Реферат по предмету "Медицина"


Анализ новых подходов к организации сестринской работы в операционном блоке многопрофильной боль

--PAGE_BREAK--

2. Результаты собственных исследований по данной теме
2.1            
Характеристика объекта исследования
Объектом нашего исследования явился операционный блок многопрофильной больницы Министерства здравоохранения администрации Хабаровского края Краевая клиническая больница №2, г. Хабаровска.

Операционный блок многопрофильной больницы – это самостоятельно функционирующее подразделение, размещаемое в нескольких специальных помещениях в изолированном крыле больницы или отсеке хирургического отделения.

В современных многопрофильных лечебных учреждениях создают единое операционное отделение (блок), обеспечивающее все лечебные подразделения данного стационара. Такая планировка позволяет сконцентрировать в одном месте и рационально использовать дорогостоящее оборудование, обеспечить эффективную инфекционную безопасность и контроль, равномерно распределить нагрузку на персонал и более эффективно применить профильную специализацию среднего медицинского персонала.

Основные помещения операционного блока состоят:

– из помещений, предназначенных для оперативного вмешательства (операционная, предоперационная, стерилизационная),

– помещения для персонала (комната для переодевания персонала, душевая, туалет)

– подсобные помещения (материальная, аппаратная).

Операционный блок Краевой клинической больницы №2 состоит из двух структурных подразделений:

1. Операционного блока нейрохирургического отделения, который состоит из трех плановых операционных залов на пять столов и экстренной операционной на два стола;

2.                 Операционного блока микрохирургического отделения, который имеет в своем составе две операционных на два стола.

В операционный блок также входят предоперационная, моечные комнаты, инструментальная, материальная, комнаты для персонала и душевая.

В штатном расписании операционного блока находятся:

– 47,25 ставок – операционных медицинских сестер;

– 43,75 ставок – операционных санитаров.

В операционном блоке выполняются оперативные вмешательства, соответствующие профилю отделений таких как:

– нейрохирургическое,

– нейроспинальное,

– травматологическое,

– ожоговое,

– микрохирургия кисти,

– ортопедическое,

– центр эндопротезирования,

Основные показатели работы операционного блока приведены в таблице 1 и рисунках 1,2,3,4.
Таблица 1. Основные показатели работы операционного блока за 2001–2003 гг.




Рис. 1. Количество поступивших пациентов в стационар за 2001-2003 гг.


Рис. 2. Количество проведенных операций за 2001-2003 гг.






Рис. 3. Показатели оперативной активности за 2001-2003 гг.


Рис. 4. Количество плановых операций за 2001-2003 гг.
Из приведенных данных видно ежегодное возрастание количества поступивших в стационар больных, количества выполненных плановых и экстренных оперативных вмешательств и возрастание оперативной активности. В связи с выполнением различных специализированных по профилю отделений операций соответственно осуществляется закрепление операционных медицинских сестер за определёнными операционными.

В соответствии с должностными инструкциями операционной сестры операционного блока процессе работы операционные медицинские сестры:

-                     обеспечивают своевременную заготовку перевязочного материала, операционного белья и шовного материала;

-                     комплектуют медицинский инструментарий в соответствии с видом операции;

-                     проводят стерилизацию шовного и перевязочного материала, операционного белья и необходимого для оперативного вмешательства медицинского инструментария;

-                     следят за сохранностью медицинского оборудования, аппаратуры и инструментария операционного блока;

-                     контролируют качество всех видов уборок проводимых в операционном блоке младшим медицинским персоналом;

-                     осуществляют соблюдение всеми участниками операции правил асептики и антисептики в операционном блоке.

Таким образом, из приведенного перечня должностных инструкций и штатного расписания операционного блока видно, что ведение сестринского процесса ими не предусмотрено.

С 1 января 2003 года на базе операционного блока в порядке клинического эксперимента был введён сестринский процесс.

Этапами введения сестринского процесса в операционном блоке явились:

1.     Разработка и утверждение нормативно-правовой документации;

2.     Изменение штатной структуры сестринского персонала операционного блока;

3.     Непосредственное осуществление сестринского процесса;

4.     Оценка клинико-экономической эффективности.

Нормативно-правовой основой осуществления сестринского процесса в операционном блоке явились «Положение о сестринском процессе операционного блока» и «Положение о медицинской сестре-координаторе операционного блока».

С целью организации и практической реализации в штаты операционного блока была введена должность медицинской сестры-координатора.

Для сравнения клинической и экономической эффективности внедрения сестринского процесса в условиях операционного блока многопрофильной больницы проведено сравнение показателей работы операционного блока за 2001–2002 г. и за период введения сестринского процесса с 1 января 2003 г.

Критериями оценки эффективности внедрения сестринского процесса служили:

1.                 Количество гнойно-септических осложнений;

2.                 Результаты проверки инфекционной безопасности операционного блока;

3.                 Показатели экономии рабочего времени при проведении суточного хронометрирования работы старшей операционной медицинской сестры;

4.                 Опрос больных хирургических отделений;

5.                 Проверка фактов отмены оперативных вмешательств вследствие неподготовленности сестринским персоналом отделений больного к предстоящему оперативному вмешательству.
2.2 Медицинская сестра-координатор операционного блока как организатор сестринского процесса
В последнее время большое значение в организации сестринского процесса в лечебно-профилактических учреждениях придаётся медицинской сестре-координатору как непосредственному его организатору.

В повседневной работе операционные сестры общаются только с лечащим врачом, а не с их пациентами. Они не видят больных до операции, а только знают из операционного списка общие данные (Ф.И.О., возраст, № палаты) и врачебный диагноз. После оперативного вмешательства операционная сестра теряет связь с пациентом уже на этапе транспортировки его в палату. Фактически операционная медицинская сестра, неся ответственность за возникновение гнойно-септических послеоперационных осложнений не участвует в контроле за качеством подготовки пациента и операционного поля на предоперационном этапе. Это так же не позволяет учитывать технические особенности подготовки к операции, исходя из индивидуальных особенностей пациента и предстоящей операции.

Введение сестринского процесса в работу операционного блока позволяет устранить эти недостатки.

Наличие многопрофильности работы операционного блока, необходимость введения сестринского процесса в его работу потребовал введение в штат сестринского персонала операционного блока медицинской сестры-координатора. В связи с этим было разработано и утверждено администрацией больницы «Положение о медицинской сестре – координаторе операционного блока».

Анализ штатного расписания операционного блока показывает, что наличие в среднем 4 операционных медицинских сестёр на 1 операционный стол (2 дневных операционных медицинских сестры на 1 операционный стол) позволяет выделить медицинскую сестру-координатора из числа уже имеющихся штатных медицинских сестёр операционного блока без введения дополнительной штатной единицы.

Целью работы медицинской сестры – координатора являлась организация работы сестринского персонала операционного блока и координация взаимодействия медицинского персонала (врачебного и сестринского) в рамках осуществления сестринского процесса. Она является фактически заместителем старшей операционной сестры по осуществлению сестринского процесса.

Деятельность медицинской сестры – координатора операционного блока осуществлялась на основе разработанного и утверждённого администрацией больницы «Положения о медицинской сестре – координаторе операционного блока»

В соответствии с Положением на должность медицинской сестры – координатора операционного блока назначалась наиболее опытная операционная медицинская сестра со стажем работы не менее 10 лет, имеющая первую или высшую квалификационную категорию, пользующаяся авторитетом среди медицинского персонала и обладающая организаторскими способностями.

Медицинская сестра-координатор утверждалась главным врачом больницы по представлению старшей операционной медицинской сестры и заместителя главного врача по лечебной работе.

В обязанности медицинской сестры – координатора операционного блока входило:

1.                 Ежедневное получение списка пациентов, назначенных на операцию, и обеспечение очередности проведения операций;

2.                 Знакомство с пациентами, запланированными на операции;

3.                 Проверка подготовки пациентов к операции;

4.                 Консультация операционных медицинских сестер по ведению карты периоперативного процесса;

5.                 Осуществление связи со службами и должностными лицами из числа медицинского персонала внутри операционного блока и вне его;

6.                 Координация взаимодействия сестринского персонала операционного блока с сестринским и врачебным персоналом отделений больницы;

7.                 Обеспечение сопровождение пациента в отделение из операционного блока и преемственность в осуществлении сестринского наблюдения за ним;

8.                 Совместное со старшей операционной медицинской сестрой ведение необходимой учётно-отчетной документации;

9.                 Обобщение и анализ осуществления сестринского процесса в операционном блоке;

10.            Внесение предложений по организации сестринского процесса и его улучшению, разработка необходимых документов (инструкций, положений, указаний и т.д.);

11.            Проведение обучения сестринского персонала по осуществлению сестринского процесса;

12.            Участие в проведении внутрибольничных конференций старших медицинских сестёр.

Таким образом, выделение должности медицинской сестры-координатора в операционном блоке не повлекло дополнительных финансовых расходов и увеличения нагрузки на медицинский персонал операционного блока с чёткой регламентацией её обязанностей утверждённым Положением.
2.3            
Периоперативный процесс – как единый процесс активного ведения пациента в сестринском процессе
Любая операция – стрессовое состояние, является ли это большим хирургическим вмешательством, или небольшой операцией.

Поступая, в стационар на оперативное лечение пациент испытывает стресс: он ограничен в свободе, в привычках, в общении, тревожится за исход операции. Он так же ощущает острую потребность в человеке, способном позаботиться о нем, решить его проблемы. Конечно, палатные медсестры, готовят пациента к операции, ухаживают за ним в послеоперационном периоде, но чаще всего это лишь исполнение распоряжений и назначений врача.

Реализация сестринского процесса повышает роль и ответственность медицинской сестры в осуществлении периоперативного процесса, как единого процесса активного ведения пациента.

Периоперативный процесс включает в себя три периода:

1.                 Предоперационный – начинается с беседы с пациентом в отделении и заканчивается оценкой его состояния в операционном блоке;

2.                 Интраоперационный период – охватывает промежуток времени с момента перемещения пациента на операционный стол и до перевода его в реанимационное отделение или отделение по профилю;

3.                 Послеоперационный период – время с момента помещения пациента в реанимационное отделение или отделение по профилю.

Знакомство пациента с операционной медицинской сестрой начиналось накануне оперативного вмешательства, осведомленность об условиях, в которые он попадает, и положительно влияла на его психологический настрой, что не могло не сказаться на результате операции. Предоперационная беседа пациента с операционной сестрой способствовала достижению доверия между ними, так как именно она руководила процессом подготовки операционной, аппаратуры и многого другого, следила за соблюдением асептики и антисептики операционной бригады.

Операционные, сестры уже в предоперационном периоде, используя выработанную нами карту периоперативного процесса, проводили обследование пациента, выявляли проблемы и решали их на протяжении всего периоперативного процесса совместно с другими медсестрами отделения, врачами и вспомогательными службами.

Операционные сёстры при осуществлении периоперативного процесса оценивали физиологический и эмоциональный статус пациента, степень подготовки его к операции, давали рекомендации палатным сестрам, общались с пациентом накануне оперативного вмешательства.

Операционная медицинская сестра несла как моральную, так и юридическую ответственность за пациента, поскольку самостоятельно руководила принятием решений и действиями, связанными с его состоянием.

Знание диагноза, состояния пациента, сопутствующих заболеваний и плана предстоящей операции давало операционной медицинской сестре возможность подготовиться к вероятным экстремальным ситуациям возникающим, во время операции и помогало, хирургической бригаде в выборе правильных решений.

Предоставление пациенту информации о том, что будет иметь место в периоперативном процессе, помогало снизить его беспокойство. Демонстрация заботливого отношения к пациенту также повышало и чувство доверия к медицинскому персоналу.

Пациент видел участие в его лечении не только палатных и процедурных медсестер, но и операционных сестер. Это положительно сказывалось на эмоциональном состоянии пациента.

Операционная сестра накануне оперативного вмешательства планировала:

– количество и ассортимент расходных материалов,

– количество и соответствие хирургического инструментария,

– количество операционного белья и материала,

– наличие дополнительных приспособлений,

– наличие необходимой аппаратуры.

Эти данные она заносила в Перечень расходных материалов для проведения оперативного вмешательства.

Операционные сестры и в послеоперационном периоде продолжали контролировать состояние пациента, отмечая выявленные факты, и заносили их в карту периоперативного процесса.

Проблемами пациента выявленными в ходе сестринского обследования являлись:

– боли в области повреждения,

– отек,

– общая слабость,

– нарушение сна,

– беспокойство и страх перед предстоящей операцией (боязнь умереть во время операции)

– беспокойство по поводу своего заболевания,

– лихорадка,

– дефицит знаний о хирургическом вмешательстве,

– ограничение самообслуживания.

Выявленные проблемы пациента в предоперационном периоде формировались в сестринские диагнозы и расписывались в план сестринских вмешательств, например:

1. если сестринский диагноз формулировался как «боль в области повреждения», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий:

– максимальный покой,

– контроль применения обезболивающих средств,

– создание удобного положения.

2. если сестринский диагноз формулировался как «беспокойство и страх перед предстоящей операцией», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий:

-                     беседа с пациентом,

-                     контроль применения успокаивающих средств.

3. если сестринский диагноз формулировался как «ограничение самообслуживания», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий:

– помощь пациенту в транспортировке на операционный стол,

– контроль за укладкой пациента на операционном столе.

В интраоперационном периоде операционная медицинская сестра выявляла новые проблемы и формулировать новые сестринские диагнозы, например «нарушение целостности кожных покровов вне операционного разреза». В таком случае сестринский план включал:

– контроль за правильным расположением пациента на операционном столе,

– поддержание целостности кожных покровов (устранение чрезмерного давления фиксирующего ремня).

2. При формулировании сестринского диагноза «Риск развития кровотечения» сестринский план включал:

– контроль наличия анализов:

а) на группу крови,

б) на резус фактор,

в) на время свертывания крови,

г) на длительность кровотечения,

– проведение контроля совместимости крови донора и пациента (биологическая проба),

– комплектацию набора инструментов для остановки кровотечения и гемостатических средств,

– проверку диатермокоагуляционной электрохирургической аппаратуры.

Эти данные отражались медицинской сестрой в Карте периоперационного процесса и в Перечне расходных материалов.

В послеоперационный периоде операционная сестра контролировала состояние кожных покровов, наличие асептической повязки и гипсовой лангеты, устройства для активного дренирования ран.

Когда все запланированные в предоперационном и интраоперационном периодах мероприятия были выполнены, операционная медицинская сестра планировала новые мероприятия для решения выявленных проблем после операции. Например, при диагнозе «боль в послеоперационной ране» она осуществляла:

– максимальный покой,

– создание удобного положения,

– контроль за своевременностью применения и характером обезболивающих препаратов.

При постановке сестринского диагноза «Страх возникновения боли при перевязках», сестринские вмешательства включали:

– беседу с пациентом,

– контроль за обезболиванием при перевязке.

Оценка эффективности проводимых сестринских вмешательств в отделении оценивалась операционной сестрой по следующей схеме:


а) температура тела нормальная (повышена)

б) послеоперационные швы: – чистые

– сухие

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.