омскиймедицинскийколледж минздраварф
самостоятельнаяработа
На тему:«Анатомия ифизиологиякак науки, изучающиеструктуры ифункции человека»
Выполнила:
студенткагруппы Ф11(2)
ЕльмееваТ. А.
Проверилпреподаватель:
ПутинцевБ. А.
Омск- 2004
Анатомия
Анатомиячеловека –наука. Изучающаяформу и строениечеловеческогоорганизма всвязи с егофункциями, развитием ивлиянием условийсуществования.
Свое названиеона получилаот методаисследования– рассечение, или препарирования(греч. anatemno –рассекаю), которыйбыл сначалаединственным, а затем главнымв изучениистроения тела.На современномэтапе развитиянауки различаютанатомию:
систематическую, изучающую организм по системам (костная, мышечная, сердечнососудистая и т.п.);
топографическую, рассматривающую на основе уже известных фактов систематической анатомии пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела;
пластическую, которая объясняет внешние формы и пропорции тела;
возрастную, исследующую изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма;
сравнительную, изучающую структурные преобразования сходных органов у разных животных;
функциональную, рассматривающую структуры отдельных частей организма под углом зрения выполняемых ими функций.
В настоящеевремя в связис развитиеми успехамиэкспериментальнойфизиологиии патологиипоявилосьэкспериментальноенаправлениеи в анатомии– экспериментальнаяморфология, изучающаяструктурныеосновы адаптации(adaptatia — приспособление)человеческогоорганизма кизменяющимсяусловиям внешнейсреды (температурныеколебания, гипокинезия, гиподинамия, вибрация, невесомостьи т.д.).
В зависимостиот методаисследованияи уровня познаниясоставляющихструктур морфологияподразделяетсяна анатомия, гистологию, цитологию иэмбриологию.
Анатомия, как и другиеморфологическиенауки, относитсяк фундаментальнымнаукам, изучающимзакономерностистроения живойматерии наразличныхуровнях ееорганизации.Она вооружаетучащихся знаниямио строениичеловека –объекта ихбудущей практическойдеятельности.Раскрываясвоеобразиеструктурчеловеческоготела, анатомияразъясняетзначениеспецифическойприспособляемостик общественномутруду, котораяхарактеризуетчеловека и, следовательно, способствуетформированиюматериалистическогомировоззрения.
Вместе с теманатомия закладываетфундамент дляизучения другихмедико-биологическихи клиническихдисциплин: нормальнойи патологическойфизиологии, патологическойанатомии, хирургии, лечебной физическойкультуры, спортивноймедицины и т.д.Знание нормальногостроения ифункций органови систем необходимодля глубокогопониманияизменений, происходящихв организмебольного человека, что в свою очередьявляется основойдля успешнойборьбы за здоровьечеловека.
Физиология
Физиологияотносится кбиологическимдисциплинам.Она изучаетфункции живогоорганизма, физиологическихсистем, органов, клеток и отдельныхклеточныхструктур, атакже механизмырегуляции этихфункций. Физиологиярассматриваетфункции организмаво взаимнойсвязи и с учетомвоздействияна них фактороввнешней среды.Задача физиологиисостоит в том, чтобы понятьработу машинычеловеческогоорганизма, определитьзначение каждойего части, понять, как эти частисвязаны, какони взаимодействуюти каким образомиз их взаимодействияполучаетсяваловой результат– общая работаорганизма.
Физиологиятесно связанас дисциплинамиморфологическогопрофиля – анатомией, цитологией, цитологией.Без знанияморфологическогостроения клеток, тканей. Органови систем организманельзя глубокопонять их функцию, структура ифункция тесносвязаны междусобой, взаимнообуславливаютдруг друга.
Важнейшеезначение дляфизиологическойнауки имеютдостиженияфизики и химии, так как всеявления, происходящиев организме, связаны сматериальнымипроцессамии основаны назаконах этихнаук. Физиологияизучает качественныеособенности, отличающиеживую природуот неживой.Физиология также опираетсяна общую биологию, эволюционноеучение и эмбриологию.Это и понятно, так как дляизученияжизнедеятельностилюбого организманеобходимознать историюего развития.
Физиология– это экспериментальнаянаука. Онарасполагаетдвумя основнымиметодами –наблюдениеми экспериментом(опытом). Наблюдениепозволяетпроследитьза работой тогоили иного органа, например сокращениемсердца (какчасто оносокращается, какой отделсокращаетсяпервым и т.д.).Однако путемнаблюдениянельзя ответитьна вопросы, почему сердцесокращается, как регулируетсяего деятельность.Для этого необходимэксперимент.
Физиологическийэкспериментв зависимостиот целей и задачможет бытьострым и хроническим.Острые опытыимеют осуществляютсяв условияхвивисекции(живосечения)и позволяютизучить закороткий промежутоквремени какую-тофункцию. Острыеопыты имеютрад недостатков: наркоз, травма, кровопотерямогут извратитьнормальноетечение функцийорганизма.Вследствиеэтого острыйэкспериментпостепенноуступает местохроническому.Хроническийэкспериментпозволяет втечение длительноговремени изучатьфункции организмав условияхнормальноговзаимодействияего с окружающейсредой.
Физиологияи медицинанеотделимыдруг от друга.Для пониманиянарушений, которые происходятв патологии, необходимознать нормальноетечение жизненныхпроцессов.Знание физиологиинеобходимодля распознаваниязаболевания, выбора и проведенияправильноголечения, а такжедля разработкипрофилактическихмероприятий