Реферат по предмету "Социология"


Социология и возможности Internet

Введение
Современныекомпьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструментв научной деятельности. Но с появлением Интернета, к которому во всем миреподключено более 100 млн., компьютер стал необходимым атрибутом современногоисследования. Именно в период преобразования системы общественных отношений вРоссии, становления нового информационного порядка у российских ученыхпоявилась возможность заглянуть во всемирную электронную сеть — Интернет — иознакомиться с ее ресурсами.
Авскоре очень остро встала проблема наполнения российских структур Интернетасерьезной научной информацией по всем направлениям, в частности — посоциологии.
Развитие социологиинемыслимо без взаимодействия исследователей и обмена научной информацией.Сегодня глобальная компьютерная сеть Интернет предоставляет возможность непосредственного,практически ежедневного профессионального общения между исследователями,обращения к научной информации и обмена информацией. Информационные сети икомпьютерное взаимодействие, конечно, не могут заменить непосредственного«живого» общения ученых, но могут значительно способствоватьповышению его эффективности.
Изучение и обладаниенавыками использования Интернет ресурсами актуально для социолога в наши дни. Впоследние годы достоинства новых информационных технологий все активнее используютсяпри организации и проведении социологических исследований. Появиласьвозможность компьютеризации практически всех этапов исследования, начиная ссоставления программы исследования и заканчивая формированием выходногодокумента, что позволяет значительно облегчить труд исследователя. Новыеинформационные технологии освобождают социолога от рутинных элементов в работе,сокращают затраты на организацию исследования, обработку и анализ данных.
В данной контрольнойработе рассмотрены особенности использования Интернет в проведениисоциологических опросов и исследований, разновидности, возможности, а такжетехника сбора информации с помощью Интернет-ресурсов. Уделено внимание наизучение преимуществ и достоинств Интернет-опросов перед обычными «полевыми» условиямисбора информации. Но в тоже время, рассмотрены основные недостатки Интернет-технологийи причины, не позволяющие до конца и с полной уверенностью доверять этомуметоду сбора социологической информации.

Интернет какисточник информации.
С технической точкизрения, Интернет — это объединение компьютерных сетей, работающих по самымразнообразным протоколам, связывающих всевозможные типы компьютеров, физическипередающих данные по телефонным проводам, оптическому волокну, через спутники ирадиомодемы. Слово Интернет появилось еще в середине 70-х годов, когда былиразработаны стандарты передачи данных, позволяющие объединять между собойлокальные сети произвольной архитектуры. Эти стандарты впоследствии получилиназвание протокол TCP/IP и заложили основу для роста глобальной компьютернойсети путем объединения уже существующих сетей.[[1]]
Настоящий расцветИнтернета начался в 1992 году (тогда он объединял уже более миллионакомпьютеров), когда была изобретена новая служба World Wide Web (или WWW, илипросто веб). Web-это огромное информационное пространство, в которомпользователю доступны бесчисленные архивы документов, связанных между собойссылками. Такие документы принято называть гипертекстовыми, а ссылки — гиперссылками.Информация в WWW может быть представлена в виде текстов, графики, звука иливидеоизображения. До сегодняшнего дня WWW остается самым популярным сервисом,благодаря которому Интернет является источником информации, фантастическим посвоим объемам, и способен оказать большую информационную поддержку, в том числена стадии поиска базовой информации для разработки программы социологическогоисследования.
Результаты социологическихисследований, проводимых различными творческими коллективами, достаточно редкопубликуются в центральных научных изданиях. Основная масса результатов либопубликуется в местных изданиях, которые чаще всего недоступны широкой научнойобщественности, либо просто оседает в архивах исследователей. Интернетпредоставляет возможность легко и оперативно публиковать результаты научныхисследований в сети. Таким образом, Интернет выполняет функции не толькоэлектронной библиотеки, но и электронного издательства.
Для того чтобыопубликовать свои материалы в Интернете, необходимо выбрать сервер, на которомбудут располагаться материалы, и подготовить их к публикации. Сегоднясуществует достаточно большое количество серверов, которые предлагаютбесплатный хостинг (размещение страниц пользователей), самые популярныерусскоязычные хостинги: Narod.ru, Новая почта, Chat.ru, Boom.ru, Agava.ru.Кроме того, примерно 12% русскоязычных web-страничек сегодня размещаются намеждународных хостингах: virtualave.net, geocities.com, bizland.com,fortunecity.com, tripod.com.[[2]]
Новые возможности дляэмпирической социологии открывает использование Интернета как инструментаисследования. Мировая практика использования Интернета для проведениясоциологических опросов существует уже более десяти лет. В нашей стране такиеопросы еще не получили достаточно широкого распространения, прежде всего, попричине все еще небольшого размера интернет-аудитории.
Но по мере ростаинтернет-аудитории практика проведения интернет-опросов, скорее всего, будетразвиваться, так как такие опросы имеют ряд неоспоримых преимуществ надтрадиционными методами сбора первичной социологической информации.
Прежде всего, скоростьсбора информации через Интернет измеряется минутами, что несравнимо свременными затратами на проведение традиционного опроса. А при исследованиибыстро развивающихся социальных процессов временной фактор имеет очень большоезначение.
В русскоязычной частисети уже сегодня существуют сайты, специализирующиеся на опросахинтернет-аудитории. В качестве примера можно привести сайт «ГласРунета», который рассылает вопросы своим подписчикам по электронной почте,результаты опросов публикуются на сайте и рассылаются по почте.
Социологияи возможности Интернет.
К началу 2001 года врусскоязычной части Интернета количество сайтов, имеющих отношение ксоциологии, измерялось уже сотнями. Это сайты исследовательских организаций,учебных заведений, электронные социологические журналы, персональные страницы — они различаются как по объему, так и по качеству предоставляемой информации.Многие социологические ресурсы могут оказать неоценимую помощь как студентам,так и социологам в их профессиональной деятельности.
К концу 20-го столетияИнтернет и электронная почта все в большей степени стали использоватьсясоциологами для проведения массовых опросов. Сеть Интернет развиваетсяинтенсивными темпами, а количество пользователей сети с каждым годомувеличивается. Доступ к информации в Интернет постоянно расширяется и даетвозможность множеству людей ее получать в любое время, когда им это необходимо.
С помощью Интернет,возможно, проводить исследования общественного мнения специфических групплюдей, живущих в разных уголках земного шара. Интернет дает возможностьпроведения глобальных исследований по актуальным проблемам мирового сообщества.Собирается информация из разных стран, разных континентов, по всему миру.
Традиционные методыпроведения массовых опросов не позволяют респондентам получать обратную связьот исследователя сразу после ответа на вопросы. Человек затрачивает время,силы, отвечая на вопросы, его не интересует социологического исследование вцелом, а он испытывает потребности в анализе собственных ответов. В методикеИнтернет-опроса отсутствует прямой визуальный контакт социолога с респондентом,что способствует созданию совершенно иной коммуникативной ситуации, котораяпозволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренностиполучаемых ответов. Использование Интернета как инструмента исследованияоткрывает новые возможности для эмпирической социологии.
Мировая практикаиспользования Интернет для проведения социологических опросов существует ужеболее десяти лет. Интернет технологии в социологическом исследовании помогаютускорить сбор первичной социологической информации для исследованиябыстротекущих социальных процессов.
Использованиевозможностей Интернета российскими социологами в их профессиональной и научнойдеятельности может вестись по нескольким направлениям.
Сетьможет использоваться не только как эффективный источник необходимой информации,но и как уникальное средство профессионального общения, а ее возможностипозволяют трансформировать технологии социологических исследований.
Досих пор малоисследованной остается проблема применения информационных ителекоммуникационных технологий в гуманитарных науках. Они открывают новыетехники работы и для социологии. Особенно это актуально для эмпирическихисследований, где важно адекватно реагировать на требования реальности,пересматривая традиционные методы и подходы.
Бурноеразвитие Интернета кардинально меняет образ жизни миллионов людей. Электроннаясеть развивается быстрыми темпами, а количество ее пользователей с каждым годомувеличивается. Доступ к информации постоянно расширяется и дает возможностькаждому получать ее в любое время, когда это необходимо. Процесс информатизациидал импульс к открытости общественного устройства, действенности феноменаобщественного мнения. Возникло так называемое киберпространство, а в нем — комьюнитис- группы, сообщества людей, которых связывает некий общий интерес и которыеустановили прочные связи между собой благодаря Интернету. Это и новая формаобщественных отношений, и продукт новейших информационных технологий. ЧерезИнтернет происходит свободное, без всякого подавления, вовлечение личности вопосредованный коммуникативный процесс. По сути, Интернет вовлекает человека вновые формы существования и, в определенной мере, может формировать личность.Правда, виртуальные реальности могут быть использованы в целях манипулированиясознанием людей, поэтому этот процесс не должен оставаться бесконтрольным.
Развитиетехнологий использования киберпространства в научных целях и привлечение быстроформирующихся комьюнитис к исследованиям, возможно, в какой-то мерепредотвратят негативные социально-психологические последствия бурного развитияинформатизации общества. Анализируя темпы роста информационных ресурсовроссийского сектора Интернет, можно вполне оптимистически смотреть в егобудущее. Но решение многих вопросов остается за российским социологическимсообществом.
Интернет-опросы — новая техника работы.
Кконцу XX столетия Интернет и электронная почта все в большей степени сталииспользоваться социологами для проведения массовых опросов. Интернет даетсоциологам возможность проведения глобальных исследований по актуальнымпроблемам.
Собираетсяинформация из разных стран, разных континентов, по всему миру. Мировая практикапроведения таких опросов существует около десяти лет. Интернет-технологиипомогают ускорить сбор первичной социологической информации для исследованиястремительных социальных процессов. Становятся возможными персональныеинтервью, экспертные опросы, проведение виртуальных фокус-групп, черезИнтернет.
И всеже социологические исследования, организованные через Интернет, достаточноредки. Даже за рубежом такие исследования проводятся нечасто, хотя числопользователей Интернета значительно больше, чем в России.
В тоже время сетевые социологические исследования вызывают научный и практическийинтерес у социологов. Он обусловлен рядом преимуществ но сравнению страдиционными формами.
Преждевсего, исследования через Интернет позволяют сэкономить время, деньги,человеческие ресурсы, а также повысить качество собираемых данных. В условияхинформационного общества фактор экономии ресурсов в социологическомисследовании становится решающим. И уже сейчас в принятии решения по проведениюисследования в сети Интернет он достаточно значим.
Говоряо сборе качественной социологической информации от респондентов, необходимоотметить, что при проведении традиционных социологических опросов исследовательдовольно часто испытывает трудности в этом деле. Современный человек не находитничего привлекательного в том, чтобы отвлекаться от текущей работы (традиционноопросы проводятся в рабочее время), читать и отвечать на вопросысоциологической анкеты со стандартным текстом на нескольких страницах, тратитьна это личное время и интеллект и при этом не иметь возможности узнать хотя быпромежуточные результаты опроса (нет возможности получить обратную связь).
Благодаряинтернет-технологиям, существует возможность предоставления индивидуальнойобратной связи непосредственно после заполнения анкеты, что может стимулироватьреспондента к постоянному участию в интернет-опросах и формировать у негоположительный имидж такой формы социологических исследований, а также служитьфактором привлечения других респондентов. Традиционные методы проведениямассовых опросов не позволяют респондентам получать обратную связь от исследователясразу же после ответа на вопросы. Человек проделывает серьезную работу, отвечаяна вопросы, тратит на это время и силы, а взамен ничего не получает. Это усугубляетто обстоятельство, что респондент зачастую выступает в опросах как объектманипуляции со стороны исследователя. Проблематика обратной связи обычновыходит на первый план в кризисные моменты общественной жизни. Недостаточноевнимание к проблеме обратной связи исследования чревато искажением егорезультатов, а порой даже его «провалом» (из-за низкого процентавозврата анкет).
Интернет-технологиипозволяют легче и быстрее проводить пилотаж, и, следовательно, изменять анкету(вопросы). Интернет-опросы позволяют обеспечить высокую степень так называемой экологическойвалидности. Условия заполнения анкеты (интервьюирования) ближе к естественным,привычным для респондента условиям жизни. Особенно надо подчеркнуть, чточеловек, отвечая на вопросы в таком режиме, находится в комфортной для негоситуации. Это максимально приближает условия проведения исследования к полевым.Человек дает свои ответы на вопросы электронной анкеты, выбирая время, когдаему никто не мешает и нет стремления побыстрей отделаться от «приставучегоинтервьюера». В методике Интернет-опроса отсутствует прямой визуальныйконтакт социолога с респондентом, и это способствует созданию совершенно инойкоммуникативной ситуации, которая часто позволяет снизить психологическийдискомфорт и повысить уровень искренности ответов.
Винтернет-опросах в меньшей степени сказывается влияние интервьюера. Уреспондента не возникает ощущений принуждения, неловкости, стеснения,нервозности, часто наблюдающихся в ситуации, когда интервьюер, мотивируя кучастию в исследовании, невольно просит сделать одолжение, а человеку трудноотказать и невозможно как следует ответить.
Интернетрасполагает респондента к более откровенным ответам, что имеет большую ценностьв реализации исследований по острым и деликатным проблемам. В последние годыактуализировались «сенситивные» проблемы, такие как употребление ираспространение наркотиков, СПИД, аборты и использование средств контроля надрождаемостью, употребление алкоголя и здоровье, самоубийства и т.п. Исследоватьих становится все труднее, так как современный человек не приветствует«вторжение» социологов в свою индивидуальную практику и частнуюжизнь.
Изучениеотмеченных проблем требует большего обеспечения анонимности респондентов. Этогоне всегда удается достичь при проведении опросов традиционными методами.
«Открытость»респондентов позволяет получать не искаженные данные. Человек не стремитсядавать социально желаемые ответы, что часто наблюдается при непосредственномконтакте с интервьюером. В ответах на открытые вопросы по электронной почтереспонденты дают более подробные и развернутые ответы, чем в традиционномопросе «ручкой на бумаге». Об этом свидетельствуют результатызарубежных исследований интернет-опросов и интернет-тестинга.[3]
ИспользованиеИнтернета как инструмента исследования открывает новые возможности дляэмпирической социологии.
Вместес тем, есть много технических и методологических проблем в примененииинтернет-технологий для социологических исследований. Эти проблемы, преждевсего, связаны с тем, что доступ в Интернет имеет ограниченное число людей(особенно это важно для России), недостаточное для проведения глобальныхопросов. С другой стороны, некоторые особенности Интернета могут приводить кспецифическим проблемам, справиться с которыми программными средствами поканевозможно. Например, респондент может давать произвольные ответы на вопросы сцелью посмотреть, что из этого получится; велика вероятность намеренногоискажения информации о себе. Ответы, которые даются по Интернету, могут бытьвполне правдоподобными, и поэтому их сложно контролировать с помощьюпрограммного обеспечения. Это может привести к искажению результатовисследования, хотя следует заметить, что такие же негативные явления происходяти при традиционных методах опроса, особенно опосредованных (почтовый,телефонный опросы). Проблема заключается и в том, что некоторые респондентымогут принимать участие в исследовании неоднократно. Это особенно вероятно,если за участие в исследовании полагается материальное вознаграждение(например, так называемые электронные деньги).
Разновидность Интернет-опросов.
Технологииорганизации и проведения сетевых (online) исследований стремительноразвиваются. Первоначально online-опрос практически ничем не отличался отгруппового анкетирования, за исключением использования в его процедурекомпьютерной техники и электронных технологий. Сегодня возникают новые видыonline-техник. Прежде всего, это вызвано бурным развитием электроннойкоммерции, созданием розничными торговыми фирмами Web-узлов. Маркетинг приобрелновые возможности благодаря дешевизне, быстроте и интерактивности Сети.Web-страницы устроены таким образом, что их можно обновить за считанныесекунды. Зарубежные Web-маркетологи считают: чем быстрее информация дойдет допокупателя, тем скорее он примет решение о ее покупке. Этот вывод сделан наоснове соответствующих исследований, показавших, что многие пользователипосещают начальные страницы только для того, чтобы узнать о новой продукции.
Существуетсемь наиболее используемых телекоммуникационных технологий проведенияonline-исследований:
— рассылка анкет по электронной почте (E-mail-рассылка);
— размещение текстовых анкет в группах новостей (newgroups);
— интернет-форумы, телеконференции (Bulletin Boards);
— Web-страница (анкета в формате HTML);
— стандартный Web-опросник; самозагружающийся опросник;
— online-фокус-группы.[[4]]
Самыеранние социологические исследования проводились с помощью электронной почты.Электронная почта — один из самых старых, наиболее распространенных сервисовИнтернета. Она появилась задолго до сервиса WWW и имеется практически у всехпользователей Сети. Этот метод остается наиболее простым и универсальным.
Техникаисследования мало чем отличается от традиционной техники опросов с помощью карандашаи бумаги. Анкеты в виде текстов рассылаются респондентам в электронных письмах.Длина вопросника должна быть ограниченной, примерно в 20-25 вопросов. Длярассылки писем с текстами анкет (опросников) используются спиские-mail-адресов, которые формируются по-разному. Ранние e-mail-опросы не имелипрограмм автоматизированного накопления данных, поэтому исследователюприходилось вручную обрабатывать письма с заполненными анкетами. Современныее-mail-опросы более совершенны и позволяют с помощью специальных программпроводить обработку результатов полуавтоматически при получении заполненныханкет. Для повышения уровня собираемости анкет, которые начинают поступатьначиная с дня рассылки в течение трех дней, возможна повторная рассылкаписем-напоминаний (примерно через неделю). Как и в традиционном почтовомопросе, для контроля осуществляется несколько интерактивных проверок. Вe-mail-опросе нет возможности избежать вовлечения в исследование ненадежных(недобросовестных) респондентов. Во время заполнения анкеты респонденты могутменять свои ответы в любом пункте опросника или даже изменять формулировкувопроса.
Главноедостоинство e-mail-опросов — предельная простота, дешевизна и высокая скоростьсбора данных. Исследователь, не обладающий специальной компьютернойподготовкой, может разослать подготовленный им вопросник и проанализироватьполученные данные. При этом, поскольку анкета в еmail-onpoce ограничиваетсяплоским текстовым форматом, он не может отслеживать логику пропусков,случайность в ответах и осуществлять тщательную проверку ошибок. Списки длярассылки электронных анкет формируются из баз электронных адресов, которыесобираются исследовательскими и провайдерскими компаниями. В качестве примераможно назвать компанию «America OnLinc» — крупнейшего интернет-провайдерав США, услугами которого пользуются более 20 млн. человек. Для сохраненияконфиденциальности информации о респондентах рассылка делается силами подобнойкомпании. Адреса можно собрать с Web-сайтов, где посетители, как правило,оставляют их при регистрации, в списках newgroups, дискуссионных листах. Болееранние e-mail-опросы проводились с использованием базы данных e-mail-адресовспециализированных журналов. Например, в одном из крупных online-исследований,которое было предпринято по заказу компании «Henley Centre» вВеликобритании в 1995 г., списки e-mail-адресов приобретались в редакциижурнала «Internet» и включали как подписчиков этого журнала, так идругих лиц, которые взаимодействовали с журналом в текущем году.[[5]]У современных пользователей Интернета простые e-mail-опросы не вызывают особогоинтереса. Во время выяснения приоритетных методик online-исследований передучастием в очередном опросе респонденты поставили e-mail-опросы на последнееместо. Они объяснили, что слишком просто и скучно заполнять обычные текстовыеанкеты и отсылать их по e-mail. Это одна из причин того, что в современныхonline-исследованиях электронная почта используется, как правило, лишь длярассылки приглашений на участие в online-опросе.
Дляразмещения текстов анкет используются также группы новостей (newgroups). Такиегруппы создаются для обсуждения определенных тем и привлекают большие аудиториипользователей. Каждая группа имеет свой список участников, который можноиспользовать для составления выборочного списка. Анкета отсылается в видетекстового сообщения на сайт newgroup. Опрос респондентов происходитинтерактивно или автономно. Имея текстовую копию вопросника, респонденты могутпринять участие в исследовании, сделав необходимые отметки или набрав текстответа с помощью клавиатуры. Данные от респондентов поступают в виде текстов итребуют самостоятельной обработки. Для привлечения к опросу новых посетителейнеобходимо регулярно возобновлять рассылку анкеты (примерно 1 раз в неделю).Новые посетители чаще всего рассматривают только первые 50 рассылок и поэтомумогут не увидеть «ушедшую» в самый конец анкету. Перед рассылкойтекстов анкет основного опроса проводится опрос отобранных участников группыновостей для выяснения их основных характеристик. Эти данные, которыеисследователь получает предварительно, могут служить базой для формированиявыборки. При этом любой респондент может отказаться от участия в опросе, еслион заметил какие-либо признаки контроля за его «виртуальнымповедением». Существуют различные технические способы, помогающие защититьреспондентов от возможного «преследования». Демонстрируя их,исследователь может привлечь к опросу гораздо большее количество участников.
Опросыв newgroups редко бывают безупречными, хотя неизбежность их проведения вызванавескими причинами — существуют целевые группы, трудно достижимые дляисследования в реальности. Участники группы новостей, как правило, имеютопределенную, «редкую» ориентацию (например, анонимные алкоголики,торговцы наркотиками, сексуальные меньшинства и т.п.). Именно такие социальныегруппы могут быть гораздо легче обнаружены через Интернет. Далее многое зависитот социолога, его умения эффективно использовать Интернет в конкретнойисследовательской работе: выявления всех newgroups данной ориентации,обеспечения анонимности респондентов и т.д. Возможна рассылка электронных писемдля тех конкретных людей, которые пишут в группу новостей. В зависимости отпроблематики и условий исследования многие из таких респондентов проявляютготовность пойти навстречу исследователю. Существенный недостаток подобныхисследований – нет возможности отслеживать посетителей, которые читаливопросник, но не заполнили его.[[6]]
Технологияпроведения опросов в Интернет-форумах или телеконференциях относительно простаи не требует больших временных и финансовых затрат. Информация собирается напротяжении определенного промежутка времени. Для этого необходимо найтителеконференции с интересующей исследователя аудиторией. Целесообразно какое-товремя следить за дискуссиями отобранных телеконференций, затем принять активноеучастие в них. После этого можно поместить в телеконференции вопросы, накоторые исследователь ожидает получить ответы. Желательно размещать не весьопросник, а только его часть (ключевые вопросы). На полную анкету, котораярасположена на Web-сайте, дается ссылка. Респонденты, как правило, охотнеепринимают участие в таких опросах. При этом возможны определенные проблемы:искажение информации, неадекватное реагирование, незаполнение полного текстаанкеты.
Указаннаятехнология хороша в случае, когда для опроса привлекается группа экспертов.Чаще используются открытые вопросы, требующие самостоятельного ввода ответов.Респонденты охотно дают свои ответы и комментарии в телеконференциях. Онибывают полнее, чем при традиционном опросе.[[7]]
Болеепоздняя технология — сетевые страницы (Web-страницы). Это обычная текстоваяанкета, но в HTML-формате, которая размещается в WWW. Все вопросы такой анкетырасполагаются поочередно и принимают форму единой длинной страницы. Для еепросмотра и заполнения респондент постоянно «прокручивает» экранмонитора, находясь в определенном напряжении. «Плоская» Web-страницаможет содержать неограниченное число вопросов, на которые респондент отвечает спомощью мыши (отмечая выбранные ответы в закрытых вопросах) и клавиатуры (длянабора текста на открытые вопросы). Для построения таких анкет используетсяспециальный язык скриптов (GGI), с помощью которого данные считываются в базу имогут быть автоматически обработаны. В зависимости от инструкций в коде скриптаответы участников могут быть непосредственно записаны в базу данных илипересланы на определенный адрес электронной почты в реальном времени (возможнакомбинация обеих процедур). Преимущества Web-страниц могут превратиться внедостатки, т.к. их создание требует определенных технических навыков.Необходимые программы, которые могут упростить создание Web-страниц, появилисьсравнительно недавно.
Опроспри этом интерактивно не контролируется, поэтому сложно ограничивать времязаполнения анкеты и отслеживать количество исправлений в ответах. Для быстрых ипростых исследований (где не нужна комплексная обработка данных) Web-страницаоказывается очень эффективной. Примерно 80% всех опросных данных, собранныхчерез Интернет, появляются благодаря применению технологии Web-страниц.Большинство HTML-анкет размещены не сами по себе, а на тематических Web-сайтахи заполняются их посетителями без труда. Но возможность сделать выборку ицеленаправленно привлекать респондентов к участию в опросе при данной методикеминимальна. Исследователь вынужден просто ждать данных, которые будутпоявляться в результате случайного (и добровольного) заполнения анкетыпосетителями Web-сайта. Эта методика подходит для регистрации пользователей инеглубоких исследований (рейтинговых опросов, изучения эмоциональныхпредпочтений и т.д.).
Web-страницыактивно используются для маркетинговых опросов на сайтахкомпаний-производителей определенных товаров. Такие сайты, как правило, имеютсвою постоянную целевую аудиторию, у которой нет предубеждений в отношении сутивопросов анкеты и необходимости подачи ответов.
СтандартныйWeb-опросник — это программа, содержащая вопросник в HTML-формате, котораяразмещается в WWW. В ее основе — гипертекст и визуализация информации, сиспользованием элементов мультиносителя: картинок, графиков, звуков и т.п. Вэтом отличие от более ранних сред для online-опросов. Web-опросники имеютнекоторые уникальные преимущества: они могут быть сделаны с максимальнопривлекательными шрифтами и графикой. Характеристики гипертекста WWW обычнопредоставляют возможности для адекватной реакции, давая максимум пояснений дляреспондентов. Текущие версии Netscape и Internet Explorer являются самымипопулярными окнами просмотра WWW — они максимально удовлетворяют индивидуальныезапросы пользователей. Стандартный Web-опросник представляет собой программу,содержащую несколько Web-страниц, которые загружаются поочередно или вслучайном порядке. В любом случае, при запуске программы сначала появляетсястраница с аннотацией исследования и инструкцией к анкете. Затем, листаястраницы Web-опросника, респондент отвечает на вопросы, которые по одномувысвечиваются на экране монитора. При этом он видит только один вопрос, можетспокойно его прочесть и подумать над ответом, не отвлекаясь на предыдущие ипоследующие.
Чащевсего, кроме вопроса и вариантов ответов, на отдельной странице Web-опросникаразмещены счетчики времени, заполненных и незаполненных вопросов. Техническивремя ответа на один вопрос можно ограничить, а также заблокировать«пролистывание» вперед и назад всего опросника. На отдельной страницереспондент заполняет свои личные данные, а затем загружает весь массив ответовв базу для обработки. В случае отказа от ввода информации о личностиреспондента возможна задержка или частичная потеря ранее введенных ответов, иреспондент рискует потерять шанс на вознаграждение за участие в опросе, еслитаковое предусмотрено. С помощью высокотехнологичных и адаптационных программ,которые создают Web-опросники, исследователь может заранее устанавливатьстандарты более гибкого управления процессом изучения online-среды. Большимпреимуществом технологии Web-опросника является возможность создания болеесложных (структурированных) анкет. Но, с другой стороны, работа по этойтехнологии требует больше времени для того, чтобы запустить опрос, и достаточносложна для исследования с точки зрения технических навыков.
Далеконе каждый социолог умеет самостоятельно программировать и модифицироватьпрограммы. Разработкой программных пакетов для Web-опросников занимаютсяотдельные фирмы, которые затем осуществляют хостинг. Стоимость исследования,проводимого с применением технологии Web-опросника, значительно увеличиваетсяпо сравнению с e-mail и newgroups. Тем не менее, затраты окупают себя.
Ссылкина Web-опросники размещаются на тематических Web-сайтах. Особенно важно ихразмещение на сайтах специализированных исследовательских компаний. За рубежомтаких компаний очень много. Они привлекают тысячи пользователей к участию вonline-опросах на собственных сайтах.
Самозагружающийсяопросник — самыйсовременный метод online-обследования, который появился сравнительно недавно.Такие опросники загружаются из WWW и запускаются на заранее установленноепрограммное обеспечение, поддерживаемое исследователем. Это перемещаетпроцедуру обработки данных с Wеb-сервера на компьютер респондента.Предварительно загруженное программное обеспечение для опроса помогаетпрочитывать намного меньше файлов, чем при входе респондента в WWW. Респондент, таким образом, экономитденьги на использование интернет- ресурсов и меньше тратится на участие вопросе. Далее процедура заполнения анкеты осуществляется так же, как и впредыдущей технологии диалоговых исследований.
Online-фокус-группы- технология online-исследования, необходимая для сбора качественнойинформации. По сути, это online-интервью в реальном времени с несколькимиреспондентами одновременно. Люди через Интернет входят в сеанс дискуссии, обнаруживаютна экранах мониторов предлагаемые модератором вопросы и затем вводят своиответы с клавиатуры. В этих фокус-группах, как и в традиционных, логические иуправляющие механизмы осуществляются очень квалифицированным модератором,требования к которому в online-сеансах возрастают.
Работафокус-группы зачастую осложняется тем, что в дискуссии могут участвоватьпользователи с очень слабыми навыками компьютерного набора. Еще один недостаток- при индивидуальном подключении ни модератор, ни участники не могут ощутитькачество группового обсуждения. Фактически исследователь получает несколькоодновременно проходящих глубинных интервью.

Заключение
Несмотряна существующие в настоящее время ограничения, исследования в Интернете какновый метод привлекают и будут привлекать социологов удобствамиметодологической перспективностью. Сегодня число таких исследований оченьневелико, особенно в России.
Россиясущественно отстала от США и западных стран в применении интернет-технологийдля исследований. Отечественная социология делает лишь первые попыткииспользования Интернета в научно-исследовательских целях, особенно это касаетсяинтернет-опросов. Сбор и анализ социологической информации тормозятся нехваткойспециалистов, занимающихся изучением информационных сообществ, которые обладалибы как социологическими знаниями, так и владением новейшими информационнымитехнологиями. С другой стороны, низкая обеспеченность современнойвычислительной техникой, сложность и дороговизна подключения к Интернету, апорой просто неумение целенаправленно пользоваться ресурсами сети приводят ктому, что большинство социологов продолжают работать в рамках традиционныхметодов проведения социологических исследований. Проблемы информационногообщества всесторонне можно изучать только с использованием тех возможностей,которые нам дает Интернет, а он сам по себе — реальность информационногообщества.
Исследователи,осознающие неизбежность и необходимость повсеместного вхождения в нашудействительность Интернета и сами пользующиеся сетью в научных целях, вдальнейшем будут развивать методологию и практику применения интернет-опросовпо разным направлениям. И, вероятно, таким образом, изменится сама технологиясоциологического исследования.
Интернетсегодня нам представляется финальной точкой в достижениях глобализации, однакоисследователям феномена мировой Сети уже очевидно, что Интернет—это толькопервый шаг, во многом несовершенная и несущая в себе не только массувозможностей, но и непредвиденные ошибки и опасности. Интернет — перваяступенька к новым формам взаимодействия и коммуникации.
Подготавливаяданный материал, я сама обращалась к ресурсам Интернет. Несомненно, Интернет –это уникальная возможность быстрого и объективного сбора информации,особенность же заключается в том, чтобы уметь правильно ее использовать.По-моему мнению, в скором времени методика использования Интернет-опросов длясоциологических исследований станет основной, а техника их проведения дойдет досамого высокого уровня, в котором будут устранены все существующие на сегоднянедостатки.

Список литературы
1. РомановичН.А. Ситуация опроса глазами респондента // Социологические исследования. 2005.№ 2.
2. РомекВ., Сатин Д. Надежность тестов при тестировании в Интернете //Междисциплинарный семинар «Виртуальная коммуникация в сети Интернет»,www.virtual.ru/vculture/seminar/index.html
3.Социология от А до Я. Данные сайта www.glasnet.ru
4.Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // Маркетинг и маркетинговыеисследования в России. 2000. № 2.
5.Чураков А.Н. «Информационноеобщество» и эмпирическая социология //Социологические исследования. 2004.№ 1.
6. ШадринА… Переход к информационному обществу. www.ieie.nsc.ru:8101/parinov/arteml.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.