Реферат по предмету "Маркетинг"


Торгово-технологический процесс и пути его совершенствования

Содержание
Введение. 2
1. Содержание торгово-технологического процесса магазина. 4
2. Технико-экономическая характеристика магазина «Продукты». 7
3. Характеристика операций с товарами до их продажипокупателям. 18
4. Процесс непосредственно обслуживания покупателей. 22
5. Пути совершенствования технологического процессамагазина «Продукты»  24
Заключение. 30
Список использованных источников. 32
Введение
Актуальность исследованияопределяется тем, что торговля является одной из основных отраслей народногохозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферыпроизводства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как видпредпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров иоказанием услуг покупателям.
В зависимости от цели, скоторой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:
оптовую (торговлятоварами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием);
розничную (торговлятоварами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнегоиспользования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Завершение процессаобращения товаров происходит в розничной торговой сети. Она представляет собойсовокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков(ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величинетоварооборота и др.).
Целью курсовой работыявляется исследование торгово-технологического процесса и пути егосовершенствования в магазине на примере магазина «Продукты».
Для реализации данной целибыли поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержаниеторгово-технологического процесса магазина;
2. Проанализироватьтехнико-экономическую характеристику магазина «Продукты»;
3. Исследоватьхарактеристику операций с товарами до их продажи покупателям и процесснепосредственно обслуживания покупателей;
4. Рассмотреть путисовершенствования технологического процесса магазина «Продукты».
Объект исследования –магазин «Продукты», 309600, Россия, Белгородская область, г. Белгород,ул. Губкина, 21, магазин «Продукты»
Период исследования – 2004-2006гг.
Теоретическая основа работы– труды отечественных и зарубежных авторов.
Методологической основойдля написания курсовой работы послужили труды отечественных исследователей иэкономистов, таких как: Памбухчиянц В.К. Панкратов Ф.Г., ПанбухчиянцВ.К., Моргуна А.Ф., Серегина Т.К., Отскочная З.В. и др.
Структура курсовой работы определена целью и задачамиисследования. Курсовая работа состоит из введения, пяти вопросов, заключения,списка использованных источников и приложения.
Работа выполнена на 34 стр., содержит 5 таблиц и 1рисунок, 18 приложений.
1. Содержаниеторгово-технологического процесса магазина
Магазин — специальнооборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажитоваров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговыхи неторговых помещений, необходимых для осуществления различныхторгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средствамеханизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговыхработников, способствует повышению качества торгового обслуживания покупателей,предоставлению им дополнительных услуг. Поэтому желательно, чтобы в общейчисленности предприятий розничной торговли преобладали именно магазины.
Торгово-технологическийпроцесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых(коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всеготоргово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии косуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаютсярозничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажитоваров, могут играть в нем весьма активную роль.
Структураторгово-технологического процесса, последовательвость выполнения различныхопераций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торговогопредприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина идругих факторов.
Большую роль вторгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Ихсвоевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортиментапредлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживанияпокупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей,составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента,организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговыхпредприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, необладающих хозяйственной самостоятельностью.
В общем виде схематоргово-технологического процесса представлена на рис. 1
Таким образом,торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основныечасти:
1.           операции стоварами до предложения их покупателям;
2.           операциинепосредственного обслуживания покупателей;
3.           дополнительныеоперации по обслуживанию покупателей.
/>
Рисунок 1 Примерная схема торгово-технологическогопроцесса в магазине самообслуживания
На качество торговогообслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложенияих покупателям. К ним относят:
1.           разгрузкутранспортных средств;
2.           доставку товаровв зону приемки;
3.           приемку товаровпо количеству и качеству;
4.           доставку товаровв зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (взависимости от степени готовности их к продаже);
5.           хранение товаров;
6.           подготовкутоваров к продаже;
7.           перемещениетоваров в торговый зал;
8.           выкладку товаровна торговом оборудовании.
Для того чтобы обеспечитьвысокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучатьсяспрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров.Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступившихтоваров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранениятоваров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесснепосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образомподготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильноразмещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарамидо предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.
Наиболее ответственнуючасть торгово-технологического процесса в магазине составляют операциинепосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
1.           встречапокупателя;
2.           предложениетоваров;
3.           отбор товаровпокупателями;
4.           расчет заотобранные товары;
5.           оказаниепокупателям дополнительных услуг.
На этой стадииторгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазинавозникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложныеэкономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому вмагазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомленияпокупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товарови т.д.
Третья частьторгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных сдополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание имразнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительныхзаказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.).
Торгово-технологическийпроцесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:
1.        обеспечениекомплексного подхода к его построению;
2.        созданиемаксимальных удобств для покупателей;
3.        достижениенаиболее рационального использования помещений и торгово-технологическогооборудования магазина;
4.        создание дляработников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающихвысокую культуру и производительность труда;
5.        обеспечениенеобходимой экономической эффективности работы магазина.2.Технико-экономическая характеристика магазина «Продукты»
На базе ОАО«Агропромтехника» организован и зарегистрирован регистрационной палатой 28октября 1998 года, свидетельство № III – НИ № 164513 розничное предприятие магазин «Продукты». Юридическийадрес предприятия – 309600, Россия, Белгородская область, г. Новый Оскол, ул.Кооперативная, 40, магазин «Продукты».
Деятельность магазина«Продукты» связана с реализацией продукции через розничную торговую сеть.
Режим работы магазина с8-19 часов без выходных и без перерыва на обед.
Всего в магазине«Продукты» (вместе с его филиалами) работает 9 человек.
Общая площадь всехмагазинов – 80 м2, из них 50 % (50 м2) – площадь торгового зала.
Соотношение численностиперсонала по категориям функционального разделения труда:
а) управленческийперсонал (генеральный директор, бухгалтер, ст. продавец) – 3 чел.
б) основной(торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей вторговом зале – продавцы, кассиры) – 5 чел.
в) вспомогательныйперсонал – уборщица (См. рис. 1).
В обязанности директоравходят: разработка стратегии и тактики фирмы, маркетинговые исследования,представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимыхлицензий, планирование рекламной компании и анализу отдачи от рекламы,управленческие функции, формирование имиджа фирмы, деловая переписка.
Старший продавец –работает непосредственно с коллективом магазина, следит за ассортиментом икачеством продукции, составляет штатное расписание.
Бухгалтер – ведетбухгалтерскую документацию, составляет отчеты (квартальные, годовые), выполняетфункции завхоза.
Директор Ст. продавец Бухгалтер Продавцы Кассиры Уборщица /> /> /> /> /> /> /> /> />
Рис. 1. Организационнаяструктура магазина «Продукты»

Общий обзор результатовработы магазина «Продукты» является первым этапом, с которого необходимоначинать анализ производственно-финансовой деятельности. Этот этап позволяетдать общую оценку работы предприятия, а также дать возможность непосредственноознакомиться с особенностями его деятельности.
Оценка экономическойстороны деятельности исследуемого объекта проводится с помощью экономическогоанализа бухгалтерской отчетности.
Цель анализа выявить егофинансовое положение, платежеспособность и доходность.
Динамика основныхпоказателей финансово-хозяйственной деятельности за исследуемый периодпредставлена в таблице 1.
На основании данных таблицы1 мы можем сказать, что на протяжении всего исследуемого периода один изглавных показателей деятельности, такой как оборот розничной торговли имееттенденцию к росту. Так, в 2005 году в сравнении с 2004 годом оборот вдействующих ценах возрос на 38,6% или на 13565 тыс. руб., а в 2006 году всравнении с 2005 годом он же возрос на 17,6% или на 8581 тыс. руб.
Таблица 1
Динамика основныхпоказателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Продукты» за 2004-2006 гг. (тыс. руб.)Показатели 2004 год 2005 год 2006 год Отклонение (+, -) Темп роста, % 01/00 02/01 01/00 02/01 Оборот розничной торговли /> /> /> /> /> /> — в действующих ценах 35118 48683 57264 13565 8581 138,6 117,6 — сопоставимых ценах 35118 41050 49751 7052 7465 120,1 117,7 Валовой доход, тыс. руб. 10050 13180 18050 3130 4870 131,1 136,9 Уровень валового дохода, % 28,62 27,07 31,52 1,55 4,45 94,6 116,4 Издержки обращения 8650 10266 14075 1616 3809 118,7 137,1 Издержки обращения в % к обороту 24,63 21,09 2458 -3,54 3,49 85,6 116,5 Прибыль (+), убыток (-) 1400 2914 3975 1514 1061 2,08 136 Уровень рентабельности. % 16,2 28,4 28,2 12,2 -0,2 175 99
Оборот в сопоставимых ценахв 2005 году по отношению к 2004 году возрос на 7052 тыс. руб., а в 2006 году всравнении с 2005 годом данный показатель увеличился на 17,7%, что в суммесоставило 7465 тыс. руб.
Валовой доход в 2005 году всравнении с 2004 годом возрос на 31,1%, что в сумме составило 3130 тыс. руб.,при этом уровень валового дохода снизился на 1,55 процентных пункта. Данноесокращение обусловлено увеличением покупной стоимости товаров. А в 2006 году посравнению с 2005 годом этот показатель возрос на 36,9% или на 4870 тыс. руб., аего уровень увеличился на 4,45 процентных пункта.
Издержки обращения втечение всего исследуемого периода возрастали, сначала, в 2005 году поотношению к 2004 году на 18,7%, а в процентном отношении к обороту онисократились на 3,54 процентных пункта. А в 2006 году по отношению к 2005 году — на 37,1%, а в процентах к обороту увеличились на 3,49 процентных пункта.
Прибыль в 2005 году поотношению к 2004 году увеличилась на 1514 тыс. руб. или же более, чем в двараза, а в 2006 году в сравнении с 2005 годом увеличилась всего на 1061 тыс.руб. или же на 36%.
В связи с этим, уровеньрентабельности в 2005 году по отношению к 2004 году увеличился на 12,2процентных пункта, а в 2006 году в сравнении с 2005 годом этот показательуменьшился на 0,2 процентных пункта.
Динамика цен оказываетсамое непосредственное влияние на основной объемный показатель торговойдеятельности — оборот розничной торговли.
Это влияние можнорассматривать в двух аспектах.
Во-первых, любой приростцены автоматически увеличивает стоимостной объем продаж. В то же время,повышение цен влечет за собой сокращение спроса, что вызвано основанием длятемпов роста доходов населения от темпов роста инфляции. Когда спрос на товарыотносительно эластичен, увеличение цен влечет за собой сокращение объемаоборота.
Это происходит потому, чтонекоторое процентное увеличение цены товара не приводит к такому повышениюразмеров дохода, который позволит покрыть потери от уменьшения физическогообъема оборота. Если спрос неэластичен, то увеличение цен приведет к увеличениюдохода от реализации, так как рост цен в этом случае окажет сравнительнонебольшое влияние на количественный объем продаж.
На практике влияниеценового фактора и физического объема продаж на розничный оборот оцениваетсяследующим образом:
а) изменение объема продажза счет изменения цен:
Tp = p1q1 – p0q1, (1)
где Тр,—изменение объемапродаж за счет цен,
p1q1 — объем продаж вдействующих ценах отчетного периода, руб., p0q1 — объем продаж в сопоставимыхценах, руб.;
б) прирост оборота за счетизменения физического объема продаж:
Tq = p0q1-p0q0, (2)
где Tq — изменение объемапродаж за счет физического объема, руб., poqo — объем продаж в действующихценах базисного периода, руб. в) объем деятельности в сопоставимых ценах,рассчитывается как:
p1q0=        p1q1
IP       (3)
где Ip — индекс цен
В таблице 2 приведем расчетвлияния изменения цен и физического объема на изменение оборота.

Таблица 2
Динамика оборота торговли магазина«Продукты» за счет изменения цен и физическогообъема за 2004-2006 гг.Показатели Исследуемый период 2004 год 2005 год 2006 год Оборот торговли в действующих ценах, тыс. руб. 35118 48683 57264 Индекс цен - 1,183 1,151 Оборот торговли в сопоставимых ценах, тыс. руб. 35118 41050 1851 Общее изменение оборота, руб. в т. ч. - 13565 8581 — изменение оборота за счет цен, тыс. руб. - 7633 7513 — изменение оборота за счет физического объема, тыс. руб. - 5932 1068
На основании данных таблицы2 можно судить, что общий прирост оборота в 2005 году в сравнении с 2004 годомсоставил 13565 тыс. руб., в т. ч. за счет изменения цен данный показательвозрос на 7633 тыс. руб., а за счет изменения физического объема увеличился на 5932тыс. руб.
В 2006 году по отношению к 2005году общий прирост оборота составил 8581 тыс. руб., в т. ч. за счет измененияцен он увеличился на 7513 тыс. руб., а за счет изменения физического объема — на 1068 тыс. руб.
Денежные расчетыосуществляются предприятиями либо наличными деньгами, либо в виде безналичныхплатежей.
В практике магазина«Продукты» расчеты с поставщиками производятся наличными деньгами по факту илив кредит.
Для осуществления расчетовналичными деньгами в магазине имеется касса, она ведется по установленнойформе.
Прием наличных денег отпокупателей при осуществлении расчетов с населением производится с обязательнымприменением контрольно-кассовых машин. Кассиры-операционисты заполняют кассовуюкнигу и отчитываются перед бухгалтером магазина.
Поступление денег в кассу ивыдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммыопераций записывают в ордерах цифрами и прописью. Приходные ордера подписываетглавный бухгалтер, а расходные — руководитель организации и главный бухгалтер.В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах,заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подписьруководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.
Приходные кассовые ордера иквитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документызаполняются четко и ясно чернилами или шариковыми ручками. Прием и выдача денегпо кассовым ордерам производиться только в день их составления.
Приходные и расходныекассовые ордена до передачи в кассу учитываются бухгалтерией в журналерегистрации приходных и расходных кассовых документов.
Расчеты с поставщиками вкредит закрепляются оформлением договора. Договор розничной купли продажи вкредит составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. В договореуказывается предмет договора (срок оплаты, количество товара и ассортимент,процент за просрочку платежа), цена товара, обязанности сторон, ответственностьсторон, порядок разрешения споров, срок действия договора. (Приложение 1)
Таблица 3
Классификация и видыпоставщиков по закупке товаров в магазине «Продукты» за 2004-2006Наименование поставщиков Ассортимент товаров Объем закупок 2004 2005 2006 Тыс. руб Уд. Вес, % Тыс. руб Уд. Вес, % Тыс. руб Уд. Вес, % Общий объем закупок 35118 100 48683 100 57264 100 Местные поставщики изготовители 8999,5 25,6 11680,7 24 13733,3 23,9 ОАО «Новооскольский хлебокомбинат» 2877,3 8,2 3653,1 7,5 4603,3 8 Хлеб в ассортименте ОАО «Новооскольский мясокомбинат» 2428,7 6,9 3112,4 6,4 3807,1 6,6 Колбасные изделия Новооскольский молокозавод 2820,5 8 3995,1 8,2 4215,7 7,4 Кефир Сметана Мооко Творог Сливки Прочие 873 2,5 920,1 1,9 1107,2 1,9 Посредники (оптовые базы) 2453,1 7 4932,7 10,1 5147,2 9 ЧП Суслова Е.М. 1012,4 2,9 2261,3 4,6 2418,5 4,2 майонез Даймонд Абсолют-1 1440,7 4,1 2671,4 5,5 2728,9 4,8 Вино-водочные Иногородние поставщики изготовители 23665,7 67,4 32069,3 65,8 38383,5 67 Зао «Чернянский мясокомбинат» 6142,3 17,5 7540,6 15,5 8836,1 15,4 Колбасные изд, полуфабр Волоконовский МКК 6032,5 17,2 6988,3 14,3 7591,4 13,3 Молочные продукты ТД ВЛВЗ №4 5217,8 14,9 6834,1 14 8014,2 14 Ликеро-вод ЭФКО-Воронеж 2570,2 7,3 3650,3 7,5 4836,3 8,4 майонез ОАО «Белвино» 1221,2 3,2 2498,7 5,1 3790,3 6,6 Вино-водочные ЗАО «Люкс» Ст. Оскол 1556,4 4,4 2760,1 5,7 3104,5 5,4 водка Прочие 1025,3 2,9 1797,2 3,7 2210,7 3,9

Значительная частьтоваров завозится в магазин «Продукты» с оптовых предприятий. Такие товары, какхлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другиепродовольственные товары повседневного спроса, поступают в магазиннепосредственно с производственных предприятий — хлебозаводов, пищекомбинатов ит. п. (Таблица 3).
Исходя из анализа таблицы 3.удельный вес производителей стабильно превышает показатели посредников, этосвидетельствует о том, что производственные предприятия располагают широкимассортиментом и конкурентными ценами.
Товары сложногоассортимента (импортные товары, товары, произведенные в других городах и т. д.)завозят в магазины со складов оптовых торговых баз. В магазин товары такжепоступают с заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерскиххозяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Основанием для завозатоваров в магазин служит заявка. Она составляется по установленной форме. В нейуказывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорти т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двухэкземплярах, подписывает директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляютпоставщику для исполнения.
Товары могут доставляться вмагазин централизованным и децентрализованным методами.
Наиболее эффективный методдоставки товаров в розничные торговые предприятия — централизованный завоз, прикотором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика наоснове заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применениеэтого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами,не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основныхфункциональных обязанностей. При рационально организованной централизованнойдоставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаютсяиздержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему вмагазине поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемостьтоваров, уменьшается их порча.
Таблица 4
Характеристикапоставщиков-изготовителей-посредников магазина «Продукты» за 2004-2006 годНаименование поставщиков Объем поступления Уд. вес в общем объеме поставок Тыс. руб % 2004 2005 2006 2004 2005 2006 Общий объем закупок 35118 48683 57264 100 100 100 Местные поставщики изготовители 8999*,5 11680,7 13733,3 25,6 24 23,9 ОАО «Новооскольский хлебокомбинат» 2877,3 3653,1 4603,3 8,2 7,5 8 ОАО «Новооскольский мясокомбинат» 2428,7 3112,4 3807,1 6,9 6,4 6,6 Новооскольский молокозавод 2820,5 3995,1 4215,7 8 8,2 7,4 Прочие 873 920,1 1107,2 2,5 1,9 1,9 Посредники (оптовые базы) 2453,1 4932,7 5147,2 7 10,1 9 ЧП Суслова Е.М. 1012,4 2261,3 2418,5 2,9 4,6 4,2 Даймонд Абсолют — 1 1440,7 2671,4 2728,9 4,1 5,5 4,8 Иногородние поставщики изготовители 23665,7 32069,3 38383,5 67,4 65,8 67 Зао «Чернянский мясокомбинат» 6142,3 7540,6 8836,1 17,5 15,5 15,4 Волоконовский МКК 6032,5 6988,3 7591,4 17,2 14,3 13,3 ТД ВЛВЗ №4 5217,8 6834,1 8014,2 14,9 14 14 ЭФКО-Воронеж 2570,2 3650,3 4836,3 7,3 7,5 8,4 ОАО «Белвино» 1221,2 2498,7 3790,3 3,2 5,1 6,6 ЗАО «Люкс» Ст. Оскол 1556,4 2760,1 3104,5 4,4 5,7 5,4 Прочие 1025,3 1797,2 2210,7 2,9 3,7 3,9 /> /> /> /> /> /> /> />
При централизованнойдоставке завоз товаров в магазины может осуществляться собственным транспортомпоставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаровосуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договоромпоставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщикзаключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.
Анализ местных ииногородних поставщиков, изготовителей и посредников по объему поступленияприводится в таблице 4, данные таблицы показывают, что доля иногороднихпроизводителей в сравнении с каждым годом увеличивается, но в отношении местныхпроизводителей остается незначительной. Местные производители занимаютлидирующее положение, и с каждым годом увеличивают свои показатели.
Эффективность прямыххозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей по болеенизким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговомобороте, а, следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемыхкаждым посредником.
В магазине «Продукты»проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов:
-   Изучение ипрогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазине товары;
-   Формированиеоптимального ассортимента товаров в магазине;
-   Рекламно-информационнаядеятельность
-   Выбор наиболееэффективных методов розничной продажи товаров;
-   Организацияоказания торговых услуг покупателям.
В качестве основныхносителей фирменного стиля магазина «Продукты» выступают: вывеска над входомили у входа в магазин; элементы помещения торгового зала (стены, колонны иперегородки); различные виды витрин; указатели и вывески в помещении магазина; ценники, одежда персонала.
Путем рациональногосочетания фирменных элементов магазину «Продукты» придан свой стиль, хорошозапоминающийся покупателями.3. Характеристикаопераций с товарами до их продажи покупателям
Транспортные средства,доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены.Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполненияпогрузочнораз-грузочных работ. Автоконтейнеры разгружают с помощью гидрокрана,которым оборудован автомобиль. Товары, уложенные на поддоны, снимают савтомобиля электропогрузчиком. Колесные контейнеры (тара-оборудование) сгружаютс помощью средств, которыми оборудован автомобиль, или ручного водила.
Поступившие в магазинтовары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важныхопераций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами,на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованиюподлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов итехнических условий.
Приемка товаров поколичеству и качеству в магазине «Продукты» осуществляться в соответствии справилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукциипроизводственно-технического назначения и товаров народного потребления поколичеству» и «О порядке приемки продукциипроизводственно-технического назначения и товаров народного потребления покачеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всехслучаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательныхправилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемкетоваров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
По результатам окончанияприемки товаров составляется акт.
После приемки товарыдоставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазинепредусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимальногорежима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества икачества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материальноответственные лица.
Товары, поступившие отпоставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время,размещают в той же таре-оборудовании.
Пакетированные товарыхранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре — на стеллажах иподтоварниках.
Размещаемые на хранениетовары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитываютих физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства исанитарно-гигиенические требования.
Рациональноепланировочное решение торгового зала не только отвечает требованиям эффективнойорганизации совершаемых здесь торгово-технологических операций, но и позволяетсоздать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать как оформлениеторгового зала, так и организацию внутреннего пространства помещения, и решениевсех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования ит. д.
Для размещения товаров вторговом зале магазина используют различные типы торговой мебели,тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. В коллективе признаютважность рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е.эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования ипредоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.
При выкладке товаров наторговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:
однородные товарывыкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
применяются простейшиеприемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
декоративная выкладкатоваров используется только с рекламной целью;
полки горок и другиеэлементы для выкладки товаров не перегружаются;
в оптимальной зонеобозреваемости (в пределах 1100-1600 мм от пола) размещены товары, быстраяреализация которых предпочтительна;
выкладка товаров в торговомзале насыщенная;
сопутствующие товарыразмещены навалом у расчетных узлов в корзинах.
Таблица 5.
Спецификацияторгово-технологического оборудования магазина№ Наименование оборудования Кол. ед Установ. площадь Демонстрационная пл., кв. м
  Ед.об Всего Ед. обор Всего
  1. Холодильник-витрина 2 1,05 2,1 0,9 1,8
  2. Шкаф холодильный 1 0,6 0,6
  3. Прилавок рабочий 1 0,8 0,8
  4. Горка пристенная 3 0,5 1,5 3 9
  5. Горка пристенная 2 0,7 1,4 3,5 7
  6. Морозильный ларь (мороженное) 1 0,55 0,55 0,55 0,55
  7. Стол для покуп. 1 0,55 0,55
  7. Стол для покуп. 1 0,55 0,55
  8. Стол для контр весов 1 0,55 0,55
  Итого 8.05 18,35 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Коэффициент установочнойплощади = 7,5: 50 = 0,15
Коэффициент демонстрац.площади = 18,35: 50 = 0,367
Коэффициент емкостиоборудования = 0,367: 0,15 = 2,45
Размещая товары в зале ивыкладывая их на торговом оборудовании, в магазине учитываются методы ихпродажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этомпридается особенности отдельных товаров, их упаковка.
Гастрономические изделиявыкладывают в охлаждаемых витринах различными способами:
колбасу и копчености — внесколько рядов, при этом верхний батон или другое изделие разрезают и кладутсрезом в сторону покупателя;
фасованные колбасныеизделия и мясокопчености, упакованные в целлофановую пленку или пергаментнуюбумагу, раскладывают по видам и сортам.
Фасованные сыры, масложивотное, маргарин и жиры выкладывают стопками или в несколько рядов по массефасовки, видам, цене. Бутылки и пакеты с молоком и другими молочнымипродуктами, расфасованную сметану и творог выставляют на открытых холодильныхприлавках рядами.
Фасованное мясо имясопродукты выкладывают в охлаждаемых прилавках-витринах по видам и сортовымотрубам на эмалированных поддонах, а нефасованные мясо и мясопродукты — кускамина поддонах по видам и сортам.
Мороженую рыбувыкладывают в низкотемпературных прилавках и витринах, охлажденную — вохлаждаемых прилавках-витринах.
Соленые тузлучные рыбныетовары выкладывают в окорятах с тузлуком, соленую рыбу без тузлука — напротивнях и в окорятах спинками вверх.
Скоропортящиесякондитерские изделия выкладывают в охлаждаемом оборудовании.
Расфасованные бакалейныетовары и нескоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают на полкахпристенных и островных горок по наименованиям. В зависимости от вида фасовки ихукладывают рядами или стопками.
Хлеб и хлебобулочныеизделия выкладывают рядами на полках пристенных.
Продажа товаров —завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемыена этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны снепосредственным обслуживанием покупателей.
Характер и структураопераций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортиментареализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневногоспроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товарыпериодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операцийпо продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, подкоторыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаровпокупателям.4. Процесснепосредственно обслуживания покупателей
Продажа товаров —завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции,выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как онисвязаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Характер и структураопераций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортиментареализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневногоспроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товарыпериодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операцийпо продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, подкоторыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаровпокупателям.
В розничной торговлеприменяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавокобслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.
В магазине «Продукты»производится продажа товаров через прилавок обслуживания, включает выполнениеследующих операций:
* встреча покупателя ивыявление его намерения;
* предложение и показтоваров;
* помощь в выборе товарови консультация;
* предложениесопутствующих и новых товаров;
* проведениетехнологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;
* расчетные операции;
* упаковка и выдачапокупок.
Пришедший в магазинпокупатель должен встретить приветливое отношение со стороны торговогоперсонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний видработников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намеренияпокупателей заключается в определении их отношения к видам, сортам и другим признакамтоваров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, ввежливой форме.
После выявления намеренияпокупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращаетвнимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующихдругие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан датьквалифицированную консультацию покупателю, которая может включать сведения оназначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствиипредлагаемых товаров современной моде и т. д. Консультация должнаспособствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потребителей эстетическихвкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистовпромышленных предприятий, производящих товары народного потребления,модельеров, врачей-косметологов и других специалистов. В обязанности продавцавходит и предложение покупателю сопутствующих товаров.
На выполнениетехнологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием,затрачивается много труда и времени. На качество их выполнения, аследовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияетквалификация торгового персонала, а также организация и обслуживание рабочегоместа продавца.
Завершается продажатоваров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могутвыполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.
При продаже техническисложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций,продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек иего копию вручить покупателю.
В магазине на стенеразмещена информация для покупателя «Уголок покупателя»: лицензия,свидетельство ИЧП, книга жалоб и предложений, адреса служб по защите правпотребителя, и прочая информация для покупателя.5. Путисовершенствования технологического процесса магазина «Продукты»
Чтобы проанализироватьсовременное состояние малого бизнеса в России, необходимо рассмотреть тесложности, с которыми сталкиваются предприниматели, открывая собственное дело.
Исходя из практики, можносделать вывод о том, что некоторые затруднения возникают в процессе регистрациипредприятия. Из-за отсутствия систематизации информации на государственномуровне, местные власти вынуждены разрабатывать собственный (городской) реестр.Поскольку обмен информацией между регионами не налажен, существует проблемадублирования наименований, предприятий, растет количество запросов по поискуфирм, которые оказались неплатежеспособными. Предприниматель платит вРегистрационной палате за оказание услуги. Кроме этого предпринимателямнеобходимо заплатить гос. пошлину за выдачу лицензии в размере 5 минимальныхокладов. А чтобы открыть предприятие, необходимо учесть затраты на получениеразрешения в местных органах санитарно-эпидемиологического надзора, в органахгосавтоинспекции и в органах энергонадзора.
Поиск помещения — одна изострейших проблем малого бизнеса. Большинство помещений принадлежит ведомствам,предприятиям. При приватизации последние обычно закрепляют свои правасобственности на них. Практика продажи помещений через аукционы редка, а ценыслишком высоки для большинства предпринимателей. Единой системы цен практическине существует.
Малым предприятиямпомещения часто предоставляются организацией — партнером, что влечет за собойих зависимость от него. Наиболее состоятельные фирмы скупают отдельные здания.Скупка идет нелегально, минуя комитеты по управлению имуществом и аукционы. Врезультате лишь очень немногие являются законными владельцами своих помещений.
Иногда малые предприятиясохраняют то помещение, которое они занимали раньше, работая в государственныхструктурах. При этом часто помещение предоставлялось им учредителями. Коллективпредприятия заключал договор об аренде помещения. Он часто предоставлялсяпредприятию на условиях оказания различных документально не оформленных услуг(например, ремонт и отделка помещения). На первоначальных этапах оплатапомещения была символической. Впоследствии, когда негосударственных предприятийстановилось все больше, на одно и то же помещение появилось несколькопретендентов, цены на аренду резко возросли.
Предприниматели считаютглавным недостатком существующих арендных отношений невозможность заранеедоговориться об определенной оплате, хотя в договоре аренды это закрепляется.Но на практике при повышении расценок их просто ставят в известность и приотказе от уплаты по новым ставкам предприятие всегда может быть лишеноарендного помещения.
Следующей проблемой, скоторой сталкиваются предприниматели, является невыполнение договорныхобязательств. Чаще всего договоры не выполняются по независящим от партнеровпричинам: из-за крайне сложной экономической ситуации в стране, неразберихи,политической нестабильности, разрыва хозяйственных связей и т. д. Разрешениесвязанных с выполнением договоров конфликтов официальным путем не имеет смысла:арбитражные суды перегружены (рассмотрение дела можно ожидать в течение 1-2лет), а результат не всегда бывает эффективным.
Полагая, что законным путемневозможно защитить интересы потерпевшей стороны, предприниматели стараютсябыть максимально осторожными в выборе партнера, чтобы спорных вопросов либо невозникало, либо они могли решаться по взаимному согласию. Если предприятие невыполняет условие договора, с ним отказываются сотрудничать не только егобывший контрагент, но и другие фирмы, поскольку информация распространяетсяочень быстро.
Заставить партнеравыполнить договорные обязательства может только выгодность сделки, а не боязньнаказания по закону. Если споры по договорам все-таки возникают, то ихстараются разрешать на основе взаимной договоренности. При невыполнениидоговора прилагаются все усилия по уменьшению ущерба, вплоть до оказаниянесостоятельному партнеру помощи, но если взаимной договоренности достигнуть неудается, то более слабые фирмы терпят убытки и порывают с ненадежным партнером,а те, у кого есть такая возможность, применяют различные методы давления напартнера: с помощью юристов, использования психологических методов ( черезпрессу, телевидение) или даже специализированных отрядов «вышибал» (включая и привлечение мафиозных структур ).
Проблемы, связанные сфинансовой деятельностью, имеют для малого предпринимательства первостепенноезначение.
Серьезные трудности у малыхпредприятий связаны с доступом к банковскому кредиту (в государственныхбанках). Это проявляется в отказе банков в выдаче кредитов, очень высокихставках процента ( в коммерческих банках ), невозможности получениядолгосрочных и даже среднесрочных кредитов ( кредит выдается на 2-3 месяца,максимальный срок — полгода ).
Коммерческие банки,основанные кредитными государственными предприятиями, пользуются средствамимелких вкладчиков в своих целях. Пока единственный способ повлиять на ситуацию- наладить личные связи с руководством банка. Идеальный вариант — войти всостав учредителей банка — для малого бизнеса малореален. Поэтому последнийчасто решает свои проблемы с помощью привлечения «частного кредита» — средств учредителей предприятия, партнеров или клиентов иногда личныхсбережений сотрудников.
Другой способ — предоставление в распоряжение партнеров финансовых средств (под определенныепроценты).
В настоящее время долямалых предприятий, не пользующихся услугами внешних источников, примерно такаяже, как и доля пользующихся услугами банковского сектора, зато кредитаминефинансовых учреждений и частных лиц малые фирмы стали пользоваться вдвоечаще.
Недовольствопредпринимателей вызывает как количество уплачиваемых налогов, так и размерыставок. Предпринимателей никто не снабжает информацией о налогах, поскольку этоне входит в обязанности налоговых инспекций или др. организаций.Предприниматели ищут информацию самостоятельно. Наиболее распространенный ипростой путь получения информации — через газеты. Однако в них публикуются лишьзаконы (иногда только в изложении) и некоторые комментарии к ним. Что касаетсяподзаконных актов, то ознакомиться с ними очень сложно. Предпринимателистараются наладить постоянные каналы доступа к информации через работниковналоговых инспекций, однако без личных связей трудно получить консультацию,помощь или справку информационного характера.
Для улучшения своихэкономических показателей в магазине «Продтовары» необходимо осуществитьследующие мероприятия:
а) увеличить количествочасов работы в неделю до 90-110;
б) перейти на бригадныйметод материальной ответственности с ответственностью только бригадира или егозаместителя;
в) повышение материальнойзаинтересованности работы персонала через распределение части прибыли;
г) повысить требования кквалификации персонала;
д) постоянно изучатьпокупательские потоки с помощью анкетирования покупателей. Это позволяетработать на опережение и заранее заказать нужные товар;
е) использоватьдополнительную рабочую силу для работы на неполный рабочий день часы пик.
Качество торговогообслуживания в значительной степени зависит от количества и качествадополнительных торговых услуг. Все дополнительные услуги можно разделить нагруппы:
— оказание помощи покупателюв совершении покупки и при ее использовании;
— информационно-консультационныеуслуги;
— создание удобствпокупателям.
Для магазина «Продукты»целесообразно ввести такие виды услуг, как: комплектование и улучшенную упаковкуимеющихся в наличии товаров;
проведение рекламныхпрезентаций товаров, таких как дегустация пищевых продуктов;
— гарантированноехранение купленных товаров;
— реализация пищевыхпродуктов с потреблением на месте;
— парковка личных автомашинпокупателей на организованную у магазина стоянку.
Кроме перечисленного выше,покупателям целесообразно в настоящее время предоставлять и такие виды услуг,которые не связаны напрямую с совершением покупки. В качестве таких услуг можнопредложить такие, как:
— телефонные услуги;проявка фотопленок;
— прокат видеокассет;
— продажа газет ижурналов;
— продажа цветов.
Заключение
На предприятиях розничнойторговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно донаселения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) итехнологические функции.
К основным торговымфункциям предприятий розничной торговли следует отнести: изучениепокупательского спроса на товары; формирование ассортимента товаров; организациюзакупок и завоза товаров; оказание торговых услуг покупателям; рекламированиетоваров и услуг.
Основнымитехнологическими функциями являются: приемка поступивших товаров по количествуи качеству; хранение товаров; выполнение операций, связанных с производственнойдоработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.); внутримагазинноеперемещение, размещение и вы кладка товаров на торговом оборудовании в торговецзале; продажа товаров (предложение их покупателям, по мощь в выборе и др.); выполнениерасчетов с покупателями.
Кроме того, розничныеторговые предприятия выполняют функции, связанные с оказанием покупателямдополнительных услуг (доставка купленных товаров по указанному покупателемадресу, консультации специалистов с правилами пользования товарами и др.).
Анализфинансово-хозяйственной деятельности магазина «Продукты» за период 2004-2006позволяет заключить что, это рентабельно работающее предприятие, постоянноувеличивающее свой товарооборот, совершенствуя формы учета и расчета споставщиками. Штат магазина составляет 9 человек.
Поставщиками магазинаявляются оптовые предприятия, предприятия изготовители, а также от лиц,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Основанием для завозатоваров в магазин служит заявка. Товары могут доставляться в магазинцентрализованным и децентрализованным методами. Расчеты с поставщикамипроизводятся наличными деньгами. Расчеты с поставщиками в кредит закрепляютсяоформлением договора. Договор розничной купли продажи в кредит составляется вдвух экземплярах и подписывается сторонами.
В магазине «Продукты»проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов: изучение и прогнозированиепокупательского спроса на реализуемые в магазине товары; формированиеоптимального ассортимента товаров в магазине; рекламно-информационнаядеятельность; выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;организация оказания торговых услуг покупателям.
Размещение и выкладкатоваров в торговом зале производится в соответствии с предъявляемымитребованиями реализации товаров.
В розничной торговлеприменяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавокобслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам. Вмагазине «Продукты» производится продажа товаров через прилавок обслуживания,включает выполнение следующих операций: встреча покупателя и выявление егонамерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация;предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций,связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковкаи выдача покупок.
Для улучшения своихэкономических показателей в магазине «Продтовары» необходимо осуществитьследующие мероприятия: повышение материальной заинтересованности работыперсонала через распределение части прибыли; повысить требования к квалификацииперсонала; постоянно изучать покупательские потоки с помощью анкетированияпокупателей.; использовать дополнительную рабочую силу для работы на неполныйрабочий день часы пик; для сокращения издержек обращения целесообразносоставлять бизнес-план.
/>Списокиспользованных источников
1.     Организация итехнология торговых процессов. / Под ред. Ф.Г. Панкратова. – М.: Экономика,1990. – 334 с.
2.     Памбухчиянц О.В. Организация и технологияторговых процессов.– М.: Маркетинг, 2005. – 320 с.
3.     Памбухчиянц О.В.Технология розничной торговли. – М.: Маркетинг, 2006. – 284 с.
4.     Панкратов Ф.Г.,Панбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2005. – 220с.
5.     Панкратов Ф.Г.,Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2003. – 320с.
6.     Панкратов Ф.Г.,Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2004. – 580с.
7.     Технологияторговых процессов. / Под ред. А.Ф. Моргуна. – М.: Экономика, 1996. – 384 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.