Маркетинговый механизмуправления охраной окружающей среды. Аспекты экологическиориентированного маркетинга в мировом сообществе связаны с быстрымразвитием технологий и процессов, снижающих воздействие на окружающую среду, атакже с ускоренным формированием рынка экологических услуг, который,естественно, требует соответствующего развития маркетинговых средствуправления. К основным маркетинговымнаправлениям в этой области следует отнести:
• формирование финансовых структур поддержки экологических действий;
• экологическую оценку(аудит) уровня воздействия на окружающую среду;
• экологическое страхованиедействий компаний;
• изменение форм отчетностидеятельности производителей;
• новые формы рекламы;
• формирование новыхпринципов торговли (например, продажа экологически чистых продуктов).
Маркетинговый механизм управления охранойокружающей среды основан на типологии рыночных методов. В настоящее времяизвестны следующие основные группы методов управления:
• административное регулирование — введение соответствующихнормативных стандартов и ограничений, которые должны соблюдатьфирмы-производители, а также осуществление прямого контроля и лицензированияпроцессов природопользования;
• экономические стимулы, направленные на то, чтобы заинтересоватьфирму-производителя в рациональном природопользовании;
• система платежей зазагрязнение и экологических налогов;
• распределение прав назагрязнение и компенсационные платежи.
Данные методы необходимо использовать наразличных стадиях маркетингового процесса, воздействующего на окружающуюсреду. Это воздействие зависит от состава первичных ресурсов, спецификипроизводственного процесса и применяемых природоохранных технологий,формирующих выбросы в окружающую среду.
Особая роль здесь отводится платежам и налогам за загрязнение. Онипредставляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установленииплаты за выбросы или сбросы, за использование первичных ресурсов, конечнуюпродукцию или технологию. Плата должна соответствоватьсоциально-экономическому ущербу от загрязнения или определяться по какому-либодругому показателю (например, экономической оценке ассимиляционного потенциалаприродной среды). Налоги на загрязнение и платежи предоставляют максимальнуюсвободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы заостаточный выброс. Если природоохранные издержки низки, то фирма значительносократит выбросы, вместо того чтобы платить налог. Предполагается, что онаможет сократить их до оптимального уровня, когда прирастающие затраты надобавочную очистку становятся равными ставке платежа.
Пользователь какого-либо ресурса платит за него так же, какза приобретаемое сырье, электроэнергию и т. д.
Платежи пользователей на покрытиеадминистративных расходов могут включать плату за получение разрешения илилицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величиневыбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений и лицензий. Эти платежив целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уровеньвыбросов фирмы. Скорее всего их надо рассматривать как лицензионный сбор,который сопровождается выдачей лицензии.
Субсидии представляют собойспециальные выплаты фирмам-загрязнителям за сокращение выбросов. Средисубсидий наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, займы суменьшенной ставкой процента, гарантии займов, обеспечение ускореннойамортизации природоохранного оборудования, средства на регулирование ценпервичных ресурсов и конечной продукции.
Если считать, что права собственности на окружающуюсреду принадлежа? всему обществу в целом, то фирмы-загрязнители должны нести обязательную ответственность запричиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за выбросы отражаютпредельный ущерб, определенный до акта выброса, то в системе обязательнойответственности за ущерб плата рассчитывается по факту выброса (после него)конкретно для каждого случая. Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана либокаким-то образом его компенсировать, либо провести очистку нарушенногоприродного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим, либо сделать ещечто-то. С этой целью оформляются специальные документы, закрепляющиеобязательства на осуществление природоохранной деятельности подсоответствующий залог.
Данный подход особенно эффективен, если число загрязнителейи их жертв ограничено, а размер загрязнения и его состав легко отследить.Необходимо различать аварийные выбросы и восстановление экосистемы послеосуществления определенной деятельности (рекультивация земель).
В первом случае фирма может лишь прогнозировать будущийущерб и принимать все меры, чтобы его не допустить. Но если такой ущерб будетнанесен, виновник полностью компенсирует его. В качестве гарантий здесь могутвыступать активы фирмы, в том числе страховой полис и т.п.
Во втором случае примерные масштабы будущегоущерба известны, если речь идет, например, о добыче полезных ископаемых. Вкачестве гарантий здесь выступает денежный депозит, вносимый фирмой. Если онасама проведет рекультивацию земель, то получит свой депозит обратно, если нет,то суммы депозита должно хватить, чтобы рекультивацию провел кто-нибудьдругой. Свою ответственность по компенсации ущерба загрязнитель можетпереложить на посредника, внося плату за загрязнение по ставкам, соответствующимэкономической оценке ассимиляционного потенциала. Он, как сказано выше,оплачивает в том числе и ущерб, т.е. должен рассчитаться с жертвой загрязнения.
Система целевогорезервирования средств на утилизацию отходов (залогов) используется для созданиястимула у потребителей на осуществление дополнительных издержек. В момент покупкитовара, предопределяющей предстоящее загрязнение, осуществляется вклад, которыйвозвращается с процентами после утилизации отходов (например, покупка батареек,напитков в жестяных банках и т.п.). Известны случаи применения данной системыдля стимулирования восстановления и утилизации отработанных масел,рециклирования озоноразрушающих веществ.
Информационные системы, служащие для обеспеченияполноты информации и свободы ознакомления с ней, играют роль, подобнуюэкономическим стимулам. Если фирмы предоставляют всю информацию, то потребители или жители близлежащихтерриторий оповещаются о размерах загрязнения или вредных веществах в продукции.Информированность (антиреклама) ведет к изменению спроса на продукцию,обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих первичныхресурсов или типов технологии.
Основные маркетинговыеподходы в области экологии. Комплексная система маркетинговых мер для решенияэкологических проблем включает:
1) коммерческо-хозяйственныймеханизм;
2) общественно-правовоймеханизм;
3) маркетингово-управленческиймеханизм;
4) нормативно-техническиеусловия при разработке товара на уровне НИОКР;
5) информационноеобеспечение как составной элемент маркетинг-микса;
6) структурную перестройку маркетинговой цепочки,включающей производство, товародвижение и потребление;
7) экологическую экспертизу (государственную, научную, общественную,коммерческую).
Важно при этом использовать рыночные методы, которые внаибольшей мере способствуют эффективному решению экологических проблем. Этаплата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность,животный мир) и за загрязнение окружающей среды (выбросы, сбросы и т.п.), экологическоеналогообложение, кредитный механизм в области природопользования, системавнебюджетных экологических фондов и банков, экологическое страхование.
В рамках маркетинговой системы формирования спроса истимулирования сбыта (ФОССТИС) имеются возможности по применению таких методов,как экономическое стимулирование охраны окружающей среды, а такжелицензирование и организация системы договоров в области природопользования.
Ценообразование на продукцию природоэксплуатирующих иприродохозяйственных отраслей, особенно экологически чистые продукцию итехнологию, необходимо предусмотреть так четко, как и экологическоепредпринимательство. С этой экономической категорией тесно связана системаэкологической сертификации. Ее внедрение позволит поставить вопрос оформировании рынка экологических работ, товаров и услуг (маркетинг, инжиниринг,лизинг, биржи и др.).
Необходимость активного внедрения рыночных механизмов приорганизации природопользования подсказывает опыт США, Японии, ФРГ, гдеприменяется так называемый «бабл-принцип, (принцип «пузыря»): в качествеисточника загрязнения окружающей среды берутся не отдельные элементы, напримердымовые трубы, а предприятие в целом. В пределах региона можно установить общиедопустимые нормы сбросов и выбросов тех или иных загрязняющих веществ. Такимобразом, предполагается, что предприятия находятся как бы в единомпространстве. При установлении стандарта качества среды конкретного региона (врамка) общих допустимых объемов сбросов и выбросов) предприятия будут самиопределять величины сбросов и выбросов.
Рассмотрим далее маркетинговые подходы к управленииприродоохранной деятельностью.
Первый маркетинговыйподход позволяетотказаться от единых технических требований к источникам загрязнения и допускает возможность выбора фирмойразличных способов достижения общих нормативов сбросов или выбросов. Онстимулирует внутри производственное и межхозяйственноеразделение труда с учетом необходимости снижения уровня загрязнениясреды, благо даря чему создается возможность уменьшении совокупных издержекборьбы с загрязнением.
Предположим, что фирма решила использоватьэффективные и недорогие методы борьбы с отходами и благодаря этому можетподдерживать уровень сбросов и выбросов загрязняющихвеществ ниже установленного регионального стандарта. Другие жефирмы, которым борьба с отходамиобходится дороже, могут продолжать загрязнять среду, но в пределах общихрегиональных лимитов. В итоге, как показывают маркетинговые расчеты, совокупныезатраты на достижение региональных стандартов в будущем окажутся меньше, чемесли бы фирмы достигали их своими силами.
Второй маркетинговыйподход крегулированию в региональноммасштабе предполагает прямые сделкимежду фирмами. Он удобен для новых фирм или для тех действующих, чтоподвергаются модернизации. Прежде чем ввести их в строй в промышленно освоенныхрегионах, необходимо, чтобы предприниматели в качестве компенсацииэкологического ущерба снизили уровень загрязнения на одном из действующихпредприятий в объеме, эквивалентном вводимому новому источнику загрязнения.Данный принцип разрешения на новое строительство необходим, когда покупаютсяправа на загрязнение у фирм, которым удалось достигнуть снижения сбросов иливыбросов сверх установленных государством норм.
Если фирма купила эти излишки сокращенийзагрязнений какого-то предприятия, то она получит право на сверхнормативныйсброс или выброс того или иного загрязняющего вещества. Маркетинговый подходдает возможность перенести рыночные отношения на сферу природопользования, чтоотвечает общеэкономической стратегии страны в целом и регионов.
Третий маркетинговый подход предполагает, что фирмы,которые уклоняются от установки собственного очистного оборудования, должныбудут оплатить часть стоимости такого оборудования, уже имеющегося на другихпредприятиях и обеспечивающего уровень загрязнения среды данного региона врамках общих нормативов. Расчеты показывают, что подобные сделки, охватывающиев основном предприятия одних и тех же объединений, компаний, позволяютприменять внутрифирменную передачу(трансферт) прав на загрязнение среды, что значительно расширитманевренность крупных фирм в использовании инвестиционных средств.
Все это даст некоторым фирмам возможностьнакапливать излишки сокращений загрязнений, для того чтобы в их рамкахсохранять и даже расширять некоторые грязные производства, не нарушая при этомрегиональных экологических требований, поскольку не все предприятия способныобеспечить снижение уровня загрязнения до нормативов.
Предлагаемые меры дадут импульс идеевозникновения в некоторых регионах своеобразных экологических банков. Прием вкладов в них будет происходить ввиде излишков сокращений выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Вклады каксвоеобразный капитал могут использовать не только сами вкладчики (длярасширения необходимых грязных производств), но и другие фирмы и предприятия.Последние будут платить банку, чтобы таким образом сэкономить ресурсы наочистном оборудовании. Таким образом, появятся как государственные, так и частныеэкологические банки вкладов излишков сокращений загрязнений. В результате,выполняя экологические требования, можно будет обеспечить экономическое исоциальное развитие регионов, максимально используя имеющиеся ресурсы.
Маркетинговые подходы к экологическомурегулированию в конечном итоге позволят предприятиям (фирмам) модернизироватьсобственные возможности природопользования. В этой сфере появятся передовыетехнологии, что невозможно при командно-контрольном методе, который основан напроверке соответствия государственным и местным нормативам каждого типапроизводственного оборудования. Маркетинговые методы также будут способствоватьразвитию новой эколого-экономической направленности обобществлениярегионального производства, позволят осуществить разделение труда и кооперациювнутри отдельных предприятий, фирм и между ними для достижения приемлемогоуровня загрязнения среды конкретного региона, а также разделение труда икооперацию при производстве основной продукции и в отношении сбросов ивыбросов.
Зарубежный опыт показывает, что эффективностьмаркетинговых подходов к регулированию загрязнений тем выше, чем к большемуэколого-экономическому обобществлению производства в регионе они ведут. Вчастности, оказалось, что 65%-ный уровень снижения загрязнения атмосферноговоздуха при применении «бабл-принципа» (принципа «пузыря») был достигнут в двараза меньшими средствами, чем в случае применения традиционных мер контроля закаждым отдельным источником загрязнения. При маркетинговом подходе, т.е.торговле допусками на загрязнение между предприятиями, экономичность можетвозрасти более чем в шесть раз.
Маркетинговые подходы к регулированию неизбежносвязаны с дифференцирующим воздействием на предприятия, т.е. природоохранныемеры станут концентрироваться в основном на крупных предприятиях, где ихсебестоимость будет меньше, чем на мелких и средних.
Развитие российского рынка приведет к тому, что деятельностьмногих предприятий и фирм станет сильно зависеть от экологических иприродно-ресурсных факторов регионов. Речь идет не только о системе налогов,платежей за природные ресурсы, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ иразмещение отходов, о различных экологических льготах и санкциях, но и о государственных и общественныхэкологических экспертизах, которым подвергаются предплановаядокументация, обоснования, технико-экономические расчеты, предложения понормативам, проекты, сами производственные объекты, их антропогенные влияния наокружающую среду, технологии, оборудование, продукция, отходы.
Из зарубежного опыта хорошо известно, что экологические экспертизывновь строящихся промышленных объектов могут вызывать в различных регионахстраны последствия экономического, административного, правового исоциально-политического характера, причем как стимулирующие размещение иразвитие производительных сил, так и замедляющие их. Если в результатевыявления экологической экспертизой недостатков корректируется проектстроительства или реконструкции производства, оказавшегося вредным дляокружающей среды, то время и ресурсы, затраченные на его переделку, затормозятразвитие промышленности в данном регионе. Экспертиза должна отказыватьэкологически опасным проектам — технологиям и продукции.
Разработка и внедрение безотходных и малоотходных процессов,совершенствование существующих и создание новых очистных сооружений,перепрофилирование и существенное изменение инфраструктуры и части сложившихсяхозяйственных связей предприятий и фирм — все это, естественно, кардинальноповлияет на такой показатель, как себестоимость. Он в свою очередьвоздействует на весь комплекс хозяйственных объектов, а также на экономическуюи социальную обстановку в целом по региону. Результаты таких воздействийследует учитывать как государственным структурам и органам местногосамоуправления, так и предпринимателям при размещении и развитиипроизводительных сил в тех или иных регионах России.
Научно-экономическая разработкаорганизационно-методических основ и конкретного вычислительного инструментариявключает в себя:
• вычленение отдельных элементов из общей структуры;
• количественную оценку и прогнозирование величин и тенденцийизменения спектра экологических и природно-ресурсных составляющих в сложныхпроцессах колебаний курсов акций различных предприятий и фирм.
Более сложно обстоит дело с экологическим страхованием экологическихрисков, которое может быть реально внедрено на практике. При этомследует постепенно совершенствовать информационную базу, рынокперестраховочных услуг в этой области, необходимую законодательную инормативную документацию. Тем самым будут подготавливаться предпосылки краспространению обязательного экологического страхования на все фирмы, компаниии корпорации.
Для введения государственного обязательногоэкологического страхования (в отличие от добровольного) потребуется специальныйзакон Российской Федерации, который должен определить организации,специализирующиеся на осуществлении всех видов государственного экологическогострахования. Эти же организации могут устанавливать порядок образования ифункционирования государственного экологического страхового фонда.
Государственное обязательное экологическоестрахование может функционировать на основе следующих положений:
• определение отраслей,подотраслей и предприятий, подлежащих страхованию в обязательном порядке;
• разработка отраслевыхметодик по экологическому страхованию;
• формирование банкастатистических данных в тех отраслях, которые из-за нарушения экологическойобстановки, бедствий, аварий и катастроф наносят наибольший ущерб окружающейсреде;
• установление ставокстраховых платежей с дифференциацией их по отраслям деятельности и объектамстрахования, включая крупные концерны и корпорации;
• утверждение нормативныхдокументов, определяющих перечень страховых случаев;
• определениезаконодательно установленной для юридических и физических лиц степенивозмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земли,леса и т.п., расходов по очистке загрязненных территорий.
На первом этапе лучше всего установить добровольную формупроведения экологического страхования. Нецелесообразно предписывать всемфирмам, корпорациям, предприятиям, учреждениям, организациям обязанностьвступать в страховые отношения, чтобы получить лицензию на производственную деятельностьи природопользование. В этом случае они должны были бы представить финансовуюгарантию того, что возможный ущерб третьим лицам будет возмещен.
Второй этап должен быть посвящен укреплению финансово-кредитнойсистемы, апробации механизма добровольного экологического страхования.Поскольку любой акт добровольного страхования определяется соответствующимидоговорами, правилами и нормами гражданского законодательства, необходимаразработка нормативно-правовой и методической документации. Затем должны бытьразработаны основы методической документации по обязательному экологическому страхованию,чтобы оно стало обычным явлением экономики.
Главная цель маркетинговых подходов к управлению природоохраннойдеятельностью направлена на обеспечениерегионального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Схемаее реализации в масштабе страны такова. Правительство определяет допустимыемасштабы воздействия на природу, распределяет лицензии (разрешения) междузаинтересованными сторонами, а затем (в отличие от административной и экономическойсистем регулирования) предпринимателям дается полная свобода перераспределятьили перепродавать эти лицензии. Функция органов управления состоит в контролеза соблюдением эквивалентности сделок, чтобы суммирующее воздействие на природуне увеличилось. Все это способствует формированию рыночной инфраструктуры, т.е.закреплению прав собственности за фирмой, обеспечивающей реализацию этих прав(в том числе выдачу лицензии или сертификатов собственности), а также возможностиконтроля за деятельностью экологических банков и бирж.
Экологический аудит в системемаркетинга. Экологический аудит — это проведение ревизии экологическойдеятельности (экологичности) компаний. Концепция экологического аудита,разработанная в конце 70-х годов в США, впервые использовалась на практике дляпроверки соблюдения компаниями экологических требований законов,законодательных актов и нормативов. Экологический аудит включает проверкуследующих видов деятельности:
• выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательствоми внутрифирменными требованиями;
• определение уровня экологичности компании, (проводится в случае,если данная компания не имеет официально принятых планов или программ вобласти окружающей среды);
• функционирование системыэкоуправления;
• получение экологическогосертификата;
• выполнение финансовыхобязательств и выплату долгов,
правильность определения уровня рисков при слиянии и приобретении компаний;
• составление экологическойдекларации и отчетов компании об экологической деятельности.
Экологический аудит представляет собой комплексный,документированный верификационный процесс объективного выявления и оценкисведений для определения соответствия критериям проверки конкретныхэкологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих системили информации о них и информирования потребителя о полученных в ходеуказанного процесса результатах. Международные стандарты ИСО по экологическомуаудиту включают методические материалы по принципам экологического аудита (ISO14010), процедуре аудита систем экологического управления (ISO14011.1) и квалификационные требования к специалистам по экологическому аудиту.
Для создания маркетинговой системы важно, чтобы экологическийаудит рассматривался в качестве особого управленческого инструмента и составнойчасти систем экоуправления. Проводится он обычно экспертами-консультантами позаданию властных структур (проверка выполнения экологических положений законови эконорм), банков или страховых компаний (при принятии ими решений опредоставлении кредитов, ссуд или страхового полиса) и, наконец, частныхкомпаний (при слияниях или приобретениях компаний). Итоги проверки могут бытьвесьма неожиданными: высокие штрафы или временное принудительное закрытие.Результаты экологического аудита могут служить источником маркетинговой информацииоб экологических аспектах деятельности компании, причем эта информацияисключительно важна для принятия последующих управленческих решений.
Эффективность внедрения в компании экологическихмероприятий и систем экологического управления выражается в прямых выгодах, которые связаны свозможностью расширить рынок сбыта продукции, избежать ненужных расходов,снизить издержки, сберечь основные фонды, получить нужные инвестиции, и в косвенных, включающих улучшениемотивации сотрудников компании, отношений с местным населением, репутациикомпании.
Некоторые иностранные партнеры по совместнымпредприятиям, стремясь приспособиться к характеру деловых отношений в нашейстране, в том числе к бытующей практике нарушения природоохранных норм, несоблюдают законодательные положения в области охраны окружающей среды. Этокасается, например, нефтяной, нефтехимической, металлургической и горнодобывающейпромышленности. В этой связи вырастает роль экологического аудита иэкологической отчетности.
В России значительные возможности для становленияотрасли экологических услуг (аудит и страхование) возникли с развитиемчастного сектора. В стране преобладают малые предприятия, причем 20% из них —компании промышленного и строительного профиля, которые могут оказыватьсущественное влияние на окружающую среду. Иными словами, примерно 250 тыс.компаний нуждаются в проведении экоаудита.
Сотрудничество в области развития экологически приемлемогопредпринимательства предполагает;
• изучение опыта западныхкомпаний, западного и между народного законодательства;
• подготовку кадровэкологически ориентированных предпринимателей;
• формирование кадров, т.е.специалистов по созданию систем управления экологической деятельностьюкомпаний;
• проведение экоаудита.
Список литературы
Э. В. Гирусов «Экология иэкономика природопользования», издательство политической литературы «Единство»,Москва 2003.