Министерство образования Республики Беларусь
«Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Математический факультет
Кафедра МПМ
Реферат
Математические предложения и методика их изучения
Исполнитель:
Студентка группы М-31
Селиканова А.Ю.
Научный руководитель:
Канд. физ-мат. наук, доцент
Лебедева М.Т.
Гомель 2007
Суждение - это такая форма мышления, в которой отражается наличие или отсутствие самого объекта, наличие или отсутствие его свойств, связей.
Суждение - это форма связей понятий друг с другом, которая обладает двумя свойствами: 1) что-либо утверждает или отрицает; 2) является или истинным, или ложным.
Например: 1) любой параллелограмм есть ромб - ложно; 2) любой ромб есть параллелограмм - истинно; 3) “ есть функция” - суждение выражает связь понятий по объёму, т.е. - составная часть класса функций; вместе с тем ей присуще всё то, что свойственно функциям; 4) многочлен непрерывен при всех значениях независимой переменной - истинно.
Каждая наука есть определенная система суждений об объектах , являющихся предметом ее изучения.
Например: "Сумма углов каждого треугольника равна 180 градусов" - это суждение сформулировано в виде геометрического предложения, принадлежащего евклидовой геометрии , т. к. а) состоит из геометрических (сумма углов, треугольник 180 градусов) и логических (всякого, равна) терминов или символов; б) истинно т.к. доказывается в рамках евклидовой геометрии.
Суждения образуются в мышлении 2 способами: непосредственно и опосредовано.
Например: 1. Эта фигура - круг - суждения выражает результат восприятия.
2. x2=-2 - не имеет действительных корней суждений опосредованное, оно возникло в результате особой мыслительной деятельности, называемой умозаключением.
Умозаключение - процесс получения нового суждения - вывода из одного или нескольких данных суждений.
Например:
x2=-2 - уравнение;
квадрат действительного числа больше или равен нулю;
корень обращает уравнение в верное числовое равенство.
Из этих трех суждений получаем новое: уравнение x2=-2 не имеет действительных корней.
В математической логике используют термин “высказывание”, имеющий смысл, близкий к понятию “суждение”. Под высказываниями производятся следующие операции: а) отрицание высказывания; б) конъюнкция; в) дизъюнкция; г) импликация.
Математическая логика, исходя из основных законов формальной логики, исследует закономерности логических процессов на основе применения математических методов.
Для нее характерна формализация логических операций, полное абстрагирование от конкретного содержания предложений.
Например: (все растения красные)(все собаки - растения) =>(все собаки красные).
Раскрыть логическую структуру составного предложения, - значит, показать, из каких элементарных предложений сконструировано данное составное предложение и как оно составлено из них, т.е. с помощью каких и в каком порядке применяемых логических связок “не”, “и”, “или”, “если…,то…”, “тогда, и только тогда”, “для всякого”, “существует”, обозначающих логические операции, с помощью которых из одних предложений образуются другие. Например:
Элементарные предложения:
дан АВС; (x) АВ=ВС; (y) АД=ДС; (z) ВДДС.
Составные предложения:
1. Если АВ=ВС и АД=ДС, то ВДДС - истинное.
2. Если АВ=ВС, то АД=ДС и ВДДС - ложное.А
3. Если ДВ=ВС и ВД не перпендикулярно АС,
то АДДС - истинное.
Логические структуры для 1. и 3. выглядят так: 1) Если x и y, то z. 3) Если x и не z, то не y.
Например:
Если число целое и положительное, то оно натуральное;
Если число целое и не натуральное, то оно не положительное.
Аксиома - предложение, принимаемое без доказательства. Определенное число аксиом образует систему исходных положений некоторой научной теории, лежащую в основе доказательств других положений (теорем) этой теории, в границах которой каждая аксиома принимается без доказательства.
Постулат - это предложение, в котором выражается некоторое требование (условие), которому должно удовлетворять некоторое понятие или некоторое отношение между понятиями.
Например, понятие а||b определяется двумя постулатами:
(a)(b);
(a=b)(ab=0).
Теорема - математическое предложение, истинность которого устанавливается посредством доказательства (рассуждения), логического следствия других предложений, принимаемых за достоверные.
Можно отметить два подхода к пониманию теоремы:
А.В. Погорелов (геометрия “7-11”) “Правильность утверждения о свойстве той или иной геометрической фигуры устанавливал путем рассуждения. Это рассуждение называется доказательством. А само утверждение, которое доказывается, называется теоремой. … Формулировка теоремы обычно состоит из двух частей. В одной части говорится о том, что дано. Это часть называется условием теоремы. В другой части говорится о том, что должно быть доказано. Эта часть называется заключением теоремы”.
Структура теоремы, предполагаемая В.П. Болтянским: а) разъяснительная часть; б) условие; в) заключение.
Например, “если сумма цифр числа n делится на 3, то само число n делится на 3”.
Условие: сумма цифр числа n делится на 3
Заключение: само число делится на 3.
Разъяснительная часть: n - любое натуральное число.
Используя логическую символику, теорема представляется так:
- импликация (если …, то …).
Имея прямую теорему (), можно образовать новые теоремы:
1. - обратная;
2. - противоположная;
3. -обратная противоположной или контрапозитивная.
Эти теоремы обладают следующими свойствами:
а) () и () - одновременно истинны или ложны;
б) () и () - одновременно истинны или ложны.
Высказывание p называется необходимым условием для q, если импликация () есть истинное следствие. Например, чтобы число делилось на 6, необходимо (не недостаточно), чтобы оно было чётным.
p - четное число, q - число кратно 6. () - и.
Высказывание p называется достаточным условием для q, если импликация () есть истинное следствие. Например, чтобы число было кратно 5, достаточно, чтобы оно было кратно 25. (р: кратно 25; q: кратно 5) (pq)
Замечание: Для определения необходимо условие следует подобрать контр пример, опровержение данного утверждения.
Условие р называется необходимым и достаточным для q, если истины одновременно обе импликации: (pq) и (qp), т.е. имеет место эквивалентность.
Характеристическое свойство наиболее полно определяет объект, выделяя его из некоторого множества сходных объектов, позволяет его сконструировать.
Например, характеристическое свойство арифметической прогрессии:
начиная со второго члена, все члены прогрессии удовлетворяют свойству: - быть средним арифметическим двух соседних с ним членов (или отстоять от него на равных расстояниях)
Пример необходимого и достаточного условия:
Предложение |
обоснование |
|
1)a:b=c2)a=bc |
1) условие2) почему? |
Схематически полная логическое доказательство теоремы можно составить так: 1) точное понятие; 2) включаем все посылки; 3) не опускают никаких промежуточных рассуждений; 4) явно указывающее правила вывода.
В практике школьного обучения математики наиболее часто используется прямое доказательство, основанное на содержательном доказательстве в свернутом виде: 1) интуитивное понятие; 2) опускают некоторые в частности, общие посылки; 3) опускают отдельные шаги; 4) не фиксируют использование логики.
Например: Диагонали прямоугольника равны.
Теорему можно доказать: а) с помощью осевой симметрии; б) с помощью равенства прямоугольников. Отметим, что различные доказательства теоремы отличаются как математическими посылками, (используемыми в них истинными предложениями данной теории), так и логикой (используемыми правилами).
Доказательство 1.
“Если четырёхугольник - прямоугольник, то его диагонали равны” или “Если ABCD - прямоугольник, то AC=BD”.
Точка D симметрична A; B - симметрична C относительно MN (это непосредственно следует из ранее доказанной теоремы: “Серединный перпендикуляр и сторона прямоугольника являются осью симметрии). Значит, отрезок AC и DB симметричны относительно оси MN. Поэтому AC=BD.
Доказательство 2.
, т.к. они прямоугольные (), AB=CD как противоположные стороны прямоугольника; AD - общая сторона. Следовательно, AB=CD.
Методика введения теорем предполагает подготовку учащихся к восприятию ее доказательства.
1) Для того, чтобы учащиеся поняли логические части доказательства, применяют метод целесообразных задач.
Например: При доказательстве того факта, что угол между боковым ребром призмы и ее высотой равен углу между плоскостями основания и перпендикулярного сечения, необходимого предварительно решить по готовым чертежам следующие задачи:
1. По данным на рисунке найти и угол между прямыми BO и OC.
Замечание: угол между двумя прямыми (двумя плоскостями) острый.
2. Угол между плоскостями и равен , прямая OA перпендикулярна плоскости , ; прямая OB перпендикулярна плоскости , . Найти угол между прямыми OA и OB.
2) Для подготовки учащихся к восприятию доказательства теоремы можно использовать прием многократного доказательства (например, тройная прокрутка).
а) учитель излагает схему (идею, канву) доказательства. Возможно, при этом использование эвристической беседы, которая может быть или аналитико-синтетический или синтетический. Вопросы должны быть сформулированы четко, отражая наиболее важные логические этапы доказательства. После каждого вопроса необходима пауза для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно найти ответ:
б) учитель излагает доказательство теоремы в виде краткого рассказа, обосновывая каждый шаг;
в) повторение доказательства в полном объеме.
Еще один прием обучения доказательством - обучение учащихся составленного плана доказательства теоремы, при котором выполняются следующие этапы:
· даётся готовый план доказательства новой теоремы и учащимся предлагается самим доказать ее с помощью плана. Преимущества: 1) план разбивает доказательство теоремы на ряд простых, элементарных задач, которые учащиеся могут решить; 2) у учащихся появляется уверенность в том, что они смогут доказать новую теорему; 3) план позволяет охватить все доказательство в целом, у учащихся возникает чувство полного понимания;
· учащихся учат составлять план уже изученной теоремы. Сначала эта работа выполняется коллективно, а затем самостоятельно.
Раскрыть логическую структуру составного предложения, - значит, показать, из каких элементарных предложений сконструировано данное составное предложение и как оно составлено из них, т.е. с помощью каких и в каком порядке применяемых логических связок “не”, “и”, “или”, “если…,то…”, “тогда, и только тогда”, “для всякого”, “существует”, обозначающих логические операции, с помощью которых из одних предложений образуются другие.
Литература
1. К.О. Ананченко «Общая методика преподавания математики в школе», Мн., «Унiверсiтэцкае»,1997г.
2. Н.М. Рогановский «Методика преподавания в средней школе», Мн., «Высшая школа», 1990г.
3. Г. Фройденталь «Математика как педагогическая задача»,М., «Просвещение», 1998г.
4. Н.Н. «Математическая лаборатория», М., «Просвещение», 1997г.
5. Ю.М. Колягин «Методика преподавания математики в средней школе», М., «Просвещение», 1999г.
6. А.А. Столяр «Логические проблемы преподавания математики», Мн., «Высшая школа», 2000г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |