Реферат по предмету "Маркетинг"


Экономическое обоснование создания малого предприятия ООО Делфи

--PAGE_BREAK--и франчайзин­га. Если франчайзинговая система получает в России все большее распространение, то система лизинга находится лишь в зачаточном состоянии. Развитию этих форм деятельности на предприятиях малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктурымалого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской си­стемы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое ма­лое предприятие должно иметь возможность получить консульта­цию и бесплатную помощь по вопросам создания предприятия и его функционирования, проблемам маркетинговой стратегии, за­щите своих интересов и др. Особенно актуальна задача профес­сиональной подготовки руководителей малых предприятий. По разным оценкам в настоящее время только от 20 до 30% руково­дителей малых предприятий имеют специальное профессиональ­ное образование. Это сдерживает развитие и повышение эффек­тивности малого бизнеса.

Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития.
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ  ООО «ДЕЛФИ»

2.1 Организационно-правовые аспекты создания малого предприятия  «Делфи»

         Организационно-правовая форма ведения бизнеса — общество с ограниченной ответственностью. Этот вариант является оптимальным по ряду причин. Прежде всего, потому, что основными клиентами будут выступать юридические лица. Степень успешности проекта оценивается как средний  и зависит, в первую очередь от региона. Например в таких регионах как в Москве или Петербурге уровень конкуренции достаточно высокий по сравнению с Братским районом.

         ООО — это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли.

         Ответственность участников ООО ограничена пределами принадлежащих им долей в уставном капитале общества. То есть если дело не пойдет, то взыскание будет обращаться на имущество компании, а не на личное имущество ее владельцев.

         Аналогичные ограничения ответственности владельцев бизнеса действительны не только для ООО, но и для акционерных обществ.

         Исключением являются случаи, когда будет доказано, что банкротство компании произошло по вине ее владельца или владельцев, тогда, при недостаточности имущества юридического лица, предусмотрена субсидиарная ответственность для участников компании и взыскание может быть обращено на их собственное имущество.

         ООО является наиболее оптимальной формой для малого или среднего бизнеса. Именно поэтому большинство компаний, относящихся к этим сегментам, организованы в форме общества с ограниченной ответственностью. Причиной тому является простота создания, высокий уровень управленческого контроля, оперативность, возможность относительно простой смены участников компании.

         Учредители ООО заключают между собой учредительный договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности, размер уставного капитала, долю каждого в уставном капитале и проч. Кроме того, у общества обязательно должен быть устав, содержащий основные сведения о юридическом лице.

         Обществу с ограниченной ответственностью необходимо иметь уставный капитал не менее 10 000 руб., который на момент регистрации общества должен быть оплачен хотя бы наполовину. Оставшаяся часть уставного капитала должна быть оплачена участниками в течение первого года деятельности.
2.2 Учредители (владельцы), их доля в складочном капитале

Данную организацию создают три учредителя – три физических лица. Уставной капитал фирмы ООО «Делфи» поделен на доли и составляет на момент регистрации 1747360 руб. Одна доля даёт право на один голос в высшем органе управления Обществом – Общим собранием участников. Размеры вкладов участников в уставный капитал представлены в табл. 1.

Таблица 1

Вклады участников в уставный капитал


2.4 Маркетинг и сбыт продукции

2.4.1 Описание продукции

         Фирма  ООО «Делфи» предлагает следующие товары и услуги:

1.     Компьютерная техника и комплектующие (материнские платы, процессоры, модули памяти, жесткие диски, interface card, видеоадаптеры, мониторы, принтеры, сканеры, копировальные аппараты, сетевое оборудование, источники бесперебойного питания, мультимедиа, zip drive, игровые устройства, аксессуары, расходные материалы).

2.     Готовые компьютерные системы (компьютеры для офиса, компьютеры для игр и развлечений, рабочие станции).

3.     Услуги (диагностика компьютера, переустановка операционной системы, вызов специалиста, подключение внешних устройств, установка и настройка модема, подготовка жесткого диска к работе, модернизация компьютера, заправка картриджей на лазерные принтеры, перепрошивка BIOS, материнских плат, запись на CD-R, профилактика принтера, компьютера, ремонт монитора, компьютера, принтера).

4.     Программное обеспечение (видео, музыка, игры, обучающие программы, прочие программы).
2.4.2 Характеристика возможностей рынка и платежеспособного спроса

         На сегодняшний день рынок компьютерной техники еще недостаточно развит. Компьютеры активно вошли в нашу повседневную жизнь и во все сферы бизнеса. Пользование компьютерами становиться одним из перспективных направлений в нашем регионе. Например: компьютеризация сельских и городских школ, вузов, предприятий, бюджетных организаций и т.д.

         Количество компьютеров в России и  в Иркутской области неуклонно растет год от года. На сегодняшний день практически ни одна организация не обходится без применения компьютерной техники. Компьютеры и оргтехника очень широко используются в организациях для решения повседневных вопросов ведения бизнеса. Любой организации для ведения бизнеса требуется оргтехника. В зависимости от размера организации, ей требуется от одного компьютера до сотен. Также организациям будет нужна сопутствующая оргтехника (принтеры, сканеры, плоттеры, ксероксы, факсы, сетевое оборудование). А оргтехника, как и любая другая техника, потребует обслуживания и ремонта, чем и будет заниматься ООО «Делфи».  

         Дома и на работе компьютер используется для разных целей. Начиная от игр и развлечений и заканчивая высокоточными инженерными исследованиями. Современное программного обеспечение и мультимедиа-приложения довольно требовательны к аппаратным средствам компьютера. Так, например, для работы с программой Corеl Draw 10 требуется (минимальные требования) Intel Pentium 200 MHz, Ram 64, Video 1 Мb. Адляигры«Return to castle Wolfenstein»  ужебудетнуженIntel Pentium III  500  MHz, Ram 64, Video 16. Это означает, что у владельцев компьютеров есть постоянная потребность в модернизации. В среднем же модернизация делается 2 раза в год. Услуги по модернизации компьютеров  (как домашних компьютеров, так и компьютерной техники корпоративных пользователей) также будет осуществлять фирма «Делфи».

         Причина уверенности в успехе данного начинания – это постоянно увеличивающаяся  потребность  организаций и физических лиц в оргтехнике, лицензионном программном обеспечении, качественном сервисном обслуживании и модернизации. Поэтому компьютеры и комплектующие к ним пользуются большим спросом на потребительском рынке. А в перспективе они будут востребованы еще больше.

         Покупателями товаров фирмы будет любые организации и частные лица.

         Услуги также будут предоставляться самому широкому кругу пользователей компьютерной и оргтехники: от физических лиц до корпоративных объединений. В состав юридических лиц входят: предприятия торговли и сферы услуг, промышленные предприятия, предприятия бюджетной сферы.

         Фирма «Делфи» для выхода на потребительский рынок будет использовать две стратегии. Первая – это стратегия низких цен. Это означает, что цена на продукцию и услуги будут ниже по сравнению с ценами аналогичных компаний г. Братска, что поможет  конкурировать на рынке, а также привлечет клиентов. И вторая – стратегия дифференцированного маркетинга. Она означает, что компания будет ориентирована на две категории населения – это граждане с высоким и средним уровнем дохода.

         Потребительские качества оказываемых услуг и продукции определяются требованиями пользователей, как для услуг, так и для товаров компании. Они определяются:

1. Для продукции:

         1.1. Качество.

         1.2. Относительно невысокая цена.

         1.3. Гарантия.

         1.4. Система скидок.

         1.5. Безопасность для здоровья.

2. Для услуг:

         2.1. Удобным и качественным сервисом.

         2.2. Невысокой ценой.

         2.3. Системой скидок.

         А также потребителям хотелось бы, чтобы у фирмы был собственный сайт в интернете, где клиенты могли бы ознакомиться и получить информацию о продукции и услугах. Учитывая всё это, фирма считает, что эти требования выполнимы и будет придерживаться их.  А так как была  выбрана стратегия дифференцированного маркетинга, то будут продаваться продукция двух видов: фирменная (Brand) и нефирменная (Nobrand), и соответственно цены среднего и низкого уровня. В виду качественного различия продукции Brand-ов и Nobrand-ов. То есть комплектующие  практически одни и те же, только одни делала зарекомендовавшая себя фирма, следящая за качеством своей продукции, а другие –  никому не известная. Продаваемая продукция будет в основном  из Китая, Малайзии, Сингапура,  Таиланда и Индонезии по двум причинам:

1. Она намного дешевле своих аналогов из Японии и США при том же качестве.

2. Цена её доставки  будет ниже.

         Сегодня рынок компьютерной и оргтехники в г. Братске не достаточно насыщен товарами данного направления. Это будет способствовать успешной реализации продукции на рынке города.

         Изменения на данном рынке могут происходить под воздействием следующих внешних факторов:

-       изменения, происходящие на валютном рынке (могут быть как отрицательными, так и положительными);

-       предпочтения потребителей, связанные с выпуском более совершенного  оборудования и модификаций (положительные, так как фирма «Делфи» будет первой реагировать на появление новинок. Однако, на широкое распространение нового вида продукции, как показал опыт предыдущих лет, уходит достаточно много времени: 4-6 лет, как это было с CD-ROM);

-       цены на товары-заменители (аналоговые видеокамеры, видеомагнитофоны, радиоприемники, телевизоры и т.д.): (положительные, так как цены на эти товары  падают медленнее, чем на компьютерную технику).

         Так же нужно обратить внимание на внутренние факторы,  оказывающие влияние на состояние данного рынка:

-       конкуренция (отрицательный);

-       изменение внутреннего состава участников рынка (отрицательный, хотя может быть и положительным);

-       изменение числа покупателей (положительный, ввиду роста интереса к продукции);

-       изменение дохода потребителей (положительный по причине улучшения благосостояния наших граждан).

         Все это приводит к постоянным изменениям  на  данном  рынке,  что постоянно способствует качественному улучшению состава участников и как следствие постоянное улучшение и расширение ассортимента и номенклатуры продукции, а так же расширению разнообразия услуг, предоставляемых совместно с предлагаемым товаром.

        

2.4.3 Основные конкуренты

В настоящее время в г. Братске существуют шесть фирм работающих на рынке компьютерной и оргтехники. В тоже время нельзя выделить очень крупные компании, они либо мелкие, либо средние. Все они были исследованы. Приведенные ниже таблицы содержат информацию, полученную в ходе обследования компьютерных фирм г. Братска.  

Таблица 1

Сравнительный анализ конкурентов (где, 0-5 количество баллов).

 

*– чем больше балл, тем ниже цена. В остальных случаях все наоборот, то есть чем выше бал, тем лучше оценка фирмы. Максимальное количество – 5 баллов, минимальное  – 0 баллов, прочерк означает отсутствие данной услуги или информации.

         Из таблицы видно, что основные недостатки конкурентов: это небольшой ассортимент, практически полное отсутствие рекламы и кредитования. В некоторых фирмах завышены цены на продукцию и сама она недостаточно качественная. А раз ассортимент маленький, то это сказывается на клиентах, так как той продукции которой нужно, в их прайс-листах нет. Продавцы предлагают подождать или сделать спецзаказ, при этом могут потерять клиентов. Так как все фирмы работают с ограниченным количеством поставщиков, то в основном берут товар на реализацию.  Некоторые компании, пользуясь тем, что у них уже есть постоянные клиенты, просто могут не обратить  внимания на новые потребности, при этом, теряя прибыль, руководствуясь принципом «что есть то и купят». Основное преимущество практически всех конкурентов заключается в том, что они уже достаточно долгое время существуют на данном рынке. Есть постоянные клиенты.

Результаты таблицы также показывает, как происходит ценовая конкуренция среди фирм.  Некоторые компании стараются держать примерно на одинаковом уровне цены.  Но при этом можно потерять на качестве и гарантии. Также существует опасность, что «железо» может быть разогнанным, либо не соответствовать заявленному фирмой качеству.

Главным нашим преимуществом является местонахождение нашей торговой точки – по улице Кирова, то есть в центре города.

Таким образом, для создаваемого нового компьютерного магазина имеется достаточная рыночная ниша в г. Братске.
2.4.4 Ценовая политика

         Сформулируем три основные цели ценообразования, которые являются наиболее важными создаваемой фирмы:

-       поддержание имиджа;

-       получение максимальной прибыли;

-       стать лидером по качеству услуг (оргтехника и  программы).

         Исходя из целей, будем придерживаться стратегии: высокое качество — приемлемая  цена. Первоначально цена будет устанавливаться исходя из сущест­вующих на сегодня цен на рынке оргтехники и программного обеспечения г. Братска.

Ценовая политика будет базироваться не на получении основной прибыли за счет увеличения цены услуг, а на получении прибыли за счет уменьшения входной цены на расходные материалы,  комплектующие и программное обеспечение. Входная цена для ООО «Делфи» на расходные материалы,   комплектующие и программное обеспечение  будет снижена за счет заключения дилерских договоров с крупными  фирмами – поставщиками. При заключении дилерских и партнерских соглашений с поставщиками, входная цена на расходные материалы,  комплектующие будет снижена на 20 – 40%. Входные цены на программное обеспечение для фирмы будет снижена на 40 – 65%. Цена услуг ООО «Делфи» по ремонту техники  и ее сервисному обслуживанию будет определена исходя из цены аналогичных услуг по г. Братску.

Также для получения максимальной прибыли фирма будет производит расчет цены по методу «средние издержки + доход». Этот метод заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Наценка будет составлять около 30 – 50% от себестоимости товара. Такая наценка на товар будет давать цену равную примерно среднему уровню цен на рынке, который максимизирует доход, и довольно низкую по сравнению с ценами на аналогичные товары в конкурирующих фирмах.

         В дальнейшем на основании маркетинговых исследований предполагается  возможное повышение цен на основе определения эластичности (чув­ствительности) спроса на данные виды услуг, в т.ч. в зависимости от:

-       присутствия на рынке аналогичных услуг конкурентов (в т.ч. низкого качества);

-       возможной реакции потребителей на относительно небольшое либо большое изменение цен, связанное с изменением (либо без из­менений) качества услуг.

Будет также рассмотрен вопрос о предоставлении ски­док постоянным клиентам на уровне3-10 %.
2.4.5. Стратегия сбыта продукции

Компания «Делфи» будет заниматься розничной и мелкооптовой продажей компьютерной техники и комплектующих. Также, в виду того, что в условиях современного рынка Братска с ростом числа конкури­рующих организаций существенно возрастает роль и значение мар­кетинговых подходов в организации и продвижении услуг и товаров на рынке. Существенно возрастает роль и значение деятельности по фор­мированию благоприятных для фирмы отношений с общественно­стью («publicrelation»), а также целенаправленных и широко­масштабных рекламных компаний. В условиях наличия выбора предпочитают иметь дело с тем, кого хорошо знают и чья репутация не вызывает сомнений.

Исходя из вышеизложенного сформулирую предложения по проведению работ в области маркетинговых мероприятий и по стимулированию сбыта:

-       политика обслуживания;

-       политика ценообразования (рассмотрено в разделеЦенообразование);

-       система скидок:

           — ценовых- праздничных и мелкооптовых, скидки на докупаемое оборудование,   скидки постоянным клиентам;

           — неценовых-подарки при покупке компьютеров (компакт-диски, Интернет-карты, программное обеспечение);

-       создание прайс-листов;

-       Publicrelations:

           — определение границ общественной приемлемости цены и ка­чества услуг;

           — объективность рекламы;

           — стиль работы и поведения работников компании;

-       создание фирменного стиля.

Очевидно, что хотя с точки зрения практики маркетинга это минимально необходимый объем действий, все же его реализация по­требует значительных затрат и времени, поэтому необходимо выде­лить из перечисленного те мероприятия, которые наиболее необхо­димы, и начать с их реализации (ограничив затраты на проведение маркетинговых мероприятий). И поэтому самыми важными мероприятиями будут: политика ценообразования, объективность рекламы и создание прайс-листов.

Для продвижения товара на рынок необходим комплекс маркетинговых коммуникаций (комплекса стимулирования), состоящего из четырех основных средств воздействия:

-       рекламы,

-       стимулирование сбыта,

-       пропаганды,

-       личной продажи.

Как и любая другая компания, наша фирма должна иметь свое лицо. То есть имидж, который характеризовал бы ее. Для создания благоприятного имиджа необходимо прежде всего уделить огромное внимание на подбор квалифицированных кадров. Так как, придя в ООО «Делфи» клиент, прежде всего, столкнется  с продавцом, от его компетенции, коммуникабельности, приветливости и готовности помочь в выборе зависит то, с каким впечатлением уйдет клиент и вернется ли он еще раз, чтобы осуществить покупку.

         Имидж фирмы будет также формироваться и из номенклатуры, ассортимента и качества продаваемых товаров. В сознании клиентов должен возникнуть  образ симпатичного магазина, удобного для покупок, торгующего качественными, оригинальными товарами и с доступными ценами. В частности для этого может помочь и реклама.  Реклама будет носить информативный характер, так как компания новая и потребители ничего не знают о ней. К тому же она будет строиться на гарантии лучшего обслуживания, невысоких цен и высокого качества.

Наиболее эффективным средством является реклама в средствах СМИ, то есть в газетах и на местном телевидении. Также необходима вывеска — неотъемлемая часть любого магазина. Щит с названием магазина, состоящий из светящихся объемных букв. На размещение вывески или другой наружной рекламы требуется разрешение городского комитета по архитектуре.Можно также «разукрасить» рекламой борта микроавтобусов, курсирующих в районе, где расположен магазин.
2.5 Финансовый план ООО «Делфи»

2.5.1 Малоценные и быстроизнашивающиеся фонды

         Для расчёта суммы инвестиций для организации торгового процесса требуются затраты на покупку малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), представленные в таблице 2.

Таблица 2

Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП)

Наименование

Количество

в штуках.

Цена

в руб.

Общая цена

в руб.

Кассовый аппарат Mini600

1

8000

8000

Компьютер Athlon

2

24000

48000

Принтер

1

9200

9200

Факс – модем

1

3200

3200

Кондиционер

1

4800

4800

Офисная мебель

1

23200

23200

Стеллаж

3

5600

16800

Жалюзи

2

2000

4000

Итого:



80000

117200



  Общие первоначальные затраты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Первоначальные затраты



2.5.2 Оборотные средства

При разработке плана реализации компьютерной и оргтехники  принципиальное значение имеет такой фактор как спрос на готовую продукцию.

Спрос на компьютерную и оргтехнику не имеет ярко выраженный сезонный характер и не подвержен значительным колебаниям в течение года. Существуют небольшие колебания спроса в течении года, в основном спрос повышается в начале учебного года.

Планируемая структура ассортимента товаров представлена в Приложении 1.

Планируемое рабочее расписание.

1. Режим работы                                                 1 смена

2. Продолжительность рабочего дня                 7 часов

3. Продолжительность рабочей недели             6 дней

4. Количество рабочих дней в году                    261 день

Обязанностью каждого поставщика является своевременная поставка заказанных товаров в необходимых количествах. Как правило, товары будут приобретаться у поставщика в кредит, то есть сбыт будет опережать покупки. Однако до заключения партнерских соглашений оплата за товары будет производиться до его поставки.

В качестве поставщиков выбраны фирмы Новосибирска (для оргтехники и комплектующих) и г. Москвы (для программного обеспечения и литературы). Эти фирмы были выбраны из-за низкой стоимости товара и географической близости Новосибирска и легкости транспортировки товаров из Москвы.  После заключении дилерских и партнерских соглашений с поставщиками, входная цена на расходные материалы и  комплектующие будет снижена на 20 – 40%. Входные цены на программное обеспечение для фирмы будет снижена на 40 – 65%. Начальный список поставщиков оборудования и услуг представлен в таблице 4.

           Таблица 4

Список поставщиков
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.5.4.Определение электроэнергии
Потребляемая энергия технологической  составляет 100 кВт/час.

Потребление в сутки: 100 кВт/час * 6 = 600 кВт

Потребление в год: 600 кВт * 261 = 156600 кВт

Стоимость одного кВт/час = 0,2 руб

Стоимость электроэнергии:

                                                           Сэ = Сч*Е                                           

Где Сч – стоимость одного кВт/час, Е – электроэнергия.

Сэ т.л. = 0,2*600 = 120 (руб/сутки)

Сэ т.л. = 0,2*156600 = 31320 (руб/год)


2.5.5. Затраты на выплату заработной платы
В ООО «Делфи» на первом этапе работы предполагается участие 11 человек, уровень оплаты труда которых зависит от занимаемой должности.(Приложение 2)

Согласно положениям гл. 24 Налогового кодекса РФ, организации – юридические и физические лица, являющиеся работодателями, обязаны производить отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды в виде уплаты единого социального налога.

Для налогоплательщиков [2, п.1 ст. 235] применяются следующие налоговые ставки:

Таблица 5

Ставки ЕСНдля налогоплательщиков, указанных в. П.1 ст. 235 НК РФ (в редакции последних изменений)

В соответствии со ст. 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам:

— организации,

— индивидуальные предприниматели,

— физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

ООО «Делфи» соответствует общим критериям определения налогоплательщика по ЕСН. Как видно по данным табл. 6, сумма ЕСН, подлежащая уплате по истечении налогового периода (календарного года), составляет 29956,16, соответственно, «очищенный» от социальных обязательств годовой фонд заработной платы ООО «Делфи» составит рублей.

Таблица 6

Расчет заработной платы
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.5.6. Амортизация
ООО «Делфи», в соответствии с «Положением об учётной политике предприятия», начисляет износ процентным способом – исходя из фактической себестоимости малоценного и быстроизнашивающегося предмета, исходя из стоимости, предусмотренной в договоре, и ставки в размере 100% при передаче МБП в эксплуатацию, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу предприятия по налогу на прибыль.

Износ МБП представлен в таблице 7:

Таблица 7

Амортизационные отчисления МБП

Наименование

Стоимость, руб.

Общая сумма амортизации, руб.

Кассовый аппарат Mini600

8000

8000

Компьютер Athlon

24000

24000

Компьютер Athlon

24000

24000

Принтер

9200

9200

Факс – модем

3200

3200

Кондиционер

4800

4800

Офисная мебель

23200

23200

Стеллаж

5600

5600

Стеллаж

5600

5600

Стеллаж

5600

5600

Жалюзи

2000

2000

Жалюзи

2000

2000

Итого:

117200

117200
2.5.7. Арендные отношения
Аренда помещений.

На начальном этапе становления, для нормального ведения торговой деятельности, обществом предполагается арендовать торговое и складское помещения. Арендный договор будет заключен с Дирекцией по строительству г. Братска (ДС  г. Братска) сроком на один год. Данный выбор был сделан ввиду довольно низкой арендной платы.

Размер производственного помещения составляет 150м2, а площадь складского помещения составляет 50м2.

            Арендная плата для производственного и складского помещений в месяц составляет 300 рублей 1м2.

Договор аренды заключается с ДС г. Братска сроком на один год.

В соответствии с договором, который намечает заключить ООО «Делфи» с ДС г. Братска, все коммунальные платежи обязан производить арендодатель.

Аренда телекоммуникационных средств связи.

Кроме помещений, будет арендован один телефонный номер. Оплата за аренду телефона составит 250 руб. в месяц.

Расчет арендных платежей представлен в таблице 8

Таблица 8

Сводная таблица арендных платежей за 1 месяц работы

Соответственно, арендная плата за год составит 60250 * 12 = 723000 (руб).

Далее  следует определиться с предполагаемыми поступлениями выручки от реализации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.