Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Порядок составления пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет экономики иуправления


Кафедра Бухгалтерского учета и финансов


КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине: «Бухгалтерская (финансовая) отчётность»


тема: «Порядок составления пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности»


Выполнила: Проверил:


Студентка группы 05-БУ Зав. кафедрой БУ и Ф, Мышляева О.А доцент, к.э.н.


Древинг С.Р.


Петропавловск-Камчатский


2008


Содержание


Введение…………………………………………………………………………3


Глава 1. Место пояснительной записки в структуре бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………….5


Глава 2. Содержание и структура пояснительной записки…………………..7


2.1. Содержание пояснительной записки.………………………………….7


2.2. Структура пояснительной записки.……………………………………..9


2.3. Основные сведения об организации и собственниках.………………..9


Глава 3. Информация об аффилированных лицах и характеристика


операций с ними и анализ основных показателей деятельности организации


и перспективы ее развития…………………………………………………… 11


3.1. Информация об аффилированных лицах и характеристика


операций с ними…………………………………………………………………11


3.2. Анализ основных показателей деятельности организации


и перспективы ее развития…………………………………………………….. 13


Глава 4. Расшифровка агрегированных показателей отчетности………….. 14


Глава 5. Раскрытие информации об учетной политике и ее изменениях.......16


5.1. Раскрытие информации об учетной политике………………………….16


5.2. Изменение учётной политики…………………………………………...17


Глава 6. Условные факты хозяйственной деятельности и события после отчетной даты……………………………………………………………….......20


6.1. События после отчетной даты…………………………………………..20


6.2. Условные факты хозяйственной деятельности………………………..21


Глава 7. Информация о прекращении деятельности, реорганизация


организации……………………………………………………………………..24


7.1. Информация о прекращении деятельности……………………...…......24


7.2. Реорганизация организации………………………………………….....25


Заключение……………………………………………………………………..27


Список использованной литературы………………………………………….28


Приложения


Практическая часть


ВВЕДЕНИЕ


В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете. Федеральным законом "О бухгалтерском учете" определено, что пояснительная записка [п.2 ст.13] включается в состав бухгалтерской отчетности организаций.


Рассмотрев значение пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности организации, как важнейший источник информации о финансовом состоянии предприятия для всех пользователей можно сказать, что избранная тема курсовой работы весьма актуальна. Так как пояснительная записка позволяет раскрыть не только значения показателей, но и качественные характеристики деятельности организации за отчетный период (среднесписочная численность работающих, фондоёмкость и материалоемкость производства, возрастная структура парка оборудования, текучесть кадров, индексы роста и прироста и прочие показатели экономических, статистических и иных отчетов, причины сложившегося положения, перспективы его изменения и т.д.). В пояснительной записке можно раскрыть наметившиеся тенденции, расшифровать агрегированные показатели, указать на взаимосвязь каких-либо характеристик. Именно поэтому пояснительная записка становится основой доклада главного бухгалтера или финансового директора на ежегодном общем собрании акционеров (учредителей) общества.


Практическая значимость темы курсовой работы является подробное изучение теоретических, методологических и практических основ составления пояснительной записки к бухгалтерской отчетности и выявления ее роли в раскрытии финансового положения предприятия.


Цель курсовой работы – исследовать основные принципы, этапы и технику составления пояснительной записки организации.


Задачами курсовой работы являются:


- изучение нормативных документов, специальной, учебной, научной литературы, официальных комментариев по данной теме;


-определить цели, значение и задачи составления пояснительной записки, назначение и составление информации, раскрываемой в пояснительной записки;


- рассмотреть нормативное регулирование составления пояснительной записки;


-раскрыть содержание и структуру пояснительной записки предприятия.


Для решения поставленных задач в работе использованы нормативные акты по вопросам организации и ведению учета, специальная литература.


Теоретическим методом исследования являются труды специалистов в области бухгалтерского учета, аудита и финансового анализа: Камышанов П.И.,

Щербина Ю.В., Кондракова В.П. и других, а так же федеральные законы и нормативные акты РФ, периодические издания.


Глава 1. Место пояснительной записки в структуре бухгалтерской отчетности


Федеральным законом "О бухгалтерском учете" определено, что пояснительная записка [п.2 ст.13] включается в состав бухгалтерской отчетности организаций. Представление пояснительной записки является обязательным.


Составлять пояснительную записку должны все организации, кроме бюджетных; общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг, п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете); субъектов малого предпринимательства, не обязанных проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ [п. 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н]. Имеют право не вести бухгалтерский учет и не представлять пояснительную записку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона «о бухгалтерском учете».


Если у организации имеются дочерние и зависимые общества, то составляется сводная отчетность и пояснительная записка к ней [п. 91 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н].


В случае необходимости раскрытия дополнительной информации для внутренних или внешних пользователей можно составлять пояснительную записку и к промежуточной отчетности. Это может быть сделано по требованию учредителей, в силу отдельных законодательных актов либо по инициативе организации [п. 49 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"].


Если фирма обязана проходить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности, но не составила пояснительную записку, в аудиторском заключении будет написано, что бухгалтерская отчетность составлена не в полном объёме.


Подписывается пояснительная записка руководителем и главным бухгалтером организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.


Глава 2. Содержание и структура пояснительной записки


2.1 Содержание пояснительной записки


Согласно Закону "О бухгалтерском учете" пояснительная записка должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчётный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности [п.4 ст.13 Закона]. Минимальный состав сведений, которые должны быть представлены в данной форме отчетности, определен разделами "Раскрытие информации в отчетности" всех ПБУ.


Пояснительная записка должна обеспечивать пользователей дополнительными данными для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.


В отличие от других форм бухгалтерской отчетности (№ 1 - 6) шаблоны или какие-либо рекомендуемые формы пояснительной записки в нормативном порядке не утверждались. Она составляется в произвольной форме, но ряд положений по бухгалтерскому учету содержит требования о представлении в ней определенной информации.


Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.


В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достовер­но отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятель­ности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил


бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.


В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объ­являет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.


Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи: в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т. п. [п. 1 и 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н]. Можно разделить пояснительную записку на несколько разделов, например, вначале представить сведения об организации, затем дать расшифровку важнейших статей форм отчетности, и далее привести аналитические показатели, характеризующие деятельность организации.


Кроме того, в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличия поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможный пользователей годовой бухгалтерской отчетности.


Некоторые организации в силу своей специфики (например, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, эмитирующие ценные бумаги и т. п.) должны представлять бухгалтерскую отчетность по определенным правилам. Тогда в пояснительную записку включаются разделы, отражающие специфические показатели деятельности организации.


2.2 Структура пояснительной записки


Как правило, разделы пояснительной записки соответствуют разделам форм отчетности: внеоборотные, оборотные и прочие активы, собственный капитал, обязательства и прочие пассивы, доходы и расходы организации в разрезе обычных видов деятельности, операционных, внереализационных и чрезвычайных, информация о движении денежных средств. Однако такая структура пояснительной записки не является единственно возможной: бухгалтер может сгруппировать информацию по иным признакам - по влиянию на динамику развития организации (положительные и отрицательные тенденции в изменении имущественного положения и результатов деятельности), по подсистемам системы управления (инвестиции, закупки, производство, продажи, финансы), по видам деятельности и т.д.


2.3 Основные сведения об организации и собственниках


В разделе приводятся сведения о государственной регистрации (основной государственный регистрационный номер юридического лица, дата регистрации и наименование регистрирующего органа в соответствии с данными, указанными в свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц). Приводятся также сведения о банковских счетах, о фирменном наименовании сведения об их регистрации. При этом указываются номера контактных телефонов, факса, адрес электронной почты. Описываются отраслевая принадлежность, основные направления деятельности, коды ОКВЭД.


Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны содержать следующие сведения [п.31 ПБУ 4/99]:


- юридический адрес организации;


- основные виды деятельности;


- среднегодовую численность работников за отчетный период или численность - работающих на отчетную дату;


- состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.


Согласно п.141 Методических рекомендаций о порядке формирования бухгалтерской отчетности организации акционерные общества должны приводить в пояснительной записке не только фамилии и должности членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительного органа, но и общую сумму выплаченного им вознаграждения с указанием всех видов выплаченного вознаграждения (оплата труда, премии, комиссионные и иные имущественные предоставления (льготы и привилегии)).


Глава 3. Информация об аффилированных лицах и характеристика операций с ними и анализ основных показателей деятельности организации и перспективы ее развития


3.1 Информация об аффилированных лицах и характеристика операций с ними


Под аффилированными лицами понимаются юридические и физические лица, способные оказывать вли­яние на деятельность юридических или физических лиц в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 499; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 34, ст. 1966; № 32, ст. 1882; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 22, ст. 1977; 1998, № 19, ст. 2066].


Информация об аффилированных лицах - это сведения о том, проводились ли между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и ее аффилированным лицом какие-либо операции по передаче активов и обязательств.


Информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно с тем, чтобы заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности были понятны характер и содержание отношений и операций с аффилированными лицами.


ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" ограничивает круг информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности по отношению к аффилированным лицам.


В бухгалтерской отчетности организации раскрывается информация
об аффилированных лицах в случаях, когда:


- контролируется или оказывается значительное влияние на организа­цию, подготавливающую бухгалтерскую отчетность, другой организацией или физическим лицом;


- организация, подготавливающая бухгалтерскую отчетность, контро­лирует или оказывает значительное влияние на другую организацию;


- организация, подготавливающая бухгалтерскую отчетность, и другая организация контролируются (непосредственно или через третьи органи­зации) одним и тем же юридическим или одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц).


Пользователям бухгалтерской отчетности важно знать, в какой мере результаты хозяйственной деятельности организации связаны непосредственно с усилиями ее коллектива, а в какой степени они вызваны влиянием внешних факторов.


К операциям с аффилированными лицами относятся [п. 5 ПБУ 11/2000]: приобретение и продажа товаров (работ, услуг); приобретение и продажа основных средств и других активов; аренда имущества и предоставление его в аренду; передача результатов НИОКР; финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций; предоставление и получение гарантий и залогов; другие операции (например, операции по лицензионным соглашениям, договорам управления, комиссии, поручения, агентским договорам).


Если в отчетном периоде организация проводила операции с аффилированными лицами, то в бухгалтерской отчетности по каждому аффилированному лицу раскрывается следующая информация [п. 12 ПБУ 11/2000]:


характер отношений с ним (контроль или оказание значительного влияния);


виды операций с ним;


объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);


стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;


использованные методы определения цен по каждому виду операций с ним.


Информация об аффилированных лицах, предусмотренная насто­ящим Положением, включается в пояснительную записку, входящую в состав бухгалтерской отчетности, в виде отдельного раздела.


3.2 Анализ основных показателей деятельности организации и перспективы ее развития


В пояснительной записке должны найти отражение основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации.


Информация о финансовом положении организации может включать в себя следующие сведения [п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете; п. 27 и 31 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", п. 19 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н]: краткая характеристика деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности); основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации; оценка финансового состояния на краткосрочную и долгосрочную перспективу.


В специальной литературе можно встретить различные способы расчета одних и тех же коэффициентов. Поэтому применяемый порядок расчета должен быть раскрыт в тексте. Можно порекомендовать использовать Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367.


Глава 4. Расшифровка агрегированных показателей отчетности


В разделе об агрегированных показателях могут быть представлены пояснения и расшифровки не только существенных показателей баланса, но и отчета о прибылях и убытках. Этот раздел должен быть в Пояснительной записке любой организации.


Минимальный состав сведений, которые должны быть представлены в данной форме отчетности, определен разделами "Раскрытие информации в отчетности" всех ПБУ. Организация с учетом характера и конкретных обстоятельств возникновения того или иного показателя определяет необходимость и порядок его отражения в отчетности.


Общий порядок раскрытия информации такой - анализируете раздел 4 каждого ПБУ и при отсутствии требуемой расшифровки в формах выносите информацию в Пояснительную записку. Конечно, если тот или иной показатель отчетности в балансе является существенным. О несущественных статьях отчетности можно умалчивать. Например, с учетом существенности по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация [п. 27 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", подп. 15, 32 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"]: о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств, в том числе арендованных; о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года; о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т. п.); об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.); об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации; о сумме уценки объектов основных средств, которая в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка); о превышении суммы уценки объектов над суммой дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка); о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами; о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам); об объектах основных средств, стоимость которых не погашается; о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств и др.


При этом расшифровка первых пяти показателей приводится в форме № 5. Более подробную информацию организация может представить в пояснительной записке.


В обязательном порядке указываются в пояснительной записке сведения обо всех фактах обременения основных средств с указанием характера обременения, момента возникновения обременения, срока его действия и иных условий по усмотрению организации.


Необходимо раскрыть полную информацию о том, как условный расход (доход) по налогу на прибыль трансформируется в текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток). То есть подробно описать как, почему и на сколько налогооблагаемая прибыль отличается от бухгалтерской. Таково требование пункта 25 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".


При составлении годовой отчетности данные по статьям "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" показываются с учетом рассмотрения деятельности организации за отчетный год, принятых решений о распределении прибыли, о покрытии убытков, о выплате дивидендов и т. д. [п. Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н].


Глава 5. Раскрытие информации об учетной политике и ее изменениях


5.1 Раскрытие информации об учетной политике


Под учетной политикой организа­ции понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета -первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей груп­пировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. № 60н (в ред. приказа Минфина России от 30.12.1999 № 107н)].


Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе настоящего Положения и утвержда­ется руководителем организации.


При этом утверждается:


- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетиче­ские и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;


- формы первичных учетных документов, применяемых для оформле­ния фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены


типовые формы первичных учетных документов, а также формы докумен­тов для внутренней бухгалтерской отчетности;


- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств органи­зации;


- методы оценки активов и обязательств;


- правила документооборота и технология обработки учетной инфор­мации;


- порядок контроля за хозяйственными операциями;


- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.


Согласно п.13 Положения по бухгалтерскому учету «Учётная политика организации» (ПБУ 1/98) и п.24 «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99) если учетная политика организации сформирована исходя из общепринятых допущений (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности факторов хозяйственной деятельности), эти допущения могут не раскрываться в пояснительной записке. Следует лишь указать, что бухгалтерская отчетность сформирована исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности [п.25 ПБУ 4/99]. Однако в случае применения иных допущений (например, учет имущества не по вещным правам на это имущество, а по возможности контроля экономических выгод от использования имущества), такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты.


Подлежат раскрытию существенные аспекты учетной политики организации, причем раскрывается как политика на отчетный год, так и изменения политики, которые предусмотрены на следующий год.


Для того чтобы пользователь мог делать правильные выводы о динамике показателей отчетности, в ней должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за предшествующий отчетный год (годы) или соответствующие периоды предшествующих отчетных периодов.


5.2 Изменение учётной политики


Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:


- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;


- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предпо­лагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятель­ности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;


существенного изменения условий деятельности. Существенное из­менение условий деятельности организации может быть связано с реорга­низацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.


Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, кото­рые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.


Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соот­ветствующим организационно-распорядительным документом.


Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способ­ные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении по­следствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.


Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бух­галтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в поряд­ке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным
актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной по­литики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 21 ПБУ 1/98 «Учётная политика организации».


Последствия изменения учетной политики, вызванного причина­ми, отличными от указанных в пункте 20 ПБУ 1/98 «Учётная политика организации», и ока­завшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты де­ятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.


При соблюдении указанного требования отражения последствий из­менения учетной политики следует исходить из предположения, что изме­ненный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого мо­мента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в кор­ректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.


Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчет­ности. При этом никакие учетные записи не производятся.


В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий измене­ния учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчет­ному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введе­ния такого способа.


Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что вклю­ченные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.


Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности орга­низации.


Глава 6. Условные факты хозяйственной деятельности и события после отчетной даты.


6.1 События после отчетной даты


Бухгалтеру при составлении пояснительной записки необходимо решить три задачи: выделить те события, которые относятся к категории “события после отчетной даты“; разделить их на две группы, имеющие различный порядок отражения в учете в соответствии с ПБУ; сформировать корреспонденции счетов, отражающими события после отчетной даты в учете, а также текст пояснений к отчетности - для событий, которые системно не отражаются.


Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. К таким событиям относятся:


- события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;


- события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.


События, относящиеся к первой группе, фактически произошли в отчетном году, но из-за отсутствия или недостаточности информации либо допущенных ошибок, не были оценены правильно либо вообще не были учтены. Во вторую группу включаются события, которые реально имели место уже после отчетной даты, но влияют на финансово-экономические показатели столь сильно, что игнорирование денежной оценки последствий этих событий может привести к ложным выводам о финансовом состоянии и потенциале организации, а значит к принятию пользователями неверных управленческих решений.


Исходя из этого различия, установлены различные способы отражения событий обеих групп. События, обстоятельства и уточненные оценки событий, имевшие место в отчетном периоде, требуют внесения изменений в бухгалтерские записи. Заключительные обороты, содержащие эти записи, естественно повлияют на изменение данных форм отчетности.


События после отчётной даты, влияющие на финансовый результат, отражаются в учёте заключительными проводками отчётного периода. Сделать это нужно, если такое событие выявлено до подписания годовой бухгалтерской отчётности. [Приказ Минфина России от 20 декабря 2007г. № 143н. Зарегистрирован Минюстом России 21 января 2008 г. № 10934. ]


6.2 Условные факты хозяйственной деятельности


Условным фактом хозяйственной деятельности признается имевший место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность. При этом последствия условного факта оказывают существенное влияние на оценку пользователями бухгалтерской отчетности финансового положения, движения денежных средств или результатов деятельности организации по состоянию на отчетную дату.


Последствия условного факта отражаются в отчетности при соблюдении следующих условий: факт уже наступил в отчетном периоде; факт способен вызвать некоторые предполагаемые существенные последствия; вероятность наступления этих последствий в будущем достаточно высока; имеется возможность достаточно обоснованной количественной, т.е. денежной, оценки данных последствий.


Отличие условных фактов от событий после отчетной даты заключается в следующем. Событиями после отчетной даты признаются реально произошедшие события, о которых на дату составления отчетности еще не было информации, а условный факт - это оценка влияния реально существующего обстоятельства, информация о котором уже была известна на дату составления отчетности, но последствия которого, а также сама возможность этих последствий ни на дату составления отчетности, ни на дату ее утверждения не известны, то есть являются неопределенными.


Последствиями условного факта, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные активы или условные обязательства.


Под условным активом понимается такое последствие условного факта, которое в будущем, с очень высокой или высокой степенью вероятности, приведет к увеличению экономических выгод организации


Под условным обязательством понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности может привести к уменьшению экономических выгод организации.


К условным обязательствам относятся:


-
существующее на отчетную дату. При этом сумму этого обязательства с достаточной степенью обоснованности можно оценить. В этом случаи надо в отчётном периоде создать резерв предстоящих расходов.


- возможное обязательство организации, существование которого на отчетную дату может быть подтверждено исключительно наступлением либо не наступлением будущих событий, не контролируемых организацией. [Приказ Минфина России от 20 декабря 2007 г. № 144 н. Зарегистрирован Минюстом России 21 января 2008 г. №10940.]


Организация в отчётном периоде создает резервы предстоящих расходов, при одновременном наличии следующих условий:


- существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации. Очень высокая или высокая вероятность обычно свидетельствует о том, что у организации отсутствует возможность отказаться от исполнения обязательства либо исходя из требований договора или действующего законодательства, либо сложившейся практики деятельности организации;


- величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно оценена.


Все существенные условные активы и обязательства подлежат отражению в бухгалтерской отчетности организации независимо от того, являются ли они благоприятными или неблагоприятными для организации.


Условные активы и обязательства признаются существенными, если без знания о них пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации на отчетную дату.


В пояснительной записке раскрывается информация об условных активах, а также о следующих видах условных обязательств:


-о возможных обязательствах (обязательства, существование которых на отчетную дату может быть подтверждено исключительно наступлением либо не наступлением будущих событий, не контролируемых организацией);


-о существующих на отчетную дату обязательствах, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, если величина обязательства не может быть достаточно обоснованно оценена или вероятность того, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации оценивается как средняя или малая.


Для каждого резерва, образованного в связи с последствиями условного факта, дополнительно раскрывается следующая информация:
сумма резерва на начало и конец отчетного периода; сумма резерва, списанная в отчетном периоде в связи с признанием организацией обязательства, ранее признанного условным, неиспользованная (излишне начисленная) сумма резерва, отнесенная в отчетном периоде на внереализационные доходы организации.


Информация об условных фактах и резервах, образованных в связи с последствиями условного факта, может раскрываться по группам однородных условных обязательств или резервов, образованных в связи с однородными условными фактами хозяйственной деятельности, например, в связи с выданными гарантийными обязательствами организации, судебными разбирательствами и т.п.


Глава 7. Информация о прекращении деятельности, реорганизация организации


7.1 Информация о прекращении деятельности


Прекращая какую-либо часть своей деятельности, организация продает некоторые активы, погашает соответствующие обязательства. Все это требует раскрытия в соответствии с ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".


В отчетности организации информация по прекращаемой деятельности в случае ее существенности должна быть отделена от информации по продолжающейся деятельности.


В соответствии с пунктом 11 ПБУ 16/02 организация к годовой бухгалтерской отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности:


а) описание прекращаемой деятельности:


-дату признания деятельности прекращаемой;


-дату или период, в котором ожидается завершение прекращения дея­тельности организации, если они известны или определены;


б) стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности;


в) суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообло­жения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;


г) движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятель­ности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.


Информация, указанная в подпунктах «а» и «б», раскрывается орга­низацией в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.


Информацию, предусмотренную подпунктами «в» и «г» настоящего пункта, рекомендуется раскрывать в отчете о прибылях и убытках и отче­те о движении денежных средств соответственно или в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.


При составлении сводной бухгалтерской отчетности информация об активах, обязательствах, доходах, расходах, прибылях и убытках, относя­щихся к прекращаемой деятельности, раскрывается в доле, устанавливаемой в соответствии с правилами составления сводной бухгалтерской отчетнос­ти. Способ раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бух­галтерской отчетности устанавливается организацией, на которую возложе­на обязанность по составлению сводной бухгалтерской отчетности.


По мере выбытия активов или погашения обязательств, относя­щихся к прекращаемой деятельности, организация раскрывает непосредственно в отчете о прибылях и убытках или в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности сумму прибыли (убытка), связанных с выбы­тием активов или погашением обязательств, до налогообложения и сумму соответствующего налога на прибыль.


Для тех активов и обязательств, по которым организация заключила договор(ы) купли-продажи, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности раскрываются продажная цена актива (после вычета расчет­ных расходов на выбытие), сроки поступления денежных средств и от­ражаемая в бухгалтерском балансе сумма соответствующих активов и обязательств.


7.2 Реорганизация организации


Прекращение деятельности организации может быть произведено путём реорганизации (слияния, присоединения, выделение, разделения).


В случае реорганизации организации составляется передаточный акт и разделительный баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении ее кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.


Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общем собранием организации не менее 2/3 голосов от общего числа членов общества и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы реорганизованной организации.


Имущество организации переходит после ее реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.


В случае присоединения или слияния данные предшествующего периода следует дополнить аналогичными данными отчетности присоединяемой организации, но с учетом предварительного приведения этих данных в соответствие с требованиями учетной политики организации.


Например, суммирование данных об остатках материально-производственных запасов должно проводиться только после пересчета остатков запасов по принятому методу (ФИФО, ЛИФО или средняя оценка) оценки запасов по каждой группе запасов. Суммирование данных о доходах и расходах (понесенных до реорганизации) должно проводиться в разрезе тех расшифровок, которые приняты в отчетности реорганизуемой организации. Если соответствующие данные отсутствуют в отчетности присоединяемой организации, они должны быть исчислены на основе имеющихся бухгалтерских регистров или первичных документов. Очевидно, что эта работа весьма трудоемка, поэтому при подготовке решения о присоединении или слиянии организаций следует заранее предусмотреть унификацию их учетных политик.


Таким образом, пояснительная записка должна содержать информацию о данных, отраженных в отчетности за предыдущий период, о сумме произведенной корректировки (увеличении или уменьшении значений показателей) и о данных за предшествующий период с учетом выполненных корректировок. Последние данные должны давать информацию о том, как выглядела бы отчетность организации при условии ее реорганизации до начала периода, предшествующего отчётному.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной курсовой работе рассмотрены значение и особенности составления пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности.


Результатами исследования явились следующие итоги.


Пояснительная записка – одна из составляющих бухгалтерской отчетности, ее важнейшая и наиболее объемная часть.


Благодаря пояснительной записки можно наиболее объективно оценить сложившееся экономическое положение в организации, динамику важнейших показателей, провести анализ, построить прогнозы.


Пояснительная записка раскрывает не только значения показателей, но и качественные характеристики деятельности организации за отчетный период (среднесписочная численность работающих, фондоёмкость и материалоемкость производства, возрастная структура парка оборудования, текучесть кадров, индексы роста и прироста и прочие показатели экономических, статистических и иных отчетов, причины сложившегося положения, перспективы его изменения и т.д.). Кроме того, в пояснительной записке раскрываются наметившиеся тенденции, расшифровываются агрегированные показатели, указывается взаимосвязь определенных характеристик. Именно поэтому пояснительная записка становится основой доклада главного бухгалтера или финансового директора на ежегодных общих собраний в организациях.


Таким образом, пояснительная записка помогает наиболее полно соблюсти предъявляемые к бухгалтерской отчетности требования существенности, является существенным фактором, поскольку пользователь при наличии данной информации может оценить надежность и достоверность бухгалтерского учета и отчетности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 9.12.98г. № 60н.


2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6.07.99г. № 43н.


3. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98г. № 56н.


4. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности». ПБУ 8/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.01г. № 57н.


5. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах». ПБУ 11/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000г. № 5н.


6. Положение по бухгалтерскому учету “Информация по прекращаемой деятельности” ПБУ 16/02


7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ


8. Бакаев А.С. Бухгалтерский учет / А.С. Бакаев. – М.: Бухгалтерский учет, 2006. – 402 с.


9. Баканов Л.С. Годовая отчетность коммерческой организации / Л.С. Баканов. – М.: Бухгалтерский учет, 2007.- 321 с.


10. Голомазова Л.А. Вопросы раскрытия пояснительной записки // Бухгалтерский учет.- 2006.- №4. - С.71-75; №5.-С.85-88.


11. Камышанов П.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: составление и анализ/ П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Омега Л, 2007.


12. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Н.П. Кондраков. - М.: ИНФРА – М. 2005. - 560 с.


13. О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н.


14. Палий В.Ф. Бухгалтерская отчетность: особенности. – М.: Бератор – Пресс, 2006. – 378с.


15. Усатова Л.В., Мухартова Н.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К0
», 2007. – 571с.


16. Шамхолов Ф.М. Отражение информации в пояснительной записке // Финансы – 2006. - №7. - С. 19-24.


17. Щербина Ю.В. Составляем пояснительную записку к годовой отчетности предприятия // Бухгалтерский учет. – 2006. - № 7. – С. 17- 29.


18. Ресурсы Интернета: www.rbsys.ru; www.Audit-it.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.