Реферат по предмету "Маркетинг"


Цели, задачи и структура маркетинговых исследований и система маркетинговой информации

Московский государственный университетпутей сообщения
МИИТ
Поволжский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по маркетингу
на тему:
«Цели, задачи и структура маркетинговыхисследований и система маркетинговой информации»
Выполнила студентка 3 курса
Григорьева О.А.
Проверила
Скоробогатова Т.А.
Саратов 2010

Содержание
Введение
1.   Основные цели и задачимаркетинговых исследований
2.   Процесс и этапымаркетинговых исследований
3.   Система маркетинговойинформации
Задание
Список используемой литературы

Введение
Эффективное двухстороннее сотрудничество между поставщиками ипотребителями товаров и услуг всех видов является жизненно необходимым длялюбого современного общества. Растущие международные связи и взаимозависимостьподчеркивают эту необходимость. Для этого поставщик стремится информироватьпотребителя с помощью различных форм информационно-рекламной деятельности отом, что и где можно приобрести. С другой стороны, разнообразные запросыпотребителя должны быть известны тем, кто отвечает за удовлетворениепотребностей как в частном, так и в государственном секторах экономики, и этовызывает необходимость расширения исследований.
Маркетинговые исследования – это, прежде всего изучение рынка иего конъюнктуры, оценка возможностей предприятия.
Маркетинговые исследования дают комплексную оценку и анализрынков, позволяют изучить поведение потребителей. Результаты исследований даютоснование для принятия важных управленческих решений, используются припланировании и оценке эффективности рекламных кампаний, изучении имиджа марки,разработке инвестиционных проектов и продвижении новых товаров и услуг.
Эффективность работы любого предприятия зависит от наличия точной,достоверной и надежной информации.

1.        Основные цели изадачи маркетинговых исследований
Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализи представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации,с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можнотакже определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу имаркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятиярешений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иныхопределений маркетинговых исследований.
Основные цели маркетингового исследования: уменьшитьнеопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческихрешений; следить за процессом реализации маркетинговых задач.
Глобальные цели маркетингового исследования – это информационноеобеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение,заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных иполучения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.
На макроуровне маркетинговое исследование должно выявить исмоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночнойситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогнозсобственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности),состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирмадействует.
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми разнообразнымии диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формированиеценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектамиуправления маркетингом на предприятии. Можно выделить лишь основные направленияисследований, поэтому перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи:
·         Сбор, обработка,сводка и хранение информации;
·         Анализ влияния глобальныхсил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты;
·         Исследованиерынка – систематический количественный и качественный анализ одного илисовокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка,характеристиках конкурентной среды, ценах. Изучаются тенденции деловойактивности и распределение долей рынка между конкурирующими предприятиями.Исследуются рынки товаров и услуг в целом, а также локальные и региональныерынки конкретных товаров и услуг. Объектами рыночного исследования являютсятенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических,научно-технических, демографических, экологических, законодательных и другихфакторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамикапродаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура,возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являютсяпрогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевыхфакторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентнойполитики на рынке и возможности выхода на новые рынки, осуществляется выборцелевых рынков и рыночных ниш.
·         Исследованиесобственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности. Она заключается в оценкесостояния конкурентов, их позиции на рынке в сравнении с позицией самой фирмы.Это позволит фирме правильно оценить ситуацию и ее развитие, что даетвозможность получить определенное конкурентное преимущество. С этой цельюанализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая имидоля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов,материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управлениядеятельностью.
·         Анализ воздействиямакросреды маркетинга — анализ законодательных ограничений деятельности,экономических условий, социально-культурных изменений,демографических тенденций, экологических проблем.
·         Анализсистемы стимулирования сбыта и рекламы – преследует цель выявить, как, когда ис помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товара, повысить авторитеттоваропроизводителя, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качествеобъектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников,покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности,контакты с покупателями.
·         Исследованиетовара – это определение соответствия технико- экономических показателей икачества товара (тестирование товара и упаковки), обращающегося на рынке,запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности. Онопозволяет получить сведения о том, что хочет иметь потребитель, какиепотребительские параметры он более всего ценит. Объекты исследования –потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителейна новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствиепродукции законодательным нормам и правилам, перспективные требованияпотребителей.
Результатыисследований дают возможность предприятию разработать собственный ассортименттоваров, определить направление деятельности в зависимости от различных стадийжизненного цикла товара.
·         Исследованиетовародвижения и продаж – это исследование, преследующее цель определитьнаиболее эффективные пути, способы и средства доведения товара до потребителейи его реализации. Главными объектами изучения выступают торговые каналы,посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставлениеторговых расходов с размерами получаемой прибыли). Исследование включает анализфункций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой ирозничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихсявзаимоотношений с производителями. Результатом исследования будет определениевозможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизация товарных запасов,разработка критериев выбора эффективных каналов товародвижения, разработкаприемов продажи товаров конечнымпотребителям.
·         Информационно-аналитическоеобоснование сегмента рынка (группировка и структуризация потребителей);
·         Информационно-аналитическоеобеспечение разработки товара и регулирование его жизненного цикла;
·         Информационно-аналитическоеобеспечение разработки стратегии маркетинга;
·         Информационно-аналитическоеобеспечение стратегического и оперативного маркетингового планирования;
·         Информационно-аналитическоеобеспечение контроллинга;
·         Информационно-аналитическоеобеспечение ценообразования и регулирования цен;
·         Учет и анализтоварооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом и поэтапам жизненного цикла товара;
·         Характеристикаэффективности маркетинга и маркетингового исследования, оценка вклада фирмы врешение экологических проблем.
Проведение маркетингового исследования целесообразно в следующихслучаях: Недостаточный объем информации для принятия решения; Наличиевнутренних противоречий относительно стратегии, целей, механизмов ихреализации; Ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.);Изучение причин неожиданного успеха; Формирование новых стратегических илитактических замыслов.
Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, котороевключает его потребности и требования.
Принципиальной особенностью маркетингового исследования,отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информацииявляется его целевая направленность на решение определенной проблемы иликомплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализинформации в маркетинговое исследование.
2.        Процесс и этапымаркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований
Обычно маркетинговые исследования включают пять основных этапов:
·         выявление проблемы иформирование целей исследования;
·         отбор источниковинформации;
·         сбор информации;
·         анализ собраннойинформации;
·         представление полученныхрезультатов.
Выявление проблемы и формулирование целей исследования. На первомэтапе директор по маркетингу и исследователь должны чётко определить проблему исогласовать цели исследования. Так как сбор информации обходится слишкомдорого, то расплывчатое или неправильное определение проблемы ведёт кнеоправданному росту затрат. Хорошо определённая проблема — это уже полпути кеё решению.
Цели исследований могут быть поисковыми — сбор каких-топредварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающихвыработать гипотезу. Они могут быть также описательными — описаниеопределённых явлений.
Выделяют также и экспериментальные цели, которыепредусматривают проверку гипотезы о какой-то причинно — следственной связи.
Отбор источников информации. На втором этапе необходимо определитьвид интересующей заказчика информации и пути её наиболее эффективного сбора.Исследователь может собирать вторичные или первичные данные либо те и другиеодновременно.
Вторичные данные — информация, которая уже где-то существует, которая собрана ранее для другихцелей.
Первичные данные — информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Исследование обычно начинают со сбора вторичных данных. В качествеисточников данных используют издания государственных и региональных учреждений,периодику, книги, бюллетени компьютерных сетей. Используют и услугикоммерческих организаций, внутренние отчёты о прибылях и убытках, отчётыкоммивояжеров, отчёты о предыдущих исследованиях.
Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они дешевлеи более доступны. Однако нужных исследователю сведений может просто не бытьлибо существующие данные могут быть устаревшими, неточными, неполны ми илиненадёжными. В этом случае исследователю придётся с гораздо большими затратамисредств и времени собирать первичные данные, которые, вероятно, окажутся иболее актуальными, и более точными.
Большинство маркетинговых исследований предполагает сбор первичныхданных. Для сбора первичных данных следует разработать специальный план. Пландолжен предусматривать предварительные решения относительно методаисследования, орудий исследования. Важными являются план и методика составлениявыборки, способы связи с аудиторией.
Методы исследования. Условно выделяют три способа сбора данных, аименно: наблюдение, эксперимент, опрос.
Наблюдение — пассивный эксперимент — один из возможных способов сбора первичных данных,когда исследователь наблюдает за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события.
Экспериментпредусматривает плановое воздействие на события. Это активныйметод. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собойгрупп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля переменныхсоставляющих и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цельподобного исследования — вскрыть причинно-следственные отношения путём отсеватех объяснений результатов наблюдения, которые противоречат фактам.
При проведении эксперимента необходимо провести проверку иубедиться, что выборка достаточно представительна, и полученные результатыневозможно объяснить какими-либо иными предположениями.
Опрос наиболееудобен для поисковых и описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобыполучить информацию о знаниях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворённости,а также оценить своё положение в глазах аудитории.
Орудия исследований. Для сбора первичных данных исследователи маркетинга могут выбратьиз двух основных орудий исследования: анкета и технические средства.
Анкета — самоераспространённое орудие исследования при сборе первичных данных. Анкета — эторяд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета — инструменточень гибкий, вопросы можно задавать множеством разных способов.
Для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого приизучении конкретного рекламного объявления или изображения используютэнцефалографы и более примитивные средства — гальванометры. Гальванометрфиксирует малейшее выделение пота, которыми сопровождается эмоциональноевозбуждение. Прибор под названием тахистоскоп экспонирует для опрашиваемогорекламное объявление в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунды донескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый человек рассказывает обовсём, что успел увидеть и запомнить. Применяют специальный аппарат для фиксациидвижений глаз, с помощью которого определяют, куда падает взгляд в первуюочередь, как долго он там задерживается.
Составление плана выборки. Выборка — часть субъектов, которая должна олицетворять собойвсю совокупность субъектов. Исследователи должны разработать такой плансоставления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бызадачам исследования. Для этого необходимо определить категорию опрашиваемых,исходя из того, какая именно информация ему нужна и кто, скорее всего, еюрасполагает.
Сбор информации. Разработав проект исследования, необходимособрать информацию. Как правило, это самый дорогой и чреватый ошибками этаписследования. При проведении опросов можно столкнуться со следующимипроблемами. Некоторых опрашиваемых может не оказаться ни дома, ни на работе, ипопытку вступить с ними в контакт придётся повторять. Другие могут отказатьсяучаствовать в опросе. Третьи могут отвечать пристрастно. Пристрастным инеискренним может оказаться сам ведущий.
Исследователям нужно внимательно следить за соответствием другдругу экспериментальных и контрольных групп, не оказывать на участников влияниясвоим присутствием, давать инструкции единообразно и следить за соблюдениемвсех прочих условий.
Анализ собранной информации. Следующий этап маркетинговогоисследования — извлечение из совокупности полученных данных наиболее важныхсведений и результатов. Для этого используют систему анализа маркетинговойинформации.
Система анализа маркетинговой информации –набор совершенных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга.Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статистическийбанк и банк моделей.
Статистическийбанк – совокупность современных методик статистической обработки информации,позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках подборки данных иустановить степень их статистической надежности. К таким методикам можноотнести корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ и т.д.
Банк моделей –это набор математических моделей, способствующих принятию оптимальныхмаркетинговых решений деятелями рынка. К таким моделям можно отнести модельрасчета цены, модель разработки рекламного бюджета и т.п.
Представление полученных результатов. Исследователь не долженошеломлять руководителей количеством и изощрённостью использованных имстатистических методик. Следует представлять только основные результаты, нужныеруководству для принятия главных, насущных маркетинговых решений.
Результаты маркетингового исследования должны быть представлены ввиде отчёта. Отчёт включает очень краткое резюме, содержащее постановку задачии основные результаты, описание методики и результатов исследования, выводы ирекомендации. Статистические материалы, детальные разъяснения методики должныбыть вынесены в приложения.
3.        Системамаркетинговой информации
Чтобы должным образом функционировать в условиях маркетинга,необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений.
Маркетинговые исследования надо рассматривать как часть постояннодействующего интегрированного информационного процесса.
Маркетинговую информационную систему можно определить каксовокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа ираспространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярнойпостоянной основе.
Система маркетинговой информации — постоянно действующая системавзаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная длясбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременнойи точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга сцелью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля заисполнением маркетинговых мероприятий.
Всеисточники информации делятся на первичные и вторичные. Первичные данные(primary data). Информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Вторичныеданные (secondary data). Уже имеющаяся информация, собранная для каких-либодругих целей.
Исследователиобычно начинают со сбора вторичных данных. Вторичные данные, как правило, можнополучить быстрее и дешевле, чем первичные. Работа по сбору первичных данныхможет длиться недели и даже месяцы и стоить дорого. Однако Вторичные данныеявляются хорошей отправной точкой для исследования и часто помогают выяснитьпроблему и определить цели исследования. Однако в большинстве случаев вторичныеданные не могут предоставить всей необходимой информации, и компании должнысобрать первичные данные.
Качественноеисследование (qualitative research). Поисковое исследование, проводимое с цельювыявления побуждений, реакций и поведения потребителей. Проведение фокус-группи интервью — методы, используемые в ходе этого исследования
Количественноеисследование (quantitative research). Исследование, которое предусматриваетполучение информации от большого количества покупателей по почте или в ходеличного интервью для проведения статистического анализа.
Так жекак исследователи должны тщательно оценивать качество полученных вторичныхданных, они должны быть внимательны при сборе первичных данных, т.е. следить заих релевантностью (мера соответствия получаемого результата желаемомурезультату), достоверностью, актуальностью и объективностью. Это может бытькачественным исследованием, в ходе которого изучаются мнения потребителей вмаленькой выборке (Отобранная по каким либо критериям часть элементовсовокупности), или количественным исследованием, предоставляющим информацию обольшой выборке покупателей.
Всевиды исследования можно разделить на полевые и кабинетные.
Полевоеисследование — метод сбора и оценки информации непосредственно об объектеисследования, регистрируемые путем опроса, эксперимента и наблюдения в моментих возникновения. Источники первичной информации — это непосредственно самобъект исследования, создает информацию в соответствии с поставленными целямиее сбора.
Кабинетноеисследование — метод сбора и оценки существующей маркетинговой информации,содержащейся в источниках (статистических данных или отчетах), подготовленныхдля других целей. Кабинетные методы сбора информации включают традиционный(классический) метод анализа документов, информативно-целевой анализ,контент-анализ документов. Их мы разберем на следующей лекции.
Дляполучения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдениеи эксперимент, панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемогопризнака (человек, предмет).
Таблица1.Метод Определение Формы Экономический пример Преимущества и проблемы 1. Первичные исследования Сбор данных при их возникновении /> /> /> Наблюдение Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения Полевое и кабинетное, личное, с участием наблюдающего и без него Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витринами Часто объективней и точнее, чем опрос. Многие факты не поддаются объяснению. Высоки расходы. Интервью Опрос участников рынка и экспертов Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок и фирм, исследование мотивации Исследование не воспринимаемых обстоятельств (мотивы, например) Надежность интервью, влияние интервьюера, проблемы репрезентативности выборки Панель Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени Торговая, потребительская, специальная Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов Выявление развития во времени. Эксперимент Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов Полевые, кабинетные Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий. Расход времени и денег 2. Вторичные исследования Обработка уже имеющихся данных /> Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения данных
Подопросом понимается метод сбора информации, путем установления контактов собъектами исследования. В качестве орудия исследования методом опросаиспользуется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий фиксациюответов. Достоинство этого метода состоит прежде всего в практическинеограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяетполучить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении впрошлом и намерениях в будущем.
Наблюдениекак способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже,чем опрос
Наблюдениепредставляет собой метод сбора информации посредством фиксации функционированияисследуемых объектов без установления исследователями контактов с ними и приотсутствии контроля за факторами, влияющими на их поведение.
Экспериментпредставляет собой метод сбора информации о поведении исследуемых объектов,предусматривающий установление исследователями контроля за всеми факторами,влияющими на функционирование этих объектов.
Цельюисследования, проводимого с помощью эксперимента, является, как правило,установление причинно-следственных связей между факторами маркетинга иповедением исследуемых объектов.
Имитацияпредставляет собой метод сбора данных, генерируемых ЭВМ с помощью заранееразработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведениеобъекта исследования.
ПАНЕЛЬНОЕИССЛЕДОВАНИЕ — повторное обследование одного и того же объекта через некотороевремя.

Задание
Туристическое бюро Дании – государственная организация, передкоторой поставлена задача увеличения числа зарубежных туристов и времени их пребыванияв стране. Основными клиентами бюро считает американцев и японцев, число которыхувеличивается на 5% в год. Но пребывание их в стране кратковременно.Интересующие бюро туристы, задумывая путешествие в Европу, прежде всего,выбирают Германию, Англию и Францию, а также некоторые страны Восточной Европы.В последние годы бюро установило хорошие контакты с рекламными агентствамиТокио и Нью-Йорка, которые провели рекламные компании в прессе по популяризациимаршрута.
Предложите средства рекламы и план проведения рекламной компаниипо привлечению американских и японских туристов в Данию.
Решение.
Рекламная кампания планируется в следующей последовательности:
1. Анализ маркетинговой ситуации.
2. Определение целей рекламы: привлечение максимального количестватуристов в данный регион, увеличение времени их пребывания в стране.
3. Определение целевой аудитории: жители Америки и Японии.
4. Выбор средств распространения рекламы:
— Рекламные щиты – расположенные в интересующих бюро городах, сярким изображением и слоганом обязательно привлечет внимание.
— Радио – краткая и запоминающаяся информация.
— Реклама в прессе, включает в себя самые различные рекламныематериалы, опубликованные в периодической печати: статьи и другие публикацииобзорно-рекламного характера представляют собой, редакционный материал,написанный в форме обзора о деятельности предприятия и в форме интервью с егоруководителями, деловыми партнерами и потребителями.
— Реклама в Internet – создание сайта, где подробно рассказываетсяо всех преимуществах данного маршрута. Это удачное размещение рекламы несущеевсю необходимую информацию с разного рода ссылками.
— Проспект — сброшюрованное печатное издание, информирующее опредлагаемых фирмой услугах. Должен содержать подробное описание предлагаемойпродукции, быть хорошо иллюстрированным.
6. Составление рекламного сообщения или текста простого, легкозапоминающегося.
Этапы планирования рекламной кампании.
1. Определение целей рекламной кампании.
Цель: убедить потенциальных покупателей в необходимости приобрестиданную услугу.
2. Разработка рекламной идеи и стратегии рекламной кампании.
Для обеспечения эффективного достижения целей рекламной кампании,проводятся маркетинговые исследования в рекламе, и разрабатывается рекламнаяидея.
3. Исследование рынка.
4. Выбор средств распространения рекламной информации:
— Охват подразумевает какое количество людей за один контактсможет ознакомиться с рекламным обращением. Для радио, это общее числослушателей составляет 25%, которые сталкиваются с рекламным обращением. Дляпечатной продукции охват включает два компонента — тираж и степень передачи.
— Частота появления определяет сколько раз должен столкнуться споявлением рекламы средний представитель целевой аудитории. Она являетсянаибольшей для газет и радио, где рекламные объявления появляются ежедневно.
— Сила воздействия рекламного контакта зависит от выбранногоканала распространения. Объявление по радио менее впечатляют, чем телеролик,также у разных журналов, разная степень воздействия. Наиболее высока она утелевидения, поскольку оно способно сочетать звук, цвет, движение и другиефакторы.
— Устойчивость послания показывает, насколько часто данноерекламное объявление попадается на глаза и насколько оно запоминается. Большоеколичество людей видят наружную рекламу, объявления на; журналы надолгосохраняются у потребителя, между тем, объявления по радио и телевидению длятсяв среднем около 30 секунд.
— Наполненность характеризует число рекламных объявлений,содержащихся в одной программе, одной странице, одном издании и т.д. Здесьдается много рекламных объявлений и наполненность велика.
 

Список используемой литературы
 
1.   Ансофф и.Стратегическое управление — М.: Экономика, 1989 Голубков Е.П. Маркетинговыеисследования, теория, методология и практика — М.: Финпресс, 1998 г.
2.   Беляевский И.К. Маркетинговыеисследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. – М.: Финансы истатистика, 2005
3.   Котлер Ф. Основымаркетинга. — М.: Прогресс, 1994
4.   Лебедев О.Т.,Филимонов Т.Ю. Основы маркетинга/ уч. пособие — СПб: ИД «Ми», 1997
5.   Маркетинг: Учебник / Под ред.А.Н.Романова. — М.: ЮНИТИ, 2005.
6.   Романов А.Н. и др.Маркетинг: Учебник — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.