлакам посвятилисвои картиныхудожники П.О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин.Полотно Репина«Бурлаки наВолге» пользовалосьв свое времянаибольшейпопу­лярностью, так как оноглубже и полнеедругих произведенийраскрываловсе тяготыбурлацкойжизни, рисовалобурлаков людьми, обладающимизначительнымии ярко индивидуальнымихарактерами, обличало жестокуюнесправедливостьугнетениянарода.
Идея картинызародиласьу Репина, когдаон во времяпрогулки поНеве летом 1869года вдругувидел ватагубурлаков, тянущихбаржу, и невдалекеот них группунарядных веселящихсягоспод.
Отправившисьвместе с художникамиФ. А. Васильевыми Е. К. Мака­ровымв поездку поВолге летом1870 года, Репинокунулся всамую гущународной жизни.Бурлаки пересталидля него бытьотвлеченнымпонятием, астали живыми, близкими людьми, со своим внутренниммиром, своимизаботами ичаяниями. Самажизнь вошлав картину художника, наполнив плотьюи кровью тумысль, котораялежала в основезамысла Репина.До конца днейсвоих он не могзабыть многихбурлаков, отведяим значитель­ноеместо на страницахсвоих воспоминанийв книге «Далекоеблизкое». Ипрежде всегопопа-расстригуКанина. Это тотсамый бурлак, которого Ре­пинпоставил воглаве бурлацкойватаги,—человекс просветленным, муд­рым и кроткимлицом. При видеего Репин вспоминало греческихфилосо­фах, которых покупалипатриции Римана рынках рабовдля воспитаниясвоих детей.А много летспустя образКанина опятьвсплывает впамяти Репинапри взглядена Толстого, идущего засохой по пашне.Такие срав­нениямогут зародитьсятолько в умеистинногодемократа.
Обратимсяк рассмотрениюкартины.
По песчанойотмели волжскогоберега на фоненеобозримыхголубых просторовреки прямо назрителя медленнои тяжело движетсяватага обор­ванныхи изнуренныхлюдей.
Во главебурлацкойватаги шествуетКанин — невысокогороста, ши­рокоплечий, коренастыйбогатырь стряпицей наголове, которая, пряча волосы, открываетвысокий лобчеловека-мыслителя, много передумавшегои выстрадавшегона своем веку.На лице и в глазах— выражениепросто­душия, доброты, печали.По правую рукуот Канина, добродушнопосмеи­ваясьи ворчливоподбадриваясоседей, с огромноймедвежьей силойтянет лямкунижегородскийбоец, богатырь-коренник; по левую руку— в исступ­лениинаваливаетсяна лямку всейтяжестью своеготела Илька-моряк, ожесточеннои ироническисмотрящийисподлобьяв упор на зрителя.Следом за ними, меланхоличнопокуриваятрубку и неутруждая себячрезмер­нымиусилиями, спокойношагает длинный, как жердь, бурлакв шляпе. Несколькоотступя от негоеле бредетистощенныйи больной старик, жес­том мучительногоотчаяния стирающийрукавом потсо лба. В порывеболи, обиды ивозмущенияна короткиймиг распрямляетсямолоденькийпаренек Ларька, пытаясь поправитьлямку, к которойон никак неможет приноровиться.Сзади негоопытный спокойныйстарик-бурлакна ходу, не ослабляялямки, достаеткисет с табакоми деловитонабивает имтрубку. За старикомкак-то егозливои неуверенно, мелкими шажкамиидет солдатв сапогах икартузе. А рядом«грек», которыйгордо и угрюмовыполняет своюработу, устремляявдаль тоскующийвзор. Шествиезамыкает понурои удрученноплетущийсябурлак, с трудомпередвигающийнепослушныеноги.
Показываянеимоверныеусилия людей, исполняющих«службу скотинную»(по выражениюСтасова), Репиносновное вниманиеуделяет раск­рытиюхарактеровбурлаков и ихпереживаний.Все лица бурлаковясно читаются, не загораживаядруг друга. Уже здесь, задолгодо появленияпервых портретовлюдей из народнойсреды («Мужичокиз робких»,«Мужик с дурнымглазом», 1877), проявиласьзамечательнаяспособностьРепина воспроизводитьлюдей с почтиосязательнойконкретностью, остро схватываявсю неповторимостьих характераи вместе с темулавливая вних общие признакиопределенноготипа.
Изображаябурлаков, Репинне ограничиваетсяпоказом ихстраданий итого отпечатка, который наложилина внутренниймир людей тягостныеусловия ихсуществования.В среде бурлаковРепин сумелраскрыть настрое­нияглубокогонедовольстважизнью, ожесточения, протеста, сумелпо­чувствоватьв этой пестройи разнохарактернойтолпе народанечто значи­тельное.Прав был Стасов, когда писал, что бурлакив произведенииРепина предстаютне только угнетеннымии несчастными, но и «могучими, бодры­ми, несокрушимымилюдьми, которыесоздали богатырскуюпесню «Дуби­нушку».
Значительностьидей и образов«Бурлаков»потребовалаот художни­каобращения кформам монументальногоискусства.Поражает простотаи лаконизмизображения, почти полноеотсутствиекаких-либодеталей, которыемогли бы сообщитькартине оттенокжанровости.Возвышающаясянад безбрежнымиречными далямиватага бурлаковпроизводиточень вну­шительноевпечатление.Расположеннаяпочти в центреполотна, онабез­раздельноприковываетк себе вниманиезрителя. Этацентричностьпострое­ниягруппы сообщаеткомпозициибольшую завершенность, ясность иурав­новешенность, без которыхнемыслимоподлинномонументальноеискусст­во.Ватага бурлаковчетко организованаи внутри. Онаразбита Репинымна три группы, каждая из которыхобладает своимсмысловымцент­ром. Канинс его «вселенскойгрезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с егобурным протестоми «грек», тоскующийо воле, — воттри главныефигуры композиции.Такая разбивкаватаги делаетее легко обозримойи помогаетакцентироватьузловые моментыидейно-художественногоза­мысла.
Не менеесущественнуюроль играети колорит. Стремясьудержать вколористическомрешении картинысвое первоезрительноевпечатлениеот бурлаков, Репин пишетих в гораздоболее темной, сумрачнойгамме, чем пейзаж, противопоставляяего светлым, радостнымкраскам глухиеи тре­вожныетона группылюдей. Это тосамое «темное, сальное, какое-токорич­невоепятно», котороенадвинулосьна солнце иомрачило всевокруг, тотразительныйконтраст, которыйпотряс художникапри первойвстрече с бурлаками.ИсключениесоставляетЛарька в своейярко-розовойрубахе. Выражающийс наибольшейинтенсивностьючувства бурлаков, он и в сво­емколорите какбы концентрирует, доводит донакала пронизанныесол­нечнымзноем краскикартины.
Полотно Репина«Бурлаки наВолге», экспонированноена академи­ческойвыставке 1873 года, стало событиемобщественнойжизни. Значениеего заключалосьв том, что художникв жанровой посути дела сценеи в жизненно-конкретныхобразах сумелвоплотитьбольшие идеисвоей эпохи, создав монументальноепроизведение, главными действующимилицами ко­торогоявляются негерои древности, а простой народсовременнойему России.Отображаявековое угнетениенарода, картинаРепина открываласобой сериюпроизведений70—80-х годов XIX века, в которыхдемократи­ческинастроенныехудожникивыражали своираздумья осудьбах и зна­чениинародных масс.
Стасов считал«Бурлаков»одной из самыхзамечательныхкартин рус­скойшколы. Он писал, что Репин в ней«окунулся сголовой во всюглубину народнойжизни, народныхинтересов, народной щемящейдействи­тельности».Картина «Бурлакина Волге» былаодним из любимыхпроизве­денийМ. Горького.
В 1871 годуРепин окончилАкадемию художеств, получив запрограмм­нуюработу на заданнуюк конкурсу тему«Воскрешениедочери Иаира»большую золотуюмедаль, котораядавала правона заграничнуюпенсио­нерскуюкомандировку.Пробыв за границейс мая 1873 по июль1876 года, преимущественнов Париже, Репин, как и ряд другиххудожниковего времени(Перов, Поленов), не дожидаясьокончания срокапенсионерства, вернулся вРоссию и сразуже поехал ксебе на родину, в Чугуев, мечтаяв непосредственномобщении с народомпочерпнутьновые темы иобразы длясвоего творчества.
Пребываниев Чугуеве оказалосьочень плодотворным: там им былисозданы первыекрестьянскиепортреты-типы(«Мужичок изробких» и «Мужикс дурным глазом»), написаны перваякартина нареволюционнуютему «Под жандармскимконвоем» идовольно живыеи острые, но неслишком глубокиеобличительныесценки «В волостномправлении»и «Эк­заменв сельскойшколе».
В Чугуевеже был исполненпортрет чугуевскогопротодиаконаИвана Уланова— «Протодиакон», который былпринят на 6-юПередвижнуювыставку. Этобыла перваяработа художника, экспонированнаяу перед­вижников.Репин становитсячленом Товариществапередвижныххудо­жественныхвыставок. Всяего дальнейшаятворческаяжизнь оказаласьбезраздельносвязанной сдеятельностьюэтого передовогохудожественногообъединения.
«Протодиакон»принадлежитк числу наиболеевпечатляющихи яр­ких образовчугуевскогопериода творчестваРепина. Силаего воздейст­вия— в органическомсочетанииполноты иконкретностииндивидуаль­нойхарактеристикис глубинойсоциальногообобщения, превращающегопортрет определенноголица в «экстрактнаших диаконов, этих львовдуховенства, у которых нина йоту не попадаетсяничего духовного»(Репин).
Увлекшисьвыразительностьюнатуры протодиакона, Репин вложилв его изображениевесь свойтемперамент, всю глубинусвоего творческогопрозрения, всесвое мастерство.Оттого-то такубедителенсозданный имобраз. Все внем — мясистое, обрюзгшее лицос властнымтяжелым взгля­доммаленькихзаплывших глаз, крутой изгибшироких бровей, большой, потерявшийформу нос, нависающийнад чувственнымртом, тучнаяфигура с бездоннымчревом, на которомпокоится короткопалаяцепкая рука,— обличаетгрубую, примитивную, но сильную инепреклоннуюнатуру, да­лекуюот христианскихидеалов постничестваи смирения, преисполненнуювсех греховныхпомыслов истрастей земных.Так правдивоеизображениенаблюденногов жизни характерав силу его типичностии глубины пости­женияхудожникомприобреталобольшой общественныйсмысл, разобла­чаяистинную природудуховенства.Расцветтворчества

РасцветтворчестваРепина падаетна конец 70-х —начало 90-х годов, совпадая современем расцветарусской демократическойживописи. Вэтот периодРепиным быласоздана большаячасть его лучшихработ — картинна темы из жизнинарода иреволюционно-освободительнойборьбы, исто­рическихполотен, портретов.Но центральнымпроизведениемэтого вре­мени, да и всего творчестваРепина в целом, стала картина«Крестный ходв Курской губернии»(1880—1883). Народнаятема, начатая«Бурлаками», получила в этойкартине многостороннееи широкоеистолкование.
Замыселпроизведениявозник в 1877 годув Чугуеве, гдеРепину дове­лосьнаблюдатькрасочнуюпроцессиюсельскогокрестного хода, но окон­чательнооформилсязначительнопозже, послепоездки в Курскуюгубер­нию, взнаменитуюКоренную Пустынь, славившуюсясвоими многолюд­нымии торжественнымикрестнымиходами. Работанад картинойдлилась нескольколет и была завершенатолько в 1883 году.
Репин изобразилв картине несение«чудотворной»иконы к томуместу, где, попреданию, всвое времяякобы свершилосьее чудесноеявление веру­ющим.Но не следуетсводить замыселхудожника ккритике религиозныхобрядов ипредрассудков.Сюжет крестногохода увлекРепина своейколо­ритностью, возможностьюохватить широкийпласт жизнирусской провин­ции, развернутьперед зрителемвеликое множествочеловеческиххарактерови социальныхтипов. Крамскойсчитал этотсюжет «золотоноснойжилой». И этодействительнобыло так, вособенностипо отношениюк Репину, кото­рыйпо своему дарованиюбыл художникомбольшой темы— мелкие, слу­чайныеэпизоды и события, маловыразительныетипы и характерыникогда непривлекалиего, не могливдохновитьна созданиекартин. Художникомбольших задачи далеко простирающихсягоризонтовназвал РепинаСта­сов.
… В жаркийполдень поширокой пыльнойдороге на фонехолмов с пенькамиот хищническивырубленноголеса торжественнои чинно дви­жетсямноголюднаяпроцессия.Репин с замечательнойконкретностьюсу­мел передатьвсю атмосферупроисходящего: томящий зной, иссушившийвсе вокруг; клубы пыли, поднятые движениемнеисчислимоймассы людей;
ослепительныйблеск солнечныхлучей, как быконцентрирующихсяв сверкающейна солнце золотойризе дьяконаи отражающихсяв радужномпереливе красокпозолоченного, разукрашенногоцветами и лентамивынос­ногофонаря; мерныйрокот толпы, одержимойсознаниемсерьезностисовер­шаемогодела и вместес тем занятойсвоими суетнымистрастями ипомыс­лами.Все это создаетвпечатлениеподлинностиизображенного, позволяетбуквальноощутить колыханиелюдского моряв мареве пыльногонакален­ноговоздуха.
Но Репин неограничилсяэтой внешнейфиксациейсобытия. Изобра­жаятолпу, он создалцелую галереюярких образовпредставителейраз­личныхсословий иклассов пореформеннойРоссии, вскрылсущество ихсоциальныхотношений, царящее в общественеравенство, показал обездоленностьи бесправиенарода и нарядус этим далпочувствовать, что народ живетинтенсивнойвнутреннейжизнью, стремитсянайти правдуна земле, мечтаето лучшей доле.В центре толпы, бесцеремонноприжав к себеикону, величественноплывет толстаяразряженнаяв пух и прахпомещица, счванливымвысокомериемвзирающая наокружающуючернь. При нейнад­менныйи грубый сельскийстароста, дубинкойи окрикамиоберегающийбарыню от напоратолпы. Вследза ними, прямокак на параде, маршируетважный и тупойотставнойвоенный. А чутьв стороне хозяйскойпоступью вышагиваетциничный, хитрыйи прижимистыйкулак-подрядчикс красной лоснящейсяфизиономией.Все эти «хозяеважизни» окруженысзади полу­кольцомзаискивающегоперед ними изанятого своимразговоромдухо­венства, которому и деланет до «чудотворной».Шествие с иконойоткры­ваетрыжеволосыйдородный дьяконв великолепнойзолотой ризе, щеголеватопомахивающийкадилом и кокетливооткидывающийсо лба разметав­шиесякудри.
РазвиваятрадицииПерова-обличителя, Репин трактуетэти образы вострогротесковомплане и в то жевремя оченьсамостоятельно, по-репинскиувлекаясь яркойхарактерностьюсвоих персонажей, словно выхваченныхиз гущи жизни.
Толпу народана переднемплане возглавляютмужики, несущиефо­нарь, в праздничныхкафтанах, подпоясанныекушаками, степенные, серьез­ныеи истовые. Воследсеменят двемещанки с пустымкиотом от иконы, противостоящиемужикам в своемханжестве ижеманстве.Далее следуютрегент со своимразноголосымхором, крестьянка, с любопытствомпогля­дывающаяна дьякона, имногие, многиелица, постепенносмешивающиесяс общим потокомбогомольцев.Общественныйпорядок поддерживаютгар­цующиена лошадяхурядники, безвсякого стесненияпускающие вход кулаки инагайки. Импомогают десятники, отгоняющиев сторону нищих, калек, странников.Образы этихобездоленныхлюдей с наибольшейтепло­той исимпатиейохарактеризованыРепиным. Особенноудался художникуобраз хромогогорбуна. Окрыленныйнадеждой наисцеление, исполненныймечты, неудержимостремитсянесчастныйк месту «чуда», куда направля­етсякрестный ход.Ему пытаетсяпалкой преградитьдорогу десятник, но тот не обращаетна него никакоговнимания. Охватившийгорбуна душевныйподъем преображаетего некрасивоеболезненноелицо. Про­тивопоставляячистоту, искренностьверованийбедняков ханжеству, ли­цемерию, спекуляциирелигиейгосподствующихклассов, Репинутвер­ждаетморальноепревосходствонарода, служащеезалогом егосветлого будущего.
При создании«Крестногохода» Репинупришлось разрешитьтруд­ную композиционнуюзадачу: необходимобыло вписатьв картину огромнуютолпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатленияединой массылю­дей, движущихсясплошным потоком, и при этом необезличитьшествие, представитьего во всеммногообразиисоставляющихего типов ихарактеров.Репин изобразилосновное скопищелюдей на заднемплане. Толпатам бук­вальнозапрудила всесвободноепространствомежду холмамии валом валит, поднимая тучипыли. На переднемплане она растекаетсяна два потокаи, следуя заповоротомдороги, поворачиваетвлево, рядамипроходя мимозрителя. Значительнорастянутыйпередний планпозволяет приэтом раз­ностороннеохарактеризоватьбольшое числолюдей. Этомуже выделениюиз толпы отдельныхперсонажейспособствуети колористическоерешение. Полотновыдержано встрогой цветовойгамме. Яркихкрасочных пятенв картине нетак уж много, но они играютбольшую роль.Вкрапленныев общий черно-коричневыйфон процессии, они создаютвпечатлениепест­роты икрасочности, не нарушаяединства, и вто же времяпомогают худож­никуакцентироватьвнимание зрителяна узловыхмоментах композиции, выделить ведущиеобразы (помещицы, дьякона, урядникас нагайкой, стран­ниц идругих).
Картина«Крестный ходв Курской губернии»была воспринятапрог­рессивнойобщественностьюкак «одно излучших торжествсовременногоискусства»(Стасов). Напротив, реакционнаяпресса обвинилаРепина в крайнейтенденциозности, в нарушениивсех эстетическихпринципов. Онои понятно.Репин-демократбыл творцомнового искусства, служащегоин­тересамнарода. В лицеРепина русскоеискусство вполной мереовладело рольюбеспощадногокритика общественныхявлений, к чемупризывал Н. Г.Чернышевский.В полотне «Крестныйход в Курскойгубернии»художник создалнастоящуюэнциклопедиюрусской жизнипореформеннойэпохи. Впервыев русскойдемократическойживописи приизображениисовременнойдействительностибыла достигнутатакая глубинахудожест­венногообобщения.Работына революционнуютему
--PAGE_BREAK--
Отражая всвоих картинахсущественныестороны современности, Ре­пин не могпройти мимотой борьбы, которую велис самодержавиемв эпоху 70-х годовреволюционеры-народники.Одним из первыхв русском искусствеон обратилсяк созданиюобразов мужественныхи стойких бор­цовза народноедело, утверждаяновые нормыповедениячеловека, новыйэтическийидеал. И еслив своих монументальныхполотнах сизображениемнарода («Бурлаки»,«Крестный ход»)Репин выступалпрежде всегокак мастеростросоциальныххарактеристик, то в картинахна революционнуютему («Арестпропагандиста»в двух вариантах—1878 и 1880—1892 гг.; «Отказот исповеди»,1879—1885; «Не ждал»,1884) он показалсебя тонкимпсихологом, художникомшироких творческихвозможностей, кото­ромудоступны какмногоплановыеэпическиесюжеты, так инапряженныедраматическиеконфликты.ПроизведенияРепина, посвященныегероям ос­вободительнойборьбы, быливосторженновстреченыСтасовым. «Вотэто — настоящее, нынешнее искусство, за которое васвпоследствииособенно высокопоставят», —предсказывалон художнику.
Особеннозамечателенгероическийобраз политзаключенногов кар­тине «Отказот исповед»".
Сюжет картиныбыл взят художникомиз самой жизни.
У верных слугцаризма — тюремщиков— было многовсяких способоввоздействияна заключенных, чтобы пошатнутьих волю, поглумитьсянад ними. Изних, пожалуй, самым издевательскими лицемернымбыл обычайисповеди осужденныхна казнь. Занесколько часовдо свершенияказни к обреченномуна смерть приходилсвященник, чтобы в процессеисповеди выведатьу него всенеобходимое.То, чего не моглисделать следовательи судья, долженбыл сделатьсвященник.
Что мы видимна картине?
В мрачнойхолодной камере, на железнойтюремной кровати, сидит человек, приговоренныйк смертнойказни. На егоизмученномдлительным
заключениемлице выраженарешимостьвынести всестрадания доконца. С презрениеми гневом встречаетон пришедшегок нему священника, обна­руживаяв отказе отисповеди верностьсвоим убеждениям, непреклонностьсвоего характера, силу воли. Гордоподнятая головаосужденного, откры­тая грудьи вся его взятаяв энергичномповороте фигураосвещены скупымсеребристымсветом, который, пронизываяполумрак камеры, выхватываетиз темнотызловеще поблескивающийкрест. Революционерупротивостоиттемная и мрачнаяфигура священника, намеренноизображеннаяхудожни­комсо спины. Репинане интересуетни мир его чувств, ни его личныекачества. Дляхудожника онлишь живоеолицетворениевсех тех силреак­ции, скоторыми боролсяи продолжаетвести борьбуне сломленныйдухом герой.В этом столкновениидвух людейнаглядно раскрываетсяидея произ­ведения, звучит утверждениесправедливостиреволюционнойборьбы и уве­ренностьв ее конечнойпобеде.
Наиболеесовершенноеи глубокоевыражениепсихологическиепоиски Репинанашли в картине«Не ждали»(1884). Замыселпроизведениявозник у художникалетом 1883 годаво время пребыванияна даче в Мартышкино, под Петербургом.Комнаты этойдачи и изображеныв картине. ПозировалиРепину егородные и знакомые: для материвернувшегосяссыльного—тещахудожника, Е.Д. Шевцова, дляжены— В. И. Репина, жена художника, и В. Д. Стасова; девочка написанас Веры Репиной, дочери художника, маль­чик — сСережи Костычева.
Художникизобразил впроизведениинеожиданноевозвращениев семью ссыльногореволюционера.СтремлениеРепина к психологическомурешению темызаставило егоизбрать кульминационныймомент в развитиидействия, запечатлетьту паузу, котораявозникла врезультатевнезапногопоявления напороге комнатыотсутствовавшегодолгие годыдорогого длявсех человека, по-видимому, бежавшего изссылки (о чемговорят какодежда вернувшегося— потрепанныйармяк, стоптанныесапоги, — таки неожи­данностьего прихода).Пройдет этотминутный столбняк, парализовавшийвсю семью, ичувства хлынутнаружу, выльютсяв какие-то шумныевос­клицания, порывистыедвижения, суету.Репин не изображаетвсего этого, предоставляязрителю домыслитьв воображениизапечатленнуюсцену. В картинецарит напряженнаятишина. Смысловыми композиционнымузлом произведенияслужит поединоквзглядов двухфигур — вернувшегосяссыльного, который с тревожныможиданием ищемящей нежностьюсмот­рит в лицоподнявшейсяк нему навстречустарой женщины, и этой женщины, которая сердцемматери ужеузнала своегосына, но ещекак бы боитсяпове­ритьвнутреннемучувству и потомунапряженновглядываетсяв странногопришельца, отыскивая вего постаревшем, измученномлице дорогиеей черты. Художникизображаетфигуру материсо спины, чтобыее лицо своимсложным выражениемне спорило слицом ссыльного, не мешало зрителюв первую очередьвосприниматьименно героякартины. Но каквыразительнаэта фигуравысокой старойженщины в траурномодеянии, дрожащейрукой едвакасающейсяспинки кресла, как бы ища внем опоры! Острыйпрофиль восковоголица матери, седые волосы, прикрытыечерной кружев­нойнаколкой, резкоочерченныйсилуэт ее когда-топрямой и статнойфигу­ры, теперьсогбеннойпреждевременнойстаростью, —всё говорито горе, котороелегло на ееплечи. Все остальныечлены семьиоттенками своихчувств, своегоотношения кпроисходящемудополняютрассказ о постиг­шейих трагедии: оробевшаядевочка, пригнувшаясяк столу и в страхе, исподлобьяглядящая напришельца, неузнавая его(деталь, свидетельству­ющаяо его долгомотсутствии); мальчик-гимназист, весь охваченныйеди­ным порывоми настолькопотрясенныйвозвращениемотца, что кажется— из глаз еговот-вот хлынутслезы; молодаяженщина у рояля, бледное, измученноелицо которойискажено сложнымвыражениемрастерянности, испуга, радости.Художник недает счастливойразвязки вкартине — нев ней дело, а втех противоречивыхи глубокихчувствах, которыепережи­ваетв изображенныймомент каждыйи в которыхотражаютсядолгие годыпрожитой всеминелегкой жизни.
Все членысемьи, за исключениемссыльного, данына фоне и вокру­жениивещей (мягкоекресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которыесоздают атмосферусемейного уюта.Этот семейныйуют, привычныйуклад жизнисемьи, которыйчитается втолько чтопрерванныхзанятиях каждо­гоиз присутствующих, объединяютвоедино ихвсех. И тольковернувшийсявыглядит в этойсветлой, чистой, прибраннойкомнате пришельцемиз дру­гогомира. С ним этотмир человеческихстраданий, бедствий иунижений врываетсяв комнату, расширяярамки изображенияи напоминаяо той жестокойжизни, котораяцарит за пределамиэтого маленького«островка».Ссыльный вмомент, представленныйв картине, ещепротивостоитвсей семье. Егоотчужденность, необычностьвсего его видаподчеркиваютдрама­тизмпроисходящего.Вернувшийсядан в пустомпространствекомнаты. Емунадо сделатьнесколько шаговнавстречублизким, надопочувствовать, что они принялиего, рады встречес ним. Художникнезаметноповышает горизонтв той частикомнаты, гдестоит вошедший.Половицы поластре­мительнои в сильномперспективномсокращенииуходят в глубину— соз­даетсяощущение, чтопочва ускользаету него из-подног. Оттого такне­уверен иробок шаг героякартины. Тонкопочувствованноепсихологичес­коесостояниевернувшегосяссыльногонаходит яркоезрительноевыра­жение.
Верно улавливаяпсихологическуюатмосферупроисходящего, Репин не показываетв картине простойи открытойрадости встречи, что крайнеупростило бысодержаниепроизведения.Но несколькиминенавязчивымимоментами(как-то, восторженнаяэкзальтациямальчика, свидетельствую­щаяо том, что в семьечтут памятьоб отце, а такжевисящие настене порт­ретыНекрасова иШевченко —борцов за народноесчастье) художникдает почувствовать, что годы долгогоожидания, заботи тревог несломили этихлюдей, не убилив них веры всправедливостьтого дела, которомуотдал все своисилы близкийим человек. Вэтой теме моральногооправданиягероя — высокийгражданственныйпафос произведения, его этическийсмысл.
Серьезностьи общественнаязначимостьпроблем, которыебыли под­нятыРепиным, заставилиего решатьпроизведениена большомхолсте, в формах, очищенных отэлементовжанровостии бытовизма.Современнаятема получилаисторическоеистолкование, приобрелабольшое общечело­веческоесодержание.
«Не ждали»— одна из самыхпленерных, напоенныхсветом и возду­хомработ Репина.Рассеянныйсвет, льющийсячерез открытуюдверь бал­кона, приглушаеткраски картиныи в то же времяпридает имособую све­жестьи чистоту. Этасветлая, тонкосгармонированнаягамма хорошосоот­ветствуетэмоциональномустрою произведения, чистоте чувствизображен­ныхлюдей.
Глубинапсихологическогоанализа, достигнутаяРепиным в картине«Не ждали», ставит его водин ряд с лучшимирусскими писателямиXIX века, тонкимизнатокамичеловеческогосердца, такими, как Тургенев, Толстой, Достоевский.Историческаяживопись

Наряду скартинами насовременныетемы большоеместо в творчествеРепина занималаисторическаяживопись. Ноистория дляхудожникасу­ществовалалишь постольку, поскольку онабыла связанас современностью, помогала решатьнаболевшиепроблемы егоэпохи. Психолога-Репинаи в историипрежде всегоинтересовалисильные человеческиехарактеры, столкновениястрастей, патетикачувств, находящаявыражение вяркой экспрессиилица, драматическиеконфликты.Художникомбыли созданытакие широкоизвестныеисторическиеполотна, как«Царевна Софья»(1879), «Иван Грозныйи сын его Иван»(1881—1885), «Запорожцы»(1878— 1891). И здесь, каки в картинахна темы современнойжизни, Репинсоз­дает широкиеэпическиеполотна с множествомярко типическихобразов, взятыхв своей неповторимойхарактерности(«Запорожцы»), ищет остро­драматическиеситуации, чтобыпредставитьчеловека вмомент наивыс­шегонапряженияего страстей(«Иван Грозный»,«Царевна Софья»).
Картина«Царевна СофьяАлексеевна»была первымпроизведениемхудожника наисторическуютему; полотнобыло написанов 1879 году, вскорепосле возвращенияиз пенсионерскойкомандировки.Это, по су­ществу, портрет-картина.
Софья интересовалаРепина какчеловек сильного, неукротимогохарак­тера.В ней сочеталисьвластолюбие, государственныйум, культураи вместе с тем«мужицкая»грубость.
Репин изобразилСофью в кельеНоводевичьегомонастыря, кудаона была заточенав 1697 году за организациюзаговора иучастие в стрелецкоммятеже, направленныхпротив ПетраI. Петр сам раскрывалвсе нити заговора, допрашивалсвою сеструи беспощаднорасправлялсясо всеми ееприверженцами, в первую очередь— со стрельцами.
На картинеСофья представленастоящей у стола, скрестив нагруди руки; она еле сдерживаетбессильныйгнев и негодование.Художник сумел ярко охарактеризоватьнезауряднуюнатуру царевны, выразительнопере­датьисторическуюобстановкуи существопроисходящего, подчеркнувобре­ченностьСофьи изображениемв окне головыповешенногострельца. Какверно отметил И.Н.Крамской,«Софья производитвпечатлениезапертой вжелезную клеткутигрицы, чтосовершенноотвечает истории».
Но драматизмв картине «ЦаревнаСофья» носитв определенноймере внеш­нийхарактер. ОбразСофьи не свободенот театральнойаффектациидушев­ныхдвижений.
Гораздобольшей силойвоздействияна зрителя, большим внутреннимнапряжениеми остротойпсихологическогоконфликтаобладаетпрослав­леннаякартина Репина«Иван Грозныйи сын его Иван».
Вот как самхудожник рассказываето возникновенииее замысла:«Как-то в Москве, в 1881 г., я слышалновую вещьРимского-Корсакова«Месть». Онапроизвела наменя неотразимоевпечатление.Эти звуки зав­ладелимною, и я подумал, нельзя ли воплотитьв живописи тонастроение, которое создалосьу меня под влияниемэтой музыки.Я вспомнил оцаре Иване. Этобыло в 1881 г. Кровавоесобытие 1-гомарта (деньубийствана­родовольцамицаря АлександраII) всех взволновало.Какая-то кроваваяполоса прошлачерез этот год(участникипокушения нацаря были приговоренык смерти.) Я работалзавороженный.Мне минутамистановилосьстрашно. Яотворачивалсяот этой картины, прятал ее. Ночто-то гналоменя к этойкартине, и яработал надней».
Репин изобразилгрозного царяИвана IV в моментстрашногодушев­ногопотрясения.На смену безудержному, слепому гневу, в припадкеко­торогоцаревичу былнанесен смертельныйудар жезлом, пришло сознаниенепоправимостисодеянного, безумный, почтиживотный страхи раскаяние.Жалко и одновременнострашно в своейпотерянностии отчаяниистар­ческоелицо царя сзастывшими, обострившимисячертами. Посравнению сним лицо умирающегоцаревича выглядитгораздо болееодухотворенным, человечным, живым. Такимоно становитсяблагодаряпереполняющимца­ревичачувствам —жалости к отцуи прощения. Ониочищают егодушу, возвышаютее над всемимелкими, недостойнымичеловека страстями, по­служившимипричиной егогибели. «Представьтесебе Грозного, с которогососкочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка,— ничего этогонет, перед тобойвыбитый изседла зверь, который подвлиянием страшногоуда­ра на минутустал человеком»,— передавалсвое впечатлениеот картиныписатель Гаршин, позировавшийРепину дляобраза умирающегоцаревича. Кстатисказать, судьбасамого Гаршинабыла такжетрагична: тригода спустяпосле созданияРепиным картиныон в припадкепсихическойболез­ни бросилсяс пятого этажав пролет лестницыи разбилсянасмерть.
Колориткартины «ИванГрозный» —мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный— эмоциональноподготавливаетзрителя к восприятиютой жестокойдрамы, котораяразыгрываетсяна его глазах.Эпизод, проис­шедшийв связи с картиной«Иван Грозный»в галерее П. М.Третьякова, крайне показателендля реакциина нее зрителей.Однажды одиниз посети­телейгалереи, АбрамБалашов, невыдержав страшногозрелища, представ­ленногоРепиным, бросилсяк полотну и сословами «ненадо крови, до­вольносмертей, довольнокрови ...» располосовалего ножом внесколькихместах.
Анализируякартину, следуетподчеркнуть, что гнев художника, его пафос обличениянаправленыне противбесчеловечностигрозного царя-зверя, а против техусловий, которыесделали еготаковым, противсамодер­жавнойвласти, убивающейи калечащейв человеке всеистинно человечес­кое.Обер-прокурорсинода Победоносцевправильноуловил целенаправлен­ностькартины, свозмущениемнаписав о нейАлександруIII:«… .Удиви­тельноеныне художество: без малейшихидеалов, толькос чувствомголого реализмаи с тенденциейкритики и обличения.И к чему тутИван Гроз­ный? Кроме тенденцииизвестногорода не подберешьиного мотива».
Картина «ИванГрозный и сынего Иван» былапоказана в 1885году на XIII Передвижнойвыставке вПетербургеи вызвала бурнуюреакцию публики.При открытиивыставки вМоскве последовалораспоряжение— работу Репинане экспонировать.Этот запретоставалсядолгое времяв силе и послетого, как произведениебыло купленоП. М. Третьяковым.
Одновременнос картиной«Иван Грозный»Репин работалнад полот­ном«Запорожцы, пишущие письмотурецкомусултану». Этополотно при­надлежитк числу наиболеезначительныхпроизведенийисторическойжи­вописи Репинаи в то же времяявляется однимиз самыхнародных еготворений. Демократизмидеалов художника, глубокое пониманиеим пси­хологиинарода, любовько всему яркомуи героическомупозволилиРепи­ну написатьэто замечательноеполотно. Картина«Запорожцы»создаваласьна протяжении80-х годов XIX века.Сокровищницарусской демократиче­скойживописи пополниласьв эти годымонументальнымиполотнамиСурикова, Репина, Васнецова, вкоторых народвпервые в историирусской живописипредстал всвоем величии, непобедимостии мощи. Средиэтих полотенпочетное местопринадлежит«Запорожцам».
Запорожскаявольница, которойпосвятил своеполотно Репин, была в егопредставлениитой народнойреспубликой, где нашлиосуществлениелучшие демократическиеидеалы человечества.Тот факт, чтоРепин идеа­лизировалЗапорожскуюСечь, не имеетв данном случаебольшого значе­ния.Важно то, чтохудожник утверждалв своей картинеэти высокиеде­мократическиепринципы всеобщейсвободы, равенстваи братства, показал красотуи величие народа, защищающегосвою независимость, свое боевоетоварищество.
Картинанаписана насюжет знаменитогописьма запорожцевтурец­комусултану. Народныепредания донеслидо нас этотэпизод в следующемвиде: разгневанныйна казаков заистреблениеими 15-тысячноговойска султанМахмуд IV прислалим грозноеписьмо, повелеваядобровольносдаться и угрожаяв случае отказапоголовнымуничтожением; запорожцыответили султанунасмешливымписьмом, бросивему открытыйвызов. Историянаписания этогописьма и леглав основу картины.
На переднемплане Репинизобразилзапорожцев, которые собралисьза наспех сколоченнымдощатым столом, чтобы датьотповедь заклятомуврагу. Дружнотрудятся онинад составлениемиздевательскойграмоты и широкопо степи разноситсяих гомерическийхохот. Тут икошевой атаманСерко, сдержанноулыбающийсяв усы и обжигающийвзглядом своихна­смешливых, умных глаз; иразразившийсягромоподобнымхохотом могу­чий, грубовато-прямодушныйи властный«Тарас Бульба»; и лукавый пи­сарь, с ехиднойстарательностьюнанизывающийна бумагу забористыевы­ражения, которые подсказываетему полуобнаженныйказак-острослов;
и задумчивоулыбающийсямолодой красавец«Андрей»; идюжий рубака-воин, серьезный ипростодушный, как дитя; изаливающийсятонким виз­гливымсмехом живой, ехидный, смешливыйдед и многиедругие. В без­удержномсмехе запорожцевнад жестокимврагом наканунебоев с нимобнаруживаетсяих героическийдух, независимость, удаль и боевойзадор.
Репин показываеткрепкую боевуюсплоченностьзапорожскихры­царей, великуюсилу их товарищества.Оно проявляетсяи в том, как тесносгрудилисьзапорожцывокруг стола, кровно заинтересованныев общем деле, и в том, как онисвободно инепринужденнообращаютсядруг с другом, и в том, как дружнореагируют напроисходящее.
Запорожцыизображенына фоне широкойстепи. За ихспинами царитобычная лагернаяжизнь: поднимаетсяк небу дым костров, снуют люди, колышатся пики, гарцуют конники.Этот фон повышаетгероическийпафос звучанияполотна. Да исами запорожцыпредставленыво всем их боевомвооружении, великолепнонаписанномРепиным.
В картиненет главныхи второстепенныхперсонажей, нет разделенияна героев итолпу, как этобыло принятов академическойживописи. Всеобразы обладаютяркой выразительностью, все являютсягероями произ­ведения.В этом решенииисторическойтемы сказалсяподлинныйдемокра­тизмРепина, егопредставлениео народе како движущей силеистории.
Изображаяэпизод из историиЗапорожскойСечи, Репинподнял его довысокого героическогозвучания. Егогерои — людиособой богатырскойпороды, сродниобразам эпопеиГоголя «ТарасБульба», которойвдохнов­лялсяРепин в процессесоздания картины.Представленныебольше нату­ральнойвеличины инаписанныес предельнойрельефностью, фигуры запорожцевс трудом вмещаютсяв пределы большогополотна. Репинупри­шлосьвыслушать многоупреков за эту«тесноту». Ноэто был сознательныйхудожественныйприем, которыйспособствовалвпечатлениюмощи изо­браженныхлюдей.
Вся сценаочень естественноскомпонованаРепиным, наполненавнут­реннейдинамикой, кипением страстей(по экспрессиилиц, насыщенностибурными эмоциямикартина незнает себеравных). И вместес этим ком­позицияполотна подчиненатребованияммонументальногоискусства.Расположениеперсонажейлишено натуралистическойслучайности.Не боясь нарушитьвнешнее правдоподобие, Репин большуючасть людейизо­бражаетлицом к зрителю, как бы веерообразнораспластываягруппу на плоскостихолста. Этодает ему возможностьсосредоточитьвнимание налицах запорожцев, обыгратьвыразительностьих типов ихарактеров.Благодаря своейцентричностии подчеркнутойфронтальностикрайних, фланкирующихсцену фигуркомпозицияобладаетустойчивостью.При этом онауравновешенав основныхсвоих компонентах— многие персонажив правой и левойчасти картиныданы в соответствиидруг с другом.Замы­кающиес двух сторонизображениеказаки, стоящиеспиной к зрителю, статичностьюсвоих фигурупорядочиваютсложное переплетениепоз и ракурсовзапорожцев, увлеченныхсочинениемписьма. Строгиевертикали пики фигур поддерживаютторжественныйритм монументальногополотна. Мажорныеяркие краскикартины чутьпогашены сумеречнымосвещениемпредвечернегочаса и потомуне нарушаютвозвышенно-героическогостроя произведения, не мельчат егосвоей пестротой.
«Запорожцы»для Репина былине просто однойиз картин, написан­ныхпа историческийсюжет, а имелигораздо большеезначение. Ониявля­лись длянего неиссякаемымисточникомверы в силународную, живымсвидетельствомбогатстванародной души, заветной мечтойо великом ипрекрасномбудущем народа.И недаром художникотносился кним не как кгероям далекогопрошлого, а какк живым и дорогимдля него людям.«Чертовскийнарод! — восхищалсязапорожцамиРепин. — Никтона све­те нечувствовалтак глубоко«свободы, равенстваи братства»(из письма к В.В. Стасову).
Картина«Запорожцы», рассказывающаяо героическихподвигахсво­бодолюбивогои мужественногонарода, принеслаРепину славуподлинноисторическогоживописца.Ничего равногоей художникууже больше неудалось создатьв областиисторическойживописи.Портретнаяживопись

Репин былхудожникомшироких творческихинтересов, многогранноготаланта. Бесконечновлюбленныйв жизнь, неисчерпаемоебогатство еепроявлений, он пыталсяохватить всвоем творчествемногие стороныокру­жающейего действительности.Но предметомсамого пристальногоего вни­маниявсегда оставалсячеловек. Поэтому-тоРепин и былпервокласснымпортретистом.Глубина проникновенияв характеризображаемого, восприятиечеловека нетолько в неповторимомсвоеобразииего личности; но и в ее социальнойобусловленности, поразительноепортретноесходство и, наконец, виртуозноевладение живописнойтехникой сделалиРедина однимиз крупнейшихпортретистовXIX века.
ПортретноетворчествоРепина — новыйэтап в развитиирусского порт­рета, завершающийдеятельностьв этой областитаких замечательныхпорт­ретистов, как Перов иКрамской. ПортретыРепина подкупаютсвоей под­линностью, способностьюхудожника внепосредственном, казалось бы, слу­чайномсостояниичеловека увидетьпроявлениесущественныхсторон егонатуры, умениемтонко подметитьспецифику позы, жеста, мимикилица портретируемого, мастерствомпередачи ощущенияживой плотичелове­ческоголица и фигуры.Исключительноширок был кругпортретируемыххудожником— от простыхмужиков («Мужичокиз робких»,«Мужик с дурнымглазом») доизвестныхписателей, музыкантов, общественныхдея­телей(портреты Л.Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитораМусоргского).Мастером групповогопортрета Репинпоказал себяв картине«ТоржественноезаседаниеГосу­дарственногоСовета» (1901—1903).Проникновеннымлиризмом отличаютсяженские портретыхудожника —«Отдых», «Осеннийбукет» и др.
Одним излучших портретовРепина справедливосчитаетсяпортрет М. П.Мусоргского, автора всемирноизвестных опер«Борис Годунов»и «Хо­ванщина».Портрет написанв феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго досмерти композитора, находившегосяна излечениив Николаевскомвоен­ном госпитале.При всей глубинехарактеристикиРепину удалосьпередать впортретенепосредственностьпервого впечатления, сохранить вего живописисвежесть этюда.Художник нескрыл следовтяжелого недуга, наложившегонеизгладимуюпечать на весьоблик Мусоргского.Конкрет­ностьизображенияодутловатогоот болезни лицакомпозитора, его помут­невших, словно выцветшихглаз, мягкихспутавшихсяволос простопорази­тельна.Зритель воочиюощущает этубольную человеческуюплоть, видит, что дни композиторасочтены. Но завсем этим оченьявственнопроступаетиное. Чистые, как родниковаявода, печальныеи все понимающиеглаза осве­щаютлицо Мусоргского; приковываютвнимание еговысокий, открытыйлоб, по-детскинежные, доверчивыегубы. И уже небольной, угасшийчеловек встаетперед глазами, а человек большойдуши и доброгосердца, глубо­кий, думающий, натураширокая, богатырская.Вспоминаютсяпортреты техпотомков запорожскихказаков, которыхписал Репин, путешествуяв 1880 году по местамбывшей ЗапорожскойСечи в поискахматериала длясвоей картины«Запорожцы».Иллюзию усиливаетсвободно распахнутаяна груди Мусоргскогорасшитая украинскаясорочка. ПортретМусоргскогосвидетельствуето беспощаднойостроте художническоговидения Репина, его непредвзятостии вместе с темо гуманизмехудожника, оего высокомпредставлениио человеке.
В. В. Стасовочень ценилэтот портретРепина. «Извсех, знавшихМусоргского,—утверждалон,—не былоникого, кто неостался бы ввостор­ге отэтого портрета— так он жизненен, так он похож, так он вернои прос­то передаетвсю натуру, весь характер, весь внешнийоблик Мусоргского».
Не менеезначителени портрет Л. Н.Толстого (1887).Толстого Репинписал не одинраз. Он преклонялсяперед гениемТолстого, былблизко зна­комс его семьейи зачастуюбывал в ЯснойПоляне. Портрет1887 года принадлежитк числу лучшихизображенийТолстого ипользуетсянаи­большейпопулярностью.Он был написанв течение трехдней — с 13 по 15августа. Писательизображен внем сидящимв кресле, с книгойв руке. Кажется, что он лишь наминуту оторвалсяот своего занятияи вот-вот сновапогрузитсяв чтение. Этотудачно выбранныймомент далвозмож­ностьхудожникузапечатлетьТолстого смаксимальнойпростотой иестест­венностью, без малейшегопозирования, чем обычнострадают дажелучшие портреты.Легкий развороткресла в пространствепозволяетпридать позеписателя особеннуюнепринужденность, не прибегаяк сложномуракурсу фигуры.Писатель изображенпочти фронтальнопо отношениюк плоскостихолста. Этапростота егопосадки в креслехорошо отвечаетвсему его обликуи душевномусостоянию.Строгие, проницательныеглаза, лохматые, серди­то насупленныеброви, высокийлоб с резкопрочерченнойскладкой — всеобличает вТолстом глубокогомыслителя инаблюдателяжизни с его«сильным, непосредственными искреннимпротестомпротив общественнойлжи и фальши», с его «трезвымреализмом», срывающим всеи всяческиемаски (Ленин).С великолепнойпластичностьюнаписано лицоТолстого, вособенностиего лоб. Серебристыйрефлекс рассеянногосвета, падающийна лицо, выявляетбугристуювыпуклостьэтого большоголба, подчеркиваетзатененностьглубоко посаженныхглаз, которыеот этого становятсясуро­вее, строже.Раскрываясущество характерапортретируемого, его общест­веннуюзначимость, Репин нискольконе идеализируетвеликого писателя, не пытаетсяокружить егоореолом исключительности, что свидетельствуето подлинномдемократизмехудожника. Весьоблик Толстого, манера дер­жатьсяподчеркнутопросты, обыкновенны, будничны и вто же времяглубоко содержательны, индивидуальны.Чисто русскоелицо, скореемужика, чембарина-аристократа, некрасивое, с неправильнымичертами, ноочень значительное, умное; подтянутая, пропорциональнаяфигура, в которойпроглядываетсвоеобразноеизящество исвободнаяестественностьхорошо воспитанногочеловека, —такова таразносторонняяи предельноконкретнаяхарактеристикавнешностиТолстого, котораяделает егонепохожим нина кого другого.Внимательнаяфиксация всехэтих черт позволилаРепину убедительнопередать черезвнешний обликсущество натурыпортре­тируемого, всю ее сложностьи противоречивость.
Портретнаписан в оченьсдержанной, строгой серебристо-чернойгам­ме: черная, ниспадающаямягкими складкамиблуза, черноеполированноекресло с серебристо-белымбликом светана нем, белые, чуть шероховатыепо фактурелисты раскрытойкниги и серо-серебристыйфон, сквозькото­рый просвечиваетсветлый золотистыйподмалевок, благодаря чемуфон кажетсяпрозрачным, вибрирующим, создавая впечатлениесветовоздушнойсреды, окутывающейфигуру. И тольколицо (и частичноруки) Толстоговырываютсяиз этого общеготона. Они чутьтронуты красноватымзагаром, какбудто обветренны.Этот моментрасширяетхарактеристикуобраза — глядяна лицо Толстого, на его тяжелыенатруженныеруки, невольнопредставляешьего себе нетолько за письменнымстолом, с книгойв руках, но и вполе, за сохой, в тяжелом трудепытающемсяприобщитьсяк жизни народа(кстати сказать, Репиным быланаписана итакая картина, изображающаяТолстого напашне, идущегоза сохой поборозде).
При всейпростоте икажущейсябудничностиоблика и манерыпове­денияТолстого, чтотак хорошоудается передатьв портретеРепину, изо­бражениевеликого писателянисколько неснижено, незамельчено, лишено жанровости.И это не толькоблагодаряглубокойпсихологическойхарак­теристике.Общая композицияпортрета, построеннаяпо принципукласси­ческоготреугольника, известнаяфронтальностьпозы, картинностьвсего изображения, представленногона холсте большогоформата, способствуют впечатлениюзначительностиобраза. Силуэтфигуры обобщени отчетливорисуется насветлом фоне.Таким образомвнутренняяхарактеристикаТол­стого находитв общем решениипортрета своезаконченноевыражение, благодаря чемуРепину и удаетсядобиться высокойхудожественнойцель­ностиобраза.
Портрет Толстогоочень показателендля творческогометода Репина, для его манерыпортретированиячеловека. Сравнениеего с портретомТол­стого, написаннымКрамским в 1873году, даетвозможностьнаглядно ощу­титьособенностирепинскогопортретногоискусства, дальнейшееразвитие в еготворчествеэтого жанраживописи. Крамскойс большой силойобраз­нойвыразительностии глубинойхарактеризуетТолстого каквыдающего­сямыслителя, раскрываетего общественноезначение какгениальногопи­сателя землирусской. ОбразРепина, не уступаяв своей значительностиобразу Крамского, отличаетсябольшей многогранностью; он гораздоболее конкретени остроиндивидуален, сочетая живуюнепосредственностьпере­дачи частныхособенностейвнешнего обликаи характераТолстого спро­никновеннымпониманиемсущества еголичности —писателя игражданина.Кроме того, портрет Толстогоработы Репинаболее совершененв живописномотношении.ДостиженияРепина в областипленера обогатиликолористическуюгамму его портрета, сделали цветосновным средствомэмоциональнойвыразительностиобраза. В этомследует видетьне только заслугуодного Репина, но результатобщей эволюциирусской живописи, необходимостьдвижения которойк свету, краскамотлично понималКрам­ской, ноне мог ещеосуществитьв своем творчестве.
Заключение

Репин прожилдолгую жизнь.И каждая минутаее была отданатвор­честву.К старости онтак перетрудилсвою правуюруку, что онаначала сохнуть.Тогда Репиннаучился держатькисть в левойруке — жить ине писать онне мог. Замыслывсе новых иновых картинне покидалиего, жиз­неннаяэнергия неиссякала. Достаточносказать, чтона склоне днейсвоих, в 1908 году, он написал сбольшим темпераментомкартину «Черноморскаявольница», ещераз, воспев вней удаль ивольнолюбиезапорожцев.
О любви Репинак искусствуярко свидетельствуетего письмоСтасову: «Я всетак же, как ссамой юности,— люблю свет, люблю истину, люблю доброи красоту каксамые лучшиедары нашейжизни. И особенноискусст­во! Искусство ялюблю… больше, чем всякоесчастье и радостижизни нашей…Оно всегда ивезде, в моейголове, в моемсердце, в моихжела­ниях лучших, сокровеннейших.Часы утра, которыея посвящаю ему,— лучшие часымоей жизни».
Весьма значительнаи деятельностьРепина-педагога.С 1894 по 1907 год онпреподавалв Академиихудожеств, воспитав заэто время многохудожников.Его ученикамибыли Кустодиев, Малявин, Кардовский, Грабарь, Бродскийи другие. Особенноже велика егороль в формиро­ванииталанта Серова.Репин был такжеталантливымписателем, очем свидетельствуютего статьи икнига воспоминаний«Далекое близкое».
С 1900 года стареющийхудожник поселяетсяна даче «Пенаты»в Куоккала ипостепенноотходит отхудожественнойжизни, в которойрань­ше принималживейшее участие.Некоторое времяего еще навещаютрус­ские художники, писатели, нос годами этасвязь ослабеваети почти пол­ностьюпрерываетсяпосле Октябрьскойреволюции, когда местечкоКуок­калапередаетсяФинляндии.
Репин болезненнопереживал своюоторванностьот родины. «Совсемв плену, в ссылкеживешь», — жаловалсяон друзьям.Лица, окружавшиеего, были враждебнонастроены поотношению ксоветскойРоссии и стара­лисьвлиять на художника.Но даже и в этихусловиях онпродолжалвсег­да живоинтересоватьсявсем происходящимтам. В 1926 году«Пенаты» посетиладелегациясоветскиххудожников, которая передалаРепину пред­ложениеСоветскогоправительствавернуться народину. Репинс радостью принял этопредложение, загорелсяжеланием ехатьв Россию, ноосущест­витьсвое намерениеему не удалось— помешалаболезнь. 29 сентября1930 года Репинане стало.
Творческоенаследие Репинаочень велико.Его вещи рассеяныпо многим частнымколлекциям.Наиболее значительныепроизведениянахо­дятсяв Третьяковскойгалерее и Русскоммузее. ПопулярностьРепина в народес годами неослабевает.Его искусствобыло одухотвореноидеей служенияинтересамнарода, поэтомуоно дорого, близко и понятнолюдям.Списокиспользуемойлитературы

И.Е.Репин, Далекое близкое, М., Изд-во Академии Художеств СССР, 1964.
Корней Чуковский, Из воспоминаний, М., Детгиз, 1959.
Игорь Грабарь, Репин. Монография в двух томах, М., Изогиз, 1937.
О.А.Лясковская, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство»,1962.
А.А.Федоров-Давыдов, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство», 1961


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.