Реферат по предмету "Медицина"


Анатомия, физиология и патология дыхательной системы детей

Министерство Образования Российской Федерации
Московский    Государственный  Открытый  Педагогический Университет
им. М.А.Шолохова
Реферат
на тему
Анатомия,физиология и патология дыхательной системы у детей
Студентки группы
СВАО-8
Садретдиновой Марины
Проверила:
ДружиловскаяО.В.
Москва 2005
Введение
         Одними  из важных наукв изучении человека является анатомияи физиология. Науки, изучающие строение тела и отдельных его органов, и жизненныепроцессы, протекающие в организме, иными словами, работу, или функции, какотдельных органов, так и всего организма в целом.
Преждечем беспомощный младенец станет взрослым человеком, пройдет много лет. В течениевсего этого времени ребенок растет  и развивается.Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного еговоспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, чтополезно для него, что вредно и какие меры следует принимать для укрепленияздоровья и поддержания нормального развития.
 
 
        
         —  PAGE 2-
1.Органыдыхания
Дыханием называется обмен газов между человеком иокружающей средой. У человека, как и у всех млекопитающих, этот обмен осуществляетсяспециальными органами дыхания — лёгкими. Через легкие организм получает кисло­родиз вдыхаемого воздуха и отдает в него углекислый газ. В этом нетрудноубедиться, если сравнить состав вдыхаемого, т. е. атмо­сферного, воздуха свыдыхаемым (Вдыхаем/Выдыхаем кислорода 21% / 16,4% и углекислого газа 0,03% /4,1%).
Прежде чем проникнуть в легкие, вдыхае­мый воздухпроходит в носовую полость, отделенную отполости рта перегородкой — спереди твердой (твердое нёбо), а сзади — мягкой (мягкое нёбо). У наружного края носовых отверстии находятся волоски,предохраняющие отпопадания в носпосторонних час­тиц. Сплошной перегородкой носовая полость разделена на двеполовины- левую и правую. Пройдя носовуюполость, вдыхаемый воздух попадает в носоглотку. Нижняя ее часть (глотка) переходит в две трубки:перед­нюю— дыхательную, заднюю— пищеварительную. Верхняя часть дыхательнойтрубки называется гортанью. Вее стенках имеется несколько подвижно соединенных между собой хрящей. Самыйбольшой из них— щитовидный хрящ— сильно выступает на передней поверхностигортани; его нетрудно прощупать у себя на шее. С передней стороны гортани, вышещитовидного хряща, находится надгортанник, прикрывающий вход в гортаньво время глотания пищи. Внутри гортани имеются голосовые связки—две складки слизистой оболочки, идущиеспереди назад.  Ну а дальше воздухпоступает по бронхам в легкие.
 
2.Дыхательные движения
Кровь, прите­кающая к легким, богата углекислотой, нобедна кислородом, а в воздухе легочных пузырьков, наоборот, мало углекислоты имного кислорода. По закону диффузии через стенки легочных капилля­ровуглекислота устремляется из крови в легкие, а кислород— из легких в кровь.                  Этот процесс можетпроисходить лишь при усло­вии вентиляции легких, что и осуществляется путемдыхательных движений, т. е. попеременного увеличения и уменьшения объемагрудной клетки. Когда объем грудной клетки увеличивается, лег­киерастягиваются, и в них устремляется наружный воздух, подобно тому, как онустремляется в кузнечный раздувательный мех во вре­мя его растягивания. Приуменьшении объема грудной полос­ти легкие сжимаются, а избыток находящегося вних воздуха выхо­дит наружу. Попеременное увеличение и уменьшение объема груд­нойполости заставляет воздух то входить в легкие, то выходить из них. Груднаяполость может увеличиваться как в длину (сверху вниз), так и в ширину (поокружности).
         —  PAGE 3-  
Увеличениев длину про­исходит благодаря сокращению грудобрюшной преграды, или диафрагмы.Эта мышца, сокращаясь, тянет купол диафрагмы кни­зу и делает его более плоским.Объем грудной полости зависит от положения не только диа­фрагмы, но и ребер.Ребра отходят от позвоночника в косом на­правлении сверху вниз, направляясьсначала в сторону, а затем вперед. Они соединены с позвонками подвижно и присокращении соответствующих мышц могут подниматься и опускаться. Подни­маясь,они тянут грудину вверх, увеличивая окружность грудной клетки, а, опускаясь,уменьшают ее. Объем грудной полости меняется под влиянием работы мышц. Наружныемежреберные, поднимая грудную клетку, увеличивают объем грудной полости. Это— вдыхательные мышцы. К ним жеотносится диафрагма. Другие, а именно внутренние межреберные мышцы и брюшныемышцы, опускают ребра. Это— выдыхатель­ныемышцы.
2.1 Покойное и глубокое дыхание.
Когда человек спокойно лежит или сидит, во время вдохасокращаются диафрагма и вдыхательные межреберные мышцы. При этом диафрагмаоказывает неболь­шое давление на брюшные внутренности, а ребра поднимаются,натягивая хрящи, соединяющие их с грудиной. Как только пре­кращается сокращениевдыхательных мышц, натянувшиеся квер­ху реберные хрящи возвращаются в своенормальное положение, тем самым, опуская ребра, а диафрагма выпячивается вверхвслед­ствие давления со стороны брюшных органов. Таким образом, во времяпокойного дыхания мышцы сокращаются только при вдохе. Выдох происходит пассивнов результате расслабления мышц.
При глубоком дыхании вентиляция легких может увеличи­ватьсяв несколько раз путем усиления и вдоха, и выдоха. Глубо­кий вдох совершаетсяпри помощи не только уже упомянутых выше мышц, но и ряда дополнительных(например, мышц, идущих к реб­рам от лопаток и от плечевой кости, а такжешейных мышц). При глубоком выдохе диафрагма становится выпуклее, чем обычно, аребра сильно оттягиваются книзу. Это достигается сокращением межреберныхвыдыхательных мышц, а также дополнительных вы­дыхательных мышц, главным образомбрюшных, которые своим верхним концом прикреплены к нижнему краю груднойклетки. Сокращаясь, они тянут грудную клетку книзу и сдавливают по­лость живота(живот «подтягивается»), заставляя диафрагму силь­нее выпячиваться в груднуюполость.
         —  PAGE 4-  
2.2Жизненная емкость легких
Изменение объема грудной полости зависит от глубиныдыхания.
Припокойном вдохе объем увеличивается всего лишь на500 мл, а нередкои еще меньше. Уси­лением вдоха можно ввести в легкие1500—2000 лм дополнитель­ноговоздуха, а после покойного выдоха можно выдохнуть еще примерно1000—1500. мл резервного воздуха. Количество воздуха, которое человек можетвыдохнуть, после самого глубоко выдоха, называется жизненной емкостью легких. Онаскла­дывается из дыхательного воздуха,    т.е. того количества, котороевводится при покойном вдохе, дополнительного воздуха, и резерв­ного.
Для ее определения, предварительно вдохнув, как можнобольше воздуха, берут в рот мундштук и производят через трубку максимальныйвыдох. Стрелка спирометра показывает количество вы­дохнутого воздуха.
2.3 Регуляция дыхания
        
В продолговатом мозгу находится дыха­тельный центр — участок центральной нервной системы, при раз­рушениикоторого дыхание тотчас прекращается. От этого центра по нервным волокнам черезспинной мозг идут импульсы к дыха­тельным мышцам, причем в строго определенномпорядке возбуж­даются то вдыхательные, то выдыхательные мышцы. При покой­номдыхании, когда вдох совершается активно, а выдох— пассив­но, импульсы идут только к вдыхательным мышцам. Ритмическаяактивность вдыхательного и выдыхательного отделов дыхательного центраподдерживается центростремитель­ными импульсами, поступающими в него как слегких, так и с ды­хательных мышц. В легких находятся рецепторы, которыевозбуждаются и посы­лают импульсы в дыхательный центр при растяжении легочнойткани (иными словами, при вдохе). Рецепторы дыхательных мышц, чувствительные кизменению напряжения, тоже посылают импуль­сы, которые поочередно то возбуждаютвдыхательный и тормозят выдыхательный центр, то, наоборот, тормозятвдыхательный и воз­буждают выдыхательный центр. Таким образом, происходит реф­лекторнаясаморегуляция дыхательных движений: вдох вызывает выдох, а выдох, вызываетвдох. К саморегуляции дыхательной системы следует отнести защит­ные реакции,возникающие в ответ на раздражение слизистой обо­лочки дыхательных путей. Так,поднесение к носу ватки, смоченной нашатырным спиртом, раздражает окончанияобонятельного нерва, что вызывает рефлекторную остановку дыхания; при этомголосо­вая щель закрывается, и вредные вещества не могут проникнуть в органыдыхания. Более слабое,
         —  PAGE 5-
раздражениеслизистой оболочки носа вызывает чихание. Попадание раздражающих веществ наслизистую оболочку гортани, трахеи или бронхов вызывает реф­лекторный кашель.
Как при чихании, так и при кашле голосовая щель послепредварительного глубокого вдоха закрывается и выдыхательные мыш­цысокращаются, что ведет к сжатию находящегося в легких воз­духа; затем голосоваящель сразу широко раскрывается, и сжа­тый воздух с силой устремляется наружу.При чихании он прохо­дит через нос, а при кашле через рот. Приспособлениечастоты и силы дыхательных движений к по­требностям организма происходит в основномкак реакция на изме­нение содержания в крови кислорода и углекислоты. Приусилен­ной физической работе в крови накопляется углекислота, котораявозбуждает дыхательный центр, и в результате дыхательные дви­жения совершаютсячаще и глубже. Наоборот, при пониженном содержании углекислоты возбудимостьдыхательного центра уменьшается, и дыхание становится реже и слабее. Не меньшеезначение имеют импульсы, идущие с рецепторов, чувствительных к содержаниюкислорода. Они расположены в стенках кровенос­ных сосудов. Чем меньше в кровикислорода, тем больше импуль­сов поступает в дыхательный центр, что ведет крефлекторному учащению и усилению дыхательных движений.
3.Развитие органов дыхания
3.1 Становление легочного дыхания у новорожденного
Уже к концу 5-го месяца внутриутробного развитиястановятся замет­ными слабые дыхательные движения грудной клетки—сначала редкие, а позднее более частые— до30—40в минуту. Как извест­но, плод окружен околоплодной жидкостью. Иными словами, онразвивается не в воздушной, а в водной среде. Поэтому при совер­шаемых плодомдыхательных движениях незначительное количество околоплодной жидкости то входитв легкие, то выходит из них. Значение этих движений заключается, во-первых, всвоеобраз­ной предварительной тренировке, весьма необходимой для выпол­нениялегкими дыхательной функции с первых минут после рожде­ния, а во-вторых, воблегчении притока крови к сердцу: во время вдоха в грудной полости создаетсяотрицательное давление, под влиянием которого тонкие стенки предсердий и подходящихк ним крупных вен растягиваются и сильнее наполняются кровью.
У новорожденного после перерезки пуповины прекращаетсяпо­ступление в организм кислорода и его освобождение от углекис­лоты. Закороткое время (от нескольких секунд до1минуты) со­держание в крови углекислоты резко повышается, а содержаниекислорода падает. Избыток
                                                        —  PAGE 6-
углекислотыповышает возбудимость дыхательного центра, а недостаток кислорода действует начув­ствительные к нему рецепторы, расположенные в стенках артерий, истимулирует рефлекторное сокращение вдыхательных мышц. В результате появляетсяпервый вдох новорожденного: воздух про­никает в легкие, растягивает их,заполняя часть легочных пузырь­ков. Растяжение легких, раздражая рецепторыблуждающего нер­ва, вызывает рефлекторное расслабление вдыхательных мышц исокращение выдыхательных. Так начинается легочное дыхание. Верный его признак— так называемый первый крик новорожденно­го,появляющийся в результате сотрясения голосовых связок во время выдоха.
        
3.2 Развитие органов дыхания в дошкольном возрасте
        
У новорожденного грудная клетка узкая, как бы сжатая сбоков. Купол диа­фрагмы стоит очень высоко, что объясняется давлением состороны брюшных органов, особенно печени. Высоко расположен и сильно выдается впереднижний край грудины. Книзу грудная клетка у взрослого сужена, а у новорожденного,наоборот, расширена.
         У грудных детей и взрослых дыхательныедвижения происхо­дят по-разному. У взрослых все ребра, особенно нижние, отходятот позвоночника в косом направлении книзу, причем верхний край грудинынаходится на уровне2—3-го позвонка, а еенижний край, к которому подходит 7-е ребро, на уровне9-го позвонка. У новорожденного нижний край грудины находится науровне6—7-го позвонка.
У взрослого наружные межреберные мышцы поднимаютребра, переводя их из косого положения в близкое к горизонтальному. При этомобъем грудной клетки увеличивается. У новорожденного положение реберсоответствует максимальному вдоху. Всякоеперемещение ребер вверх или вниз могло бы лишь уменьшить объем грудной клетки.Иными словами, сокращение межреберных мышц не может вызвать вдоха. Поэтому уноворожденных вдох осуществляется в основном сокращением диафрагмы, а частичносокра­щением шейных мышц, которые тянут вверх всю грудную клетку. При этомгрудина поднимается, и ее нижний конец сильнее выпячи­вается вперед. Врезультате во время вдоха воздух входит в основном в среднюю часть легких.
         Легкие новорожденного малоэластичны,относительно велики. Растяжение во время вдоха увеличивает их объем только на 11—15 мл.Чтобы удовле­творить весьма большую потребность организма в кислороде, ды­хательныедвижения новорожденного должны быть очень часты­ми. При покое их частотадостигает50—60 в минуту, а минутныйобъем дыхания превышает600 мл.При повышении потребности в кислороде во время крика
         —  PAGE 7-
илидвигательной активности объем дыхательных движений если и изменяется, то крайненезначитель­но, а потому увеличение минутного объема происходит за счет ихучащения до100—150 в минуту. Изменениячастоты дыхательных движений можно наблюдать не только при возбуждении ребенка,но и во время покоя. Нерегулярный ритм дыхательных движений характерен длявсего грудного возраста. Через8—10 днейпосле рождения объем легких несколько увеличивается. Рост легких про­исходит восновном за счет ветвления мелких бронхов и особенно образования новых легочныхпузырьков. К концу 1-го года вес лег­ких доходит до150г, а их объем до 250—280 мл. К этому же вре­мениокружность грудной клетки увеличивается почти в полтора ра­за: с30—34 до45—48см. Поперечный диаметр грудной клетки увеличивается сильнее, чемпереднезадний, и уже к
5—6 месяцам обадиаметра становятся равными, а к концу 1-го года поперечный диаметр примерно на6—8% больше переднезаднего.
Со второй половины 1-го года жизни заметно изменяетсяна­правление ребер, которые начинают отходить от позвоночника всё болеенаклонно. Соответственно опускается книзу и грудина. Если в первые месяцы жизниобъем грудной клетки изменяется почти исключительно засче-i сокращения диафрагмы, то к году в дыха­тельныхдвижениях начинают участвовать межреберные мышцы. Диафрагмальное дыханиепревращается в диафрагмальнореберное, при котором облегчается вентиляцияверхней части легких.
Дыхательныедвижения по мере роста грудной клетки и легких становятся более интенсивными именее частыми. Так, при покое в среднем у шестимесячного ребенка объемдыхательных движений около50 мл,а их частота— 40 в минуту; у годовалого— 70—80 мл при частоте35 в минуту. Значительно возрастает минутныйобъем воздуха: около2000 мл ушестимесячного ребенка и2600 мл уго­довалого. Уже у месячных детей при сильной двигательной актив­ности иликрике минутный объем может увеличиваться путем не только учащения дыхательныхдвижений, но и некоторого их уси­ления. В последующие месяцы способность кусилению дыхатель­ных движений становится все более выраженной.
Во второй поло­вине 1-го года жизни максимальный объемдыхательных движений вдвое больше, чем объем при покойном дыхании. Интенсивностьобмена газов между кровью и воздухом в ран­нем детском возрасте значительнониже, чем у взрослых. Так, у взрослых выдыхаемый воздух содержит16,4% кислорода и4,4% углекислого газа, а у годовалых детей—18% кислорода и2,4% углекислогогаза. Следовательно, в раннем детском возрасте кровь почти вдвое меньшепоглощает кислорода и отдает углекислоты. В основном это объясняется большойчастотой и малым объемом дыхательных движений.
После 1-го года жизни рост грудной клетки сначалазаметно замедляется, а затем снова увеличивается. Так, окружность груд­нойклетки
         —  PAGE 8-
увеличиваетсяза 2-й год жизни на2—3 см, за 3-й— примерно на2см, за    4-й—на1—2 см. В последующие два года ростокружности возрастает (за 5-й год на2—4 см,за 6-й на2— 5см), а за 7-й—снова снижается(1—2 см).
За тот же период жизни (от1 до7 лет) существенноменяется форма грудной клетки. Увеличивается наклон ребер, особенно ниж­них.Ребра тянут за собой грудину, которая не только растет в дли­ну, но иопускается книзу, причем уменьшается выпячивание ее нижнего конца. В связи сэтим окружность нижней части грудной клетки увеличивается несколько медленнее ик2—3 годам ста­новится такой же, как иокружность ее верхней части (при изме­рении под мышками).
В последующие годы верхняя окружность начинаетпревышать нижнюю (к7 годам примерно на2см). Одновременно изменяется соотношение переднезаднего и попе­речногодиаметров грудной клетки. За шесть лет (от1до7 лет) поперечный диаметрувеличивается на 3'/2 см и становится пример­но на15% больше переднезаднего, который за тот жесрок выра­стает меньше чем на2см.
Надолю легких к7 годам приходится почти3/4 объема груд­ной клетки,причем их вес достигает примерно350г, а объем— приблизительно500 мл.К этому же возрасту легочная ткань ста­новится почти столь же эластичной, как иу взрослого человека, что облегчает дыхательные движения, объем которых зашесть лет (с1 до7 лет) увеличивается в2—2,2раза, достигая140—170 мл.
Частота дыхания при покое в среднем снижается с35 в минуту у годовалого ребенка до31 в2года и38 в3 года. Небольшое сни­жение происходит и в последующие годы. В7 лет частота дыхания бывает всего22—24 в минуту. Минутный объем дыхания за тригода (от1 до4 лет) увеличивается почти в два раза.
4. Патология дыхательной системы
Ребенок может быть инфицирован внутриутробнопри наличии у матери заболеваний мочеполовой сферы, определенную роль играетгипоксия или асфиксия, патология дыхательной системы ребенка (ателектазы легкихи другие аномалии развития, заболевания других органов и систем.
Приинфицировании внутриутробно расстройства дыханиявыявляются уже в первые минуты жизни. Как правило, имеется асфиксия. Даже еслипервый вдох появляется в срок, то сразу же отмечают одышку, шумное дыхание,повышение температуры в течение первых 2-3 дней, нарастание явлений дыхательнойнедостаточности (бледность с сероватым оттенком, синюшность),вялость, срыгивания, мышечную слабость, снижение рефлексов, сердечную слабость,увеличение печени и селезенки, потерю
                                                        —  PAGE 9-
массытела. Наряду с этим выявляются признаки, характерные для конкретной инфекции. Вслучае инфицирования после родов заболевание начинается остро, с явленийнасморка, подъема температуры тела с дальнейшим развитием дыхательныхрасстройств. Хрипы, в отличие от предыдущих форм болезни, выслушиваются невсегда. В первые дни болезни дети беспокойны, возбуждены, срыгивают,  прибавляют в весе, в дальнейшем онистановятся бледными, вялыми, нарастает одышка, синюшность,учащение сердцебиения, приглушение тонов сердца. Симптомы и течение взависимости от возбудителя. При пневмониях, вызванных респираторно-синцшпиальнойинфекцией (вид вируса), часто встречается затруднение дыхания; приаденовирусной инфекции — конъюнктивит, насморк, влажный кашель, обильные хрипы;при гриппе — поражается нервная система. Прогноз зависит от тяжести состояния,наличия сопутствующих заболеваний. При адекватном лечении и отсутствии другойпатологии в течение 2-3 недель наступает улучшение состояния: уменьшаютсяпризнаки дыхательной недостаточности, восстанавливается аппетит, нормализуетсянервная система, но в некоторых случаях пневмония принимает затяжной характер.Наиболее часты такие осложнения, как отит, ателектазы легких (см. выше),развитие абсцессов (гнойных очагов), чаще в легких; скопление гноя и воздуха вгрудной клетке (пиопневмоторакс), расширение бронховс застоем в ни» мокроты и возникновением воспалительных процессов(бронхоэктазии). Включает тщательный уход за ребенком. Нельзя допускать егопереохлаждения и перегревания; следить за гигиеной кожи, часто менять положениетела, кормить только из рожка или через зонд. Прикладывать к груди разрешаюттолько при удовлетворительном состоянии, т.е. при исчезновении дыхательнойнедостаточности, интоксикации.
Обязательнопроводят антибиотикоте-рапию препаратами,действующими на разные группы микробной флоры (антибиотики широкого спектрадействия).
Назначаюттакже витаминотерапию (витамины С, Bi, 82, Вз, Вб, В15), горчичные и горячие обертывания 2 раза вдень, физиотерапию (СВЧ и электрофорез), переливания плазмы крови, применениеиммуноглобулинов.
Дети,переболевшие пневмонией, склонны к повторным заболеваниям, поэтому послевыписки следует проводить неоднократные курсы витаминотерапии, принимать биорегуляторы (экстракт элеутерококка, алоэ и др.) втечение 3-4 месяцев. Под диспансерным наблюдением ребенок находится в течение 1года.

         —  PAGE 10-
5.Значенияправильного дыхания
5.1 Ритмдыхания
         У детей дошкольного возраста дыха­ние,как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередованиевдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, топродолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а такжепри волнении частота дыха­тельных движений резко увеличивается. Лишь постепенноустанав­ливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ос­лабленнымздоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное инеправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и навсю жизнь, мешая про­дуктивности умственного и физического труда и ослабляяорганизм.
При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритмоб­легчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдохадыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многихдругих отделов мезга, а во время выдоха, на­оборот, возбудимость понижается вдыхательном центре и повы­шается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц исила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время вы­доха.Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и уси­ливается во времявыдоха. Этим объясняется, что человек на корот­кое время задерживает вдох,когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения,требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молото­бойца,гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хо­рошо слышимым
выдохом(«ух!»). Теперь понятно, почему работо­способность понижается и скореенаступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.
5.2 Носовое дыхание
Детей надо учить всегда, дышать через нос. Когдаребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормаль­ного ритма дыхания.Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щелиполости носа вдыхаемый воз­дух согревается, увлажняется и очищается от пыли имикробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруд­нено,например, при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов— разрастании лимфатических узлов, при­крывающих отверстия вносовую полость. Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: неред­корасстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, лег­ко возникаетутомление, появляются головные боли, а иногда за­держивается умственноеразвитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать еговрачу. При сильном разраста­нии
         —  PAGE 11-
аденоидових удаляют хирургическим путем, после чего состоя­ние ребенка значительноулучшается, физическое и умственное раз­витие быстро приходит к норме.
Заключение
         Каждый человек должен активнодобиваться, чтобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо сле­дить засостоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильногодыхания — это забота о развитии груд­ной клетки, что достигается соблюдениемправильной осанки, утрен­ней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычночеловек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.
Развитиюголосовых связок, гортани и легких ребенка способ­ствуют пение и декламация.Для правильной постановки голоса не­обходима свободная подвижность груднойклетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Неследует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях,а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнутьзаболевания голосовых связок, ды­хательных путей и легких. На состоянии органовдыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры.
         —  PAGE 12-
Список литературы
1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. -  «Анатомия, физиология и гигиена детейдошкольного возраста»     Просвещение,1969.
2. СапинМ.Р. и Брыксина З.Г.  -  «Анатомия и физиология детей иподростков»    Асадема2004
3. Покровский В.И.  - «Медицинская энциклопедия»  Москва   1992.
                                                       —  PAGE 13-
Содержание
Введение***************************************************  2стр.  
1.Органы дыхания****************************************** 3стр.
2.Дыхательные движения**********************************  3стр.
2.1 Покойное и глубокоедыхание ********************************  4стр
2.2 Жизненная емкость легких***********************************  5стр
2.3 Регуляция дыхания*****************************************  5стр
3.Развитие органов дыхания********************************  6стр
3.1 Становление легочного дыханияу новорожденного **************  6стр
3.2 Развитие органов дыханияв дошкольном возрасте *************** 7стр
4. Патологиядыхательной системы***********************    9стр
5.Значение правильного дыхания************************** 11стр
5.1 Ритм дыхания*********************************************  11стр
5.2 Носовое дыхание******************************************   11стр
Заключение  *********************************************** 12стр
 
Список литературы*******************************************  13стр


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы психоаналитической психодиагностики в психокоррекционной работе
Реферат 50 вопросов и 50 ответов из христианско-психотерапевтической практики. Зло в мире и зло в человеке
Реферат Brave New World Huxley Essay Research Paper
Реферат Binary Images In The Bronze Horseman Essay
Реферат Деловая коммуникация как фактор успешного функционирования организации
Реферат Qing Dynasty Essay Research Paper In 1644
Реферат Казка - жанр усної народної творчості. Творчість А. Барто
Реферат Фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский
Реферат Аудиовизуальная культура
Реферат Выбор и обоснование ценовой политики фирмы на примере сети Пятерочка
Реферат Decreasing Trends In Crime Essay Research Paper
Реферат New Breast Cancer Prevention Essay Research Paper
Реферат Производственная функция и технологическая результативность производства
Реферат How Low SelfEsteem Effects Anorexia Essay Research
Реферат Понятие и учет курсовых и суммовых разниц