8
Содержание
Введение
В современном мире уже нельзя представить себе жизнь без Интернета: мы работаем, общаемся и узнаем много нового через Интернет. По последним данным, в Рунете уже около 35 миллионов пользователей, а во всем мире уже более миллиарда.
Мировая политика более пристально теперь относится к сети Интернет, так как это элемент гражданского общества и международное средство связи. Согласно посланию Федеральному собранию Президента РФ Дмитрия Медведева от 5 ноября 2008 года, одной из генеральных линий политики является расширение и повсеместное распространение Интернета и цифрового телевидения как способов связи, неподконтрольных чиновникам. Общение через Всемирную Сеть должно стать основным каналом информации и гарантией соблюдения демократических свобод и Конституции в целом.
Расширение свободного пространства Интернета: проблемы и пути их решения
В частности, Дмитрий Медведев заявил: "Свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников "оставить в покое" СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как можно активнее расширять свободное пространство Интернета и цифрового телевидения. Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссиям в Интернете или цензурировать сразу тысячу каналов. Уверен, что названные мной меры будут способствовать повышению качества народного представительства, более полному учёту интересов людей. Укрепят доверие граждан к власти и солидарность общества".
Интернет, как саморегулирующаяся система, должен стать областью, где соблюдаются немногие неписаные законы поведения, в т. ч. этический кодекс цифровой эры.
В связи с этим автор статьи создал в 2006 году инициативную группу по разработке этического кодекса сети Интернет Inethics, которая призывает к сотрудничеству и диалогу все силы, которые заинтересованы в том, чтобы Сеть, оставаясь свободной для доступа, не перестала быть безопасной, и служила на благо людей, всех вместе и любого по отдельности, что невозможно без выработки внедрения в массовое сознание этики цифровой эры.
В Интернете существует ряд проблем этического характера: это нарушение авторских прав, наличие агрессивного, разрозненного и разнородного контента, детская зависимость от Интернета, вирусы в сети. Разрозненный контент - это когда пользователь заходит на веб-сайт одной тематики, а видит перед собой информацию или рекламу по противоположно диаметральной тематике. Это мешает не только посетителю в поиске информации, но и снижает репутацию веб-сайта и общее восприятие Интернета. В сети можно найти ряд примеров, когда пользователи перестают доверять известным сайтам, возмущаясь всплывающими рекламными окнами на весь экран, аморальной рекламой и неграмотно размещённой информацией. Сокращение числа пользователей не приносит пользы как веб-ресурсу, так и всему Интернету. Это является и важным с этической точки зрения. Если будет порядок на Интернет-ресурсах, всемирная глобальная сеть будет адекватно восприниматься всеми, кто заходит в Интернет, и вопросы этики в Интернете будут меньше волновать общественность.
Необходимы меры по сокращению разрозненного контента на веб-сайтах, иначе скоро Интернет будет восприниматься как жёлтая пресса. В частности, на сайте проекта Этического кодекса Интернета www.inethics.com предлагается ввести "горячую линию", на которую пользователи смогут посылать информацию о различных веб-сайтах с разрозненным контентом.
Тема нарушения авторских прав в Интернете является злободневной и как никогда актуальной. В сети распространились случаи сайтов-двойников, сайтов для повышения собственного рейтинга за счет чужих популярных материалов, "мусорные сайты" с разрозненным контентом, которые полностью копируют популярные материалы, но абсолютно не связаны с тематикой сайта.
Никто не собирается ограничивать пользователей, но действовать надо в рамках этических норм, которые есть в Интернете, не нарушая при этом законодательство и права авторов текста. Мы призываем специалистов по этой теме объединиться с целью создания Совета по авторскому праву в Интернете, а авторов текстов - к диалогу и совместному разрешению вопросов авторского права в Интернете. Как говорит одно из положений Этического кодекса, плагиат недопустим".
Блоги как инструмент политического общения
В связи с распространением интернет-технологий в современном мире сопряженным с сужением, формализацией традиционных каналов политической коммуникации, а в частности, СМИ, блоги становятся все более популярным и удобным средством коммуникации.
Интернет зачастую рассматривается в качестве одного из важных факторов глобализации, облегчающий доступ людей к информации и тем самым стирающего межрегиональные различия.
Важная функция и черта Интернета - отражение реального пространства в информационном, при этом мы можем констатировать существование страновых, языковых и даже региональных сегментов Интернета, существующих достаточно обособленно - в наших условиях это Рунет - русскоязычный сегмент сети.
Общественно-политическая актуальность исследования состоит в том, что блогосфера и социальные сети, являясь доступными и распространенными, включают в себя рядовых граждан современных обществ, а, значит, являются своеобразным "барометром" общественных отношений.
Цель данной работы - объяснить, как меняется роль блогов и социальных сетей в политико-коммуникационном процессе в зависимости от типа политического порядка, рассмотрев два кейса - Россию и США.
Под политической коммуникацией мы имеет ввиду обмен политической информацией между субъектами политического процесса через посредство общей системы символов, в данном случае - Интернета.
Блог - (от англ. blog, web log - сетевой журнал) - сетевой дневник, который ведется на специальных сайтах, предоставляющих возможности быстрого добавления записей, комментирования, составление списка друзей и т.д., преимущественно используются для самовыражения, также в деловых, корпоративных, рекламных и политических целях.
Исследователи феномена массовой коммуникации П. Лазарсфельд и Р. Мертон выделяли 3 основных функции политической коммуникации в контексте социального действия и провоцируемых средствами коммуникации массовых вкусов, которые мы постарались спроецировать на блогосферу: присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям; (блогосфера дает информационные поводы, продвигает проблемы на общественную и медийную повестку дня) укрепления социальных норм (действия блоггеров, особенно координированные приводят к пересмотру социальных конвенций) наркотизации социума (в блогосфере рождаются и активно продвигаются мифы и слухи, прим. "Миф о деноминации").
Соединенные штаты Америки являются родиной самого феномена, технологии блогов, этим обусловлен выбор страны как исходного кейса.
Политическая блогосфера в США носит в большей степени информационную и рекруитивную функции - информирования и привлечения сторонников.
С теоретической точки зрения, блоги имеют крайне мало возможностей для оказания влияния на политику, на общественные процессы, по сравнению с государственными, партийными структурами, традиционными СМИ, бизнес-элитами.
Блоггеры не располагают административными, финансовыми ресурсами, необходимыми для этого.
Однако если копнуть глубже, можно обнаружить более широкие перспективы: главное преимущество блогов - широкая информативность, зачастую они содержат и разрабатывают информацию, которая ускользает от внимания традиционных СМИ, не пренебрегая деталями, непроверенной информацией.
Некоторые блоггеры занимают высокие посты и владеют инсайдерской информацией, не стесняясь обсуждать ее в блоге и сообществах. Именно оперативность и большой объем выдаваемой информации дают почву для исследования.
Мы провели анализ использования блогов в американских избирательных кампаниях 2004 и 2008 годов, соотношение их с традиционными СМИ, роль в журналистских расследованиях.
Мы предположили, что блоги начинают активно использоваться как средство политической коммуникации (политизироваться) в условиях недоступности иных каналов коммуникации, традиционных СМИ, что и обуславливает различия.
Блоги в современной России являются наиболее свободной частью Интернет-сообщества - в силу "зачищенности" политического пространства в России и подконтрольности СМИ многие гражданские активисты видят в блогах иной способ конвенционального политического участия.
Однако в политической коммуникации они важны как канал, не требующий серьезных ресурсов и подвергающийся редактированию со стороны самих его участников, поскольку включают в себя наиболее интеллектуально-мыслящую и активную часть общества - журналистов, гражданских и медиаактвистов, политиков, технологов, включая молодое поколение, в то время как традиционные СМИ сильно контролируются со стороны государства и направлены на массовую аудиторию.
Члены гражданского общества используют блогосферу для мобилизации активистов, которые поддерживают разнородные идеологические течения, включая либеральную оппозицию и националистов. На эмпирическом материале мы проанализировали особенности и роль блогов в обеих странах и пришли к выводу о том, что одним из факторов популярности и влияния блогов является доступность или недоступность иных каналов политического участия. Таким образом, можно констатировать степень активности блогов в зависимости от степени цензурирования и контроля СМИ и общественных процессов.
Коммуникация в политическом менеджменте
В России сравнительно недавно произошло осознание важности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в политическом менеджменте. Как показывает практика, комплексное использование ИКТ трансформирует систему государственного управления, выдвигает новые требования к политическим институтам.
Реализуемая программа информатизации имеет как федеральное, так и региональное измерение. Принята Федеральная целевая программа "Электронная Россия" (2002 - 2010 гг.). Актуализация вопросов информационно-коммуникационного развития на региональном уровне связана с принятием федеральным Правительством Концепции региональной информатизации (2007 г). Выявились регионы-лидеры в реализации программ информатизации, сумевшие прежде других осознать значимость развития информационно-коммуникационных технологий.
Тюменская область явилась динамично развивающимся регионом в информационной сфере. Областным Правительством принята целевая программа "Основные направления развития информатизации в Тюменской области (Электронная Тюменская область)" (2005 - 2010 гг.). Следует отметить особую роль Тюменской области в реализации программы информатизации, позиционирование региона как пилотного субъекта Федерации в данном направлении развития, модельного и образцового для других регионов. Разработку и реализацию программы осуществляет Департамент стратегического развития Тюменской области.
Целью программы региональной информатизации является создание информационной поддержки деятельности органов власти, повышение эффективности работы органов власти, качественное улучшение взаимодействия с населением. На основе анализа областной программы информатизации мы попытались выявить технологические моменты её реализации и влияния на систему государственного управления.
Принципиальное значение приобретают вопросы модернизации государственного управления. Информатизация влияет на всю систему управления, создавая информационную инфраструктуру. Создается Единая сеть передачи данных, которая на локальном уровне связывает органы государственной власти с социальными и общественными институтами (поликлиника, социальные учреждения, ВУЗ, библиотека и т.д.). Подключение к единым компьютерным сетям органов государственной власти и управления разного уровня. Таким образом, вертикальная система властных отношений преобразуется в горизонтальное взаимодействие государственных структур в рамках сетевой организации. В то же время управленческий процесс виртуализируется, перемещается из реального в сетевое пространство.
Следующим аспектом информатизации является создание базовых отраслевых и информационных систем способствующих более эффективной работе органов исполнительной власти с населением. Информационная система подразумевает создание Регистра населения и Социального паспорта жителя, включающего в себя персонифицированные показатели населения региона, а также Баз Данных отдельных ведомств и учреждений (БД здравоохранения, БД образования, БД ЖКХ и т.д.). Унифицируется процесс взаимодействия между органами государственной власти и социальными институтами.
Третий важный аспект информатизации связан с созданием форм интерактивного взаимодействия органов государственной власти и населения (модель так называемого “Электронное правительство”). Реализация программы позволит обеспечить новый уровень предоставления государственных услуг для населения региона. В рамках создания электронного правительства будут решены вопросы обеспечения доступности для населения информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, между органами власти и гражданином осуществляется адресное взаимодействие на основе административных регламентов, Т.о. отношения государственных структур и институтов гражданского общества демократизируются. Данный аспект информатизации приобретает особое значение в условиях современных российских реалий.
Хотелось бы отметить, что информационные технологии являются инструментом совершенствования государственного управления. Эффективное использование информационных технологий обязано изменить как систему управления, так и управленческий процесс, сделав его направленным на нужды и потребности населения, преодолеть существующий сегодня бюрократизм системы. Таким образом, проектирование информационных систем должно сопровождаться совершенствованием организационной структуры управления, а также повышением уровня информационной открытости органов власти и доступности информационных ресурсов населению региона.
Заключение
На электронный адрес группы Inethics приходят жалобы от администраторов, авторов текстов и обычных пользователей. Круг проблем достаточно широк. Если постараться их сгруппировать, то можно назвать следующие группы проблем: "нарушение авторских и смежных прав", "наличие неэтичной информации в сети", "свободный доступ лиц любого возраста к информации, которая в обычной повседневной жизни для этих лиц является недоступной".
Пользователи зачастую могут быть раздражены фактом нарушения авторских прав, разрозненного контента, вирусов в сети. Чтобы этого не было, различные организации и государственные институты проводят конференции и реализуют проекты, направленные на разрешение данных проблем.
Список литературы
1. Farell H., Drezner D. W. The power and politics of blogs // Springer Science+Business Media, Sept 12 2007.
2. Rainie, L., Fox, S., & Fallows, D. Blogs gain a small foothold. Pew Internet & American Life Project, Washington, DC, January 2008.
3. Интернет и интерактивные электронные медиа: Сборник исследований Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. - М.: Издательство МГУ, 2007.
4. Скобл Р., Израэл Ш. Разговор дороже денег. Как блоггинг меняет общение
5. бизнеса и потребителей. - СПб.: Питер, 2008.
6. Иванченко А.В., Любарев А.Е. (2007) Российские выборы от перестройки до современной демократии. М.: Аспект Пресс.
7. Макаревич Э. (2008) Противоречие между технологиями "Паблик Рилейшнз", демократией и свободой личности // Диалог, № 8.
8. Мараховская М. (2007) Разноцветный PR избирательных кампаний // Сообщение, №12.
9. Михалюк В. (2008) Стратегия работы со СМИ в ходе избирательной кампании // Политический маркетинг, №9.
10. Морозова Е. (2005) Технология избирательной кампании // Власть, №10.
11. Петрунин Ю.Ю. и др. (2008) Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Соловьева А.И. М.: Аспект Пресс, 2008.
12. Пугачёв В.П., Соловьев А.И. (2006) Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс.
13. Раскин А.В. (2008) СМИ и региональные выборы в России. Роль и значение информации во время предвыборной кампании // Информационное общество, №3.
14. Романенко О.В. (2002) Косвенное финансирование избирательных кампаний политических партий в России // Право и власть, №3.
15. Сергеев В.М. (2007)"Необратимость перемен": реальность или метафора // Полис, №1.
16. Силин А. (2007) Российский парадокс // Свободная мысль, №5.
17. Федеральный закон Российской Федерации "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". М.: Ось-89, 2008.
18. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". М.: Омега-Л, 2008.
19. Щербинина Н.Г. (2008) Эффективные избирательные технологии в ситуации реального выбора: региональный опыт // Дайджест-маркетинг, №1.
20. Lecomte P. (2004) Strategies de pouvoir mediatiques // Medias pouvoirs, №35.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |