ТЕМА:ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ РЕКЛАМНОГО РЫНКАСОДЕРЖАНИЕВведение…………………………………………………………………3
Раздел 1История печатной рекламы иполиграфии………………….5
1.1 История рекламного плаката……………………………………….5
1.2 Возникновение печатной рекламы иполиграфии в российской империи.Российская и советская печатнаяреклама XIX—XXвв…….....11
1.3 Современная украинская печатняреклама в прессе и полиграфия…………………………………………………………15
Раздел 2Виды и типы полиграфических предприятий…………..…26
2.1 Организационная структура полиграфических предприятий…..26
2.2Оборудование, виды, формы и технологияпечати……………...30
2.3Стратегическое планирование в полиграфии……………………43
Раздел 3 Разработка рекламнойкомпании на примере рекламно-информационного каталога-путеводителя по г. Харькову……….…54
3.1 Ситуационныйанализ……………………………………………..54
3.2 План рекламной компании.Стратегия и тактика рекламнойкомпании……………………………………………………………….59
3.3 Разработка креативнойстратегии………………………………...65
3.4 Определение результатоврекламной деятельности…………….66
Заключение…………………………………………………………68
Списоклитературы……………………………………………...…70
Приложения………………………………………………………...73
ВВЕДЕНИЕ
Данная дипломная работа на тему «Полиграфическое предприятие как субъект рекламного рынка" выбранаавтором по ряду причин. Важнейшейпричиной является, то, что сегодня мы живем в век информационных технологий и«замешены» в информации, а, следовательно, и в рекламе, как ее части.Печатная реклама, как субъектполиграфии – тоже информация, которая влияетна людей не меньше чем другие виды рекламы. Мы каждый день читаем газеты,журналы, ездим в транспорте, в котором на данный момент очень многополиграфической продукции. Полиграфическаяпродукция создает общественноемнение, влияет на наш вкус, моду ит.д. Качество полиграфической продукции, цвет, шрифт – все это неотъемлемыесоставляющие восприятия нанаше сознание и подсознание.
Актуальностью темыдипломной работы является то,что с печатной рекламой, как видом печатной продукции в настоящее времяконкурируют более современные виды рекламы, такие как видео, радиореклама иИнтернет. Отсюда цель данной работы – показать и доказать то, что современноеобщество не может существовать без печати, полиграфии и, следовательно ипечатной рекламы, как виде и форме печати.
Задачами данной дипломной работы, поставленнымиавтором, являются:
1.
2.
3. ятий, их структура и оборудование;
4. ясамой печати, способы и их использования,брак полиграфической продукции, стратегическое планирование на полиграфическихпредприятиях.
В качестве примера рассмотрено одно полиграфическоепредприятие, являющеесярекламно-издательской фирмой, выпускающее каталог-путиводитель адресов ителефонов организаций города Харькова.
РАЗДЕЛ 1: ИСТОРИЯ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ И ПОЛИГРАФИИ
1.1
На всем протяжении культурного развитиямы можем проследить стремление рекламы расширить свои возможности не только засчет привлечения той или инойаудитории, но и за счет новых знаковых, логических, материальных, техническихприемов и средств. Отсюда постоянноестремление создателей рекламы осознанно или подсознательно интегрировать в своюдеятельность порождения других областей культурной (а позже и научной)жизни и цивилизации в целом, чтобы обеспечить совершенствование и разнообразие«рекламных имиджей».
Например,источник изобразительной рекламы тесно и вполне логично связан с древними орнаментами, рисунками, скульптурами(развитые образцы эпохи палеолита). [30, стр. 7]
Сизвестной долей условности можно говорить о проторекламе, как о сгустке наглядной информации, адресованной каждому участникуобщества. К проторекламе можно отнести и различные жезлы начальников. А вклеймах, которыми метили домашний скот и рабов, явственнопрослеживаются зачатки марочной (брендовой) рекламы. У греков фирменными знакамиметили предметы гончарного искусства.
Жизньобщества «замешана» на рекламе. Чтобы быть воспринятыми обществом, правила организации жизни должныбыть известны всем. Чтобы стать неоспоримыми, они должны быть запечатлены ипереданы новым поколениям на любомдоступном материале, будь то камень, кожа животного или бумага. Истоки афишиберут свое начало в наскальных рисунках.
Вовсех примитивных обществах находятследы письма или знаков, которые принадлежат к области коммуникации. Это рисунки,оставленные на коже животных индейцами Северной Америки, говорящие идолы острова Пасхи и многие другие свидетельства.Автор одной из первых книг по истории рекламы, изданной в 1884 году, Дате вкачестве первого образца рекламы приводит надпись на горе Энг Шан, которая относитсяк 2278 году до н.э.
Описание жизнисредиземноморских цивилизаций, в частности Египта, свидетельствует, что такназываемая наружная реклама существовала еще в древнейшие времена.История донесла до наших дней подтверждения того, что цивилизации средиземноморского бассейнаоставили в письменном виде фундаментальные правила организации общественнойжизни. Прототипом же афиши можно считать египетский папирус из Александрии (164г. до н.э.), который в настоящее время хранитсяв Лувре. В нем говорится овознаграждении за поимку двух беглых рабов. К этому виду рекламы можно отнестии официальные сообщения, зафиксированныена деревянных панно в ДревнейГреции. До наших дней дошла обширнаяинформация о Великой Римскойимперии, которая позволяет восстановить систему организации наружнойрекламы, сравнимую с современной. Во всех римских городах были установлены такназываемые альбумы — стены, выбеленные известью, часто богато украшенные, накоторые красной или черной краской наносились официальные сообщения, предназначенные длянаселения. Попытки стереть илиповредить эти тексты жестоко наказывались. В то же времяна шумных и людных городских улицах расцветала частнаяреклама, например, театральные афиши с написанными крупным шрифтом именамиактеров, а зачастую и с рисунками отдельных сцен из спектаклей. Об этомсвидетельствуют фрагменты разрушенных землетрясениемстен Помпеи.
Ключевымиже в истории рекламной афиши можно считать событиязначительно более позднего времени, связанныес техническими открытиями. ИзобретениеИ. Гуттенбергом печатного станка в 1450 году открывает новую эру многотиражнойпечати книг и афиш, которые до этих пор производились вручную. Первые плакатысвязаны непосредственно с деятельностью книготорговцев и издателей. Этот типрекламы представлял собой простыелистки со списком изданной литературы и книжных лавок, в которых ее можно былокупить. Среди авторов первых афиш, а их было около 20, немецкий исследователь историирекламы Вальтер вон зюр Вестен называет Иогана Ментеля,Питера Шафера. Первая афиша Ментеля датируется1469 годом. Особенно быстро новый вид рекламы развиваетсяв Англии. Здесь эта индустрия связана с именем издателяУильяма Какстона. Первые рекламныеафиши содержали только тексты. Иллюстрацияпоявилась лишь в 1491 году врекламной «Афише издателя"Гераэрда Лина.
Начиная с XVIв. афишаиспользуется для рекламированиядругих видов деятельности — ярмарочных представлений, лотерей. Известны плакатыЭбельхардта Альтдорфера для ростовскойлотереи (1518 г.), Ганса Сачса – длясалона пения.
Помере распространения афишаприобретает все большую значимость в общественной и политической жизнигосударств, становится средствоммассовой информации. Поэтому светские власти стремятся ограничить ее влияние.Известен эдикт Франциска Iот 13 ноября 1539года, который предписывает «законы впредь вывешивать на всеобщееобозрение на специально отведенных местах, писать их на пергаменте большимибуквами и выставлять во всех шестнадцатикварталах Парижа и в пригородах, в публичных местах. Предписывается их оберегать под страхом телесных наказаний, аквартальным комиссарам взять их подохрану".
История Франции, например, свидетельствует и о других, болеестрогих регламентациях наружнойрекламы того же периода. Так, законы от 5 февраля1652 г. и от 15 января 1653 г. ограничивают свободу издания афиш и приемов их оформления.
Запределами Франции атмосфера дляразвития этого вида рекламы былаболее благоприятной. В XVIIв. иллюстрированную афишу начинают повсеместноиспользовать на ярмарках и в ярмарочных спектаклях.Одна из самых ранних афиш относитсяк 1593 году и содержит рекламную информацию о продаже пожарной помпы. Другой,более поздний пример, — афиша «Ярмарка развлечений» — издана в 1625году в Женеве. На ней изображен дрессировщик обезьян,а ниже оставлено незанятоепространство для рукописноготекста.
Посодержанию афиши представляют собойсообщения о ярмарочныхпредставлениях. На них встречалисьизображения акробатов, наездников, слонов,глотателей огня, иллюзионистов. Чемшире афиша распространяется в европейских странах, особенно в Германии,Голландии, Италии, тем больше она теряетсвое качество, так как среди ее создателей встречалось много недобросовестныхмастеров. В течение нескольких десятилетийкачество афиш продолжает ухудшаться,и они перестают рассматриваться какпроизведения искусства. Только появление медной гравюры, новой техники, которая дает несравненно лучшие результаты, четкоеизображение, возвращает афише утерянноезначение. Одна из первых афиш, выполненнаяс использованием медной гравюры, датируется1764 годом. Изготовлена она по заказу голландского морякана четырех языках.
Вконце XVII— начале XVIIIв. меднаягравюра служит рекламному искусству, которое обретает новые формы.
ВАнглии распространяются торговые открытки, открытки с изображениемзнаменитых артистов и их подписями.Созданием подобных рекламных материалов малых форм была известна, в частности,мастерская итальянского иммигранта Франческо Барто-лочи. Во Франциистановятсяпопулярными адресные карточки.Художники и мастера выпускают целые серии иллюстрированных открыток и плакатовна исторические сюжеты. Некоторые из таких плакатов достигают метровыхразмеров. В Германии приобретает известность мастерство Нильсона (в Нюрнберге)и Вольта (в Берлине).
Гравюрапо дереву по-прежнему представляетсобой наиболее распространенный вид рекламы. Среди ее образцов: расписные дилижансыв Англии, афиши для отеля «Три короля"в Бале, государственная реклама,призывающая на военную службу. ВоФранции появляются афиши, сделанные по заказу для мануфактуры, производящейзонтики. В США афиши впервые появляются в1639 году благодаря трудам СтефанаДэйя. Это, прежде всего коммерческая реклама: афиши магазинов, коммерческих лавок.
Афишитого времени наглядно иллюстрируютосновные направления развития рекламы. Они содержат сообщения, информацию о товарах и выполнены типографскимспособом. Так как гравюры стоятдостаточно дорого, издатели, выпускаяафишу, зачастую ограничиваютсяцветными заготовками и рамкой и оставляютмного места для письменныхсообщений. Часто в качестве украшений афиш используютсяузнаваемые и понятные всем элементы.Афиши французских театров XVIIIв. даюткрасноречивые примеры таких аллегорических сюжетов. Чтобы можно было отличитьафиши одного театра от другого, королевские театральные труппы выбирают для себяцветовую гамму, в которой, соответственно, выполнены и плакаты. Например,труппа из Бургундии пользовалась красным цветом, театр Мазарини — зеленым,Парижская Опера — желтым. Афишноедело во Франции по-прежнему строго контролировалось. Согласно УказуГосударственного Совета от 13 сентября 1722 года расклейщики афиш, например, обязательно должны были уметь читать и писать и бытьпредставленными союзами книготорговцев и издателей в полиции (квартальным). Имвменялось в обязанностьвывешивать афиши. Число парижских расклейщиков афиш не могло превышать 14человек. Несмотря на подобные строгости,улицы Парижа и других европейских городов изобиловали незаконно вывешеннымирекламными плакатами.
Настоящей революцией в истории афиши стало изобретениелитографии. Поскольку производство деревянныхи медных гравюр стоило дорого, среди печатной продукции XVIIIв. мы находим мало афиш. Другим препятствием в развитии этого вида рекламного искусствабыло отсутствие технических возможностей производства афиш большого формата.
Изобретениек 1796 году Алоизом Зенефельдером литографии решило проблему дороговизны.Будучи человеком небогатым, он не мог позволить себе самостоятельное производство. На помощь ему приходит ФрансГейслер, главный музыкант королевского двора, который предложил Зенефельдеруоткрыть мастерскую. Поиск новой, более совершенной технологии, привел Зенефельдерак изобретению литографии. Во Франции литографияначинает использоваться в 1807 году.Однако первая афиша на этой основепоявилась лишь в 1836 году. Серийноепроизводство начинается еще позже, в1896 году, с выхода в свет партитуры Гейслера.
Изначальноафиша была черно-белой, но печаталась на цветной бумаге, так как на белой былоразрешено печатать лишь официальные, административные сообщения.
Продолжателемдела Зенефельдера можно считать Годфруа Энгельманна. Именно он впервые сумелрешить проблему цвета с помощью хромолитографии. В 1831 году он достигжелаемого результата, хотя до негоэто пытались сделать многие. Несмотряна то, что к 1840 году цвет все шире используетсярекламными плакатистами, его низкое качество еще долго остается неразрешимой проблемой.
Впервой половине XIXв. афишишироко используют книгоиздатели длярекламы популярных изданий, вособенности бульварных любовных романов. От них не отстают и газетчики.Рекламные кампании печатных изданий с использованием разных видов рекламыстановятсявсе больше популярными. Так, воФранции, Морис Милод проводил рекламную кампанию "PetitJournal" с использованиемплакатов.
В1884году появляются отпечатанные на бумаге плакаты большого форматаЖана Алексиса Рушона. Самые крупные по масштабу из известных его плакатов:«Принц Евгений» (280 x 138 см), «Прекраснаясадовница" (270 x 220 см). Рекламный плакат приобретает еще одну из своихважнейших характеристик — широкоформатность.
Вовторой половине XIXв. вевропейских странах нарастает «плакатный бум». Франция закономерно стала лидером этого движения. Значительным событием в развитии искусстварекламы становится привлечение к еесозданию выдающихся художников. [25стр. 56-62]
Итак,история рекламного плаката началасвое развитие в средние века с момента изобретенияпечатного станка и развивается донаших дней. Исходя извышесказанного, можно сделать вывод, что рекламный плакат, афиша, объявление – это неотъемлемаячасть жизни человека. Значительную часть в развитии рекламного плаката занимаетнаучно-технический прогресс.
1.2ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ И ПОЛИГРАФИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РОССИЙСКАЯ ИСОВЕТСКАЯ ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА XIX—XXВВ.
Следует признать, что главным средством общения на Руси всегда служили ярмарки.Непременным атрибутом ярмарок былираек, балаганы и видовые плакаты, (раек — это аппарат со смещающимися при повороте ручки картинками, смотреть в которыйполагалось в специальную дырочку). Торговляи ремесла в России для привлечения вниманияпрохожих долгое время пользовалисьсамодельными, плохо изготовленными рекламными афишами, но с XIXв. появились профессионально выполненные и отпечатанныеафиши.
Первой российской протогазетой стали «Куранты», выпускавшиеся при царском дворе (в XVIIв.) в двух экземплярах.Содержанием обычно служил пересказ актуальных событий западноевропейскойполитики. Следующей, уже полноценной газетой стали петровские«Ведомости» (1703). Нарядус коммерческими объявлениями библиографическаяреклама выделилась в особый жанр — каталог. Реклама книжной продукциихарактерна и для газеты Московскогоуниверситета «Московские ведомости» (1756).
В условиях информационного голода несомненным значительнымсобытием следует считать появлениелубков — народных картинок. Лубки были подобны гравюрам на дереве. Кдостоинствам лубка следует отнести небольшую стоимость. На лубках изображалисьнаиболее значительные события изжизни России, библейские и исторические сюжеты. В лубочных сюжетах использовалисьв основном суггестивные методы воздействияна аудиторию, заранее определявшиезаданный тип поведения. Для этого применялся так называемый прием контраста и противопоставления: святость— греховность, красота — уродство, здоровье — болезнь.
В том же XVIIв. был завезен фряжский (итальянский) станок дляпечати конклюзий — объяснительных листов.Конклюзий представляли собой соединениегравированного изображения стекстом приглашения на академическийдиспут или придворный праздник. Некоторые конклюзий излагали программунамеченного события, вбирая в себядва расслоившихся впоследствии рекламныхжанра: зрелищную (концертная, театральная, цирковая)афишу и театральную программу. [26, стр. 64]
В России впервые скрытая реклама появляется вгазете «Северная пчела"(1832—1835), как своеобразная реакция на официальный запрет властей публиковать коммерческиеобъявления.Главный поток коммерческих объявленийрекламного характера шел через издание департамента внешней торговли —«Коммерческую газету» (1825—1860) и частный еженедельник«Купец» (1832—1835), который был создан с целью способствовать успехамотечественной промышленности, сбыту, приобретению товаров и изделий; издавался на русском, французском и немецком языках. С развитием капиталистических отношенийпосле 1861 г. были сняты государственныезапреты на помещение коммерческой информации. Массовые издания «Голос», «Петербургский листок»,«Московский листок», взявориентир на широкую читательскую аудиторию, способствовали зарождению первыхроссийских рекламных агентств.
Наиболее авторитетным рекламным агентством XIXв. в России являласьцентральная контора объявлений торгового дома «Метцель и Ко»(1870). Среди изданий, выпускавшихсяна рубеже веков, наибольшее количество рекламных объявленийпомещалось в газете «Новое время".Только в 1896 г. доходы от рекламы в «Новом времени» составили более500 тыс. руб. при средних расценках на рекламу 35 коп. за строку.
Начало XXв. характеризуется отходом отбездоказательной и ничем не подкрепленной «многообещающей» рекламы.Законодательство коснулось регулированияв сфере патентованных лекарственных средств. Рекламные агентства активноработали при журналах и газетах. В случае многократных публикаций обещаласьзначительная скидка. По первомутребованию (можно по телефону) главнаяконтора командировала рекламных агентов.
Развитие рекламного дела вСССР пошло несколько иным путем. Совет Народных Комиссаров принял декрет «О государственной монополии на размещениеобъявлений" в СМИ (от 18 ноября 1917г.). Если рекламные сообщения и появлялисьв некоторых изданиях, то посвящены они были скорее либо приобретению билетовлотереи, либо подписке на газеты и журналы издательства «Известия ЦИК СССР и ВЦИК". Основной задачей этогодекрета было лишить независимые газеты источника доходов и взять прессу под контроль. С началом нэпа опять появиласьпотребность в рекламе. Эти годы остались в истории как период бурного развития советской рекламы. Вновь стали открываться рекламные агентства. Шло активное соревнование запотребителя. Основную рекламную«нагрузку» взяли на себя частные агентства. Партийнаяпресса по-прежнему чуралась коммерции. В 1923 г. первой «потеряла невинность" газета «Известия", допустившаярекламные объявления на свои страницы.
С началом индустриализации необходимость в рекламе опять свелась к нулю. Предприятия не нуждались в активизации сбыта. Зачатки рекламысохранились в торговле в виде вывесок, витрин и т.д. Начавшаяся войнане совсем уничтожила рекламные ростки, а скорее изменила их направленность.Реклама мобилизовывала население на борьбу с врагом. Например, такие плакатыкак «Родина-мать зовет!», «А ты записалсядобровольцем?" — появилсь ещев гражданскую войну, сюжет был заимствован с американского постера "IwantyouforUSArmy"),«Все для фронта — все для победы!"
После войны в условиях сохраняющейся карточной системы (до 1947 г.) обязанность заняться хоть какой-то рекламой была возложенанепосредственно на торговлю. Парадокс был в том, что торговля не имела дляэтого средств. Поэтому расходы на оформление витрин и интерьеров, наупаковочную бумагу или газосветную вывеску относились на статью «Издержкиобращения". А ежегодные планытребовали сократить издержки обращенияна столько-то процентов. В середине 50-х гг. (с приходом «оттепели»)в структуре Госкоопторга были созданы рекламные комбинаты, в которых помимо оформительскихработ выполнялись заказы на печатнуюрекламу. В эти же годы своярекламная служба была создана всистеме Министерства внешней торговли СССР — «Внешторгреклама»,которая выполнялазаказы на рекламу отдельных товаров и еще издавала красочный журнал«Советский экспорт» на английском, немецком, французском и испанском языках. Спустянекоторое время собственными рекламнымиизданиями обзавелись и отдельныевнешнеторговые объединения —«Авиаэкспорт», «Автоэкспорт», «Машприборинторг»,«Лицензинторг» и многие другие. Реклама в них адресовалась«западным» потребителям ибыла сделана по их стандартам и на их полиграфической базе.
В сентябре 1965 г. был создан Межведомственный совет порекламе, в который вошли все торговые министерства, потребкооперация, 22 промышленных министерства, Гостелерадио,Госкино и Госкомпечать. Несмотря на«межведомственный статус», на деле совет по рекламе остался «пристегнутым» к одному ведомству —Минторгу СССР.
Центральная прессапо-прежнему не допускала на свои страницы рекламу. Ограничения были сделаны длягородских и вечерних газет, но и здесь существовал жесткий лимит на публикациюрекламы — не более 25 % от объема последней полосы. Учитывая, что поток желающих размещать рекламу нарастал какснежный ком выход нашелся в том, чтоспециальным постановлением было разрешено выпускать рекламные приложения к вечерним и городским газетам. Всего по Союзу к1985 г. выходило до 90 различных рекламных приложений.
Из-за существующегогигантского бюрократического аппарата большие проблемы возникали с рекламойновых товаров. Каждый образец, чтобы пойти в серию, должен был пройтисогласование в 22 различных ведомствах.
Одним из новаторов в развитии рекламы стал симферопольский завод«Фотон», который в начале 80-х гг. стал заключать контракты созвездами российской эстрады. На рекламных плакатах телевизоров«Фотон» под девизом «Окно в мир прекрасного» появились изображенияА. Пугачевой, Г. Хазанова, М. Ширвиндта и т.д., что способствовало росту популярности рекламируемого товара. [43, стр. 38-41]
Итак, во времясуществования Российской империипечатная реклама развивалась «вногу со временем». С приходом советской власти реклама как понятие исчезла вообще. Печатнаяреклама представлялась лишь в видеафиш театров и кинотеатров, и плакатов политического характера.
1.3 СОВРЕМЕННАЯ УКРАИНСКАЯ ПЕЧАТНЯ РЕКЛАМА В ПРЕССЕ И ПОЛИГРАФИЯ
В буквальном переводе сгреческого «полиграфия" —это «много-писание», то есть изготовление в большом количествеидентичных экземпляров одного итого же текста (или рисунка), то есть оригинала.
Сутьполиграфического процесса заключаетсяв формировании, в соответствии с оригиналом, изображенияиз красочного слоя и в его передачена запечатываемую поверхность (например, бумагу) с последующей обработкой полученныхоттисков.
Базапечатного процесса — печатная форма,на которой формируется изображениеиз краски. Участки печатной формы, передающие краску на бумагу — печатные, невоспринимающие и не передающие краску — пробельные. [41, стр. 25]
Современнаяпечатная реклама включает всерекламные средства, объединенные общимспособом изготовления — полиграфическим.
Для выражениярекламной идеи в печатной рекламе используютсятекст, изображение (рисунок, фото), шрифт и цвет.
К печатной рекламе относятся плакаты, афиши, листовки, проспекты, каталоги,брошюры, памятки, поздравительныекарточки, этикетки, упаковка, рекламные ценники, рекламные письма, объя