Реферат по предмету "Математика"


Роль математики в развитии человечества

Не одной мнеизвестно, что математика очень важная наука, которая применяется во многих сферахнашей жизни: начиная от бытовых задач и заканчивая всевозможными делами,решающимися на работе. Но вот насколько она (математика) важна? В этом нампредстоит разобраться!
Благодаряматематическим знаниям и навыкам мы решаем не только арифметические задачи. Этонаука позволяет развивать гибкость ума, что нужно для принятия объективногорешения любой задачи. Эта не только задачи математического характера, но иразличные жизненные ситуации, требующие рассмотрения «под разными углами». Чтобыпонять, познать сущность проблемы, нужно рассмотреть ее со всех сторон, чтовозможно благодаря воображению.
Тяжелопредставить, но когда-то люди совсем не умели считать!
Фактыубедительно свидетельствуют о том, что счет возник раньше, чем названия чисел.Человек пользовался окружавшими его однотипными предметами: пальцы, камешки,узелки, нарисованные на стене черточки, зарубки на палках и на деревьях, кучкикамней и т.п. При возникновении языка слова связываются только с темипонятиями, которые уже существуют, т. е. распознаются. Слова «один»,«два» и, возможно, «три» появляются независимо от счета.Счисление (нумерация) — совокупность приёмов наименования и обозначения чисел.Когда счет становится распространенным и привычным делом, для наиболее частовстречающихся (т. е. небольших) групп стандартных предметов возникают исловесные обозначения.
С усложнениемхозяйственной деятельности людей понадобилось вести счет в более обширныхпределах, что потребовало создания более сложных счётных устройств. Эторазличные счёты (абак, соробан, суан-пан и т.п.) и позднее в средние векапоявляются механические счётные устройства: машина Паскаля, машина Лейбница,логарифмические линейки и т.п. Далее разрабатываются счётные устройства,которые могут работать под управлением программы — разносная и аналитическая машиныБэббиджа.
Итак, человек научилсявести счет, но и этот навык нужно было совершенствовать. Появлялись счетныеустройства и т.д. С течением времени у человечества возникают все новые и новыепотребности, для удовлетворения которых нужно что-то, еще не придуманное! Этоявляется толчком для совершенствования имеющегося и изобретения новшеств. Дляпримера возьмем технический прогресс. Чтобы на свет появился какой-то новыйаппарат, нужно много ученых, разработчиков. Среди них обязательно окажетсяматематик, потому что в этом, несомненно, есть нужда! Отсюда следуетнемаловажная роль математики в развитии окружающего нас мира и человечества вообще.
Развитие методоввычислительной математики и нарастание мощности компьютеров позволяют в нашидни выполнять точные расчеты в области динамики сложнейших живых и неживыхсистем с целью прогнозирования их поведения. Реальные успехи на этом путизависят от готовности математиков и программистов к работе с данными,полученными традиционными для естественных и гуманитарных наук способами:наблюдение, описание, опрос, эксперимент.
Известно, что математиканикогда не бывает одна, она всегда к чему-то прикладывается! Это говорит о том,что ни одна другая наука не может существовать без математики. Следовательно,если бы человечество не создало мира математики, то оно никогда не смогло быобладать НАУКОЙ!Положениематематики в современном мире далеко не то, каким оно было сто или даже толькосорок лет назад. Математика превратилась в повседневное орудие исследования вфизике, астрономии, биологии, инженерном деле, организации производства имногих других областях теоретической и прикладной деятельности. Многие крупныеврачи, экономисты и специалисты в области социальных исследований считают, чтодальнейший прогресс их дисциплин тесно связан с более широким и полнокровнымиспользованием математических методов, чем это было до настоящего времени. Незря греческие ученые говорили, что математика есть ключ ко всем наукам.Конечноже, вышесказанное еще раз доказывает то, как математика важна не просто сама посебе, а как в ней нуждаются другие науки, опираются на математические факты и, темсамым, помогают развиваться человечеству все дальше и дальше!Математикавсегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры,она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-техническогопрогресса и важной компонентой развития личности.Математикасодержит в себе черты волевой деятельности, умозрительного рассуждения истремления к эстетическому совершенству. Ее основные и взаимно противоположныеэлементы — логика и интуиция, анализ и конструкция, общность и конкретность.Мырассмотрели уже много причин, по которым математика считается даже не одной из,а самой важной наукой. Попробуем теперь привести еще ряд фактов, доказывающихэто. Они являются простыми, с ними сталкивается любой человек, причемежедневно.
1. Математикавстречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенныематематические навыки нужны каждому человеку.
Не правда ли,нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем(часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости,площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло кнам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающеммире.
Математика нужна детям дляформирования духовного облика, развития необходимых черт характера (терпения,трудолюбия). Девочка может учитывать то, что математика поможет ей быть хорошеймамой (помогать своим детям, вести с ними развивающую работу). Кому-то занятиеэтой наукой придает уверенности в себе, кто-то рад, что узнаетоб интересных людях (например, об Архимеде). Некоторым математика приятнакак наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии.
Математическиезнания и навыки необходимы практически во всех профессиях. Прежде всего,конечно, в тех, что связаны с естественными науками, техникой и экономикой.Математика является языком естествознания и техники и потому профессия естествоиспытателяи инженера требует серьезного овладения многими профессиональными сведениями,основанными на математике. Очень хорошо сказал об этом Галилей: ``Философия[речь идёт о натурфилософии, на нашем современном языке - о физике]написана в величественной книге, которая постоянно открыта вашему взору, нопонять её может лишь тот, кто сначала научится понимать её язык и толковатьзнаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики.'' Но ныненесомненна необходимость применения математических знаний и математическогомышления врачу, лингвисту, историку, и трудно оборвать этот список, настольковажно математическое образование для профессиональной деятельности в нашевремя. Следовательно, математика и математическое образование нужны для подготовкик будущей профессии. Для этого необходимы знания из алгебры, математическогоанализа, теории вероятности и статистики.
Ещё однойважнейшей причиной нужды человечества в математике является воспитание вчеловеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умениеправильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.Каждому надо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать,понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мыслии т. п., а с другой стороны — развить воображение и интуицию (пространственноепредставление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения и т.д.). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности. В1267 году знаменитый английский философ Роджер Бекон сказал: ``Кто не знаетматематики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружитьсвоего невежества."
Военная безопасность,экономическая и технологическая независимость страны зависят от математическойграмотности ее граждан, причем основной массы, а не элитной группы. Труднопереоценить важность математики, математической образованности и математическойкультуры в современном мире. Вся современная наука пронизана математическимиметодами и математическими идеями.
Плохоематематическое образование нарушает основные права гражданина, в частностиправо на свободный выбор профессии. Людьми, не знающими, что такоематематическое доказательство, математическое рассуждение, легко манипулируютбесстыдные политики, а также финансовые воротилы и криминальные авторитетычерез контролируемые ими СМИ. Математически необразованные люди готовы покорноследовать за любым лжепророком, с восторгом внимают бесноватым ясновидящим ималограмотным астрологам. Математически малограмотные руководители государств,крупных промышленных и финансовых корпораций, окруженные недостаточноматематически образованными советниками и консультантами, представляют сегодняогромную опасность для человечества. Они не способны системно мыслить, не могутпросчитать даже ближайшие последствия своих действий, которые все чаще и чащеприводят к военным конфликтам, экономическим кризисам, финансовым потрясениям,экологическим и гуманитарным катастрофам, очень быстро теряющим локальныйхарактер.
Математическоемоделирование должно стать обязательным этапом, предшествующим принятию любогоответственного решения. Достижения советско-российской математической науки иматематического образования общеизвестны и общепризнанны. Именно они сталиосновой многих реальных успехов России советского периода. Российскаяматематическая школа оказала серьезное влияние и на развитие мировой науки иобразования во второй половине ХХ века. Ее учеников можно встретить во всехсколько-нибудь крупных научных центрах планеты. Но сегодня мы с горечьюнаблюдаем значительное снижение математической образованности нашего общества,падение его математической культуры. Многочисленные так называемые инновацииразрушают традиции российского образования, предлагая в качестве ориентировхудшие западные образцы. Экономическая разруха, ставшая основным признакомпроисходящих в нашей стране реформ, отодвинула проблемы образования напоследнее место. В самой же системе образования в самом тяжелом положенииоказалась именно математика, как предмет, плохо соответствующий рыночнойидеологии. В последнее время идет постоянное сокращение часов на математическиепредметы, уменьшение и упрощение программ. Практически не издается современнаянаучная литература по математике, без которой невозможно воспитаниеспециалистов высшей квалификации. Продолжающаяся эмиграция и полуэмиграцияведущих ученых и преподавателей, а теперь и лучших учащихся значительноускоряют этот процесс распада.
Обеспокоенностьсостоянием математического образования в России выражают сегодня многиезарубежные ученые. Российское математическое образование было и все ещеостается образцом для всего мира, и его разрушение может стать началомразрушения математического образования всего цивилизованного человечества.
Математика — это феноменобщемировой культуры, в ней отражена история развития человеческой мысли.Разрушая математику, математическое образование, мы разрушаем общечеловеческуюкультуру, уничтожаем историю человечества. Всеобщая компьютеризация не тольконе уменьшила важность математического образования, но и, наоборот, поставилаперед ним новые задачи. Снижение уровня математической образованности иматематической культуры общества может превратить человека из хозяинакомпьютера в его прислугу и даже раба.
В процессепознания действительности математика играет все возрастающую роль. Сегодня неттакой области знаний, где в той или иной степени не использовались быматематические понятия и методы. Проблемы, решение которых раньше считалосьневозможным, успешно решаются благодаря применению математики, тем самымрасширяются возможности научного познания. Современная математика объединяетвесьма различные области знания в единую систему. Этот процесс синтеза наук,осуществляемый на лоне математизации, находит свое отражение и в динамикепонятийного аппарата. Чтобы человечество развивалось, причем развивалосьплодотворно, нужны не только «лучшие умы», но и свежие идеи. А для этогонеобходимы креативные люди с необычным мышление, широким кругозором, гибкимумом. Чтобы все это было в человеке, нужно чтобы он совершенствовал себя.Математика заставляет нас думать, анализировать. В процессе поиска информациидля приготовленного мною сообщения я нашла один интересный сайт. На нем людиразного возраста, образования, мировоззрения делились своими мнениями оматематике, а именно: оставляли свои голоса за и против математики, за любовьили ненависть по отношению к ней. Вот что написал один из участниковобсуждения: «В математике нет лжи. Все формулы и теоремы имеют строгоедоказательство. Математика развивает способность к логическому мышлению, чтопозволяет человеку жить интересно и никогда не скучать. Прочитал массуучебников по высшей математике. Благодаря изучению высшей математикиприобретается философский аналитический ум и способность к самостоятельномумышлению». Вывод из этого можно сделать такой: для развития цивилизациинеобходимо развитие человеческого интеллекта. Это возможно благодаря«философскому аналитическому уму и способности к самостоятельному мышлению»,что достигается в результате «разминки мозга».
Все мы хорошопонимаем важность физкультуры для полнокровной жизни каждого человека, важностьтренировки тела. Столь же необходима (вряд ли кто-то будет спорить) физкультурамозга, тренировка ума. И все мы знаем, сколь богатые возможности для этого даётматематика. (Не только она, тренируют мозг и занятия с компьютерами, и, скажем,изучение языков, но, как мне кажется, всё же лучше всего для этогоприспособлена именно математика.)

Литература и другиеисточники
1. История возникновения счета [Электронныйресурс] — Режим доступа: freecode.pspo.perm.ru/436/work/ss/ist_ch.html
2. Роль математика в медицине.[Электронный ресурс] — Режим доступа: www.sciam.ru/2006/8/knizhnoe.shtml
3. Математика в жизни общества[Электронный ресурс] — Режим доступа: revolution./mathematics/00082112_0.html
4. О некоторых проблемахматематического образования [Электронный ресурс] Режим доступа:www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=tikh_rcme5. Нужны ли школьникам уроки математики?Мысли об учебной мотивации школьников. [Электронный ресурс] — Режим доступа:www.researcher.ru/methodics/teor/a_150xjb.html
6. Основания математики как языкнауки. [Электронный ресурс] — Режим доступа:  http://www.situation.ru/app/rs/lib/pobisk/systema/main.htm
7. Заявлениегруппы математиков, членов Оргкомитета всероссийской конференции«Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков». [Электронный ресурс] — Режимдоступа: life.ng.ru/education/2000-02-11/4_homomatema.html
8. Матемизациянаучного знания как основание формирования общенаучных понятий. [Электронный ресурс] — Режим доступа: gnazim1.narod.ru/Matem1.htm
9. Про математику. [Электронныйресурс] — Режим доступа: www.lovehate.ru/Mathematics/2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.