Введение. История создания журнала.
Первый номер ежемесячного научно-популярного журнала «Здоровье» министерства здравоохранения СССР появился в январе 1955 года в Государственном издательстве медицинской литературы. Его редактором стал С. В. Курашов
Одна из главнейших задач издания при его создании — стать «домашним врачом» читателей и приятным собеседником. «Журнал „Здоровье“ призван распространять знания в области общественной и личной профилактики заболеваний, гигиены труда и быта, физической культуры. Видное место на его страницах должны занять вопросы рационального питания, правильной организации режима дня, лучшего использования отдыха. «Мы надеемся, что журнал „Здоровье“ станет для населения нашей страны учителем и другом в самом важном деле — охране здоровья человека», — пишет М. Д. Ковригина, министр здравоохранения СССР в программной статье первого номера. Чтобы видеть, как издание справляется с поставленными задачами, редакция каждые двенадцать месяцев работы подводила итог своей деятельности. На последних двух страницах печатался отчет, из которого было видно, каким темам уделялось внимания больше, а каким меньше. Обозначив, таким образом, план действий, „Здоровье“ четко следует ему, не сходя с намеченного пути.
В данной работе мы постараемся дать аналитический обзор журналу «Здоровье» на современном этапе. Будут проанализированы рубрики и основные линии журнала, жанровая политика и стилистическая выдержка. Мы постараемся также дать комплексную оценку самому журналу с точки зрения потребителя, которая ни в коей мере, конечно, не претендует на объективность, и будет являться отражением авторской позиции по данному вопросу.
За основу анализа берутся номера журнала «Здоровье» за 2002 год, а именно, номера с марта по август.
1. Жанровая палитра журнала.
В связи с тем, что на страницах журнала «Здоровье» ставятся довольно-таки серьёзные проблемы, основным жанром была и остается статья. Практически 50% журнальных полос занято статьями. Пример, номер за июнь 2002 г. Вначале идет статья «Сплошная физиология», о различиях женской и мужской физиологий, далее статья «15 способов отличить мужчину от женщины», где в популярной форме (подчеркиваем, в популярной, не в научной!) рассказывается все о тех же физиологических различиях. Затем в разделе «Без рецепта» в статье «Перелет со всеми удобствами» рассказывается о том, как справится с «часовой путаницей» при смене часовых поясов.
В каждом номере „Здоровье“ пишет о матери и ребёнке. Начало данным публикациям положил Г. С. Сперанский в 1955 г. На настоящий момент в журнале существует рубрика «Семья», где освещаются вопросы, касающиеся воспитания и здоровья ребенка начиная с первых дней его жизни (рубрика «Грудничковый день»).
Журнал всегда сообщает о важнейших профилактических мерах против гриппа, ангины, простуды. Начиная с шестого номера 1955 г. и до сих пор читатели получают информацию о целебных растениях и их свойствах. Исключений здесь практически нет (рубрика «Без рецепта»).
Дискуссиям уделяется не меньше внимания, чем статьям, и это второй по распространенности жанр в журнале после статей. Однако достаточно мало места «занимают» аннотации на медицинские темы, такие как, например, в майском номере журнала «Гастрит дело семейное». По сравнению с предыдущими годами медицинские аннотации, можно сказать, исчезли из поля зрения редакторов.
Помимо «статей для народа», журнал публикует и серьёзные материалы, среди них, например, статья «Новое сердце из бедра» в майском номере, где рассказывается об уникальном методе, позволившем заменить трансплантацию сердца пересадкой стволовых клеток. В июньском номере опубликовано интервью с академиком Б. Петровским, который лечил многих «сильных мира сего».
В №1, 1963 года опубликовано первое письмо в редакцию. Читателей интересуют вопросы полового воспитания, решения проблем в молодой семье, способы избавления от алкогольной зависимости.
Необходимо отметить, что в журнале существует определенная системность, которая, впрочем, появилась только в этом году. Появились постоянные разделы, которые объединяют в себя рубрики и просто статьи, относящиеся к ним. Это разделы:
Тема номера;
Без рецепта;
Семья;
Консилиум;
Качество жизни;
В конце номера.
Часто «Здоровье» даёт разъяснения тем или иным понятиям, описывает меры предупреждения и профилактики различного вида недомоганий. Читатель узнаёт, как излечивается бессонница, раздражительность, стрессы и т.д. В последних номерах журнала такие советы занимают основное место. Написаны они, как правило, научно-популярным языком и просты для восприятия.
Журнал печатает материалы и рекламного характера. Основная их цель — привлечь внимание аудитории к частным больницам, а для этого перечисляются все их преимущества.
Очень популярен в журнале и жанр интервью, по-видимому, это связано с желанием привнести больше интерактивности, узнать как традиционные мнения врачей-специалистов, так и новые, отличающиеся от традиционных методы лечения и профилактики болезней.
2. Анализ рубрик журнала.
Как уже отмечалось, с начала 2002 г. журнал «Здоровье» претерпел значительные изменения в количестве и качестве оформления рубрик. Мы уже приводили все рубрики, существующие на настоящий момент в журнале. Теперь попытаемся дать их детальный анализ.
В рубрике «Тема номера», как правило, идет подборка статей, интервью, дискуссий на заданную тему. Освещаются как общечеловеческие аспекты проблемы, так и узкоспециальные, однако упор делается все же на первые. Так в августовском номере журнала тема номера – это море и все что с ним связано. Соответственно мы находим здесь статьи с названиями: «Найди свое море», «5 аргументов за то, чтобы искупаться», «Уходим под воду» и т.п. Даже названия подтверждают вывод, что так называемые «общечеловеческие» аспекты рубрика освещает более «охотно».
Очень много внимания уделяется физической подготовке, в связи с чем многочисленные статьи на эту тему были объединены в рубрику «Качество жизни». Например, в мартовском номере в статье/рубрике «Спросите тренера» опубликованы ответы спортивного врача В. А. Челнокова на вопросы читателей. Особенность этой рубрики в том, что все материалы написаны в форме заметки.
Вообще ответы на вопросы читателей все больше и больше становятся популярными в журнале. Каждая рубрика/раздел своего рода ответ на вопрос. Таким образом, посредством рубрик журнал ведет скрытый диалог со своей аудиторией.
Золотое правило – «Лечись под наблюдением врача». Не стоит ему изменять. Но следует посмотреть в глаза и другой истине: жизнь так складывается, что обращаемся к врачам мы редко, когда, что называется «припечет», а в основном превозмогаем недуги сами: то таблетку проглотим, то капли в нос закапаем, потрём, помассируем — глядишь, вроде и полегчало. Подобным образом лечились и раньше, но сегодня, когда в аптеках многочисленные лекарственные снадобья отпускаются без рецепта, можно и последнее здоровье подорвать, увлёкшись сомолечением. Чтобы подобного не случилось, журнал предлагает свою рубрику «Без рецепта».
С каждым годом «Здоровье» печатает всё больше рекламы и рекламных текстов. Так в мартовском номере за 2000 год подобные материалы следуют с интервалом в одну, две, в крайнем случае — три страницы. Рекламируют всё: от шикарных возможностей спортивных элитных клубов, до новинок косметики, не говоря уже о продуктах питания.
Главная особенность рубрики «Консилиум» в том, что она содержит материалы разнообразных жанров. Здесь встречаются как небольшие заметки и комментарии, так и проблемные материалы, и беседы за «круглым столом». Темы обсуждаемых проблем весьма разнообразны. Это и пластические операции, и вред и польза витаминов, и профилактика инсульта. Опять-таки особенностью изложения материала в данной рубрике в том, что он дается в виде советов, или так называемых «заметок». Все очень понятно и доступно.
Журнал уделяет внимание методам нетрадиционной медицины, он публикует много материалов врачей гомеопатов, заметок о системе йога. «Здоровье» пишет о детях из пробирки (кстати, первому ребёнку из пробирки сейчас уже 14 лет), о вопросах донорства и суррогатных матерях. Иногда появляются целые циклы материалов, которые на протяжении нескольких номеров разрабатывают серьёзные проблемы (например, о гепатите В). Все это в рубрике «Без рецепта».
Раздел «Семья» — единственный раздел, который дошел до нас без изменений с начала существования журнала. Связано это может быть с тем, что здоровье семьи тема слишком серьезная, поэтому основной материал статей этого раздела все же научный. Здесь описания детских болезней, советы (научные!) по их профилактике. Консультации сексолога — это постоянная рубрика данного раздела. Вопросы секса — это серьёзная проблема, но проблемного материала нет. В основном рубрика «Спроси сексолога» призвана развеять те или иные мифы и подвести под опровержения научные факты. Изложена научно-популярным языком. 3. Стилистика журнала.
Если анализировать характер материалов, то особое внимание журнал уделяет фактографическим (28,8 %), на втором месте — позитивный (24 %), на третьем — проблемный (23,8 %), а на четвертом — сбалансированный (18,4 %). На пятом месте — смешанный (16,8 %), на шестом — критический (7,2 %).
Героем материалов может быть как одушевленный предмет (человек, социум), так и неодушевленный (болезнь, органы тела, пища и т.д.).
Проанализировав заявленные номера мы выявили следующую закономерность: около четверти материалов были посвящены болезням (24,2 %). На втором месте материалы, посвященные детям (16,8 %). Третье место занимает человек в общем (12 %). Четвертое место отведено еде (7,2 %), пятое — косметике (7 %). А шестое — письма читателей, их письма (4,8 %).
Для выявления читательской аудитории журнал проводил анкетирование, в результате чего выяснил, что 2/3 читателей — люди не достигшие пенсионного возраста, около половины — молодые рабочие, колхозники, служащие, инженерно-технические работники, студенты. В настоящее время журнал читают люди в возрасте от 20 до 45 лет, по большей части те, кто выписывал его в советское время. Молодёжь до 20 лет журнал читает в том случае, если его выписывают родители. Пенсионерам же не хватает денег на подписку, поэтому лицезреть „Здоровье“ они могут либо в библиотеке, либо у знакомых, которые его получают. Письма в редакцию пишут по большей части молодые мамы. Это связано, естественно с тем, что, находясь в декретном отпуске и сталкиваясь реально с проблемами, они видят в журнале источник помощи. Иногда пишут дети, но это бывает крайне редко. В целом материалы журнала рассчитаны на молодого читателя и на читателя среднего возраста.
В различных бумагах предшествующих появлению журнала, он именовался как массовое издание, рассчитанное на население. Но редакция хотела обращаться не к населению вообще, а к человеку в частности, чтобы каждый читатель мог сказать: «Это мой журнал». Поэтому большинство материалов – это диалог. Диалог специалиста, можно сказать личного консультанта с читателем.
В основном стиль журнала выдержан. Это научно-популярное изложение материала по заданной проблеме, хотя иногда оно скатывается до «просто популярного изложения» и никогда до научного, что было характерно для издания в первые годы его существования. Много материалов «глянцевого» характера и, похоже, что и сам журнал скоро попадет в категорию «глянцевых». Связано это, наверное, с изменением маркетинговых стратегий или с интересом к проблемам здоровья все большего количества людей, поэтому и материал подается в общедоступной форме.
Заключение.
Проанализировав шесть номеров журнала, мы пришли к выводу (впрочем, не оригинальному), что журнал ставит своей целью воспитать внимательное и бережливое отношение к здоровью, оградить человека от мнительности, от чрезмерных, а потому и вредных опасений, предостеречь от пагубных последствий самолечения. По настоящему здоров тот, кому свойственно светлое, оптимистическое мироощущение и доброжелательное отношение к окружающим — это немаловажные слагаемые здоровья.
Что касается собственной оценки журналу «Здоровье», то она достаточно не однозначна. С одной стороны популярность журнала – это лучший критерий оценки издания, с другой, тематика, заявленная в самом начале существования журнала, похоже, ушла в небытие. Все больше внимания уделяется нетрадиционным способам лечения и профилактики, в то время как традиционные советы уходят на второй и третий план. И это несмотря на то, что в выходных данных журнала печатается своего рода слоган: «»Здоровье" предупреждает: лечение любыми препаратами допустимо только после консультации с врачом!»
В целом журнал сохраняет единую стилистическую направленность и системность. Постоянство рубрик и тем, затрагиваемых в нем, привлекает читателя и аналитика возможностью постоянно находится в «курсе дел» и задавать интересующие вопросы. «Здоровье» – это один из немногих журналов, сохранивших себя и свое лицо после стольких лет существования, и даже при разных режимах оставался нужным и востребованным своим читателем.