Реферат по предмету "Маркетинг"


Тенденции развития розничного товарооборота в Российской Федерации в период с 1992 по 2000 год

Тенденцииразвития розничного товарооборота в Российской Федерации
в период с1992 по 2000 год

Для того, чтобырозничное торговое предприятие смогло успешно осуществлять свою деятельность попродвижению товаров, егоруководство должно знать общие тенденции и перспективы развития розничноготоварооборота РФ. Приэтом наиболший интерес представляет динамика товарооборота РФ в текущих исопоставимых ценах, егоструктура и распределение по формам собственности, доли импорта и экспорта в товарныхресурсах России, источникипотсупления товаров в организации розничной торговли РФ и качество товаров, поступающих напотребительский рынок нашей страны. Подробному рассмотрению этих показателей и посвящена настоящаячасть главы.
Торговля одной из первых приступила к рыночным преобразованиям. Сегодняуже можно говорить об их вполне определенных социально-экономическихпоследствиях, которые выразились в ликвидации товарораспределительной системы,упразднении торгов и трестов, смене форм собственности, создании слоя частныхпредпринимателей и конкурентной среды. Предприятия торговли получили полнуюправовую и хозяйственную самостоятельность, перешли на рыночную модельфункционирования. Свыше 40 тысяч из них уже приватизировано, в том числе болеетысячи – за 2000 год. Сегодня почти повсеместно видны положительные результатырыночных преобразований: широкий выбор предлагаемых товаров, отсутствиеажиотажного спроса и унизительных очередей. Cформировался слой собственников,способных умело и энергично хозяйствовать, обеспечивая высокий уровеньобслуживания населения.
Однако низкий уровень платежеспособности населения, резкий спадпроизводства и сохраняющаяся нестабильность товарного рынка сказывается на развитиирозничного товарооборота.
Динамика изменения розничного товарооборота в РФ за последние годыв фактически действовавших ценах приведена в таблице 5[7].
Таблица 5
Оборотрозничной торговли РФ, трлн.руб. (с 1998г. – млрд.руб.)
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
5,1
54
196
511
722
835
1020
1723
Из приведенных в таблице 5 данных можно сделать вывод о том, чтоимеет место непрерывный рост абсолютных величин товарооборота в РФ. Абсолютныйразмер прироста за 1993 год, по сравнению с 1992 годом, составил 48,9 трлн.руб.или 1049%, что на 786% больше абсолютного прироста в 1994 году, составившего263% или 142 трлн.руб. В 1995 году абсолютный размер прироста составил 315трлн.руб. или 160,7%. В 1996 году абсолютный размер прироста продолжает снижатьсяи составляет 211 трлн.руб. или всего лишь 41,3%, и еще большее снижение мыможем наблюдать в 1997 году: это 113 трлн.руб. или 15,7%. C 1998 годаабсолютный размер прироста розничного товарооборота РФ увеличивается: в 1998году он равен 185 млрд.руб. или 22,2%, а в 1999 году составил уже 703млрд.руб. или 68,9%.
Отразим распределение розничного товарооборота по структуре и его динамику(см. таблицу 6)[7].
Таблица 6
Динамикарозничного товарооборота РФ в сопоставимых ценах за 1995-1999 год *
Показатели
Годы
1995
1996
1997
1998
1998
 в %
1999
1999
 в %
Оборот розничной
торговли, трлн. руб. (с 1998г. – млрд. руб.)
в том числе:
511
722
835
1020
95
1723
82
Продовольственные товары
В % к итогу
237
46
324
45
382
46
479
47
96
829
48
83
Непродовольственные товары
В % к итогу
274
54
398
55
453
54
541
53
94
894
52
81
Из общего объема оборота розничной торговли:
–       оборот торгующих организаций
В % к итогу
–       продажа товаров на рынках
В % к итогу
357
69,8
154
30,2
506
70,1
216
29,9
588
70,5
247
29,5
705
69,1
315
30,9
1156
67,1
567
32,9
Товарные запасы в организациях розни-чной торговли на конец года
–       всего, трлн. руб. (c 1998 г. — млрд. руб.)
– в днях торговли
33,2
41
38,0
32
44,5
28
48,3
26
76,3
29
Издержки
обращения,
в % к обороту
9,16
10,29
8,82
10,10
Прибыль от реализации,
в % к обороту
2,7
1,1
1,2
1,5
Среднегодовая численность работников организаций розничной торговли, тыс. чел.
3109
3282
3019
2785
2565
* В 2000 году оборот розничной торговли РФв сопоставимых ценах составил 106,2%.
Как следует из данных таблицы 6, за последние годы(1995÷1999) в нашей стране отмечалась тенденция снижения общего объемарозничного товарооборота в сопоставимых ценах. И лишь в 2000 году объемрозничного товарооборота в сопоставимых ценах увеличился и составил 106,2%.
В 1999 году по сравнению с 1998 годом товарооборот в сопоставимыхценах уменьшился на 13%, а в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличился на24,2%.
За 1995÷1999 годы изменилась структура розничноготоварооборота: увеличилась с 46% в 1995 году до 48% в 1999 году доляпродовольственных товаров и соответственно уменьшилась с 54% до 52% долянепродовольственных. Это изменение говорит об ухудшении уровня жизни населения,которое стало вынуждено тратить меньше денег на промышленные товары за счетувеличения расходов на питание.
На фоне высокого уровня насыщенности товарами в предприятиях розничнойторговли повысилась товарообрачиваемость товарных запасов. Это сокращает времяпребывания товаров в торговле (товарные запасы уменьшились с 41 дня в 1995 годудо 29 дней в 1999 году) и обеспечивает уменьшение издержек обращения. Ростскорости обращения товаров связан прежде всего с увеличением долипродовольственных товаров в структуре товарооборота, а также с улучшениемснабжения предприятий товарами, что уменьшает необходимость создавать значительныетоварные запасы.
Устойчиво увеличивается объем прибыли от реализации в процентах кобороту (с 1,1% в 1996 году до 1,5% в 1997 году), что свидетельствует обувеличении эффективности функционирования торговых предприятий РФ.
C 1995 по 1999 год постоянно уменьшается оборот торгующихорганизаций в процентах от общего объема товарооборота (с 69,8% в 1995 году до67,1% в 1999 году) и соответственно увеличивается объем продаж товаров напродовольственных, вещевых и смешанных рынках (с 30,2% в 1995 году до 32,9% в1999 году), что также как и изменение структуры розничного товарооборота свидетельствуетоб ухудшении уровня жизни населения, вынужденного больше покупать товаров на рынках,где они стоят дешевле, чем в магазинах.
Рассмотрим распределение розничного товарооборота РФ по формам собственности(см. таблицу 7)[7].
Таблица 7
Распределениерозничного товарооборота РФ по формам собственности за 1995-1999 год
Годы
Всего
В том числе по формам собственности
Негосударственная
Частная (из состава не-государственной)
Государствен-ная
1995
трлн. руб.
в % к итогу
511
100
450
88
382
75
61
12
1996
трлн. руб.
в % к итогу
722
100
658
91
565
78
64
9
1997
трлн. руб.
в % к итогу
835
100
774
93
661
79
61
7
1998
млрд. руб.
в % к итогу
1020
100
963
94
840
82
57
6
1999
млрд. руб.
в % к итогу
1723
100
1637
95
1430
83
86
5
Из таблицы 7 видно, как менялась структура розничного товарооборотаРФ по формам собственности за период с 1995 по 1999 годы. Во-первых, отмечаетсяпостепенное снижение доли товарооборота, формирующегося в государственномсекторе торговли – с 12% в 1995 году до 5% в 1999 году. Во-вторых, постоянноувеличивается доля негосударственного сектора торговли – с 88% в 1995 году до95% в 1999 году. В составе же негосударственного сектора торговли доминируютчастные торговые организации, и их доля также постоянно растет – с 75% в 1995году до 83% в 1999 году.
Отражая структуру товарооборота, необходимо отметить изменение долиимпорта в товарных ресурсах (см. таблицу 8)[7].
Таблица 8
Доля импортав товарных ресурсах РФ (%) за 1992-1999 год
Показатели
Годы
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
1999 к 1992
Товарные ресурсы розничного това-рооборота собственного производства
77
71
52
46
48
51
52
64
-13
Поступления по импорту (включая официально нерегистрируемый импорт)
23
29
48
54
52
49
48
36
15
Из таблицы 8 видно, что наибольшая доля товарных запасов импортногопроизводства в розничном товарообороте РФ приходится на 1995-1996 годы. Этосвидетельствует о том, что в эти годы имел место наибольший спад отечественнойпромышленности. В последующие годы ситуация улучшается: доля отечественныхтоваров в розничном товарообороте РФ неуклонно возрастает, и уже в 1999 году ихдоля составила 64%, в то время как импортируется лишь 36%.
Важно также отразить источники поступления товаров в организации розничнойторговли РФ (см. таблицу 9)[7].
Таблица 9
Источникипоступления товаров в организации розничной торговли РФ (%) за 1995-1999 год
Показатели
Годы
1995
1996
1997
1998
1999
1999 к 1992
Всего поступило товаров
в том числе:
100
100
100
100
100
  – от предприятий-изготовителей
39
36
34
30
29
-10
  – от организаций оптовой и розничной торговли, посреднических фирм
45
48
47
50
50
5
  – от физических лиц
16
16
19
20
21
5
По данным таблицы 9 можно сделать вывод о том, что постоянно сокращаетсяколичество товаров, поступающих в розничную торговлю от самих предприятий-изготовителей(с 39% в 1995 году до 29% в 1999 году). В то же время стабильно увеличиваетсяколичество товаров, поступающих в организации розничной торговли от оптовых,посреднических фирм и индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует обусилении позиций оптовых и посреднических организаций в обеспечении розничнойторговли товарами, а также о том, что предприятия-изготовители сейчас восновном ориентируются на производство продукции, а для организации сбыта своейпродукции чаще привлекают посредников.
Большой интерес представляет также качество товаров, поступающих напотребительский рынок РФ (см. таблицу 10)[7].
Таблица 10
Количествозабракованных и сниженных в сортности от общего числа проинспектированныхтоваров, поступивших на потребительский рынок РФ (%) за 1992-1999 год
Товарные группы
Годы
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
1999 к 1992
Продовольственные товары
Мясо птицы
19
14
25
16
19
36
18
25
6
Колбасные изделия
9,6
11
20
15
17
21
20
22
12,4
Цельно-молочная продукция
5,5
5,7
12
11
12
13
13
17
11,5
Растительное масло
31
17
13
21
22
29
32
35
4
Яйца
28
26
29
19
11
23
28
40
12
Алкогольные напитки и пиво
Водка и
ликеро-водочные
изделия
12
26
30
26
28
45
22
16
4
Вино
25
23
31
39
37
17
21
20
-5
Коньяк
71
73
49
52
37
29
27
39
-32
Шампанское
38
14
22
15
11

Пиво
10
11
13
13
16
23
18
19
9
Непродовольственные товары
Швейные
изделия
19
23
36
44
37
37
37
44
25
Чулочно-носочные
изделия
40
31
29
34
48
35
31
45
5
Кожаная обувь
21
19
26
21
31
33
35
34
13
Радиоаппаратура
36
24
33
30
26
28
28
30
-6
Телевизоры и видео-магнитофоны
10
16
23
31
18
12
17
38
28
Из приведенной выше таблицы 10 видно, что качество товаров, поступающихна потребительский рынок РФ, достаточно низкое и имеет тенденцию к еще большемуснижению. Бракуется большая часть продовольственных товаров, среди них самоенизкое качество – у колбасных изделий и цельномолочной продукции. Такжеотбраковывается и снижается в сортности большой процент непродовольственныхтоваров, особенно низкое качество – у швейных изделий, обуви, телевизоров ивидеомагнитофонов. Улучшение качества наблюдается в основном в отношенииалкогольной продукции (вино, коньяк), что в первую очередь связано с усилениемконтроля со стороны государства за производством этой продукции. Также следуетотметить, что в 1999 году качество товаров достигло рекордно низких отметок запоследние несколько лет.
Подводя итог, можно сказать, что в то время как товарооборот РФнепрерывно растет в абсолютных величинах, он только в 2000 году сталувеличиваться в сопоставимых ценах, а до этого времени лишь уменьшался.Ухудшилась структура потребления: население тратит около половины своих доходовна продовольственные товары. Уровень доходов населения РФ остается низким,поэтому одна треть товаров приобретается покупателями на рынках, и имеется тенденцияк увеличению объемов продаж на рынках. Медленно уменьшается доля импорта втоварообороте, что свидетельствует о крайне медленном развитии отечественнойпромышленности. В настоящее время почти весь розничный товарооборот РФформируется в негосударственном секторе торговли. Качество товаров, поступающихна потребительский рынок РФ, достаточно низкое и имеет тенденцию к еще большемуснижению.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.