Телеканалыи радиостанции России:
спецификавещания и аудитория.
«Первыйканал».
СегодняПервый канал является не только самым масштабным (программы Первого каналапринимаются на территории, где проживает 98% населения страны), но и самымпопулярным телеканалом страны. Канал основан как ЗАО «Общественное российскоетелевидение» осенью 1994 года.
ЛидерствоПервого канала убедительно подтверждают данные нескольких социологическихслужб, пользующихся разными методами измерения телеаудитории. Хотя доля аудиторииПервого канала время от времени изменяется в связи с повышением вниманиязрителей к другим каналам, Первый канал лидирует в российском эфире — егопрограммы привлекают большее число телезрителей, чем передачи других каналов.Например, по данным «Гэллап-Медиа» в начале 2003 года среднесуточная долятелезрителей Первого канала в общем числе зрителей России составляла около 25%,что на 6% больше ближайшего конкурента.
Нужно такжеотметить, что Первый канал вместе с каналом «Россия» привлекают большую частьаудитории жителей сельской местности и малых городов, поскольку эти два каналаимеют самую широкую территорию распространения сигнала и вещают даже в техточках, где приём других каналов недоступен.
Первый каналобеспечивает большой охват аудитории России, но одновременно обладаетминимальной избирательностью: его зрители – это «пирог» из разнообразных слоёвроссийского общества. Во многих российских семьях до сих пор является традициейсмотреть в ежедневную программу «Время» в 21:00, «Поле чудес» по пятницам и«КВН» по воскресеньям.
Хотя не всё такбезоблачно для Первого канала: в связи с большой конкуренцией на телерынке,зритель становится более разборчивым и делает свой выбор в пользу некоторыхпередач на других каналах: отдаёт предпочтение развлечениям, предлагаемымсетями ТНТ и СТС, новостям и аналитике НТВ, музыкальным программам Муз-ТВ и MTV.Но тем не менее, Первый канал сохраняет свою конкурентоспособность, выводя вэфир много новых и оригинальных программ: реалити-шоу, музыкальные иинтерактивные программы, хорошие художественные фильмы и т.д.
Канал «Россия».
Вещаниетелеканала «Россия» покрывает практически всю территорию России. Егопотенциальная аудитория составляет 98,5 процента населения России. Каналоснован в мае 1991 года.
Это второйпо популярности канал страны. Он привлекает внимание аудитории показоминформационных программ, многосерийных телефильмов, ток-шоу, трансляциейтелевикторин, художественных и документальных фильмов, спортивных, зрелищныхмероприятий.
Среднесуточная доляканала «Россия» — 18-20% населения России в возрасте от 4 лет. Наибольшеевнимание зрителей привлекают такие программы канала «Россия» как «Спокойнойночи, малыши!», программа «Вести», юмористические программы «Аншлаг», а такжепремьерные показы российских сериалов.
Вместе с Первымканалом программы канала «Россия» подвергаются постоянной критике за то, что ихподход к освещению информации основан на интересах их владельца – государства,а не на интересах российского общества, интересах людей. Критикуется и уровеньюмористических и развлекательных программ, которые называют рассчитанными намассу, толпу с их невысоким культурным и образовательным уровнем.
Производствопрограмм, рассчитанных на интересы «среднего» во всех отношениях зрителя можетбыть объяснено тем, что только такие программы привлекают самую широкуюаудиторию и имеют самый большой рейтинг, а это очень важно для рекламодателей,которые обеспечивают большую часть финансирования каналов.Телекомпания НТВ
С момента основания воктябре 1993 года НТВ остаётся единственным частнымроссийским телеканалом, имеющим статус федерального. Это третийнациональный канал России, его вещание охватывает 81% населения страны.
НТВ удалось создать новый дляРоссии стандарт информационного вещания, отличающийся независимостью взгляда иобъективным освещением событий. Уже 10 лет НТВ остается самым профессиональнымтелевизионным каналом в России, телевидением инноваций, законодателемтелевизионной моды.
Доля зрителей НТВ в начале2003 года составляла 14-16% населения России, имеющего возможность приниматьтелепрограммы. Основной интерес зрителей в программах НТВ вызывают новости(программа «Сегодня»), аналитические программы («Страна и мир», «Намедни»,«Личный вклад») тематические ток-шоу («Свобода слова», «Принцип домино»), атакже стандартный набор общефедерального канала: российские сериалы,голливудские художественные фильмы и пр.
Считается, что НТВ привлекаетболее молодую, активную и предприимчивую аудиторию с либеральными взглядами. Порейтингу и доле аудитории НТВ иногда опережает канал «Россия» в Москве,Санкт-Петербурге и больших городах страны.
В связи с тем, что главнымакционером НТВ является Газпром, контролируемый государством, НТВ иногданазывают полугосударственным каналом. Несмотря на это, заметно отличие междугосударственными каналами и НТВ в подходах к освещению событий в жизни страны:журналисты НТВ в таких ситуациях обладают большей степенью независимости имогут делать свои репортажи и программы более критичными по отношению к власти,защищая интересы общества.
Другие каналы.
Следующей группой каналов,приближающейся к лидерам по доле аудитории и рейтингам, является тройка частныхканалов: Рен-ТВ, СТС и ТНТ. Основу эфира СТС и ТНТ составляют развлекательныепрограммы и телефильмы, на них абсолютно нет новостей и аналитики.
На Рен-ТВ присутствуют иновости, и аналитические программы, поэтому он по формату ближе к лидерам(Первый канал, Россия, НТВ). Рен-ТВ также строит свою сетку вещания на основеповторов многих популярных сериалов и фильмов, недавно прошедших в эфире«России», Первого канала и НТВ.
СТС позиционирует себя нарынке как «первое развлекательное телевидение» и создаётся в расчёте нааудиторию от 18 до 35 лет, конкурентом СТС по развлекательности является ТНТ,которое ориентируется на чуть более взрослую аудиторию от 20 до 40 лет. Основуэфира этих сетей составляют комедии, развлекательные сериалы, шоу, мультфильмы.По результатам исследований «Гэллап-медиа», самыми популярными программами этихканалов в России в начале 2003 г. являются: шоу «Окна» (ТНТ), шоу «Самый умный»(СТС), юмористическая программа «Осторожно, модерн» (СТС).
На телерынке Россииприсутствуют и другие каналы – в основном, это специализированные каналы,которые привлекают узкую аудиторию. Это каналы ТВЦ, который акцентирует своёвнимание на жизни города Москвы, его проблемах и интересный в основном жителямМосквы и интересующимся Москвой россиянам, канал «Культура», привлекающийаудиторию высокого интеллектуального уровня и в последнее время становящийсявсё более модным среди интеллектуально развитых людей.
Каналы MTV и Муз-ТВ специализируются намузыкальных программах, хит-парадах, шоу и привлекают молодёжную аудиторию от 12 до 25 лет.«Россия. Спорт» и 7ТВ занимаются трансляцией спортивных мероприятий и программ;их аудитория – по преимуществу мужчины 18-45 лет, а днём – отчасти женщины20-40 лет.
РАДИО.
Лидерами в радиоэфире Россииявляются 4 радиостанции. По данным «Гэллап Медиа», в 2002 году наибольшимежедневным количеством слушателей в России обладали: Русское Радио (10,3 млн.),Радио России (9,9 млн.), Европа-плюс (9,4 млн.), Маяк (6,3 млн.). Аудиториядругих станций не превышает трёх миллионов человек.
По аналогии с телеканалами,эти радиостанции-лидеры рассчитаны на самую широкую аудиторию. Русское Радио иЕвропа-плюс – частные коммерческие радиостанции, в то время как Радио России иМаяк принадлежат государству и им финансируются.
Русское Радио – этомузыкальная радиостанция (75% музыки, 10% информации и 15% рекламы), обладающаясамой широкой сетью распространения сигнала (около 900 из 1100 городов России).Формат радиостанции – «национальный хит», вещание строится на современныхпеснях на русском языке. Слушатели Русского Радио – люди разного возраста ипрофессий, уровня образования и интеллекта.
Радио России – радиостанциясамого широкого охвата населения России, сигнал принимается даже в отдалённыхрайонах, вдали от городов. Основа структуры вещания – новости в начале каждогочаса, разнообразные разговорные тематические программы с малым вкраплениеммузыкального материала. Слушатели Радио России – это разнообразная по составуаудитория, однако среди них выделяют жителей малых, средних городов и сельскойместности, людей среднего и старшего возраста.
Структура вещания радиоЕвропа-плюс аналогична структуре Русского Радио. Отличие состоит в форматестанции – это современный хит; отношение отечественной музыки к зарубежнойсоставляет 25% к 75%. Подавляющее большинство музыкальных треков в эфире – этопесни последнего десятилетия, из них возраст двух третей композиций непревышает 4 месяцев. В связи с большим объёмом музыки на иностранном языке,Европа-плюс привлекает немного другую аудиторию, нежели Русское Радио. Этослушатели 16-35 лет, немного более образованные, в сфере их интересов –западная культура, в том числе и поп-культура.
Радио Маяк – это облегчённаяверсия Радио России: здесь больше музыки, новости выходят хоть в два раза чаще,чем на Радио России, зато их объём составляет около 5 минут в час. Маяк – радиоочень широкого формата, транслирующее разнообразный музыкальный материал.Аудитория Маяка – это люди среднего возраста, часть из которых слушает радио попривычке с юности.
Другие радиостанцииориентированы на конкретные узкие аудитории и передают материал в эфир всоответствии со своим уникальным форматом.
Радио Шансон специализируетсяна музыкальном материале, состоящем из бардовской песни, композиций слагерно-тюремным оттенком, так называемого городского романса и песен в духегруппы ДДТ. Привлекает аудиторию, до сих пор не слушавшую радио, — это, в основном,мужчины от 35 до 60 лет.
Хит-FM является аналогом Европы-плюс, но вэфире преобладают «горячие» песни, которые очень популярны в данный момент;основа аудитории – подростки и молодые люди. Радио «Ретро» ориентируется нааудиторию от 40 лет и транслирует музыку 1950-60-х годов. В эфире «Нашегорадио» преобладает музыка «современный русский поп-рок» в стиле групп Сплин,Би-2, Земфира и т.д., которая привлекает молодёжь и людей среднего возраста.Авторадио привлекает аудиторию водителей автомобилей (люди 25-45 лет), дополняямузыкальный материал 1980-х годов информацией о погоде, заторах в движенииавтомобилей на улицах города. Радио Maximum вещает музыку «мэйнстрим» («основное направление») сбольшими вкраплениями поп-рока. Эфир часной радиостанции «Эхо Москвы» основанна формате «Новости/Ток-шоу», его основой являются информационные выпуски черезкаждые 15 минут, разговоры на «горячие» темы политики и экономики с гостями встудии в прямом эфире, интерактивные голосования слушателей и обсуждение с нимитем дня. Это радио привлекает широкую аудиторию, в которой выделяется большаягруппа представителей малого, среднего и крупного бизнеса, заинтересованных вполучении самой актуальной информации и независимого взгляда на происходящиесобытия в режиме «онлайн».