Реферат по предмету "Маркетинг"


Товароведение и экспертиза товаров

1. Контроль качестватоваров. Градации качества
Различные товары одного и того же назначенияспособны в разной степени удовлетворять потребности пользователя, т. е.обладать различным качеством.
Мерой потребительной стоимости, характеризующейполезность товара, является его качество. Поэтому вполне естественно, что однойиз важнейших задач товароведения, изучающего потребительные стоимости товаров,является раскрытие закономерностей формирования качества товара на всех этапахего жизненного цикла: при проектировании, производстве, хранении, транспортировке,реализации и потреблении.
Под качеством понимают совокупность свойствтовара, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребностив соответствии с его назначением. При этом качество товара характеризуетсякомплексом присущих ему свойств, а также степенью соответствия товарафункциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям,определяющим возможность удовлетворения тех или иных потребностей человека. Чемвыше качество товара, тем полнее он удовлетворяет такие потребности.
Каждый товар обладает присущей только емусовокупностью свойств. Свойства товара представляют собой его объективныеособенности, проявляющиеся в сфере товарного обращения, потребления илиэксплуатации.
Следует отметить, что между понятиями «эксплуатация»и «потребление» имеются различия. Так, термин «потребление»применяется к товарам, которые при использовании сами расходуются (например,лакокрасочные материалы, парфюмерная продукция и т. п.).
Термин «эксплуатация» применяетсяобычно по отношению к товарам, у которых при использовании расходуется ресурсработы. К таким товарам относятся обувь, одежда, аудио-видеоаппаратура и т. п.
Качество конкретных товаров составляют тесвойства, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей всоответствии с их назначением.
Товар может обладать полезными свойствами, но неотличаться высоким качеством, если он не соответствует требованиямудовлетворения определенных потребностей.
Следуетотметить, что часто используемое на практике определение качества товара каксоответствие его требованиям нормативно-технической документации не раскрываетполностью его сущности.
Контроль качества продукции на предприятияхосуществляет отдел технического контроля (ОТК).
Контроль качества продукции подразделяют на тривида: входной, межоперационный и выходной (приемочный).
Входной контроль — проверка качества сырья ивспомогательных материалов, поступающих в производство. Постоянный анализкачества поставляемого сырья и материалов позволяет влиять на производство предприятий-поставщиков,добиваясь повышения качества.
Межоперационныйконтроль охватывает весьтехнологический процесс. Этот контроль иногда называют технологическим, илитекущим. Цель межоперационного контроля — поверка соблюдения технологическихрежимов, правил хранения и упаковки продукции между операциями.
Выходной (приемочный) контроль— контроль качестваготовой продукции. Цель выходного контроля — установление соответствия качестваготовых изделий требованиям стандартов или технических условий, выявлениевозможных дефектов. Если все условия выполнены, поставка продукции разрешается.
ОТК проверяет также качество упаковки иправильность маркировки готовой продукции.
Входной, межоперационный и выходной контрольможет быть выборочным, сплошным и статистическим.
Выборочный — контроль части продукции, результаты проверкикоторой распространяются на всю партию.
Сплошномуконтролю подвергается вся продукция (принеотработанном технологическом режиме).
Статистическийконтроль —предупредительный. Проводится по всему технологическому процессу с цельюпредупреждения возникновения брака.
В торговле контроль качества товаровосуществляют товароведы по качеству оптовых и розничных предприятий.
Приемку по качеству проводят на складе получателя. Вид контроля —сплошной или выборочный — устанавливается стандартами.
В случае несоответствия изделий выборки требованиям нормативно-техническойдокументации отбирают повторную выборку и удвоенном размере. При отклонении изделий повторной выборки от требований НТД вызывают представителяизготовителя, а при его неявке — эксперта бюро товарных экспертиз.
Порезультатам проверки составляют акт о фактическом качестве и комплектности товаров, наосновании которого предъявляют претензии изготовителю.
Важное значение для производства товаровнадлежащего качества и управления качеством имеет контроль качества товаров,представляющий собой процедуру проверки соответствия показателей качестватоваров требованиям нормативно-технической документации и договоров поставки.Одной из задач контроля становится выявление дефектов продукции, к которым относитсякаждое отдельное несоответствие товара требованиям, указанным в документах.
Дефекты продукции могут быть выявлены как приорганолептическом, так и при измерительном контроле; а некоторые дефекты могутбыть обнаружены только в процессе эксплуатации.
В зависимости от возможности выявления дефектымогут быть явными и скрытыми.
Явный дефект товара — это дефект, для выявлениякоторого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля,предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Многие явные дефектыобнаруживаются уже при визуальном контроле продукции.
Скрытый дефект товара — это дефект, для выявлениякоторого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, непредусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытые дефектыобнаруживаются, как правило, при эксплуатации товара (изделия).
По происхождению дефекты можно классифицировать напроизводственные и непроизводственные. Производственный дефект образуется впроцессе производства товара, как правило, вследствие нарушениятехнологического режима изготовления изделия, в то время как непроизводственныйдефект — это дефект товара, появившийся после завершения процесса производстватовара, т. е. при транспортировке, хранении, реализации, эксплуатации илипотреблении.
Исходя из возможности устранения дефектыподразделяются на устранимые и неустранимые.
К устранимым дефектам относят дефекты товара,устранение которых технически возможно и экономически целесообразно. Неустранимыедефекты — это дефекты товара, устранение которых технически невозможно и экономическинецелесообразно.
Важна также значимость дефекта, представляющаясобой относительную величину, определяемую видом, размером, местонахождением дефектаи характеризующуюся степенью его влияния на уровень качества товара посравнению с другими дефектами.
По степени влияния на качество предусмотренаградация дефектов на критические, значительные, малозначительные.
Критический — это дефект, при наличии которогоиспользование товара по назначению практически невозможно или недопустимо.
Значительные дефекты товара существенно влияют навозможность использования товара по назначению, на его качество и длительностьэксплуатации.
Малозначительные (незначительные) дефектысущественно не влияют на использование изделия по назначению и на егодолговечность.
В результатесплошного или выборочного контроля качества продукции выявляется годнаяпродукция и брак. Годная продукция (товар) — это товар, удовлетворяющий всемустановленным требованиям. Браком считается продукция, передача которойпотребителю не допускается из-за наличия дефектов, недопускаемых нормативнымидокументами.
Деление продукции на годную и брак относится клюбым товарам. Для некоторых групп и видов продукции предусмотрено деление посортам, группам сложности, группам качества, маркам, номерам и т. д. Например,товары легкой и текстильной промышленности, исходя из уровня производственногоисполнения, подразделяются по сортам. Подразделяют на сорта и продукциюфарфорофаянсовой промышленности. Сорт представляет собой градацию товараопределенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленнуюнормативной документацией.
Деление на сорта проводится в зависимости отналичия дефектов и отклонений по некоторым показателям потребительских свойств.
При отнесении товара к тому или другому сортуучитывают вид и характер дефектов, их размер и местоположение на изделиях.Сорта устанавливают по балльной или ограничительной системе. Наиболеераспространенной является балльная система, при которой нормативнымидокументами для каждого из сортов ограничивают вид дефектов, их количество,размеры, местоположение на изделии. При балльной системе отклонения от нормыстандарта по контролируемым показателям и параметрам дефектов оценивают в условныхединицах — баллах.
Путем сравнения суммы баллов, полученных изделиемпри контроле, с нормативными требованиями стандартов, предусматривающими длякаждого сорта допустимую сумму баллов, товар относят к тому или иному сорту.
Следует отметить, что в последние годынаблюдается тенденция к уменьшению количества сортов или вообще к отказуделения товаров на сорта.
Изделия из пластмасс, мебель и технически сложныеизделия на сорта не делят, сохранив лишь градацию на годные и негодные товары.
Как указывалось выше, для оценки уровня качестваряда групп товаров применяются другие градации. Например, туалетное мыло идухи, исходя из уровня потребительских свойств, определяемых рецептурой(составом), подразделяют на группы качества; цементы, исходя из их прочностныхпоказателей, делят на марки; а писчую бумагу в зависимости от белизны,плотности и других свойств, определяющих уровень ее качества, делят на номера.
2. Товарная информация: понятие, виды, формы,требования
Изготовитель или продавец товара обязансвоевременно предоставлять потребителю (покупателю) всю необходимую идостоверную информацию о предлагаемых для реализации непродовольственныхтоварах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора. Такая информация взависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена ввиде маркировки, т. е. информации, наносимой непосредственно на конкретныетовары, тару, этикетки, ярлыки и т. п., или в виде текстового документа(паспорта, руководства по применению и др.), непосредственно прикладываемого кконкретному товару. Информация, предоставляемая непосредственно с товаром,должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке. Онаможет быть частично или полностью продублирована на иностранных языках, а потребованию заказчика — изложена на государственных языках субъектов РФ и языкахнародов РФ.
Информация для потребителя в обязательном порядкедолжна содержать следующие данные:
— наименование товара;
— наименование страны-изготовителя;
— наименование фирмы-изготовителя;
— основное (или функциональное) предназначениетовара или область его применения;
— правила и условия безопасного хранения,транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта,утилизации и т. п.;
— основные потребительские свойства илихарактеристики;
— информацию об обязательной сертификации;
— юридический адрес изготовителя и (или) продавца.
Кроме того, в зависимости от вида и техническойсложности товара изготовитель или продавец должен обеспечить необходимую идостаточную для потребителя информацию по безопасности, экономичности,энергоэкономичности и других свойствах товара, применив все или часть сведенийиз ниже приведенного перечня:
— масса нетто, основные размеры, объем иликоличество;
— состав (комплектность);
— товарный знак (товарная марка) изготовителя;
— дата изготовления;
— срок годности (службы);
— обозначение нормативного или техническогодокумента, по которому изготавливается товар (для товаров отечественногопроизводства);
— информацию о добровольной сертификации (приналичии);
— информацию о знаке соответствия (при наличии);
— штриховой код товара (при наличии);
— информацию о специфических свойствах товара (приналичии).
Вся информация должна быть достоверной, исоответствие товара заявленной информации должно стать объективным требованиемдля изготовителя и продавца.
Наименование товара должно соответствоватьгосударственным стандартам РФ и общероссийским классификаторамтехнико-экономической информации.
Поступающие по импорту товары, не являющиесятрадиционными для России, должны иметь наименования, соответствующиемеждународным, региональным или национальным стандартам, а при их отсутствии — наименованиям,применяемым в стране-изготовителе. Использование в информации о товаре такиххарактеристик, как «экологически чистый», «изготовленный безприменения вредных веществ» и т. п., носящих, как правило, рекламныйхарактер, допускается при наличии нормативной документации, позволяющейпровести контроль и идентификацию заявленных характеристик, а также приподтверждении этого органами, уполномоченными для проведения процедуры такогоконтроля. Наименование страны-изготовителя указывается по названию, принятому вООН. Если товар, изготовленный в одной стране, проходит в другой стране техническуюобработку, которая изменяет его свойства или превращает в конечное готовоеизделие, то эта другая страна рассматривается как страна-изготовитель данноготовара.
В том случае, если изготовитель товара неявляется упаковщиком или экспортером, наряду с изготовителем должны бытьуказаны юридические адреса упаковщика и экспортера.
Основное или функциональное назначение товара,его основные потребительские свойства, область его использования, правила иусловия безопасности и технически грамотной эксплуатации, ремонта, утилизации идр. должны сообщаться потребителю в соответствии с требованиями нормативногоили технического документа на товар.
Масса товара, основные его размеры, объем иколичество товара должны указываться в метрической системе единиц (СИ).
Состав и комплектность товара должны бытьпредставлены в виде перечня с наименованием «Состав»,«Комплектность».
Товарный знак или товарная марка изготовителяпроставляется непосредственно на товарах, таре пли на ярлыках и этикетках.
С учетом особенностей конкретных товаров винформации о них указывают срок хранения и срок годности (службы) или толькосрок годности (службы) товара.
Изготовитель должен указывать срок годности, еслиданный товар включен в утвержденный Правительством РФ Перечень товаров, для которыхустановление срока годности обязательно.
Для товаров с практически неопределеннымидлительными (многолетними) сроками хранения сроки их годности или срокихранения в информации для потребителя не указывают, а устанавливают в договорекупли-продажи.
Срок годности (или службы) исчисляют с датыизготовления и указывают непосредственно на товаре, транспортной илипотребительской таре с использованием одной из типовых формулировок:«Годен в течение… (лет, месяцев, суток)», и (или) «Годен до…(число, месяц, год)», и (или) «Использовать до… (число, месяц,год)», «Срок службы… (лет, месяцев, суток, циклов)».
В информации для потребителя па отечественнуюпродукцию должна приводиться ссылка на нормативную или техническуюдокументацию, из которой она была взята.
Информация о товаре располагается в одном илинескольких удобных для прочтения местах, при этом следует размещать информациювсегда в одних и тех же местах единицы товара, тары, упаковки.
При небольших размерах единиц тары или упаковки,на которых технически сложно разместить текст необходимой информации полностью,а также па сувенирных и подарочных изделиях допускается данные о товаре иличасть из них помещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице тары,упаковки, групповой упаковки или в сопроводительной документации кпоставляемому товару.
Важное значение для потребителей и участниковкоммерческой деятельности имеют информационные знаки, представляющие собойусловные обозначения, предназначенные для оценки свойств и идентификации характеристиктовара.
К информационным знакам относятся знаки, которыеинформируют:
— о предприятии (фирме)-изготовителе (товарныезнаки и знаки обслуживания);
— соответствии товара нормативным документам(сертификационные знаки и знаки соответствия);
— составе (комплектации) товара и содержании в немотдельных составляющих;
— правилах использования товара;
— проведении погрузочно-разгрузочных работ стоваром и его транспортировке (манипуляционные знаки);
— опасности и риске, возникающих прииспользовании, хранении, транспортировании и утилизации потенциально опасныхвеществ, изделий и материалов (предупредительные символы);
— правилах утилизации упаковки (экологическиезнаки).
Функции информационных знаков могут выполнятьграфические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, цвет и форма изделия илиего упаковки.
Порядок присвоения информационных знаков иправила маркировки товаров устанавливаются стандартами или другими документами.
Товарные знаки и знаки обслуживания представляютсобой обозначения, позволяющие различать между собой товары и услуги различныхюридических или физических лиц. Товарные знаки должны выделять продукцию иуслуги определенного предприятия из числа аналогичных, предлагаемых другимипредприятиями.
Товарный знак в России регистрируется в Государственномреестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ на имя юридического илифизического лица сроком на 10 лет, с правом последующего продления каждый разна 10 лет. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Право натоварный знак охраняется законом. Владелец товарного знака имеет исключительноеправо пользоваться этим знаком, а также запрещать его использование другимлицам или наоборот предоставлять право использования знака другим лицам полицензионному договору или договору об уступке товарного знака.
Знаки соответствия — это обозначения, которыенаносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качестватовара требованиям стандартов или других нормативных документов. Например, знаксоответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, свидетельствует опроведении идентификации продукции и оценке ее соответствия требованиямбезопасности третьей независимой стороной.
По своей принадлежности знаки соответствияподразделяют на национальные и транснациональные.
Национальные знаки соответствия стандартамрегистрируются национальными органами стандартизации и сертификации изащищаются национальным законодательством.
Транснациональные знаки соответствия стандартамприменяются в ряде стран с целью взаимного признания результатовсертификационных испытаний и контроля на базе гармонизированных стандартов.Так, например, Европейский комитет по стандартизации (CEN) учредил знак «CEN», присваиваемыйпродукции, удовлетворяющей требованиям соответствующего европейского стандартаили документов CEN по гармонизации. В этом случае знак «CEN» признается всемиучастниками соглашения, входящими в Европейский комитет по стандартизации, аименно странами — членами Европейского экономического сообщества и Европейскойассоциации свободной торговли.
При использовании (эксплуатации) некоторыхпромышленных товаров требуется соблюдение определенных правил. Помимо ихсловесного описания, на упаковке и (или) на товаре помещают графическиесимволы, указывающие на те или иные операции, соблюдение которых обеспечиваетсохранение качества товара.
Так, на упаковках и этикетках текстильных товарови швейно-трикотажных изделий помещают международные символы, регламентирующиережимы стирки, отбеливания, глажения, химической чистки и сушки.
Для указания допустимых способов обращения сгрузами (транспортной упаковкой товаров) используются манипуляционные знаки.
Изображение, наименование, назначение, размеры иправила размещения манипуляционных знаков регламентируются ГОСТ 14192-96«Маркировка грузов».
Важное значение имеет предупредительнаямаркировка, наносимая на упаковку или транспортную тару материалов и веществ,способных причинить вред человеку или окружающей среде. Предупредительнуюмаркировку производят с помощью предупреждающих символов и поясняющего текста.
В настоящее время существуют различныемеждународные требования по классификации и маркировке опасных веществ иматериалов (ОВМ), разработанные органами ООН, Международной организацией труда(МОТ), Евросоюзом (ЕС) и др. Наиболее распространены системы маркировки,используемые при транспортировке опасных веществ и материалов и основанные нарекомендациях ООН.
Большинство стран Европы руководствуется принанесении предупредительной маркировки директивами ЕС.
В целях обеспечения безопасности для жизни,здоровья и имущества потребителей и охраны окружающей среды на упаковкунаносятся экологические знаки, указывающие на способ ее утилизации.
Важнейшим видом маркировки товара являютсяштриховые коды (ШК).
Штриховые коды, представляющие собой по внешнемувиду прямоугольник с комбинацией темных и светлых полоси цифровыхобозначений, стали неотъемлемым элементом маркировки товаров не толькоимпортного, но и отечественного происхождения.
В соответствии с требованиями проведениявнешнеторговых операций наличие штрихового кода является обязательным условиемэкспорта. Отсутствие штрихового кода часто является причиной сниженияконкурентоспособности ряда отечественных товаров на внешнем рынке.
Штриховой код — товарный знак, наносимый на товарили его упаковку в виде машиночитаемого штрихового или цифрового символа.
Штриховой код является одним из средств системыавтоматической идентификации товара, к которой также относятся средствацифровой, магнитной, радиочастотной, звуковой и визуальной идентификации (магнитнаякарточка, радиочастотная бирка и т. д.). Его главное преимущество перед другимисредствами автоматической идентификации заключается в возможности оперативнопередавать информацию о товаре по системе электронной связи, т. е. ШК являетсяэффективным средством телекоммуникации.
Штриховой код предназначен:
— для оперативной идентификации товара ипроизводителя;
— проведения торговых сделок «без бумаг»:ШК сокращает издержки на делопроизводство с 15 до 0,5-3% от стоимости товара;
— автоматизированного учета и контроля товарныхзапасов;
— оперативного управления процессомтовародвижения: отгрузки, транспортировки и складирования товаров(производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, внекоторых случаях — до 80%);
— информационного обеспечения маркетинговыхисследований.
Области применения ШК достаточно разнообразны:промышленное производство, оптовая и розничная торговля, складское хозяйство,транспорт, банковское дело, таможенный контроль, страхование, здравоохранение,издательство и др.
Каждому виду, разновидности, модификации товараприсваивается индивидуальный товарный номер (обозначается штриховым кодом). Приизменении потребительских свойств товара (состава, формы, размера, массы, конструкции,цвета, вида и способа упаковки, комплектности и т. д.) его ШК обязательноменяется. Только рыночное колебание цены на товар не влечет за собой измененияего товарного номера (кода).
Размещают ШК, как правило, на задней стенкеупаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев. Поверхность упаковки при этом должна быть абсолютно ровной, без перфорации, рисункови т. д. При использовании мягких упаковок (пакетов из полимерных материалов)для нанесения ШК выбирают такое место, на котором штрихи будут параллельныднищу упаковки.
На каждой упаковке размещают лишь один код EAN или UPC, однако если товарзарегистрирован в двух ассоциациях, то в противоположных концах упаковкинаносят два кода.
Таким образом, даже знание этих простейших правилиногда может защитить потребителя от подделки ШК.
Существуют два принципиально разных вариантананесения ШК на товар или его упаковку:
1) полиграфическим способом;
2) в виде самоклеющихся этикеток, ярлыков и т. д.
Для считывания ШК применяют:
— стационарные и портативные лазерные сканеры,позволяющие считать ШК на различных расстояниях от товара: от 60 см до 5-6 м;
— кассовые терминалы, оснащенные системамисчитывания ШК;
— оптические контактные считыватели в виде ручек,карандашей, лазерных пистолетов и др.
Единственной организацией в России и странах СНГ,имеющей право регистрировать предприятия в Международной системе EAN и предоставлятьуникальные штриховые коды EAN и американские коды UPC, является Внешнеэкономическая ассоциация в областиавтоматической идентификации UN/SCAN (ЮНИСКАН). Любое предприятие может статьполноправным членом — пользователем Международной ассоциации EAN и получить товарный номер(штриховой код) на свою продукцию.

Список литературы
1.Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник /Под ред. ШевченкоВ.В. – М.: ИНФРА-М, 2006.
2.Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник/ Под ред. НевероваА.Н. – М.: ИНФРА, 2005.
3.Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник. – М.: ИНФРА,2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.