№ 1
1. Развитие основныхорганизационно-правовых формпредприятий на рынке товаров и услуг.
2. Основные принципы и методы выбора видов транспорта. Группы показателей, характеризующиепреимущества и особенности способов перевозки грузов.
3. Классификация товаров: общие принципы и правила. Классификаторы: виды, значимость,использование в коммерческой деятельности.
№ 2
1. Управление коммерческой деятельностью предприятия как системой. Цели, функции и задачикоммерческой службы хозяйственного предприятия.
2. Виды перевозок и способы доставки товаров. Показателикачества транспортного обслуживаниягрузовладельцев.
3. Ассортимент товаров: определение, понятие, виды;показатели ассортимента.
№ 3
1. Информационное обеспечение управления коммерческой деятельностью предприятия, автоматизация торговли.
2. Принципы управления транспортом в условиях рыночнойэкономики. Формы и методы взаимодействия и координации различных видов транспорта.
3. Контролькачества товаров на производстве: входной, операционный, приемочный. Сорт изделия. Уровень дефектности.
Билет №4
1. Планирование и обеспечение материальными ресурсами хозяйственного предприятия.Организационная структура и функции отделов снабжения предприятий.
2. Особенности планирования перевозок в условиях рыночнойэкономики.
3. Контролькачества товаров в торговле: в процессе приемки, на этапе подготовки к продаже.
№ 5
1. Планирование сбытатоваров предприятием в новых условиях хозяйствования.
2. Классификация транспортно-экспедиционных услуг.Сертификация и лицензирование услуг при перевозках грузов. Документы, регламентирующие транспортно- экспедиционную деятельность.
3. Экспертиза товаров: предмет, цели, задачи; объекты иметоды экспертизы. Правовая и нормативная база товарной экспертизы.
№ 6
1. Способы организациидеятельности аппарата сбыта.
2. Транспортировкаи экспедирование грузов.
3. Фальсификация товаров: виды, средства, способы. Особенности фальсификацииотдельных групп и видов продовольственных товаров. Последствия фальсификации.
ЛЕТ № 7
1. Стимулированиесбыта как один из прогрессивных приемов,направленный на достижение коммерческогоуспеха.
2. Виды транспортных средств и предъявляемыек ним требования.
3. Факторы, формирующие качество иконкурентоспособность товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).
БИЛЕТ № 8
1. Планирование и организация коммерческой деятельности оптового торгового предприятия.
2. Технико– экспедиторские показатели использованиятранспортных средств при перевозке грузов.
3. Информация отоваре: требования, виды, средства,возможности использования в коммерческой деятельности. Требования к информации о продовольственных и непродовольственныхтоварах.
№ 9
1/ Финансовое обеспечение коммерческой деятельности оптового предприятия. Экономияденежных средств при закупке и продаже товаров.
1. Организациягрузовых автомобильных перевозок
2. Товарный знак: сущность, рекламная и охранная функции;значимость в коммерческой деятельности.
БИЛЕТ № 10
1. Стратегия и политикаценообразования товаров в оптовом предприятии.
2. Организациягрузовых морских перевозок
3. Качество и конкурентоспособность отечественных товаров ипути их повышения.
БИЛЕТ № 11
1. Исследование рынков закупок и сбыта товаров:конъюнктура, методы, емкость рынка сбыта.
2. Организациягрузовых воздушныхперевозок
3. Товароведная классификация товаров.
БИЛЕТ № 12
1. Системный подход к формированию коммерческих связейпредприятий в оптовой торговле.
2. Организацияпогрузки и разгрузки грузов
3. Номенклатура потребительских свойств и показателейкачества товаров.
БИЛЕТ № 13
1. Коммерческие сделки и договорные обязательства при закупкеи продаже товаров оптовым предприятием..
2. Документация,сопровождающая перевозки грузов.
3. Оценка качества товаров.
БИЛЕТ № 14
1. Формы кооперации в оптовой торговле и их коммерческая направленность в зарубежных странах.
2. Организацияперевозок негабаритных грузов
3. Обеспечение качества и количества товаров.
БИЛЕТ № 15
1. Закупка товаров и их реализация на предприятиях оптовойторговли с использованием компьютерной техники.
2. Постановкатранспортной задачи при креплении поставщиков к потребителям.
3. Средства товарной информации.
БИЛЕТ № 16
1. Продажа товаров со склада оптового торгового предприятия;методы, организация и эффективность.
2. Предпосылки использования логистическогоподхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения.
3. Торгово-технологический процесс и технологические операции: содержание, признаки,структура.
БИЛЕТ № 17
1. Управление товарными запасами в оптовом торговомпредприятии.
2. Понятие логистической системы.Виды логистических систем. Примеры логистических систем в торговле.
3. Товародвижение: понятие, цель, основные участникипроцесса и факторы.
БИЛЕТ № 18
1. Основные направления организации и развития коммерческой деятельности розничного звена в современных условиях.
2. Служба логистики на предприятии: место в организационнойструктуре правления, основные функции, взаимосвязь с другими службами. Уровниразвития логистики на фирмах.
3. Товароснабжение в сфере торговли: понятие, задачи, рациональнаяорганизация. Размер и частотапоставки.
БИЛЕТ № 19
1. Формированиеассортимента потребительских товаров: понятие, факторы и этапы.
2. Задачи и содержание распределительной логистики.
3. Характеристика основных типов предприятийоптовой торговли.
БИЛЕТ № 20
1. Планирование и организация закупок товаров в розничном торговом предприятии.
2. Логистический подход к организации товародвижения. Предпосылки и проблемы развития логистики вторговле.
3. Роль складов в процессе товародвижения, их назначение,функции, классификация.
БИЛЕТ № 21
1. Методы розничной продажи потребительских товаров, их содержание и эффективность.
2. Виды и характеристика банковских услуг в коммерческойдеятельности предприятий.
3. Сущность и основные элементы общего технологическогопроцесса на складе.
БИЛЕТ № 22
1. Торговое обслуживание покупателей и основные элементы, определяющие его уровень.
2. Содержание страхования и его значение в коммерческойдеятельности субъектов рынка.
3. Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация магазинов.
БИЛЕТ № 23
1. Формы торгово-посреднических структур на оптовом рынкетоваров, организация и управление ихкоммерческой деятельностью.
2. Понятие и виды материальных потоков.
3. Принципы размещения розничной торговой сети. Основные требования, предъявляемыек современным предприятиям розничной торговли.
БИЛЕТ № 24
1. Торги как форма соревновательной торговли на рынкетоваров (работ, услуг).
2. Виды логистических систем.
3. Понятие торгово-технологического процесса в магазине и его классификация. Организация продажитоваров с использованием правил мерчендайзинга.
БИЛЕТ № 25
1. Модели построения и ведения коммерческой деятельностипредприятий.
2. Показатели логистики
3. Путисовершенствования технологических решений при проектировании предприятий торговли. Механизация и автоматизациятехнологических процессов.
БИЛЕТ № 26
1. Нововведения в организации и технологии коммерции, влияние коммерческих инноваций на эффективность деятельностипредприятия.
2. Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики.
3. Организационные формы коммерческо– посреднической деятельности.
БИЛЕТ № 27
1. Инвестиции в коммерческие инновации.
2. Логистическиеканалы и логистические цепи.
3. Организация коммерческой деятельности на совместныхпредприятиях.
БИЛЕТ № 28
1. Анализ коммерческойдеятельности предприятия на отраслевом рынке.
2. Информационные системы в логистике
3. Концепция коммерческой деятельности торгового предприятия.
БИЛЕТ № 29
1. Содержание, формы и методы стратегического планирования хозяйственной (коммерческой)деятельности.
2. Информационные технологии в логистике
3. Технология продвижения товаров на рынок.
БИЛЕТ № 30
1. Структура и содержание бизнес-плана торгового(промышленного) предприятия, их отличительныеособенности.
2. Запасы в логистике.
3. Технология формирования спроса и стимулирования сбытапродукции торгового предприятия.
Б1.1Развитие основных организационно-правовых форм предприятий на рынке товаров и услуг. Эта система норм, учитывающих характер образования уставного капитала, долевое участие партнеров в этом капитале, степень ответственности партнеров по финансовым обязательствам, статус предприятия. С 1991го года управлением предприятий стали заниматься как ИП, так и юридические лица. С этих пор хозяйственная деятельность необычайно усложнилась. В настоящее время, большая часть предприятий относится к частному типу (более 50%). Государственных предприятий осталось незначительное количество (это военно-промышленный комплекс, табачная, нефтяная, алкогольная промышленность). Гос-во регулирует цену на эти отрасли.Юр. лицо – предприятие, фирма в которой имеется несколько учредителей. Формы собственности. ЧП – без образования юр. лица. ООО – организовывается двумя или более лицами, партнерами. Это юр. лицо. В уставном капитале определена доля каждого учредителя. Учредители несут ответственность по обязательствам в пределах стоимости внесенных ими вкладов. При банкротстве, каждый отвечает за свои вклады.АО – уставной капитал делится на определенное число акций. Высший орган – собрание акционеров. АО может иметь дочерние компании, в которых преобладает годовой капитал предприятия.В настоящее время АО занимают больший удельный вес по всем формам собственности в оптовой торговле. В розничной торговле наибольший удельный вес занимают ЧП иООО.Предприятие может иметь любую форму собственности, но от того, как предприятие работает, зависит вся экономика региона. От того, насколько эффективно работает предприятие, каково их финансовое состояние, зависит «здоровье» всей экономики. Самостоятельный хозяйствующий субъект производит продукцию (работы, услуги) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Признаки юридического лица. Наличие собственного имущества. Самостоятельная имущественная ответственность Право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а так же осуществлять от своего имени дозволенные законом действия. Право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.Иметь самостоятельный бух. баланс, расчетный счет в банке и печать. Для определения создания правовой формы собственности необходимо провести изучение рынка по той проблеме, которой планирует заниматься юр. Лицо. 2. Основные принципы и методы выбора видов… Осн.принципы выбора транспорта:-себестоимость перевозок;-сопоставимость расходов;-получение достоверной информации;-потребитель транспортных услуг; Группы показателей, характеризующие преимущество и особенность способов перевозки грузов.Для всех видов транспорта ряд показателей явл.общими:1-Перевозочные работы с погрузо-разгрузочными операциями.- объем перевозок.-грузооборот и пассажирооборот.-объем доставки груза и отправки груза.2-Материальная база транспорта. -Грузоподъемность подвижных средств.-Густота транспортной сети.-Протяженность транспортной сети.3-Эксплутационные работы-средняя дальность перевозки груза.-скорость доставки.-коэф. Использования грузоподъемности.4-Экономические и финансовые показатели.- доходы, прибыль, рентабельность и тд.
3. Классификация товаров. Правила и принципы. Классиф-я–один из методов систематизации. Задачи: 1)Упорядочить терминологию 2)облегчить учет спроса изучения потреб-х св-в и ассортимента тов-в 3)совершенствовать учет тов-в и отчетность тов-ой Дея-ти.Принципы классиф-ии: Установление цели; выбор метода класс-ции; установление числа классиф-ых признаков.Признаки классиф-ииЯв-ся основанием для деления множества на подмножества( пр: назначение тов-в; вид сырья; способ производства; фасон изделия и др(имеют кач и кол-ю стороны)).Правила: необходимо определить оптимальный метод класс-ии; распределять объекты по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим начиная с наиболее общих признаков, а затем переходить к делению по более узким подчиненным признакам.3на каждой ступени используются 1отличительный и существенный признак. На последних ступенях м.б. задействованы наиболее общие признаки.Классификаторы. Классификатор- офиц-й нормат документ представляет собой систематезированный свод кодов и наименований объекта классиф-ии. Категории: 1)общероссийский 2)отраслевые 3) предприятияОбщероссийский классификатор продукции. ОКП-систематезированный свод кодов и наименований классиф-ых группировок помтроенных на основе иерархической системы классиф-ии и с использованием цифровой десятичной системы кодирования. Класс-я товара-совок-ть тов-ов имеющих аналогичное функциональное назначение.Торговая классиф-я и общероссийская не совпадают. Товарная номенклатура внешне эк Дея-ти.(ТНВЭД).
Главный критерий-объект сделки(конкретный товар).В тов-ой номенклатуре используются 10-ти значный код, строго соблюд-ся однозначное отнесение тов-ов класс-ым группировкам по этому имеются примечания-это яв-ся приимущ-ов ТНВЭД и след-ее преимущ-во-удобная форма представления инфо.Вывод: ТНВЭД играет важную роль в системе мер гос регулирования ВЭД страны.
Б10.1Стратегия и политика ценообразования…Под ценовой политикой понимаются общие принципы, которых придерживается фирма при установлении цен. Ценовая стратегия – это набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать.Ценовая политика предприятия заключается в определении и поддержании оптимальных уровней, структуры цен, взаимосвязей цен на товары в рамках ассортимента предприятия и конкретного рынка, в своевременном изменении цен по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в конкретной рыночной ситуации.Политика цен предприятия является составной частью общей политики поведения предприятия на рынке. Поведение предприятия на рынке может быть пассивным и активным, что накладывает соответствующий отпечаток и на политику цен (активная и пассивная ценовая политика).Пассивное поведение предприятия на рынке заключается в его стремлении достичь поставленной цели в рамках ограничений, накладываемых на экономическое поведение предприятия структурой затрат и спроса, а также структурой рынка. Политика пассивного поведения предприятия включает принятие решений, последствия которых могут содержать стабильную или снижающуюся прибыль и даже выход из отрасли. Вытекающая отсюда пассивная политика цен сводится к тому, что цены строятся преимущественно на основе затрат или предприятие в своем ценообразовании следует за сложившимися на рынке ценами или за ценовым лидером; предприятие соглашается на длительное время со своей долей рынка. Политика активного поведения предприятия подразумевает стремление предприятия модифицировать и (или) раздвинуть ограничения во времени, обеспечивая достижение поставленной цели. Активному поведению предприятия на рынке соответствует, как правило, и активная ценовая политика. Наиболее распространенными ценовыми стратегиями предприятия являются: Сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности и удовлетворительном состоянии других показателей деятельности предприятия.; Расширение доли рынка, на котором предприятие реализует свой товар. Как правило, это связано со стремлением к лидерству на рынке: Максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности. Благодаря этому увеличивается доходность, абсолютная сумма прибыли и соответственно расширяются воспроизводственные и инвестиционные возможности предприятия; Поддержание и обеспечение ликвидности предприятия. Такая ценовая стратегия очень актуальна, так как неплатежеспособность предприятия грозит объявлением о его банкротстве; Завоевание лидерства на рынке. Такая стратегия наиболее активна и престижна для крупных предприятий; Ценовая стратегия, направленная на расширение экспортных возможностей предприятия. При ее осуществлении предприятие должно учитывать особенности ценообразования на внешнем и внутреннем рынках страны. Кроме перечисленных выше стратегий ценообразования предприятие в зависимости от конкретных рыночных условий может воспользоваться и такими ценовыми стратегиями, как: обеспечение выживаемости в условиях рыночной конкуренции и предотвращение банкротства; выход на новый рынок и «снятие сливок»; внедрение на рынке новой продукции; завоевание лидерства по показателям качества; решение других задач (удовлетворение каких-либо требований коллектива и т.д.).Важное значение имеет и следующая классификация ценовых стратегий: дифференцированное ценообразование; конкурентное ценообразование; ассортиме-ное
ценообр-ние. Стратегии дифференцированного ценообразования предполагают ценовуюдискриминацию, т.е. проведение такой политики, согласно которой один и тот же или похожий товар продается различным группам покупателей не пропорционально затратам. В частности, к данным стратегиям относятся:-Стратегия периодической скидки. Она широко применяется при временных периодических снижениях цен модных товаров вне сезона, цен билетов в кинотеатры на дневные представления и т.д. Основная ее особенность заключается в том, что снижение цен можно спрогнозировать во времени и это известно покупателю.-Стратегия «случайной» скидки или продажа по переменным ценам… Она предполагает установление высокой цены продукции и последующее ее снижение. Основным условием этой стратегии является неоднородность поисковых затрат, что позволяет привлекать скидками информированных клиентов.Стратегии конкурентного ценообразования. В эту группу входят следующие стратегии, учитывающие в основном конкурентоспособность фирмы:-Стратегия проникновения на рынок, которая предполагает установление низких цен новых товаров при выходе на чувствительный к уровню цен рынок в расчете на расширение их сбыта и получение долговременной прибыли за счет перспективного уменьшения издержек в результате увеличения производства и накопления опыта на рынке.-Стратегия по «кривой освоения», предусматривающая выход на рынок с высокими ценами новой продукции и быстрое их снижение за счет уменьшения издержек в результате расширения производства и накопления опыта работы на рынке. В данном случае совмещаются стратегии «снятия сливок» и проникновения на рынок.-Стратегия сигнализирования ценами, основанная на отождествлении рядом покупателей информации о ценах и качестве товаров. В данном случае высокие цены служат «сигналом» наилучшего качества независимо от реальных потребительских свойств продукции. Для реализации этой стратегии информация о качестве должна быть менее доступной, чем о ценах. Стратегии ассортим-ого ценообразования. Они применимы, когда у фирмы имеется набор сопряженных продуктов, и в основном подразделяются на: -Стратегию ценообразования на наборы, когда цена набора товаров ниже, чем сумма цен его составляющих. Эта стратегия применима для дополняющих товаров.-Стратегию установления цен «выше номинала», при которой сверхприбыль от дорогостоящей престижной модели покрывает убыточность или низкую рентабельность дешевой. Эта стратегия применима для заменяемых товаров. -Комплектное ценообразование, когда покупка одного товара обуславливает покупку другого (фотоаппарат и пленка, автомобиль и запчасти).Отдельные ценовые стратегии запрещены законодательством или этикой рынка:-стратегия монополистического ценообразования, направленная на установление и поддержание монопольно высоких цен. -стратегия демпинговых цен, т.е. установление цен, сознательно заниженных предприятием по сравнению со сложившимся рыночным уровнем, с целью получения преимуществ перед конкурентами. -стратегии ценообразования, ведущие к нарушению законодательно установленного нормативными актами порядка ценообразования;-стратегии ценообразования, преследующие спекулятивные цели. №2.Орг. морс. Гр.пер… Орг-ция перевозок регламентируется Кодексом торгового мореплавания РФ.По видам сообщения делятся на: межпортовые, прямые водные, прямые смешанные. Заявки на перевозку грузов должны содержать сведения о грузовладельце. наим.груза, виде упаковки в портах направления и назначения. Грузоотправитель направляет погрузочный ордер на основании которого грузовая контора порта выписывает перевозочный документ. На каждое грузовое место принятое в порту наносят тр.маркировку. Погрузочно — разгр.работы выполняются силами с ср-вами порта за счет отправителей и получателей. Груз хранится в порту в теч.24 часов. В теч.этого времени грузополучатель должени получить этот груз. При хранени груза свыше 24 часов снимается оплаиа по тарифу за хранение. В момент получения груза получатель должен предьявить документ конассамент и доверенность. В случае повреждения груза получатель вправе потребовать составление кмм.акта.
№3.Обеспечение конкурентности продукции и пути её повышения. Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов. Конкурентосп-ть определяется совокупностью свойств продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции.
10 этапов для повышения качества по Джозефу М.Джурану: Сформируйте осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества; Установите цели для постоянного совершенствования деятельности; Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов; Предоставьте обучение всем сотрудникам организации; Выполняйте проекты для решения проблем; Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях; Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества; Сообщайте о езультатах; Регистрируйте успехи; Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым, закрепляя их.7 успешных факторов качества: фокус на потребителя; фокус на процесс и его результаты; управление участием/ответственностью; непрерывное улучшение; проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20%; проведение измерений; постоянно действующие сквозные функциональные Советы, представляющие собой постоянно действующие команды по улучшению качества.
Б 16.1 Продажа товаров со склада оптового торгового предприятия: …Оптовая продажа товаров со склада осуществляется следующими методами: на основе личной отборки; по телефонным и письменным заказам; посредством посылочных операций; через разъездных торговых агентов; по контрактам.При продаже на основе личной отборки покупатель осуществляет отбор товаров со склада. Клиент предварительно знакомится с ассортиментом и образцами товаров, имеющимися на складе, в ассортиментных кабинетах или демонстрационных залах. Формирование заказов в присутствии покупателей позволяет ускорить их выполнение и решить вопросы, связанные с ассортиментом и качеством товаров, условиями их поставки, гарантией надежности.Для оптовой продажи по телефонным и письменным заказам в оптовом торговом предприятии создается отдел по приему заказов. Предварительные заказы по телефону, факсам, посредством модема способствуют экономии времени клиентов и более качественному их вып