--PAGE_BREAK--
Для организаций области характерен ограниченный спектр рынков сбыта продукции. Большинство неинновационных организаций ориентируются на местный и региональный рынки. На российский рынок выходят 69 процентов инновационных и 30 — неиновационных организаций. Выход на зарубежный рынок практически закрыт для большей части организаций области.
Среди видов инновационной деятельности в 2008 году преобладали приобретение машин и оборудования, необходимых для реализации технологических инноваций (53% организаций из числа осуществлявших технологические инновации), и приобретение программных средств (40%).
Таблица 4
оценка результатов инновационной деятельности на развитие производства
(по данным 2008года)
Число предприятий, оценивающих степень влияния результатов инновационной деятельности в течение последних трех лет
низкая
степень
воздействия
средняя
степень
воздействия
высокая
степень
воздействия
воздействие отсутствовало
Продуктовые инновации
Расширение ассортимента товаров, работ, услуг
1
16
11
11
Расширение рынков сбыта:
4
9
8
18
в России
5
14
9
11
в странах СНГ
5
8
1
25
в странах ЕС, Норвегии, Швейцарии, Исландии Лихтенштейне
2
-
2
35
в США и Канаде
3
1
1
34
в других странах
5
1
-
33
Улучшение качества товаров, работ, услуг
4
11
9
15
Увеличение занятости
4
9
5
21
Процессные инновации
Повышение гибкости производства
4
9
9
17
Рост производственных мощностей
3
8
10
18
Сокращение затрат на заработную плату
7
3
2
27
Сокращение материальных и энергозатрат
6
10
2
21
Маркетинговые инновации
Расширение рынков сбыта или доли рынка
2
10
4
23
Все инновационные совокупности
Снижение загрязнения окружающей среды
-
11
2
26
Обеспечение современным техническим регламентам, правилам и стандартам
2
8
13
16
Недостаточная конкурентоспособность отечественных товаров для выхода на зарубежные рынки обусловила приоритеты инновационной деятельности, ориентированной в основном на удовлетворение спроса отечественных потребителей. Как показывают данные опроса организаций, имевших готовые инновации в течение последних трёх лет, лишь 4 из них (10%) связывали свою инновационную деятельность с завоеванием зарубежных рынков (табл.4).
Наиболее важными результатами инновационной деятельности признаны расширение ассортимента (28,2% опрашиваемых организаций) и обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам (33,3%). Последнее является сегодня необходимым условием, определяющим возможность продвижения инновационных продуктов отечественного производства, а также новых технологических процессов на зарубежные рынки.
Несмотря на все перечисленные приоритеты, результаты инновационной деятельности в промышленности остаются невысокими. Это подтверждается, прежде всего, соотношением инновационных товаров, работ, услуг с общим объёмом промышленного производства продукции (работ, услуг).
Уровень новизны инновационной продукции в 2008 году оказался самым низким за весь период наблюдения. В объеме инновационных товаров, работ, услуг на долю вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям в 2008 году приходилось 36,6 процента:
Рис. 2. Уровень новизны инновационной продукции.
На экспорт в 2008 году отгружено инновационных товаров, работ, услуг на 194,5 млн. рублей, или 0,6 процента от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг организаций, осуществляющих технологические инновации. В объёме отгрузки за пределы Российской Федерации инновационная продукция занимает 11,7 процента (в 2007 г. — 10,6%). В отличие от предыдущих лет на экспорт отгружалась в основном продукция новая или значительно измененная, на долю принципиально новых товаров, работ, услуг приходилось 94,0 процента (в 2007 – 59,4%, в 2006 г. – 34,0 %).
В отличие от предыдущего года, экспорт инновационно активных организаций в 2008 году ориентирован в основном на государства-участники СНГ — 1113,7 млн. рублей, или 67,3 процента от всего экспорта, из неё только 18,7 млн. рублей (1,6%) — инновационная продукция. В страны дальнего зарубежья отгружено товаров, работ, услуг на 541,8 млн. рублей, из них 32,4 процента – инновационные товары.
Затраты на инновации в 2008 году составили 1,7 млрд. рублей, что в 1,3 раза выше уровня предыдущего года. По организациям промышленных видов деятельности затраты увеличились в 1,5 раза и составили 1,4 млрд. рублей. Интенсивность инновационных затрат, измеряемая их удельным весом в общем объёме отгруженной продукции, в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Однако величина затрат остается явно несоизмеримой по сравнению с реальными потребностями в расширении выпуска принципиально новой конкурентоспособной продукции.
Рис. 3. Интенсивность инновационных затрат, %
Среди всех инновационных совокупностей предпочтение отдавалось технологическим инновациям, из которых 59,6 процента составляют затраты организаций на производство машин и оборудования.
Впервые за длительный период наблюдения процессные инновации преобладали над продуктовыми. В структуре затрат на технологические инновации их доля в 2008 году составила 57,7 процента:
Рис. 4. Затраты по типам технологических инноваций в % к итогу.
В структуре затрат по видам инновационной деятельности приобретение машин и оборудования, необходимых при внедрении инноваций, доминирует над другими видами деятельности. В целом по области на эти цели направлено 63,1 процента всех затрат на технологические инновации (в 2007 году — 59,3%). Исследования и разработки занимают в структуре инновационных затрат значительно меньшую долю — 8,2 процента (в промышленности – 9,9%), что обусловлено, с одной стороны, выраженным стремлением организаций к практической реализации нововведений, а с другой стороны — низкой капиталоемкостью научной деятельности из-за невысокой оплаты труда исследовательского персонала. Научным обеспечением нововведений наиболее активно были заняты организации видов деятельности «металлургическое производство» (76,2% общих затрат на инновации) и «производство автомобилей» (68,4%).
Рис. 5. Затраты на технологические инновации в 2008 году
по видам инновационной деятельности, в процентах к итогу
(по организациям промышленных видов деятельности)
В структуре затрат сохраняются резкие диспропорции между отдельными видами инновационной деятельности. Так, организации области явно не уделяют необходимого при внедрении нововведений внимания обучению и подготовке персонала и маркетинговым исследованиям, на которые в совокупности приходится менее одного процента инновационных затрат. Недопустимо малы затраты на приобретение программных средств и новых технологий – по сравнению с предыдущим годом они сократились соответственно в 8,6 и 23,6 раза.
Особенности количественных и качественных параметров инновационных затрат, отмеченные выше, обусловлены в основном ухудшением финансового состояния организаций из-за кризиса и сложившимися условиями финансирования.
Финансирование затрат на технологические инновации осуществлялось в основном за счет собственных средств организаций (83% общей суммы затрат). Государственное участие в инновационных затратах в 2008 году ограничилось лишь 0,07 процента (табл.5).
Таблица 5
Затраты на технологические инновации
по источникам финансирования
млн. рублей
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Затраты на технологические инновации – всего
279,7
262,0
259,3
380,4
501,8
1273,9
1669,2
в т. ч. по источникам финансирования:
собственные средства организации
161,8
139,1
258,8
380,4
416,2
1120,1
1389,9
федеральный бюджет
8,0
10,8
-
-
-
8,5
1,2
бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты
0,5
1,6
0,5
-
-
-
-
внебюджетные фонды
-
-
-
-
-
-
-
прочие
104,9
110,5
-
-
85,6
145,3
278,1
Затраты, выполненные с привлечением кредитов и займов
130,9
110,5
-
7,0
8,6
145,3
269,4
продолжение
--PAGE_BREAK--